Вовлеченность граждан в государственное управление или совместное руководство методы и формы

Обновлено: 01.05.2024

Российский фонд фундаментальных исследований и Экспертный институт социальных исследований поддержали проект преподавателей и студентов Юридического института ВлГУ. Тема проекта - «Стимулирование граждан к «совместному управлению»: фокус на стратегиях геймификации».

Руководитель проекта – заведующий кафедрой ФПиТД, кандидат юридических наук Ирина Владимировна Погодина. В команду проекта входят профессор кафедры ФПиТД, доктор юридических наук Александр Валентинович Аверин, а также молодые исследователи, актив Студенческого научного общества Юридического института ЮИ ВлГУ - Данила Авдеев, Виталий Манохин. Несколько лет члены команды ведут исследования в сфере государственного управления и реализации государственных услуг.

Новое исследование коллектива из ЮИ направлено на решение актуальной проблемы привлечения граждан к участию в публичном управлении. Органы власти предлагают гражданам использовать электронные инструменты (сайты, платформы, приложения для смартфонов), позволяющие высказать свою позицию по тем или иным вопросам, вступить в диалог с администрацией, проголосовать по общественно-значимым темам. Несмотря на очевидное удобство данных сервисов, они не всегда активно и в полной мере используются населением (хотя наблюдается положительная динамика). Уровень гражданской активности остаётся низким.Это особенно актуально сегодня, когда участниками общественной (в том числе политической) жизни становятся «цифровые аборигены» - молодые люди, в известной степени «живущие» в цифровой среде, для которых привычны игровые технологии.

Геймификация электронных сервисов органов власти – это относительно новая форма привлечения населения к управлению. Геймификация может быть рассмотрена как применение игровых элементов в неигровых ситуациях и применена для организации контента сайтов (платформ) публичных органов власти. Применение данного подхода также может стимулировать креативное мышление пользователей для достижения общественных целей.

Проект имеет два блока: первый связан с обобщением научных взглядов на «совместное руководство» и исследование мотивации граждан принимать участие в публичном управлении; второй – с рассмотрением геймификации как инновационного способа для вовлечения граждан в публичное управление. Результаты проекта планируется отразить в научных публикациях, запланировано издание рекомендаций для органов власти по совершенствованию механизмов стимулирования граждан участвовать в публичном управлении. Срок реализации проекта весьма короткий, поэтому предстоит напряженная и, надеемся, эффективная работа.


Слева направо: Данила Авдеев (председатель СНО ЮИ), Ирина Погодина (зав. каф. ФПиТД, ответственный за НИРС ЮИ), Виталий Манохин (зам. Председателя СНО ЮИ)

Основными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:

- финансовое администрирование, экономическая безопасность;

- регулирование иностранных инвестиций;

- развитие региональной внешнеэкономической деятельности.

В направлении этих исследований кафедра сотрудничает с государственными органами региона, различными организациями. Результаты научных исследований систематически публикуются в статьях (в том числе Scopus, журналах «списка ВАК»), научных докладах, в сборниках научных статей.

Регулярно кафедра проводит научно-практические семинары по проблемам теории и практики управления, региональной инновационной экономики, финансового права.

На кафедре ведется целенаправленная научно-исследовательская работа со студентами. Ежегодно проводятся научные конференции студентов, а также организуется их участие во всероссийских научных мероприятиях.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в разработке темы научно-исследовательской работы «Проектирование, моделирование и прогнозирование развития социально-экономических (в том числе правовых) систем».

Список научных статей в рецензируемых журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией

2020 год

  1. Аверин А.В., Погодина И.В., Лазарева К.А. Страхование информационных рисков (киберстрахование) - новая необходимость бизнеса, перспективы развития // Безопасность бизнеса. 2020. № 1. С. 47-51.
  2. Аверин А.В., Манохин В.С. Цифровая правовая культура как необходимость в условиях информационного общества // Культура: управление, экономика, право. - 2020. - № 2. - С. 15-18.
  3. Аверин А.В., Погодина И.В., Авдеев Д.А. Зарубежный опыт установления юридической ответственности за неучастие в голосовании: позитивный и негативный аспекты // Избирательное законодательство и практика. 2020. № 1. С. 34-37.
  4. Аксенов И.А. Особенности осуществления подготовки, переподготовки, и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов // Кадровик. 2020. № 1. С. 61-67.
  5. Аксенов И.А. Внедрение тайм-менеджмента в сортировочном центре ФГУП «Почта России». Кадровик. 2020. № 3. С.76-81.
  6. Аксенов И.А. Анализ динамики международных торговых операций на рынке овощей и фруктов в России. Овощи России. 2020. № 1. С. 86-93.
  7. Мешков Д.Н., Большаков Е.О. Дисциплинарное производство в таможенных органах Российской Федерации // Наука Красноярья. Том 9. № 2-2. 2020. С. 71-76.
  8. Погодина И.В., Маркова Н.М. Нравственный закон и защита нравственности несовершеннолетних: опыт России и Германии // Культура: управление, экономика, право. 2020. № 1. С. 33-37.
  9. Погодина И.В., Лазарева К.А. Необходимость внедрения и правового регулирования программы smart security в аэропортах // Транспортное право. 2020. № 1. С. 26-30.
  10. Погодина И.В. Вовлеченность граждан в государственное управление или «совместное руководство»: методы и формы // Госвласть и местное самоуправление. 2020. № 4. С. 23-27.
  11. Погодина И.В., Манохин В.С. Е-работа: постановка проблемы // Кадровик. 2020. № 4. С. 33-39.
  12. Савельева О.Е. Шаназарова Е.В., Влияние big data и алгоритмов на конкуренцию в России // Наука Красноярья. Том 9. 2020. № 2-2. С. 157.
  13. Стрельцов Р.С., Боровков В.М. Проблемы реализации политики импортозамещения в РФ // Наука Красноярья. Том 9. 2020. № 2-2. С.96 -100.
  14. Стрельцов Р.С., Пылаева А.С. Итальянская налоговая система // Налоги. 2020. № 2. С. 37-38
  15. Сальникова А.В. Модный контрафакт в России: современные тенденции // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 1. С. 57-66.
  16. Щека А.А. «Все включено» - факторы системы // Туризм: право и экономика. 2020. № 1. С. 14-15.
  17. Щека А.А., Трунин Г.А. Инновационная организация в современных экономических условиях // Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 2-2. С. 113-117.

2019 год

  1. Мешков Д.Н., Лазарева К.А. (студент) Активность контрольно-надзорных органов: необходимость и достаточность // Государственная власть и местное самоуправление. - 2019. - № 1. – С. 19-23.
  2. Щека А.А. Незаконный вывоз культурных ценностей из стран Ближнего востока: правовые и экономические факторы // Культура: управление, экономика, право. – 2019. - № 1. – С. 51-54.
  3. Погодина И.В., Лазарева К.А. (студент) Необходимость правового регулирования этики в рекламе // Конкурентное право. - 2019. - № 1. – С. 32-34.
  4. Шаназарова Е.В. Коллизии действующего законодательства в сфере кредитной кооперации // Банковское право. – 2019. - № 1. – С. 35-39.
  5. Погодина И.В., Маркова Н.М. «Религиозная социализация» как источник мотивации для государственных служащих // Госвласть и местное самоуправление. – 2019. - № 2. – С. 14-19.
  6. Погодина И.В., Лазарева К.А. (студент) Организация контроля пассажиров в аэропортах Российской Федерации // Туризм: право и экономика. - 2019. - № 1. – С. 26-28.

Щека А.А. Роль предпринимателей в развитии туризма в развивающихся странах на примере Арабской республики Египет // Туризм: право и экономика. - 2019. - № 1. - С. 19-21.

Погодина И.В., Авдеев Д.А. (студент) Возможности применения технологии Blokchain в публичном управлении // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2019. - № 2. - С. 9-11.

Аверин А.В., Погодина И.В., Авдеев Д.А. (студент) Органы государственной и муниципальной власти в социальных сетях: цели присутствия // Госвласть и местное самоуправление. – 2019. - № 6.

Авдеев Д.А. (студент) ТЕХНОЛОГИЯ "BLOCKCHAIN" КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2019. – Т. 217. № 3. – С. 421-429.

Погодина И.В., Баранова А.Ф. Эко-туризм: необходимость определения и регулирования // Туризм: право и экономика. – 2019. - № 4.

Погодина И.В. Валентик М.С. (студент) налоговый комплаенс: право, обязанность или моральная норма // Налоги-журнал. – 2019. - № 6.

Стрельцов Р.С. "Проблемы применения ответственности за контрабанду наркотиков в странах ЕАЭС" одобрена для опубликования в журнале Таможенное дело. – 2019. – №4.

Стрельцов Р.С., Пылаева А.С. Химическая промышленность в России и за рубежом // Наука красноярья. – 2019. –Том 8 №3-2 С. 95-101


Окончила юридический факультет Владимирского государственного педагогического университета.

Проходила службу в таможенных органах РФ, работала начальником юридического отдела ВГГУ.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | «Финансовое право», «Налоговое право», «Таможенное право».

1. 01.12-10.12.2011 г. «Защита прав интеллектуальной собственности в Швеции и Финляндии» (повышение квалификации, на англ. языке), 72 часа, удостоверение, (г. Стокгольм, г. Хельсинки);

2. 14.04-30.05.2014 г. «Религиозный компонент в системе образования» (повышение квалификации), 72 часа, удостоверение № 332401043867, ВлГУ, рег.№ ИПК-732;

3. 3.05-09.10.2015 г. «Противодействие коррупции» (повышение квалификации), 40 часов, удостоверение № 332402855238, ВлГУ, рег.ном. ИПК-2388;

4. 23.11.2015 – 31.01.2016 г. “Collective management of copyright and related rights for legal practitioners” (advanced course). WIPO Academy (Switzerland) / «Коллективное управление в области интеллектуальной собственности» (дистанционный курс), Академия Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) (г. Женева, Швейцария). (повышение квалификации, на англ. языке), 120 часов, сертификат;

5. 20.04.2016 – 05.05.2016 г. «Основные тенденции правового регулирования в современных условиях» 16 час, Удост. 332403609565, рег. номер ИПК-3439, дата выд. 05.05.2016 г.;

6. Профессиональная переподготовка по специальности «Таможенное дело» 11.07.2016 – 31.08.2016 г. (Диплом 332404299272 от 31.08.2016, ВлГУ).

7. 27.11.2017 – 14.12.2017 г. «Реализация практико-ориентированных подходов к образовательной деятельности в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации», 36 часов, ВлГУ

8. ДПП «Принципы создания и использования электронного курса в образовательном процессе» 72 часа от 15.05.2018 г., г. Тула, ТулГУ;

9. ДПП «Подготовка экспертов, привлекаемых к процедурам государственной аккредитации образовательной деятельности», 24 часа, 12.10.2018 г. , г. Москва, РГУ им. А.Н. Косыгина;

10. 2.10.2019 г. — 4.10.2019 г. ПК «Муниципальное правотворчество», г. Москва, «Профессорская академия образования»

Диссертационное исследование

В 2004 г. (НИИ УИС Минюста России, г. Москва) присуждена ученая степень кандидата юридических наук. В 2009 году получила звание доцента.

Публикации

Количество публикаций: более 150 (из которых 3 монографии, 4 учебных пособия, более 120 научных статей).

Значимые публикации за последние 5 лет:

Погодина И.В. К вопросу о формировании государственно-частного партнерства «таможня-бизнес» // Юрист. – 2016. - № 3. – С. 43-46.

Погодина И.В. Транспортное налогообложение в России за последние сто лет (1917-2017 гг) / И.В. Погодина, Ю.В. Леликова // История государства и права. - 2016. - № 13.- С. 60-64.

Погодина И.В., Борисова А.А. Налогообложения недвижимого имущества: проблемы и перспективы //Налоги. – 2015. - № 5. – С. 25-28.

Погодина И.В. Правовой статус таможенных администраций Скандинавских стран // Таможенное дело. – 2015. - № 3.

Погодина И.В. История правового регулирования торгово-туристических отношений России и Китая // Туризм: право и экономика. - 2017. - № 4.

Погодина И.В. Факторы, оказывающие негативное влияние на качество государственных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. - № 6. – С. 23-26.

Погодина И.В. Целесообразность аутсорсинга государственных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. - № 9. – С. 21-24.

Погодина И.В., Авдеев Д.А. Возможности применения технологии Blokchain в публичном управлении // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2019. - № 2. - С. 9-11.

Погодина И.В. Вовлеченность граждан в государственное упралвение или «совместное руководство»: методы и формы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. - № 4. – С. 6-8.

  • Сертификат наставника дипломанта третьего сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» (2020).
  • Благодарственное письмо ФАС России за руководство студентами при участии во всероссийском конкурсе эссе «Точка роста» (2016 г.),
  • Благодарностями Монгольской таможни за подготовку специалистов (2016 г.),
  • Благодарственным письмом группы компаний «Налоги и право» за подготовку участников Всероссийского конкурса научных эссе (2015 г.),
  • Грамотами ВРО Ассоциации юристов (2014 г., 2013 г.),
  • Благодарственным письмом НС «Интеграция» за руководство участником конкурса «Моя законотворческая инициатива»Государственной Думы Федерального собрания РФ (2011 г.);
  • грамотой Администрации Владимирской области за большую плодотворную работу по воспитанию одаренных и талантливых детей и молодежи (2011 г.);
  • Дипломом ЗС Челябинской области и Южно-уральского федерального университета за лучшее учебное пособие Всероссийского конкурса (2009 г.)

Авдеев Д.А. — лауреат всероссийского конкурса «Экономический рост России» (2019 г.)

Котов И. финалист XX международного конкурса научных работ студентов и молодых ученых памяти Галины Васильевны Старовойтовой «Галатея»;

Команда студентов — 2 место в 10 ежегодной межвузовской налоговой олимпиаде (Владимир, 2019)

Валентик М.С., Кулакова О.С. — победители в номинации конкурса ФАС России «Точка Роста» (2019 г.)

Кирова И. победительница Конкурса молодых международников СНГ имени А.А. Громыко (2019 г.)


В статье автор обозначает проблемы, возникающие в рамках внедрения цифровых технологий в государственное управление в Российской Федерации, а также направления их преодоления.

Ключевые слова: государственная власть, государственное управление, цифровизация, цифровое правительство, цифровые технологии, электронное правительство.

Расширение применения цифровых технологий — общемировой тренд управленческой деятельности органов государственной власти. Соответствующие научные разработки и практики характерны для большинства современных государств мира, которые принято относить к передовым и развитиям.

Цифровизация официально признается одним из направлений развития государственного управления в Российской Федерации. Значимость и важность внедрения современных информационно-коммуникационных технологий неоднократно отмечались Президентом Российской Федерации [11], подчеркивались в нормативных актах Правительства Российской Федерации [6], а также отражались в решениях иных субъектов государственной власти и управления на федеральном [8] и региональном уровнях [7].

В целом следует указать на большой объем работы, проделанной в данном направлении. Так, по итогам очередного выпуска глобального рейтинга ООН по развитию электронного правительства (EGDI) в 2020 году Российская Федерация заняла 36 место, а Москва в 2018 году заняла первое место в соответствующем рейтинге среди городов [12].

Однако анализ нормативных актов, регулирующих соответствующие процессы, позволяет отметить недостатки:

— различие в статусах программных и нормативных документов (часть из них является актами Президента, часть принята Правительством, часть утверждена даже не органами власти, а совещательными структурами);

— отсутствие в актах структурного единства (из-за того, что акты принимаются разными органам и имеют разный статус объективно сложно ожидать от них структурного единства, которое позволило бы применять их комплексно);

— различие целей и целевых показателей (даже при наличии таких элементов, которые, в свою очередь, указываются далеко не всегда);

— подзаконный характер регулирования многих вопросов, для которых более обоснованной, оправданной и эффективной выступила бы законодательная форма закрепления;

— отсутствие «четкой градации по масштабности и приоритетности» в содержании актов [3].

В то же время потенциал применения цифровых технологий в сфере государственное управление не только не исчерпан, но даже не до конца оценен, хотя соответствующие попытки на официальном уровне предпринимаются [14]. При этом расширение применения цифровых и информационных технологий в системе современного государственного управления уже серьезно трансформирует внешние формы управленческой деятельности органов власти. Применение цифровых технологий в некоторых вопросах уже вытеснило традиционные формы. Эти изменения настолько существенные, что рядом авторов высказывается мнение, что наметившаяся цифровизация государственного управления — это новая административная реформа [4].

Специалисты говорят о появлении «E-governance» («электронного правительства» или «цифрового правительства» [2]), характеризуя его как новую форму государственного управления, основанную на информационно-коммуникационных технологиях [13] и ориентированную на «эффективное, быстрое и прозрачное предоставление информации гражданам, а также органам государственной власти для обеспечения успешного функционирования государства» [15].

При этом все большую роль в подобном управлении должны играть граждане, выступая участниками «совместного управления» территориями, регионами и государством в целом. В связи с этим, вероятно, предстоит системное преобразование в формах, методах и структуре, а также самой деятельности государственно-властных институтов, кардинальное увеличение уровня участия (вовлеченности) населения в процедуры принятия решений, а также развитие эффективной и быстрой обратной связи, повышение открытости государства и его отдельных институтов [5]. Интересно отметить, что специалисты отмечают даже перспективность технологии геймификации для применения в данной сфере [1].

В настоящее время одним из ключевых технологических инструментов подобного государственного управления выступают специализированные цифровые платформы. В связи с этим можно отметить, что Российская Федерация не является аутсайдером, а, например, портал «Активный Гражданин», упоминается в зарубежных источниках в позитивном ключе [16]. Также постоянно повышается эффективность деятельности портала (порталов) государственных и муниципальных услуг как за счет повышение числа сервисов, так и за счет повышения уровня их удобства. В частности, уже вполне реалистичными кажутся задачи по оказанию государственных услуг в проактивном режиме.

Таким образом, новые цифровые и информационные технологии, включая социальные сети, цифровые платформы, мобильные приложения и иные аналогичные инструменты, уже влияют на осуществление руководства службами и управление территориями, оказание государственных и муниципальных услуг государственными органами власти и органами местного самоуправления. В том числе цифровизация сделала «совместное управление» реальной формой более высокого уровня вовлечения граждан в управление делами государства [9]. В то же время положительные эффекты цифровизации в сфере государственного управления могут быть в полной мере достигнуты только при условии, что «информационными» и «цифровыми» станут если не все, то значительно большинство функций, стадий и появлений процесса управления [10].

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, Российская Федерация, государственная власть, электронное правительство, EGDI, структурное единство.


В статье автор обозначает проблемы, возникающие в рамках внедрения цифровых технологий в государственное управление в Российской Федерации, а также направления их преодоления.

Ключевые слова: государственная власть, государственное управление, цифровизация, цифровое правительство, цифровые технологии, электронное правительство.

Расширение применения цифровых технологий — общемировой тренд управленческой деятельности органов государственной власти. Соответствующие научные разработки и практики характерны для большинства современных государств мира, которые принято относить к передовым и развитиям.

Цифровизация официально признается одним из направлений развития государственного управления в Российской Федерации. Значимость и важность внедрения современных информационно-коммуникационных технологий неоднократно отмечались Президентом Российской Федерации [11], подчеркивались в нормативных актах Правительства Российской Федерации [6], а также отражались в решениях иных субъектов государственной власти и управления на федеральном [8] и региональном уровнях [7].

В целом следует указать на большой объем работы, проделанной в данном направлении. Так, по итогам очередного выпуска глобального рейтинга ООН по развитию электронного правительства (EGDI) в 2020 году Российская Федерация заняла 36 место, а Москва в 2018 году заняла первое место в соответствующем рейтинге среди городов [12].

Однако анализ нормативных актов, регулирующих соответствующие процессы, позволяет отметить недостатки:

— различие в статусах программных и нормативных документов (часть из них является актами Президента, часть принята Правительством, часть утверждена даже не органами власти, а совещательными структурами);

— отсутствие в актах структурного единства (из-за того, что акты принимаются разными органам и имеют разный статус объективно сложно ожидать от них структурного единства, которое позволило бы применять их комплексно);

— различие целей и целевых показателей (даже при наличии таких элементов, которые, в свою очередь, указываются далеко не всегда);

— подзаконный характер регулирования многих вопросов, для которых более обоснованной, оправданной и эффективной выступила бы законодательная форма закрепления;

— отсутствие «четкой градации по масштабности и приоритетности» в содержании актов [3].

В то же время потенциал применения цифровых технологий в сфере государственное управление не только не исчерпан, но даже не до конца оценен, хотя соответствующие попытки на официальном уровне предпринимаются [14]. При этом расширение применения цифровых и информационных технологий в системе современного государственного управления уже серьезно трансформирует внешние формы управленческой деятельности органов власти. Применение цифровых технологий в некоторых вопросах уже вытеснило традиционные формы. Эти изменения настолько существенные, что рядом авторов высказывается мнение, что наметившаяся цифровизация государственного управления — это новая административная реформа [4].

Специалисты говорят о появлении «E-governance» («электронного правительства» или «цифрового правительства» [2]), характеризуя его как новую форму государственного управления, основанную на информационно-коммуникационных технологиях [13] и ориентированную на «эффективное, быстрое и прозрачное предоставление информации гражданам, а также органам государственной власти для обеспечения успешного функционирования государства» [15].

При этом все большую роль в подобном управлении должны играть граждане, выступая участниками «совместного управления» территориями, регионами и государством в целом. В связи с этим, вероятно, предстоит системное преобразование в формах, методах и структуре, а также самой деятельности государственно-властных институтов, кардинальное увеличение уровня участия (вовлеченности) населения в процедуры принятия решений, а также развитие эффективной и быстрой обратной связи, повышение открытости государства и его отдельных институтов [5]. Интересно отметить, что специалисты отмечают даже перспективность технологии геймификации для применения в данной сфере [1].

В настоящее время одним из ключевых технологических инструментов подобного государственного управления выступают специализированные цифровые платформы. В связи с этим можно отметить, что Российская Федерация не является аутсайдером, а, например, портал «Активный Гражданин», упоминается в зарубежных источниках в позитивном ключе [16]. Также постоянно повышается эффективность деятельности портала (порталов) государственных и муниципальных услуг как за счет повышение числа сервисов, так и за счет повышения уровня их удобства. В частности, уже вполне реалистичными кажутся задачи по оказанию государственных услуг в проактивном режиме.

Таким образом, новые цифровые и информационные технологии, включая социальные сети, цифровые платформы, мобильные приложения и иные аналогичные инструменты, уже влияют на осуществление руководства службами и управление территориями, оказание государственных и муниципальных услуг государственными органами власти и органами местного самоуправления. В том числе цифровизация сделала «совместное управление» реальной формой более высокого уровня вовлечения граждан в управление делами государства [9]. В то же время положительные эффекты цифровизации в сфере государственного управления могут быть в полной мере достигнуты только при условии, что «информационными» и «цифровыми» станут если не все, то значительно большинство функций, стадий и появлений процесса управления [10].

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, Российская Федерация, государственная власть, электронное правительство, EGDI, структурное единство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: