Виды судов в физкультуре

Обновлено: 28.04.2024

В зависимости от типа судов спортивную (скоростную) Греблю подразделяют на следующие виды: академическая— на специальных, особо быстроходных судах, где спортсмен гребет одним или двумя веслами («распашная гребля», либо «парная гребля»); на байдарках — легких судах с двухлопастными веслами, где гребут сидя, попеременно правым и левым концами весла; на каноэ — легких лодках, напоминающих индейские пироги, на которых гребут одним лопатообразным веслом, стоя на одном колене; на морских ялах.

Гребля относится к физическим упражнениям циклического характера с содружественной работой правой и левой половины тела (за исключением Гребли на байдарках и каноэ). Преодоление при Гребле сопротивления воды, увеличивающегося с ускорением продвижения лодки, связано со значительным мышечным усилием, что делает Греблю хорошим средством развития мускулатуры, органов кровообращения и дыхания, а также общей физ. выносливости организма.

Основная нагрузка при Г. падает на мышцы плечевого пояса, спины и брюшного пресса. При академической Г. благодаря тому, что суда оборудованы подвижными сиденьями, в активную работу вовлекаются и мышцы ног, которые при других видах Г. находятся преимущественно в состоянии тонического напряжения.

Воздействие Г. на организм зависит прежде всего от дистанции и скорости, в связи с чем работа организма может быть средней, большой и субмаксимальной интенсивности. Большое влияние на интенсивность мышечной работы оказывают также внешние условия: при встречном течении, Ветре нагрузка на организм спортсмена значительно возрастает.

Величина газообмена у гребцов находится в прямой зависимости от скорости передвижения лодки. Так, при скорости от 0,6 до 1,61 м/сек поглощение кислорода возрастает с 9,1 до 20,4 мл на 1 м пути. При особо интенсивной Г. легочная вентиляция достигает 154 л (в норме у мужчин 4—7 л), а поглощение кислорода — до 5,5 л в 1 мин. (в норме 3 л); кислородная задолженность доходит до 15—20 л. Характерным для спортивной Г. являются нередко отмечаемые у гребцов во время напряженных тренировочных занятий и гонок состояния «мертвой точки» и «второго дыхания» (см. «Мертвая точка»). Дыхание гребца ритмично и строго согласовано с работой веслами; оно имеет некоторые особенности при различных видах Г. Резко возрастающая при Г. вентиляция легких способствует развитию дыхательного аппарата, что выражается в уменьшении частоты дыхания в состоянии покоя, увеличении амплитуды дыхательных движений, силы дыхательных мышц, окружности и экскурсии грудной клетки. Жизненная емкость легких у гребцов нередко составляет 6—7 л и более.

Под влиянием тренировки у гребцов в состоянии покоя часто отмечают физиологическое урежение пульса (до 40—46 уд. в 1 мин.), нек-рое снижение АД; в период тренировки — ряд характерных особенностей ЭКГ (синусовая брадикардия, синусовая аритмия, расположение интервала SТ выше изоэлектрической линии и др.). У гребцов нередко увеличены размеры сердца (на 1 — 1,5 см) из-за гипертрофии миокарда желудочков, что связывают гл. обр. с резким возрастанием минутного объема сердца, а отчасти с нек-рым затруднением легочного кровообращения из-за явлений натуживания и задержки дыхания в момент гребка при форсированной Г. Минутный объем крови при Г. увеличивается до 15— 20 л, а на соревнованиях — до 30— 40 л; на финише частота сердечных сокращений может достигать 200— 240 уд. в 1 мин., значительно изменяется артериальное и венозное давление. После усиленной тренировки и соревнований у гребцов нередко отмечаются различные фазы миогенного лейкоцитоза, значительное повышение количества молочной к-ты в крови (до 50—55 мг%), большое количество ее в поте и моче, появление в моче белка (до 1—2%), падение веса тела иногда на 1,5—2 кг. Изменения показателей физиол, функций являются нормальной реакцией организма на интенсивную физ. нагрузку. Величина и характер функциональных сдвигов в организме при Г., а также время восстановления зависят, как и при других видах спорта, от степени физ. подготовленности и тренированности гребцов. У хорошо подготовленных спортсменов эти сдвиги обычно сглаживаются после 40—60 мин. отдыха. На соревнованиях дистанции различны в зависимости от вида Г., возраста и пола участников. В связи со значительной физиологической нагрузкой при тренировке и соревнованиях необходим систематический врачебный контроль, при к-ром следует обращать особое внимание на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата. Вследствие наклонного положения туловища при Г. у гребцов, занимающихся этим видом спорта в течение длительного времени, нередко могут отмечаться некоторые нарушения осанки и искривление позвоночника. В связи с этим при врачебном контроле необходимо тщательно обследовать состояние позвоночника. Лица с нарушением осанки, искривлением позвоночника или остаточными явлениями после травматических повреждений позвоночника к занятиям Г., как правило, не допускаются; более подробно противопоказания — см. Врачебный контроль, в физкультуре и спорте.

Первоначальное обучение детей Гребле можно начинать с 9—10 лет, спортивную тренировку в скоростной Г. — не ранее 13—14-летнего возраста.

Характерные травмы при занятиях Греблей: потертости ладоней (чтобы избежать их, следует смазывать кожу вазелином, глицерином); царапины и потертости верхних поверхностей бедер (для предупреждения их необходимо коротко стричь ногти на руках); потертости ягодиц. Для предупреждения простудных заболеваний при занятиях Г. в холодное время обязательно использование шерстяных носков, шерстяных трусов, курток из непродуваемой ткани, шерстяных шапочек и т. п.

Разностороннее воздействие на организм, общая гигиеническая обстановка занятий на воде, широкая возможность сочетания физ. упражнений с закаливанием — все это делает Г. весьма ценным видом спорта в общей системе физ. воспитания молодежи обоего пола. Прогулочная Г. в спокойном темпе связана с относительно небольшой физ. нагрузкой и в соответствующих формах (катание на лодках, водные экскурсии, туристские походы) является ценным средством укрепления здоровья, активного отдыха и для людей зрелого и старшего возраста.

При наличии мед. показаний строго дозированная спокойная Г. с успехом применяется в лечебной физкультуре.

Библиография: Заболевания и повреждения при занятиях спортом, под ред. А. Г. Дембо, Л., 1970; Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б. и Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов, с. 49, М., 1974; Куколевский Г. М. Врачебные наблюдения за спортсменами, М., 1975; Спортивная медицина, под ред. А. Г. Дембо, М., 1975; Физиология человека, под ред. Н. В. Зимкина, М., 1975.

предназначается, например, для гребного и парусного спорта и водного туризма. Среди гребных С. с. различают Академические суда (скифы и клинкеры — одиночки, двойки, четвёрки и восьмёрки), байдарки (См. Байдарка), Каноэ, шлюпки (См. Шлюпка), лодки для народной гребли, прогулок и др. Парусные С. с. делят по площади парусности, и виду парусного вооружения, размерам корпуса, мореходности (см. Яхта, Швертбот). Моторные С. с. (например, Скутеры, Глиссеры) оснащают лёгкими стационарными или подвесными двигателями внутреннего сгорания с гребными или воздушными винтами, реактивными двигателями. Парусно-моторные С. с. служат обычно для туристских прогулок и отдыха на воде, оборудуются каютами. К собственно С. с. относят учебные, гоночные и рекордные судна.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Спортивное судно" в других словарях:

КЛИНКЕР (спортивное судно) — КЛИНКЕР (англ. clinker), спортивное гребное академическое судно (из досок, собранных встык или внахлест), используемое в учебных целях … Энциклопедический словарь

Судно — корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классификация С. По назначению различают С.: транспортные, промысловые,… … Большая советская энциклопедия

Судно — 024 Судно (рисунок А.23) Стандартизованное графическое содержание: вид сбоку соответствующего водного транспортного средства. Назначение: указание на расположение служб водного транспорта и обозначение этих служб. Область применения: общественные … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Спортивное моторное судно — 4. Спортивное моторное судно Судно водно моторного спорта, имеющее ограничения по корпусу, двигателю и классифицируемое в соответствии с правилами соревнований Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Судно повышенной килеватости — 5. Судно повышенной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 15 до 20° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Судно умеренной килеватости — 4. Судно умеренной килеватости Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 10 до 15° Источник: ГОСТ 24161 80: Суда водно моторного спорта. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Честер (судно) — У этого термина существуют и другие значения, см. Честер (значения). Честер на реке Кантегир (Западный Саян) Честер спортивное судно, применяемое в водном туризме, разновидность надувного плота. Содержание … Википедия

АКАДЕМИЧЕСКОЕ СУДНО, академическая лодка — Спортивное гребное судно, предназначено для обучения академической гребле и проведения соревнований по гребному спорту. В соответствии с назначением академическое судно подразделяются на учебные и гоночные. По способу гребли различают парные… … Морской энциклопедический справочник

глубококилеватое судно — Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 20°. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта … Справочник технического переводчика

малокилеватое судно — Спортивное или гоночное моторное судно с углом килеватости на транце свыше 5 до 10°. [ГОСТ 24161 80] Тематики суда водно моторного спорта … Справочник технического переводчика

— моторные, парусные и гребные суда, служащие для целей развлечения, спорта и физкультуры. К С. С. можно отнести такие лодки, как охотничьи челноки, резиновые надувные лодки, водяные лыжи и велосипеды и пр.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

моторные, парусные и гребные суда, предназначенные и приспособленные для гонок, состязаний, прогулок, занятий спортом и водного туризма. Гребные спортивные суда подразделяются на учебные шлюпки для гребли, байдарки и академические гребные суда. Парусные спортивные суда делятся на три основные группы: гоночные яхты, крейсерские яхты и шлюпки, используемые для парусных и гребных гонок, для учебных целей и туризма. Парусные спортивные суда различаются по конструкции корпуса, форме его обводов. Моторные спортивные суда (скутера и моторные катера) по назначению делятся на учебные, гоночные и туристские. Спортивные суда смешанного типа обычно каютного типа, с внутренними помещением применяются в основном для туризма.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Полезное

Смотреть что такое "СПОРТИВНЫЕ СУДА" в других словарях:

СПОРТИВНЫЕ СУДА — см. Академические суда, Байдарка, Глиссер, Каноэ, Клинкер, Скутер, Яхта … Большой Энциклопедический словарь

спортивные суда — см. Академические суда, Байдарка, Глиссер, Каноэ, Клинкер, Скутер, Яхта. * * * СПОРТИВНЫЕ СУДА СПОРТИВНЫЕ СУДА, см. Академические суда (см. АКАДЕМИЧЕСКИЕ СУДА), Байдарка (см. БАЙДАРКА), Глиссер (см. ГЛИССЕР), Каноэ (см … Энциклопедический словарь

СПОРТИВНЫЕ СУДА МОТОРНЫЕ — охватывают как лодки самых малых размеров, так и большие океанские моторные яхты. К скоростным С. С. М. относятся: глиссеры, суда V образного типа (шарпи), морские сани. С. С. М. бывают как речные, так и чисто морские и устраиваются либо… … Морской словарь

СПОРТИВНЫЕ СУДА СМЕШАННОГО ТИПА — парусно моторные суда. Эти суда обычно каютного типа, с внутренним помещением. Они могут ходить как под парусами, так и под одним мотором, без парусов. Этот тип С. С. также близок к парусно моторным судам, применяемым для практических целей… … Морской словарь

СПОРТИВНЫЕ СУДА ГРЕБНЫЕ — имеют несколько подразделений: 1) Большие шлюпки типов, близких к судовым, и с теми же способами гребли. Эти шлюпки наиболее пригодны для совершения на них дальних водных экскурсий. 2) Лодки народной гребли сравнительно небольшие лодки… … Морской словарь

СПОРТИВНЫЕ СУДА ПАРУСНЫЕ — делятся на большие яхты и малые ботики и шлюпки. Самое маленькое спортивное судно это парусная байдарка, поднимающая лишь одного человека. Парусная яхта чрезвычайно мореходное судно, свободно справляющееся с такими неблагоприятными условиями… … Морской словарь

СУДА ГРАЖДАНСКИЕ — (Merchant vessels) суда, имеющие своим назначением обслуживать как водный транспорт, так и другие отрасли народного хозяйства. Гражданские суда могут быть различаемы между собой по следующим признакам: 1) по роду их специального назначения, по… … Морской словарь

Суда спортивные — спортивные суда суда, спроектированные, построенные или переоборудованные преимущественно или исключительно для занятий спортом, соревнований, тренировок, дальних спортивных плаваний, занятий другими водными техническими видами спорта;. … … Официальная терминология

СУДА ДЕРЕВЯННЫЕ — (Wooden ships) суда, корпуса которых построены из дерева; в настоящее время дерево в качестве судостроительного материала применяется главным образом для постройки речных судов, морских промысловых судов, каботажных парусных грузовых судов… … Морской словарь

Спортивные воздушные суда — воздушные суда, предназначенные для подготовки, тренировки авиационных спортсменов и проведения соревнований по авиационным видам спорта;. Источник: Приказ Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275 Об утверждении Федеральных авиационных правил… … Официальная терминология

Об утверждении правил классификации и технического надзора за спортивными судами

ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ от 5 ноября 2002 г. N 440

Председатель В.А. ФЕТИСОВ

к Приказу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 5 ноября 2002 года N 440

Правила классификации спортивных судов

1. Классификация спортивных судов в Российской Федерации осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 года N 74 "О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации".
2. Классификация спортивных судов производится по назначению, району плавания и основному двигателю .
Под cпортивными судами следует понимать суда, спроектированные, построенные или переоборудованные преимущественно или исключительно для занятий спортом, соревнований, тренировок, дальних спортивных плаваний, занятий другими водными техническими видами спорта.

3. По назначению спортивные суда классифицируются:
- Гоночные суда - суда, предназначенные преимущественно или исключительно для соревнований.
- Крейсерские суда - суда, предназначенные преимущественно или исключительно для дальних спортивных плаваний.
- Крейсерско - гоночные суда - суда, которые могут использоваться как для дальних спортивных плаваний, так и для соревнований (гонок).
- Учебно - тренировочные суда - суда, предназначенные преимущественно или исключительно для обучения спортсменов управлению
спортивным судном.
- Суда для установления рекордов скорости.

4. В зависимости от вероятных ветровых, волновых условий и удаленности от места ближайшей безопасной стоянки (убежища) спортивные суда классифицируются по следующим районам плавания:
- Категория 0 (Океан) - районы океанов с вероятной силой ветра более 28 м/с и вероятной высотой волны более 7 м, включая районы, в которых температура воздуха и воды может быть менее 5 град. С, где суда должны быть полностью автономны очень длительное время, способны противостоять тяжелым штормам и подготовлены к встрече с серьезной аварией без надежды на постороннюю помощь.
- Категория 1 (Открытое море) - морские районы вдали от берега с вероятной силой ветра более 28 м/с и вероятной высотой волны более 7 м, где суда должны быть полностью автономны длительное время, способны противостоять тяжелым штормам и подготовлены к встрече с серьезной аварией без надежды на постороннюю помощь.
- Категория 2 (Море) - районы с вероятной силой ветра 21 - 28 м/с и вероятной высотой волны 4 - 7 м, с удалением от места убежища не более 200 морских миль, где от судов требуется высокая степень автономности.
- Категория 3 (Морской ограниченный район) - районы с вероятной силой ветра 21 - 28 м/с и вероятной высотой волны 4 - 7 м, с удалением от места убежища не более 50 морских миль.
- Категория 4 (Прибрежный район) - районы с вероятной силой ветра 17 - 21 м/с и вероятной высотой волны 2 - 4 м, с удалением от места убежища не более 12 морских миль.
- Категория 5 (Закрытые воды) - ограниченные защищенные морские акватории с вероятной силой ветра 13 - 17 м/с, с удалением от места убежища не более 3 морских миль.
5. По основному двигателю спортивные суда классифицируются по следующим типам:
- Парусные суда - суда, основным двигателем которых является сила ветра.
- Моторные суда - суда, основным двигателем которых является механический двигатель.
- Гребные суда - суда, основным двигателем которых является мускульная сила человека.

к Приказу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 5 ноября 2002 года N 440

Правила технического надзора за спортивными судами

1. Технический надзор за спортивными судами в Российской Федерации осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в соответствии со статьей 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 года N 74 "О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации".
2. Технический надзор за спортивными судами предусматривает:
- первоначальное освидетельствование;
- очередное освидетельствование;
- специальное (внеочередное) освидетельствование.
3. Для проведения первоначального освидетельствования должно быть предъявлено само спортивное судно и предоставлены следующие документы:
- заявление о проведении первоначального освидетельствования;
- документы, подтверждающие право собственности на спортивное судно;
- документы производителя или иную техническую документацию (при наличии).
4. Для первоначального освидетельствования спортивное судно должно быть поднято из воды на берег и закреплено для безопасности осмотра.
5. При первоначальном освидетельствовании производится полный осмотр корпуса судна, осмотр и проверка действия всех механизмов, устройств и оборудования судна, а именно:
- обшивки и элементов набора корпуса;
- силовых элементов и узлов их крепления;
- палубного оборудования;
- леерных устройств;
- водонепроницаемости закрытий отверстий корпуса;
- рулевого устройства, включая рулевые приводы и рулевые механизмы;
- якорных и швартовных устройств;
- рангоута, стоячего и бегучего такелажа;
- системы текущей и аварийной откачки воды;
- противопожарных систем, конструктивных элементов противопожарной защиты и средств противопожарной безопасности;
- гребного винта и линии вала, включая подшипники, упругие соединения и уплотнения;
- главного двигателя и его систем (топливной системы, систем охлаждения и газовыхлопа);
- вспомогательной энергоустановки и ее систем;
- электрооборудования;
- радионавигационного оборудования;
- сигнально - отличительных огней и сигнальных средств;
- спасательных устройств, оборудования и аварийного снабжения.
6. По результатам первоначального освидетельствования составляется акт первоначального освидетельствования, на основании которого выдается свидетельство о годности к плаванию с указанием класса спортивного судна. Срок действия свидетельства о годности к плаванию - один год с момента выдачи.
7. Очередное освидетельствование спортивного судна производится с целью подтверждения соответствия судна требованиям классификации и безопасности мореплавания и продления действия свидетельства о годности к плаванию на очередной срок.
8. Спортивное судно должно быть предъявлено к очередному освидетельствованию не позднее истечения срока действия свидетельства о годности к плаванию (первоначального или очередного), а в случае истечения срока свидетельства о годности к плаванию до начала очередной навигации либо при временном отказе от эксплуатации судна - до первого выхода судна в плавание.
9. При проведении очередного освидетельствования спортивного судна представляются следующие документы:
- судовой билет;
- свидетельство о годности к плаванию;
- предыдущий акт освидетельствования (первоначального, очередного или специального).
10. Очередное освидетельствование судна может производиться как на берегу, так и на плаву. Очередное освидетельствование производится в порядке, установленном пунктом 5 настоящих Правил.
11. По результатам очередного освидетельствования составляется акт очередного освидетельствования, на основании которого при наличии положительного заключения о годности спортивного судна к плаванию органом, осуществляющим технический надзор, свидетельство о годности к плаванию продлевается на очередной срок.
12. Специальное (внеочередное) освидетельствование может быть произведено в любой момент в случаях изменения типа, назначения или района плавания спортивного судна, в том числе в результате ремонта, переоборудования, длительного срока эксплуатации спортивного судна либо его эксплуатации при неблагоприятных условиях.
13. Специальное (внеочередное) освидетельствование может быть произведено как по заявлению лица, представляющего спортивное судно, так и по решению органа, осуществляющего технический надзор за спортивными судами в Российской Федерации, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 12 настоящих Правил.
14. В течение срока действия свидетельства о годности к плаванию обеспечивается соответствие технического состояния спортивного судна акту освидетельствования (первоначального, очередного или специального).
15. Наличие видимых повреждений судна, его отдельных элементов или оборудования является основанием для отказа в проведении любого из видов освидетельствования до устранения указанных повреждений.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

от 5 ноября 2002 г. N 440

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

КЛАССИФИКАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

ЗА СПОРТИВНЫМИ СУДАМИ

В соответствии со статьями 6 и 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 74 "О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 6, ст. 579) приказываю:

1.1. Правила классификации спортивных судов (приложение N 1);

1.2. Правила технического надзора за спортивными судами (приложение N 2).

2. Руководителям органов управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации принять к исполнению указанные в п. 1 настоящего Приказа нормативные правовые акты.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

к Приказу Государственного комитета

по физической культуре и спорту

от 05.11.2002 N 440

КЛАССИФИКАЦИИ СПОРТИВНЫХ СУДОВ

1. Классификация спортивных судов в Российской Федерации осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 года N 74 "О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации".

2. Классификация спортивных судов производится по назначению, району плавания и основному двигателю .

Под спортивными судами следует понимать суда, спроектированные, построенные или переоборудованные преимущественно или исключительно для занятий спортом, соревнований, тренировок, дальних спортивных плаваний, занятий другими водными техническими видами спорта.

3. По назначению спортивные суда классифицируются:

- Гоночные суда - суда, предназначенные преимущественно или исключительно для соревнований.

- Крейсерские суда - суда, предназначенные преимущественно или исключительно для дальних спортивных плаваний.

- Крейсерско - гоночные суда - суда, которые могут использоваться как для дальних спортивных плаваний, так и для соревнований (гонок).

- Учебно - тренировочные суда - суда, предназначенные преимущественно или исключительно для обучения спортсменов управлению спортивным судном.

- Суда для установления рекордов скорости.

4. В зависимости от вероятных ветровых, волновых условий и удаленности от места ближайшей безопасной стоянки (убежища) спортивные суда классифицируются по следующим районам плавания:

- Категория 0 (Океан) - районы океанов с вероятной силой ветра более 28 м/с и вероятной высотой волны более 7 м, включая районы, в которых температура воздуха и воды может быть менее 5 град. С, где суда должны быть полностью автономны очень длительное время, способны противостоять тяжелым штормам и подготовлены к встрече с серьезной аварией без надежды на постороннюю помощь.

- Категория 1 (Открытое море) - морские районы вдали от берега с вероятной силой ветра более 28 м/с и вероятной высотой волны более 7 м, где суда должны быть полностью автономны длительное время, способны противостоять тяжелым штормам и подготовлены к встрече с серьезной аварией без надежды на постороннюю помощь.

- Категория 2 (Море) - районы с вероятной силой ветра 21 - 28 м/с и вероятной высотой волны 4 - 7 м, с удалением от места убежища не более 200 морских миль, где от судов требуется высокая степень автономности.

- Категория 3 (Морской ограниченный район) - районы с вероятной силой ветра 21 - 28 м/с и вероятной высотой волны 4 - 7 м, с удалением от места убежища не более 50 морских миль.

- Категория 4 (Прибрежный район) - районы с вероятной силой ветра 17 - 21 м/с и вероятной высотой волны 2 - 4 м, с удалением от места убежища не более 12 морских миль.

- Категория 5 (Закрытые воды) - ограниченные защищенные морские акватории с вероятной силой ветра 13 - 17 м/с, с удалением от места убежища не более 3 морских миль.

5. По основному двигателю спортивные суда классифицируются по следующим типам:

- Парусные суда - суда, основным двигателем которых является сила ветра.

- Моторные суда - суда, основным двигателем которых является механический двигатель.

- Гребные суда - суда, основным двигателем которых является мускульная сила человека.

к Приказу Государственного комитета

по физической культуре и спорту

от 05.11.2002 N 440

ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА СПОРТИВНЫМИ СУДАМИ

1. Технический надзор за спортивными судами в Российской Федерации осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в соответствии со статьей 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 года N 74 "О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации".

2. Технический надзор за спортивными судами предусматривает:

- специальное (внеочередное) освидетельствование.

3. Для проведения первоначального освидетельствования должно быть предъявлено само спортивное судно и предоставлены следующие документы:

- заявление о проведении первоначального освидетельствования;

- документы, подтверждающие право собственности на спортивное судно;

- документы производителя или иную техническую документацию (при наличии).

4. Для первоначального освидетельствования спортивное судно должно быть поднято из воды на берег и закреплено для безопасности осмотра.

5. При первоначальном освидетельствовании производится полный осмотр корпуса судна, осмотр и проверка действия всех механизмов, устройств и оборудования судна, а именно:

- обшивки и элементов набора корпуса;

- силовых элементов и узлов их крепления;

- водонепроницаемости закрытий отверстий корпуса;

- рулевого устройства, включая рулевые приводы и рулевые механизмы;

- якорных и швартовных устройств;

- рангоута, стоячего и бегучего такелажа;

- системы текущей и аварийной откачки воды;

- противопожарных систем, конструктивных элементов противопожарной защиты и средств противопожарной безопасности;

- гребного винта и линии вала, включая подшипники, упругие соединения и уплотнения;

- главного двигателя и его систем (топливной системы, систем охлаждения и газовыхлопа);

- вспомогательной энергоустановки и ее систем;

- сигнально - отличительных огней и сигнальных средств;

- спасательных устройств, оборудования и аварийного снабжения.

6. По результатам первоначального освидетельствования составляется акт первоначального освидетельствования, на основании которого выдается свидетельство о годности к плаванию с указанием класса спортивного судна. Срок действия свидетельства о годности к плаванию - один год с момента выдачи.

7. Очередное освидетельствование спортивного судна производится с целью подтверждения соответствия судна требованиям классификации и безопасности мореплавания и продления действия свидетельства о годности к плаванию на очередной срок.

8. Спортивное судно должно быть предъявлено к очередному освидетельствованию не позднее истечения срока действия свидетельства о годности к плаванию (первоначального или очередного), а в случае истечения срока свидетельства о годности к плаванию до начала очередной навигации либо при временном отказе от эксплуатации судна - до первого выхода судна в плавание.

9. При проведении очередного освидетельствования спортивного судна представляются следующие документы:

- свидетельство о годности к плаванию;

- предыдущий акт освидетельствования (первоначального, очередного или специального).

10. Очередное освидетельствование судна может производиться как на берегу, так и на плаву. Очередное освидетельствование производится в порядке, установленном пунктом 5 настоящих Правил.

11. По результатам очередного освидетельствования составляется акт очередного освидетельствования, на основании которого при наличии положительного заключения о годности спортивного судна к плаванию органом, осуществляющим технический надзор, свидетельство о годности к плаванию продлевается на очередной срок.

12. Специальное (внеочередное) освидетельствование может быть произведено в любой момент в случаях изменения типа, назначения или района плавания спортивного судна, в том числе в результате ремонта, переоборудования, длительного срока эксплуатации спортивного судна либо его эксплуатации при неблагоприятных условиях.

13. Специальное (внеочередное) освидетельствование может быть произведено как по заявлению лица, представляющего спортивное судно, так и по решению органа, осуществляющего технический надзор за спортивными судами в Российской Федерации, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 12 настоящих Правил.

14. В течение срока действия свидетельства о годности к плаванию обеспечивается соответствие технического состояния спортивного судна акту освидетельствования (первоначального, очередного или специального).

15. Наличие видимых повреждений судна, его отдельных элементов или оборудования является основанием для отказа в проведении любого из видов освидетельствования до устранения указанных повреждений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: