Виды судебной фотографии в криминалистике

Обновлено: 01.05.2024

При наглядно-образной фиксации процесса, его конкретных моментом и итогов следственных действий, а также при экспертно-криминалистическом исследовании формируются важные аспекты удостоверения доказательственных, оперативно-розыскных и экспертных данных, которые получены во время криминалистической деятельности.

Наиболее распространенными средствами и методами фиксации, которые имеют высокую общность, являются средства и методы, относящиеся к криминалистической фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные средства и методы служат основой для формирования таких однородных разделов криминалистической техники, как направление криминалистической фотографии, криминалистической аудио- и видеозаписи.

Важно отметить, что первое направление уже давно оформилось в системе криминалистики, а для второго направления потребовалось немного больше времени. Но, в общем, они являются одним целым в криминалистической технике.

Криминалистическая фотография: понятие и особенности

В основе криминалистической фотографии лежит использование средств и методом общего и специального типа фотосъемки, научно общественные данные, их использование в криминалистических целях, а также результаты необходимых криминалистических исследований. Если рассматривать понятие криминалистической фотографии в качестве криминалистической техники, то оно является системой научно разработанных средств и методов фотографирования во осуществления различных видов криминалистической деятельности, которые связаны с ходом расследования и раскрытия правонарушений.

Фотографическими средствами называется вся современная съемочная и проекционная аппаратура, ряд фотопринадлежностей, специальных приспособлений для фотографирования, которые созданы криминалистами, фотоматериалы, химические реактивы, служащие для обработки фото.

Ряд обозначенных выше фотоустановок используются исключительно в криминалистических целях. К примеру, во время фотографирования развертки цилиндрической поверхности пуль.

Криминалистические фотографические методы – это сумма правил и рекомендаций, которые разработаны в криминалистике, служащие для использования этих средств во время фотосъемки при осуществлении криминалистической деятельности, для того чтобы разрешить криминалистическо-поисковые, исследовательские и доказательственные задачи.

Для криминалистической фотографии применим ряд экспертных способов фотографирования.

Если криминалистическая фотосъемка производится при помощи пленочного фотоаппарата, то можно использовать и черно-белые и цветные фотографии. Но для того чтобы осуществить данную задачу, важно наличие целого комплекса материалов. Речь идет о фотопленке, фотобумаге, химических реактивах. Также важно будет осуществить химический ход проявки фото, закрепления пленки и фотобумаги. Но в современном мире уже есть цифровые фотокамеры, которые освободили человека от использования перечисленного выше ряда дополнительных приспособлений. Сделанную фотографию моментально можно увидеть на дисплее фотоаппарата. В случае если снимок вышел неудачно, его можно просто удалить и сделать новый.

Криминалистическая аудио- и видеозапись: понятие и особенности

Помимо этого криминалисты пользуются современно аудио- и звукозаписывающей техникой.

В основе криминалистической видео- и аудиозаписи лежит использование методов и средств видео- и аудиозаписи, научно обобщенная информация их эксплуатации к криминалистических задачах и соответствующих научно-криминалистических разработках.

Криминалистическая видео- и аудиозапись – это система научно созданных методических советов по осуществлению видео- и аудиозаписи при использовании современной видео- и звукозаписывающей техники при разных типах криминалистической деятельности, которые используются во время сбора и фиксации доказательств.

Среди основных целей использования криминалистической видео- и звукозаписи выделяются:

  • наглядно-звуковая фиксация хода конкретных следственных мероприятий. Речь идет о допросе, очной ставке, проверке показаний на месте и т.д.);
  • для облегчения работы следователя во время закрепления первичных оперативных данных о преступлении;
  • для облегчения работы следователя во время составления ряда процессуальной документации.

В качестве средств, которые заменяют рукописные черновые наброски, которые составлены во время осмотра места преступления, или допроса, который послужит основой для дальнейшего формирования протоколов.


Криминалистическая фотография — одна из отраслей криминалистической техники. Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

В современной литературе применяется термин «криминалистическая фотография», подчеркивая криминалистический аспект использования этого метода фиксации. Традиционным остается наименование «Судебная фотография», которое отражает конечный результат ее применения: рассмотрение, исследование, оценка судом фотоизображений.

Таким образом, предмет криминалистической фотографии — это научно разработанная система видов, методов и приемов съемки, применяемых при проведении следственных действий, оперативных мероприятий и криминалистических экспертиз с целью расследования преступлений и представления в суд наглядного доказательственного материала.

Криминалистическая фотография состоит из двух частей: следственной фотографии (запечатлевающей) и экспертной фотографии (исследующей).

Криминалистическое значение применения фотографии

Криминалистическое значение применения фотографии состоит в том, что она позволяет:

  • при проведении следственных действий зафиксировать (запечатлеть) объекты, их детали и обстоятельства, связанные с расследуемым событием;
  • при проведении оперативно-розыскных действий получить данные о преступнике и совершаемых им криминальных действиях;
  • при проведении экспертиз, связанных с уголовными делами, запечатлеть общий вид поступивших на исследование вещественных доказательств, выявить невидимые и слабовидимые признаки, получить изображения исследуемых объектов для их идентификации и иллюстрации выводов.

Следственная (запечатлевающая) фотография

Для последующей классификации следственной фотографии избраны следующие основания: по объекту (виду) съемки; по способу (методу) съемки; по назначению судебного снимка (приемы съемки).

Вид следственной фотографии — это объекты, которые попадают в орбиту следствия, и сами следственные действия.

Методы следственной фотографии — это практическая деятельность при проведении съемки следственных действий, объектов и следов.

Приемы съемки — это запечатление на фотоснимке определенного объема информации для решения следственно-тактических задач.

Таким образом, следственная фотография — это научно разработанная система видов, приемов, методов фотографической съемки, применяемых в процессе предварительного следствия для запечатления материальных данных, имеющих доказательное значение, и для исследования вещественных доказательств в оперативных целях.

Виды следственной фотографии:

  • фиксация отдельных следственных действий: осмотра места происшествия, следственного эксперимента, предъявления лиц или объектов для опознания, фотосъемка при производстве обыска и др.
  • фотосъемка живых лиц и трупов;
  • фотосъемка отдельных предметов, следов ног (обуви), рук, транспортных средств, орудий, инструментов и др.;
  • фотосъемка документов и других объектов, которые попали в орбиту следствия.

Методы следственной фотосъемки

При производстве судебно- оперативной фотосъемки следователь запечатлевает объекты с одной, двух и нескольких точек.

Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта (или группы) до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление, и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «съемка конвертом».

Панорамная фотосъемка (фотография) — это метод получения фотоснимка с измененным соотношением между сторонами фотокадра за счет увеличения его в длину (панорама может быть горизонтальной, вертикальной и наклонной).

Панорама может быть круговой или линейной. Разновидностью первой будет секторная панорама. Круговая и секторная панорама снимается с одной точки поворотом фотоаппарата (при необходимости запечатлеть объекты и местность вокруг) (рис. 1). Линейная панорама — перемещением фотоаппарата вдоль снимаемого объекта, при этом расстояние до снимаемого объекта должно быть постоянным, а оптическая ось — перпендикулярна к плоскости объекта (рис. 2).


Рис. 1. Схема сектроной панорамной съемки


Рис. 2. Схема линейной панорамной съемки

Для того чтобы не оказалось незафиксированных участков объекта на фотоснимках, необходимо при съемке «перекрывать» примерно на 10% один кадр другим. Линейной панорамой рекомендуется снимать плоское изображение. Секторная панорама удобней, например, для съемки поворота дороги, когда фотоаппарат располагается на одной точке внутри этого поворота. Стереоскопическая фотография дает возможность запечатлеть участок местности с объектами (или отдельные сложные объекты) объемными, т.е. так, как мы их видим в действительности двумя глазами.

Измерительная фотосъемка дает возможность определять по фотоснимку действительные размеры объектов и следов.

Измерительная фотосъемка с масштабной линейкой (масштабная фотосъемка) (рис. 3). Основа данного способа — получение на фотоснимке непосредственно с объектом масштаба в виде линейки. При производстве съемки необходимо уложить масштаб в плоскости снимаемого объекта. Плоскость пленки в фотоаппарате должна быть параллельна плоскости следа, а оптическая ось перпендикулярна к плоскости следа и проходить через его центр. Масштабная линейка располагается в кадре «с краю», миллиметровыми делениями в сторону объекта.

Опознавательная фотография (сигналитическая). При фотосъемке живых лиц фотоснимок изготавливается в 1 /7 натуральной величины. Фотографируются правый профиль, анфас и в 3 /4 слева. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Сигналитические фотоснимки изготавливаются размером 6x9 см и наклеиваются на одну фототаблицу рядом, причем слева фотоснимок «профиль», в центре «анфас» и справа 3 /4

При сигналитической фотосъемке трупа, которая осуществляется для его последующего опознания или регистрации, в случае

если не удалось установить личность, фотосъемка производится на столе (т.к. это, как правило, происходит в морге), изготавливается поясной портрет в 1 /7 натуральной величины. Фотографируются правый профиль, 3 /4 справа, анфас, 3 /4 слева, левый профиль. При необходимости перед фотосъемкой производят туалет трупа (это не исключает обязательной съемки с повреждениями, т.е. в том виде, в каком труп обнаружен). Недопустимо (если не известно в какой одежде был обнаружен труп) одевать его во что-либо случайное. Освещение не должно давать глубоких теней и искажать внешний вид трупа.

При всех видах сигналитической съемки необходимо, чтобы волосы не закрывали ушную раковину и фотосъемка производилась без головного убора. Исключение составляет съемка задержанного лица, когда его фотографируют в той одежде, в которой оно было задержано.

Макрофотография — это производство фотосъемки криминалистических объектов в натуральную величину или с увеличением (как правило, не более 10-20 крат.). Макрофотография может производиться стационарными длиннофокусными фотоаппаратами, либо обычным с применением удлинительных насадочных колец.

Удлинительные кольца навинчиваются на фотоаппарат на место объектива, а в них ввинчивается штатный объектив. Комплект имеет три кольца различной высоты (8, 16, 25 мм), и таким образом в сумме можно получить дополнительно еще одно фокусное расстояние, т.е. превратить штатный объектив из 50 мм в 100 мм.


Рис. 3. Масштабная фотография гильзы

Цветная фотография — способ фиксации криминалистических объектов в цветном изображении. Одним из основных требований при проведении цветной фотосъемки на предварительном следствии и в экспертной практике является применение нейтрально- серой шкалы (может быть в виде линейки или круга), которая фотографируется рядом с цветным объектом, и учет контраста криминалистических объектов, съемка которых производится на цветные фотоматериалы.

Цифровая фотография (рис. 4) — способ фиксации криминалистических объектов, при котором фотохимические процессы получения изображения заменены электромагнитными. Однако качество цифровой фотографии пока еще остается ниже обычной 35 мм фотографии.


Рис. 4. Криминалистический комплект цифровой фотографии

Приемы следственной фотографии

По объему информации, запечатленной на фотоснимках, их можно классифицировать на ориентирующие, обзорные, узловые и детальные.

Ориентирующие фотоснимки содержат изображение места происшествия и прилегающего участка (рис. 5). Эти фотоснимки дают возможность уяснить положение места происшествия среди окружающих его объектов, как бы сориентироваться на местности.


Рис. 5. Ориентирующая фотография

Обзорные фотоснимки — это снимки, на которых запечатлено непосредственно само место происшествия (рис. 6). Границы фотоснимка должны примерно совпадать с границами места происшествия.


Рис. 6. Обзорная фотография

Узловая фотосъемка — это фиксация группы объектов, отдельных предметов или следов на месте происшествия, наиболее важных для расследуемого преступления (рис. 7).


Рис. 7. Узловая фотография

Детальная фотосъемка — это фиксация отдельных (как правило небольших) объектов или следов на этих объектах, т.е. это запечатление деталей обстановки места происшествия (рис. 8).


Рис. 8. Детальная фотография

Экспертная (исследовательская) фотография

Под экспертной фотографией понимается научно разработанная система видов, методов фотосъемки, применяемая при производстве криминалистических экспертиз с целью запечатления объектов, следов и отдельных признаков для их сравнения в ходе исследования, иллюстрации заключения эксперта, а также для выявления невидимых и слабо видимых признаков.

Методы

При проведении экспертиз могут применяться следующие методы фотосъемки:

Микросъемка — метод получения фотоизображения с помощью микроскопа, соединенного с фотоаппаратом или с помощью специальных микрофотоустановок.

Контрастирующая, цветоделительная фотография (увеличение контраста). Основная задача — разделение очень близких по окраске объектов в целях выявления предметов, их дифференции и анализа.

Цветоразлинение — фотографическое отделение от фона и преобразование слабовидимого (или невидимого) различия оттенков (цвета) оригинала в более яркое, видимое.

Цветовой контраст. Первичное усиление осуществляется подбором светофильтров и источников освещения. Для ослабления в позитиве цвета изображения используется светофильтр того же цвета, который необходимо ослабить, для усиления — фильтр дополнительного цвета. Для ослабления цветового контраста необходимы материалы, чувствительные к данному цвету, для усиления, наоборот, малочувствительные к данному цвету.

Съемка при особых условиях освещения. В основном — это выявление рельефной поверхности с помощью теневой съемки и выявление бесцветных пятен, следов, штрихов и т.д. за счет зеркального или рассеянного отражения (съемка рефлектирующих следов).

Съемка в инфракрасных и ультрафиолетовых лунах. Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах с помощью ультрафиолетовых осветителей «ОЛД-41», «Таир-2» позволят выявить и сфотографировать обычным фотоаппаратом па обычных черно-белых фотоматериалах следы травления, неоднородные материалы документов и неоднородные красители (которые при обычном освещении воспринимаются как однородные), инородные волокна, пятна и др.

Действием инфракрасных лучей, например проникновением их через «залитые» тексты, можно запечатлеть эти тексты при фотосъемке через электронно-оптический преобразователь.

Рентгенорадиография. Это метод получения изображения в результате просвечивания объекта рентгено-, гамма- и бета-лучами. Данный метод съемки применяется при исследовании внутреннего устройства и состояния боевых частей огнестрельного оружия, деталей замков (жесткие коротковолновые рентгенолучи); выявления текстов, написанных невидимыми чернилами, содержащими соли тяжелых металлов.

В спектрографии для фотосъемки результатов спектрального анализа используются специальные (спектральные) фотопластинки, обладающие высокой разрешающей способностью.

Цветная фотография при проведении экспертных исследований применяется в тех случаях, когда цвет является иллюстрацией процесса исследования, выявления и фиксации невидимого цветного изображения, иллюстрацией достигнутых экспертом результатов.

Наиболее широко голографические методы сейчас используются в криминалистическом исследовании документов для различения штрихов графитных карандашей, синих копирок, черных и синих чернил посредством цветоделительной съемки, а также для прочтения залитых, зачеркнутых, замазанных записей и оттисков, восстановления вытравленных, угасших, смытых текстов, выявления дописок и других изменений в документах посредством лазерной люминесценции.

Таким образом, назначение экспертной фотографии можно определить решаемыми ею задачами: иллюстрация проводимого сравнительного исследования, выявление маловидимого и невидимого, наглядное подтверждение фотографиями заключения эксперта.

Процессуальное закрепление и оформление фотосъемки при расследовании преступлений

Результаты фотосъемки могут быть использованы в уголовном деле лишь при надлежащем процессуальном их оформлении.

В протоколах следственных действии, в ходе которых применялась фотосъемка, должны быть отражены следующие сведения:

  • применение фотографических средств (тип аппарата, вид объектива, марка светофильтра, используемый фотоматериал, осветители и др.);
  • объекты фотографирования;
  • условия, порядок и методы фотографирования, характер освещения, время съемки, указание на плане или схеме места происшествия, точек съемки;
  • о полученных результатах (когда это требуется).

Приобщаемые к протоколу фотоснимки следует оформлять в виде фототаблиц. Под каждым снимком необходимо ставить номер и давать краткую пояснительную надпись. Каждый снимок скрепляется печатью следственного органа (при этом одна часть оттиска печати располагается на краю фотоснимка, а другая — на бумаге таблицы). Фототаблицы должны иметь заголовки, в которых отмечается, к протоколу какого следственного действия они прилагаются, и указывается дата его проведения. Для подтверждения достоверности снимков они заверяются подписью следователя и лица, производившего фотографирование (при возможности подписями понятых и участников следственных действий).

Фототаблицы (и негативы в пакете с аналогичной пояснительной надписью) как приложения к протоколу подшиваются в уголовные дела вместе с протоколом следственного действия. О применении фотосъемки при производстве криминалистической экспертизы указывается в исследовательской части заключения эксперта, где также указываются вид фотосъемки и основные ее условия.

Фотоснимки, прилагаемые к заключению эксперта, также оформляются в виде фототаблиц. Под каждым снимком дается краткая пояснительная надпись.

Судебно-исследовательская фотография - это совокупность средств криминалистической техники и специальных средств и методов съемки вещественных доказательств с целью получения доказательственной информации, которую трудно получить с помощью обычной фотосъемки [1] .

Судебно-исследовательская фотография использует комплекс фотографических средств и методов в зависимости от характера исследуемого объекта и поставленных перед исследованием задач:

1. Фиксация общего вида исследуемого объекта,

2. для проведения сравнительного исследования объектов по фотоизображениям,

3. для выявления невидимого (плоховидимого) и различий деталей в объектах.

Возможно выделение трёх основных назначений судебно-исследовательской фотографии:

1) Используется для проведения судебных экспертиз непосредственно как средство осуществления исследования объектов;

2) Выполняет функцию иллюстрации, фиксации полученных в результате исследования результатов.

3) Используется для изучения и фиксации свойств криминалистических объектов в ходе проведения следственных действий (например, осмотра места происшествия, обыска).

Содержание

Методы исследовательской фотосъемки

Фотографическая съемка при особых условиях освещения

В криминалистической фотографии используются следующие способы освещения объектов:

  • диффузное (рассеянное) освещение - создает на объекте невысокий интервал яркостей, создается с использованием люминесцентных ламп, кольцевых осветителей и специальных рассеивателей, например, матового стекла.
  • бестеневое освещение – освещение, при котором осветительные приборы располагаются вокруг объекта фотосъемки и закрываются рассеивателем, как правило, матовым стеклом, в результате чего каждый источник не дает направленного светового луча и при этом нейтрализует тень, образуемую иными источниками.
  • проходящее освещение – освещение, при котором источник света располагается за объектом фотосъемки, и его свет, проходя через объект фотосъемки, формирует изображение (используется при фотосъемке следов рук) (возможно использование рассеивателя или контрастного фона).
  • лобовое освещение – создается световым потоком, направленным от фотокамеры под углом 75-90 градусов к поверхности объекта. Используется для фотосъемки объектов с четко выраженным рельефом.
  • боковое освещение – лучи света направляют под углом от 30 до 60 градусов к плоскости объекта.
  • косонаправленное освещение - образуется световым потоком, направленным под углом от 3 до 15 градусов к плоскости объекта.
  • контровое освещение – применяется для получения четкого контура фотографируемого предмета, при этом световой поток направляется параллельно оптической оси объектива.
  • фоновое освещение – предназначено для выявления контуров объекта, создается с использованием двух источников света, направленных на рабочий стол под углом от 30 до 60 градусов.

Микрофотосъемка

Микрофотосъемка предназначена для получения фотоснимков объектов с большим увеличением и закреплением деталей, не видимых невооруженным глазом. Фотосъемка осуществляется с помощью микроскопа, путем установки на него специальной цифровые камеры, изготовленные с применением инновационных технологий оптического производства, данные камеры предназначены для оснащения различных моделей микроскопов и стереомикроскопов. С их помощью можно передать увеличенное изображение на экран компьютера, производить эффективную запись и первичную обработку и сохранить в нужном формате и качестве.

Фотосъемка в невидимых лучах спектра

Фотосъемка в невидимых лучах спектра осуществляется в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах.

  • для выявления записей, выполненных красителями, поглощающими ИК лучи (графит, черкая тушь, черная типографская краска, черная лента пишущих машин и черная копировальная бумага) и залитых красителями, прозрачными для этих лучей.
  • для выявления признаков подделки подписей, оттисков печатей и штампов перекопированных через копировальную бумагу или давлением, предварительно перерисованных карандашом, а затем обведенных чернилами;
  • для выявления текстов на сожженных документах, если эти тексты были выполнены веществами, поглощающими ИК лучи (графит, черная типографская краска и т.п.);
  • для дифференцирования штрихов записей с целью решения вопроса о дописке или исправления цифр;
  • для восстановления подчищенных или плохо видимых по иным причинам записей, если они выполнены веществами, поглощающими инфракрасные лучи;
  • для выявления и фиксации скрытых и плохо видимых кровоподтёков на теле человека, внедрившихся под кожу инородных тел, например, дроби, а также для выявления следов выстрела (копоти, внедрившихся порошинок) на предметах темного цвета.

Съемка в ультрафиолетовых лучах

Позволяет получать изображение видимого люминесцентного свечения. Некоторые вещества, например анилиновые красители, под воздействием ультрафиолетовых лучей начинают люминесцировать, а другие вещества (например, кровь) гасят люминесценцию. При использовании искусственных источников УФЛ (ртутные, кварцевые лампы и др.), на него помещается светофильтр, который пропускает на запечатлеваемый объект световые волны определенной длины.

Второй способ – съемка в отраженных УФЛ. Для этого на объектив фотоаппарата надевается светофильтр, пропускающий только ультрафиолетовые лучи, и съемка проводится при обычном освещении.

Съемка в инфракрасном спектре излучения

Обусловлена способностью ИК-лучей, проникать через непрозрачные объекты (среды). Источником такого излучения является солнце, дуговые и электрические лампы накаливания. С изменением температуры тела меняется длина волны излучения. Например, кровь, анилиновые красители являются прозрачными средами для этих лучей, поэтому, используя их, можно прочесть (сфотографировать) тексты, залитые такими веществами. При фотосъемке в инфракрасных лучах используют на объектив помещается светофильтр (например, Ноуа К72), который не пропускает видимый участок спектра и те лучи (по длине волны), к которым чувствительна цифровая матрица или фотопленка. В экспертной практике для проведения такого рода фотосъемки могут применяться электронно-оптические преобразователи (ЭОП).

Фотографирование в рентгеновских лучах

Используется для получения изображения внутреннего устройства предметов (оружия, взрывных устройств, пломб, текстов, выполненных невидимыми чернилами, содержащих соли тяжелых металлов и.др.). Источником рентгеновских лучей являются специальные установки. Фотографирование осуществляется с использованием рентгеновской пленки или обычных фотоматериалов. Фотографируемый (просвечиваемый) объект помещается на фотоматериал, который находится в пакете из черной бумаги или в специальной кассете. Аналогичным образом используются для фотосъемки альфа-, бета - и гамма-лучи, источником которых являются радиоактивные вещества, находящиеся в специальных устройствах и приспособлениях.

Метод криминалистического цветоделения


Цветоделительная съемка производится с целью усиления или ослабления лучей спектра. Светофильтры, используемые для съемки, бывают жидкостные, пластмассовые, стеклянные, газовые. Часто используют светофильтр ЖС-18 (расшифровывается как «желтое стекло полностью 18»). Чем больше цифровое обозначение, тем плотнее (темнее) светофильтр. Подбираются светофильтры по специальным таблицам. Например, для фотографирования следов обуви на снегу, который отражает большое количество сине-голубого спектра, используют желтый светофильтр. В результате изображение получается более контрастным, с проработкой теней и тонов цветовой гаммы.

Метод усиления контрастов


Контрастирующая съемка применяется для усиления контрастности изображения при помощи подбора специальных фотоматериалов или специальных методик фотографирования. Такая съемка, в частности, позволяет выявить в документах слабовидимые тексты. При использовании цифровой фототехники в большинстве случаев эффекта цветоделительной и контрастирующей съемки, возможно добиться программными средствами самой фотокамеры либо путем использования при последующей обработке снимков программного обеспечения (наибольшее распространение получили продукты компании Аdobe System, например Рhotoshop). Бесплатным аналогом Photoshop является, например, программа GIMP.

Фотографирование в токах высокой частоты

Данный метод основан на эффекте Кирлиана. При фотографировании подобным методом к исследуемому объекту прикрепляются плоский электрод, на который подается напряжение в виде последовательности коротких биполярных импульсов амплитудой от 3 до 20 кВ с непрерывно/ступенчатой регулировкой. Поверх располагается непроявленная фотопленка, которая накрывается вторым электродом. На снимке отчетливо проявляется свечение любого объекта.

Сравнительная съемка

Сравнительная съемка - съемка объектов экспертного исследования, выпол­ненная для сравнительного исследования полученных изображений с целью их идентификации.

Чтобы получить пригодные изображения для производства сравнительного ис­следования запечатленных объектов и их деталей, при съемке соблюдается ряд требований: изображения исследуемых объектов должны быть выполнены в одном масштабе, в одном ракурсе, в одинаковых условиях; полученные изображения должны быть смонтированы на одном экране или фототаблице, где сопоставляются путем монтажа (аппликация).

Сравнительная съемка может выполняться с помощью сравнительного микроскопа, при этом возможно совмещение (наложение) трасс двух объектов для проведения их идентификационного исследования.

Контрольные изображения объектов, используемых в сравнительном исследо­вании, сохраняются.

Голографическя съёмка

Голография (от греч. holos – весь, полный и grapho – пишу) – метод съемки объекта, основанный на интерференции волн. Позволяет получать на фотопластинку объемное изображение объекта. Как метод исследования используется в судебной экспертизе, ведутся разработки по использованию голографии в целях криминалистической регистрации.

Судебно-оперативная фотография (криминалистическая запечатлевающая фотография) — это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, слежащая для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств.

Под её методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.

Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.

Основное назначение судебной фотографии – фиксация фактов или действий.

Содержание

Виды судебно-оперативной фотографии

Виды судебно-оперативной фотографии - совокупность методов и приемов фотографирования, применяемых при съемке отдельных видов объектов

Виды судебно-оперативной фотографии можно разделить по виду следственного действия:

По объекту съёмки:

1) фотосъёмка живых лиц;

2) фотосъёмка трупов;

4) фотосъёмка вещественных доказательств;

5) фотосъёмка документов.

Методы судебно-оперативной фотографии

Методы судебно-оперативной фотографии - совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств, условий съемки с целью получения изображения, отвечающего требуемым характеристикам

Существуют следующие методы судебно-оперативной фотографии:

Панорамный метод

Это последовательная съемка объекта, изображение которого при заданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок - панораму. При съемке панорамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватывалась небольшая часть предыдущего кадра (10—15% площади от края предыдущего снимка), т.е. на смежных кадрах дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир.

Различают следующие виды панорамы:

Линейная панорама


Фотосъемка производится с нескольких точек, расположенных на одной линии параллельно снимаемому объекту. Бывает горизонтальная (например, панорама многоподъездного дома) и вертикальная (панорама высотного дома с одним подъездом).

1) линия съёмки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта;

2) точки съёмки должны располагаться на линии съёмки;

3) точки съёмки должны быть выбраны таким образом, чтобы каждый последующий кадр имел с предыдущим общую границу;

4) Зона перекрытия между снимками должна быть не менее 10-15%, то есть снимки должны делаться "внахлёст";

5) снимки должны печататься в одном масштабе и при одной и той же выдержке.


кликнуть для увеличения


кликнуть для увеличения

Круговая панорама


Производится с одной точки, при этом фотоаппарат желательно закрепить на штативе и производить съемку с последующим поворотом вокруг вертикальной оси.

кликнуть для увеличения

Ярусная панорама

Используется в тех случаях, когда снимаемый объект располагается в пространстве не только по линии горизонта, но и имеет значительную высоту. Ярусная панорама — это комбинация вертикальной и горизонтальной панорамы. В некоторых случаях ярусная панорама может называться ступенчатой и использоваться, например, для фотографирования дорожки следов ног.

Yarus.jpg

Измерительная (метрическая) съёмка

Фотосъемка с линейным масштабом


Фотосъемка с линейным масштабом позволяет определить размеры предметов, следов повреждений, а также позволяет увеличивать масштаб изображения и производить по снимку измерения.

Для данного метода существуют следующие правила:

1. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета и не должна маскировать его;

2. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе;

3. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

Фотосъемка с глубинным масштабом


Фотосъемка с глубинным масштабом используется, когда необходимо запечатлеть на снимке значительный по размеру участок местности или закрытого помещения. По данным снимкам можно определить размеры предметов, а главное, расстояния между ними, как в глубину снимаемого пространства, как и в ширину. Глубинный масштаб представляет собой длинную ленту с нанесенными на нее делениями, используют бумажную ленту с делениями в виде черно-белых квадратов, со сторонами, равными кратному фокусному расстоянию объектива фотоаппарата.

Для данного метода существуют следующие правила:

1. фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна полу (поверхности местности);

2. необходимо уложить масштабную ленту вглубь от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. При этом начало ленты должно быть расположено строго под объективом - для этого используется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату.

Фотосъемка с квадратным масштабом


Этот метод применяется, если необходимо запечатлеть объекты, расположенные на различном расстоянии от фотоаппарата по ширине. Представляет собой разновидность фотосъемки с глубинным масштабом и отличается от последней тем, что вместо ленты в кадре помещают квадратный масштаб, изготовленный из картона, со сторонами, также равными кратному расстоянию объектива - 25, 50, 100см.

Фотография с различных ракурсов

При производстве судебно-оперативной фотосъемки запечатлеваются объекты с одной, двух и нескольких точек. Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек – (метод встречной съемки) необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый. Этот метод используется при фотосъемке объектов, вытянутых в длину: коридоров, трупов.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «перекрестная съемка». Таким методом, как правило, фотографируют транспортные средства и небольшие строения.

Cross.jpg

Cross1.jpg

Репродукционная съёмка


Производится для получения копий, схем, чертежей, фотографий, различных текстов и различных изображений на плоскости. Репродукционная фотосъемка позволяет получить точную копию оригинала путем использования обычных фотоаппаратов и специальных репродукционных установок.

В настоящее время для получения значительного количества копий документа используются способы компьютерного копирования с использованием оперативной множительной техники, однако данные копии документа не всегда отражают весь объем информации и имеющиеся вещественные следы преступления.

Элементы репродукционной установки на примере ПАПИЛОН-ЭкспертЛаб:

2 – осветитель заполняющего света,

3 – осветитель узконаправленный,

4 – осветитель инфракрасный,

5 – держатель линеек,

6 – светильник ламповый,

7 – держатель предметов [1]

Фотокопии с документов могут быть получены и без применения фотоаппарата — методом рефлексной фотографии (устаревший метод). Этот метод прост и позволяет в короткий срок изготовить большое количество фотокопий. Однако качество снимков в этом случае значительно хуже, чем при репродукции с помощью фотоаппарата. Это особенно сказывается в полутонах, которые при этом методе скрадываются. Кроме того, все изображение в целом теряет нормальную контрастность.

Рефлексная фотосъемка производится следующим образом. На поверхность документа при красном или оранжевом свете накладывается эмульсионной стороной и плотно к нему прижимается специальная рефлексная фотобумага. Затем на рефлексную бумагу со стороны ее подложки направляют свет, т. е. дают выдержку. Рефлексная бумага при экспонировании должна освещаться равномерно.

Во время выдержки свет, пройдя через толщу фотобумаги, отражается светлыми и поглощается темными участками документа. Отражённые лучи вызывают появление скрытого негативного изображения на фотобумаге.

Опознавательная съёмка

Signalet.jpg

В криминалистике она считается средством уголовной регистрации живых лиц и трупов (сигналетическая фотография). Кроме этого, опознавательная съемка применяется для фотографирования предметов, в целях последующего их опознания.

Фотографирование живых лиц для уголовной регистрации производится в анфас, правый профиль и ¾ левого полупрофиля. Левый профиль фиксируют в том случае, если на левой половине лица имеются какие-либо особые приметы. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Масштаб изображения на фотоснимке должен составлять 1/7 от натуральной величины (расстояние между зрачками на снимке должно быть около 1 см). Фотография лица производится без головного убора и без очков, даже если человек носит их постоянно. Волосы зачёсываются назад, чтобы были видны ушные раковины (независимо от того, какую причёску человек носит в повседневной жизни).

Если для опознания предполагается предъявить не самого человека, а его портретное изображение, целесообразно сделать дополнительный снимок во весь рост, в 3/4 поворота головы, в головном уборе и очках, если их носит данное лицо.

При опознавательной съемке неопознанных трупов в необходимых случаях перед фотографированием проводится «туалет» трупа для придания ему прижизненного вида (припудривание, гримирование имеющихся повреждений, восстановление прически). После завершения этой процедуры фотографируют левый, правый профиль, анфас, в полный рост в одежде, в которой он был обнаружен, а иногда для фиксации особых примет - обнаженным. Решение о возможности опознавательной съёмки трупа принимает эксперт.

Освещение при павильонной (стационарной) опознавательной съемке должно быть двухсторонним. Основной, более сильный источник света располагается несколько выше фотоаппарата, а дополнительный – справа от фотоаппарата (при съемке в правый фас) и слева (при съемке в левый фас). При этом фотографируемое лицо усаживают на специальный стул со спинкой. В полевых условиях положение снимаемого лица и трупа и освещение выбираются с учетом сложившейся ситуации.

Опознавательная съемка предметов производится по правилам детальной съемки.

Стереоскопическая съёмка

Stereo.jpg

Даёт возможность запечатлеть участок местности с объектами (или отдельные сложные объекты) объемными, т. е. так, как мы их видим в действительности двумя глазами. Трёхмерное изображение на плоскости отличается от двумерного тем, что включает построение геометрической проекции трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ.

Трехмерную съемку применяют в случаях, когда на месте происшествия находится множество различных предметов и передать их форму, размеры, расположение друг относительно друга с помощью обычной фотографии трудно (например, при авариях на предприятиях, стройках, крупных дорожно-транспортных происшествиях). На узловых участках, где находятся наиболее важные следы или предметы размещаются масштабные линейки, которые могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от размеров снимаемого участка линейки могут достигать 1м и более. Для съемки используют обычную фотокамеру со специальными насадками для объектива или специальные фотоаппараты.

Трехмерный фотоаппарат имеет два (или более) объектива, которые удалены друг от друга на расстояние, равное среднему расстоянию между человеческими глазами. Это позволяет фотоаппарату объект с разных углов, в результате чего достигает объемная картинка. Для просмотра объемных цифровых фотографий сделанные на трехмерную фотокамеру существуют специальные трехмерные мониторы, стереоскопические фоторамки, которые позволяют показывать трехмерные картинки при помощи генерирования разного изображения для каждого глаза, также существуют трехмерные принтеры, на которых можно распечатать объемные картинки. Принтер наносит фотографию на полимерное покрытие, в структуре которого огромное количество мельчайших линз. До сих пор широкого применения в следственно-криминалистической практике трехмерная фотография не нашла, в виду все еще остающихся высоких затрат на ее производство.

Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)

Макросъёмка – это съёмка мелких объектов в натуральную величину либо с небольшим увеличением. Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер. Макросъёмка - это принцип формирования увеличенного изображения с передачей деталей, видимых невооруженным глазом. Для этих целей используются цифровые фотоаппараты с повышенной разрешающей способностью матрицы - более 10 мегапикселей.

Приёмы судебно-оперативной фотографии

Приёмы судебно-оперативной фотографии - это правила и рекомендации по применению выбираемой фототехники, а так же действия, касающиеся не всего процесса съемки, а его отдельных элементов, например построения кадра. Если методы фотографии обусловлены техническими аспектами съемки, то приёмы составляют тактическую часть фотосъемки. Выбор приёмов судебно-оперативной фотографии входит в компетенцию следователя.

Ориентирующая съёмка

Предполагает запечатление объекта вместе с окружающей обстановкой.

Ориентиры: близлежащие дороги, сооружения.

Позволяет ответить на вопрос: Где расположено место происшествия?

Снимок может выполняться панорамным методом либо одиночным кадром (это зависит от характера объекта и обстоятельств).

Обзорная съёмка

Фиксация места происшествия без окружающей обстановки, осуществляется с нескольких точек. Обзорная фотосъемка, как правило, проводится на этапе общего осмотра сразу после производства ориентирующей фотосъемки, либо после того как место происшествия будет разбито на участки. Основная задача данной фотосъемки создание общей картины места происшествия в целом.

Позволяет ответить на вопрос: Что собой представляет место происшествия?

Методы обзорной съемки: метрическая съёмка с глубинным и квадратным масштабом

Узловая съёмка

Фиксация «узловых точек», места наибольшего сосредоточения следов и иной значимой информации, вместе с окружающей обстановкой.

Узловая фотосъемка делается для уяснения взаиморасположения, пространственной связи обнаруженных следов и предметов с окружающей обстановкой и другими следами и предметами.

Узловая фотосъемка проводится с расстояния 2-4 м, при этом в кадре, помимо следов, обязательно должен находится хотя бы один неподвижный объект места происшествия. Желательно, чтобы данный объект прослеживался на одном из обзорных фотоснимков. Основная задача узловой фотосъемки – создание образной картины отдельного небольшого участка места происшествия, с привязкой к основным неподвижным объектам данной местности.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядит место происшествия и следы на нём?

Методы узловой съемки: опознавательная съёмка, встречная, крестообразная, макросъёмка.

Детальная фотосъемка

Фиксация отдельного объекта (следа и т.п.), без окружающей обстановки выполняется масштабным методом.

При производстве детальной фотосъемки необходимо строго соблюдать ее правила:

1. Фотосъемка осуществляется строго под прямым углом к плоскости фотографируемого объекта;

2. Фотосъемка осуществляется с минимально возможного расстояния;

3. Фотографируемый объект или след и масштабная линейка должны точно вписываться в размер кадра;

4. Масштабная линейка должна находиться в одной плоскости с поверхностью фотографируемого объекта, если объект круглый, то линейка помещается в одной плоскости с осью симметрии объекта.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядят следы, предметы или объекты на месте происшествия?

Fotograf 125.jpg

Судебная (криминалистическая) фотография — одна из отраслей криминалистической техники, представляющая совокупность научных положений и разработанных на её основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

Основоположником судебной фотографии является российский учёный Евгений Фёдорович Буринский.

Содержание

Задачи судебной фотографии:

1) разработка фотографических приёмов съёмки различных объектов в следственных или судебных целях;

2) запечатление хода и результатов производства отдельных следственных или оперативно-розыскных действий;

3) разработка фотографических методов исследования вещественных доказательств.

Направления:

1) запечатление событий:

2) исследование вещественных доказательств, следов;

Виды судебной фотографии:

История фотографии

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

В 1726 году А. П. Бестужев-Рюмин (1693—1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель и Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет . В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. В 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785—1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.


Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке — решётчатое окно дома Тальбота.

Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.

Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.

В фотографии использовалась как негативные, так и обращаемые фотоматериалы.

В 1889 году в Санкт-Петербурге Е. Ф. Буринским была открыта первая в мире судебно-фотографическая лаборатория при Санкт-Петербургском окружном суде. В этой лаборатории были впервые применены фотографические методы для исследования документов, в том числе архивных документов 14 века, выполненных на коже.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: