Виды специализированных судов рк

Обновлено: 27.04.2024

Аналогичная ситуация возникла и в уголовном судопроизводстве. И в целях дальнейшего укрепления законности и улучшения работы судебной системы при отправлении правосудия по особо тяжким уголовным делам Указом Президента Республики Казахстан от 29.12.2009 года №910 в областях Республики и в городах Республиканского значения были образованы Специализированные межрайонные суды по уголовным делам.

Официальное открытие Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Западно-Казахстанской области произошло 04.01.2010 года.

Первоначально суд возглавлял и.о. Председателя суда Утешев Кайрат Таскалиевич. Коллектив состоял из Заведующего канцелярией и 5 специалистов.

26.02.2010 года Указом Президента Республики Казахстан председателем СМУС ЗКО назначен Байбутаев Еркин Джаркынбекович, занимавший ранее должность судьи Западно-Казахстанского областного суда. Суд стал двухсоставным.

В период руководства Еркина Джаркинбековича произошло становление и «отладка» работы суда. На постоянной основе стали проводиться одни из первых судебных разбирательств с участием присяжных заседателей. Создавалась практика, корректировались отдельные моменты в работе суда. Произошло расширение штата специалистов до 8 единиц.

Однако, в связи с прекращением полномочий судьи Байбутаева Е.Д., и его переходом на работу в частный сектор суд вновь возглавил Утешев К.Т.

Это был достаточно трудный период, ведь суд вновь стал односоставным, а количество и сложность рассматриваемых уголовных дел постоянно росло.

16.02.2012 года Указом Президента Республики Казахстан на должность Председателя СМУС ЗКО была назначена Карасаева Акгуль Исмагуловна, ранее работавшая судьей Уральского городского суда.

С приходом Акгул Исмагуловны сразу почувствовалась ее принципиальность, сила воли, требовательность и высокий профессионализм. Не случайно в период работы в Уральском городском суде ей поручалось рассмотрение наиболее сложных, имеющих большой общественный резонанс, уголовных дел, с которыми она блестяще справлялась.

Время не стоит на месте, получив большой практический опыт Утешев Кайрат Таскалиевич в марте 2012 года возглавил Административный суд Бурлинского района, а на его место прибыл молодой и целеустремленный судья Хаирбеков Райбек Сериккалиевич.

Однако, даже после этого нагрузка на судей суда была выше общереспубликанской, именно поэтому руководством Западно-Казахстанского областного суда было принято решение о расширении штата суда и добавлении еще одного судьи.

В настоящий момент суд укомплектован и обеспечен всем необходимым. Штат суда состоит из 3 судей, заведующего канцелярией, 3 главных специалистов, 3 секретарей судебных заседаний, 2 ведущих специалистов, 2 судебных приставов и 5 контрактных рабочих.

Перед нашим судом стоит много задач и нам очень приятно осознавать что если в нашем обществе будет порядок и покой, то в этом есть и наша заслуга.

В настоящее время Указом Президента от 25 мая 2015 года председателем Специализированного межрайонного уголовного суда ЗКО назначен Чалкаров Кайрат Тулеугалиевич.

Zakon.kz

Zakon.kz

С момента провозглашения государственной независимости Казахстана реализован комплекс мер по совершенствованию правовых механизмов защиты прав и свобод граждан, формированию независимой судебной системы, отвечающей международным правовым стандартам и адекватной современным тенденциям общественно-политической жизни.

Принятым в декабре 1991 года Конституционным законом «О государственной независимости» было предусмотрено осуществление государственной власти в Республике Казахстан на основе принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Позднее этот принцип был закреплен в Конституции 1993 года, утвердившей основные организационные аспекты институционализации судебной власти.

С принятием Конституции 1995 года и Указа Президента, имеющего силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей Республики Казахстан», введены принципиально новые положения о правосудии как непосредственной форме осуществления судами государственной власти, о независимости судебных органов от законодательных и исполнительных структур. Закреплено единство судебной системы путем упразднения арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции. Введен порядок назначения судей местных судов Президентом страны и избрания судей Верховного Суда Сенатом Парламента. Предусмотрено образование Высшего Судебного Совета и Квалификационной коллегии юстиции, усилены гарантии независимости судей с укреплением их статуса и роли в системе защиты прав и свобод человека.

Важным достижением судебной реформы стал Указ Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции по обеспечению деятельности судов были переданы из ведения Министерства юстиции уполномоченному органу - Комитету по судебному администрированию при Верховном Суде (в последующем функции переданы Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде).

Логическим завершением первого этапа преобразований в судебной системе стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», заложившего принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.

В соответствии с приоритетами в государственно-правовой сфере, принят ряд мер по дальнейшей модернизации и упрощению судопроизводства, разграничению вопросов правосудия и судебного администрирования, созданию специализированных судов, повышению профессионального уровня судейского корпуса.

Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года образованы специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать судебные споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Успешное функционирование этих судов позитивно отражается на развитии рыночных институтов, инвестиционном режиме в республике.

Дальнейшая специализация судов нашла воплощение в образовании Указом главы государства от 9 сентября 2004 года межрайонных специализированных административных судов, к подсудности которых отнесены дела, вытекающие из административных полномочий органов государственной власти. Тем самым усилены механизмы защиты прав и свобод граждан в сфере публично-правовых отношений.

Указом Президента от 23 августа 2007 года в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В последующем, по Указу главы государства от 4 февраля 2012 года такие суды образованы во всех областных центрах и некоторых крупных городах республики.

Важным звеном процесса реформирования судебной системы является введение с 1 января 2007 года института уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, который в значительной степени расширяет возможности общественного контроля и непосредственного участия граждан в отправлении правосудия.

На сегодня во всех регионах созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях, в том числе с участием присяжных заседателей, а также специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам.

Одним из важных этапов реформы судебной системы стало принятие в 2005 году Закона о разграничении подсудности, направленного на укрепление роли местных судов, упрощение судопроизводства и усиление роли апелляционных инстанций.

Данным законом из подсудности Верховного Суда было исключено рассмотрение уголовных дел по первой инстанции. В компетенцию районных судов передана и часть гражданских дел, которая прежде рассматривалась в областных судах.

Очередной этап судебно-правовой реформы ознаменован внесением поправок в мае 2007 года в Основной закон страны.

Благодаря принятым новеллам, система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан, в частности, путем введения судебного санкционирования ареста.

В том же году были внесены поправки в Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которым расширены полномочия республиканской и областных дисциплинарно-квалификационных коллегий судей. Если раньше правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении судей были наделены председатели Верховного и областных судов, то теперь эти полномочия переданы дисциплинарно-квалификационным коллегиям судей. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи образован новый орган - Судебное жюри. В последующем, функции дисциплинарно-квалификационных коллегий переданы Судебному жюри, которое является коллегиальным органом, формируемым с учетом представительства судов всех уровней. Это позволило исключить возможность неправового влияния на судей местных судов, обеспечить единообразный подход в оценке их деятельности.

Одним из действенных механизмов реализации принципа независимости судов стало упразднение Квалификационной коллегии юстиции с передачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего Судебного Совета. Эта конституционная поправка позволила окончательно обособить суды от исполнительной власти. Одновременно усилена роль Высшего Судебного Совета как единого органа, осуществляющего отбор квалифицированных судейских кадров, а также уполномоченного давать рекомендации на назначение судей судов всех уровней.

Как логическое продолжение системной работы по оптимизации судоустройства, с 1 января 2010 года введен в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы».

Согласно данному Закону, судебная система Казахстана состоит из судов первой инстанции (районные и приравненные к ним суды), апелляционной и кассационной инстанций (областные и приравненные к ним суды), а также надзорной инстанции (Верховный Суд).

Таким образом, в республике выстроена трехзвенная система правосудия с оптимальной организационной структурой, приближенная к нуждам населения и обеспечивающая своевременное и качественное разрешение судебных дел.

Сегодня в Казахстане функционируют 378 судов. Это – Верховный Суд Республики, 17 областных и 360 районных судов, в том числе специализированных (10 военных, 16 экономических, 32 административных, 17 - по уголовным делам и 19 - по делам несовершеннолетних).

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи местных судов назначаются Президентом, а судьи Верховного Суда – избираются Сенатом Парламента. Судьей можно стать при наличии юридического образования, при достижении 25 лет, двухлетнего стажа работы по юридической специальности и сдачи квалификационного экзамена.

Судьи судов всех уровней обладают единым статусом, различаясь только по объему полномочий. Судья выполняет свои обязанности на постоянной основе. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как на основаниях и в порядке, предусмотренным законом.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей – такие действия преследуются по закону.

Принципиальное значение для обеспечения объективности судопроизводства имеет введение запрета для судей быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность. Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами.

В целях упрощения, расширения доступа к правосудию и повышения оперативности рассмотрения дел главой государства 17 февраля 2012 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию». Законом предусмотрено исключение института направления дел на новое судебное рассмотрение, вступление в законную силу судебных актов апелляционной инстанции со дня их оглашения. Кассационное производство предусматривает проверку законности вступивших в законную силу судебных актов. При этом, апелляционное и кассационное разбирательства стали обязательным условием для дальнейшего обращения в Верховный Суд.

Таким образом, на сегодня создана отвечающая условиям демократического правового государства и общепризнанным международным стандартам судебная система, которая обеспечивает должный уровень правовых и социальных гарантий, а также высокую профессиональную ответственность судей за соблюдение конституционных принципов правосудия.

В целях реализации решений VI Съезда судей, состоявшегося в ноябре 2013 года, в ноябре текущего года Президентом страны подписаны, разработанные Верховным Судом, Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур». Положения данных законов направлены на дальнейшее совершенствование судебной системы путем введения ряда новелл, а также корректировок норм, регламентирующих деятельность судов.

В частности, совершенствуются процедуры конкурсного отбора кандидатов в судьи, повышается роль и значение кадрового резерва на судейские должности, при Верховном и областных судах создается отдельный орган, на который будут возложены функции по решению оперативных организационных вопросов.

Закон по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур предусматривает введение упрощенной формы рассмотрения несложных дел искового производства, расширение сферы применения приказного производства, ограничение подсудности Верховного Суда путем установления некоторых категорий дел, не подлежащих пересмотру в порядке судебного надзора.

Законом также вносятся поправки в процессуальное законодательство, позволяющие широко применять информационные технологии в судопроизводстве. В частности, предоставляется возможность подавать заявления в форме электронных документов как в суды первой, так и вышестоящих инстанций, а также право получения копий судебных документов в электронном виде.

Ведется работа над проектом нового Гражданского процессуального кодекса, который сейчас находится на стадии предварительного согласования с заинтересованными государственными органами. Проект предусматривает удобный для участников процесса порядок рассмотрения дел, широкое применение примирительных процедур и использование современных электронных технологий.

Предполагается расширение категорий гражданских дел с обязательным предварительным досудебным порядком разрешения спора. В качестве дополнительных мер по упрощению судебных процедур создается возможность дистанционного исследования доказательств и заслушивания объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи. Планируется расширение круга процессуальных действий, совершаемых в электронном режиме.

Законопроектом вводится в ГПК новая глава, предусматривающая детальную регламентацию процедуры заключения мирового соглашения.

Дальнейшее развитие института медиации, способствующего развитию восстановительного правосудия, снижению нагрузки на суды, планируется с введением новой процессуальной фигуры – судьи-медиатора, который в отличие от действующих медиаторов будет осуществлять свою деятельность не на платной основе.

На сегодня в судах осуществляется пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации).

В рамках мер по созданию в Казахстане системы административной юстиции, Верховным Судом разрабатываются концепция и проект Административного процессуального кодекса. С принятием этого кодекса связывается повышение роли правосудия в защите прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных актов и действий государственных органов и должностных лиц.

Также Верховным Судом осуществляется работа над проектами Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», направленных на совершенствование механизма пенсионного обеспечения судей.

По итогам изучения зарубежных практик в области оценки качества судебной деятельности, с начала 2014 года в судах республики введена принципиально новая система мониторинга работы судов. Она становится надежным инструментом дальнейшего совершенствования деятельности судов, исключив вероятность какого-либо умаления независимости суда при отправлении правосудия.

В частности, для оценки состояния судебной деятельности применяются социологические опросы различных категорий респондентов, в целях изучения отношения населения к судебной системе и результатам ее функционирования, выяснения степени информированности населения о работе судов, оценки соответствия уровня судебной защиты прав и свобод граждан ожиданиям общественности, изучения эффективности организации деятельности судов.

Так, в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в Казахстане в 2015 году запланировано проведение независимого исследования путем социологического опроса участников судебных процессов в 200 судах республики. Предыдущее аналогичное исследование было проведено в первом полугодии 2012 года Центром исследования правовой политики совместно с Программой развития ООН в Казахстане. В ходе анонимного анкетирования приняло участие 6000 участников судебных процессов в 114 судах всех регионов Республики.

По данным социологического исследования 82,4% участников опроса доверяют судьям, более 80% казахстанцев убеждены в справедливости рассмотрения дела и беспристрастности судьи.

Казахстанская модель мониторинга качества судебной деятельности была успешно презентована на состоявшемся 3-5 сентября 2014 г. в г.Астане совещании председателей Верховных Судом стран – членов Шанхайской организации сотрудничества.

Международными экспертами выражена заинтересованность и дана положительная оценка проводимой работе. При экспертном содействии Программы развития ООН планируется продолжить изучение используемых другими странами систем оценки качества работы судов, на предмет внедрения в судебной системе Казахстана наиболее передовых методик.

Стоит отметить, что Верховным Судом последовательно осуществляется взаимодействие с международными партнерами по всем ключевым направлениям развития. Среди них - Представительство ООН в Казахстане, Программа развития ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация по миграции, Центр ОБСЕ в Астане. Конструктивное партнерство сложилось с Европейским Союзом в рамках инициативы по верховенству права, Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и Фондом международного правового сотрудничества (IRZ), Американской Ассоциацией юристов.

Признанием проводимой государством работы по усилению судебной защиты прав и свобод граждан, явилось принятие судейского сообщества Казахстана в 2012 году полноправным членом Международной Ассоциации судей.

На современном этапе развития судебной системы большое значение придается использованию в судах современных информационных технологий. Результатом начатого 10 лет назад внедрения в судах автоматизированных компьютерных систем, стала эффективно используемая Единая информационно-аналитическая система судебных органов, посредством которой автоматизированы все основные процессы в судах, от распределения судебной нагрузки до ведения судебной статистики. Создана единая электронная база судебных актов, посредством которой осуществляется опубликование судебной информации на интернет-ресурсах судов.

В судах Казахстана активно используются сервисы по приему электронных исков, заявлений о выдаче протокола судебного заседания, замечаний на протокол; возможности электронной почты, единой системы документооборота с государственными органами; электронное извещение участников судебных разбирательств; аудио- видеозапись судебных разбирательств. Проектами законодательных актов предусматривается расширение сферы использования электронных технологий в судебном процессе.

Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности судов осуществляется уполномоченным органом - Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (далее – Департамент), созданным Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года.

Департамент в рамках установленных полномочий осуществляет организационное, кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

В целом, об эффективности принятых последовательных мер, направленных на защиту прав, свобод физических и юридических лиц свидетельствует улучшение позиций Республики Казахстан в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по индикатору «Независимость судов».

Если в 2011 году в данном рейтинге Казахстан занимал 111-е место, то по итогам 2014 года позиции республики улучшились на 25 пунктов, она переместилась на 86-е место.

Дальнейшие меры по последовательному укреплению независимости судебной системы, обеспечению эффективности и доступности правосудия направлены на формирование судебной системы, отвечающей всем общепризнанным современным международным стандартам.

В обеспечении надлежащего функционирования судебной власти, эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций важное значение имеет создание наиболее оптимальной системы судебных органов. В этом аспекте особая роль принадлежит специализированным судам [1] , некоторые из которых сравнительно недавно были учреждены в республике [2] , в перспективе следует ожидать учреждение и других специализированных судов [3] . С ледует отметить, что образование специализированных судов, по замечанию Ю.А. Тихомирова, отражает общие тенденции развития судов и судопроизводства и в зарубежных странах [4] . Как правило, в основу образования таких судов положены определенные критерии: персональный (т.е. в зависимости от того, кто является стороной в деле), специфика определенной категории дел, обусловленная особенностями материально-правовых отношений, а также в некоторых случаях учитываются и исторические традиции. Исходя из таких критериев, к подсудности этих судов отнесены дела, требующие либо особого порядка их рассмотрения в зависимости от специфических особенностей участников разбирательства (например, по делам несовершеннолетних, прессы, по обвинению, выдвинутых против министров и др.), либо применения процессуальных норм к особенностям материальных правоотношений, по поводу которых возникают споры (например, трудовые, коммерческие, налоговые, транспортные и т.д.), либо обусловленные сложившимися национальными правовыми традициями (например, церковные суды, суды по делам боен и др.). Так, в современных судебных системах действуют следующие специализированные суды:

√ в Германии - патентные, административные, финансовые суды, а также суды по трудовым спорам, социальным вопросам и др.;

√ в Греции - административные, полицейские, исправительные суды, специальный суд по обвинению, выдвинутого против министров, суды по делам несовершеннолетним;

√ в Италии - суды по торговым, административным, трудовым делам, трибуналы по делам несовершеннолетних, административные трибуналы;

√ в Люксембурге - суды по делам молодежи, торговым, трудовым, полицейским делам, административные, арбитражные суды и др.;

√ в Мальте - суды по делам несовершеннолетних, церковные суды, суд по контролю за нотариальными актами, различные советы, являющиеся частью судебной системы - арбитражный земельный совет, советы по регламентации арендной платы за жилье, по контролю за арендой сельскохозяйственных земель, специальных комиссаров по подоходному налогу;

√ в Польше - суды по семейным делам, трудовым делам и социальным вопросам, по исполнению наказаний, военные суды;

√ в США - суды по делам о несостоятельности, налоговые, военные суды и др.;

√ в Турции - торговые суды, суды по трудовым спорам, кадастровым спорам, по надзору в отношении долговых исков, исправительные уголовные суды, суды по делам прессы, государственной безопасности, налоговые, дисциплинарные суды;

· в Финляндии - Высший суд по импичменту, суды по земельным спорам, вопросам водопользования, трудовым спорам, торговый, страховой, пенитенциарный, административный суды;

· во Франции - суды административные, торговые, полицейские, по социальным вопросам, морские торговые, трибунал по конфликтам, Высокая палата правосудия (обладает исключительной компетенцией - судить Президента Франции в случае государственной измены, а также Палата правосудия - политический суд, осуществляющий правосудие в отношении членов правительства за преступления и правонарушения, совершенные при исполнении ими своих обязанностей) [5] ;

· во всех странах Латинской Америки, за исключением Мексики, существуют военные суды (трибуналы), а в ряде из этих стран - военно-морские, трудовые суды (или трибуналы по примирению и арбитражу), финансовые, административные суды, суды по налогообложению, делам несовершеннолетних, водопользованию и землепользованию, по делам полицейской службы и другие; а также довольно специфическая разновидность таких судов, как суды по делам индейцев, по делам боен [6] .

Учреждение во многих странах специализированных судов, относящихся к судам низшей инстанции, обусловлено в большинстве случаев процессуальной экономией - быстро, недорого, квалифицированно в рамках достаточно неформального судебного разбирательства рассматривать подавляющее число дел и материалов, отнесенных к судебной юрисдикции. Несмотря на такое разнообразие все специализированные суды объединяет то, что традиционно принято именовать специальной юрисдикцией - компетенцией суда по рассмотрению строго определенного круга дел, т.е. производство по таким делам в судах общей юрисдикции отличается своей предметной либо персональной подсудностью, а в некоторых случаях и процедурой судопроизводства.

Но ни в одной из стран тот или иной суд, рассматривающий такие дела, «не привязан» к тому или иному органу - все они основаны на таком важнейшем принципе, установленным международными стандартами в области правосудия, как независимость суда от каких-либо органов. Так, п. 1 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов устанавливает: «Независимость судебных органов гарантируется государство и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов» [7] ; в ст. 2 Всеобщей хартии судей указано: «Судебная независимость должна быть обеспечена законом, создающим и защищающим суд, который является независимым от других ветвей государственной власти» [8] . Аналогичные положения содержатся и в других международных актах. Наряду с этими положениями международными нормами устанавливаются также условия, в соответствии с которыми суды должны быть компетентными, независимыми и беспристрастными и предоставлять соответствующие гарантии для обеспечения справедливого судебного разбирательства. Например, Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на компетентный национальный суд (ст. 8), на рассмотрение его дела «гласно и соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10) [9] ; п. 5 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов устанавливает: «Не должно создаваться трибуналов, не применяющих установленных должным образом юридических процедур, в целях подмены компетенции обычных судов или судебных органов» [10] ; ст. 14 Международного пакта о гражданах и политических правах от 16 декабря 1966 г., устанавливает право каждого на «на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» [11] .

В соответствии с этими международными положениями конституциями многих стран мира установлен запрет на учреждение чрезвычайных и специальных судов. Вместе с тем, в ряде стран на различных исторических этапах учреждались специальные либо чрезвычайные суды, что было обусловлено не только существованием, как указывают некоторые авторы, в этих странах тоталитарного режима [12] , но и в силу различных обстоятельств чрезвычайного (особого) характера (например, состояние войны, попытки захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, межконфессиональные и региональные конфликты, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др.), вследствие чего в государстве специальным законодательством вводится чрезвычайный (особый) режим, имеющий различные наименования [13] .

Вместе с тем, ни один из международных актов, а также национальное законодательство не дает определения понятия и признаков этих судов, что порождает и в современный период возможность создавать специальные суды. Например, рабочая группа ООН, исследовавшая факты противозаконного задержания, заявила, что «одним из самых серьезных поводов для противозаконного задержания является существование особых судов, военных или других, независимо от их названия. Даже если подобные суды сами по себе не запрещены Международным пактом о гражданских и политических правах, Рабочая группа, тем не менее на опыте установила, что в реальности ни один из них не уважает гарантии права на справедливый суд, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека и упомянутом Пакте» [14] .

Комитет по правам человека выявил, что помимо списка преступлений, подлежащих рассмотрению особыми судами в Ираке, министр внутренних дел и Администрация Президента имели дискреционные полномочия передавать любые другие дела в эти суды. Африканская комиссия нашла нарушение статьи 7(1) Африканской хартии, выразившееся в том, что особый трибунал в Нигерии был создан Актом о грабежах и огнестрельном оружии, а его судьями стали в большинстве своем лица без опыта юридической работы, принадлежащие к исполнительной власти, которая и издала Акт о грабежах и огнестрельном оружии. Межамериканская комиссия пришла к заключению, что в особых судах в Колумбии и Перу, в чью юрисдикцию входило рассмотрение обвинений в терроризме, нарушались принципы правосудия и гарантии компетентности, независимости, беспристрастности и надлежащего разбирательства, изложенные в Американской конвенции, поскольку личности прокуроров и судей не раскрывались, а свидетели давали показания тайно. Кроме того, эта же комиссия постановила, что Особый военный суд в Перу «не был компетентным, независимым и беспристрастным трибуналом», так как находился при Министерстве обороны, которое превратило его в специальный суд, подчиненный органу исполнительной власти [15] . В своем докладе по Никарагуа Европейская комиссия пришла к выводу, что рассмотрение военными трибуналами дел гражданских лиц, совершивших политические преступления, является нарушением права на разбирательство дела независимым и беспристрастным судом [16] .

Таким образом, можно заключить, что для особых (специальных и чрезвычайных судов присущи следующие черты. Во-первых, для этих судов характерен особый состав суда; во-вторых, особая процедура разбирательства, как правило, упрощенная и ускоренная по сравнению с установленным уголовно-процессуальным законом процессуальным порядком, нарушающим основные принципы правосудия и права участников судебного разбирательства. В-третьих, такие суды, как правило, учреждаются специальными актами.

В большинстве международных документов указывается, что, как правило, процедуры в особых судах дают меньше гарантий справедливого суда, чем обычные суды, и, как отмечал Комитет по правам человека, «часто причиной для учреждения подобных судов является намерение применять исключительные процедуры, не соответствующие обычным нормам правосудия» [17] .

Поэтому при рассмотрении вопроса о правовой природе учреждаемого суда, следует исходить из следующих посылок:.

- был ли суд создан на основании закона;

- не нарушает ли юрисдикция суда гарантий прав, свобод и законных интересов участников судебного разбирательства;

- являются ли судьи независимыми от исполнительной власти и других органов при принятии решений;

- являются ли судьи компетентными и беспристрастными;

- соответствуют ли процедуры в таких судах минимальным процессуальным требованиям справедливого суда, содержащимся в международных документах.

В аспекте вышеизложенного определенный интерес представляет вопрос о суде Регионального финансового центра города Алматы (далее - РФЦА), учреждение которого предусмотрено разработанным правительством республики законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Казахстана по вопросам создания регионального финансового центра города Алматы. Пункт 2 ст. 1 этого законопроекта устанавливает, что: «дела по спорам между участниками регионального финансового центра города Алматы, дела по искам к участникам регионального финансового центра города Алматы, дела по искам участников регионального финансового центра на неправомерные действия должностных лиц органов регионального финансового центра города Алматы и об оспаривании их решений рассматриваются судом регионального финансового центра города Алматы». К подсудности этих судов отнесено также рассмотрение дела об административных правонарушениях, отнесенные к подсудности специализированных административных судов. Кроме того, высказано мнение о том, что такой суд будет «находиться вне судебной системы страны и его деятельность будут регулировать только специальные акты» [18] .

Однако легитимность создания и деятельности такого суда в юридическом сообществе вызвала дискуссии, суть которых сводилась к тому, что не будет ли таким законом образован специальный суд, запрет на образование которого установлен п. 4 ст. 75 Конституции РК. Например, если представители Министерства юстиции и Верховного Суда РК считали, что создание такого суда при РФЦА отвечает требованиям законодательства, то представители Генеральной прокуратуры РК полагали, что это противоречит Конституции республики [19] .

Представляется, что суд, который предполагается учредить указанным выше Законопроектом, обладает признаками специального суда. Такой вывод основан на следующем.

Во-первых, само наименование «суд регионального финансового центра города Алматы» противоречит закону, поскольку

В этой связи в Конституционный совет РК поступило обращение Премьер-Министра РК, в связи с чем органом конституционного контроля было дано официальное толкование п. 4 ст. 75 Конституции РК, в части касающейся понятия «специальный суд» и его отличия от понятия «специализированный суд».

В абзаце 9 пункта 2 устанавливающей части Постановления Конституционного совета РК от 14 апреля 2006 г. № 1 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 75 Конституции Республики Казахстан» указывается, что «. Верховный Суд согласно статьей 81 Конституции является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным всем судам Республики» (курсивом выделено мной - Г.С.). Однако, представляется, что в этой части Конституционный совет РК дал несколько вольную интерпретацию нормы, заключенной в ст. 81 Конституции РК, поскольку в ней компетенция высшего судебного органа страны определена по-иному, а именно: «Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики» ( курсивом выделено мной - Г.С.). Тем самым, указанная норма не относит Верховный суд республики к высшему судебному органу по делам, подсудным судам специальной юрисдикции (т.е. специализированным судам), а потому из этого следует, что из компетенции Верховного суда должен исключаться надзор за судебной деятельностью специализированных судов. Следует также обратить внимание и на несогласованность (как терминологическую, так и по содержанию) этой конституционной нормы с п. 3 ст. 75 Конституции РК п./п. 2 ст. 3 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в которых закреплены нормы о местных судах, к числу которых отнесены и специализированные суды. Таким образом, исходя из смысла норм п. 3 ст. 75, ст. 81 Конституции РК и п./п. 2 ст. 3 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», следует, что для специализированных судов, хотя они и относятся к числу местных судов, Верховный суд РК не может являться высшим судебным органом. Вполне логичным в таком случае было бы предложение об учреждении для этих судов своего специализированного высшего судебного органа. Однако такой выход является неприемлемым, поскольку п.3 ст. 75 Конституции РК устанавливает для судебной системы возможность иметь только один высший судебный орган - Верховный суд РК. Какой из этого выход? Представляется, что поскольку этот вопрос имеет принципиальное значение, он должен стать предметом рассмотрения Конституционного совета республики.

[1] Следует отличать специализированные суды от специальных и чрезвычайных, создание которых запрещено ч. 4 ст. 75 Конституции РК. Создание чрезвычайных судов преследует, в основном, политические, военные цели. Такого рода чрезвычайные суды были известны советской правовой системе. Например действовашие в тридцатых года при НКВД так называемые «тройки», «особые тройки» «двойки», «высшие двойки», особые совещания при НКВД СССР и т.п.

[3] См.: О Концепции правовой политики Республики Казахстан: Одобрена Указом Президента РК от 20 сентября 2002 г. № 949 // // САПП РК. 2002. № 31. Ст. 336; 2005., № 30. Ст. 381.

[4] См.: Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2001. С. 187.

[6] См.: Орлов А.Г. Судебная власть // Высшие органы государственной власти стран Латинской Америки. М.: «Анкил», 2001. С. 116-122.

[7] Приняты YII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 г.); одобрены резолюциями генеральной Ассамблеи ООН 40/146 от 13 декабря 1985 г. // Международно-правовая защита прав и свобод человека // Сборник документов. М., 1990. С. 324-329.

[9] Права человека. Сборник международных договоров. Том 1 (часть первая (А). Универсальные договоры. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 2002. С. 3.

[10] Приняты YII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 г.); одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/146 от 13 декабря 1985 г. // Международно-правовая защита прав и свобод человека // Сборник документов. М., 1990. С. 324-329.

[12] Например, М.В. Боровский указывает: «Чрезвычайные суды (в большинстве случаев — по уголовным делам) создаются в условиях авторитарных режимов, обычно — с целью решения текущих политических проблем, для решения которых по каким-либо причинам не удается использовать существующие в государстве судебные органы. Деятельность чрезвычайных судов осуществляется с нарушением принципа разделения властей и сопровождается нарушением прав человека, отказом от основополагающих принципов правосудия — независимости суда, гласности, состязательности, права обвиняемого на защиту, законности» (Боровский В.М. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации (Проблемы и перспективы): Дис. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 15).

[13] Например: а) чрезвычайное положение (Алжир, Великобритания, Зимбабве, Индия, Ирландия, Канада, Португалия, США, ЮАР); б) военное положение (Болгария, Великобритания, Индия, Нидерланды, Польша, Румыния, США и др.); в) осадное положение (Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Греция, Испания, Мали, Португалия, Франция); г) состояние войны (Бельгия, Италия, Кабо-Верде и др.); д) состояние общественной опасности (Италия); е) состояние напряженности (ФРГ); ж) состояние обороны (ФРГ, Коста-Рика, Финляндия); з) состояние угрозы (Испания); и) состояние готовности (Норвегия) // См.: Лозбинев В.В. Институт чрезвычайного положения в Российской Федерации (теория, законодательство, практика). М., 2001. С. 140-141.

[14] См.: Руководство по справедливому судопроизводству. Изд. 2-ое. М.: «Международная Амнистия», 2003. С. 156.

[15] См.: Руководство по справедливому судопроизводству. Изд. 2-ое. М.: «Международная Амнистия», 2003 С. 156-157.

[16] Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М.: Права человека, 1996. С.75

[17] Общие комментарии Комитета по правам человека 13, § 4.

[18] Суд да дело. Поставлена точка в споре между Генпрокуратурой, Минюстом и Верховным судом // Литер. 2006. 15 апреля.

[19] См.: Суд да дело. Поставлена точка в споре между Генпрокуратурой, Минюстом и Верховным судом // Литер. 2006. 15 апреля.

Согласно Указа Президента Республики Казахстан от 09 февраля 2002 года №803 «Об образовании специализированных межрайонных экономических судов», в соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 6 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2001 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан постановило об образовании в городе Астане, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно – Казахстанской, Жамбылской, Западно – Казахстанской, Костанайской, Кызылординской, Мангыстауской, Павлодарской, Северо – Казахстанской, Южно – Казахстанской областях специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать экономические споры в соответствии с действующим законодательством.

Квалификационной коллегии юстиции, Министру юстиции, Председателю Верховного суда осуществить в установленном законодательством порядке меры по отбору кандидатов на должности председателей и судей судов, образованных настоящим Указом, и представить на рассмотрение президенту Республики Казахстан предложения по кадровому составу этих судов.

Специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области является государственным органом, рассматривающим гражданские дела, на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами.

Специализированный межрайонный экономический суд Алмтаинской области подчиняется Алматинскому областному суду и входит в судебную систему Республики Казахстан, утверждаемую в соответствии с Конституцией. Согласно судебной системе экономический суд относится к местным судам, является судом первой инстанции. Основная функция суда – осуществление защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судебная защита от любых неправомерных решений и действий и действий государственных органов, организаций и должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы.

В сответствии с п.1 ст.30 ГПК Республики Казахстан, специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.

Специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области его председателями были:

Основное назначение судебной власти состоит в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции и законов страны.

Создание независимой и эффективной судебной системы – одно из основных направлений деятельности государства и его органов.

В декабре 2000 года для повышения статуса судов и судей был принят Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которым значительно повышен авторитет суда, закреплена несменяемость и неприкосновенность судей, изменена процедура назначения на должность судьи, ставшая гласной и прозрачной.

В целях практической реализации п. 3 ст. 3 Конституционного закона и повышения эффективности судов была начата работа по их специализации. Указом Президента Республики Казахстан от 16 января 2001 года №535 в порядке эксперимента были образованы межрайонные специализированные экономические суды в городе Алматы и Карагандинской области. При этом, создавая систему экономических судов в стране, учитывались пожелания иностранных инвесторов, высказанные на втором заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан в 1999 году.

У истоков создания экономических судов стояли Мами К.А., Алимбеков М.Т., Бекназаров Б.Б., Касимов А.А.

На третьем съезде судей Казахстана в июне 2001 года Главой государства была поставлена задача продолжить работу по поэтапному созданию системы специализированных судов - в первую очередь экономических и административных.

Анализ деятельности экспериментальных экономических судов за 2001 год показал, что целесообразно образовать экономические суды во всех областях республики и в городе Астане.

Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года №803 специализированные межрайонные экономические суды были образованы во всех областях и столице нашего государства - городе Астане. Одновременно этим же Указом были образованы в качестве эксперимента специализированные межрайонные административные суды в городах Астане и Алматы.

Создана соответствующая правовая база по обеспечению деятельности экономических судов, в частности, внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс, где определена подсудность этих судов.

На сегодняшний день, в соответствии с ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.

Создание специализированных экономических судов позволило существенно снизить чрезмерную нагрузку на суды общей юрисдикции, улучшить качество отправления правосудия по отдельным категориям гражданских дел, сделать его более открытым и доступным для населения, создать надлежащие условия для граждан и юридических лиц, обращающихся в суды за восстановлением нарушенных прав и законных интересов.

С учетом кадрового и материально-технического обеспечения вновь созданных судов специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области начал свою деятельность с 23 августа 2002 года, в составе председателя суда - Нугманова Б.Б., судей: Кашкинбаевой Ж.М., Маштаковой А.У., Уразовой Т.С. При этом штатной расстановкой суда было предусмотрено 7 судей и 19 работников аппарата суда.

Первому составу суда под руководством председателя Нугманова Б.Б. выпала нелегкая задача по обеспечению образования, становления и дальнейшего развития экономического суда, под руководством вышестоящих судебных инстанций – определению практики рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, подсудных специализированному межрайонному экономическому суду ЗКО.

Сегодня с уверенностью можно констатировать, что с этой нелегкой задачей коллектив суда справился.

Значительный вклад в развитие экономического суда по обеспечению надлежащего качества отправления правосудия, внедрение в суде электронного делопроизводства по программе ЕАИАС СО РК внесла бывший председатель суда Архарова Ж.Б.

Учитывая значимость специализации судов в республике, в течение прошедших 10 лет Верховным Судом и Западно-Казахстанским областным судом на постоянной основе изучается практика рассмотрения гражданских дел экономическим судом, проводятся семинары, конференции, круглые столы по применению норм отдельных отраслей законодательства, при рассмотрении экономических споров, оказывается практическая помощь. В разное время неоценимую помощь в становлении суда, определения судебной практики рассмотрения сложных и резонансных дел, оказывали и оказывают бывшие и нынешние председатели областных судов Нурышев К.Ж., Смагулов М.К., председатели судебных коллегий областного суда Утешева К.Ш., Батаева К.Н., Бегалиев Б.А., судьи областного суда Логвинова В.П., Булавцева В.А., Ювакаева А.А., Кашкинбаева Ж.М., Аманкулов Х.Х., Курманова Ф.Г. и др.

Помимо основной деятельности коллектив суда активно участвует в спортивных мероприятиях, организованных областным судом и местным филиалом Союза судей. В 2011 и в 2012 годах общая команда специализированных судов области заняла первое место в соревнованиях по футболу, посвященных Дню Конституции и Дню победы.

Специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области прошел путь своего становления, выработана устойчивая практика рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, обеспечены стабильное качество и оперативность, морально-психологический климат в суде на хорошем уровне. На сегодняшний день суд обеспечен материально - технически всем необходимым для своевременного и качественного отправления правосудия.

В истории судебной системы Казахстана образование и развитие специализированных экономических судов занимает особое место. Именно с образования экономических судов началась реализация норм Конституционного закона и политики государства по поэтапному созданию системы специализированных судов. После экономических судов в стране были образованы и успешно функционируют специализированные административные суды, финансовый суд в городе Алматы, межрайонные уголовные, ювенальные суды. Работа в этом направлении государством и ее судебной системой продолжается.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: