Виды пассажирских морских судов

Обновлено: 28.04.2024

Согласно Российскому Речному Регистру ходящие по внутренним водам суда подразделяются на четыре основных класса: М, О, Р, Л. Класс присваивается судну в зависимости от его конструкции и возможностей эксплуатации. Существуют дополнительные классы для выходящих в море и прибрежные акватории смешанных судов: М-СП, М-ПР, О-ПР.

Речные суда класса «М»

По своим характеристикам эти суда вправе передвигаться при любых погодных условиях. Высокие борта, водонепроницаемые люки и двери позволяют им выдерживать волны высотой 3 метра и длиной до 40 метров при скорости ветра до 24 м/с. Палубы речных пассажирских судов класса "М" оборудуются фальшбортами высотой не менее 90 сантиметров. Надстройки должны быть выполнены из металлов легких сплавов (сталь и т.п). Иллюминаторы требуется закрывать с помощью глухих крышек, дополненных металлической рамкой.

Речные суда класса «О»

Судам речного флота данного класса разрешается перемещаться, когда высота волн составляет не более 2 метров при длине до 20 метров, а скорость ветра не превышает 21 м/с. Требования к оснащению менее строгие: например, иллюминаторы могут заменять простые окна.

Речные суда класса «Р»

Судна класса «Р» предназначены для плавания только по рекам в условиях волн высотой 1,2 метра и длиной 12 метров при скорости ветра до 17 м/с. Их отличает плоскодонный корпус и вертикальные борта, они оснащены обносами и надстройками, где вместо иллюминаторов могут быть простые рамы из дерева и жалюзи.

Речные суда класса «Л»

Эти суда, осадка которых варьируется от 1,2 до 0,5 метра, годятся для плавания исключительно в пределах малых и мелководных рек. На судах такого класса используются облегченный надстройки, а для несамоходных типов, передвигающихся без экипажа, допустимо их отсутствие.

Речные суда класса «М-СП»

К этому классу относятся суда смешанного плавания, которые эксплуатируются как в речном, так и в морском бассейнах. Они могут выходить в плавание при высоте волн 3,5 метра и скорости ветра до 24 м/с. В отличие от судов класса "М", суда класса "М-СП" отличаются усиленной прочностью корпуса и повышенной мореходностью. Они оснащены навигационными устройствами, системами звукового и светового оповещения и аварийными средствами по правилам морского регистра.

Речные суда «М-ПР» и «О-ПР»

Дополнительная аббревиатура ПР означает, что судно приспособлено для плавания в прибрежных морских водах. К судам такого класса выдвигаются повышенные требования по допустимой высоте волн: для "О-ПР" – 2 метра, для "М-ПР" – 2,5 метра.

Сравнительные характеристики нормативных высот волн и скорости ветра применительно к классам судов

Также суда речного флота делятся на разные типы по принципу поддержания на воде, по принципу движения, по району плавания, по типу главного двигателя, по роду движителя, по типу корпуса, по назначению.

По принципу поддержания на воде

  1. с гидродинамическим принципом
  2. с гидростатическим принципом

По принципу движения на воде

  1. самоходные (со своей энергетической установкой)
  2. несамоходные (перемещаются с помощью буксиров)
  3. стоечные (находящиеся на месте дебаркадеры, понтоны)

По району плавания

По типу главных двигателей

  1. теплоходы (двигатель внутреннего сгорания)
  2. дизель-электроходы (гребной винт вращается от электродвигателя)

По роду движителя

  1. винтовые
  2. колесные
  3. водометные
  4. с крыльчатыми движителями
  5. на воздушной подушке

По типу корпуса

  1. металлические
  2. пластмассовые или стеклопластиковые
  3. деревянные
  4. железобетонные (дебаркадеры, плавпричалы)

По назначению

Мы оснащаем системами контроля топлива все виды речных судов. Стоимость и конфигурацию системы можно запросить по ссылке .

Пассажирское судно

Рис. 1 Пассажирское судно для перевозки людей

Пассажирские суда имеют не­сколько палуб и сильно развитые надстройки и рубки, что способству­ет получению достаточной площади для устройства большого числа помещений. Все палубы, на которых располагаются каюты пассажиров, находятся выше ватерлинии, поэтому пассажирские суда имеют избы­точный надводный борт. По архи­тектурному типу пассажирские суда относятся к трехостровным, а круп­ные суда имеют удлиненный бак или ют.

Отличительная особенность пас­сажирских судов — комфортабель­ность, которая обеспечивается большим числом различных обществен­ных помещений (музыкальные и курительные салоны, рестораны, плавательные бассейны и т. п.), установ­кой успокоителей качки, наличием системы кондиционирования воздуха и т. д. Пассажирские суда имеют относительно высокие скорости от 20 до 30 уз. Для обеспечения без­опасности плавания корпус пасса­жирского судна разделяется на от­секи водонепроницаемыми перебор­ками, что позволяет при получении пробоины сохранить плавучесть суд­на.

Рекомендуется к прочтению: Понятие о судне

Сухогрузные суда

Наиболее распространенным типом сухогрузного судна Специализированные суда для перевозки сухих грузов является судно общего назначения для перевозки генерального груза (рис. 2), на котором можно перевозить любые штучные грузы в упаковке (ящики, тюки, бочки т. п.).

Исторически сложившимся apxитектурным типом такого судна является трехостровной тип — наиболее простой по конструкции и достаточно надежный и удобный в эксплуатации.

По конструктивному принципу грузовые суда могут быть полно и неполнонаборные. При той же грузоподъемности суда с избыточным надводным бортом имеют больший объем грузовых помещений и поэтому используются для перевозки легких грузов.

Сухогруз

Рис. 2 Сухогрузное судно общего назначения

Машинное отделение на грузовых судах может быть расположено как в средней части корпуса судна, так и в корме. Новые суда часто имеют промежуточное положение машинно­го отделения, когда оно смещено от середины корпуса к корме.

Сухогрузные суда могут иметь две и более палуб. Наличие нескольких палуб на грузовом судне позволяет более полно использовать грузовые помещения при большой высоте трюмов. Для проведения грузовых операций имеются грузовые стрелы, смонтированные на мачтах, или грузовые краны.

Специализированные суда пред­назначены для перевозки определен­ных видов грузов — одного или нескольких.

Лесовозы — однопалубные суда, рассчитанные на перевозку лесного груза в трюмах и на палубе. Чтобы создать достаточную площадь для его размещения, протяженность па­лубных надстроек на лесовозе умень­шают до минимума.

Наличие большого количества па­лубного груза предъявляет к проч­ности палубы повышенные требования. Чтобы палубный груз можно было надежно закрепить, палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и стойками-стензелями. Лесовозы имеют ледо­вые подкрепления, позволяющие им заходить в замерзающие порты, откуда в основном вывозят лес.

Лесовозы можно также использо­вать для перевозки генеральных гру­зов.

Пакетовозы предназначены для перевозки лесного и генерального груза в пакетах массой до 20 т. Судно имеет одну палубу с большими грузо­выми люками и грузовое устройство высокой производительности.

Рефрижераторные суда оборудо­ваны холодильной установкой и ис­пользуются для перевозки скоропортящихся грузов. Для уменьшения теплообмена грузовые трюмы имеют тепловую изоляцию, а грузовые люки на этих судах делают небольшого размера.

Архитектурный тип рефрижера­торного судна — трехостровное, а конструктивный — с избыточным надводным бортом. Для более ра­ционального использования объема грузовых помещений эти суда имеют две или три палубы.

В настоящее время постройка реф­рижераторных судов сократилась в связи с перевозкой скоропортящих­ся грузов в рефрижераторных кон­тейнерах.

Балкер

Балкеры (рис. 3) — суда, которые приспособлены к перевозке навалом любого массового груза (руды, угля, химических удобрений, бокситов и т. п.). Среди сухогрузных судов они имеют наибольшую грузоподъем­ность до 100 тыс. тонн и более.

Большое разнообразие навалоч­ных грузов и значительное различие их физических свойств создают опре­деленные трудности в проектирова­нии балкеров. Чаще балкеры строят с подпалубными и скуловыми бал­ластными цистернами, которые обес­печивают удобную погрузку и вы­грузку навалочных грузов и нор­мальную остойчивость судна при полностью загруженных трюмах. В случае перевозки тяжелых рудных грузов трюмы загружаются пооче­редно, что позволяет загрузить каж­дый трюм полностью.

Балкер

Рис. 3 Длинный балкер

Балкеры имеют избыточный над­водный борт и не имеют средней надстройки, т. е. относятся к судам двухостровного типа. Машинное от­деление на этих судах расположено в корме.

Суда для навалочных грузов обыч­но не имеют грузового устройства, а все погрузочно-разгрузочные рабо­ты производятся портовыми грузовы­ми средствами. Для удобства про­ведения грузовых работ люки на этих судах делают больших размеров. Не­которые балкеры могут быть обору­дованы специальным саморазгру­жающим устройством.

Контейнеровоз

Контейнеровозы (рис. 4) пред­назначены для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные кон­тейнеры массой до 30 т. Из несколь­ких типов стандартных контейнеров наибольшее применение нашли кон­тейнеры длиной 20 и 40 фут (6,055 и 12,19 м). Перевозка гру­зов в контейнерах значительно со­кратила время грузовых операций и позволила создать единую тран­спортную систему, так как контей­неры можно также перевозить же­лезнодорожным и автомобильным транспортом.

Контейнеровоз

Рис. 4 Огромный контейнеровоз

Контейнеровозы — однопалубные суда с избыточным надводным бор­том и кормовым расположением ма­шинного отделения. Средней над­стройки не имеют. Грузовые трюмы разделены специальными направ­ляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры. Часть кон­тейнеров размещают на верхней палубе, где они фиксируются с по­мощью палубных креплений.

Грузового устройства контейнеро­возы, как правило, обычно не имеют: погрузку и выгрузку контейнеров производят у специально оборудо­ванных причалов — контейнерных терминалов.

Ролкер

Ролкеры (рис. 5) — суда с гори­зонтальным способом погрузки. Слу­жат для перевозки груженых автоприцепов (трейлеров) и колесной техники, а также контейнеров и паке­тов. Эти суда имеют один большой трюм и несколько палуб, а также вместительные балластные танки.

Грузообработка судна

Рис. 5 Судно с горизонтальным способом грузообработки

Погрузку и разгрузку производят с помощью автопогрузчиков и плат­форм с тягачами, которые въезжают на судно через кормовые или носовые ворота — лацпорты по специальным мостикам — аппарелям. С одной палу­бы на другую груз перемещают по внутренним аппарелям — пандусам или с помощью специальных лифто­вых подъемников.

Лихтеровоз

Лихтеровозы (рис. 6) — суда, где в качестве контейнеров используют несамоходные баржи — лихтеры. Такие плавучие контейнеры в порту отправления грузят на борт лихтеровоза с воды и в порту назначения выгружают снова на воду. В зависи­мости от способа погрузки лихтеров различают лихтеровозы пяти типов.

Лихтеровоз

Рис. 6 Большой лихтеровоз

В советском флоте нашли применение лихтеровозы типа ЛЭШ, на которые погрузку лихтеров массой до 500 т. производят козловым краном из кормового выреза с передвижкой до сответствующей ячейки в трюме (например, лихтеровоз «Алексей Kocтин»). На лихтеровозе «Юлиус Фечик» типа Си-Би кормовой лис используют для подъема с вохлихтера массой до 1000 т с дальнейшим перемещением его по палубе на особых тележках. Некоторые типы лихтеровозов требуют притопления судна для приема лихтеров (типы Бако, Бакат, ФЛЭШ).

Судно докового типа

Суда докового типа (рис. 7) служат для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Эти суда имеют двойные борта и один большой трюм почти на всю длину судна. В корме трюм имеет водонепроницаемое закрытие, которое в открытом положении образует рам­пу — аппарель. Погрузку тяжеловес­ных грузов производят по прин­ципу докования — судно притопляется и через открытый кормовой лац – порт в трюм вплавь заводят спе­циальный понтон (лихтер) с грузом.

Судно докового типа

Рис. 7 Судно докового типа для перевозки тяжеловесов

При сравнительно небольшой массе груза до 700 т. его можно ввозить в трюм по аппарели на транспортных тележках или производить по­грузку козловыми кранами большой грузоподъемности. На судах доково­го типа можно также перевозить в трюме и на палубе колесную технику, контейнеры и пакетирован­ный груз.

Универсальное судно

Универсальные суда приспособле­ны к перевозке нескольких различ­ных грузов. Эти суда, кроме обычных трюмов, имеют трюм для взрыво­опасных грузов, несколько танков для перевозки растительных пищевых масел и небольшой рефриже­раторный трюм. Грузовые трюмы приспособлены для перевозки контейнеров. Часть контейнеров можно перевозить на палубе.

Нефтерудовоз

Нефтерудовозы относятся к судам двойной специализации, служат для перевозки двух разнородных грузов. Корпус у таких судов разделен на ряд отсеков продольными и попереч­ными переборками. Они перевозят в одном направлении руду, а в другом нефть, что исключает переход судна в балласте. Такие суда должны быть оборудованы установкой для быст­рой и качественной мойки грузовых помещений.

Наливные суда. Основным типом этих судов являются танкеры (рис. 8), которые предназначены для пере­возки наливом в грузовых отсеках жидких грузов, в основном нефте­продуктов.

Особенность жидкого груза — способность переливаться с борта на борт при крене судна, что создает дополнительный кренящий момент, понижающий остойчивость судна. Для уменьшения вредного влияния жидкого груза на остойчивость тан­керы имеют до трех продольных и большое число поперечных перебо­рок.

Танкер

Рис. 8 Крупнотоннажный танкер

Машинное отделение на танкерах располагают в корме, что важно для уменьшения пожарной опасности. Кормовое расположение машинного отделения определяет и архитектурный тип танкера. Наиболее развита на нем надстройка юта, на которой обычно устраивают большую рубку. Средняя надстройка и бак, если они имеются, невелики по длине. На новых танкерах средняя над­стройка, как правило, отсутствует.

По конструктивному типу танке­ры — суда с минимальным надводным бортом. На них нет больших грузовых люков, а имеются лишь не­большие люки с надежным закры­тием, поэтому для нефтеналивных судов устанавливается уменьшенный надводный борт и через верхнюю палубу танкера даже при незначи­тельном волнении свободно перека­тываются волны. По этой причине верхнюю палубу танкеров ограж­дают не фальшбортом, а леером, так как фальшборт будет препятст­вовать быстрому удалению воды с па­лубы. Для безопасного прохода меж­ду надстройками делают переходной мостик на высоте 2,5—3 м над верх­ней палубой.

Суда, перевозящие жидкие грузы, не имеют грузового устройства. Все грузовые операции производятся гру­зовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложен­ных на верхней палубе и в танках. Для размещения насосов на танкере имеется специальное насосное отде­ление.

Газовозы служат для перевозки природных и нефтяных газов, кото­рые перевозят в жидком состоянии под давлением и при пониженной температуре. Поэтому транспорти­ровка газов на судах осуществляет­ся в специальных цистернах сфе­рической или цилиндрической фор­мы.

Морской паром

Морские паромы (рис. 9) служат для перевозки железнодорожного и автомобильного транспорта, а также пассажиров. Большие паромы имеют несколько палуб, на которых размещают вагоны или автомобили. Для пассажирских помещений исполь­зуют надстройки и рубки. Въезд транспорта на судно осуществляется по специальным аппарелям, а его распределение по палубам произво­дится подъемником. Для обеспечения повышенной маневренности при швартовках паромы обычно оборудованы подруливающими устройства­ми.

Морском паром

Рис. 9 Железнодорожный морской паром

Лихтеры — несамоходные суда, на которых в ряде случаев целесообраз­нее перевозить грузы. Возможность использования лихтерных перевозок в значительной степени ограничи­вается тем, что буксировки можно производить только при сравнитель­но спокойном состоянии моря. Более надежным транспортным средством для морских лихтерных перевозов являются барже-буксирные соста­вы — составные суда, состоящие из баржи и буксира-толкача, сочлененных шарнирным соединением.


ОБЗОР И ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОКЕАНСКИХ ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенностью пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, развитой надстройки и открытых участков палуб, значительное остекление наружных стенок прогулочных палуб и общественных помещений, выразительные формы наружных конструкций.

Одним из важнейших современных требований в сфере обслуживания пассажиров на море является гибкость технических возможностей транспортного средства, позволяющая быстро адаптировать его к изменяющимся условиям эксплуатации. Ни одно транспортное средство не стареет морально так быстро, как пассажирское судно. Поэтому при реализации новых и модернизации действующих пассажирских судов должны придусматриваться такие инженерные решения, которые позволяли бы изменить пассажировместимость судна, уровень комфорта, номенклатуру и уровень предоставляемых пассажирских судов.

Пассажировместимость современных грузопассажирских судов до 1200 чел., грузоподъёмность 500—17 000 т, грузовместимость 1000—20 000 м3, скорость 13—20 узлов (24—37 км/ч), силовая установка обычно дизельная или паротурбинная [1].

Типы пассажирских судов:

Океанский лайнер – традиционный тип пассажирского судна. Они созданы для доставки пассажиров по заранее определенному маршруту из одной части света в другую. Данный тип судов был популярен в начале ХХ века для пересечения Атлантического океана, однако с развитием авиации данный вид морского транспорта стал непопулярен. В 80-е года ХХ века океанские лайнеры эволюционировали в круизные суда [2].

Рисунок 1 - океанский лайнер Рисунок 2- круизный лайнер

Круизный лайнер – это судно, совершающее международный рейс и перевозящее пассажиров, участвующих в групповой туристической программе и размещенных на судне, с целью кратковременных туристических посещений согласно расписанию одного или нескольких портов, открытых для захода иностранных судов. На сегодняшний день многие суда объединяют в себе характеристики 2-х типов: скорость океанского лайнера и роскошь круизного судна. Круизные суда организованы по типу отеля, кроме обычного экипажа, на таких судах присутствует обслуживающий персонал для пассажиров[3].

Одним из последних достижений мирового судостроения является пассажирское судно «Voyager of the Seas», которое почти в полтора раза превышает трансатлантический лайнер «Queen Elizabeth 2». Заказчиком судна является американская компания «Royal Caribbean Cruises», которой он обошелся в 650 миллионов долларов. «Voyager of the Seas» стало первым судном в серии, состоящей из пяти современных круизных лайнеров: «Voyager of the Seas» (1999 год), «Explorer of the Seas» (2000 год), «Adventure of the Seas» (2001 год), «Navigator of the Seas» (2002 год) и «Mariner of the Seas» (2003 год).

Лайнер «Voyager of the Seas» был заложен на верфи «Kvaerner Masa Yards» в январе 1998 года. 27 ноября 1998 года его корпус был спущен на воду и уже 29 июня 1999 года лайнер вышел на ходовые испытания, успешно завершив которые был сертифицирован. После этого, в декабре, пассажирское судно приняло первых гостей и отправилось из Майами в семидневный круиз по Карибскому морю[4].

Отдельно следует упомянуть речные круизные лайнеры, которые совершают круизные путешествия по внутренним водным путям с остановками в портах. Речные круизные суда меньше по размерам чем океанские, обычно они позволяют разместить от 90 до 240 пассажиров на борту (хотя некоторые из них могут вмещать более 1000 пассажиров). Во время речных круизов суша как правило находится в поле зрения, что особенно нравится тем, кто некомфортно чувствует себя вдалеке от берега[5].

Рисунок 3- речное круизное судно Рисунок 4- круизный паром

Круизный паром (cruiseferry) – это тип судна, которое сочитает в себе особенности круизного судна и парома. Много людей используют круизные паромы для осуществления круизов с заходом в различные порты для остановки на несколько часов, при этом не покидая судно, в то время как другие пассажиры используют круизный паром для транспортировки небольшого количества груза и транспортных средств[5].

Список использованных источников

Будницкий, Ю.А. Морские пассажирские суда/ Ю.А.Будницкий, Г.П. Пилипенко, А.Г.Чукавин,В.С. Петухов-Л.:Судостроение,1989-С.224.

Павлюченко,Ю. Развитие круизного бизнеса/Ю.Павлюченко, Е.Новосельцев, А.Парняков/Морской флот-2009.-№2-С.53-57.

Тарануха, Н.А. Влияния оптимизации проектных элементов на сопоставление судов и их транспортных систем в рамках концептуального проектирования /Н.А.Тарануха, Н.А.Мытник - Судостроение, 2010.- №3- С. 22–26.

Есть много различных документов, регламентирующих разделение судов по типам, категориям, видам перевозимого груза, способов погрузки-выгрузки и прочему.

Никоим образом не хочу обидеть Википедию и многочисленные сайты с подобной тематикой, но все же предлагаю придерживаться документов Российского Морского Регистра судоходства (РМРС), как основного классификационного судового общества в России. Итак типы судов согласно РМРС:

  • пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров
  • грузовое судно (любое судно, не являющееся пассажирским)

Предлагаю остановиться на этой градации и раскрыть тему немного глубже.

Пассажирские суда

Напомню, что это суда, перевозящие более 12 пассажиров. Самые распространенные – это круизные суда. Сегодня самые большие круизные суда перевозят до шести с лишним тысяч пассажиров.

В эту же категорию входят и пассажирские накатные суда (пассажирское судно «ро-ро» от англ. roll on – roll off- вкатывать-выкатывать). Это пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки для заезда колесной техники. Как правило, это автопассажирские паромы.

Грузовые суда

У этих судов линейка гораздо шире. Грузовые суда делятся на типы в зависимости от видов перевозимого груза и способов погрузки/выгрузки: горизонтальный, вертикальный, комбинированный.

Самая большая категория судов – это сухогрузные суда , предназначенные для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, металлопроката, леса, грузов насыпью и т.п.), кроме жидких грузов наливом.

К ним относятся:

Балкеры (навалочные суда) -этот тип судов тоже пользуется популярностью в морских перевозках. Название говорит само за себя: to bulk (англ) насыпать. Т.е. это суда, предназначенные главным образом для перевозки сухих грузов навалом, включая такие типы судов, как рудовозы и комбинированные суда для перевозки насыпных грузов. Это зерно, уголь, руда, щебень, удобрения.

Контейнеровозы - в связи с почти глобальной контейнеризацией грузов, этот тип судов очень востребован. Немного позже расскажу о том, как появился такой универсальный модуль, как контейнер. В основном, суда-контейнеровозы не оборудованы никакими судовыми грузовыми механизмами. Контейнеры грузятся по направляющим в трюмы и на палубу в несколько ярусов. Современные контейнеровозы могут брать на борт до 20 000 стандартных 20-футовых контейнеров. Более подробно о различных типах судов-контейнеровозов расскажу в отдельной статье.

Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.

Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.

Лесовозы. С этим типом судов все понятно: основной груз - это лес.

Рефрижераторные суда . И здесь не открою Америку. В название уже отражена способность перевозить температурные грузы, требующие поддержания определенной температуры при перевозке. Температурная «вилка» примерно такая: от + 14 до – 30 градусов Цельсия. Обычно это фрукты, в частности, бананы, киви, яблоки, мясо, мороженная рыба и морепродукты. В общем все, что может испортиться за долгий морской переход.

Ролкеры (накатные суда)-тоже очень востребованный тип судов. Суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, (от англ. ro-ro (roll on-roll off) закатывать и выкатывать). Они перевозят колесную технику и железнодорожные вагоны. Эти суда хороши тем, что для них не нужно специально оборудованных грузоподъемным оборудованием причалов. Достаточно стандартного или прямоугольного причала, куда суда кладут так называемую рампу (аппарель), по которой колесная техника заезжает на судно. Еще есть суда, сочетающие горизонтальный и вертикальный способы погрузки/выгрузки, это уже ло-ро, (от англ. lift on-roll on).

К сухогрузным судам также можно отнести так называемые Heavy lift vessel - суда с кранами большой грузоподъемности для работы с тяжелыми грузами от 100 до 1000 тн.

Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.

Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.

Танкеры (наливные суда) - предназначенные для перевозки жидких грузов наливом, в том числе сырой нефти и нефтепродуктов.

Суда специального назначения (special purpose ship):

К таким судам относятся:

научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда, китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, а также спасательные суда и суда для укладки кабеля.

Занятно, что ледоколы и буксиры относят к грузовым судам. Здесь я бы сделал ремарку: в моем понимании, грузовое судно, это то, которое перевозит грузы на постоянной коммерческой основе.

Понятно, что и ледокол, и судно-спасатель и судно-снабженец могут взять на борт какое-то количество коммерческого груза, но это делается на нерегулярной основе. Основное их предназначение, это все-таки: проводка и буксировка судов, обеспечение ледовой навигации, снабжение морских буровых установок и платформ, спасение судов.

Поэтому я ставлю эти суда в категорию:

Вспомогательные и служебно-вспомогательные суда

Сразу предвижу вопросы, поскольку повторюсь, есть множество руководящих документов по типам и предназначению судов, но в полемике, как известно, истина и рождается…

Снабженцы -это многофункциональные суда, как правило с хорошим ледовым классом. Обеспечивают морские буровые платформы.

Сегодня пойдет речь про классификацию судов. Виды, предназначение, использование. Морские суда делятся на: торговые, рыболовецкие, грузовые, круизные, военные и вспомогательные.

Грузовые суда разделяются на два класса – сухогрузные и наливные .

Широко применяются в мировом судоходстве грузовые специализированные суда, на которых лучше используется грузоподъемность и значительно сокращается время стоянки в портах под грузовыми операциями.

Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных грузов. Генеральный груз – это груз в упаковке (в ящиках, бочках, мешках)

Подразделяются они на следующие основные типы: балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, рефрижераторные, пассажирские суда и танкеры и др. Все специализированные суда имеют свои индивидуальные эксплуатационные особенности, что требует от экипажа специальной дополнительной подготовки по приобретению определенных навыков для сохранной перевозки груза, а также обеспечения безопасности экипажа и судна в течение рейса.

Рефрижераторные суда – это суда с повышенной скоростью хода, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов, в основном продовольственных, требующих поддержания определенного температурного режима в грузовых помещениях – трюмах.

Балкеры – это суда, которые приспособлены в определенной степени к перевозке насыпью любого массового сухого груза. Балкеры обычно не имеют грузового устройства, и все грузовые операции производятся портовыми средствами, а люки грузовых трюмов делают больших размеров для полной механизации.

Контейнеровозы – это скоростные суда, предназначенные для перевозки различных грузов, предварительно уложенных в специальные крупнотоннажные контейнеры стандартных типов. Грузовые трюмы разделены специальными направляющими на ячейки, в которые загружают контейнеры, а часть контейнеров размещают на верхней палубе. Грузового устройства контейнеровозы обычно не имеют, и грузовые операции производятся у специально оборудованных причалов – контейнерных терминалов. Некоторые типы судов оборудуются специальным саморазгружающим устройством.

Ролкеры «Ро-Ро» (Rolker «Ro-Ro» ships) – это суда с горизонтальным способом погрузки, служат для перевозки груженых трейлеров (автоприцепов), колесной техники, контейнеров и пакетов. Суда имеют один большой трюм и несколько палуб. Грузовые операции производятся у причала с помощью автопогрузчиков и платформ с тягачами через кормовые или носовые лацпорты (ворота) судна по специальным мосткам – рампам, а перемещают груз с палубы на палубу по внутренним аппарелям (устройство для въезда/съезда техники) или при помощи специальных лифтовых подъемников.

Лихтеровозы – это суда, где в качестве грузовых единиц используются несамоходные баржи – лихтеры, погрузка которых на судно в порту производится с воды, а выгрузка соответственно на воду.

Рыболовное судно - добывающее судно, используемое для лова и первичной обработки рыбы и других живых объектов водного промысла. К рыболовным судам относятся сейнеры, траулеры, ярусники и другие, различающиеся назначением, размерениями, типом промыслового устройства и рыбообрабатывающего оборудования, способом хранения улова.

Лесовоз – судно для перевозки лесных грузов, в том числе круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пакетах и блок-пакетах. При перевозке леса для полной загрузки судна значительную часть груза принимают на верхнюю палубу (караван). Палубу на лесовозах ограждают фальшбортом повышенной прочности и оснащают специальными устройствами для крепления каравана: деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам, и поперечными найтовыми.

Служебно-вспомогательные суда – суда для материально-технического обеспечения флота и служб, организующих их эксплуатацию. К ним относятся ледоколы, буксирные, спасательные, водолазные, патрульные, лоцманские суда, бункеровщики

Танкеры – это наливные суда, предназначенные для перевозки наливом в специальных грузовых помещениях – танках (емкостях) жидких грузов. Все грузовые операции на танкерах производятся специальной грузовой системой, которая состоит из насосов и трубопроводов, проложенных по верхней палубе и в грузовых танках. Танкеры делятся на: химовозы, газовозы и танкеры для перевозки нефтепродуктов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: