Виды олигофрении судебная психиатрия

Обновлено: 25.04.2024

Слабоумие - необратимое обеднение всей психической деятельности, сопровождаемое утратой или снижением полученных в прошлом знаний и навыков. Слабоумие бывает врожденным (Олигофрения), возникает в результате перенесенных заболеваний или травм, или в связи со старением (деменция).

Олигофрения (слабоумие) – интеллектуальное недоразвитие, обусловленное повреждением мозга во время родов или на 1-м году жизни, а также врожденными и наследственными дефектами развития. Эти повреждения могут быть связаны с генетическими нарушениями у родителей, передающимися потомству в виде болезни Дауна, микроцефалии («маленький мозг»).Формирование головного мозга во внутриутробном периоде нарушается и под влиянием различных вредностей – алкоголя, наркотиков, микробных и вирусных токсинов.

Психические расстройства при олигофрении заключаются в недоразвитии психики и больше всего в недостаточности интеллекта.

Выделяют 3 степени недоразвития:

Идиотия – наиболее тяжелая форма олигофрении, при которой либо полностью отсутствует реакция на окружающее, либо она неадекватна. Больные почти не могут говорить, обращенную к ним речь воспринимают с трудом, обычно не понимают ее смысл, улавливая только интонацию. Идиоты реагируют звуками лишь на голод, холод или боль. Обычно эмоции у таких больных не выражены, но нередко появляются приступы злобы, гнева, которые проявляются в агрессии к окружающим или самим себе. У идиотов часты неврологические поражения – параличи, судорожные припадки. Эта форма олигофрении не поддается терапевтическому воздействию.

Имбецильность – средняя степень слабоумия. Имбецили могут говорить, употребляя 20-30 слов, иногда произносят короткие фразы. Больные способны к механическому запоминанию, но без понимания смысла. Иногда овладевают элементарными арифметическими действиями. Усваивают элементарные навыки самообслуживания, иногда простейшие трудовые приемы. Эмоции богаче, чем у идиотов, но элементарны – смех, радость, плач, гнев. Отмечается злопамятность, обидчивость, злобность и агрессивность. В период полового созревания нередко появляются психомоторное возбуждение и эротическое влечении к матери, сестре, отцу, брату. Могут быть попытки изнасилования, в том числе детей или престарелых, обычно сопровождающиеся избиением жертв. Не осознают общественную опасность своих действий.

Дебильность – легкая степень олигофрении. Мышление примитивное, конкретное, интеллект снижен. Дебилам под силу простейшие обобщения, нередко имеют хорошую механическую память и большой запас слов, хотя речь бедная и однообразная. Больные способны освоить курс начальной школы или специальной школы для умственно отсталых. Не плохо ориентируются в быту, могут себя обслуживать, способны к несложной работе. Обычно дебилы вступают в брак. Этим больным свойственны недостаточное самообладание, неспособность к управлению своими влечениями, повышенная внушаемость, в результате чего дебилы нередко попадают под чужое влияние и совершают криминальные поступки по наущению.

Судебно-психиатрическая оценка пациентов с идиотией и имбецильностью обычно не вызывает затруднений. Эти больные признаются невменяемыми и недееспособными. Значительно сложнее оценить дебильность, т.к. далеко не всегда дебил не осознает общественную опасность своих действий (бездействия). Экспертное заключение о вменяемости может быть различным в зависимости от психического состояния конкретного больного и характера совершенного им правонарушения.

Старческое слабоумие (деменция) – связано с прогрессирующим атеросклерозом сосудов мозга. Просвет сосудов суживается, постепенно ухудшается кровообращение, нарастает кислородное голодание, развивается атрофия головного мозга. Появляются и усиливаются разражительность, ворчливость, упрямство наряду со внушаемостью и доверчивостью. Прогрессирует снижене памяти, нарастает слабоумие. Могут формироваться бредовые идеи ограбления, разорения, обнищания. Пробелы в памяти возмещаются ложными воспоминаниями о событиях, которых не было. Больной может забыть где его дом. Иногда появляется гиперсексуальность в виде ревности, попыток развратных действий в отношении несовершеннолетних. В далеко зашедших случаях у больных могут появиться психозы – депрессивные, параноидные, иногда с галлюцинациями, временным помрачением сознания. Течение деменции волнообразно. Однако в целом может только прогрессировать.

СПЭ при шизофрении

Шизофрения – хроническое психическое заболевание с типичными изменениями личности и другими психическими расстройствами, приводящими к стойким нарушениям социальной адаптации и трудоспособности. Заболевание имеет несколько форм. Комплекс общих проявлений болезни проявляется в потере больными контактов с окружающими, в нарастании замкнутости, утрате интереса к окружающему. Прогрессируют нарушения мышления в виде остановки мыслей или, наоборот, неуправляемого потока мыслей. Нарушения в эмоциональной сфере начинаются с утраты привязанности к близким и сострадания, больной становится замкнутым и безразличным, холодным эгоистом. Появляются странности в поведении, необычные поступки. Довольно рано у него появляются зрительные, слуховые, обонятельные галлюцинации, а также различные формы бреда. Одним из ярких проявлений нарушения двигательной деятельности при шизофрении является кататонический синдром в виде ступора, либо возбуждения. При ступоре сознание может полностью выключаться, иногда во время ступора им представляются фантастические видения, возникают болезненные переживания. Течение шизофрении может быть острым и уже через 3-5 лет после начала заболевания наступают тяжелые изменения личности: слабоумие с выраженной апатией, бредовыми идеями, галлюцинациями, бессмысленной речью при грамматически правильном построении.

Больные шизофренией наиболее часто становятся объектом СПЭ как в уголовных, так и в гражданских делах. Под влиянием галлюцинаторных и бредовых переживаний, особенно имеющих форму приказаний, они могут совершать убийства, наносить вред здоровью и совершать другие общественно опасные деяния против личности.

При некоторых формах бреда больные могут покушаться на жизнь врачей, считая, что те умышленно держат их в психиатрической больнице или не только не хотят избавить от болезни, но наоборот, пытаются навредить им и даже убить. Некоторые больные шизофренией становятся участниками криминальных групп, могут быть агрессивными в отношении близких или друзей, коллег. Больные шизофренией, со стойкими бредовыми идеями, острыми психотическими состояниями признаются невменяемыми в момент совершения преступления, так как не способны осознавать характер и общественную опасность совершаемых ими действий и руководить ими. Таких больных направляют на принудительное лечение. Однако если больной шизофренией совершил преступление в период стойкой ремиссии без изменения личности или с нерезким изменением, он может быть признан вменяемым.

Обычно большие трудности возникают при определении вменяемости и ответственности больных вялотекущей шизофренией (шизотипическим расстройством), основными критериями которой часто являются странность поведения и своеобразие мышления, а также умеренная неадекватность реакции на окружающее. Определение этих критериев весьма расплывчато, во многом зависит от морально-нравственных представлений эксперта, которому может показаться странной и неадекватной реакция обследуемого. СПЭ при решении вопроса о вменяемости больных вялотекущей шизой должна принимать во внимание весь комплекс умеренно выраженных нарушений психики – снижение способности осознавать последствия своих действий, ослабление волевого контроля за своими поступками, реальную социальную опасность действий. В зависимости от такой комплексной оценки экспертов возможны снижение меры наказания и назначение принудительного лечения.

Оценка дееспособности больных шизофренией определяется способностью больного пониматься или не понимать значение своих действий и руководить ими. Гражданские акты, совершенные в психотическом состоянии, признаются недействительными и не имеют юридической силы. Вопрос о дееспособности больных решается неоднозначно, т.к. нередко при отчетливых психических расстройствах они сохраняют трудоспособность, бытовые навыки, продолжают работать и поддерживают семейные отношения.

Умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности и не имеет тенденции к прогрессированию.

Прежде выделяли три степени тяжести умственной отсталости:

  • Идиотия (от греч. — idiotea, невежество).
  • Имбецильность (от лат. — im — без + baculus — палка, костыль, т.е. неспособность обходиться без интеллектуальной поддержки).
  • Дебильность (от лат. — debilis — увечный, немощный, слабый).

В Международной классификации болезней пересмотра (1994 г.) умственная отсталость подразделена по тяжести на четыре степени: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую (т.е. имбецильность разделена на два уровня — умеренную и тяжелую умственную отсталость).

1. Глубокая умственная отсталость (идиотия)

Идиотия — наиболее грубое нарушение развития познавательных способностей. Страдающие глубокой умственной отсталостью не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.), их речь либо совсем не сформирована, либо состоит из небольшого числа простейших слов, обращенную к ним речь понимают мало, могут не узнавать людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличать съедобного от несъедобного (проглатывают несъедобные предметы), часто не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: падают с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и др. (могут получать повреждения, ожоги). В большинстве случаев недоразвитие интеллекта сопровождается моторными нарушениями и тяжелыми соматическими аномалиями. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. IQ лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

3. Умеренная умственная отсталость (более легкие варианты имбецильности)

Люди с умеренной умственной отсталостью способны образовывать большее число и более сложные представления, чем люди с тяжелой умственной отсталостью. Они овладевают навыками самообслуживания, могут освоить простейшие трудовые операции путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Относительная адаптация этих лиц возможна лишь в хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретных (полученных при непосредственном опыте) представлений к обобщениям, позволяющим переносить имеющийся опыт в новые ситуации. Такие люди не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). IQ этих пациентов находится в пределах

4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность)

Познавательные расстройства в этих случаях заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление преимущественно наглядно-образное, зачастую достаточно хорошо развита обиходная речь (иногда в ней используются и сложные абстрактные понятия, но их значение не всегда хорошо понимают). Во многих случаях люди с легкой умственной отсталостью могут успешно выполнять повседневные бытовые дела и обнаруживают хорошую практическую осведомленность («их умения больше их знаний» — Э.Крепелин). Они способны к усвоению специальных программ обучения и овладению несложными трудовыми навыками. Многие из них заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, работают на малоквалифицированных работах, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. Однако часто они испытывают трудности при столкновении с нестандартными ситуациями, необходимостью менять сложившийся стереотип поведения. Они с трудом формируют собственные суждения, зачастую несамостоятельны в принятии решений, внушаемы, поэтому легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). При интерпретации пословиц и решении задач на логическое мышление склонны давать конкретные толкования или случайные ответы. IQ при дебильности находится в пределах что соответствует умственному развитию приблизительно 9—12-летнего ребенка.

Так как интеллект отражает становление целого комплекса когнитивных функций, нарушение его развития может затрагивать различные функции неравномерно. Например, при синдроме Дауна (трисомия по хромосоме) в наибольшей степени страдают вербальные функции, а при синдроме Вильямса (делеция участка хромосомы), напротив, вербальный интеллект страдает в меньшей степени.

Как было отмечено выше, в формировании интеллекта участвуют биологические и социальные факторы. В тех случаях, когда можно предполагать, что отставание в развитии ребенка преимущественно связано с социальными факторами (семейное и социальное неблагополучие, беспризорность, вынужденная ограниченность социальных контактов, недоступность обучения, «педагогическая запущенность», соматические заболевания и т.д.), часто говорят о «задержке психического развития», подразумевая тем самым, что в случае уменьшения воздействия неблагоприятных факторов и при соответствующем обучении и коррекции может наблюдаться компенсация отставания психического развития.

Олигофрения – это группа врожденных или очень рано приобретенных в детском возрасте болезненных состояний психики. Для нее характерны такие общие клинические признаки, как нарушение восприятия, внимания, памяти, мышления, расстройства моторики, речи, эмоционально-волевой сферы.

При олигофрении, как биологической патологии, на первое место становятся умственная отсталость и первоначальное недоразвитие интеллекта. Они стабильны, и само заболевание в отличие от других не имеет своего развития и динамики течения патологического процесса. Т.е., психический дефект – слабоумие – остается таким, каким оно было с детства на всю жизнь без изменений, не имея ни положительной, ни отрицательной динамики.

Причины возникновения олигофрении – патологическая наследственность, асоциальная отягощенность существования родителей, неполноценное питание матери и ребенка, интоксикация плода алкоголем, наркотиками, никотином или их суррогатами, поражение (врожденное или травматическое) головного мозга плода или ребенка (особенно при его раннем развитии – до 2 лет), тяжелое заболевание матери или ребенка и др.

Особый интерес представляет классификация олигофрении, основанная на степени выраженности врожденного слабоумия. При этом выделяют идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия – тяжелая степень врожденного слабоумия. В судебно-следственной практике лица с такой глубиной малоумия не встречаются из-за своей врожденной беспомощности (физической и психической). У большинства из них это тяжелые соматоневрологические и умственные нарушения. Эти дефекты указывают на аномальное развитие центральной нервной системы. Идиоты обращают на себя внимание уже своим внешним видом (уродливой головой, полуоткрытым ртом, тупым выражением лица), склонностью к простым стереотипным движениям (хлопанью в ладоши, сосанию пальцев), неспособностью к осмысленному самостоятельному передвижению, плановым двигательным актам. Их поведение внешне не мотивированное.

Имбецильность – средняя степень врожденного слабоумия (тупоумие). Утакихлицуже обнаруживают элементарные умственные понятия, ориентировку в бытовой обстановке, разнообразное реагирование на привычные условия и ситуации. Однако имбецилы совершенно теряются в новых ситуациях. Речь у них примитивна, косноязычна, аграмматична, словарный запас небольшой, но может достигать 300 слов. У имбецилов уже можно установить индивидуальные характерологические отличия, дифференцированное отношение к окружающим, избирательную привязанность к близким.

Но такие лица из-за своей безынициативности и повышенной внушаемости склонны к слепому повиновению и подражанию (чем и пользуются лидеры преступных группировок), асоциальному поведению и пьянству. Причем их действия обусловлены в основном инстинктивными побуждениями (самосохранением, сексуальным, пищевым и др.), что приводит к хулиганству, агрессивным поступкам, убийствам, сексуальным эксцессам, кражам, поджогам и т.д. Имбецилов приводит к таким деяниям отсутствие осознанности характера и общественной опасности своих деяний и понимания их ответственности.

Дебильность – легкая степень врожденного слабоумия. Это самая распространенная форма олигофрении. По степени выраженности умственной недостаточности (психического дефекта) у таких лиц различают дебильность глубокую, умеренную и легкую. У них запас слов достигает 600 и более. Поступки дебилов характеризуются сочетанием слабости побуждений с импульсивностью поведения, повышенной внушаемостью и упрямством, пассивной подчиняемостью. недостаточностью контроля над собой и низкой способностью подавлять свои влечения. Поэтому они нередко являются объектом сексуальных посягательств. Не так уж редки у них возбуждения и агрессия или вялость и заторможенность, безразличие.

При некоторой целостности осмысливания своих действий часть из них может критически оценивать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий и динамики ситуации и предвидеть последствия своих действий. Лица с дебильностью могут справляться даже с требованиями семейной жизни, воспитанием детей. Они легко адаптируются к трудовой деятельности. Необходимо учитывать при этом возможность влияния социальных и психологических условий жизни, быта и труда на формирование личности лиц, страдающих дебильностью (в силу их повышенной внушаемости и подражательства). При одном и том же психическом дефекте, но доброжелательном отношении, у них чаще обнаруживают услужливость, преданность, исполнительность, старательность, положительные результаты медико-социальной реабилитации. При негативных условиях жизнедеятельности у дебилов отмечают еще большую задержку психического развития, усиление социальной и педагогической запущенности и образование асоциальных установок к учебе, труду, быту, обществу и соблюдению общепринятых норм поведения. Именно эти лица легко вовлекаются в криминальные группы, часто совершают противоправные поступки как исполнители агрессивных и жестоких преступлений. Они склонны к конфликтам, дракам, употреблению алкогольных напитков и наркотических средств.

При интерпретации заключений судебно-психиатрической экспертизы лиц, страдающих олигофренией в степени дебильности, юристам необходимо с пониманием относиться к ее причинам и отсутствию динамики в развитии врожденного слабоумия, и главное, к определению экспертами-психиатрами глубины умственного дефекта в сопоставлении с их способностью усваивать морально-нравственные нормы и социально значимого в обществе стереотипа поведения. Следует признать, что экспертиза правонарушителей с дебильностью довольно сложна, т.к. далеко не так очевидны (как представляется неспециалистам) глубина их умственной неполноценности, интеллектуально-волевая недостаточность, неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими. Однако при установлении этого дебильные личности признаются невменяемыми за противоправные деяния. Но если экспертам удается проследить формирование у испытуемых асоциальных тенденций и констатировать, что совершаемые правонарушителями с дебильностью антиобщественные поступки отражали реальные события, а принятие ими решений исходило из понимания противоправности и возможности наказания, то такие лица признаются вменяемыми. В то же время одни и те же дебильные личности признаются вменяемыми в отношении одних правонарушений и невменяемыми в отношении других.

По данным ряда зарубежных авторов, среди лиц, совершивших правонарушения, почти 40,0% составляют больные олигофренией. В России подэкспертные с олигофренией составляют 34,7% (по данным на 2005 год).

Так уж сложилось исторически, что в конце XIX - начале XX вв. при изучении олигофрении с точки зрения СПЭ основное значение придавалось степени интеллектуальной недостаточности. Невменяемыми признавались лица начиная с тех, у которых слабоумие достигало или превышало степень выраженной дебильности. В современных условиях этот вопрос решается схоже, но сегодня экспертное решение учитывает не только степень интеллектуальной недостаточности, но и выраженность эмоционально-волевых и психопатоподобных расстройств. Эксперты принимают во внимание и наличие психотических расстройств, а также особенности клинической динамики в зависимости от действия неблагоприятных внешних факторов.

В судебно-психиатрической практике нередки случаи, когда больные олигофренией пытаются утяжелять (аггравировать) своё слабоумие, что создаёт определённые трудности при проведении СПЭ (интересно, что ещё в 1894 году А.В.Говсеев писал: «Пародоксальный факт, когда действительно слабоумие при случае симулирует слабоумие…»). При вынесении решения СПЭ психиатры-эксперты всегда имеют ввиду, что, чем более груба и наиграна аггравация или симуляция, тем глубже выраженность слабоумия.

При решении вопроса о «дееспособности/недееспособности» лиц с олигофренией специалисты СПЭ признают недееспособными и нуждающимися в опеке всех испытуемых с диагнозом олигофрении в случаях глубокой дебильности, в стадиях идиотии и имбецильности. Подэкспертные с более лёгкими степенями дебильности при принятии экспертного решения признаются, как правило, дееспособными.

Этими же признаками руководствуется специалисты СПЭ при экспертизе больных олигофренией, выступающих в судебном процессе в качестве свидетелей и потерпевших.

* - В начале XX века французские учёные Бине и Симон предложили характеристику степеней умственного недоразвития исходя из развития речи ребёнка. По этом, к страдающим идиотией они относили детей, которые не могли словами выразить свою мысль и понять мысль другого человека, выраженную словесно (при отсутствии болезней органов слуха и речевого аппарата). К страдающим имбецильностью – при невозможности больных письменно общаться с себе подобными, понимая их, читать написанное ими (напечатанное), если нет болезней зрения и двигательного паралича руки. К детям, страдающим дебильностью – тех, кто мог посредством речи и письма общаться с себе подобными, но которые запаздывают на 2-3 года в освоении занятий от сверстников (если правильно посещает школу).

Важно помнить, что ООД больных олигофренией часто сочетаются с агрессией. Их агрессия является неотъемлимой частью совершаемых деликвентных действий и возникает как результат сложного взаимодействия неблагоприятных биологических и социально-психологических процессов в онтогенезе. Профилактика агрессии больных олигофренией может осуществляться посредством коррекции влияющих на них социально-психологических факторов.

Психические процессы больных биполярным расстройством и олигофрениейимеют свои особенности, что определяет реальную возможность совершения ими ООД. Особенно это касается возникновения острых психотических состояний при биполярном расстройстве и выраженной степени интеллектуально-мнестического снижения – при олигофрении.

Мышление больных олигофренией резко нарушено: в мыслительных операциях нет анализа и синетеза. Лишь при лёгкой форме олигофрении есть ограниченная способность к аналитической деятельности и синтетическому мышлению. В эмоциональной сфере олигофрена преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированы и неполноценны. Его волевые процессы проявляются в элементарных влечениях. Пациенты неспособны или почти неспособны к целенаправлоенной деятельности. Всё вышесказанное определяет необходимость строгого контроля поведения лиц с данными психическими расстройствами со стороны всех заинтересованных в соблюдении правопорядка лиц.

Таким образом, характер психических процессов у больных биполярным расстройством и олигофренией представляют собой «благодатную почву» для совершения ООД, особенно в провоцирующей к этому ситуации. Как и выраженные расстройства эмоций, так и грубые снижения интеллекта исключают возможность произвольного продуктивного волевого контроля поведения, способность рационально его планировать и предвидеть результаты своих действий, которые часто могут вступать в противоречие с законом.

Лекция №6: «Временные психические расстройства в аспекте судебной психиатрии».

1. Понятие «временные психические расстройства».

2.Исключительные состояния, общие признаки и разновидности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: