Виды государственно правовых режимов парламентаризм абсолютизм министериализм

Обновлено: 03.05.2024

Государственно-правовой режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть в рамках права. Виды государственно-правовых режимов: парламентаризм, абсолютизм, министериализм.

Политический режим является более широким явлением, он включает в себя государственно-правовой режим, т.к. осуществляется не только государством, но всеми участниками политической жизни; опирается не только на право, но и на иные социальные нормы (корпоративные, политические, моральные нормы). Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими. В теории государства наиболее изучены политические режимы.

1. Демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства, многопартийность, политический плюрализм, разнообразие и равноправие форм собственности, отсутствие цензуры, гласность в деятельности государства (либеральный режим, режим парламентаризма). Это современные Россия, США, западноевропейские государства.

Формы демократии:

- прямая демократия: непосредственное участие населения в принятии государственных решений путем проведения всенародных выборов и референдумов;

- представительная демократия: деятельность выборных органов и выборных должностных лиц от имени и в интересах народа.

2. Антидемократические режимы.

А) Тоталитарный режим предполагает:

всеобщий (тотальный) контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь);

отсутствие реальных прав и свобод человека;

террористические методы осуществления государственной власти;

господствующую государственную идеологию и, как следствие, однопартийность;

милитаризацию общественной жизни;

выход государства за рамки закона, исходя из политической целесообразности.

Виды тоталитарных режимов:

фашизм: полная ликвидация прав и свобод, уничтожение оппозиции, уничтожение инакомыслящих (Италия при Б.Муссолини);

нацизм: дискриминация вплоть до физического уничтожения по признаку национальности (Германия при А.Гитлере);

расизм: дискриминация по признаку расы (режим апартеида в ЮАР в 1970-е гг.).

Б) Авторитарный режим является переходным между тоталитарным режимом и демократией (СССР в 1970-е гг.), имеет следующие черты:

ограничение реальных прав человека;

ограничение роли выборных органов государственной власти;

усиление роли исполнительных органов;

отсутствие разделения властей в целом;

может допускаться подконтрольная государству оппозиция.

Таким образом, политические и государственно-правовые режимы достаточно разнообразны; государственно-правовой режим является частью политического режима.

10. Функции государства: понятие, виды и формы реализации

Функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению задач, стоящих перед государством, выражающие его сущность.

Виды функций государства выделяются по различным критериям:

1. По сфере деятельности государства:

- внутренние: осуществляются на территории государства (сбор налогов);

- внешние: осуществляются по отношению к другим государствам (поддержание мирового порядка, международное сотрудничество, оборона, решение глобальных проблем).

Государственный режим – это реальный порядок функционирования и взаимодействия высших органов государственной власти и других элементов политической системы.

Типология государственных режимов проводится в зависимости от форм правления.

Для абсолютной монархии характерен государственный режим абсолютизма, при котором вся государственная власть находится в руках одного.

В рамках дуалистической монархии государственный режим характеризуется как ограниченный дуализм, которому присуще наличие двух центров власти (монарх и парламент), при превалирующем влиянии власти главы государства.

Для парламентарной монархии характерны 2 государственных режима: парламентаризм или министериализм. При парламентаризме наблюдается реальная зависимость политики от воли парламента. При министериализме – не парламент контролирует правительство, а правительство через контролируемое им большинство в парламенте добивается нужных ему решений.

Президентским республикам ближе дуалистический государственный режим, означающий наличие двух наиболее сильных ветвей власти (законодательной – парламент, исполнительной – президент).

В парламентарной республике, как и в парламентской монархии, могут установиться государственные режимы парламентаризма и министериализма.

Государственный режим, соответствующий республикам смешенного типа, близок к дуалистическому.

Партократический государственный режим существует в советских республиках, поскольку вся полнота государственной власти на всех уровнях принадлежит одной политической партии, главным образом её верхушке.

В48.Формы государственного (территориально-политического) устройства в зарубежных странах (понятие, классификация).

Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствую­щие главы конституций иногда так и называются: «Об организации госу­дарства». В данном случае речь идет не о системе государственных орга­нов, а о территориальной организации государства.

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства,характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире — это уни­тарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).

Классификация форм территориально-политического устрой­ства государства. Традиционно различаются две основные формы тер­риториально-политического устройства государства: унитарное и феде­ративное государство. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть не­которые конституционно-правовые элементы, и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве (хотя в настоящее время конфедераций в мире нет). Существуют и другие союзы и содру­жества государств (Европейский союз, британское Содружество, СНГ и т.д.), в отдельных из них тоже есть более (Европейский союз) или менее (СНГ) значительные элементы конституционно-правового регу­лирования. В созданном в 1996 г. Сообществе Белоруссии и России (в 1997 г. преобразовано в Союз) существуют общие органы, решения которых могут иметь обязательную силу для обоих государств. Эти объединения тоже в какой-то мере могут изучаться не только в меж­дународном публичном праве, но и в конституционном.

Формой территориально-политической организации государствен­ности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. В последние десятилетия в некоторых странах (Испания, Италия и др.) сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитариз­ма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму.

Административно-территориальное деление (области, районы и др.) также изучается в конституционном праве, но поскольку в соответствии с ним строятся органы местного самоуправления.

3. КП в каждой стране – основная, главная отрасль системы национального права.

Конституционное право, как отрасль права, это ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм устанавливаемых государством, в которых закрепляются основы конституционного строя, основы взаимоотношений государства и личности, федеративное устройство и основы организации и деятельности органов государственной власти.

Под отраслью права понимают совокупность норм права, которые регулируются.

Предметом КП, как отрасли права являются 4 группы общественных отношений: а) основы конституционного строя РФ; б) основы взаимоотношений государства и личности; в) федеральное устройство; г) основы организации и деятельности органов государственной власти. Все эти 4 группы находят свое отражение в текстах КЗС и определяют их структуру.

Методы правового регулирования КП: а) метод властных отношений – предполагает наличие у одной стороны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в Конституции; б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей; в) совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.

КП ЗС особенная отрасль права, основополагающая ее роль определяется следующим: КП определяет основы других отраслей права (ГП, ТП, СП); Основной источник КП – Конституция, все другие нормативные акты должны ей соответствовать; КП регулирует законодательный процесс (порядок принятия законов – источников других отраслей права).

4. Соотношение КП ЗС и международного публичного права.

Общие черты КПЗС:

1) В основе любой современной конституции лежат социальные отношения (отношения между государством и человеком). Эти отношения закрепляют главную задачу государства: сгладить социальные противоречия, предотвратить социальный взрыв. Олбутсмен – уполномоченный по правам человека.

2) В основе всех конституций лежит демократизм в управлении государственными и общественными делами. Власть принадлежит народу.

3) Постепенно сближение национального и международного права:

а) общие органы власти, которые вправе принимать решения обязательные для исполнения всеми государствами-участниками организации (ЕС, Европарламент, Европейский суд).

б) Все конституции закрепляют верховенство норм МНП над национальным законодательством.

в) В конституциях закрепляются системы органов власти, призванные осуществлять внешнюю политику, порядок заключения, исполнения и расторжения (денонсации) МНД.

г) Конституции закрепляют общественные отношения, имеющие МН значение (гражданства, правила натурализации иностранцев или апатридов).

5. Особенности и классификация конституционно-правовых норм.

Конституция определяет основы права. Детализация производится в нормативных актах. КПН – это нормы права, устанавливаемые и закрепляемые государством. Особенности норм КП: а) ядро (основу) составляют нормы Конституции; б) как правило, нормы Конституции закрепляют правила поведения в общем виде, их детализация и конкретизация осуществляется в нормах других отраслей права (нормы бланкетные, отсылочные); в) учредительный характер содержащихся в нормах КП предписаний (определяют формы правовых актов, порядок принятия и опубликования, компетенцию госорганов в сфере правотворчества); г) как правило, нормы конституции имеют 2-х элементную структуру (Д и Г, С – нет).

Классификация норм КПЗС:

1) По характеру содержащихся предписаний - управомочивающие (закрепляют право субъектов осуществлять действия, в рамках своих полномочий ( нормы-цели, нормы-принципы, нормы-задачи), обязывающие (закрепляют обязанности субъектов, регламентируют тот вариант поведения (действия) субъекта, который соответствует требованиям Конституции) и запрещающие (содержат запреты на совершение определенных действий) нормы.

2) По функциональной направленности - материальные (предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений) и процессуальные (определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов) или процедурные нормы.

3) По характеру регулируемых отношений - одни связаны со сферой общественных отношений (отражают основы конституционного строя), другие – закрепляют основы правового статуса человека и гражданина, третьи – с федеративным устройством страны, четвертые – с системой органов государственной власти.

4) По действию во времени – постоянно действующие (многократного действия) и разовые (однократные).

5) По степени определенности содержащихся описаний - императивные (однозначные, не допускающие свободы усмотрения субъекта в применении установленных ими правил) и диспозитивные (предусматривают возможность выбора вариантов действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств) нормы.

36. Политический (государственный) режим (абсолютизм, парламентаризм, министериализм).

Абсолютизм (от лат. Absolutus - неограниченный, независимый) - формально неограниченная феодальная монархия, самодержавие. Одна из форм правления феодального государства, при которой юридически верховная власть в полном ее объеме принадлежит монарху. Соответственно в государстве нет органа, который бы юридически ограничивал его полновластие. В его полном распоряжении находятся "«главные орудия силы государственной власти» - армия и полиция. Государственный механизм А. Характеризуется рядом специфических черт. Его основу составляет бюрократический аппарат. Установлена всеохватывающая полицейская система слежки и надзора, мелочная регламентация общественной и частной жизни подданных. А. Представляет собой одну из разновидностей «полицейского государства». Государственный аппарат централизован. Армия (значительная по численности) является регулярной, в основном наемной. В соответствии с господствующей в тот период доктриной «божественного происхождения монархии», как бы персонифицируется в личности монарха, «божьей милостью» поставленного над людьми, правящего во имя некоего «всеобщего блага» и потому имеющего «высшее» право на их беспрекословное повиновение. Церковь подчинена светской власти. Вместе с бюрократией, армией и полицией она является опорой монархии. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к др. гос. органам. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним. П. как система сложился гораздо позднее появления первого парламента (13 в.). Родиной П. по праву считается Великобритания. В ней уже в первой половине 18 столетия при Вальполе не могло бы существовать министерство, не пользующееся доверием палаты лордов, а в 1872 г. правительство Норта (North) принуждено было нижней палатой выйти в отставку. Первые короли ганноверской династии вновь делают ряд попыток отстоять независимость кабинета от палаты общин, и лишь с началом "викторианской эры" (1836 г.) связана, по общему мнению, дата водворения строго парламентского режима. Во Франции П. окончательно утвердился лишь в 70-х годах 19 в. В 19 в. происходит становление П. также в Германии, Швейцарии, Испании, Португалии, Италии, Австро-Венгрии, Нидерландах, Бельгии, хотя в большинстве из указанных стран его окончательная победа состоялась уже после 1945 г.

После Второй мировой войны в ряде стран происходит ревизия П. с целью придать ему большую устойчивость. В Германии вводится институт «конструктивного вотума недоверия» правительству, предполагающий отставку старого кабинета только после утверждения главы нового. Наиболее сильной реформе П. подвергся во Франции в 1958 г., где по новой Конституции установлена т.н. система «рационализированного П.», фактически создавшая полупрезидентскую модель республики. Для этой системы было жесткое ограничение основных прерогатив парламента, включая ограничение его главного - законодательного полномочия. К настоящему моменту парламентарный режим существует примерно в 1/4 стран мира, в т.ч. в Индии, Японии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Эстонии, Латвии, Израиле.

Министерство (от лат. ministro - служу, управляю) - родовое название наиболее важных центральных органов гос. управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в 16-17 в.в. В России учреждены в 1802 г. Глава М. - обычно деятель, входящий в состав правительства. В некоторых странах М. образуются на основе актов высших законодательных органов (напр., США), или главы государства (напр., во Франции), в некоторых странах - на основе законов или актов правительства. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой правительства или главой исполнительной власти (премьер-министром, президентом). М. можно классифицировать по сфере деятельности (напр., М. федеральные и субъектов федерации), по функциям (общей компетенции, отраслевые и т.д.), по принципам построения (внутренняя структура).

37. Республика и ее разновидности.

38. Глава государства в системе органов государственной власти при республиканской форме правления (функциональное предназначение, полномочия, ответственность, порядок избрания, аппарат президента в ЗС).

Глава государства - высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке выборов (президент, глава республики, председатель республики). Часто - глава исполнительной власти, однако не всегда. В ряде стран глава государства - это лицо, как бы стоящее над всеми ветвями власти, объединяющее и согласующее их деятельность. Однако такой глава государства все-таки в большей мере связан с исполнительной властью, он формирует правительство, направляет деятельность всего государственного аппарата. Глава государства представляет государство внутри страны и во внешних сношениях.

Наиболее типичные возможности главы государства: назначение главы правительства, других членов правительства, создание, ликвидация и реорганизация системы исполнительных органов власти; назначение или представление к назначению ряда других высших должностных лиц и судей; осуществление (а то и определение) внутренней и внешней политики государства; право законодательной инициативы, подписание законов, право вето, обнародование законов; назначение выборов в парламент или его палаты, роспуск их при определенных обстоятельствах; назначение референдума; выполнение задач гаранта прав и свобод граждан, рассмотрение их обращений, награждения, помилование и т.п.; осуществление функций верховного главнокомандующего вооруженными силами страны, назначение и смена высшего командования вооруженных сил; решение либо участие в решении вопросов безопасности государства, в том числе объявление чрезвычайного или военного положения; и др.

В президентских республиках эти полномочия дают главе государства весьма сильные позиции. В парламентарных республиках, а также конституционных монархиях нередко несколько иная ситуация, когда главе государства приходится формально утверждать подготовленные правительством решения. Тем не менее при необходимости и он влияет на существо решаемого вопроса.

Как правило, глава государства - это одно лицо. Хотя в мировой практике есть примеры, когда во главе государств стоял орган, состоявший из нескольких лиц (директория, триумвират и др.). В социалистических государствах, в том числе СССР и РСФСР, использовалось - в значительной мере образно - понятие "коллективный глава государства". Под ним подразумевался Президиум Верховного Совета СССР, РСФСР, Государственный совет, Президиум республики в ряде стран и др. Смысл такого словоупотребления состоял в том, что коллективному органу принадлежали полномочия, которые в других странах осуществлялись единоличным главой государства. Следует сказать, что ни в Конституции СССР, ни, соответственно, в Конституции РСФСР по отношению к Президиуму Верховного Совета не использовалась характеристика его как главы государства.

Государственно-правовой режим – совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть в рамках права. Виды государственно-правовых режимов: парламентаризм, абсолютизм, министериализм.

Политический режим является более широким явлением, он включает в себя государственно-правовой режим, т.к. осуществляется не только государством, но всеми участниками политической жизни; опирается не только на право, но и на иные социальные нормы (корпоративные, политические, моральные нормы). Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими. В теории государства наиболее изучены политические режимы.

1. Демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства, многопартийность, политический плюрализм, разнообразие и равноправие форм собственности, отсутствие цензуры, гласность в деятельности государства (либеральный режим, режим парламентаризма). Это современные Россия, США, западноевропейские государства.

Формы демократии:

- прямая демократия: непосредственное участие населения в принятии государственных решений путем проведения всенародных выборов и референдумов;

- представительная демократия: деятельность выборных органов и выборных должностных лиц от имени и в интересах народа.

2. Антидемократические режимы.

А) Тоталитарный режим предполагает:

всеобщий (тотальный) контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь);

отсутствие реальных прав и свобод человека;

террористические методы осуществления государственной власти;

господствующую государственную идеологию и, как следствие, однопартийность;

милитаризацию общественной жизни;

выход государства за рамки закона, исходя из политической целесообразности.

Виды тоталитарных режимов:

фашизм: полная ликвидация прав и свобод, уничтожение оппозиции, уничтожение инакомыслящих (Италия при Б.Муссолини);

нацизм: дискриминация вплоть до физического уничтожения по признаку национальности (Германия при А.Гитлере);

расизм: дискриминация по признаку расы (режим апартеида в ЮАР в 1970-е гг.).

Б) Авторитарный режим является переходным между тоталитарным режимом и демократией (СССР в 1970-е гг.), имеет следующие черты:

ограничение реальных прав человека;

ограничение роли выборных органов государственной власти;

усиление роли исполнительных органов;

отсутствие разделения властей в целом;

может допускаться подконтрольная государству оппозиция.

Таким образом, политические и государственно-правовые режимы достаточно разнообразны; государственно-правовой режим является частью политического режима.

10. Функции государства: понятие, виды и формы реализации

Функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению задач, стоящих перед государством, выражающие его сущность.

Виды функций государства выделяются по различным критериям:

1. По сфере деятельности государства:

- внутренние: осуществляются на территории государства (сбор налогов);

- внешние: осуществляются по отношению к другим государствам (поддержание мирового порядка, международное сотрудничество, оборона, решение глобальных проблем).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: