Виды безопасности личности в уголовном судопроизводстве

Обновлено: 08.05.2024

Деятельность, направленная на совершенствование функционирования обеспечения безопасности личности в сфере и средствами уголовного судопроизводства, может совершенствоваться в двух основных направлениях:

в законодательстве и

Основные положения, относящиеся к определению путей развития института безопасности защищаемых лиц в отечественной правовой действительности можно определить в следующем:

Необходимо принять соответствующее Постановление Пленума Верховного Суда РФ (например, со следующим названием – “О судебной практике по обеспечению судами мер безопасности свидетелей, потерпевших и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству”). Принятию данного Постановления должно предшествовать обобщение положительных примеров следственной и судебной практики, обеспечивающих безопасность субъектов уголовного процесса. Вполне очевидно, что рекомендации высшего судебного органа Российской Федерации будут способствовать установлению истины по делу.

Ограничение доступа широкого круга лиц к сведениям о личности защищаемого лица является одним из способов его безопасности. Совершенно очевидно, что при установлении реальных гарантий безопасности следует установить наименьшее возможное (необходимое) количество участников процесса, имеющих доступ к конфиденциальным сведениям. По нашему мнению, это должны быть лица, надзирающие за проведением предварительного расследования (и осуществляющие его), а также судья, председательствующий в судебном разбирательстве.

Целесообразно принять единый нормативный документ, содержащий основные положения о системе безопасности в отношении всех (любых) участников уголовного процесса, как должностных лиц, ведущих производство по делу, так и иных; установить общие меры безопасности (организационные, социальные, экономические и иные); предусмотреть иные концептуальные положения. В УК, УПК и другие законы следовало бы поместить специфические меры безопасности (например, в УПК – процессуальные, в УК – уголовно-правовые, и т.п.).

Необходимо создание единой федеральной специальной службы, главой задачей которой являлось бы обеспечение и реализация необходимых мер безопасности защищаемых лиц.

Термин субъекты безопасности включает защищаемых лиц, как относящихся только к одной из трех категорий субъектов безопасности. Такой вывод следует из тезиса следующего содержания: правоотношения по безопасности личности шире отношений уголовно-процессуальных, так как возникают и могут прекратиться как до, так в уголовном процессе и после его окончания. Кроме этого, отношения безопасности защищаемых лиц могут распространяться не только на участников уголовного процесса, но и на других лиц, не являющихся субъектами процесса (заявителя – пострадавшего или очевидца совершенного преступления, близких лиц участников процесса). Подмена термина «защищаемые лица» понятием «субъекты процесса» или «участники процесса» означает возможность распространения мер безопасности только на субъектов или участников. Между тем противоправное воздействие может осуществляться до начала возникновения уголовно-процессуальных отношений и после их окончания. Понятие «защищаемые лица», по нашему мнению, должно включать как всех участников уголовного процесса, так и их близких, то есть любое лицо, на которое оказывается противоправное воздействие в связи с уголовным делом. Итак, понятие «защищаемое лицо» может быть определено как любое согласное на сотрудничество физическое лицо, имеющее важную информацию о совершении (приготовлении, покушении) тяжкого или особо тяжкого преступления, нуждающееся в применении мер безопасности со стороны государственных органов в связи с наличием реальной угрозы противоправного воздействия в отношении его, его близких или иных лиц, путем воздействия на которых оказывается влияние на защищаемое лицо.

Причинами противоправного воздействия является комплекс побудительных обстоятельств, способствующих преступному поведению воздействующего субъекта на защищаемое лицо (лицо, имеющее потенциальную возможность в будущем содействовать уголовному судопроизводству) в связи с производством по уголовному делу.

Цель противоправного воздействия на защищаемое лицо заключается в стремлении лица уклониться от привлечения к уголовной ответственности либо смягчить возможное назначение уголовного наказания, либо достигнуть освобождения подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного от уголовной ответственности или наказания, а также смягчение назначаемого (назначенного) наказания.

Процесс изучения института безопасности личности в уголовном судопроизводстве предполагает выявление некоторых общих начал (оснований и различных условий его применения, развития, становления и совершенствования), а так же некоторых критериев применения мер безопасности. Условия эффективности функционирования института безопасности личности в уголовном судопроизводстве это общие требования, условия могут быть подразделены на 2 группы: условия, относящиеся к законодательству, то есть к правовой базе обеспечения безопасности личности; и условия, относящиеся к функционированию правовых норм этого института. К первой группе относятся такие общие требования, как: создание правовой базы по обеспечению безопасности личности в уголовном судопроизводстве; совершенствование законодательства по безопасности личности (совершенствование действующего и принятие нового законодательства). Ко второй группе следует отнести требования, которые должны учитываться в совершенствовании института безопасности личности должны заключаться в следующем: 1) комплексность применения мер безопасности; 2) совершенствование действующего законодательства и принятие нового; 3) законность проведения действий, связанных с обеспечением безопасности личности в уголовном судопроизводстве; 4) соблюдение прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого и установление баланса между сторонами обвинения и защиты; 5) адекватность мер безопасности угрозе противоправного воздействия на защищаемых лиц; 6) разрешение между имеющимися уголовно-процессуальными и иными противоречиями компромиссов. Для установления оснований принятия решения о применении мер безопасности, по нашему мнению, следует определить некоторые дополнительные критерии отграничения наличия или отсутствия условий для применения мер безопасности, которыми должны руководствоваться должностные лица и органы. Применение мер безопасности должно связываться с такими факторами, как: 1) согласие сотрудничать с правоохранительными органами; 2) наличие угрозы его безопасности и реальность этой угрозы; 3) важность информации, которой располагает защищаемое лицо; 4) общественная опасность совершенного или подготавливаемого преступления; 5) нравственность применения мер безопасности.

Классификация мер безопасности может включать следующие меры: правовые, социальные, экономические, организационные, физические, информационные и пр. Правовые могут подразделяться на уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, оперативно-розыскные, административные, дисциплинарные. В ст. 3 Закона «О государственной защите судей…» установлены три вида мер государственной защиты: применение мер безопасности, применение мер правовой защиты, в том числе повышенной уголовной ответственности, установление мер социальной защиты в случае причинения вреда защищаемому лицу. На наш взгляд, возможно классифицировать меры безопасности на следующие четыре группы: 1. Организационные (универсальные) меры безопасности, применяемые вне зависимости от стадии процесса; 2. Досудебные меры безопасности; 3. Судебные меры безопасности; 4. Постсудебные меры безопасности. Меры безопасности как действия могут быть направлены: непосредственно на защищаемых лиц (защита) или же на субъектов, от которых исходит противоправное воздействие или угроза его применения в отношении защищаемых лиц (оборона).

Целесообразно в законодательном порядке предусмотреть и отстранение от должности не только обвиняемого, но и подозреваемого, для чего внести изменения в ст. 114 УПК следующего содержания: «В отношении подозреваемого или обвиняемого при необходимости его временного отстранения от должности дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту проведения предварительного расследования соответствующее ходатайство . » (далее по тексту).

Обеспечение как процессуальных, так и внепроцессуальных мер безопасности должно распространяться на любое лицо (всех участников), вовлекаемое в сферу уголовного процесса, поскольку при защите той или иной группы субъектов такой деятельности можно только частично решить проблему защиты интересов правосудия, а так же прав и законных интересов личности.

В целях установления подлинных гарантий прав и законных интересов защищаемых лиц, необходимо установить в ч. 9 ст. 166 УПК РФ запрет доступа иных лиц к конверту с подлинными сведениями кроме надзирающего прокурора и должностного лица, в чьём производстве дело находится (дознавателя, следователя и суда – единоличного или коллегиального).

Применение мер безопасности, на первоначальном этапе, может быть реализовано, например, в отношении лиц, имеющих важные доказательственные сведения для расследования уголовного дела и его рассмотрения в судебном заседании. Это лицо может именоваться как главный свидетель обвинения. Например, обеспечение безопасности свидетеля (потерпевшего), уличающего обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ) либо решение этого вопроса в процессе расследования дел об организованной преступности и т.п. В УПК РФ должен быть урегулирован его правовой статус, включающий процессуальные права, обязанность и ответственность, включая возможность временного задержания такого лица.

Заявитель по своей сути уже является субъектом уголовно-процессуальных правоотношений, а, следовательно, вправе рассчитывать на личную безопасность, как и любое лицо, вовлекаемое в сферу уголовного процесса. Следовательно, при определении правового статуса заявителя как участника (иного участника) уголовного судопроизводства необходимо предусмотреть его право на обеспечение ему (его близким) безопасности в связи с его вовлечением в уголовный процесс.

Опознание по фотографии, то есть замена одного следственного действия «опознания лица» (ч. 4 ст. 193) другим действием «опознанием по фотографии» (ч. 5 ст. 193), по нашему мнению, возможно проводить только при наличии следующих условий: если предъявление лица возможно, однако безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена; отсутствуют условия для создания условий, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего

Целесообразно внести соответствующие изменения в ст.247 УПК РФ, то есть положения, предусматривающие возможность рассмотрения дела в отсутствие подсудимого, если он (его жизнь, здоровье, имущество) подвергается или может быть подвергнут реальной опасности. Как альтернатива, по нашему мнению, возможно дополнение ст. 276 УПК РФ новым пунктом 3 в ч. 1, устанавливающим возможность оглашения показаний подсудимого в его отсутствие для обеспечения его (близких ему лиц) безопасности. Аналогично оглашение (воспроизведение) показаний свидетеля или потерпевшего, в случае необходимости обеспечения его (его близких) безопасности и расценивать это обстоятельство как причину, исключающую его явку в судебное заседание, то есть дополнить новым пунктом 3 ч. 1 ст. 281 УПК РФ следующего содержания «п. 3. В целях обеспечения безопасности потерпевшего и свидетеля».

В ст. 215 УПК РФ установлена обязанность следователя предъявить для ознакомления все материалы уголовного дела, что, по нашему мнению, находится в противоречии с ч. 1 ст. 217 УПК, в которой указывается невозможность предъявления материалов со сведениями о защищаемом лице, которые на основании ч. 9 ст. 166 УПК РФ хранятся отдельном конверте при деле. Ознакомление с материалами дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей производится на основании ст. 216 УПК в порядке, установленном ст. 217 УПК РФ. Следовательно, на наш взгляд, необходимо изменить редакцию ч. 1 ст. 215 УПК РФ, дополнив формулировкой, указанной в ч. 1 ст. 217 УПК РФ «за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 ст. 166 настоящего кодекса».

Необходимо изменить формулировку ч. 2 ст. 222 УПК РФ, исключив фразу «с приложениями», либо, как вариант, дополнить следующим содержанием: «Список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц, не вручается и хранится в единственном экземпляре в материалах уголовного дела».

При изучении материалов уголовного дела судья должен обратить внимание на возможность противоправного воздействия в отношении защищаемых лиц в стадии судебного разбирательства. Одним из вопросов, решаемых судьей при подготовке дела к слушанию должен являться вопрос о безопасности субъектов судебного разбирательства. Следовательно, в ст.228 УПК РФ следует дополнить новый пункт 7 «имеются ли основания к применению мер безопасности участников уголовного процесса». Действующая редакция ст. 228 УПК РФ, по существу, позволяет рассматривать судье вопрос о применении мер безопасности в стадии назначения дела на основании п. 4, однако, если будет заявлено ходатайство или сделано заявление участника процесса, чья безопасность находится под угрозой.

В случае принятия решения о применении мер безопасности в стадии назначения дела судья на основании ст. 231 УПК РФ должен вынести отдельное постановление, следовательно, ст. 231 УПК РФ нуждается в дополнении новым пунктом 7 следующего содержания: «о применении мер безопасности защищаемых лиц, при наличии к тому необходимости».

Целесообразно внести дополнения в ч. 1 ст. 265 УПК РФ следующего содержания: «В целях обеспечения безопасности подсудимого его личные данные председательствующим публично не оглашаются». По аналогии следует внести такие же изменения в ч. 2 ст. 278 УПК РФ, обязывающую председательствующего установить личность свидетеля (потерпевшего). Кроме этого необходимо устанавливать личность защищаемого лица по предоставляемым им личным документам.

Для более гарантированного обеспечения безопасности защищаемых лиц средствами уголовного права, на наш взгляд, следует внести соответствующие изменения в диспозицию ст. 309 УК РФ, используя термин «посягательство в какой бы то ни было форме, с целью изменить поведение…».

В целях установления дополнительных гарантий обеспечения безопасности защищаемых лиц, целесообразно введение дополнительной статьи (например, 3111) в текст уголовного кодекса с введением уголовной ответственности за разглашение сведений о лицах, осуществляющих меры безопасности участников процесса.

Поскольку в ст. 86 УИК РФ не установлен порядок и основания применения конкретных мер безопасности защищаемых лиц, было бы целесообразно дополнить ст. 86 УИК РФ фабулой, относящейся к обеспечению безопасности и защищаемых лиц. Такое изменение содержания ст. 86 УИК РФ возможно путем дополнения текста ч. 1, либо введения новой ч. 3.

Для надлежащего финансового обеспечения, по нашему мнению, следует принять за основу пояснительную записку и обоснование к проекту закона, внесенному группой депутатов, предусматривающую затраты на реализацию закона в сумме 3.817,1 млн. рублей в расчете на 5 тысяч защищаемых лиц.

Применение возможностей частной детективной и охранной деятельности для обеспечения безопасности, связано с некоторыми особенностями, позволим себе выделить некоторые критерии применения таких мер:

Невозможность обеспечения безопасности защищаемого лица публичными средствами и методами (правоохранительных органов);

Использование финансовых средств на возмещение расходов, связанных с оплатой работы частных детективов и охранников, из средств федерального бюджета;

Возможность привлечения частных детективов и охранников параллельно с реализацией мер безопасности силами государственных правоохранительных органов, с последующим возмещением в разумный срок защищаемому лицу или частным охранным или детективным агентствам средств из федерального бюджета;

Оплата труда частных детективов и охранников самим защищаемым лицом только при условии его добровольного согласия (желания) и объективной потенциальной возможности её произвести. Эти сведения проверяются органами, принимающие решение о применении мер безопасности или осуществляющими такие меры.

Вопросы для самопроверки знаний:

1 Назовите основные положения проекта Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (проект президента РФ), утвержденного Государственной Думой РФ 6 июня 2003 года.

Определите основные пути совершенствования уголовно-процессуального законодательства о безопасности защищаемых лиц.

В чем, по Вашему мнению, заключается проблема соотношения законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих безопасность защищаемых лиц?

Какие основные проблемы правоприменительной деятельности по обеспечению безопасности личности в уголовном судопроизводстве Вы можете назвать?

структуры закона «О государственной защите судей…» отмечая достоинства и недостатки;

структуры проекта Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (проект президента РФ), утвержденного Государственной Думой РФ 6 июня 2003 года, отмечая достоинства и недостатки;

структуры «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству», внесённого группой депутатов и отклоненного 6 июня 2003 года, отмечая достоинства и недостатки;

основных достоинств и недостатков перечисленных выше закона и двух проектов.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Предисловие
Читать: Глава 1. институт безопасности личности в уголовном судопроизводстве
Читать: § 1. понятие безопасности личности в уголовном процессе
Читать: § 2. законодательная регламентация обеспечения безопасности при производстве по уголовному делу
Читать: Глава 2. субъекты безопасности личности в уголовном судопроизводстве
Читать: § 1. органы, принимающие решение и осуществляющиемеры безопасности
Читать: § 2. правовой статус защищаемых лиц
Читать: Глава 3. характеристика противоправного посягательства и меры безопасности лиц в уголовном судопроизводстве
Читать: § 1. условия, причины, способы и методы противоправного воздействия на защищаемых лиц
Читать: § 2. виды мер безопасности защищаемых лиц в сфере уголовного судопроизводства
Читать: § 3. пути совершенствования мер по обеспечению безопасности в уголовном процессе.
Читать: Глоссарий
Читать: Список рекомендуемой литературы
Читать: Приложения

Для более полного познания понятия безопасность личности в уголовном процессе целесообразно установить состав, специфику и содержание таких неотъемлемых элементов: это объект, цель, время возникновения и окончания общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности защищаемых лиц.

Понятие и основные признаки правоотношений. Правовое отношение – это урегулированное правом общественное отношение, участники которого имеют охраняемые государством субъективные права и юридические обязанности.

В отечественной теории права выделяются следующие признаки правоотношений.

1. Правоотношения являются разновидностью общественных отношений, так как не все отношения между людьми, обществом и государством регулируются только нормами права. Последние предстают в качестве социальных связей между личностью и государством, которые упорядочены экономическими, политическими, нравственными, правовыми и иными социальными нормами. В рамках общественных отношений осуществляется деятельность различных субъектов во всех сферах общественной жизни. В то же время право может регулировать только общественные отношения по поводу возможного или должного поведения субъектов.

2. Правоотношения урегулированы нормами права. В качестве примера можно привести отношения применения мер безопасности в уголовном судопроизводстве (ч. 3 ст. 11 УПК).

3. Они представляют собой конкретную юридическую связь между индивидуально-определенными субъектами. Эта связь выражается в наличии у субъектов корреспондирующих друг другу субъективных (индивидуальных) прав и субъективных (индивидуальных) юридических обязанностей. Так, в правоотношении обеспечения мер безопасности установлено право защищаемого лица на создание ему безопасных условий участия в производстве по делу и соответствующая обязанность должностного лица по реализации таких мер.

4. Субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений обеспечиваются мерами государственного и иного воздействия, охраняются государством. Так, в случае нарушения тайны предварительного следствия или разглашения сведений о мерах безопасности в отношении участников процесса лицо может быть повергнуто уголовному наказанию (ст. 309, 311 УК РФ).

5. Процесс реализации субъективных прав и юридических обязанностей происходит с помощью разнообразных видов юридической деятельности, т. е. конкретных юридических действий (операций), способов и средств, которые ведут к определенным юридическим последствиям и результатам. Так, применение мер безопасности в отношении участника процесса осуществляется в связи с фактом вовлечения человека в сферу действия уголовно-процессуальных отношений, возникающих с получением лицами, полномочными возбуждать производство по уголовному делу, сведений о совершении преступления.

6. Правоотношения – волевые общественные отношения. Особенность их волевой природы заключена в том, что, во-первых, через соответствующие нормы права в них выражена воля субъектов правотворчества; во-вторых, право регулирует общественные отношения путем воздействия на сознание людей, которые должны обладать определенной свободой воли; в-третьих, в большинстве случаев возникновение, изменение и прекращение правоотношений связаны с волей их участников; в-четвертых, обеспечение защиты субъективных прав и юридических обязанностей осуществляется при помощи волевых актов (решений) компетентных органов (должностных лиц уголовного процесса).

7. Правоотношения обусловлены не только правом, но и экономическими, политическими, национальными, нравственными и иными обстоятельствами общественной жизни. Вместе с тем сами правоотношения активно воздействуют на все сферы жизни общества. Это воздействие может быть позитивным, когда возникновение и осуществление субъективных прав и юридических обязанностей отвечает назревшим потребностям, либо негативным (например, при преступлениях и иных правонарушениях).

Указанные признаки правоотношений позволяют отграничить их от иных общественных отношений и четко определить их место в правовой системе общества.

Уголовно-процессуальные правоотношения имеют специфику, которая состоит в том, что они «в совокупности составляют сущность уголовного процесса; связаны с уголовно-правовыми отношениями, играющими роль детерминанта уголовно-процессуальных отношений; выполняют служебную роль по установлению уголовно-правовых отношений и применению уголовной ответственности; реализуют вторую (субсидиарную) задачу по установлению гражданско-правовых отношений в связи с предъявлением гражданского иска в уголовном процессе; носят субъективный характер по отношению к уголовно-правовым отношениям; осуществляют не только регулятивную, но и охранительную функцию»[127].

Право может регулировать только общественные отношения, возникающие между субъектами. Следовательно, объектом любого общественного отношения могут быть только отношения между субъектами по поводу того или иного блага, интереса, формы поведения.

Нужно различать понятия объект права и объект правоотношения. Объектом права являются те общественные отношения (имущественные, трудовые и т. п.), на которые воздействует право, которые подлежат правовому регулированию. Объекты правоотношений — это то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения, на что направлены их индивидуально-определенные права и юридические обязанности. К ним относятся предметы и явления реальной действительности, служащие удовлетворению потребностей и интересов людей, их коллективов и организаций. Круг объектов определяется конкретным типом права.

Выделяются следующие объекты правоотношений:

1) материальные блага (вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество защищаемого лица);

2) работы и услуги (осуществление мер безопасности и мероприятий с этим связанных);

3) информация (конфиденциальные сведения о защищаемом лице, применении мер безопасности, о субъектах осуществления мер безопасности);

4) права участников правоотношений (субъектов, принимающих решение о мерах безопасности; субъектов, осуществляющих меры безопасности; субъектах, надзирающих или контролирующих процесс обеспечения безопасности в уголовном процессе; защищаемые лица);

5) поведение (деятельность) участников правоотношений (например, поведение защищаемого лица, иных субъектов безопасности, а также лиц, оказывающих противоправное посягательство на защищаемое лицо);

6) нематериальные блага (жизнь, здоровье, имя и т. п. защищаемого лица).

Объекты выступают интегрирующим элементом правоотношения, связывая интересы участников, их субъективные права и юридические обязанности с конкретными материальными и нематериальными благами, продуктами духовного творчества и т. п.

По нашему мнению, объект обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства — это урегулированные уголовно-процессуальным и иным федеральным законодательством общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия для любого участника уголовного процесса, его родственников, близких родственников или близких лиц, исключающие противоправное воздействие на них в связи с содействием уголовному судопроизводству по факту совершенного или готовящегося преступления.

Цель как конечный результат, как направленность любой деятельности должна включать наиболее важные элементы. Целью обеспечения безопасности должно являться обережение защищаемого лица для склонения его к сотрудничеству с уголовной юстицией и получения от него истинной и полной информации по делу, а так же сохранения желания сотрудничать, поддержание имеющегося содействия уголовному правосудию. В случае определения другой цели, например получения показаний от защищаемого лица, акцент обеспечения безопасности несколько смещается и понимается как второстепенный атрибут получения показаний.

Уголовно-процессуальная безопасность должна включать в себя защиту не только участников уголовного процесса, то есть лиц, в отношении которых Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает определенные процессуальные права и обязанности, которые в силу определенных жизненных обстоятельств, иногда случайных, становятся обладателями этих прав и несут установленные законом процессуальные обязанности. В безопасности нуждается любое лицо, в отношение которого имеется противоправное воздействие в связи с преступлением. На основании Федерального закона РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» к защищаемым лицам относятся не только сами должностные лица уголовного процесса, но и их близкие, то есть лица, не являющиеся субъектами уголовного процесса[128]. Расследование преступлений, связанных с коррупцией и организованной преступностью, вызывает обеспокоенность в части обеспечения безопасных условий участия в деле лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Противоправному воздействию подвергаются следователи, прокуроры, судьи. Комплекс защитных мер должен распространяться и на них.

Кроме этого, в защите нуждаются лица, преступившие закон, но сотрудничающие с правоохранительными органами: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, а также лицо, в отношении которого судимость погашена или снята в установленном законом порядке. Борьба с коррупцией требует нетрадиционных мер как процессуального, так и иного характера.

Совершение тяжких и особо тяжких преступлений, как правило, связано со сложным процессом собирания доказательств, установления обстоятельств совершения преступления или его уголовно-наказуемой подготовки. В этой связи особо важным становится обеспечение безопасности свидетелей и потерпевших, поскольку именно их показания позволяют уличить лицо в преступлении[129]. Только при условии обеспечения эффективной защиты личности возможны получение, проверка и оценка доказательств по уголовному делу.

В законодательстве, регулирующем защиту личности, не должен быть строго ограничен во времени период ее осуществления, вместе с тем какие-то границы применения мер безопасности все же должны быть установлены. Лицо может нуждаться в защите и после провозглашения обвинительного (оправдательного) приговора, а также во время отбывания наказания виновным и после истечения сроков погашения судимости.

Для более глубокого уяснения специфики реализации мер безопасности в уголовном процессе важно определить начальный временной момент, с которого личность необходимо защищать от противоправного в отношении нее посягательства в связи с уголовным делом. Как известно, уголовно-процессуальные правоотношения возникают не с момента совершения преступления[130], а с момента получения государственными компетентными органами и должностными лицами сведений о совершенном или готовящемся преступлении. С этим согласны не все ученые. Например, В. Г. Смирнов утверждает, что возникновение уголовно-правовых отношений следует связывать с моментом вступления приговора в законную силу[131].

Предполагается, что уголовно-процессуальная безопасность лица, в ней нуждающегося, возможна с момента получении таких сведений указанными органами или должностными лицами. Необходимо разделить такие сведения, по крайней мере, на две группы:

1) сведения, касающиеся совершенного или готовящегося преступления, о котором у защищаемого лица имеется информация;

2) сведения об угрозе или факте совершенного противоправного воздействия на защищаемое лицо в связи с наличием у него информации о совершенном или готовящемся преступлением.

Очевидно, что вторая группа сведений не всегда может быть поводом к возбуждению уголовного дела и принятию к виновному в противоправном воздействии лицу процессуальных мер принуждения. Это возможно только в случае, если воздействие подпадает под признаки какого-либо состава преступления, предусмотренного одной из статей Особенной части УК РФ. Оно также может рассматриваться как состав административного правонарушения для привлечения лица к мерам административного принуждения. Если противоправное воздействие выражается в завуалированной форме (что чаще всего и случается), правоохранительный орган, обязанный рассматривать вопрос о возбуждении уголовного дела, будет бессилен принять действенные превентивные меры. Решением проблемы может стать возложение на должностных лиц указанных органов обязанности незамедлительно принимать меры по обеспечению защиты лица, в ней нуждающегося, с момента получения сведений об угрозе или факте противоправного воздействия в связи с совершением преступления или его подготовкой. Как справедливо утверждал В. П. Божьев, «способами реализации правовых норм являются применение, использование, исполнение и соблюдение правовых норм. Метод регулирования – … правовой, в соответствии с ним в норме права формулируются права и обязанности субъектов»[132].

Бесспорно, необходимо устанавливать реальные гарантии защиты на как можно более раннем этапе – с момента реального возникновения опасности. Следовательно, момент начала правоотношений, направленных на защиту, должен быть связан с двумя основаниями:

1) получение государственными органами или должностными лицами уголовного процесса сведений об угрозе лицу (лицам), которое имеет информацию о совершенном или готовящемся преступлении;

2) установление таких сведений самими указанными органами и лицами.

В сведения о факте угрозы или имевшемся противоправном воздействии может и должна включаться не только информация о совершенном или готовящемся преступлении. Воздействие, как правило, оказывается именно в связи с наличием у лица, на которое осуществляется воздействие, важной для следствия и суда информации относительно преступления. В то же время воздействие может иметь место и в отношении лица, ведущего производство по уголовному делу. Следовательно, информация, передаваемая лицом, нуждающимся в защите, должна содержать и сведения о воздействии на него в связи с производством по уголовному делу.

Сказанное позволяет сделать несколько выводов:

1. Специфика отношений по обеспечению безопасности состоит в том, что они не касаются прямо производства по делу в связи с преступлением и его расследованием. Они являются вторичными по отношению к процессу расследования дела, помогая достичь его окончания, установить истину. Однако вторичность не означает второстепенность, так как если этим правоотношениям не придавать должного значения, это в конечном счете осложнит проблему достижения цели (назначения) уголовного судопроизводства.

2. Эти отношения возникают в связи с обеспечением безопасности защищаемых лиц и не начинаются одновременно с возникновением уголовно-процессуальных отношений. Они могут возникнуть ранее, еще до начала самого процесса, производства по уголовному делу. Они могут возникнуть и в процессе расследования или судебного рассмотрения дела, а также после провозглашения приговора и вступления его в законную силу. При этом следует разрешить следующие вопросы: кому должна принадлежать инициатива принятия мер безопасности; кто собирает и проверяет относящуюся к противоправному воздействию информацию; какой территориальный орган обеспечивает безопасность.

3. Отношения, регулирующие безопасность защищаемых лиц, возникают в связи с фактом противоправного на них воздействия или с угрозой такого воздействия и заканчиваются после устранения такой угрозы. Следовательно, их особенность состоит в том, что уголовно-процессуальная деятельность является временным периодом, в котором могут существовать отношения по безопасности защищаемых лиц: они могут быть содержанием такой деятельности как в начале, так и в период производства по делу и после его окончания.

4. Отношения по безопасности защищаемых лиц могут регулироваться УПК РФ, так как в ст. 11 УПК РФ закреплены уголовно-процессуальные меры безопасности. Однако они явно недостаточны.


Работа посвящена одной из проблем современного российского уголовного процесса – безопасным условиям участия в производстве по уголовному делу. Обеспечение безопасности личности, вовлекаемой в сферу производства по уголовному делу, для достижения цели (назначения) судопроизводства – обязанность государства, иногда прямо противоречащая интересам личности. В настоящей работе предпринимается попытка определить некоторые пути решения этой важной задачи. Книга предназначена для специалистов, но может быть полезна всем, интересующимся уголовным правом и процессом.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© А. Ю. Епихин, 2004

© Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004

Вы открыли книгу, входящую в серию работ, объединенных общим названием «Теория и практика уголовного права и уголовного процесса».

Современный этап развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства напрямую связан с происходящими в России экономическими и политическими преобразованиями, которые определили необходимость коренного реформирования правовой системы. Действуют новые Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, с 1 июля 2002 г. вступил в силу Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

В этих законах отражена новая система приоритетов, ценностей и понятий, нуждающихся в осмыслении. Появившиеся в последнее время комментарии и учебники по данной тематике при всей их важности для учебного процесса достаточно поверхностны. Стремление познакомить читателя с более широким спектром проблем, с которыми сталкиваются как теоретики, так и практики, и породило замысел на более глубоком уровне осветить современное состояние отраслей криминального цикла. Этой цели и служит предлагаемая серия работ, посвященных актуальным проблемам уголовного права, уголовно-исполнительного права, криминологии, уголовного процесса и криминалистики.

У истоков создания настоящей серии книг стояли преподаватели юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Впоследствии к ним присоединились ученые Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербургского университета МВД и других вузов России, а также ряд известных криминалистов, обладающих большим опытом научных исследований в области уголовного права, уголовно-исполнительного права, криминологии, уголовного процесса и криминалистики.

В создании серии принимают участие и юристы, сочетающие работу в правоохранительных органах, других сферах юридической практики с научной деятельностью и обладающие не только богатым опытом применения законодательства, но и способностями к научной интерпретации результатов практической деятельности.

С учетом указанных требований формировалась и редакционная коллегия, которая принимает решение о публикации.

Предлагаемая серия основывается на действующем российском законодательстве о противодействии преступности и практике его применения с учетом текущих изменений и перспектив развития. В необходимых случаях авторы обращаются к опыту зарубежного законотворчества и практике борьбы с преступностью, с тем, чтобы представить отечественную систему в соотношении с иными правовыми системами и международным правом.

Подтверждением тому служат вышедшие из печати работы Б. В. Волженкина, А. И. Бойцова, В. И. Михайлова, А. В. Федорова, Е. В. Топильской, М. Н. Становского, В. Б. Малинина, Д. В. Ривмана, В. С. Устинова, В. М. Волженкиной, Р. Д. Шарапова, М. Г. Миненка, С. Д. Шестаковой, И. Ю. Михалева, Г. В. Овчинниковой, О. Н. Коршуновой, С. Ф. Милюкова, А. Л. Протопопова, В. Г. Павлова, В. П. Емельянова, В. П. Коняхина, Г. В. Назаренко, И. М. Тяжковой, А. А. Струковой, С. С. Тихоновой, А. В. Мадьяровой, М. Л. Прохоровой, Л. А. Андреевой, И. В. Александрова, Л. С. Аистовой, А. И. Бойко, Т. Б. Дмитриевой, Б. В Шостаковича, А. И. Рарога, А. А. Сапожкова, Д. А. Корецкого, Л. М. Землянухина, Л. В. Головко, Л. Л. Кругликова, А. Д. Назарова, А. Е. Якубова, А. Н. Попова, С. В. Бородина, A. Г. Кибальника, Л. И. Романовой, А. И. Коробеева, Д. А. Шестакова, B. Д. Филимонова, И. А. Возгрина, А. А. Эксархопуло, В. В. Орехова и др., в которых анализируются современные проблемы борьбы с преступностью.

Надеемся, что найдем в Вас взыскательного читателя, если Ваша принадлежность к юридико-образовательной или правоприменительной деятельности вызовет интерес к этой серии книг.


Работа посвящена одной из проблем современного российского уголовного процесса – безопасным условиям участия в производстве по уголовному делу. Обеспечение безопасности личности, вовлекаемой в сферу производства по уголовному делу, для достижения цели (назначения) судопроизводства – обязанность государства, иногда прямо противоречащая интересам личности. В настоящей работе предпринимается попытка определить некоторые пути решения этой важной задачи. Книга предназначена для специалистов, но может быть полезна всем, интересующимся уголовным правом и процессом.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Посвящается моим родителям — Юрию Семеновичу и Татьяне Ивановне

Судебная реформа 1991 года устанавливает в качестве одного из важнейших положений обеспечение прав и законных интересов личности, вовлеченной в сферу действия уголовно-процессуальных отношений. Это положение закреплено и в Конституции Российской Федерации 1993 года. Проблема обеспечения надлежащих условий участия граждан в уголовном судопроизводстве связана с возможностью устранения многих препятствий, стоящих на пути борьбы с преступностью, обеспечения прав и законных интересов личности, интересов общества и государства.

Международное законодательство имеет достаточное количество правовых средств, устанавливающих гарантии безопасного участия в производстве по уголовному делу. Такие нормы содержатся, например, в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 220 А (XXI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.; в ст. 13 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой резолюцией 39/46 Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.; в ст. 2, 11 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов, одобренных резолюциями Генеральной ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.; в ст. 54, 57, 64, 68, 93 Римского статута международного уголовного суда, принятого Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН в Риме 17 июля 1998 г. и др.

В национальных законодательствах многих государств как дальнего (США, Франция, Германия, Италия, Канада, Польша), так и ближнего (Латвия, Молдова, Беларусь, Украина, Казахстан) зарубежья приняты соответствующие нормативные акты. Российская Федерация до настоящего времени не приняла достаточных мер по обеспечению безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства. Справедливости ради заметим, что 20 апреля 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [2] , который частично мог бы решить проблему, однако он по различным причинам в полной мере реально не действует. Проект Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства» находится в стадии обсуждения более 10 лет. Однако со стороны преступных группировок противоправное воздействие на участников процесса (судей, прокуроров, следователей, дознавателей, свидетелей, потерпевших, понятых, секретарей судебного заседания, переводчиков, защитников и т. д.) и их близких оказывается с каждым днем все интенсивнее и изощреннее, вплоть до физического устранения с привлечением наемных убийц. О данных фактах свидетельствуют многочисленные публикации в средствах массовой информации [3] .

В России свидетелями преступлений ежегодно являются около 10 млн человек. Примерно 25 % из них (около 2,5 млн) в ходе процесса меняют свои показания [4] . Как показывают результаты проведенных нами опросов практических работников следственных подразделений и судов, часто изменение процессуальных решений, показаний по уголовному делу прямо связано с оказанием противоправного посягательства на свидетелей и потерпевших, следователей, прокуроров и судей, с отсутствием надлежащих гарантий их безопасности в связи с производством по уголовному делу.

Установление обстоятельств совершения преступления и его раскрытие прямо связано с необходимостью собирания, проверки и оценки фактических данных (сведений), на основе которых принимается процессуальное решение, а судом решается вопрос о виновности (невиновности) и назначении наказания (освобождении от него).

Процессуальная деятельность, связанная с производством по уголовному делу, a priori предполагает нормальную, то есть урегулированную законом, работу государственных служащих (должностных лиц, ведущих производство по делу, иных участников уголовного судопроизводства) правоохранительных органов. Среда функционирования правоохранительных и судебных органов Российской Федерации должна включать безопасные условия такой деятельности. Это условие необходимо для надлежащего достижения цели и задач (назначения) уголовного судопроизводства, прежде всего — обеспечения интересов личности, общества и государства.

Противоправное давление на участников процесса прямо не только посягает на интересы правосудия по уголовным делам, но и причиняет существенный вред правам и законным интересам отдельных граждан. Как правило, результатом такого противодействия уголовному судопроизводству становится освобождение от уголовной ответственности и наказания виновного лица (лиц), гибель свидетелей, очевидцев совершенного преступления, причинение ущерба жизни, здоровью, имущественного вреда дознавателям, следователям, прокурорам и судьям.

В целях установления дополнительных гарантий достижения целей уголовного судопроизводства необходимо обеспечить безопасность любого лица, вовлеченного в производство по уголовному делу. Только при наличии таких условий есть реальная возможность противостоять и противодействовать преступности.

Проблему безопасности и государственной защиты субъектов безопасности и участников уголовного судопроизводства (а также их близких) изучали отечественные ученые, исследовавшие в 90-х гг. процессуальное положение свидетелей (О. А. Зайцев), потерпевших (А. В. Абабков, Б. Т. Акрамходжаев, Л. В. Вавилова), обеспечение безопасности участников процесса (С. Л. Марченко). В работах А. К. Тихонова, посвященных изучению защиты чести и достоинства, личной безопасности свидетеля и потерпевшего, специально рассматриваются вопросы защиты от посткриминального воздействия, но лишь отдельных участников уголовного судопроизводства и только в его пределах.

На проблемы обеспечения прав и законных интересов личности и ее безопасности, защиты в уголовном судопроизводстве обращали внимание такие ученые, как А. Абабков, А. В. Агутин, В. А. Азаров, Х. Д. Аликперов, С. А. Альперт, Б. Т. Акрамходжаев, А. Н. Ахпанов, М. Т. Аширбекова, Э. У. Бабаева, В. М. Баранов, В. И. Бадашханов, Ф. Багаутдинов, А. Безнасюк, В. П. Божьев, Л. В. Брусницын, В. В. Вандышев, Л. Виницкий, Н. В. Витрук, Л. М. Володина, И. А. Воробьев, С. Ворожцов, Л. Д. Воеводин, М. М. Выдря, Л. В. Головко, В. Б. Гончаров, В. Горелик, Г. Н. Горшенков, Е. Г. Григорьева, И. Ф. Демидов, А. А. Закатов, О. А. Зайцев, В. Н. Зайковский, З. З. Зинатуллин, В. А. Казаков, А. А. Карцев, В. Е. Квашис, В. В. Кожевников, В. Ковалев, М. А. Ковалев, Л. Д. Кокорев, П. А. Колмаков, В. Комиссаров, Н. Косякова, Э. Ф. Куцова, В. З. Лукашевич, П. А. Лупинская, Е. Г. Мартынчик, Р. И. Михеев, Т. Н. Москалькова; В. И. Никандров, В. Осипкин, Н. Е. Павлов, П. Н. Панченко, И. Л. Петрухин, А. Петуховский, Е. Н. Поздняков; М. П. Поляков, В. Я. Понарин, Г. Пономарев, А. В. Парий, Р. Д. Рахунов, Д. В. Ривман, В. П. Сальников, Ю. В. Самович, В. В. Середа, И. В. Смолькова, A. Ф. Субаев, А. К. Тихонов, В. Т. Томин, В. В. Трухачев, В. Ульянов, B. С. Устинов, Л. В. Франк, М. Х. Хабибуллин, Т. М. Чапурко, Г. Г. Чачина, В. С. Шадрин, М. П. Шешуков, С. Ширинский, В. Н. Шпилев, И. Ч. Шушкевич, Н. В. Щедрин, С. П. Щерба, А. А. Юнусов и др.

Существенное внимание защите участников уголовного процесса (должностных и некоторых других лиц) от посткриминального воздействия уделено в диссертации О. А. Зайцева «Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации».

В свете анализируемой проблематики особо необходимо отметить работы Л. В. Брусницына, посвященные исследованию комплекса проблем обеспечения безопасности граждан, содействующих правосудию (при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в постпенитенциарный период, при нахождении лиц, сотрудничавших с правоохранительными и судебными органами, в пенитенциарных учреждениях). Этот автор подробно рассматривает законодательства ряда государств, принявших меры по защите участников уголовного процесса в 90-х гг. ХХ в., а также решения Европейского Суда по правам человека в Страсбурге, имеющие непосредственное значение для определения допустимости мер безопасности в национальном уголовном судопроизводстве, для формирования внутригосударственного уголовно-процессуального законодательства.

Вышеперечисленные работы, как правило, посвящены обеспечению безопасности отдельных категорий участников уголовного судопроизводства. Кроме того, многие из перечисленных работ были направлены на исследование прежнего Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, действовавшего до 1 июля 2002 г. Деятельность правоохранительных и судебных органов, связанная с реализацией процессуальных мер безопасности, введенных ч. 3 ст. 11 нового УПК РФ, изучена явно недостаточно.

Автор настоящей книги ставит цель определить общие условия эффективности функционирования института безопасности личности в уголовном процессе. Исследуя ее основания и критерии, устанавливая системообразующие элементы, он обосновывает необходимость обеспечения безопасности любого участника уголовного судопроизводства, любой личности, вовлекаемой в процессуальную сферу. В книге комплексно проанализированы нормативно-правовые акты, действие которых может быть направлено на обеспечение безопасности защищаемых лиц, предложены пути совершенствования внесенного Президентом Российской Федерации проекта Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Как показывает практика, ежегодно в ходе расследования уголовных дел более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. Вместе с тем, к участникам уголовного судопроизводства нередко применяются различные приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Как результат этого - отказ либо уклонение указанных лиц от участия в уголовном судопроизводстве.

В связи с этим государством уделяется особое внимание вопросам государственной защиты участников уголовного судопроизводства. В целях обеспечения безопасности к таким лицам могут быть применены меры государственной защиты в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Как закреплено в ст. 1 данного законодательного акта, государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства - это осуществление предусмотренных законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.

Система мер государственной защиты, основания и порядок их применения определяется органами, на которые возложены обязанности по обеспечению мер безопасности и социальной поддержки участников уголовного судопроизводства.

В силу ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

- подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

- эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном производстве педагог и психолог;

- гражданский истец, гражданский ответчик;

- законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Государственной защите подлежат и установленные Уголовно-процессуальным кодексом РФ близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на вышеназванных лиц.

Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» к органам, обеспечивающим государственную защиту, относятся:

- органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;

- органы, осуществляющие меры безопасности;

- органы, осуществляющие меры социальной поддержки.

Как закреплено в ст. 6 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:

- личная охрана, охрана жилища и имущества;

- выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

- переселение на другое место жительства;

- изменение места работы (службы) или учебы;

- временное помещение в безопасное место;

- применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

В целях обеспечения реализации Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» постановлением Правительства РФ от 13.07.2013 №586 утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы», предусматривающая как перечень мероприятий в сфере государственной защиты, так и объемы их финансирования.

Кроме того, постановлениями Правительства РФ также утверждены:

- от 27.10.2006 №630 «Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

- от 11.11.2006 №664 «Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты»;

- от 03.03.2007 №134 «Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;

- от 21.09.2012 №953 «Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

В 2008 году в системе МВД РФ было образовано Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которое наряду с функциями по координации данной деятельности, также непосредственно обеспечивает безопасность защищаемых лиц, являющихся свидетелями по особо сложным и резонансным преступлениям, связанным в первую очередь с проявлениями организованной преступности.

На сегодняшний день специализированные подразделения полиции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, действуют в каждом регионе. К их компетенции относятся вопросы осуществления мер безопасности, проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление источника угрозы, документирование его противоправной деятельности с последующим привлечением к уголовной ответственности.

Так, по информации МВД РФ в 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» меры государственной защиты применялись в отношении 2388 лиц. В 2012 году обеспечена безопасность 2860 лиц, имевших различный процессуальный статус.

Старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами области, органами местного самоуправления Загорская Н.В.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: