Виды актов конституционного суда рб

Обновлено: 25.04.2024

Конституционный Суд Республики Беларусь является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права.

Основные задачи

Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве посредством конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Беларусь, гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории Республики Беларусь.

Полномочия Конституционного Суда

Конституционный Суд по предложениям Президента, Президиума Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Совета Министров дает заключения о толковании Конституции; о соответствии Конституции законов, указов Президента, постановлений Совета Министров, нормативных правовых актов других государственных органов.

Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения:

  • о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;
  • о соответствии Конституции законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом;
  • о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум;
  • о соответствии Конституции не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд в двухнедельный срок дает заключения:

  • по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции;
  • по предложению Президента о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Конституционный Суд по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.

Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения:

  • по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты;
  • по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.

Заключения и решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией и законом.

Акты Конституционного Суда Республики БеларусьВыполнил: Богданов Денис Алекса.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Актуальность темы
Конституционный Суд Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Конституция Республики Беларусь возлагает на Конституционный Суд важнейшие функции и задачи.

Акты Конституционного Суда исполняют довольно специфическую функцию в системе источников современного белорусского права, которая является отражением особого места Конституционного Суда Республики Беларусь в системе разделения властей.

Положение актов Конституционного Суда в правовой системе Республики Беларусь остается неопределенным, что вызывает массу вопросов. Некоторые важные вопросы данной проблематики изучены слабо, отдельные из них остаются спорными и вызывают необходимость дополнительного изучения.

Нормы законодательства содержат много неясностей по данной проблеме.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Цель исследования Всестороннее.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Цель исследования
Всестороннее изучение актов Конституционного Суда Республики Беларусь, а именно анализ материально-правовой составляющей данной сферы исследования. Процессуальные аспекты в данном исследовании рассматриваются в части, определяющей материальные вопросы.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Задачи исследованияопределить.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Задачи исследования
определить место и роль Конституционного Суда Республики Беларусь в формировании национального законодательства, в частности посредством издания правовых актов;
раскрыть содержание понятия правовой акт Конституционного Суда, а также выяснить их правовую природу;
проанализировать положение актов Конституционного Суда в правовой системе Республики Беларусь;
осветить проблемные моменты исполнения указанных правовых актов.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Объект исследования Объект исс.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Объект исследования
Объект исследования – акты-документы Конституционного Суда Республики Беларусь
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Предмет исследования Понятие.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Предмет исследования
Понятие, правовая природа и виды актов Конституционного Суда Республики Беларусь, их место в правовой системе Республики Беларусь, а также проблемные аспекты исполнения решений Конституционного Суда Республики Беларусь.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Методы исследованияметод сравн.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Методы исследования
метод сравнительно-правового анализа;
метод системно-структурного анализа;
метод ретроспективного анализа;
формально-юридический метод и др.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследования Призна.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Признаками акта конституционного правосудия могут служить следующие характеристики:
это акт юридический, и как действие, в большинстве случаев направлен на то, чтобы вызвать определенные правовые последствия;
акт конституционной юстиции, как юрисдикционной акт, – это всегда акт публичного права, поскольку принимается в целях реализации не частного, а общественного интереса;
акт судебного конституционного контроля – это юридически властное волеизъявление органа публичной власти, в котором проявляются его государственно-властные полномочия;
такой акт – правомерен, то есть он исходит от компетентного к его совершению судебного органа, соответствует по своему содержанию праву, принимается в установленной форме и по оговорённой процедуре;
особо следует отметить устойчивость актов органов судебного конституционного контроля, иными словами, недопустимо произвольное изменение (пересмотр) Конституционным Судом своих актов;
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияПризнак.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Признаки акта конституционного правосудия
конституционность, то есть соответствие, Конституции Республики Беларусь, как Основному Закону, имеющему высшую юридическую силу, прямое действие и применяемому всей территории нашего государства;
правовой акт органа судебного конституционного контроля содержит обязательное юридически властное предписание, подлежащее безусловному исполнению, то есть такой акт императивен;
акты Конституционного Суда определяют границы должного поведения субъектов в области правотворчества и иных сферах государственной жизни;
специфической особенностью актов Конституционного Суда является то, что они способствуют регламентации отдельных сторон общественных отношений, составляющих предмет не только конституционного, но и других отраслей белорусского права;
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияПризнак.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Признаки акта конституционного правосудия
акты органов судебного конституционного контроля порождаются негативной практикой правотворческой деятельности субъектов, в меньшей степени, будучи направленными на осуществление «позитивных» полномочий.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияПонятие.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Понятие акта Конституционного Суда Республики Беларусь
С учетом выделенных признаков:
Актом Конституционного Суда может считаться основанное на Конституции и законе властное волеизъявление данного органа либо отдельных его представителей, направленное на реализацию задач конституционного правосудия и имеющее своей формой устное веление (распоряжение) или конкретный документ, содержащий соответствующие веления (предписания).

В соответствии со статьей 36 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь»:
«Решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании.».
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияПравова.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Правовая природа актов Конституционного Суда Республики Беларусь

По мнению Председателя Конституционного Суда России В.Д.Зорькина, «решения Конституционного Суда с содержащимися в них правовыми позициями - и не прецеденты, и не преюдиция в чистом виде ни для самого Конституционного Суда, ни для других органов. Это нормативные акты особого рода, имеющие определенные прецедентные и преюдициальные свойства. Правовые позиции Конституционного Суда, содержащиеся в решениях, фактически отражают его особого рода правотворчество».
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияВиды ак.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Виды актов Конституционного Суда Республики Беларусь

акты конституционных судов, акты их председателей и других должностных лиц конституционных судов;
окончательные и промежуточные решения конституционных судов;
материально-правовые и процессуальные акты.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияВиды ак.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Виды актов Конституционного Суда Республики Беларусь
Виды решений промежуточного характера

по итогам предварительного изучения обращений, подлежащих рассмотрению в его заседаниях, Конституционный Суд может объединить в одном деле предложения нескольких инициаторов о проверке конституционности одного и того же нормативного акта или одного и того же международного договора (ст. 48 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь);
по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной, а также в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу рассмотрения дела, Конституционной Суд может приостановить производство по делу по соглашению сторон (ст. 21 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь).
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияАкты Ко.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Акты Конституционного Суда в правовой системе Республики Беларусь:
Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь
Иные итоговые решения Конституционного Суда Республики Беларусь
Послания Конституционного Суда Республики Беларусь
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследования Возмож.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Возможные меры совершенствования системы исполнения решений Конституционного Суда Республики Беларусь:
Указание на неисполненные решения в ежегодных посланиях
Определение в решениях ответственных органов за исполнение конкретного решения
Расширение полномочий КС РБ в сфере контроля за исполнением решений
Принятие самостоятельного закона об исполнении решений КС РБ
Внесение изменений в Закон О КС РБ с закреплением мер ответственности
Введение специального контроля прокуратуры за исполнением решений КС РБ
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Выводы исследованияАкты Консти.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Выводы исследования
Акты Конституционного суда Республики Беларусь занимают уникальное положение в системе правовых актов страны.
Акты Конституционного Суда нельзя отнести к какому-нибудь из известных видов источников права.
Уникальность актов Конституционного Суда Республики Беларусь обусловлена политико-правовой природой органа конституционного контроля Беларуси и функциями, которые он выполняет в системе разделения властей.
Признание нормативных правовых качеств за итоговыми решениями конституционных судов со стороны законодательной власти имеет большое значение для определения места и роли органов конституционной юстиции в системе государственной власти, разрешения проблемы действия и исполнение решений органом конституционного правосудия.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Выводы исследованияОпределение.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Выводы исследования
Определение на законодательном уровне места актов Конституционного Суда Республики Беларусь в иерархической системе законодательства обеспечит устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании.
Акты Конституционного суда Республики Беларусь можно отнести к, так называемым, модифицированным источникам права.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

В соответствии со ст.24 Кодекса о судоустройстве и статусе судей по вопросам, касающимся проверки конституционности нормативных актов по предложениям Президента. Палат Парламента, Правительства, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, а также о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Конституционный Суд принимает заключения.

По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд вправе принимать решения.

Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.

Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь. Послания Конституционного Суда, его запросы, представления, а также иные решения по вопросам процедурного характера оформляются в порядке, определяемом Конституционным Судом.

Заключения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа, решения Конституционного Суда - в виде отдельного документа или протокольно.

Вместе с тем, на наш взгляд, содержащаяся в Кодексе классификация актов Конституционного Суда не вполне удачна (аналогично можно оценить в этой части и закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь»). Термин “решения Конституционного Суда” – собирательный. Он включает различные по своей форме правовые акты, которыми Конституционный Суд реализует свою волю. Полномочия Конституционного Суда реализуются посредством принятия им своих решений. Согласно статье 36 Закона о Конституционном Суде Республики Беларусь решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании. (Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые акты, которые исходят от Конституционного Суда, должны приниматься на совместных заседаниях судей). Другое дело, что могут быть разновидности решений.

В законе о Конституционном Суде и Регламенте Конституционного Суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конституционного Суда. Именно в форме заключений решается вопрос о конституционности нормативных актов, о толковании ранее принятых заключений, об их пересмотре. О начале производства по делу Конституционным Судом принимается решение. Послание Конституционного Суда о состоянии конституционной законности принимается также путем решения. Наряду с ними, как особый вид решений, могут приниматься запросы и требования к государственным органам, должностным лицам, которые принимаются и направляются Конституционным Судом для обеспечения ведения дела и разрешения иных вопросов, входящих в его компетенцию, а судьей Конституционного Суда – при подготовке конкретного дела.

Все иные процедурные действия Конституционного Суда, например, о вызове свидетелей, внесении предложения о необходимости корректировки актов действующего законодательства, принятии новых нормативных актов, о наложении штрафов на должностных лиц и граждан, проявивших неуважение к Конституционному Суду, и другие облекаются в форму решения.

К решениям Конституционного Суда не следует относить выступления отдельных его представителей, в том числе их заявления, особые мнения судей и т.п.

После изменения в июле 1997 г. закона о Конституционном Суде решение, которое завершает весь процесс конституционного судопроизводства относительно проверки конституционности нормативного акта, получило определение как итоговое решение. Однако в данном случае речь идет о заключении. Этим заключением действительно подводится итог всему процессу и дается ответ: соответствует или не соответствует актам, обладающим более высокой юридической силой, в целом Конституции проверяемый акт. Из смысла закона о Конституционном Суде итоговое решение объявляется по окончании слушания дела, и оно облекается в форму заключения.

Помимо решений, принимаемых Конституционным Судом в порядке проверки конституционности нормативных актов, могут приниматься решения и по вопросам организационного характера (об избрании заместителя Председателя Конституционного Суда, о принятии представления о прекращении полномочий судьи, об утверждении Регламента Конституционного Суда, Научно-консультативного совета при Конституционном Суде и др.).

Было бы правильным не противопоставлять заключения решениям, как это следует из названия и содержания частей 1и 2 ст.24 Кодекса, вести речь о «заключениях и иных решениях» либо предусмотреть наряду с заключениями такую форму как постановления.

Учитывая, что Кодекс обладает более высокой юридической силой, его положениями и следует руководствоваться в первую очередь.

Требования, предъявляемые к решениям Конституционного Суда

Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно. Кодексом, Декретом №14, законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» определяется вид и форма документа, принимаемого Конституционным Судом.

В законе изложены требования, которым должно отвечать заключение. Что же касается Послания Конституционного Суда, его запросов, требований, а также иных решений по вопросам процедурного характера, то они оформляются в порядке, определенном Конституционным Судом (ст. 37 закона).

Заключение должно содержать: наименование заключения, дату и место его принятия; состав Конституционного Суда, принявшего решение; перечисление сторон, участников заседания; формулировку вопроса, основания для его рассмотрения; нормы Конституции и настоящего закона, устанавливающие право или обязанность Конституционного Суда рассматривать данный вопрос; полное наименование акта, конституционность которого проверялась, с указанием источника его опубликования (получения); обстоятельства, установленные при рассмотрении вопроса; нормы Конституции, международно-правовых актов, настоящего закона, которыми руководствовался Суд, принимая решение; наименование и дату вступившего в силу решения Конституционного Суда, если на него сделаны ссылки при подготовке данного решения; формулировку решения и его обоснование; порядок и срок исполнения решения, особенности его опубликования. В случае, если акт, конституционность которого проверяется, признан конституционным в одних частях и неконституционным в других или по одному делу одни акты были признаны конституционными, а другие – неконституционными, об этом указывается в Заключении Конституционного Суда (ст.43 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении. При проверке акта Конституционный Суд имеет в виду, как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему практикой применения. Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Есть основания утверждать, что Конституционный Суд, проверяя конституционность нормативного акта, осуществляет казуальное толкование Конституции. Причем по своей юридической силе оно даже выше, чем толкование Парламента, так как по инициативе уполномоченных на то субъектов конституционный закон о толковании Конституции также может быть проверен на предмет его соответствия Конституции Республики Беларусь Конституционным Судом. Прежде, чем принять заключение, Конституционный Суд анализирует широкий круг нормативных актов Республики Беларусь, международных документов, правоприменительную практику, что позволяет сформировать согласованную позицию Конституционного Суда.

Конституционный Суд, ориентируясь на практику, при определении своей позиции может критически ее оценить и высказать собственный подход к правоприменению.

В определенной мере уяснению смысла конституционной нормы могут способствовать акты толкования, принимаемые уполномоченными органами. Так, при подготовке к рассмотрению ряда дел у Конституционного Суда возникли вопросы о правомерности проверки им конституционности указов Президента по кадровым вопросам, была необходимость получить официальное разъяснение Парламентом того, какие акты являются нормативно-правовыми. В этих целях Конституционный Суд в свое время направил в Верховный Совет обращение с просьбой дать соответствующие разъяснения, однако соответствующий законопроект был принят лишь в первом чтении. Хотя полагаю, что Конституционный Суд мог и сам определиться по данному вопросу. Заключения должны толковаться заключениями (в практике был случай, когда толкование заключения осуществлялось решением).

Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами. При этом следует иметь в виду, что в отличие от большинства других органов конституционного контроля Конституционный Суд наделен правом проверки не только “верхнего слоя” нормативных актов (законов, актов Президента и др.), но и ведомственных нормативных актов, местных органов власти, т.е. речь идет о многоуровневом слое нормативных актов. В этой связи перед Конституционным Судом инициатором может быть поставлен вопрос о проверке соответствия, например, постановления Совета Министров, актов Верховного или Высшего Хозяйственного Суда законам, декретам или указам. Однако в процессе рассмотрения дела может возникнуть вопрос о конституционности и этих актов (законов, декретов, указов), на предмет проверки соответствия которым и внесено предложение в Конституционный Суд.

По Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд наделен правом проверки конституционности всех нормативных актов, т.е. высшим актом является Конституция (ст. 116). Согласно части первой статьи 11 Закона о Конституционном Суде пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, в соответствии с названным законом определяет Конституционный Суд. Поэтому, если проверяемые вопросы содержатся не только в оспариваемом акте (отдельных его нормах), но и иных актах (других нормах), то Конституционный Суд вправе в решении высказать свою оценку на этот счет. Именно таким образом Конституционный Суд поступил при рассмотрении вопроса о конституционности статьи 116 КоБС, высказавшись в определенной мере и относительно статьи 113 названного Кодекса.

Порядок принятия решений

Согласно Закону о Конституционном Суде и его Регламенту итоговое решение принимается Конституционным Судом в закрытом совещании, которое проводится тайно в совещательной комнате.

В совещании принимают участие только судьи, участвовавшие в рассмотрении данного дела в судебном заседании. В совещательной комнате могут присутствовать работники Секретариата Конституционного Суда, необходимые для технического обеспечения совещания.

В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позицию. Председательствующий предоставляет слово каждому из судей по рассматриваемому вопросу. На совещании судей допускается обсуждение проекта решения, подготовленного судьей-докладчиком или другими судьями.

Решения Конституционного Суда принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий голосует последним.

Председательствующий ставит на голосование формулировки решения в порядке поступления. Судьи голосуют “за” или “против” и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании.

Решение Конституционного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено Законом (ст. 18 закона о Конституционном Суде Республики Беларусь).

Если при принятии заключения по делу о конституционности нормативного акта голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

Протокол совещания судей подписывается всеми судьями, участвующими в принятии решения, и не подлежит оглашению.

Судья Конституционного Суда, не согласный с принятым заключением или решением, вправе изложить свое особое мнение в письменном виде и приложить его к протоколу заседания. Особое мнение по желанию судьи публикуется в качестве приложения к заключению или решению Конституционного Суда Республики Беларусь в печатном издании Конституционного Суда Республики Беларусь. Начиная со дня образования Конституционного Суда Республики Беларусь судьями было высказано около полутора десятков особых мнений. Из них относительно законов – 6, указов Президента – 4, постановлений Верховного Совета – 3,

В белорусском законодательстве нет прямого ответа на то, могут ли судьи высказать совместно особое мнение или это должен делать каждый судья. Не исключаю, что как итоговое решение принимается совместно большинством судей, так и особая позиция (особое мнение) судей может быть высказана совместно, что и имело место по одному из дел. В юридической литературе существуют споры о том, допустимо ли публиковать особое мнение судьи. Отдельные авторы утверждают, что этого делать не следует. С этим можно было бы согласиться, если бы закон позволял публикацию итогов голосования (за и против).

Акты Конституционного Суда Республики БеларусьВыполнил: Богданов Денис Алекса.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Актуальность темы
Конституционный Суд Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов. Конституция Республики Беларусь возлагает на Конституционный Суд важнейшие функции и задачи.

Акты Конституционного Суда исполняют довольно специфическую функцию в системе источников современного белорусского права, которая является отражением особого места Конституционного Суда Республики Беларусь в системе разделения властей.

Положение актов Конституционного Суда в правовой системе Республики Беларусь остается неопределенным, что вызывает массу вопросов. Некоторые важные вопросы данной проблематики изучены слабо, отдельные из них остаются спорными и вызывают необходимость дополнительного изучения.

Нормы законодательства содержат много неясностей по данной проблеме.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Цель исследования Всестороннее.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Цель исследования
Всестороннее изучение актов Конституционного Суда Республики Беларусь, а именно анализ материально-правовой составляющей данной сферы исследования. Процессуальные аспекты в данном исследовании рассматриваются в части, определяющей материальные вопросы.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Задачи исследованияопределить.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Задачи исследования
определить место и роль Конституционного Суда Республики Беларусь в формировании национального законодательства, в частности посредством издания правовых актов;
раскрыть содержание понятия правовой акт Конституционного Суда, а также выяснить их правовую природу;
проанализировать положение актов Конституционного Суда в правовой системе Республики Беларусь;
осветить проблемные моменты исполнения указанных правовых актов.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Объект исследования Объект исс.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Объект исследования
Объект исследования – акты-документы Конституционного Суда Республики Беларусь
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Предмет исследования Понятие.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Предмет исследования
Понятие, правовая природа и виды актов Конституционного Суда Республики Беларусь, их место в правовой системе Республики Беларусь, а также проблемные аспекты исполнения решений Конституционного Суда Республики Беларусь.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Методы исследованияметод сравн.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Методы исследования
метод сравнительно-правового анализа;
метод системно-структурного анализа;
метод ретроспективного анализа;
формально-юридический метод и др.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследования Призна.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Признаками акта конституционного правосудия могут служить следующие характеристики:
это акт юридический, и как действие, в большинстве случаев направлен на то, чтобы вызвать определенные правовые последствия;
акт конституционной юстиции, как юрисдикционной акт, – это всегда акт публичного права, поскольку принимается в целях реализации не частного, а общественного интереса;
акт судебного конституционного контроля – это юридически властное волеизъявление органа публичной власти, в котором проявляются его государственно-властные полномочия;
такой акт – правомерен, то есть он исходит от компетентного к его совершению судебного органа, соответствует по своему содержанию праву, принимается в установленной форме и по оговорённой процедуре;
особо следует отметить устойчивость актов органов судебного конституционного контроля, иными словами, недопустимо произвольное изменение (пересмотр) Конституционным Судом своих актов;
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияПризнак.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Признаки акта конституционного правосудия
конституционность, то есть соответствие, Конституции Республики Беларусь, как Основному Закону, имеющему высшую юридическую силу, прямое действие и применяемому всей территории нашего государства;
правовой акт органа судебного конституционного контроля содержит обязательное юридически властное предписание, подлежащее безусловному исполнению, то есть такой акт императивен;
акты Конституционного Суда определяют границы должного поведения субъектов в области правотворчества и иных сферах государственной жизни;
специфической особенностью актов Конституционного Суда является то, что они способствуют регламентации отдельных сторон общественных отношений, составляющих предмет не только конституционного, но и других отраслей белорусского права;
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияПризнак.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Признаки акта конституционного правосудия
акты органов судебного конституционного контроля порождаются негативной практикой правотворческой деятельности субъектов, в меньшей степени, будучи направленными на осуществление «позитивных» полномочий.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияПонятие.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Понятие акта Конституционного Суда Республики Беларусь
С учетом выделенных признаков:
Актом Конституционного Суда может считаться основанное на Конституции и законе властное волеизъявление данного органа либо отдельных его представителей, направленное на реализацию задач конституционного правосудия и имеющее своей формой устное веление (распоряжение) или конкретный документ, содержащий соответствующие веления (предписания).

В соответствии со статьей 36 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь»:
«Решением Конституционного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании.».
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияПравова.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Правовая природа актов Конституционного Суда Республики Беларусь

По мнению Председателя Конституционного Суда России В.Д.Зорькина, «решения Конституционного Суда с содержащимися в них правовыми позициями - и не прецеденты, и не преюдиция в чистом виде ни для самого Конституционного Суда, ни для других органов. Это нормативные акты особого рода, имеющие определенные прецедентные и преюдициальные свойства. Правовые позиции Конституционного Суда, содержащиеся в решениях, фактически отражают его особого рода правотворчество».
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияВиды ак.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Виды актов Конституционного Суда Республики Беларусь

акты конституционных судов, акты их председателей и других должностных лиц конституционных судов;
окончательные и промежуточные решения конституционных судов;
материально-правовые и процессуальные акты.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияВиды ак.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Виды актов Конституционного Суда Республики Беларусь
Виды решений промежуточного характера

по итогам предварительного изучения обращений, подлежащих рассмотрению в его заседаниях, Конституционный Суд может объединить в одном деле предложения нескольких инициаторов о проверке конституционности одного и того же нормативного акта или одного и того же международного договора (ст. 48 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь);
по ходатайству одной из сторон для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной, а также в случаях возникновения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу рассмотрения дела, Конституционной Суд может приостановить производство по делу по соглашению сторон (ст. 21 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь).
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследованияАкты Ко.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Акты Конституционного Суда в правовой системе Республики Беларусь:
Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь
Иные итоговые решения Конституционного Суда Республики Беларусь
Послания Конституционного Суда Республики Беларусь
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Содержание исследования Возмож.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Содержание исследования
Возможные меры совершенствования системы исполнения решений Конституционного Суда Республики Беларусь:
Указание на неисполненные решения в ежегодных посланиях
Определение в решениях ответственных органов за исполнение конкретного решения
Расширение полномочий КС РБ в сфере контроля за исполнением решений
Принятие самостоятельного закона об исполнении решений КС РБ
Внесение изменений в Закон О КС РБ с закреплением мер ответственности
Введение специального контроля прокуратуры за исполнением решений КС РБ
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Выводы исследованияАкты Консти.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Выводы исследования
Акты Конституционного суда Республики Беларусь занимают уникальное положение в системе правовых актов страны.
Акты Конституционного Суда нельзя отнести к какому-нибудь из известных видов источников права.
Уникальность актов Конституционного Суда Республики Беларусь обусловлена политико-правовой природой органа конституционного контроля Беларуси и функциями, которые он выполняет в системе разделения властей.
Признание нормативных правовых качеств за итоговыми решениями конституционных судов со стороны законодательной власти имеет большое значение для определения места и роли органов конституционной юстиции в системе государственной власти, разрешения проблемы действия и исполнение решений органом конституционного правосудия.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь Выводы исследованияОпределение.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь
Выводы исследования
Определение на законодательном уровне места актов Конституционного Суда Республики Беларусь в иерархической системе законодательства обеспечит устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании.
Акты Конституционного суда Республики Беларусь можно отнести к, так называемым, модифицированным источникам права.
Титульный лист
Актуальность темы
Цели исследования
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Содержание исследования
Выводы исследования
Спасибо за внимание

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь на сегодняшний день определяются Конституци­ей, Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь и разделу II Закона Республики Беларусь, 6 судей из 12 назначают­ся Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Респуб­лики. Причем Председатель Конституционного Суда назначается Президен­том с согласия Совета Республики. С уведомлением Совета Республики Президент Республики Беларусь в любое время может освободить от долж­ности Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь.

Конституционный Суд – это единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции.

Порядок формирования и срок полномочий Конституционного Суда. В состав Конституционного Суда Республики Беларусь входят 12 судей, из них:

· шесть судей, в том числе и Председатель Конституционного Суда, назначаются Президентом Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики;

· шесть судей Конституционного Суда избираются Советом Республики.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь установлены требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Согласно ст. 116 Конституции Республики Беларусь, Конституцион­ный Суд Республики Беларусь формируется из высококвалифицированных специалистов в об­ласти права, имеющих, как правило, ученую степень (на сегодняшний день: 3 доктора наук, 5 кандидатов юридических наук). Судьей может быть только гражданин Республики Беларусь.

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не могут осуществлять предпринима­тельскую деятельность, выполнять другую работу, кроме преподавательс­кой и научно-исследовательской. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь не могут быть членами Совета Республики, а также членами политических партий и других гражданских объединений, ставящих перед собой задачу достижения политических целей. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь должен обладать высокими моральными качествами. Судья Конституционного Суда Республики Беларусь неприкосновенен. Это распространяется на его жилье, служебное помещение, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество, используемые документы.

Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть приостанов­лены в следующих случаях:

· если получено согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

По решению Конституционного Суда Республики Беларусь полномочия судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть восстановлены в случае устранения причин их лишения.

Полномочия судей Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть досрочно прекращены в следующих случаях:

· в случае смерти;

· по просьбе об отставке;

· по состоянию здоровья, препятствующему исполнению обязанностей;

· в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

· в связи с утратой гражданства Республики Беларусь;

· в связи с совершением действий, дискредитирующих Конституционный Суд Республики Беларусь;

· в связи с вступившим в законную силу приговором суда.

Конституционный Суд Республики Беларусь: компетенция, состав, порядок производства и виды принимаемых судебных постановлений.

Членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десять судей. Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конституционного Суда.
Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом , шесть судей Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания
Судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. После назначения, избрания на должность судье Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь в установленном порядке присваивается квалификационный класс судьи.

Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.
Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.

Судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Конституционный Суд дает заключения:

• о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
• о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
• о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам
Конституционный Суд осуществляет свою деятельность путем вынесения решений по определенным вопросам. Среди этих решений выделяют заключения, запросы, требования и решения рекомендательного характера.
Вид оформления акта определяет Конституционный Суд, в то время как порядок этого оформления прописан в Конституции Республики Беларусь. Особое внимание при проверке конституционности того или иного нормативного акта уделяется его содержанию, форме и порядку принятия, предписания, опубликования и введения его в действие.
Решение Конституционного Суда должно отвечать всем требованиям оформления, указанным в Законе «О Конституционно Суде».
Принятие решения также проходит в определенном порядке: на закрытом заседании с участием только судей Конституционного Суда, участвовавших в рассмотрении данного дела.
В силу того, что решения Конституционного Суда публикуются в обязательном порядке, можно сделать вывод, что им характерна гласность.
Решения вступают в силу со дня их принятия. Однако после есть возможность внесения поправок редакционного характера.
Решения являются окончательными и не подлежат обжалованию и опротестованию, что в очередной раз отличает их от иных нормативных актов.
Акты Конституционного Суда по своей юридической силе уступают только Конституции. Неисполнение этих решений влечет за собой определенную ответственность. Единственным источником этих решений является Конституция.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: