Вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий органов государственной власти характеризуется как

Обновлено: 06.05.2024

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

1. Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации);

органов публичной власти федеральных территорий;

лиц, замещающих в федеральной территории должности, устанавливаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также уставом федеральной территории для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти федеральной территории.

(Пункт в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя:

государственную гражданскую службу;

государственную службу иных видов.

(Пункт в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Статья 4. Федеральная государственная служба

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 5. Государственная гражданская служба

1. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

2. Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

3. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Военная служба

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. (В редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 105-ФЗ)

(Утратила силу - Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

Статья 8. Должности государственной службы

1. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

2. Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

должности федеральной государственной службы иных видов. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

3. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

5. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

1. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы;

перечни типовых воинских должностей;

перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 262-ФЗ)

2. Перечни, указанные в пункте 1 настоящей статьи, утверждаются Президентом Российской Федерации.

3. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

4. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.12.2010 № 419-ФЗ)

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 11. Формирование кадрового состава государственной службы

1. Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации, кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

использованием современных кадровых технологий;

применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов; (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 309-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

ротацией государственных служащих. (Абзац введен - Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ)

2. Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

3. Подготовка граждан для прохождения государственной службы осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

5. Федеральными законами о видах государственной службы могут быть установлены особенности ротации государственных служащих, учитывающие специфику прохождения государственной службы соответствующего вида. (Пункт введен - Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ)

Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

1. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

2. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

3. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

на неопределенный срок;

на определенный срок;

на срок обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

5. Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания

1. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины.

2. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда.

3. При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента Российской Федерации.

5. Классные чины государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются с учетом положений настоящей статьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Стаж (общая продолжительность) государственной службы. Персональные данные государственных служащих

1. Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

2. В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пен

Слово служба имеет много значений. Это может быть ведомственное подразделение, самостоятельное ведомство. Служба — это один из видов платной общественно — полезной деятельности.

На сегодняшний день в науке существует множество различных подходов к трактовке понятия «государственная служба». В научно – популярной литературе типичными определениями термина являются, например, следующие:

· механизм формировании, реализация, и совершенствования институтов государственной власти и управления;

· инструмент и технология государственного управления;

· публичный институт реализации государственной власти;

· единство правового, социального, и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти;

· система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач;

· система юридически регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти по обеспечению и исполнения полномочий;

· способ и форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком;

· совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений;

· публично – правое отношение между государством как работодателем и госслужащим как наемным работником;

· особый вид профессиональной, управленческой деятельности – административной или аппаратной.[1]

В научных и нормативных определениях государственной службы Российской Федерации сложились три подхода к характеристике ее сущности:

· деятельностный,согласно которому государственная служба характеризуется как профессиональная служебная деятельность по обеспечения исполнения полномочий государственных органов и должностных лиц (политиков);

· институциональный,в рамках которого государственная служба определяется как совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов по реализации Конституции РФ и законов;

· правовой,в рамках которого государственная служба рассматривается как публично – правое отношение между государством и государственным служащим.

В каждом из этих подходов государственная служба отражается с определенной точки зрения, свойственной той или иной науке и методологической позиции автора.[2]

Современное правовое понимание государственной службы появилось в Российской Федерации в 1990-е годы в ходе становления и развития государственной службы как нового правового и социального института.

В социальном смысле слова понятие «служба» имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятие служащего, место его работы; волевое, интеллектуальное, психическое, физическое и иное напряжение человека; ведомственное подразделение; самостоятельное ведомство, организация.

Впервые на государственном уровне определение государственной службы как социального института прозвучало в 2001 г. В Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ. Там было сказано, что государственная служба является комплексным – публичным, социальным, правовым, организационным – институтом по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства.[3]

Будучи механизмом государственного управления, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социальному институту:

1) социальный характер, посколькупредставляет собой социальную сферу профессиональной деятельности особой социальной группы общества – государственных служащих; всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государства и государственных органов;

2) социальную ориентацию –ее приоритетами является реализация социальных (сервисных) функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения (безопасность, образование, здравоохранение и так далее);

3) социальную природу,так как представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои корпоративные потребности и социальные интересы;

4) защита прав и свобод человека и гражданина как главная социально – политическая ценность;

5) служба чиновников социуму –обществу, которое содержит институт государственной службы за счет своих налоговых отчислений.

Эти особенности подчеркивают социальный смысл и характер государственной службы в любом демократическом государстве, в том числе и в России.

Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях: высшем – это уровень гражданского общества и государства; среднем – уровень государственной службы как института государства; нижнем – уровень социального статуса государственного служащего.

1. На уровне общества и государства социальный характер государственной службы определяется, прежде всего, тем, что социальным является само государство, которое должно проводить современную государственную социальную политику – заботиться о трудовом устройстве населения, об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении по старости и инвалидности, о борьбе с преступностью.

2. На уровне государственной службы как системы она рассматривается в первую очередь как социальный слой людей – чиновников, пожизненно занятых данным видом профессиональной деятельности

3. На уровне статуса государственных служащих социальность характера состоит в том, что государственные служащие имеют свои статусные особенности – запреты и привилегии. Это, прежде всего наделение административной властью, особый правовой статус, высокий уровень нормативного обеспечения профессиональной деятельности и юридической ответственности, профессионализма, компетентности и образовании, доступ к информации, к государственным ресурсам и так далее.

Одним из главных направлений реформирования и развития системы государственной службы РФ в современных условиях является формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно – правового института.[4] Говоря о государственной службе Российской Федерации как государственно – правовом институте, следует, прежде всего, рассмотреть ее законодательную базу.

Законодательство о государственной службе образуют, прежде всего, нормы права, то есть нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих. В настоящее время правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой Российской Федерации, осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

На федеральном уровне источниками права по данным вопросам являются: Конституция РФ; Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 мая 2003 г. № 58 –Ф3; Федеральный закон « О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-Ф3 и некоторые другие федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ вопросы государственной гражданской службы регламентируются конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также нормативными правовыми актами государственных органов субъектов.

Государственная служба как правовой институт есть совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственных структур и государственных служащих, их деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также личный правовой статус этих служащих.[5]

Итак, государственная служба РФ строится и функционирует в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это придает ей характер крупнейшего публично – правового института, имеющего решающего значение в процессе осуществления государственной власти.

А как социальный институт государство проявляет себя на трех социальных уровнях, является важной гранью системы государственной службы, недооценивать которую нельзя. Ведь социальная практика нацелена в конечном итоге на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных социальных условий для достойной жизни граждан России.[6]

1. государственная гражданская служба;

2. военная служба;

3. правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

В соответствии со статьей 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, то есть правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Осуществление правового регулирования государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Практическая организация региональной государственной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.

Государственная гражданская служба РФ – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба – это служебная деятельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют государственно-управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач. В правовом статусе государственных гражданских служащих не устанавливаются ярко выраженные задачи по осуществлению функций правоохраны, военной деятельности и военного управления.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти. Таковыми органами являются Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты Палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ (например, старший специалист 1 разряда прокуратуры Тяжинского района, ведущий специалист Тяжинского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области).

Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Военная и правоохранительная служба – это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков:

- ее содержание – обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;

- свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;

- наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;

- наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон);

- проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;

- более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;

- повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и так далее);

- особые правила привлечения к юридической ответственности.

Военная служба осуществляется в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в железнодорожных войсках, в органах ФСБ России, пограничных войсках, в воинских формированиях системы МЧС России, в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель – защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Отличие военной службы от любой другой в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, поступающим на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России, таможенных органов РФ, противопожарной и иных служб МЧС России, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями.

Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность должностных лиц, как представители власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия. Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В".
2. Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А".
3. Государственная служба включает в себя:
1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
2) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
Комментарий к статье 2
1. В определении понятия государственной службы (п. 1 ст. 2) в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.
Под государственным органом понимается образуемый в установленном законом порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти.
На практике возник вопрос об определении круга органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной службой. Следует ли к их числу относить лишь федеральные государственные органы (включая такие структуры исполнительной власти, как федеральные министерства, государственные комитеты и иные ведомства), а также соответствующие органы субъектов РФ, либо включать сюда и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц и осуществляющие определенные управленческие функции, в частности, в регионах. Возможность создания таких органов предусмотрена ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать территориальные структуры. Правовой статус их в законе не указан. По нашему мнению, поскольку они создаются для осуществления полномочий исполнительной власти, их правомерно именовать государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной службой. Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 установлен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти (приложение N 9). В перечень включено 79 должностей федеральной государственной службы.
Государственную службу нельзя понимать как службу конкретным "государственным органам" или "должностным лицам". В контексте п. 1 ст. 2 Закона государственная служба в Российской Федерации представляет собой профессиональную деятельность по выполнению государственных задач и функций, осуществляемую лицами, находящимися на штатных государственных должностях в государственных органах, и оплачиваемую из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.
Каждый государственный орган уполномочен осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно - властными полномочиями (см. коммент. к ст. 1 Закона).
Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства Российской Федерации и субъектов РФ к государственной службе. Например, в Федеральном законе "О естественных монополиях" указывается, что в сферах деятельности субъектов естественных монополий - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии и т.д. - образуются органы регулирования (ст. 4). В ст. 9 данного Закона прямо указывается, что на работников этих органов распространяется правовой статус государственного служащего.
--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
Отнесение к государственной службе профессиональной деятельности на иных должностях и в иных государственных органах также осуществляется указами Президента РФ. Так, Указом Президента РФ от 12 апреля 1996 г. N 529 утвержден Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в Администрации Президента РФ и Аппарате Совета Безопасности РФ, Указом Президента РФ от 15 апреля 1996 г. N 551 утвержден Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых в Главном управлении специальных программ Президента РФ для обеспечения его деятельности и др.
--------------------------------
СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1833.
СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1844.
Из п. 1 ст. 2 Закона следует, что профессиональная деятельность на госпредприятиях, не имеющих властных функций, не является государственной службой. Таковой не является и работа во властных органах на должностях, не относящихся к государственным.
Кроме того, действие Закона распространяется не на всех лиц, занимающихся профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов.
В п. 1 комментируемой статьи определяется совершенно конкретный круг лиц, исполнение должностных обязанностей которыми считается в смысле комментируемого Закона государственной службой. Согласно п. 1 ст. 2 Закона к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей исключительно лицами, занимающими государственные должности категорий "Б" и "В". Следовательно, в соответствии с Законом не является государственной службой исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории "А", со всеми вытекающими последствиями.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи государственная служба на должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Так, в соответствии с ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается на четыре года. Следовательно, только на четыре года могут быть назначены: Руководитель Администрации, Первый помощник, помощник (советник), Управляющий делами, Заведующий Канцелярией, Пресс - секретарь Президента РФ, Руководитель Службы протокола Администрации Президента РФ, Председатель Совета, комиссии, комитета при Президенте РФ, полномочный представитель Президента РФ, председатель Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, его заместитель, член Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, референт Президента РФ, Руководитель Аналитического центра при Президенте РФ, Секретарь приемной Президента РФ, Заведующий Секретариатом Совета Безопасности РФ.
Возникает вопрос о правовом положении лиц, замещающих должности категории "Б" в случае ухода в отставку, досрочных выборов и т.д. лиц, исполнение полномочий которых они непосредственно обеспечивают (должности категории "А"). В законодательстве на этот счет нет каких-либо положений или официальных разъяснений.
На наш взгляд, поскольку должности категории "Б" замещаются исключительно по персональному решению лиц, занимающих должности категории "А", с их уходом в отставку, с досрочным переизбранием и т.д. эти решения теряют юридическую силу, а лица, занимающие названные должности, подлежат увольнению в связи с истечением срока полномочий (срока трудового договора) (см. коммент. к ст. 25 Закона).
Требование об ограничении государственной службы определенным сроком не относится к лицам, занимающим должности категории "В". Например, не ограничивается четырьмя годами служба на должностях федеральных государственных служащих Администрации Президента РФ. К ним относятся все государственные должности Администрации Президента РФ, указанные в разделе I части II Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33: Первый заместитель, заместители Руководителя Администрации Президента РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ; начальник управления Президента РФ, начальник управления Администрации Президента РФ; заместитель начальника управления Президента РФ, заместитель начальника управления Администрации Президента РФ, начальник отдела в составе управления Президента РФ, заместители председателей: Совета, комиссии, комитета при Президенте РФ; начальник отдела в составе управления Администрации Президента РФ, заместитель начальника отдела в составе управления: Президента РФ, Администрации Президента РФ; советник, консультант, специалист - эксперт, референт, начальник службы делопроизводства, ведущий специалист, специалист I категории.
3. Комментируемая статья учитывает федеративные начала в организации государственной службы. В п. 3 предусматривается, что государственная служба Российской Федерации включает в себя:
федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов (п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
1) Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Она представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих соответствующие должности в аппаратах федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемых из федерального бюджета.
Специальным правовым актом, регулирующим отношения данной сферы, явится закон о федеральной государственной службе, проект которого подготовлен.
Федеральная государственная служба осуществляется на государственных должностях в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Работа на штатных должностях в других федеральных государственных организациях и учреждениях относится к федеральной государственной службе решением Президента РФ по представлению Совета по кадровой политике при Президенте РФ. Например, Указом Президента РФ от 13 июня 1995 г. N 587 "О внесении изменений и дополнений в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих" установлен систематизированный перечень таких должностей в аппарате Центральной избирательной комиссии РФ.
--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2378.
Федеральная государственная служба в отдельных государственных органах регулируется также федеральными законами об этих органах (см. коммент. к ст. 4).
Конституция РФ (п. "т" ст. 71), относя к ведению Российской Федерации лишь федеральную государственную службу, тем самым de facto предполагает, что государственная служба в субъектах РФ находится в их ведении. Поэтому в полном соответствии с Конституцией РФ Закон определяет (подп. 2 п. 3 ст. 2), что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении.
2) Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенных его законодательными актами к государственной службе.
На государственной службе в субъектах РФ не состоят судьи, граждане, работающие в государственных органах по трудовым договорам (контрактам) или гражданско - правовым договорам, а также вспомогательно - технический персонал.
Законодательные акты, регулирующие государственную службу в субъектах РФ, приняты в ряде Республик (Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия) и др.), а также краев, областей (Воронежская, Иркутская, Тульская и др.) и городе Москве. Со вступлением в силу комментируемого Закона законодательные акты субъектов РФ о государственной службе нуждаются в пересмотре. В них нередко нет ссылок на Конституцию РФ и федеральные законы, а государственная служба полностью регулируется актами этих субъектов РФ.
Вместе с тем Конституция РФ содержит важные юридические основания для комментируемого Закона. На федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов РФ распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, которое согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно той же статье (п. "н" ч. 1) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, которому сопутствуют вопросы организации государственной службы в соответствующих органах, и т.д.
В комментируемой статье ничего не говорится о службе в органах местного самоуправления (муниципальной службе).
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, следовательно, не находятся в отношениях подчиненности к ним и не обязаны выполнять их оперативные предписания. Вместе с тем само их создание и важнейшие функции определены актами органов государственной власти - федеральных и субъектов РФ. Они действуют в русле общегосударственной политики - экономической, социальной и т.д. и могут наделяться отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
Как государственная, так и муниципальная служба относятся к институтам публичного права. Законодательство предусматривает для муниципальных служащих возможность перехода на государственную службу с включением в стаж срока муниципальной службы (см. коммент. к ст. 20).
В соответствии с Конституцией РФ законодательные акты некоторых субъектов РФ регулируют не только государственную службу в субъектах, но и муниципальную. Например, Закон Воронежской области от 19 января 1995 г. "О государственной и муниципальной службе Воронежской области" посвящен отношениям в сфере государственной службы области, а также муниципальной службы в органах местного самоуправления. Упомянутый Закон устанавливает принципы и порядок прохождения государственной и муниципальной службы, основные права, обязанности, правоограничения государственных и муниципальных служащих.

Первостепенная роль в реализации государственной политики принадлежит кадрам управления, аппарату государственных слу­жащих. Они должны точно и своевременно исполнять законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения судов и добиваться соблюдения исполнительской дисциплины по­всюду, где затрагиваются интересы государства, права граждан.

Государственной службой является профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти. Она основана на следующих принципах:

• приоритет прав и свобод человека и гражданина;

• единство системы государственной власти;

• профессионализм и компетентность;

В органах государственной власти устанавливаются государственные должности с определенным кругом обязанностей и ответственностью за их исполнение. Обязанности по государственной должности исполняют государственные служащие. Государственные служащие органов власти субъекта РФ признаются государственными служащими Российской Федерации.

Статус государственного служащего установлен законодательно. Указом Президента РФ утверждается Реестр государственных должностей государственной службы. Представительные органы власти субъектов РФ издают свои законы о государственной службе.

Государственной признается должность в федеральных органах власти, органах власти субъектов РФ, в иных госорганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ.

Государственные должности подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие, а также по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности соответствующего профессионального образования. Специализация устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей и предмета ведения органов государственной власти.

К государственным служащим предъявляются квалификационные требования по уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Федеральным государственным служащим присваиваются квалификационные разряды с учетом замещения государственной должности соответствующей группы.

Группы государственных должностей

Квалификационный разряд

Класс

5-я группа - высшие

Действительный государственный советник Российской Федерации

4-я группа — главные

Государственный советник Российской Федерации

3-я группа — ведущие

Советник Российской Федерации

2-я группа — старшие

Советник государственной службы

1-я группа — младшие

Референт государственной службы

Для занятия ведущих и старших государственных должно­стей необходимо высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.

Квалификационные разряды действительного государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3 класса, государственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 класса при­сваиваются Президентом РФ по представлению соответствую­щего государственного органа; советника Российской Федера­ции 1, 2 и 3 класса, советника государственной службы 1, 2 и 3 класса, референта государственной службы 1, 2 и 3 класса руководителем государственного органа в соответствии с норма­тивными актами Российской Федерации. Решение о присвоении федеральному государственному служащему квалификационного разряда оформляется актом Президента РФ или приказом руко­водителя государственного органа. За квалификационный раз­ряд устанавливается надбавка к должностному окладу. При пре­кращении федеральной государственной службы квалификаци­онный разряд сохраняется.

Государственным служащим субъекта РФ присваиваются квалификационные разряды:

• государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса — государственным служащим, замещающим глав­ные государственные должности государственной службы;

• советник Российской Федерации 1, 2, 3 класса — заме­щающим соответственно ведущие должности;

• советник государственной службы 1, 2, 3 класса — замещающим старшие должности;

• референт государственной службы 1, 2, 3 класса — заме­щающим младшие государственные должности. На деятельность, связанную с государственной службой, установлены ограничения. Государственный служащий не вправе:

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, а также предпринимательством лично или через доверенных лиц;

• быть депутатом законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти, органов местного само­управления;

• получать гонорары за публикации и выступления в каче­стве государственного служащего, вознаграждения от фи­зических и юридических лиц (подарки, ссуды и т.д.), свя­занные с исполнением должностных обязанностей;

• участвовать в забастовках;

• использовать служебное положение в интересах полити­ческих партий, объединений;

• использовать в неслужебных целях средства технического, финансового и информационного обеспечения, другое го­сударственное имущество;

• состоять членом органа управления коммерческой орга­низации, если на это нет соответствующего решения ком­петентного государственного органа.

Государственный служащий обязан передавать в доверитель­ное управление на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в устав­ном капитале коммерческих организаций; представлять в орга­ны налоговой службы сведения о полученных им доходах и Имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, яв­ляющихся объектами налогообложения.

Государственный служащий, с одной стороны, ограничен в деятельности существующими нормами, а с другой — он должен проявлять инициативу, гибкость, уметь приспосабливаться к смене приоритетов на политической арене.

Государственный служащий участвует в выработке решений в области политики, помогает политикам определять ее воз­можные результаты, выступает как эксперт, информируя об уровне знаний в данной области, адаптирует стратегические цели к решениям на среднем и нижнем уровнях, согласуя их с новыми политическими направлениями, организует внедрение решений, принятых на уровне большой политики, воплощает их в конкретные документы.

Высшие руководители системы исполнительной власти яв­ляются связующим звеном между политическими лидерами и кадровыми государственными служащими, представляют интересы организации, взаимодействуют с другими организациями.

В целях обеспечения гражданам равного в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой доступа к федеральной государственной службе замещение вакантных долж­ностей федеральных государственных служащих осуществляется на основе проведения конкурсов.

Конкурсная комиссия формируется Советом по вопросам го­сударственной службы при Президенте РФ совместно с руково­дителем государственного органа. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата — победителя в конкурсе на соответствующую должность. Решение по результа­там конкурса оформляется приказом государственного органа.

К высшим руководителям государственной власти предъяв­ляются особые требования. Эти должности могут занимать люди любой профессии. Но человек должен зарекомендовать себя как добросовестный, инициативный в прежней деятельности. Вы­движение должно быть понятным и естественным, обусловли­ваться личным авторитетом, политическим весом. Без этого нельзя преуспеть, даже обладая энергией молодости*.

* Убедительно подтвердилось опытом Правительства во главе с самым молодым после А. Керенского премьер-министром России С. Кириенко.

Профессионализм руководителей не в самой конкретной профессии, а в совокупности качеств, и не только в хозяйствен­ном, политическом опыте, менеджерских способностях. Госу­дарственная власть везде является вожделенной привилегией, но она предоставляется за подвижническое служение общему делу. А история полна примеров негативных личных качеств у власть имущих. Поэтому нравственные качества для людей, находя­щихся у власти, — тоже элемент профессионализма и их не компенсировать увеличением числа управленцев.

В США для отбора высших государственных служащих использу­ется специальная модель «Ядро квалификации высших руководителей». Претендующий на высокую должность обязан соответствовать крите­риям этой модели. Он заполняет специальную форму, где отражает свою деятельность и ее результаты. Специальный совет проверяет его компетентность и дает заключение.

Для стимулирования повышения квалификации государст­венных служащих введена их аттестация.

Руководитель государственного органа с учетом результатов аттестации принимает решение о повышении служащего в должности, о присвоении очередного квалификационного разряда, об вменении надбавки за особые условия службы, о включении служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую должность. Служащий в случае признания его не соответствующим заме­щаемой должности направляется на повышение квалификации либ o с его согласия переводится на другую должность.

Субъекты РФ и муниципальные образования руководствуют­ся этими же положениями при аттестации служащих органов государственной власти и местного самоуправления.

Квалификационные требования по должностям федеральной государственной службы, являющиеся основой для проведения конкурсов на замещение вакансий и аттестации кадров, разра­батываются Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.

Обеспечение контроля за состоянием законодательства по во­просам государственной службы, соблюдением его государствен­ными служащими, назначенными на должность Президентом РФ, низложено на Управление кадровой политики Президента РФ.

Управление готовит и представляет необходимые документы по вопросам назначения Президентом РФ на государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, присвоения Президентом воинских званий высших офицеров, высших специальных званий, дипломатических рангов, квалификационных разрядов и классных чинов.

Каждый орган государственной власти имеет свой аппарат служащих, призванный обеспечивать его деятельность. Аппараты всех ветвей власти составляют единый государственный ап­парат, имеющий несколько иерархических слоев: департаменты, управления, секретариаты. В составе департаментов и управле­ний создаются отделы, которые могут функционировать и как самостоятельные подразделения.

При формировании конкретного аппарата управления при­меняются различные подходы: функциональный (под определенные задачи); профессиональный (с учетом профессиональ­ной пригодности); технократический (свобода от политических пристрастий); фракционный (с учетом групповых квот). В зависимости от уровня управления предпочтение отдается тем или иным подходам.

В государственном аппарате различают функции руководства и технического обеспечения по претворению разработанной стратегии в жизнь. Главное в работе руководителя — анализ, прогнозирование, опережающее реагирование, умение провести в жизнь намеченное. Важна и техническая сторона: новые тех­нологии управления, компьютеризация, информатика.

Чтобы аппарат работал уверенно, разрабатываются количест­венно оцениваемые и четкие требования к компетентности и психологическим качествам служащих; инструкции, опреде­ляющие, кто, на каком уровне, какое принимает решение; кри­терии оценки деятельности ведомств и должностных лиц; поря­док документооборота. Работа аппарата оценивается прежде всего по количеству новых идей, обоснованных предложений, оперативности решения вопросов.

В 1990 г . в союзных и российских центральных министерст­вах и ведомствах были заняты 87,7 тыс. чел., в 1998 г . в органах центральной власти в Москве — 38,4 тыс. чел., в том числе аппа­рат Совета Федерации — 1,3 тыс. чел., Государственной Думы — 2,3 тыс. чел. Но возросла численность аппарата в органах власти на местах. Так, аппарат Минфина России составляет около 90,0 тыс. чел., из них в Москве — лишь 1,5 тыс. чел., МНС Рос­сии соответственно — 18,6 и 1,0 тыс. чел. В регионах служат примерно 300 тыс. чел. от федеральных органов власти. А всего работников органов государственной власти и местного само­управления более 1,1 млн чел., из них федерального уровня — 558,6 тыс. чел., в том числе 521,1 тыс. чел. трудятся в регионах. В общей численности доля работников законодательной власти со­ставляет 1%, исполнительной — 88,8, судебной и прокуратуры — 10, прочих госорганов — 0,2%. Расходы на государственное управление составляют около 1% ВВП без учета силовых ве­домств, органов безопасности, таможни. Во многих странах чис­ленность занятых в государственном управлении (по отношению к населению страны) значительно больше.

В СССР применялся служебно-номенклатурный принцип под­бора кадров для всех уровней власти и управления. Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыду­щие. Это гарантировало качественный отбор по критериям оче­видным и убедительным для всех. Случайные факторы (приятель­ские отношения и др.) полностью не исключались, но они играли роль при прочих равных условиях. После 1991 г . изменились функции органов управления, критерий отнесения служащих к государственному аппарату, прежний аппарат реорганизован как принадлежащий неприемлемой административно-командной системе. Теперь властные структуры формируются под воздействием политико-финансовых корпораций, бизнес-элиты, политической элиты, государственных институтов и гражданского общества.

Качество государственного аппарата в стране понизилось. В Государственном органе нередко в одних руках концентрируют­ся регулирующие, разрешительные и контрольные функции. Ведомственные интересы часто выдаются за общегосударствен­ные. На ответственных постах, позволяющих распоряжаться ог­ромными ресурсами, встречаются случайные люди.

Особую опасность представляет капитализация власти, при которой служебное положение становится капиталом, принося­щим дивиденды. Во многих странах с этим злом ведется бес­компромиссная борьба.

В США приняты законы по этике федеральных чиновников. Им, в частности, запрещено:

• участвовать в политической деятельности, кроме голосования на вы­борах;

• лоббировать в любой форме в период государственной службы и в течение определенного времени после ухода с нее;

• получать деньги за выполнение должностных обязанностей из любых источников, кроме Правительства США;

• иметь финансовые интересы, противоречащие должностным обязанно­стям, использовать для их удовлетворения служебную информацию;

• получать компенсацию за представительство чьих-либо интересов, кроме официальных, своих как частного лица, интересов близких членов семьи;

• использовать свой офис для личной выгоды;

• принимать подарки за исполнение (неисполнение) своих обязанностей (разрешается принять из одного источника подарок не более чем в 20 долл., но не более 50 долл. от одного лица в год).

Кодекс этики правительственной службы требует служения обще­ственным интересам, проявления личных высоких моральных качеств, стремления к профессиональному превосходству, поддержания этиче­ских норм в организации. Каждое лицо, находящееся на государствен­ной службе, должно ставить преданность высоким моральным принци­пам и государству выше преданности отдельным лицам, партиям или государственным органам; поддерживать конституцию страны, законы и постановления государства, органов власти и не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения.

Грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы является неисполнение законов, указов Президента РФ, вступивших в силу решений судов. Оно может проявляться и нарушении порядка применения норм и сроков исполнения, установлении не предусмотренных нормативными правовыми актами процедур реализации прав граждан, искажении содержа­ния актов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: