Роль норм трудового права в регулировании государственно служебных отношений

Обновлено: 28.03.2024

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 г. № 1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 15.06.2021 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Е.С.Аничкин

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 15.06.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Е.С.Аничкин

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний, представлений, умений и навыков относительно: места и роли служебного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины, принципов, системы и источников служебного права, понятие и основные принципы государственной и муниципальной службы в РФ, правовое регулирование государственной гражданской службы, особенностей прохождения государственной гражданской службы, должностей гражданской службы, правового положения (статуса) гражданского и муниципального служащего, оплата труда гражданских и муниципальных служащих, государственных гарантий и ответственности на государственной гражданской службе профессиональная подготовка кадров государственной гражданской и муниципальной службы, организация и управление государственной и муниципальной службой, эффективность государственной гражданской службы, военной и иных видов государственной службы: особенности организации и прохождения организация государственной гражданской и муниципальной службы в Алтайском крае

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень теоретических вопросов

Тема 1. Правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления
1. Органы государственной власти: понятие и система.
2. Система органов местного самоуправления.
3. Правовой статус органов государственной власти и местного
самоуправления.

Тема 2. Государственный и муниципальный служащий: понятие, статус
1. Государственная и муниципальная служба (понятие, принципы, взаимодействие).
2. Понятие государственного и муниципального служащего.
3. Особенности служебных правоотношений.
4. Правовой статус государственных служащих: понятие и структура. Общий, особенный, специальный и индивидуальный статусы.
5. Правовой статус муниципального служащего.

Тема 3. Прохождение и прекращение государственной и муниципальной службы
1. Поступление на государственную и муниципальную службу.
2. Способы замещения должностей государственной и муниципальной службы.
3. Должности государственной и муниципальной службы.
4. Служебный контракт и трудовой договор.
5. Испытание при поступлении на государственную и муниципальную службу.
6. Аттестация государственных и муниципальных служащих.
7. Конфликт интересов на службе.
8. Служебная дисциплина.
9. Прекращение государственной и муниципальной службы.
10. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе.
11. Роль норм трудового права в регулировании государственно-служебных отношений. Сфера действия норм трудового права.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)
Типовое задание
Провести антикоррупционную экспертизу Федерального закона «О прокуратуре», Федерального закона «О государственной гражданской службе», Федерального закона «О муниципальной службе». Выявить основные коррупциогенные факторы и сформулировать нормы таким образом, чтобы их устранить.

1. РОЛЬ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННО-СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Трудовое право регулирует трудовые отношения государственных служащих. Являясь правом социальной зашиты, трудовое право содержит ряд гарантий государственным служащим как наемным работникам. В ряде случаев в Федеральном законе “Об Основах государственной службы РФ” содержатся отсылочные нормы, непосредственно ориентирующие на применение регуляторов, действующих в трудовом праве. Так, в соответствии с п.6 ст.21 данного закона гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более 5 лет. В то же время этот трудовой договор имеет и особенности по сравнению с трудовым договором, заключаемым в соответствии с трудовым законодательством. В п.2 ст.25 закона, наряду со специальными основаниями увольнения государственных служащих, предусмотрено их увольнение по основаниям, согласно законодательству РФ о труде.
С помощью норм трудового права регулируются отдельные элементы правового статуса государственных служащих как наемных работников (права, обязанности, стимулирование), некоторые отношения, связанные с обеспечением их денежным содержанием (например, оплата труда при совмещении профессий и выполнении обязанностей за временно отсутствующих служащих) и др.
Нормы трудового права в отдельных случаях призваны восполнять пробелы в правовом регулировании статуса государственных служащих.
Нормы Федерального закона “Об Основах государственной службы РФ” в настоящее время носят специальный характер по отношению к нормам трудового законодательства. Вместе с тем, в трудовом законодательстве не учитывается публично-правовая природа государственной службы, что будет преодолено с принятием Кодекса государственной службы РФ.

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО И ПУБЛИЧНАЯ СЛУЖБА

Международное право, отражая процесс взаимодействия государств и выступая в качестве определенной формы общественного сознания, включает в себя ряд принципиальных положений, направленных на регулирование отношений в сфере государственной службы. Содержащиеся в этих положениях нормы выполняют координирующую функцию по отношению к нормам национального законодательства, регламентирующего государственно-служебные отношения.
Координирующая функция норм международного права по отношению к российскому законодательству усилена в связи с тем, что в Конституцию РФ 1993 г. было включено положение, согласно которому “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы” (ч.4 ст.15). Кроме того, провозглашен примат международных договоров РФ по отношению к ее законам.
Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах провозглашают как принцип равнодоступности к государственному управлению и государственной службе, но и связывают любое государство, присоединившееся к данным договорам обязанностью обеспечивать возможность участия в ведении государственных дел как равную возможность граждан без ограничений в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Иные международно-правовые документы, в частности, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, конвенции и рекомендации Международной организации труда фиксируют дополнительные гарантии и возможные ограничения, которые налагает статус государственного служащего на лиц, исполняющих государственные должности.

3. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (КОНТРАКТА) О ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЕ

В Федеральном законе “Об Основах государственной службы РФ” (п.6 ст.21) предусматривается, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора (контракта). Порядок заключения контракта о государственной службе регулируется рядом федеральных законов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами, нормативными правовыми актами субъектов РФ. Как правило, практикуется использование типовых договоров (контрактов).
Контракт о государственной службе представляет собой соглашение между государственным органом и гражданином РФ, по которому государственный орган зачисляет последнего на определенную государственную должность государственной службы и обязуется обеспечивать условия государственной службы, предусмотренные законодательством и контрактом, а гражданин обязуется добросовестно выполнять должностные обязанности и соблюдать установленные правила служебного распорядка.

С помощью контракта о государственной службе:

  • конкретизируются взаимные права, обязательства, ответственность сторон;
  • обеспечиваются наиболее благоприятные условия для профессиональной государственно-служебной деятельности;
  • индивидуализируются общие нормы прохождения службы на всех ее этапах применительно к общей и профессиональной подготовке государственного служащего, стажу его службы, служебному опыту, личностным качествам;
  • гарантируется социальная защищенность государственного служащего, выражающаяся в том, что предусмотренные законодательством льготы и компенсации будут ему предоставлены своевременно и в полном объеме.

4. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЕ

Содержание обычного трудового договора, как правило, определяется его сторонами по соглашению. Типовая форма и общие условия трудового договора о государственной службе устанавливаются руководителем государственного органа или нормативным правовым актом. В трудовом договоре о государственной службе указываются:

  • сведения о государственном служащем и государственном органе;
  • наименование замещаемой государственной должности государственной службы;
  • срок действия контракта;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • права и обязанности государственного органа;
  • условия прохождения государственной службы;
  • размер должностного оклада по замещаемой государственной должности государственной службы и другие условия денежного содержания государственного служащего;
  • гарантии;
  • режим государственной службы;
  • продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • условия допуска к государственной и иной охраняемой государством тайны;
  • условия изменения и расторжения контракта.

Служебные права и обязанности указываются в тексте контракта. В качестве должностной обязанности государственного служащего в контракт первым включается обязательство обеспечивать поддержку конституционного строя и выполнение норм Конституции РФ, федеральных закона и законов субъектов Федерации в интересах населения Новосибирской области, соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан. Необходимость включения в контракт этого условия вытекает из сущности служебной деятельности государственного служащего.
Любые условия контракта о государственной службе не могут ухудшать служебное и социальное положение государственного служащего по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством, и нарушать его законные права.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЕ

Трудовой договор о государственной службе заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается государственному служащему, а другой хранится в его личном деле.
Контракт заключается после оформления личного дела гражданина, поступившего на государственную службу. Назначение на государственную службу осуществляется посредством административного акта (указа, постановления, распоряжения или приказа) государственного органа либо уполномоченного лица, юридически фиксирующего поступление гражданина на государственную службу и зачисление его на соответствующую государственную должность государственной службы.
При заключении контракта представитель государственного органа обязан ознакомить государственного служащего с правилами служебного распорядка, должностной инструкцией и иными нормативными актами государственного органа. Ознакомление заверяется подписью государственного служащего.
Контракт, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если государственный служащий приступил к исполнению должностных обязанностей с ведома или по поручению представителя государственного органа.
При фактическом допуске государственного служащего к исполнению должностных обязанностей контракт с ним подлежит оформлению в письменной форме в течение трех дней.
Контракт может быть изменен только с согласия сторон, кроме случаев предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Контракт заключается на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Он может быть продлен или перезаключен по соглашению сторон не позднее, чем за два месяца до окончания установленного в нем срока.
Споры, возникающие при заключении и исполнении контракта, разрешаются в административном либо судебном порядке.

6. РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЕ

Государственная служба не может быть прекращена вопреки желанию государственного служащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного прекращения государственной службы по основаниям, предусмотренным федеральными законами.
Государственный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор о государственной службе, заключенный на неопределенный период, в любое время, предупредив об этом государственный орган или уполномоченное должностное лицо, в соответствии с требованиями КзоТ РФ, в письменной форме и за две недели. По истечении срока предупреждения государственный служащий вправе прекратить службу, а государственный орган (должностное лицо) обязан издать административный акт об увольнении государственного служащего с замещаемой должности и выдать ему трудовую книжку либо иной документ, подтверждающий прохождение государственной службы, и расчет с ним. Аналогично расторгается по инициативе государственного служащего и срочный трудовой договор о государственной службе.
Срочный трудовой договор прекращается с момента указанного в нем либо при условии досрочного прекращения полномочий государственного органа (лица, замещающего государственную должность категории “А”).
Порядок расторжения трудового договора о государственной службе регулируется нормами трудового законодательства.


В статье раскрываются проблемные вопросы соотношения административного и трудового законодательства в рамках регулирования отношений на государственной службе. Автор поддерживает позицию о необходимости выделения самостоятельной отрасли права ‒ служебного права. С учетом выявленных проблем в представленной сфере, формулируются рекомендации по их разрешению.

Ключевые слова: административное, законодательство, отношения, служащий, служба, трудовое.

Нормативное правовое регулирование труда государственных гражданских служащих характеризуется особенностями. Это обусловлено спецификой их деятельности.

На специфичный характер служебной деятельности государственных служащих неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении от 06 декабря 2012 г. № 31-П высший судебный орган конституционного контроля отметил, что государственные служащие являются представителями органов государственной власти в рамках осуществления служебных обязанностей государственные служащие реализуют полномочия государственных органов. В связи с этим, законодательство о труде (службе) государственных служащих является специальным. Государство правомочно устанавливать особые правила поступления и порядок прохождения государственной службы [4].

Основная особенность правового регулирования отношений на государственной службе заключается в применении как норм специального законодательства к служебным отношениям с участием государственных служащих, так и норм трудового законодательства в части вопросов, неурегулированных нормами специального законодательства.

Основным специальным законом, регулирующим прохождение государственной гражданской службы, является федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Данным законом урегулированы вопросы поступления на государственную службу, прохождения, прекращения государственной службы (основания и последствия); государственные гарантии, связанные с прохождением службы; служебное время и время отдыха, оплата труда, служебная дисциплина и др.

Проанализировав содержание указанного акта, можно прийти к выводу о том, что законодатель применительно к государственной службе устанавливает приоритет административно-правового регулирования (специального законодательства) по отношению к законодательству о труде ‒ ТК РФ. Нормы трудового законодательства к отношениям на государственной службе применяются только в исключительных случаях, при отсутствии специально-правового регулирования.

При этом, необходимо обратить внимание на то, что ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» практически дословно воспроизводит статьи ТК РФ. Различие состоит только в том, что применительно к прохождению государственной службы законодатель предусматривает такие понятия, как «служебный контракт», «служебное время», «служебная дисциплина» и др. В ТК РФ аналогичные правовые институты закреплены как: «трудовой договор», «рабочее время», «дисциплина труда».

Таким образом, целостной системы правового регулирования служебных отношений на государственной гражданской службе, о которой говорилось в Концепции реформирования государственной службы не получилось. В настоящее время институт государственной гражданской службы находится в стадии развития и совершенствования. В числе планируемых мероприятий, направленных на развитие данного правового института, нормами Указа Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» предусмотрены следующие: совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы РФ граждан РФ, государственных гражданских служащих РФ; стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе; внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий; ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

В современных условиях развития и совершенствования института государственной гражданской службы, внимание представителей научного сообщества приковывает вопрос о целесообразности выделения служебного права в качестве самостоятельной отрасли права. Данному мнению придерживаются ряд авторов. Так, по мнению, С. А. Чаннова служебное право является пока формирующейся отраслью права. В обоснование возможности выделения служебного права в самостоятельную и комплексную отрасль права автор указывает наличие специального и обособленного правового источника ‒ служебного законодательства [9]. Самостоятельный характер и возможность обособления служебного права отмечает также И. А. Дякина [6]. По мнению ученого, комплексность отрасли и унифицированный характер терминологического аппарата, а также наличие специальных законов, регулирующих вопросы организации и прохождения государственной гражданской службы, позволяют говорить о существовании отдельной отрасли права, а не подотрасли административного права, как полагает, например, В. Б. Муравченко [7]. Анализируя правовой институт государственной гражданской службы, Х. А. Валеев [5], отмечает, что служебное право следует считать комплексной отраслью российского права, регулируемой нормами конституционного, административного, трудового, жилищного, пенсионного законодательства.

Проведенный анализ соотношения административного и трудового законодательства в рамках регулирования отношений по государственной службе позволил нам прийти к выводу о целесообразности устранения существующих пробелов в законодательном регулировании служебных отношений на государственной службе. В числе выявленных нами пробелов в законодательном регулировании отношений по государственной гражданской службе можно отметить следующие: отсутствие регламентации порядка издания акта о назначении на должность, порядка приостановления и продления служебного контракта и др. Устранить данные пробелы законодательного регулирования можно двумя способами. В ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» полно и детально закрепить все вопросы, связанные с прохождением государственной службы. Соответственно, с исключением применения норм трудового законодательства. Также данная проблема может быть решены через дополнение ТК РФ самостоятельной главой, предусматривающей особенности правового регулирования труда (службы) государственных служащих. При этом, ряд статей ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ необходимо исключить.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [Текст] // Российская газета. ‒ 31.12.2001. ‒ 31 декабря.
  2. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. ‒ 03.08.2004. ‒ 03 августа.
  3. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 // Российская газета. — 30.06.2019. — 30 июня.
  4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. № 31-П // Вестник Конституционного Суда РФ. ‒ 2012. ‒ № 29.
  5. Валеев, Х. А. Государственная гражданская служба как институт российского права: дис. канд. юрид. наук / Х. А. Валеев. — Москва, 2006. — 214 с.
  6. Дякина, И. А. Служебное право как комплексная отрасль права: автореф. дис. док. юрид. наук / И. А. Дякина. — Ростов н/Д. — 2007. — 39 с.
  7. Муравченко, В. Б. Правовое регулирование муниципальной службы административным правом / В. Б. Муравченко // Евразийский Союз Ученых. — 2016. ‒ № 2. — С. 109–114.
  8. Харитонов, И. К. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации / И. К. Харитонов // Общество и право. ‒ 2018. ‒ № 2(52). ‒ С. 40 ‒ 48.
  9. Чаннов, С. Е. Служебное право как формирующаяся отрасль российского права / С. Е. Чаннов // Власть. ‒ 2018. ‒ № 9. ‒ С. 11 ‒ 17.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, государственная гражданская служба, трудовое законодательство, РФ, служащий, специальное законодательство, ТК РФ, законодательное регулирование, комплексная отрасль, правовой институт.

ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Ст. 2 ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений


В статье рассматривается современная нормативная база регулирующая труд государственных служащих, а также спектр проблем, возникающих в результате противоречий между федеральными и региональными нормами.

Ключевые слова: государственный служащий, государственная гражданская служба, проблемы регулирования, пути решения

За последнее десятилетие в Российской Федерации были произведены существенные изменения в сфере расширения нормативного регулирования государственной службы. Была сформирована специальная нормативная база регулирующая трудовые отношения государственных гражданских служащих. К ним можно отнести федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8 — ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [2], федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 — ФЗ «О противодействии коррупции» [3], а также федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152 — ФЗ «О персональных данных» [4] и др. Особое внимание следует уделить положениям Трудового Кодекса РФ (далее — ТК РФ) [5], как федеральному закону, который напрямую не регулирует трудовые отношения государственных служащих, но применяется к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной ФЗ «О государственной гражданской службе» [7, с. 25]. Статья 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе», четко устанавливает, что федеральные законы, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом.

Среди подзаконных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы, можно выделить Указ Президента от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Указ Президента от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Указ Президента РФ «от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и др. Вышеперечисленные нормативные акты на федеральном органе закладывают общие основы правового регулирования труда государственных служащих.

Одновременно с этим в каждом субъекте РФ существует региональное законодательство, регулирующее деятельность государственных служащих, в качестве примера таких актов можно привести приказы и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ, и постановления высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. В ходе применения регионального и федерального законодательства, выявляются внутренние противоречия, что приводит к проблемам реализации того или иного положения федерального законодательства.

Среди них можно выделить следующие проблемы — неоднозначность толкования некоторых указов и федеральных законов; большое число изменений и уточнений, вносимых в положения федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» приводят к противоречиям положений регионального законодательства и его несоответствию федеральному законодательству; отсутствие единого подхода к формированию регионального законодательства субъектами РФ [8, с.241]; строго определенный конкурный состав аттестационной комиссии государственных служащих, минимальное участие в отборе независимых экспертов [6, с. 17].

С целью повышения эффективности государственного управления был подготовлен проект указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы». Основными целями данного указа являются формирование системы управления гражданской службой на основе современных принципов управления персоналом, формирование детализированной системы квалификационных требований к претендентам на замещение должностей гражданской службы и гражданским служащим, ориентированной на эффективное осуществление функций государственных органов, повышение качества отбора граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, развитие комплексной оценки гражданских служащих, обеспечение непрерывного профессионального развития гражданских служащих, повышение престижа гражданской службы, совершенствование системы мотивации гражданских служащих, дальнейшее внедрение антикоррупционных мер и применение кадровых технологий противодействия коррупции на гражданской службе, расширение информационной открытости гражданской службы и общественного участия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Правительством Российской Федерации в свою очередь был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы». Следует отметить, что в реализации данных мероприятий должны участвовать, как федеральные государственные органы, так и региональные органы и органы местного самоуправления. Возможно их тесное взаимодействие устранить пробелы и противоречия между федеральными и региональными нормами о гражданской службе, и позволить создать прочную единообразную нормативную базу регулирующий труд гражданских служащих.

На наш взгляд своевременными будут следующие меры, направленные на решение данной ситуации:

1. утвердить регламентированный механизм принятия регионального законодательства, регулирующего трудовую деятельность государственных гражданских служащих;

2. ввести специальные сроки для устранения выявленных на практике противоречий между региональным и федеральным законодательством о государственной службе;

3. при принятии новых актов всегда использовать общепринятые понятия, чтобы исключить неоднозначность понимания терминов в нормативном акте;

4. участие в аттестации государственных гражданских служащих не менее 35 % независимых высококвалифицированных экспертов в области права, представителей научных и образовательных учреждений на безвозмездной основе с целью привлечения на государственную службу только грамотных специалистов.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная гражданская служба, Российская Федерация, служащий, региональное законодательство, федеральное законодательство, государственная служба, гражданская служба, субъект РФ, Указ Президента РФ, местное самоуправление.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: