Верховный суд штраф 100 тыс рублей если у ответственного за бдд нет профильного образования

Обновлено: 27.04.2024

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 12.31 КоАП РФ

Информация об изменениях:

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 ноября 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 216-ФЗ

2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.23 настоящего Кодекса, или выпуск на линию транспортного средства, переоборудованного без соответствующего разрешения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в часть 3 статьи 12.31 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ в часть 4 статьи 12.31 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Выпуск на линию транспортного средства с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ статья 12.31 настоящего Кодекса дополнена примечанием

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Госавтоинспекция проверяет наличие образования у ответственных за БДД фото

Публикация актуальная для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направления:

Госавтоинспекция проверяет наличие образования у ответственных за БДД

Госавтоинспекция провела проверку одного из банков, у которого есть собственный автопарк. В ходе проверки выяснилось, что ответственный за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения не имеет профильного образования. Банк был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и оштрафован на 100 000 рублей.

Отсутствие профильного образования у ответственного за БДД – административное правонарушение

Данная статья 12.31.1 КоАП гласит о том, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Банк не согласился с решение Госавтоинспекции и подал жалобу в Московский районный суд гор. Чебоксары Чувашской республики. Суд согласился с доводами Госавтоинспекции и оставил решение о наложении штрафа без изменений.

Банк не остановился и направил свою жалобу в Верховный Суд республики, где также не нашел поддержки. Затем дело попало в руки председателя Верховного Суда Чувашской Республики, который поддержал решения всех нижестоящих судов. В итоге дело дошло до Верховного Суда Российской Федерации.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Верховный Суд установил, что согласно ФЗ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, юр. лица и ИП, которые осуществляют перевозки автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, обязаны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. О том, кто должен соответствовать этим требованиям, предписывает федеральный орган исполнительной власти - приказы Минтранспорта РФ.

Этот же нормативный акт предусматривает. Что ответсвенные лица должны проходить обучение по специальной образовательной программе по обеспечению безопасности дорожного движения (часть 4 статья 20).

Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 года N 7

Данным приказом от 15 января 2014 года №7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В пункте з этих Правил говорится, что все все субъекты транспортной деятельности должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов.

В чём заключаются меры по обеспечению безопасности перевозок?

К таковым мерам относятся:

  • обеспечение профессиональной компетентности и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности,
  • обеспечение соответствия транспортных средств, используемых в процессе эксплуатации, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;
  • обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях (пункт 4 Правил)

Организация работы по обеспечению безопасности перевозок – обязанность субъекта транспортной деятельности

Субъект транспортной деятельности (юр. лицо или ИП) должен осуществлять выполнение и контроль соблюдения требований, а также мероприятий по подготовке работников, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к данному приказу.

Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:

  • проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);
  • наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Постановление Правительства РФ № 876

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 года, N 876 "О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году" на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и (или) в их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтверждённую соответствующими документами – документами о профильном образовании.

Требования Приказа Минтранса №287

Приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 года N 287 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" прописаны конкретные требования к лицам, которые отвечают за обеспечение безопасности дорожного движения.

Требования к уровню образования ответственных за обеспечение БДД отражены в пункте 16.3, который гласит, что у ответственного лица за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения должен быть диплом о высшем образовании по направлению подготовки 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта".

Требования к уровню образования контролёров тех.состояния автотранспорта отражены в пункте 14.3, который гласит, что у ответственного лица за выпуск на линию транспортных средств должен быть диплом о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролёра технического состояния автотранспортных средств.

Если компания использует автотранспорт для внутренних нужд?

Банк, который был оштрафован, требовал отменить решения Госавтоинспекции и всех судов на основании того, что весь автотранспорт банка не используется для перевозки пассажиров и грузов. Автомобили используются для внутренних нужд.

Верховный Суд РФ посчитал этот довод не состоятельным, сославшись на пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции". В этом постановлении чётко обозначено, что на ИП и юрлица, которые заключают договор перевозки или не заключают его (для собственных нужд), также распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

По законодательству РФ, все юридические лица и ИП, которые занимаются коммерческими перевозками пассажиров или грузов любыми видами автотранспорта и наземного электротранспорта, а также компании, содержащие на балансе грузовики и автобусы для собственных целей, обязаны иметь в штате специалиста по безопасности дорожного движения (БДД), который будет отвечать за автомобили и обслуживающий их персонал, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию транспортных средств (ФЗ №196).

фото 1

З аконодательство о требованиях к специалистам по БДД

Выполнять обязанности ответственного по БДД, согласно ПП РФ №876, могут только подготовленные сотрудники с соответствующей квалификацией, прошедшие специальную подготовку и аттестованные по стандартам Минтранса России. Согласно документу, специалист по БДД должен иметь:

  • высшее инженерное образование;
  • образование по профильной специализации (расширенная 23-00-00 «Техника и технологии наземного транспорта»);
  • прошел повышение квалификации (при наличии профильной специализации) или переподготовку и аттестацию Минтранса (если нет специализации);
  • сертифицирован для выполнения должностных обязанностей специалиста по БДД (ФЗ №196, статья 20).

Минтранс РФ рекомендует назначать на должность сотрудника по безопасности дорожного движения специалистов, выполняющих смежные должностные обязанности – ответственных за БДД, консультантов по безопасности автоперевозок, контролеров-механиков, специалистов по транспортной безопасности, диспетчеров и мастеров автоколонн.

В организации, где в штате состоят менее 50 водителей, специалист по БДД может быть совместителем. При количестве водителей более 50 человек, должна быть обязательная штатная единица, до 200 человек – два штатных сотрудника, более 500 человек – не менее трех (отдел БДД).

Специалист по БДД назначается приказом руководителя предприятия, компании или организации и подчиняется напрямую директору. Непосредственный контроль над назначением соответствующего сотрудника, уровнем его квалификации и специальной подготовки, а также над его соблюдением должностных обязанностей осуществляет также руководитель.

Важно! Ответственный за БДД не нужен в организации только в том случае, когда на балансе предприятие нет транспортных средств, оно пользуется услугами наемных автоперевозчиков, либо не использует свои автомобили или сдает их в аренду .

фото 2

Штрафы за нарушение требований по БДД

Даже если в компании или у ИП имеется всего один автомобиль, который используется для коммерческих перевозок или внутренних нужд (кроме легкового авто), руководитель обязан назначить ответственного специалиста по БДД (совмещение или штатная должность), а сам сотрудник должен соответствовать законодательным требованиям к образованию и уровню квалификации.

За несоблюдение требований законодательства по БДД ответственность несет непосредственно руководство компании или организации. Юридическое лицо должно быть штрафовано на 100.000 рублей, а его руководитель – на 20.000 рублей (12.31.1 КоАП).

Однако это не все штрафные санкции. Дополнительно:

Контроль над соблюдением юридическими лицами и ИП законодательства по БДД со стороны государства осуществляют специалисты ГИБДД в соответствии с Регламентом МВД РФ (Приказ МВД №380). Если организация профессионально занимается коммерческими пассажиро- и грузоперевозками, то дополнительно соблюдение правил безопасности дорожного движения осуществляет Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).

В качестве штрафных мер для нарушителей требований по БДД вышеперечисленные контролеры имеют право:

  • временно ограничивать или прекращать движение транспорта штрафника;
  • привлекать нарушителей к административной ответственности;
  • требовать устранения выявленных нарушений и проводить повторные проверки;
  • передавать документы о нарушениях в органы государственного контроля и прокуратуру, если выявленные нарушения выходят за рамки компетенции МВД.

При возникновении факта нарушения требований по БДД, руководителю организации-нарушителя следует в минимальные сроки оплатить штраф и устранить выявленные нарушения. Результаты желательно оформить в виде приказа по организации и представить документы в контролирующие органы.

фото 3

  1. Что, кроме образования, квалификации и аттестации, требуется от специалиста по БДД

Специалист по БДД имеет максимально широкий круг полномочий и обязанностей. Для качественного и эффективного осуществления своих должностных обязанностей, ему необходимо знать и хорошо ориентироваться в ПДД, действующем законодательстве, отраслевых нормативных актах и внутренних правилах организации, разбираться в технических особенностях транспортных средств, организации работы автотранспортного предприятия и обеспечения безопасности пассажирских и грузоперевозок, законодательстве по охране и организации труда и отдыха персонала.

  1. Какие должностные требования к специалисту в области по БДД?

Специалист по БДД назначается приказом руководителя организации и действует на основании законодательства и должностной инструкции. Ему необходимо разбираться в процедурах анализа и профилактики ДТП, комплексе эффективных мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций, структуре и порядке проведения инструктажей по безопасности дорожного движения, правилах ведения обязательной должностной документации.

  1. Какой стаж работы по законодательству должен быть у ответственного по БДД?

В законодательстве нет отдельных требований по стажу работы, однако достаточно четко сформулированы требования к образованию и квалификации (23-00-00 «Техника и технологии наземного транспорта»), а также к обязательности прохождения повышения квалификации и аттестации. Кроме того, должностная инструкция требует от специалиста знаний в области техники, юриспруденции, организации работы компании, логистики и подготовки персонала.

  1. Если в организации нет возможности назначить отдельную штатную единицу по БДД, что делать?

В небольших по штату компаниях должность специалиста по БДД может быть совместительной – на нее чаще всего назначают, начальники транспортного участка, главного механика. Однако на эту должность не может быть назначен ответственный за охрану труда, так как он не может одновременно быть исполнителем и проверяющим.

фото 4

В заключении следует отметить, что требования законодательства по безопасности дорожного движения на автотранспортных предприятиях, в компаниях-грузоперевозчиках или ИП – достаточно жесткие, так как автомобили являются потенциально опасной техникой, способной нанести вред имуществу и создающей угрозу жизни и здоровью людей. Поэтому в организации обязательно должен быть специалист по БДД.

Несоблюдение законодательства по БДД приравнивается к административному правонарушению и чревато серьезными штрафами для юридического лица и его руководства. Осуществляют надзор над соблюдение безопасности дорожного движения сотрудники ГИБДД и УГАДН. В случае выявления нарушений, руководство компании должно быстро устранить их и оплатить выставленные штрафы.

В се коммерческие компании и ИП, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками с использованием грузового транспорта и автобусов обязаны иметь в своем штате специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения (ФЗ№196).

фото 1

Кто такой специалист по БДД?

Такой инженер требуется даже в том случае, если организация имеет всего один грузовик или микроавтобус на 9 посадочных мест, использующийся для служебных перевозок. В компаниях, где число водителей менее 50 человек, достаточно одного сотрудника, который может совмещать свою основную должность с БДД, если персонал – более 50 человек, специалист должен быть штатным, а если работают более 200 водителей, то нужен целых отдел из 2-3 ответственных за безопасность перевозок.

Круг обязанностей и полномочий специалиста по БДД обширен. Он контролирует:

  • техническое состояние транспортных средств, прохождение автомобилями плановых ТО и ремонта;
  • мероприятия по профилактике ДТП;
  • графики рабочего времени, режима труда и отдыха сотрудников;
  • стажировки и переподготовку водителей;
  • медицинские осмотры и допуск водителей к работе;
  • разработку инструкций, журналов инструктажей, годовых планов мероприятий по БДД, учетных документов и актов служебного расследования по ДТП.

Ответственный за БДД сотрудник должен ориентироваться в трудовом и административном законодательстве, вопросах безопасности автоперевозок, планирования, организации, анализа и учета автотранспортных предприятий, правилах эксплуатации подвижного состава.

Ответственный за БДД сотрудник:

  • назначается приказом руководителя организации, подчиняется только ему, должен иметь высшее инженерное образование (желательно по специальности 23.00.00 - «Техника и технологии наземного транспорта»);
  • аттестован специальной комиссией Минтранса;
  • сертифицирован для проведения инструктажей по безопасности дорожного движения, составления годовых планов мероприятий по БДД, контроля производственных процессов и режима труда на предприятии, а также ведения документации по инструктажам.

Одно из важнейших условий, которые предъявляются к специалисту по БДД – либо профильное образование, либо аттестация, в результате прохождения которой он получает специальную квалификацию и может занимать эту должность в любой профильной компании.

фото 2

Аттестация по БДД

Чтобы выполнять свои обязанности на законном основании, специалист по БДД должен пройти аттестацию специальной аттестационной комиссии Минтранса (Приказ №283), которая имеет четкий порядок прохождения и оформления. Для этого претенденту на должность ответственного за безопасность дорожного движения необходимо:

Подать заявку в региональную комиссию Минтранса

Аттестационная комиссия формируется из специалистов местных подразделений Росавтотранса и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Комиссия ежегодно формирует график аттестаций и один раз в 5 лет - списки вопросов для аттестационного теста (360 вопросов), которые публикуются на официальном сайте Росавтотранса.

Изучив вопросы на сайте, претендент на аттестацию может подготовиться к тестовому экзамену, изучить список ближайших к месту жительства территориальных аттестационных комиссий, выбрать одну из них, уточнить график заседаний комиссии и подать заявку на сайте .

В заявке необходимо указать персональные данные, номер СНИЛС, почтовый адрес и e-mail, место и дату желательного прохождения аттестации.

Важно! График заседаний комиссии должен появляться на сайте не позднее, чем за 20 дней до его проведения. В случае изменения графика заседаний, эта информация должна быть опубликована не позднее, чем за 15 дней до заявленной даты аттестации .

Аттестационная комиссия уведомит претендента по электронной почте. Можно также самостоятельно запросить уведомление или позвонить по телефонам, указанным на сайте.

Подготовить документы для аттестации

Согласно Приказу №106 Минтранса, претендент на аттестацию должен предоставить аттестационной комиссии пакет обязательных документов с копиями:

  • заявление на аттестационный тест;
  • личные документы (паспорт);
  • диплом об образовании;
  • диплом о получении профессиональной переподготовки с присвоенными квалификациями.

Если у специалиста уже есть профильное образование, необходимо обязательно предоставить этот документ.

Пройти аттестационный тест

Претендент с корректно оформленным пакетом документов в установленное время должен прибыть в аттестационную комиссию. Опоздание и несоответствие в документах – повод для отказа в допуске к экзамену.

Аттестация будет засчитана в случае, если претендент правильно ответит на 18 вопросов. Результат экзамена сообщается в тот же день, после чего в течение 3 дней в секретариате можно получить выписку из протокола аттестационной комиссии. Еще одна копия направляется в Росавтотранс для внесения данных в реестр специалистов.

Важно! Результаты аттестации считаются действительными только после того, как будут внесены в реестр (дата внесения записи) на сайте Росавтотранса. Аттестация действительна в течение 5 лет .

Кандидаты, которые не прошли аттестационного экзамена или по какой-то причине не были сразу допущены к нему, могут повторно разместить заявку на сайте и пройти аттестацию через 7 рабочих дней после предыдущей неудачной попытки.

  1. Может ли предприятие или компания работать без специалиста по БДД?

Согласно законодательству, такое право есть только у тех юридических лиц и ИП, которые имеют на балансе только легковые авто, не имеют на балансе транспортных средств и пользуются зафрахтованным транспортом, либо владеют автомобилями, которые не используются в работе компании. Все остальные случаи требуют обязательного штатного специалиста по БДД.

  1. Есть ли наказание за работу компании без специалиста по БДД?

Если организация владеет грузовыми авто или автобусами, которые использует для коммерческих перевозок или собственных нужд, в штате обязан быть инженер по БДД – либо отдельный сотрудник, либо совместитель, отвечающий требованиям законодательства. Если такого специалиста нет, компания не имеет права использовать свои транспортные средства. За нарушение этих требований юридическое лицо будет наказано штрафом в размере до 100.000 рублей, а руководитель – до 20.000 рублей.


Отсутствие в вышеперечисленных компаниях ответственного за безопасность дорожного движения является административным правонарушением (12.1.1 КоАП) и наказывается штрафами – до 20.000 рублей (директор компании) и до 100.000 рублей (само юридическое лицо).

  1. Кто может выполнять обязанности инженера по БДД по совместительству?

Совмещать эту должность могут «смежные» специалисты – замы директора по безопасности автоперевозок, начальники эксплуатационных служб, диспетчеры отделов техконтроля, механики автоколонн и гаражей.

  1. Когда можно вступить в должность ответственного по БДД?

Если образование и профессиональная специализация сотрудника соответствуют требованиям Минтранса, а аттестационный экзамен сдан успешно, то необходимо дождаться появления его данных на сайте Росавтотранса (реестр специалистов по безопасности дорожного движения). Как только запись появится (около недели после сдачи экзамена), работник имеет право занять должность и быть зачислен в штат.

фото 3

В завершении следует отметить, что аттестация специалистов по безопасности дорожного движения – это обязательная процедура для всех сотрудников автотранспортных предприятий и коммерческих компаний, которые имеют высшее техническое образование, но не закончили ВУЗ по специальности 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Согласно ФЗ №196 (статья 20) «О безопасности дорожного движения», индивидуальные предприниматели и коммерческие компании, занимающиеся перевозкой грузов и пассажиров, должны уделять БДД максимальное внимание. Для этого в штате юридических лиц должна обязательно находиться ответственный за БДД – специалист, который занимается вопросами безопасности перевозок профессионально.

фото 1

Кому необходим ответственный за БДД

Закон №196 и инструкции Минтранса РФ (Приказ №282) для автоперевозчиков четко регламентируют требования к должности ответственного за БДД. Такой специалист необходим компаниям, предприятиям и ИП, которые:

  • выполняют пассажироперевозки про договору или фрахту (а также ИП самостоятельно);
  • выполняют коммерческие грузоперевозки по договору;
  • используют для внутреннего транспортирования (собственные нужды) сотрудников и материальных ценностей грузовики и автобусы.

Отдельного ответственного за БДД не нужно ИП и компаниям, которые используют для собственных производственных целей только легковые авто, наемных перевозчиков, либо имеют на балансе автотранспорт, но не эксплуатируют его .

Если в штате компании – более 50 водителей, руководство обязано иметь отдельного штатного специалиста по БДД. Если число водителей более 200 человек – необходимы два штатных ответственных, более 500 – три специалиста, а если более 750 – по одному ответственному на каждые 250 штатных водителей. По сути, требуется создать полноценный отдел БДД.

Если же компания маленькая или ИП с числом водителей менее 50 человек, то ответственным за БДД может стать инженер, совмещающий должность со своими прямыми должностными обязанностями. Даже если на балансе юридического лица всего один автомобиль, обязательно должен быть человек, который несет за него должностную ответственность.

Ответственный за БДД назначается приказом руководителя компании или ИП, подчиняется непосредственно только директору и руководствуется в своей работе целым пакетом законодательных актов, приказов Минтранса, отраслевых должностных инструкций и внутренних правил компании.

Отсутствие в вышеперечисленных компаниях ответственного за безопасность дорожного движения является административным правонарушением (12.1.1 КоАП) и наказывается штрафами – до 20.000 рублей (директор компании) и до 100.000 рублей (само юридическое лицо).

фото 2

Требования к ответственному по БДД

Квалификационные и специальные требования к сотруднику, ответственному за безопасность дорожного движения, подробно сформулированы в том же законе №196 (статья 20). Выполнять обязанности такого специалиста может лицо, которое:

  • имеет высшее образование;
  • имеет профессиональную специализации «Техника и технологии наземного транспорта» (23.00.00);
  • прошел аттестацию УГАДН.

Если такой специалист в компании отсутствует, руководство может назначить на эту должность сотрудника с высшим образованием, который прошел дополнительную специальную подготовку и получивший аттестацию Минтранса и Росавтотранса (Приказ №106).

Претенденты на должность проходят обучение в течение 250 часов (1.5-2 месяца), после которого сдают тестовый экзамен из 20 заданий (всего 360 вопросов). Аттестация засчитывается при 18 правильных ответах. Аттестация вносится в специальный реестр и действует в течение длительного срока.

Совмещать должность ответственного за БДД могут специалисты с родственными специализациями – инженеры по безопасности дорожного движения, начальники отделов эксплуатации транспорта, диспетчеры отделов техконтроля, механики. Правильное оформление специалиста на должность – внутренняя задача для каждой компании (дополнительное соглашение, договор о совмещении).

фото 3

Обязанности ответственного за БДД

Спектр обязанностей ответственного за безопасность дорожного движения в коммерческой компании весьма широк. Его работа считается организационно-координационной, должна соответствовать составленному и утвержденному руководством компании плану и включает:

  • организацию контроля и диспетчеризации технического состояния транспортных средств;
  • планирование, проведение и контроль мероприятий по профилактике ДТП (инструктажи);
  • проверку и устранение причин произошедших аварийных ситуаций и ДТП, составление отчетов и сверка данных ГИБДД по авариям и нарушениям ПДД;
  • контроль графиков рабочего времени, режима труда и отдыха сотрудников;
  • контроль стажировок и профильной переподготовки водителей;
  • контроль качества медицинских осмотров и допуска водителей к работе в соответствии с присвоенными категориями;
  • контроль прохождения автомобилями плановых ТО и ремонта;
  • разработку инструкций и локальных актов в сфере БДД, программ переподготовки и стажировки водителей.

Чтобы выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне, ответственный за БДД должен хорошо ориентироваться в трудовом и административном законодательстве, нормативных актах в сфере безопасности дорожного движения, пассажиро- и грузоперевозок, правилах планирования, организации, анализа и учета автотранспортных предприятий, правилах эксплуатации и технических характеристиках подвижного состава.

Кроме того, в обязанности этого специалиста входит оформление и ведение специальной документации – журналов инструктажей и стажировочных листов, годовых планов мероприятий по БДД, учетных документов и актов служебного расследования по ДТП.

фото 4

Должностная инструкция ответственного за БДД

Один из основных «рабочих» документов для ответственного за БДД – его должностная инструкция, которая утверждается руководством компании. В инструкции детально прописывается статус сотрудника и требования к его профессиональной компетенции, права, обязанности, ответственность и порядок внесения изменений в должностные полномочия.

Важно! Должностная инструкция ответственного за безопасность дорожного движения обязательна для государственных учреждений и предприятий. Коммерческие компании такой документ могут составлять на свое усмотрение – если его нет, никто бизнес не накажет. Но практика показывает, что такую инструкцию лучше составить, чтобы в дальнейшем избежать возможных трудовых споров .

Типовая инструкция имеет несколько обязательных разделов:

  • Общие положения – кто назначен на должность, согласно каким нормативным документам произведено назначение, какие требования по образованию, стажу и подготовке к сотруднику.
  • Должностные обязанности – выполняемые сотрудником функции и зоны ответственности в рамках занимаемой должности, статус подчиненности и сотрудничества с другими подразделениями компании, перечень ведомых документов.
  • Права специалиста – предоставленные полномочия и уровень допуска к документации компании: право проводить проверки и привлекать других сотрудников в части соблюдения БДД, проверять документы на транспортировку, грузы, состояние подвижного состава и расход топлива, отстранять автомобили и водителей от работы при выявленных нарушениях, контролировать работу транспорта на маршруте, вносить рекомендации по поощрению и наказанию персонала компании в рамках полномочий.
  • Ответственность – степень ответственности за халатное исполнение или неисполнение должностных обязанностей, непрофессионализм, разглашение служебной и коммерческой информации в соответствии с действующих трудовым законодательством ненадлежащий контроль условий труда, дисциплины, дорожной и пожарной безопасности работы сотрудников компании, неграмотное оформление документации, небрежное отношение к материальному имуществу и т.д.
  • Порядок пересмотра инструкции – возможность пересмотра содержания должностной инструкции с периодичностью в 5 лет, требования к возможным изменениям и порядок оповещения персонала компании с изменениями.

Под документом обязательно должна стоять подпись руководителя и печать компании. Экземпляр инструкции должен обязательно находиться на руках у сотрудника, который исполняет обязанности ответственного за БДД.

  1. Нужно ли вводить в компании должность ответственного за БПП, если на балансе есть только микроавтобусы?

фото 5

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: