Верховный суд рсфср избирался кем

Обновлено: 03.05.2024

Согласно Конституции СССР 1977 года в судебную систему входили:

– Верховный Суд СССР

– верховные суды союзных республик

– верховные суды автономных республик

– краевые, областные, городские суды

– суды автономных областей, автономных округов

– районные (городские) народные суды

– военные трибуналы в Вооруженных Силах.

Впервые на уровне Конституции были закреплены следующие демократические принципы осуществления правосудия:

1) выборность судей и народных заседателей;

2) ответственность судей и народных заседателей перед избирателями и избравшими их органами, подотчетность судей перед ними и право избирателей отозвать судей в установленном законом порядке;

3) коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах, в суде первой инстанции – с участием народных заседателей;

4) возможность участия представителей общественных организаций и трудовых коллективов в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам.

В соответствии с новой Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном Суде СССР, о Прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. Принятые законы определяли правовой статус каждого из перечисленных звеньев системы правоохранительных органов.

Верховный Суд СССР - высший судебный орган государства, осуществлял надзор за деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в установленных пределах.

Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. В его задачи входили:

– надзор за деятельностью всех судов;

– изучение и обобщение судебной практики;

– анализ судебной статистики;

– дача руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства.

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда СССР были обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применявших закон, по которому давалось разъяснение. Например, если виновный угрожал заведомо негодным оружием или имитацией оружия, макетом пистолета, игрушечным кинжалом, не намереваясь использовать эти предметы для причинения вреда здоровью, его действия (при отсутствии иных отягчающих обстоятельств) следует квалифицировать по ч.1 ст. 162 Уголовного кодекса (разбой). Пленум Верховного Суда СССР подчеркивал: «Нападение с целью завладения имуществом, совершенное с использованием предметов, ошибочно принятых потерпевшим за оружие, может рассматриваться как разбой лишь в том случае, если действия виновного были заведомо рассчитаны на восприятие этих предметов как представляющих опасность для жизни или здоровья» [62] .

Организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных действующим законодательством, осуществлялось Министерством юстиции СССР и его органами на местах.

Верховный Суд РСФСР, избранный Верховным Советом РСФСР в 1972 году, состоял из председателя, 4 заместителей и 76 членов Верховного Суда, которые распределялись между судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам. В судебной коллегии по уголовным делам действовали 6 судебных составов. Между ними в равных долях была распределена вся территория республики. Судебная коллегия по гражданским делам делилась на 2 судебных состава.

В рассматриваемый период были установлены конституционные основы государственного арбитража в СССР (статья 163 Конституции СССР).

Основной задачей органов государственного арбитража являлось раз­решение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Арбитраж был призван обеспечивать правильное и единообразное соблюдение законодательства в области народного хозяйства. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определялись Законом о государственном арбитраже в СССР.

Система органов государственного арбитража состояла из:

– Государственного арбитража СССР;

– государственных арбитражей союзных республик;

– государственных арбитражей краев, областей.

Советом Министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могли образовываться государственные арбитражи города, автономной области, автономного округа.

Правовые основы деятельности прокуратуры определялись Конституцией СССР и Законом о Прокуратуре СССР.

Конституция СССР 1977 года воспроизводила в основном прежние принципы организации и деятельности прокуратуры СССР. Был лишь сокращен срок полномочий Генерального прокурора с 7 до 5 лет.

Согласно Конституции СССР органы прокуратуры строились на строго централизованной основе. Прокуратуру СССР возглавлял Генеральный прокурор СССР, который назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Он также мог вносить представления в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам, требовавшим толкования законов.

Прокуроры союзных республик, автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР.

30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принимает Закон о прокуратуре СССР, в котором уточняется и конкретизируется порядок осуществления высшего надзора за законностью в условиях развитого социализма.

Закон о прокуратуре расширил сферу прокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. В прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик стали образовываться коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий, который утверждался прокурором вышестоящей инстанции, входили руководящие работники прокуратур. Эта мера была направлена на расширение коллегиальности в правоохранительных органах.

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры осуществляли высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами.

Расширились полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнение законов органами дознания и предварительного следствия. Указания Генерального прокурора СССР являлись обязательными для исполнения всеми следственными органами. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляли надзор за тем, чтобы никто не подвергался незаконному ограничению в правах, аресту без судебного решения или санкции прокурора, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела. Органы прокуратуры осуществляли также надзор за соблюдением законов в местах предварительного заключения и лишения свободы.

Прокурорам союзных республик предоставлялись дополнительные права в сфере надзора за исполнением законов при рассмотрении дел судами. Они получили право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда союзной республики представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, а также отменять постановления Пленума Верховного Суда союзной республики, не соответствующие действующему законодательству.

В соответствии с новым Законом прокуратура должна была не только осуществлять надзор за исполнением законов и принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, но и координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями. Таким образом, из органа надзора прокуратура превратилась в орган управления. Однако действенных результатов подобные изменения не принесли.

30 ноября 1979 года Верховный Совет СССР принял Закон об адвокатуре в СССР. 20 ноября 1980 года утверждается Положение об адвокатуре РСФСР.

В соответствии с новым Законом и Положением об адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. К функциям адвокатов были отнесены:

– представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика;

– участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии;

– оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В соответствии с новым Законом адвокаты получили право обжаловать в судебном порядке решения президиумов коллегий об отчислении или исключении из коллегии адвокатов. Согласно статье 14 жалоба могла быть подана в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии адвокатов об отчислении или исключении.

Новые акты воспроизводили большую часть ранее действовавших положений по вопросам организации и деятельности адвокатуры и оказания юридической помощи населению и организациям. Руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов.

Верховный Суд СССР — высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года [1] .

Содержание

Создание

Вопрос о необходимости создания единого для всего Союза ССР высшего судебного органа встал сразу после образования СССР в декабре 1922 года, поскольку статья 12 Договора об образовании СССР предусматривала учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда СССР «с функциями верховного судебного контроля».

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда.

Конституция СССР 1924 года в главе 7 («О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик»; в 1935 году название этой главы было изменено и изложено в следующей редакции: «О Верховном Суде и Прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик» [2] ) закрепила место и роль Верховного Суда в системе органов государственной власти СССР.

Компетенция

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы:

  • дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Позже, 14 июля 1924 года, ЦИК СССР принял Постановление, именовавшееся «Наказ Верховному Суду СССР», которым уточнил и конкретизировал полномочия и порядок деятельности Верховного Суда СССР.

Структура

Первоначально (по Положению 1923 г., Конституции и Наказу 1924 г.) Верховный Суд СССР работал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; и Военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд имел право также создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников.

Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили также по должности четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель Объединённого Государственного Политического Управления при СНК СССР. Также в работе Пленума обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель.

В 1926 году упраздняются военно-транспортные трибуналы и Военно-транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а Верховный Суд СССР провозглашается кассационной инстанцией по делам, рассмотренным военными трибуналами; в том же году к компетенции Верховного Суда отнесено толкование общесоюзного законодательства. [3]

24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР принимают новое Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которым, в частности, Верховному Суду СССР было предоставлено право законодательной инициативы и возложена обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В 1931 году образуется Коллегия Верховного Суда СССР по транспортным делам и определяется новый состав пленарных заседаний Суда — Председатель Верховного Суда СССР, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного Суда СССР и четыре члена, назначаемые Президиумом ЦИК СССР, в число которых входит один представитель ОГПУ [4] .

В 1935 году вносятся изменения в Конституцию СССР [2] , затронувшие и вопросы Верховного Суда СССР. В частности, была уточнена структура Суда. По новому закону Верховный Суд СССР действовал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорной коллегии;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; ;
  • Коллегии по транспортным делам;
  • Водной транспортной коллегии;
  • Спецколлегии. [5]

Кроме того, Верховный Суд получил право непосредственной отмены судебных актов верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству (согласно ранее действовавшим нормами он мог лишь опротестовывать такие акты в адрес союзного ЦИК).

Конституция СССР 1936 года определила Верховный Суд СССР как высший судебный орган. На Верховный Суд СССР, согласно Конституции, возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет, также в состав Суда входили по должности председатели верховных судов союзных республик (ст. 105 Конституции).

16 августа 1938 года на основании Конституции СССР принимается Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», которым были внесены изменения в структуру Верховного Суда СССР (создана Железнодорожная коллегия и упразднены Коллегия по транспортным делам и Спецколлегия) [6] .

В 1949 году Судебная коллегия по делам лагерных судов Верховного Суда СССР ликвидируется с передачей кассационных функций трибуналам войск МВД [9] .

В статье про судебную систему ( здесь ) упоминалось, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом РФ. В статье про суды общей юрисдикции ( здесь ) были изложены полномочия Верховного Суда РФ. В статье про судебные инстанции ( здесь ) отмечено, что Верховный Суд РФ является еще и высшей судебной инстанцией РФ.

Но помимо этого, Верховный Суд РФ имеет еще и свою богатую историю, в 2023 году будет 100 лет со дня его возникновения.

Об этом и статья, об истории возникновения Верховного Суда РФ.

С чего все началось?

После Октябрьского вооруженного восстания 1917 года, сломившего старый государственный аппарат Российской империи, в стране была провозглашена власть Советов. 24 ноября (7 декабря) 1917 года Советом Народных Комиссаров (СНК) был опубликован первый нормативный акт нового государства о суде – Декрет № 1 "О суде".

В нем объявлялось об упразднении существовавшей прежде судебной системы. Прекращали свою деятельность Правительствующий Сенат, окружные суды и судебные палаты, военные и морские суды, институты судебных следователей, присяжных поверенных, прокурорского надзора, частной адвокатуры и др., сохранялся только институт мировых судей. Устанавливалось два вида судов – народные суды и революционные трибуналы. В декрете были заложены демократические принципы судопроизводства: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводство на языке местного населения, гласность процесса, независимость судей, право обвиняемого на защиту и т.д.

В декрете были заложены демократические принципы судопроизводства: участие народных заседателей, выборность судей и заседателей, судопроизводство на языке местного населения, гласность процесса, независимость судей, право обвиняемого на защиту и т.д.

16 мая 1918 года был образован Революционный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК), который в 1919 году переименовали в Верховный Революционный Трибунал при ВЦИК. Ему передавались изъятые из подсудности местных судов все дела о наиболее опасных преступлениях, направленных против Советской власти. Кроме Верховного Революционного Трибунала при ВЦИК, были созданы также Военно-революционный трибунал, Главный революционный железнодорожный трибунал, Военно-промышленный трибунал. Они не были связаны с Наркоматом юстиции РСФСР и являлись отдельными системами.

Постановлением ВЦИК от 23 июня 1921 года "Об объединении всех Революционных трибуналов Республики" все центральные трибуналы были объединены в Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР. Он стал единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. В составе Верховного трибунала при ВЦИК были созданы четыре коллегии: кассационная, судебная, военная, военно-транспортная. При ЦИК автономных республик образовывались Верховные Трибуналы Республик на правах отделений Верховного Трибунала при ВЦИК.

Завершение Гражданской войны, изменение в стране социальных условий обусловили необходимость проведения судебной реформы. 11 ноября 1922 года ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, которое ликвидировало раздвоение советской юстиции на народные суды и революционные трибуналы. Система трибуналов, за исключением военных, отменялась. Была установлена единая система судебных учреждений: народный суд (действовал в пределах уезда и городского района), губернский суд (орган правосудия по важным делам и орган, руководивший всеми судами губернии) и Верховный Суд РСФСР. Он стал правопреемником Верховного Трибунала при ВЦИК.

Верховный Суд РСФСР начал работу в январе 1923 года.

Тогда к компетенции Верховного Суда относился судебный контроль над всеми без исключения судами Республики, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами, а в порядке надзора – дел, разрешенных любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

За первый год своей деятельности Верховным Судом РСФСР по первой инстанции были рассмотрены дела в отношении 758 человек, из них 116 (15,3%) – были оправданы, а 642 (84,7%) – осуждены. В отношении 28 человек применено условное осуждение, 354 человека осуждено к лишению свободы на срок от 1 года до 10 лет. К расстрелу было осуждено 109 человек, из них 46 – за взяточничество. 138 человек освобождены от наказания на основании актов об амнистии, в отношении остальных осужденных применены иные виды наказания. Среди осужденных было 165 военнослужащих и 277 гражданских лиц. За период с 1 января по 1 июня 1923 года Кассационной коллегией Верховного Суда РСФСР было рассмотрено 1892 дела.

Период Второй мировой войны

С началом войны на первый план выдвигались задачи, обеспечивавшие максимальную мобилизацию всей страны на борьбу с врагом, противодействие нарушителям государственной и трудовой дисциплины, ужесточение мер воздействия по проявлениям халатности, расточительства. Повысились требования к четкой организации работы всех структур Верховного Суда РСФСР. Предъявлялся строгий спрос за недостатки в работе, за волокиту в рассмотрении дел, запросов и писем граждан. На виновных в нарушении законов и инструкций налагались строгие взыскания.

Осенью 1941 года Верховный Суд РСФСР был эвакуирован. Сначала в г. Саратов, затем в г. Камышин, потом дальше вглубь страны в г. Соль-Илецк Оренбургской области, где сотрудники суда помимо основной работы проходили специальные курсы по военной подготовке.

В феврале 1942 года и в феврале 1943 года группы сотрудников суда были возвращены из эвакуации в Москву.

В годы войны Верховный Суд РСФСР не только рассматривал дела по первой и второй инстанциям, но и обобщал судебную практику, вносил предложения в Наркоматы юстиции СССР и РСФСР о даче указаний судам, проводил внеплановые ревизии нижестоящих судов. Сотрудники Верховного Суда выезжали в освобожденные области для оказания помощи в восстановлении судебных органов на местах. С середины 1943 года члены Верховного Суда РСФСР входили в различные комиссии по определению ущерба, причиненного Верховному Суду и другим российским судам немецко-фашистскими захватчиками.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имеющих достаточного образования или опыта. Аналогичная ситуация наблюдалась и в адвокатуре.

Для выправления ситуации ЦК ВКП(б) 5 октября 1946 года принял специальное постановление "О расширении и улучшении юридического образования в стране", в котором ставилась задача обеспечить в ближайшие годы органы юстиции и суды специалистами с высшим и средним специальным юридическим образованием.

До 1991 года у Верховного Суда РСФСР то отнимали, то добавляли полномочий, были разные политические перестановки, и несколько исторических событий, которые касаются суда но на историю его возникновения и становления не влияют, поэтому без них.


Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом РСФСР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов РСФСР в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Верховный Суд РСФСР избирается Верховным Советом РСФСР в составе Председателя, заместителей Председателя, членов Верховного Суда и народных заседателей сроком на пять лет.

Количественный состав Верховного Суда РСФСР устанавливается Верховным Советом РСФСР.

Верховный Суд РСФСР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету РСФСР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда РСФСР;

2) Президиума Верховного Суда РСФСР;

3) Кассационной коллегии;

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

4) Судебной коллегии по гражданским делам;

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

5) Судебной коллегии по уголовным делам;

6) Военной коллегии.

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

Президиум Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР утверждает из числа заместителей Председателя Верховного Суда РСФСР первого заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР и председателей судебных коллегий Верховного Суда РСФСР.

Верховный Суд РСФСР:

в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

осуществляет контроль за выполнением судами РСФСР руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР;

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР и РСФСР;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией РСФСР Верховному Суду РСФСР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР.

Пленум Верховного Суда РСФСР действует в составе Председателя Верховного Суда РСФСР, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РСФСР.

В заседаниях Пленума участвуют Прокурор РСФСР и Министр юстиции РСФСР. Участие Прокурора РСФСР в работе Пленума обязательно.

В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РСФСР могут участвовать судьи, члены Научно - консультативного совета при Верховном Суде РСФСР, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РСФСР:

2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РСФСР из числа судей Верховного Суда РСФСР;

3) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР Научно - консультативный совет при Верховном Суде РСФСР;

4) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Верховный Совет РСФСР или в Президиум Верховного Совета РСФСР в порядке осуществления законодательной инициативы, а о толковании законов РСФСР - в Президиум Верховного Совета РСФСР;

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

6) рассматривает представления Председателя Верховного Суда СССР и Председателя Верховного Суда РСФСР о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР законодательству Союза ССР, РСФСР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР;

7) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Вопросы, внесенные в соответствии с настоящим Законом на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РСФСР, Прокурором РСФСР или Министром юстиции РСФСР, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. При этом по вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РСФСР либо Министром юстиции РСФСР, Прокурор РСФСР дает заключение. В обсуждении этих вопросов могут участвовать также лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда РСФСР.

Для подготовки проекта постановления, содержащего руководящие разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.

Пленум Верховного Суда РСФСР созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Прокурор РСФСР и Министр юстиции РСФСР уведомляются не позднее чем за тридцать дней до заседания.

Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Прокурору РСФСР и Министру юстиции РСФСР не позднее чем за десять дней до заседания.

Заседание Пленума Верховного Суда РСФСР правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.

Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РСФСР и секретарем Пленума.

Секретарь Пленума Верховного Суда РСФСР наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РСФСР осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.

(в ред. Федерального закона от 28.11.94 N 50-ФЗ)

Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.

Заседания Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда РСФСР:

1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РСФСР;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РСФСР;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется судебными составами.

Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда Российской Федерации с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;

2) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РСФСР утверждаются Пленумом Верховного Суда РСФСР из числа судей Верховного Суда РСФСР.

Председатель Верховного Суда РСФСР в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РСФСР рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Верховного Суда РСФСР:

1) приносит в пределах и порядке, установленном законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

2) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также организует работу по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

4) созывает Пленум Верховного Суда РСФСР и председательствует на его заседаниях;

5) созывает Президиум Верховного Суда РСФСР и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РСФСР при рассмотрении любого дела;

6) представляет отчеты Верховному Совету РСФСР о деятельности Верховного Суда РСФСР и докладывает о ней Президиуму Верховного Совета РСФСР;

7) вносит представления в Президиум Верховного Совета РСФСР по вопросам, требующим толкования законов РСФСР;

8) вносит в Пленум Верховного Суда РСФСР представления о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР законодательству Союза ССР и РСФСР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР, а в случае отклонения представления Пленумом Верховного Суда РСФСР вносит представление Председателю Верховного Суда СССР, если руководящее разъяснение Пленума не соответствует законодательству Союза ССР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР, либо вносит представление в Президиум Верховного Совета РСФСР, если руководящее разъяснение Пленума не соответствует законодательству РСФСР;

9) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РСФСР;

10) руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РСФСР;

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

11) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

12) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда РСФСР:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РСФСР;

2) приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

4) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РСФСР;

5) ведут личный прием граждан;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РСФСР его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР, а при отсутствии и первого заместителя - заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР.

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РСФСР:

1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

2) образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

4) представляют Пленуму Верховного Суда РСФСР отчеты о деятельности коллегий;

5) вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

6) организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

7) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РСФСР, кроме того:

1) вносит в Военную коллегию Верховного Суда РСФСР протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов;

вносит в военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов и постановления судей этих судов;

2) вправе истребовать в пределах полномочий Военной коллегии Верховного Суда РСФСР судебные дела для проверки в порядке надзора;

3) вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с настоящим Законом он может принести протест;

4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР;

5) в случае необходимости решает вопрос о передаче дела из военного суда вида Вооруженных Сил, округа, группы войск, флота в военный суд вида Вооруженных Сил, другого округа, группы войск, флота.


Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом РСФСР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов РСФСР в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Верховный Суд РСФСР избирается Верховным Советом РСФСР в составе Председателя, заместителей Председателя, членов Верховного Суда и народных заседателей сроком на пять лет.

Количественный состав Верховного Суда РСФСР устанавливается Верховным Советом РСФСР.

Верховный Суд РСФСР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету РСФСР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда РСФСР;

2) Президиума Верховного Суда РСФСР;

3) Кассационной коллегии;

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

4) Судебной коллегии по гражданским делам;

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

5) Судебной коллегии по уголовным делам;

6) Военной коллегии.

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

Президиум Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР утверждает из числа заместителей Председателя Верховного Суда РСФСР первого заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР и председателей судебных коллегий Верховного Суда РСФСР.

Верховный Суд РСФСР:

в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

осуществляет контроль за выполнением судами РСФСР руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР;

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР и РСФСР;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией РСФСР Верховному Суду РСФСР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР.

Пленум Верховного Суда РСФСР действует в составе Председателя Верховного Суда РСФСР, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РСФСР.

В заседаниях Пленума участвуют Прокурор РСФСР и Министр юстиции РСФСР. Участие Прокурора РСФСР в работе Пленума обязательно.

В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РСФСР могут участвовать судьи, члены Научно - консультативного совета при Верховном Суде РСФСР, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РСФСР:

2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РСФСР из числа судей Верховного Суда РСФСР;

3) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР Научно - консультативный совет при Верховном Суде РСФСР;

4) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Верховный Совет РСФСР или в Президиум Верховного Совета РСФСР в порядке осуществления законодательной инициативы, а о толковании законов РСФСР - в Президиум Верховного Совета РСФСР;

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

6) рассматривает представления Председателя Верховного Суда СССР и Председателя Верховного Суда РСФСР о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР законодательству Союза ССР, РСФСР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР;

7) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Вопросы, внесенные в соответствии с настоящим Законом на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РСФСР, Прокурором РСФСР или Министром юстиции РСФСР, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. При этом по вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РСФСР либо Министром юстиции РСФСР, Прокурор РСФСР дает заключение. В обсуждении этих вопросов могут участвовать также лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда РСФСР.

Для подготовки проекта постановления, содержащего руководящие разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.

Пленум Верховного Суда РСФСР созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Прокурор РСФСР и Министр юстиции РСФСР уведомляются не позднее чем за тридцать дней до заседания.

Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Прокурору РСФСР и Министру юстиции РСФСР не позднее чем за десять дней до заседания.

Заседание Пленума Верховного Суда РСФСР правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.

Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РСФСР и секретарем Пленума.

Секретарь Пленума Верховного Суда РСФСР наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РСФСР осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.

(в ред. Федерального закона от 28.11.94 N 50-ФЗ)

Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.

Заседания Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда РСФСР:

1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РСФСР;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РСФСР;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12 членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрение дел в Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации осуществляется судебными составами.

Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда Российской Федерации с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции;

2) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение судебных дел Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РСФСР утверждаются Пленумом Верховного Суда РСФСР из числа судей Верховного Суда РСФСР.

Председатель Верховного Суда РСФСР в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РСФСР рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Верховного Суда РСФСР:

1) приносит в пределах и порядке, установленном законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

2) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также организует работу по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

4) созывает Пленум Верховного Суда РСФСР и председательствует на его заседаниях;

5) созывает Президиум Верховного Суда РСФСР и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РСФСР при рассмотрении любого дела;

6) представляет отчеты Верховному Совету РСФСР о деятельности Верховного Суда РСФСР и докладывает о ней Президиуму Верховного Совета РСФСР;

7) вносит представления в Президиум Верховного Совета РСФСР по вопросам, требующим толкования законов РСФСР;

8) вносит в Пленум Верховного Суда РСФСР представления о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР законодательству Союза ССР и РСФСР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР, а в случае отклонения представления Пленумом Верховного Суда РСФСР вносит представление Председателю Верховного Суда СССР, если руководящее разъяснение Пленума не соответствует законодательству Союза ССР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР, либо вносит представление в Президиум Верховного Совета РСФСР, если руководящее разъяснение Пленума не соответствует законодательству РСФСР;

9) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РСФСР;

10) руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РСФСР;

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

11) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

12) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда РСФСР:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РСФСР;

2) приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

4) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РСФСР;

5) ведут личный прием граждан;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РСФСР его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР, а при отсутствии и первого заместителя - заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР.

(в ред. Федерального закона от 04.01.99 N 3-ФЗ)

Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РСФСР:

1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

2) образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

4) представляют Пленуму Верховного Суда РСФСР отчеты о деятельности коллегий;

5) вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

6) организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

7) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РСФСР, кроме того:

1) вносит в Военную коллегию Верховного Суда РСФСР протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов;

вносит в военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов и постановления судей этих судов;

2) вправе истребовать в пределах полномочий Военной коллегии Верховного Суда РСФСР судебные дела для проверки в порядке надзора;

3) вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с настоящим Законом он может принести протест;

4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР;

5) в случае необходимости решает вопрос о передаче дела из военного суда вида Вооруженных Сил, округа, группы войск, флота в военный суд вида Вооруженных Сил, другого округа, группы войск, флота.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: