Верховный суд как правильно подключать дачников к электрическим сетям

Обновлено: 06.05.2024

По сути, сетевая организация обязана обеспечить технические условия получения электричества для любого обратившегося к ней заявителя, а урегулирование вопросов с третьими лицами для возможности реализации мероприятий является неотъемлемой частью обязанностей сетевой организации, разъясняет высшая инстанция.

Суть дела

До высшей инстанции с жалобой дошел житель дачного посёлка, который вместе с еще 5 дачниками заключил договор присоединения к электрическим сетям, но МСРК добилась в судебном порядке его расторжения.

Камнем преткновения стали двое соседей, через участки которых необходимо было провести электрические сети, но те выступили против. Электросетевая компания посчитала, что раз у неё отсутствует возможность присоединения ответчиков к технологическим сетям, то это является основанием для расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств.

Три судебные инстанции сочли позицию истца верной и требования удовлетворили.

Все возможные меры и сервитут

На стадии предпроектных обследований стало ясно, что для подключения необходимо задействовать участки ещё двух жителей посёлка, но те отказали в согласовании, установил суд первой инстанции.

Он исходил из того, что обязательства истца прекратились за невозможностью их исполнения в связи с отказом собственников смежной земли в согласовании размещения линейных объектов на их участках, что в силу статьи 451 Гражданского кодекса является основанием для расторжения договора вследствие существенного изменения обстоятельств.

Суд также посчитал, что истец предпринял все возможные меры для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов ответчиков.

Суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что ответчики не обращались в порядке статьи 39 Земельного кодекса за установлением публичного сервитута в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, однако не лишены такой возможности, как не лишены и возможности вновь обратиться к истцу с заявкой на технологическое присоединение.

Позиция ВС

ВС напоминает, что основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств: когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях.

Из Правил присоединения к электросетям следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению, но и целого ряда подготовительных мероприятий, указывает ВС.

Он уточняет, что к таким мероприятиям могут относиться строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надёжности и качества электрической энергии.

При этом из подпункта «б» пункта 25 и подпункта «б» пункта 25 (1) Правил следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счёт в отношении любых заявителей, отмечает ВС.

Эти мероприятия, по существу, направлены на обеспечение технической возможности технологического присоединения, считает высшая инстанция.

Таким образом, в силу положений Закона об электроэнергетике и Правил присоединения обеспечение технических условий присоединения в отношении любого обратившегося к сетевой организации заявителя является неотъемлемой частью обязанностей сетевой организации по соответствующему публичному договору, поясняет ВС.

А в силу пункта 16 Правил присоединения сетевая организация исполняет обязательства в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами, отмечает он.

«С учётом изложенного на ОАО «МРСК Урала» лежала обязанность не только по совершению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора присоединения, но и совершению действий по обеспечению технических условий технологического присоединения, в том числе по

урегулированию отношений с третьими лицами по вопросу исполнения мероприятий по технологическому присоединению.

При этом, заключая договор технологического присоединения, сетевая организация обладала сведениями, необходимыми для реализации обязанностей по данному договору, и самостоятельно согласовала технические условия.

Таким образом, урегулирование отношений с третьими лицами по вопросу исполнения мероприятий по технологическому присоединению по заключённым ответчиками договорам является обязанностью ОАО «МРСК Урала», что также нашло свое отражение в выданных ответчикам технических условиях», - подчеркивает ВС.

Между тем при рассмотрении настоящего спора суд не добыл достоверных доказательств, подтверждающих попытки энергосетевой компании разрешить ситуацию. Суд также не установил доказательств фактической невозможности исполнения договоров по причине, не зависящей от обязанной стороны, изменения обстоятельств, вызванных причинами, которые компания не может преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договоров и условиям оборота, истцом не представлено, пришел к выводу ВС.

Кроме того, ссылаясь на то, что потребители не обратились в органы местного самоуправления за установлением публичного сервитута, суд не учёл, что обязанность по выполнению технических мероприятий за пределами участков потребителей по условиям договоров лежала на сетевой организации, а в соответствии со статьей 3092 Гражданского кодекса расходы на исполнение обязательства несёт должник.

Таким образом, обжалуемые решение суда, апелляционное определение и постановление кассационного суда общей юрисдикции не отвечают признакам законности и обоснованности, считает ВС.

В связи с чем высшая инстанция направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Верховный суд (ВС) России разъяснил правила решения конфликтов между соседями при подключении к электросетям на дачах. С позиции высшей инстанции решать подобные споры должны электросетевые компании, сообщает информационное агентство РАПСИ.

Заключение Верховного суда было выдано по делу о конфликте между жителями одного из дачных поселков Уральского ФО — шестеро из них заключили договор на присоединение к сетям с «МСРК Урала» («Россети»), но этот договор в судебном порядке был расторгнут по инициативе электросетевой компании. Это произошло из-за претензии двух других жителей поселка, через участки которых должны были пройти коммуникации.

О том, что коммуникации будут идти по этим участкам, стало известно после заключения договоров — на этапе предпроектных исследований, владельцы земли выступили против подключения. Считая, что у нее теперь нет возможности организовать подключение, электросетевая компания через суд расторгла договоры, ссылаясь на существенное изменение обстоятельств. Дачники попытались оспорить решение в суде, но им последовательно отказали несколько инстанций.

Суд первой инстанции счел, что компания приняла в сложившейся ситуации все возможные меры для подключения, а поведение соседей расценил именно как существенное изменение обстоятельств. Апелляционный суд дополнительно отметил, что изначально не обратились за установлением публичного сервитута на соседские участки, через которые должны были пройти коммуникации (этот статус устанавливается государством и обязывает владельцев земли предоставлять доступ к своим участкам).

Верховный суд не согласился с выводами предыдущих инстанций, сочтя, что ситуация не подходит под определение существенного изменения обстоятельств, так как сетевая компания должна была заранее выяснить специфику подключения интересующих участков. В решении ВС также отмечается, что суды не предоставили достоверных доказательств тому, что сетевая компания пыталась разрешить конфликтную ситуацию.

С позиции ВС электросетевая компания должна отвечать не только за само подключение, но и за комплекс сопутствующих мероприятий — в том числе, если это необходимо, строительство новых линий и подстанций, модернизацию оборудования и т. д. По закону об электроэнергетике и правилам подключения к электросетям делать это она должна за свой счет и в отношении любых заявителей. Закон (п. 16 Правил подключения к электросетям) возлагает на поставщика и урегулирование своими силами разногласий между соседями по вопросам подключения, подчеркивается в заключении ВС.

«На ОАО «МРСК Урала» лежала обязанность не только по совершению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора присоединения, но и совершению действий по обеспечению технических условий технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами по вопросу исполнения мероприятий по технологическому присоединению», — заключил Верховный суд. Обращаться за установлением сервитута на соседские участки тоже должны были не дачники, а «МСРК Урала», подчеркивает ВС.

Верховный суд признал все предыдущие решения необоснованными и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как подключить дом к электросетям? Куда обращаться, если возникли сложности?

Подключаемся к электричеству

Давайте разберемся в том, как подключить жилой дом к электросетям. Для решения задачи исходим из того, что вы – физическое лицо, а требуемая мощность – 15 кВт.

Напомним, что это вторая публикация об электроэнергетике. Прочитав первую – «Базовые знания о праве на свет», вы узнаете о том, кому мы платим за электроэнергию и кто нам как ее потребителям поможет решить возникшие проблемы.

Какими законами пользуемся и почему без них не обойтись?

Рост коммунальных тарифов и затрат на коммунальный комплекс заставляет даже самого ленивого искать в интернете ответы на вопросы: почему так, что делать и к кому обращаться, если совсем ничего не понятно? Правильнее искать ответы не на форумах, а в первоисточниках – законодательстве.

Основной документ, который пригодится желающему подключить дом к электросетям, – Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861. В нем нам будут интересны два положения:

  • правила недискриминационного доступа («ПНД»);
  • правила технологического присоединения («ПТП»).

«ПНД» – принципы нашего взаимодействия с сетевыми компаниями. Именно эти организации передают нам электроэнергию от ее производителя, и в отношениях с ними мы будем решать вопросы подключения к электрическим сетям дома, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета. Правила небольшие по объему – каждому под силу их прочитать и усвоить.

«ПТП» содержат описание конкретных ситуаций при подключении к электричеству и оформлении отношений с сетевыми компаниями.

Наиболее важные пункты этих правил мы рассмотрим ниже.

Отметим, что существуют разные категории заявителей, желающих подключиться к электричеству. Они делятся по типу – организации, предприниматели, граждане; по мощности, которую хотят получить (15 кВт, 150 кВт и т.д.); по уровню напряжения (0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и т.д). Есть и иные критерии – по категории надежности присоединения, наличию резервных источников питания и т.д.

В зависимости от этих условий могут применяться различные пункты «ПТП». Поэтому если ваша ситуация нестандартная – например, для дома нужно более 15 кВт, а ближайшая электросеть в километре от вас либо сетевая компания говорит об отсутствии свободных мощностей, – обратитесь к юристу, специализирующемуся в сфере монополий. Либо запаситесь терпением и детально изучите «ПТП» – это поможет вам избежать временных и финансовых затрат.

Еще нам понадобится Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Статья 9.21 Кодекса предусматривает ответственность сетевой компании в случае нарушения порядка подключения.

Каков порядок присоединения к электросетям?

Представим потенциального потребителя электроэнергии. Семейный человек, решивший исполнить обязательную мужскую программу: дом – дерево – ребенок. Эту схему жизни нужно будет дополнить четвертым обстоятельством – подключиться к электросетям.

1. Сначала необходимо выяснить, к чьим сетям будем подключаться, кто их собственник. Как это сделать:

  • спросить у соседей, к сетям какой компании они подключены, с кем заключен договор;
  • позвонить в сетевые компании своего муниципального образования;
  • обратиться с заявлением в местную администрацию. Пункт 8 (3) «ПНД» обязывает орган местного самоуправления в течение 15 дней сообщить нам о том, кому принадлежат электросети, указанные в заявлении.

Учтите, что если в радиусе 300 м для города или 500 м для сельской местности электросетей нет, на потребителя могут возложить обязанность по созданию инфраструктуры (строительство линии электропередачи и т.п.). Дело в том, что именно указанные расстояния определены правительством для льготного подключения: плата 550 руб., все технические мероприятия до границы нашего участка выполняет сетевая компания. Закреплено это в пункте 17 «ПТП».

2. Подать в сетевую компанию заявку на присоединение. Перечень документов и форму заявки можно скачать на сайте сетевой компании.

Законодательно предусмотрена возможность подачи заявки онлайн. Но этот механизм реализован далеко не во всех сетевых компаниях. Поэтому лучше обратиться напрямую в офис.

Помним – две заявки, даже в разные сетевые компании, на один и тот же объект подавать нельзя.

Технические условия (техусловия, ТУ) – перечень и порядок действий потребителя и сетевой компании, итогом которых является подключение объекта к сетям. В обязанность потребителя входят подготовка места для установки счетчика, его приобретение и монтаж, иные действия в границах своего земельного участка или здания. Сетевая компания доводит кабель до границы земельного участка потребителя и осуществляет присоединение.

Стоит иметь в виду, что порой в ТУ включают действия, выполнение которых не требуется, либо те, которые должна взять на себя сетевая компания, а не потребитель, как указано в техусловиях. Например, линяя электропередачи находится в 100 м от нашего участка, но в ТУ указано, что именно мы должны протянуть кабель до границы участка. О том, что делать в таких случаях, можно прочитать ниже.

4. Исполнение техусловий. В нашей «льготной» ситуации срок осуществления техприсоединения составляет 6 месяцев. Это с учетом того, что потребитель свою часть ТУ исполнил быстро и уведомил об этом сетевую компанию.

На практике чаще приходится напоминать о себе энергетикам. После подготовки дома обязательно сообщите об этом в письме и напомните, что сроки исполнения договора подходят к концу.

Итогом будет акт об осуществлении технологического присоединения и акт допуска счетчика к расчетам. Эти документы нужны для дальнейшего заключения договора энергоснабжения, по которому мы будет оплачивать электроэнергию.

Какие могут возникнуть сложности и кто нам поможет?

С проблемами можно столкнуться на каждом из этапов присоединения к электросетям. К сожалению, подключение к электричеству за 550 руб. и 6 месяцев – это скорее приятное исключение. Зачастую сетевые компании под различными предлогами ставят дополнительные, не предусмотренные законом условия для подключения, увеличивают плату за присоединение либо затягивают сроки рассмотрения заявок.

Происходит это по различным причинам – от создания условий для коррупции до банальной бюрократии. У сетевых компаний редко бывает дефицит клиентов, так как они субъекты естественных монополий. Это значит, что им не приходится сталкиваться с конкуренцией, а где нет конкуренции – с сервисом и исполнением нормативов сложно.

Рассмотрим наиболее распространенные проблемы.

1. Нарушение срока рассмотрения заявки на выдачу техусловий.

2. Включение в технические условия излишнего объема работы либо возложение на потребителя не предусмотренных «ПТП» обязанностей.

Это повлечет увеличение затрат и срока подключения к электросетям.

Требования к техусловиям определены в пункте 25 (1) «ПТП». Их нарушение сетевой компанией также влечет ответственность, предусмотренную статьей 9.21 КоАП РФ.

В такой ситуации обращаемся в антимонопольную службу. К заявлению прилагаем заявку, техусловия, правоустанавливающие документы (выписку из реестра прав на объект недвижимости либо иной документ, на основании которого возникло право собственности на объект).

Необходимо помнить – «срок годности» техусловий не может быть менее двух лет с момента их выдачи. Уменьшение этого срока является нарушением. Кроме того, сетевые компании не имеют права навязывать нам подрядчиков для выполнения ТУ.

3. Сетевая компания требует уплатить суммы, существенно превышающие плату, установленную законом. Для рассматриваемой нами ситуации – 550 руб.

Причин может быть несколько:

  • у заявителя отсутствует право на льготу. В таком случае размер платы рассчитываться исходя из нормативов, определенных специальным органом – региональной энергетической комиссией. Если отсутствует свободная мощность и сетевой компании необходимо построить подстанцию либо поставить трансформатор, расчет платы будет производиться на основании индивидуального проекта;
  • сетевая компания нарушает законодательство, «накручивая» излишние требования к присоединению, либо неверно производит расчет платы за подключение.

В вопросах ценообразования нам следует одновременно обращаться в региональную энергетическую комиссию своего региона и антимонопольную службу.

4. Нарушения при исполнении договора о техприсоединении.

На этом этапе мы можем столкнуться со множеством проблем: нарушение сетевой компанией сроков подключения, невыдача документов – акта об осуществлении техприсоединения, акта опломбировки узла учета и т.п.

Ответственность за эти нарушения также предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ. Обращаться в таких случаях следует в антимонопольную службу.

Далеко не всегда приходится сталкиваться со сложностями при подключении к электричеству. Но если это произошло – не теряйте времени, обращайтесь в перечисленные органы.

Конечно, предусмотрен и судебный порядок разрешения таких споров. Однако проще и выгоднее подавать заявления в административные органы, ведь они имеют возможность и привлечь сетевую компанию к ответственности, и внести представление об устранении нарушений.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства энергетики РФ от 25 августа 2017 г. № АН-9414/09 “О единых рекомендациях по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО”


Обзор документа

Письмо Министерства энергетики РФ от 25 августа 2017 г. № АН-9414/09 “О единых рекомендациях по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО”

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № ДМ-П11-5236 (пункт 3), от 20 декабря 2016 г. № АД-П9-7781 информируем о разработке Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России и ФАС России единых рекомендаций по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (далее - рекомендации, СНТ, ТСО), при участии органов исполнительной власти Тюменской и Московской областей, а также ПАО «Россети».

В настоящее время продолжает оставаться острым вопрос обеспечения надежности снабжения потребителей, расположенных на территориях СНТ, электрической энергией, а также соблюдения требований к ее качеству. Практика показывает, что зачастую объекты электросетевого хозяйства СНТ предельно изношены, находятся в ненормативном техническом состоянии и требуют проведения реконструкции и выполнения мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований правил устройства электроустановок и правил технической эксплуатации, требований к границам охранных зон объектов электросетевого хозяйства и организации системы учета электрической энергии.

В соответствии с изложенным просим довести рекомендации до СНТи ТСО вашего региона и совместно с органами местного самоуправления оказать содействие СНТ, изъявившим желание передать свои объекты электросетевого хозяйства на баланс ТСО, в том числе по оформлению (восстановлению) документов, подтверждающих право собственности или иное законное право на объекты электросетевого хозяйства и земельные участки, на которых они расположены, а также обеспечить учет в полном объеме экономически обоснованных расходов на эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства СНТ, переданных на баланс ТСО, при установлении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

Министр А.В. Новак

Единые рекомендации по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе

Единые рекомендации по порядку передачи объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе (далее - рекомендации, СНТ, ТСО) разработаны в целях содействия передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО и повышения надежности электроснабжения потребителей, а также качества электрической энергии в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Рекомендуемая последовательность действий при передаче объектов электросетевого хозяйства СНТ на баланс ТСО

1. Направление СНТ в адрес ТСО, к электрическим сетям которой технологически присоединены объекты электросетевого хозяйства СНТ, предложения о приобретении электрических сетей, расположенных в границах СНТ.

Предложение направляется в произвольной форме с указанием сведений и характеристик объектов электросетевого хозяйства (протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи по классам напряжения, количество и номинальная мощность силовых трансформаторов и др.), контактной информации, с приложением копий документов (при их наличии), указанных в приложении № 1 к рекомендациям.

2. Проведение совместного выездного технического осмотра электрических сетей СНТ с инвентаризацией электросетевых объектов СНТ:

- пригодных для эксплуатации без необходимости проведения их реконструкции;

- пригодных для эксплуатации при условии возможности их реконструкции;

- непригодных для эксплуатации в связи с невозможностью проведения их реконструкции из-за расположения объектов на земельных участках общего пользования в труднодоступных и недоступных местах, на земельных участках, находящихся в собственности третьих лиц;

- бесхозяйных сетей, расположенных в границах СНТ.

При техническом осмотре, как правило, оценивается состояние объектов электросетевого хозяйства в соответствии с приложением № 2 к настоящим рекомендациям.

3. Формирование перечня электрических сетей СНТ, возможных к передаче на баланс ТСО, исключающего непригодные для эксплуатации сети, и поставленные на учет в качестве бесхозяйных.

4. Направление рекомендаций СНТ со стороны ТСО в отношении сетей, непригодных для эксплуатации на момент обследования, в зависимости от причин (указание объектов, для обслуживания которых должны быть выделены земельные участки, указание бесхозяйных объектов, для которых необходимо оформление прав).

5. Определение ТСО формы гражданско-правового договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО (договор дарения, договор долгосрочной аренды, договор купли-продажи, договор купли-продажи будущего недвижимого имущества).

6. Принятие СНТ решения о проведении общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ способом, установленным Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

7. Проведение общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ.

Повестка дня общего собрания членов (собрания уполномоченных) определяется индивидуально для каждого СНТ в зависимости от:

- вида собственности отчуждаемого имущества (совместная собственность членов СНТ или собственность СНТ как юридического лица);

- вида оснований использования земельных участков, на которых расположены отчуждаемые электросетевые объекты (собственность или постоянное бессрочное пользование);

- видов отчуждаемых объектов недвижимости (электросетевые объекты и земельные участки под ними или только электросетевые объекты).

ТСО проводит консультативное сопровождение формирования повестки дня и проекта протокола общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ с целью указания в протоколе всех существенных условий договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО, а также указания действий, которые необходимо провести СНТ для заключения такого договора.

8. Проведение СНТ действий и работ, необходимых для заключения договора передачи электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО, включающих (при необходимости):

- совершение действий, необходимых для оформления права собственности на земельные участки под электросетевыми объектами;

- по бесхозяйным электросетевым объектам - оформление прав собственности, в том числе в судебном порядке;

- по электросетевым объектам, непригодным для эксплуатации - осуществление комплекса мероприятий по приведению их к состоянию, пригодному для дальнейшей эксплуатации или создание условий для возможности проведения их реконструкции (в случае непригодного для эксплуатации размещения объектов).

- обязательства СНТ по регистрации прав собственности на передаваемые объекты и выделению земельных участков под объектами (при отсутствии прав на земельные участки под объектами предусматривается также регистрация прав на земельные участки);

9. Направление в адрес ТСО протоколов общего собрания членов (собрания уполномоченных) СНТ, документов и сведений, необходимых для заключения договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО.

10. Подготовка ТСО пакета документов по сделке.

11. Заключение договора, предусматривающего передачу электросетевых объектов СНТ на баланс ТСО.

12. При заключении договора купли-продажи будущего недвижимого имущества - выполнение со стороны СНТ и ТСО условий, предусмотренных данным договором.

13. Подписание Акта приёма-передачи недвижимого имущества (электросетевых объектов и земельных участков под ними).

14. Оформление прав ТСО на приобретенные электросетевые объекты и установление охранных зон в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Рекомендуемый перечень документов, направляемый СНТ в ТСО при передаче объектов электросетевого хозяйства на баланс ТСО

1. Учредительные документы.

2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более 2 мес.).

3. Подтверждение полномочий единоличного исполнительного органа.

4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а при его отсутствии допускается предоставление следующих документов: акт допуска электроустановки в эксплуатацию, технические условия и акт их выполнения, договор на строительство с актами ввода объектов, паспорта на оборудование, проект и сметы, договор купли-продажи объекта, договор энергоснабжения.

5. Протокол общего собрания с решением о передаче электросетевого имущества в ТСО на праве собственности или ином законном праве согласно требованиям устава (приложения к протоколу: перечень передаваемого имущества, перечень фактически запитанных потребителей).

6. Документы, подтверждающие право собственности или иное законное право на объекты электросетевого хозяйства.

7. Схема земельного участка СНТ с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, а также точек технологического присоединения к сетям ТСО.

Оценка состояния объектов электросетевого хозяйства СНТ

Воздушные линии электропередачи 0,4 и 6 - 20 кВ:

- состояние деревянных, железобетонных и металлических опор (загнивание древесины, растрескивание бетона стоек и приставок, состояние арматуры, состояние оттяжек и пр.);

- состояние пролетов воздушных линий (длинные пролеты, несоблюдение габарита провода, несоблюдение расстояния от провода до строений, несоблюдение расстояния от проезжей части дорог);

- состояние трассы воздушных линий (ширина трассы, заросли древеснокустарниковой растительности);

- состояние неизолированного провода (скрутки, соединения, распушение, обрывы проволок и т.д.);

- состояние самонесущего изолированного провода (СИП) (крепление, соединения, состояние изоляции и т.д.);

- состояние изоляторов (сколы, растрескивание изоляторов, неудовлетворительное состояние крюков и траверс);

- состояние грозозащитных устройств, заземляющих спусков и контуров заземления (отсутствие разрядников, ограничителей перенапряжения, искровых промежутков, отсутствие повторных заземлений на ВЛ 0,4 кВ);

- состояние разъединителей и секционирующих выключателей BЛ.

Кабельные линии электропередачи 0,4 и 6 - 20 кВ:

- состояние кабеля и кабельных муфт (отсутствие исполнительной и технической документации, схем прокладки, результатов высоковольтных испытаний кабельной изоляции).

Трансформаторные пункты 6 - 20/0,4 кВ:

- состояние охранной зоны ТП (заросли древесно-кустарниковой растительности);

- состояние ограждения и конструкций ТП (отсутствие ограждения, площадок обслуживания, состояние фундамента, коррозия конструкций и корпусов, отсутствие дверей и замков);

- состояние трансформатора (отсутствие исполнительной и технической документации, результатов высоковольтных испытаний кабельной изоляции и анализа масла, низкий уровень масла, протечки масла, коррозия корпуса);

- состояние оборудования РУ 6-20 кВ и РУ 0,4 кВ (вводов, проходных и опорных изоляторов, токоведущих шин, разъединителей, рубильников, автоматических выключателей, ограничителей перенапряжения, разрядников и пр.);

- состояние контура заземления ТП 6-20/0,4 кВ.

Обзор документа

Разработаны Единые рекомендации по передаче объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, на баланс территориальных сетевых организаций (ТСО) на добровольной основе.

Так, выполняются следующие действия. В адрес ТСО направляются предложения о приобретении электросетей. Проводится совместный выездной технический осмотр последних. Формируется перечень планируемых к передаче электросетей (при этом исключаются непригодные для эксплуатации и бесхозяйные объекты). ТСО направляются рекомендации в отношении сетей, непригодных для эксплуатации. Определяется форма гражданско-правового оговора о передаче. Проводится общее собрание членов объединений граждан. Совершаются действия, необходимые для передачи объектов. Готовится пакет документов по сделке. Предусмотрен ряд иных действий.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Важнейшим этапом строительства загородного дома является подключение к электросетям. Как добиться проведения электроэнергии к участку и заключить договор с поставщиком?


Какую электросетевую компанию выбрать?

В первую очередь нужно выяснить, какая электросетевая организация обслуживает территорию, на которой находится ваш участок. Уточнить эту информацию можно в вашем муниципалитете. Как правило, подключение происходит к ближайшей сетевой организации.

Куда подавать документы на подключение?

На следующем этапе нужно подать в электросетевую компанию документы на подсоединение:

  • заявление на технологическое присоединение (образец можно получить непосредственно в сетевой компании);
  • выписка из ЕГРН, которая подтверждает право собственности на участок.

Сетевая организация может запросить дополнительные документы.

Как заключить договор технологического присоединения?

В течение 15 дней с момента получения заявления электросетевая компания вышлет вам проект договора технологического подключения с приложением технологических условий. Этот документ описывает список работ, которые нужно будет выполнить сторонам, местоположение счетчика электроэнергии (на столбе, фасаде дома или стене), а также сроки.

Срок выдачи проекта договора

В каких случаях нужно разрабатывать проект электрификации участка?

Если вы запрашиваете мощность больше 15 кВт, вам необходимо составить проект электрификации участка. Такие работы можно заказать в частной организации, которая соответствует техническим требованиям электросетевой компании.

Если запрашиваемая мощность меньше 15 кВт, план электрификации составлять не требуется.

За чей счет производится присоединение к электросетям?

Подведение электроэнергии к границам участка производится за счет электросетевой компании, остальные работы оплачиваются собственником участка.

Подключение к электричеству может быть реализовано одним из способов:

  • По воздуху (электрокабель должен входить в дом на высоте не ниже 2,75 метров, а расстояние от дома до последней опоры должно быть не более 10 метров);
  • Под землёй (электрокабель прокладывается в трубе на глубине не менее 0,8 метров).

Что делать после завершения работ по электрификации участка?

Далее необходимо заключить договор с энергосбытовой компанией, после чего начнется подача электричества.

Можно ли подключиться к электросети самостоятельно?

Штраф за самостоятельное подключение к электросетям

Самовольное подключение к электросетям может грозить крупными штрафами от 10 до 300 тысяч рублей, а также уголовной ответственностью.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: