В течение какого времени при проверке на судне может работать радиолокационный ответчик

Обновлено: 01.05.2024

Одним из элементов системы ГМССБ является радиолокационный ответчик. Для исключения таких факторов, как:

    часто возникающее затруднение в определении местоположения объекта посредством пассивного отражения из-за малых его геометрических размеров, находящихся над водой,
  • наличие на поверхности аналогичных по отражению разных объектов, затрудняющих идентификацию цели среди ложных сигналов,
  • наличие помех, не дающих достаточного сигнала,
  • повышенное волнение, закрывающее объект и т.п.,

в системе ГМССБ суда оборудуют радиолокационным ответчиком, работающим на принципе активной засветки радиолокационной станции.

Принципы работы радиолокационного ответчика

Радиолокационный ответчик — это устройство, работающее на частотах судовых радиолокационных станций, посылающее полезный сигнал при облучении его радиоволнами от РЛС. Полезный сигнал в первую очередь отражает местонахождение радиолокационного ответчика, а также может содержать дополнительные сведения.

Судовой радиолокационный ответчик (Search And Rescue Transponder — SART) работает в диапазоне радиоволн, излучающихся судовыми РЛС 9,2-9,5 ГГЦ и отображающихся на мониторе радара как серия последовательных точек, исходящих от местоположения ответчика в радиально обратном направлении от луча облучения РЛО. Точки располагаются на одном расстоянии друг от друга.

Данные требования обозначены Резолюцией ИМО А.697 (17) от 6 ноября 1991 года, согласно этой резолюции на борту пассажирских и грузовых судов от 300 регистровых до 500 регистровых тонн должно находиться по одному радиолокационному ответчику, а на судах свыше 500 тонн по два, на каждом борту по одному РЛО. Располагается радиолокационной ответчик на борту судна в месте, находящемся в непосредственной близости от спасательной шлюпки, чтобы ответственный по судовому расписанию мог переместить РЛО в шлюпку.

Simrad_20RA85_20sart_small.jpg
Дальность обнаружения РЛО

Дальность обнаружения РЛО обусловлена высотой его расположения над уровнем моря. При высоте антенны РЛО в 1 метр от поверхности моря, он будет обнаружен на дальности порядка 5 морских миль судовым радаром, находящимся на высоте 15 метров от уровня моря, и на дальности до 80 морских миль при облучении авиационным радаром, мощность импульса должна составлять не менее 10 кВт, и находиться на высоте порядка 1 километра от уровня моря.

Радиолокационная станция и радиолокационный ответчик

Принцип работы радиолокационного ответчика обусловлен работой судовой радиолокационной станции. РЛС работает как на передачу сигнала в пространство, так и на принятии отраженного от объектов сигнала. РЛО формирует полезный сигнал, который принимается как отраженный от объекта сигнал. Сам полезный сигнал имеет пилообразную форму частот в полосе пропускания от 9,2-9,5 ГГц, тем самым на приборе индикации радара будут отражаться только сигналы в приемной частоте радара. При приближении поискового средства к РЛО, точки превращаются в дуги путем облучения боковыми и обратными лепестками РЛС. Тем самым в точке нахождения РЛО отметки на РЛС будут в виде кругов.

Требования к РЛО

Требования к РЛО изложены в Резолюции Ф.802. В соответствии с этой Резолюцией, РЛО должен:

  • обеспечивать ручное включение и выключение, индикацию в режиме готовности, иметь плавучий линь;
  • выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров;
  • быть водонепроницаемым на глубине 10 метров не менее 5 минут;
  • быть оборудован визуальными или звуковыми средствами для определения нормальной работы и предупреждения терпящих бедствие о том, что РЛО приведен в действие радаром;
  • иметь достаточную емкость батареи для работы в режиме ожидания 96 часов и 8 часов при непрерывном облучении импульсами радара частотой 1 кГц;
  • сохранять работоспособность в диапазоне температур от -20° до +55°С;
  • высота установки РЛО должна быть, по крайней мере, 1 метр над поверхностью моря;
  • срабатывать на расстоянии до 5 миль при облучении РЛС с высотой антенны 15 метров и при облучении самолетной РЛС мощностью 10 кВт на расстоянии до 30 миль с высоты 1000 метров.

Одобрение квалификационного органа

Сам радиолокационный ответчик может быть одобрен одним из классификационных обществ, тем самым гарантирует выполнение изложенных выше требований. РМРС и РРР выдают индивидуальный сертификат на РЛО, тем самым подтверждая качество его выполнения и возможность использования на судах, поднадзорных этому регистру. Несмотря на это, применение РЛО на плавсредствах, находящихся под надзором ГИМС МЧС, увеличит возможность быстрейшего спасения на воде.

Другие особенности РЛО

РЛО выполняется в ударопрочном оранжевом корпусе, с положительной плавучестью и светящейся лампочкой для лучшей заметности. Ответчик прикрепляется к переборке креплением, которое отстегивается по необходимости. Он оснащен АКБ для подачи электроэнергии во внутренние узлы РЛО. Как правило, АКБ рассчитана на 5 лет использования.

Данная статья носит ознакомительный характер. У нас вы можете приобрести современные модели радиолокационных ответчиков со всеми необходимыми документами и сертификатами. Наша компания также предоставляет следующие услуги:

РЛО/SART

На каждом борту каждого пассажирского судна, каждого грузового судна валовой вместимостью 500 и более должно быть предусмотрено по меньшей мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания.

В качестве устройства указания местоположения судна для целей поиска и спасания может быть использован радиолокационный ответчик судовой (РЛО судовой), работающий в диапазоне 9 ГГц, или передатчик АИС судовой, работающий на международных частотах, выделенных для АИС.
Устройство указания местоположения судна для целей поиска и спасания может быть одним из устройств указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания (радиолокационным ответчиком спасательного средства или передатчиком АИС спасательного средства), требуемых частью II «Спасательные средства».

РЛО судовой и спасательного средства должен иметь встроенный источник питания. Емкость источника электрической энергии, встроенного в радиолокационный ответчик, должна быть достаточной для обеспечения работы в режиме готовности приема сигналов радиолокационной станции в течение 96 ч и, в дополнение к периоду готовности, для работы в режиме излучения ответных сигналов в течение 8 ч при его непрерывном облучении радиолокатором с частотой повторения импульса 1 кГц.

Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть II «Спасательные средства»

2.1.1 Радиооборудование для спасательных средств.
2.1.1.2 Устройства указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания.
На каждом борту каждого пассажирского судна, каждого грузового судна валовой вместимостью 500 и более должно быть предусмотрено по меньшей мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания. На каждом грузовом судне валовой вместимостью 300 и более, но менее 500, должно быть предусмотрено по меньшей мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания. Такие устройства указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания должны отвечать требованиям разд. 10 части IV «Радиооборудование».
Устройства указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания должны устанавливаться в таких местах, чтобы их можно было быстро перенести в любое коллективное спасательное средство, за исключением плота или плотов, требуемых 4.1.1.4. В качестве альтернативы, одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания должно быть установлено в каждом коллективном спасательном средстве, за исключением требуемых 4.1.1.4.
На судах, имеющих по крайней мере два устройства указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания и снабженных спасательными шлюпками, спускаемыми методом свободного падения, одно из устройств указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания должно размещаться в спасательной шлюпке, спускаемой методом свободного падения, а другое должно быть расположено в непосредственной близости от ходового мостика таким образом, чтобы оно могло быть использовано на борту и находилось в готовности для переноса в любое коллективное спасательное средство.

2.1.1.3 На каждом грузовом судне валовой вместимостью менее 300, несамоходном судне, предназначенном для буксировки и толкания в море или длительной стоянки на якоре вне акватории портов и рейдов и имеющем на борту людей, а также на судах, не совершающих международных рейсов, должны быть предусмотрены одно устройство указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасения.

3.4.2.5 Спасательные плоты на пассажирских судах ро-ро должны быть снабжены устройствами
указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания: на четыре
спасательных плота должно быть предусмотрено одно устройство указания местоположения
спасательных средств для целей поиска и спасания.
Устройство указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания
должно быть закреплено внутри спасательного плота таким образом, чтобы его антенна
располагалась на высоте более 1 м над уровнем воды, когда спасательный плот развернут, за
исключением того, что на двусторонних спасательных плотах, имеющих тент, устройство указания
местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания должно располагаться таким
образом, чтобы оно могло легко устанавливаться и было доступно для людей, находящихся на
плоту. Каждое устройство указания местоположения спасательных средств для целей поиска и
спасания должно быть приспособлено для его ручной установки, когда спасательный плот
развернут.
Контейнеры спасательных плотов, снабженных устройствами указания местоположения
спасательных средств для целей поиска и спасания, должны иметь соответствующую четкую
маркировку.

5.1.4.2 Устройства указания местоположения спасательного средства для целей поиска и
спасания:

  1. на каждом борту рыболовного судна должно быть предусмотрено по крайней мере одно
    устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания.
    Устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания должно
    располагаться в таком месте, чтобы его можно было быстро перенести в коллективное спасательное
    средство. Альтернативно, одно устройство указания местоположения спасательного средства для
    целей поиска и спасания должно располагаться в каждом коллективном спасательном средстве;
  2. на каждом рыболовном судне длиной менее 45 м должно быть предусмотрено по крайней
    мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и
    спасания.

Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть IV «Радиооборудование»

10.1 РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ОТВЕТЧИК (СУДОВОЙ И СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ).

10.1.1 Радиолокационный ответчик должен обеспечивать определение местоположения объектов, терпящих бедствие, путем передачи сигналов, которые на экранах радиолокационных станций будут представлены серией точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга.

10.1.2 Радиолокационный ответчик должен:

  1. легко приводиться в действие необученным персоналом;
  2. быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения;
  3. быть оборудован визуальными или звуковыми средствами или теми и другими одновременно для определения нормальной работы, а также предупреждения терпящих бедствие о том, что радиолокационный ответчик приведен в действие радиолокационной станцией;
  4. обеспечивать ручное включение и выключение. Могут быть предусмотрены средства автоматического включения.

Если на судне проводится испытание с использованием радиолокационной станции, работающей на частоте 9 ГГц, работа радиолокационного ответчика должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы избежать помех другим судовым и авиационным радиолокационным станциям и чрезмерного расхода энергии источников питания;

10.1.3 Радиолокационный ответчик должен иметь конструкцию, обеспечивающую работоспособность при температуре от -20 до +55 о С. Он не должен повреждаться во время хранения при температурах от -30 до +65 о С.

10.1.4 Высота установленной антенны ответчика должна быть по крайней мере на 1 м выше уровня моря. Высота установки антенны-ответчика (1 м) может быть обеспечена шестом или другим средством, совместимым с гнездом для антенны на спасательном средстве, и иллюстрированной инструкцией.

10.1.5 Для передачи и приема сигналов должна использоваться антенна с горизонтальной или круговой поляризацией.

10.1.6 Радиолокационный ответчик должен нормально работать на расстоянии по крайней мере 5 миль при запросе радиолокационной станции, антенна которой установлена на высоте 15 м. Радиолокационный ответчик должен также нормально работать на расстоянии не менее 30 миль при запросе авиационной радиолокационной станции с мощностью импульса не менее 10 кВт, установленной на борту летательного аппарата, находящегося на высоте 1000 м.

10.1.7 В дополнение к применимым требованиям 5.1.47 на наружной стороне радиолокационного ответчика должны быть четко указаны:

РЛО/SART

В качестве устройства указания местоположения судна для целей поиска и спасания может быть использован радиолокационный ответчик судовой (РЛО судовой), работающий в диапазоне 9 ГГц, или передатчик АИС судовой, работающий на международных частотах, выделенных для АИС.
Устройство указания местоположения судна для целей поиска и спасания может быть одним из устройств указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания (радиолокационным ответчиком спасательного средства или передатчиком АИС спасательного средства), требуемых частью II «Спасательные средства».

РЛО судовой и спасательного средства должен иметь встроенный источник питания. Емкость источника электрической энергии, встроенного в радиолокационный ответчик, должна быть достаточной для обеспечения работы в режиме готовности приема сигналов радиолокационной станции в течение 96 ч и, в дополнение к периоду готовности, для работы в режиме излучения ответных сигналов в течение 8 ч при его непрерывном облучении радиолокатором с частотой повторения импульса 1 кГц.

Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть II «Спасательные средства»

2.1.1 Радиооборудование для спасательных средств.
2.1.1.2 Устройства указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания.
На каждом борту каждого пассажирского судна, каждого грузового судна валовой вместимостью 500 и более должно быть предусмотрено по меньшей мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания. На каждом грузовом судне валовой вместимостью 300 и более, но менее 500, должно быть предусмотрено по меньшей мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания. Такие устройства указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания должны отвечать требованиям разд. 10 части IV «Радиооборудование».
Устройства указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания должны устанавливаться в таких местах, чтобы их можно было быстро перенести в любое коллективное спасательное средство, за исключением плота или плотов, требуемых 4.1.1.4. В качестве альтернативы, одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания должно быть установлено в каждом коллективном спасательном средстве, за исключением требуемых 4.1.1.4.
На судах, имеющих по крайней мере два устройства указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания и снабженных спасательными шлюпками, спускаемыми методом свободного падения, одно из устройств указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания должно размещаться в спасательной шлюпке, спускаемой методом свободного падения, а другое должно быть расположено в непосредственной близости от ходового мостика таким образом, чтобы оно могло быть использовано на борту и находилось в готовности для переноса в любое коллективное спасательное средство.

2.1.1.3 На каждом грузовом судне валовой вместимостью менее 300, несамоходном судне, предназначенном для буксировки и толкания в море или длительной стоянки на якоре вне акватории портов и рейдов и имеющем на борту людей, а также на судах, не совершающих международных рейсов, должны быть предусмотрены одно устройство указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасения.

3.4.2.5 Спасательные плоты на пассажирских судах ро-ро должны быть снабжены устройствами
указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания: на четыре
спасательных плота должно быть предусмотрено одно устройство указания местоположения
спасательных средств для целей поиска и спасания.
Устройство указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания
должно быть закреплено внутри спасательного плота таким образом, чтобы его антенна
располагалась на высоте более 1 м над уровнем воды, когда спасательный плот развернут, за
исключением того, что на двусторонних спасательных плотах, имеющих тент, устройство указания
местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания должно располагаться таким
образом, чтобы оно могло легко устанавливаться и было доступно для людей, находящихся на
плоту. Каждое устройство указания местоположения спасательных средств для целей поиска и
спасания должно быть приспособлено для его ручной установки, когда спасательный плот
развернут.
Контейнеры спасательных плотов, снабженных устройствами указания местоположения
спасательных средств для целей поиска и спасания, должны иметь соответствующую четкую
маркировку.

5.1.4.2 Устройства указания местоположения спасательного средства для целей поиска и
спасания:

  1. на каждом борту рыболовного судна должно быть предусмотрено по крайней мере одно
    устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания.
    Устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания должно
    располагаться в таком месте, чтобы его можно было быстро перенести в коллективное спасательное
    средство. Альтернативно, одно устройство указания местоположения спасательного средства для
    целей поиска и спасания должно располагаться в каждом коллективном спасательном средстве;
  2. на каждом рыболовном судне длиной менее 45 м должно быть предусмотрено по крайней
    мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и
    спасания.

Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть IV «Радиооборудование»

10.1 РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ОТВЕТЧИК (СУДОВОЙ И СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ).

10.1.1 Радиолокационный ответчик должен обеспечивать определение местоположения объектов, терпящих бедствие, путем передачи сигналов, которые на экранах радиолокационных станций будут представлены серией точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга.

10.1.2 Радиолокационный ответчик должен:

  1. легко приводиться в действие необученным персоналом;
  2. быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения;
  3. быть оборудован визуальными или звуковыми средствами или теми и другими одновременно для определения нормальной работы, а также предупреждения терпящих бедствие о том, что радиолокационный ответчик приведен в действие радиолокационной станцией;
  4. обеспечивать ручное включение и выключение. Могут быть предусмотрены средства автоматического включения.

Если на судне проводится испытание с использованием радиолокационной станции, работающей на частоте 9 ГГц, работа радиолокационного ответчика должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы избежать помех другим судовым и авиационным радиолокационным станциям и чрезмерного расхода энергии источников питания;

10.1.3 Радиолокационный ответчик должен иметь конструкцию, обеспечивающую работоспособность при температуре от -20 до +55 о С. Он не должен повреждаться во время хранения при температурах от -30 до +65 о С.

10.1.4 Высота установленной антенны ответчика должна быть по крайней мере на 1 м выше уровня моря. Высота установки антенны-ответчика (1 м) может быть обеспечена шестом или другим средством, совместимым с гнездом для антенны на спасательном средстве, и иллюстрированной инструкцией.

10.1.5 Для передачи и приема сигналов должна использоваться антенна с горизонтальной или круговой поляризацией.

10.1.6 Радиолокационный ответчик должен нормально работать на расстоянии по крайней мере 5 миль при запросе радиолокационной станции, антенна которой установлена на высоте 15 м. Радиолокационный ответчик должен также нормально работать на расстоянии не менее 30 миль при запросе авиационной радиолокационной станции с мощностью импульса не менее 10 кВт, установленной на борту летательного аппарата, находящегося на высоте 1000 м.

10.1.7 В дополнение к применимым требованиям 5.1.47 на наружной стороне радиолокационного ответчика должны быть четко указаны:

РЛО/SART

На каждом борту каждого пассажирского судна, каждого грузового судна валовой вместимостью 500 и более должно быть предусмотрено по меньшей мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания.

В качестве устройства указания местоположения судна для целей поиска и спасания может быть использован радиолокационный ответчик судовой (РЛО судовой), работающий в диапазоне 9 ГГц, или передатчик АИС судовой, работающий на международных частотах, выделенных для АИС.
Устройство указания местоположения судна для целей поиска и спасания может быть одним из устройств указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания (радиолокационным ответчиком спасательного средства или передатчиком АИС спасательного средства), требуемых частью II «Спасательные средства».

РЛО судовой и спасательного средства должен иметь встроенный источник питания. Емкость источника электрической энергии, встроенного в радиолокационный ответчик, должна быть достаточной для обеспечения работы в режиме готовности приема сигналов радиолокационной станции в течение 96 ч и, в дополнение к периоду готовности, для работы в режиме излучения ответных сигналов в течение 8 ч при его непрерывном облучении радиолокатором с частотой повторения импульса 1 кГц.

Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть II «Спасательные средства»

2.1.1 Радиооборудование для спасательных средств.
2.1.1.2 Устройства указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания.
На каждом борту каждого пассажирского судна, каждого грузового судна валовой вместимостью 500 и более должно быть предусмотрено по меньшей мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания. На каждом грузовом судне валовой вместимостью 300 и более, но менее 500, должно быть предусмотрено по меньшей мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания. Такие устройства указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания должны отвечать требованиям разд. 10 части IV «Радиооборудование».
Устройства указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания должны устанавливаться в таких местах, чтобы их можно было быстро перенести в любое коллективное спасательное средство, за исключением плота или плотов, требуемых 4.1.1.4. В качестве альтернативы, одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания должно быть установлено в каждом коллективном спасательном средстве, за исключением требуемых 4.1.1.4.
На судах, имеющих по крайней мере два устройства указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания и снабженных спасательными шлюпками, спускаемыми методом свободного падения, одно из устройств указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания должно размещаться в спасательной шлюпке, спускаемой методом свободного падения, а другое должно быть расположено в непосредственной близости от ходового мостика таким образом, чтобы оно могло быть использовано на борту и находилось в готовности для переноса в любое коллективное спасательное средство.

2.1.1.3 На каждом грузовом судне валовой вместимостью менее 300, несамоходном судне, предназначенном для буксировки и толкания в море или длительной стоянки на якоре вне акватории портов и рейдов и имеющем на борту людей, а также на судах, не совершающих международных рейсов, должны быть предусмотрены одно устройство указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасения.

3.4.2.5 Спасательные плоты на пассажирских судах ро-ро должны быть снабжены устройствами
указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания: на четыре
спасательных плота должно быть предусмотрено одно устройство указания местоположения
спасательных средств для целей поиска и спасания.
Устройство указания местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания
должно быть закреплено внутри спасательного плота таким образом, чтобы его антенна
располагалась на высоте более 1 м над уровнем воды, когда спасательный плот развернут, за
исключением того, что на двусторонних спасательных плотах, имеющих тент, устройство указания
местоположения спасательных средств для целей поиска и спасания должно располагаться таким
образом, чтобы оно могло легко устанавливаться и было доступно для людей, находящихся на
плоту. Каждое устройство указания местоположения спасательных средств для целей поиска и
спасания должно быть приспособлено для его ручной установки, когда спасательный плот
развернут.
Контейнеры спасательных плотов, снабженных устройствами указания местоположения
спасательных средств для целей поиска и спасания, должны иметь соответствующую четкую
маркировку.

5.1.4.2 Устройства указания местоположения спасательного средства для целей поиска и
спасания:

  1. на каждом борту рыболовного судна должно быть предусмотрено по крайней мере одно
    устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания.
    Устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и спасания должно
    располагаться в таком месте, чтобы его можно было быстро перенести в коллективное спасательное
    средство. Альтернативно, одно устройство указания местоположения спасательного средства для
    целей поиска и спасания должно располагаться в каждом коллективном спасательном средстве;
  2. на каждом рыболовном судне длиной менее 45 м должно быть предусмотрено по крайней
    мере одно устройство указания местоположения спасательного средства для целей поиска и
    спасания.

Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть IV «Радиооборудование»

10.1 РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ОТВЕТЧИК (СУДОВОЙ И СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ).

10.1.1 Радиолокационный ответчик должен обеспечивать определение местоположения объектов, терпящих бедствие, путем передачи сигналов, которые на экранах радиолокационных станций будут представлены серией точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга.

10.1.2 Радиолокационный ответчик должен:

  1. легко приводиться в действие необученным персоналом;
  2. быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения;
  3. быть оборудован визуальными или звуковыми средствами или теми и другими одновременно для определения нормальной работы, а также предупреждения терпящих бедствие о том, что радиолокационный ответчик приведен в действие радиолокационной станцией;
  4. обеспечивать ручное включение и выключение. Могут быть предусмотрены средства автоматического включения.

Если на судне проводится испытание с использованием радиолокационной станции, работающей на частоте 9 ГГц, работа радиолокационного ответчика должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы избежать помех другим судовым и авиационным радиолокационным станциям и чрезмерного расхода энергии источников питания;

10.1.3 Радиолокационный ответчик должен иметь конструкцию, обеспечивающую работоспособность при температуре от -20 до +55 о С. Он не должен повреждаться во время хранения при температурах от -30 до +65 о С.

10.1.4 Высота установленной антенны ответчика должна быть по крайней мере на 1 м выше уровня моря. Высота установки антенны-ответчика (1 м) может быть обеспечена шестом или другим средством, совместимым с гнездом для антенны на спасательном средстве, и иллюстрированной инструкцией.

10.1.5 Для передачи и приема сигналов должна использоваться антенна с горизонтальной или круговой поляризацией.

10.1.6 Радиолокационный ответчик должен нормально работать на расстоянии по крайней мере 5 миль при запросе радиолокационной станции, антенна которой установлена на высоте 15 м. Радиолокационный ответчик должен также нормально работать на расстоянии не менее 30 миль при запросе авиационной радиолокационной станции с мощностью импульса не менее 10 кВт, установленной на борту летательного аппарата, находящегося на высоте 1000 м.

10.1.7 В дополнение к применимым требованиям 5.1.47 на наружной стороне радиолокационного ответчика должны быть четко указаны:

Радиолокационный ответчик Дюйм-С


Радиолокационный ответчик (SART) предназначен для облегчения поиска терпящих бедствие.

Ответчик, установленный в спасательном средстве па высоте примерно 1 метр над поверхностью моря принимает импульсы судовой РЛС 3-х см диапазона и в ответ генерирует специальный импульс, который на экране судовой РЛС отображается в виде 12-ти отметок.

По этим отметкам на экране судовой РЛС штурман может определить расстояние и направление на ответчик.

Сигнал РЛО в соответствии относится к сигналам местоопределения и самонаведения (locating and homing signals).

В таблице 22.2 приведены технические характеристики судовых РЛО.

Технические характеристики судовых РЛО

Закон линейного изменения частоты:

время нарастания частоты
время спада частоты

Отклик должен начинаться со спада частоты

Обнаружение терпящих бедствие с помощью РЛО иллюстрируется на рис. 22.2.

В случае покидания судна в спасательное средство, плот или шлюпку, следует взять радиолокационный ответчик (SART), аварийный радиобуй (EPIRB) и портативную аварийную УКВ радиостанцию. АРБ (на рис. 22.2 в центре) для лучшего излучения должен находиться на плаву и привязан с помощью фалиня к плоту. РЛО (справа вверху) должен быть установлен па высоте не менее 1 метра над поверхностью воды. АРБ передает оповещение о бедствии в СКЦ, а с помощью ответчика местоположение терпящих бедствие может быть локализовано с высокой точностью.

Рис. 22. 2. Крепление РЛО в спасательном средстве (на заднем плане справа)

Крепление радиолокационного ответчика в спасательном средстве

Важной особенностью РЛО является изменение характера индикации при переходе из режима ожидания в режим передачи. В этом случае как правило учащается мигание индикатора (или постоянное его свечение) и появляется звуковой сигнал. На маркировке РЛО обязательно указывается характер индикации в обоих режимах работы.

Рис. 22. 3. Тестирование РЛО

Тестирование радиолокационного ответчика

Для тестирования в устройство ответчика встроены специальные средства гарантирующие правильную работу без непосредственного перевода ответчика в активный режим при тестировании.
Для проведения теста ответчика включается специальным ключом для предотвращения повреждения пломбы. Индикация должна соответствовать указанному характеру индикации в режиме ожидания как указано на маркировке прибора.

Проверка должна производится в течение минимального времени, чтобы не расходовать емкость источника питания. Посте проверки ответчик следует выключить специальным ключом с обратной стороны РЛО.

Тестирование РЛО должно проводиться в судовых условиях с периодичностью не чаще одного раза в месяц и не реже чем через три месяца.

Не рекомендуется подвергать ответчик воздействию импульсов своей или другой судовой РЛС, так как это снижает ресурс источника питания и создаст должные отметки на экранах судовых РЛС.

Результат тестирования описывается в радиожурнал.

Ежегодно РЛО должны проверяться в лабораторных условиях специальными сервисными службами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: