Почему люди решили что после второй мировой войны необходимы международные суды

Обновлено: 22.04.2024

Официальным началом кодификации международного уголовного права стало принятие в 1945 г. Устава Международного военного трибунала и вынесение приговоров в 1946 г. в Нюрнберге главным военным преступникам[13].

Беспрецедентные массовые преступления, свершенные во время Второй мировой войны, вызвали столь сильную реакцию у широких слоев населения, что создание международных уголовных судов для наказания виновных стало неизбежным. В 1945 г. СССР, США, Великобритания и Франция заключили Соглашение, к которому был приложен Устав Международного военного трибунала для суда над главными военными преступниками европейских стран оси (Германии и ее союзников)[14].

Международный военный трибунал для Дальнего Востока учрежден Соглашением 1946 г. с участием СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Нидерландов, Индии и Филиппин. Из представителей этих стран и был сформирован трибунал.

Согласно Уставу Суда должностное положение подсудимых в качестве глав государств или ответственных чиновников не могло служить основанием для освобождения от ответственности, не давало им иммунитета. Совершение преступления по приказу начальника не освобождало их от ответственности, не могло служить смягчающим вину обстоятельством. Предусматривалась возможность заочного рассмотрения дел. Обвиняемым предоставлялись все права на защиту. Особо отметим положение о возможности признания трибуналом группы или организации преступной организацией. На этом основании власти каждого из участников вправе привлекать к национальному суду за принадлежность к такой организации.

Нюрнбергским трибуналом 12 подсудимых были приговорены к смертной казни, семь - к тюремному заключению, трое оправданы.

Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1946 г. в специальной резолюции подтвердила нормы международного уголовного права Устава, реализованные в приговорах трибунала как общепризнанные[15].

Прошло полвека после учреждения послевоенных трибуналов, прежде чем государства решили вновь создать уголовные трибуналы и снова ограничили их юрисдикцию во времени и пространстве. Решениями Совета Безопасности 1993 и 1994 гг. учреждены два международных уголовных суда. Первый - Международный трибунал для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии, начиная с 1991 г[16]., второй - Международный уголовный трибунал для преследования лиц, виновных в геноциде и иных серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории Руанды, и руандийских граждан, виновных в геноциде и иных подобных преступлениях, совершенных на территории соседних государств в период между 1 января 1994 г. и 31 декабря 1994 г[17]. Следовательно, четко обозначена юрисдикция личная, территориальная, временная.

Устав трибунала для Югославии установил юрисдикцию в отношении "серьезных нарушений международного гуманитарного права". К ним отнесены нарушения общепризнанных норм о защите жертв войны, как они отражены в Женевских конвенциях 1949 г. (право Женевы), а также правил ведения войны, как они отражены в Гаагских конвенциях 1907 г. и приложениях к ним (право Гааги), а также геноцид и преступления против человечности.

Поскольку трибунал для Руанды предназначен для суда над преступлениями, совершенными в конфликте немеждународного характера, то применимое международное гуманитарное право имеет несколько иной объем. В Уставе речь идет о преступлениях против человечности, а также о нормах, относящихся к конфликтам немеждународного характера, как они воплощены в Женевских конвенциях 1949 г. (ст. 3) и во втором Дополнительном протоколе к ним 1977 г. На первое же место поставлен геноцид.

Подтверждено, что официальное положение обвиняемого, будь то глава государства или правительства, не освобождает его от уголовной ответственности. Более того, они несут ответственность и за то, что не предотвратили совершение преступлений своими подчиненными. Это новое положение международного уголовного права.

Трибунал состоит из камер - две судебные и одна апелляционная; из прокурора и секретаря. Каждая судебная камера состоит из трех судей, а апелляционная - из пяти (всего 11). В целях экономии средств апелляционная камера трибунала для Югославии служит такой же камерой трибунала для Руанды.

Кандидаты в судьи предлагаются государствами и по представлению Совета Безопасности избираются Генеральной Ассамблеей сроком на пять лет; они могут быть переизбраны на новый срок.

Прокурор действует независимо, как самостоятельный орган трибунала. По представлению Генерального секретаря ООН он назначается Советом Безопасности на четыре года. Прокурор вправе начинать расследование по собственной инициативе или на основании информации, полученной от правительств, органов ООН, межправительственных и даже неправительственных организаций. Обвинительное заключение утверждается судебной камерой. После этого издается ордер на арест или приказ о заключении под стражу. Обвиняемому обеспечиваются права в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Трибунал предпринимает меры для защиты пострадавших и свидетелей. Единственной мерой наказания является тюремное заключение. Может быть также принято решение о конфискации имущества и возвращении законным владельцам собственности, добытой преступным путем. Тюремное заключение отбывается в государстве, определяемом трибуналом на основе списка государств, давших на это согласие.

Функционирование международных трибуналов невозможно без активного содействия государств. Уставы трибуналов обязывают государства оказывать помощь, включая розыск и опознание, передачу обвиняемого трибуналу. Все это требует внесения соответствующих положений в уголовное и уголовно-процессуальное право государств.

Международный уголовный суд (МУС) - необходимый институт международного уголовного права, а также современного международного права в целом.

В 1998 г. в Риме дипломатическая конференция полномочных представителей под эгидой ООН приняла Римский статут Международного уголовного суда. Суд был учрежден как постоянный орган, обладающий юрисдикцией в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. При этом речь идет только о тех преступлениях, которые перечислены в Статуте. В юрисдикцию Суда были включены наиболее тяжкие преступления, посягающие на интересы международного сообщества в целом: агрессия, геноцид, преступления против человечества, военные преступления. Перечень этих преступлений исчерпывающий.

Кроме указанных преступлений по общему международному праву к юрисдикции Суда отнесены деяния, предусмотренные международными договорами. Наказание за эти преступления предусмотрено только в виде тюремного заключения до 30 лет, смертная казнь и пожизненное лишение свободы не допускаются. Кроме того, у Суда нет юрисдикции в отношении лиц, не достигших 18 лет. Иммунитет должностных лиц по национальному либо международному праву не препятствует привлечению виновных в перечисленных преступлениях лиц к уголовной ответственности. Статут применяется равно ко всем лицам, независимо от их служебного положения, включая статус главы государства или правительства, члена парламента и т.п.

Свои функции МУС может осуществлять на территории любого государства-участника Статута, а на основе специального соглашения и на территории любого иного государства. Становясь участником Статута, государство тем самым признает его юрисдикцию (ст. 12).

МУС не подменяет уголовные суды государств, его юрисдикция является лишь дополнением к национальной юрисдикции и выступает как самостоятельная только в том случае, когда национальные системы правосудия не работают. В соответствии с принципом "дополнительности" МУС будет действовать лишь в тех случаях, когда национальные правоохранительные структуры не могут или не хотят бороться с подсудными им преступлениями против мира и безопасности человечества[18].

Кроме того, полномочия МУС ограничены во времени и пространстве. Во-первых, МУС уполномочен рассматривать только те преступления, которые совершены после 1 июля 2002 г. Все преступления, совершенные до момента вступления в силу Римского статута, выпадают из сферы юрисдикции этого Суда (ст. 11, 12 Римского статута). В то же время в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС, не устанавливается никакого срока давности (ст. 29 Римского статута). Это соответствует духу Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1968 году. Во-вторых, к суду будут привлекаться только те преступники, которые являются гражданами государств, ратифицировавших Римский статут, или же те, кто совершил преступление на территории этих государств. В-третьих, МУС имеет юрисдикцию в отношении преступлений, "вызывающих озабоченность всего международного сообщества", которые указаны в ст. 5 Римского статута, а именно: преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.

Суд признает дело не подлежащим его юрисдикции в следующих случаях:

а) дело было расследовано или возбуждено уголовное преследование государством, которое обладает в отношении него юрисдикцией. Исключение составляют случаи, когда государство не желает или не способно осуществить расследование или уголовное преследование должным образом;

б) дело было расследовано государством, и оно решило не преследовать соответствующее лицо. Исключение составляет случай, когда такое решение является результатом нежелания или неспособности государства возбудить уголовное преследование должным образом;

в) лицо было уже судимо за соответствующие действия, и повторное рассмотрение его дела недопустимо в силу принципа "нельзя судить дважды за одно и то же";

г) преступление недостаточно тяжко, чтобы быть предметом рассмотрения в Суде (ст. 17).

Применимое право (ст. 21). Суд применяет: во-первых, свой Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания; во-вторых, где это уместно, применимые договоры, а также принципы и нормы международного права.

Если ни первая, ни вторая категории применимого права не дают достаточных оснований для решения дела, то могут применяться общие принципы права, выводимые Судом из национальных правовых систем мира, включая законы государств, к юрисдикции которых при обычных обстоятельствах относилось бы данное преступление. При этом упомянутые общие принципы права не должны быть несовместимы со Статутом Суда и с международным правом, а также с международно признанными нормами и стандартами. Как видим, четко установлен приоритет международных норм и стандартов. Суд может применять принципы и нормы права, как они истолкованы в его ранее принятых решениях. Это значит, что Суд будет создавать свое прецедентное право.

К настоящему времени известны два вида международных судов: Нюрнбергский и Токийский Международные военные трибуналы, осудившие и наказавшие главных военных преступников Второй мировой войны, и Международные трибуналы ad hoc (лат. - только для особого случая), т.е. сформированные Советом Безопасности ООН в 1993 и 1994 гг. в Гааге по военным преступлениям и геноциду на территории бывшей Югославии и Руанды. В 2002 г. появился новый орган международной уголовной юстиции - Специальный суд по Сьерра-Леоне со своим Уставом[19].


Предварительные знания включают в себя знание политических структур крупных стран в первой половине 20го века, включая тоталитаризм в Разделе 9.3B и 9.3C. . Ученики должны знать о причинах Второй мировой войны и результаты войны, смогут опираться на свои знания о неудачах Лиги Наций из раздела 9.2A. Они должны понимать желание создать лучший мир после разрушений, вызванных Второй мировой войной и ужасами Холокоста.

Цели обучения

выявлять общие закономерности путем анализа причинно - следственных связей

опираясь на знания исторических фактов и карты, способен моделировать возможный сценарий развития исторического события

аргументировано доказывать свое суждение и делать выводы из целого ряда источников

Ученики узнают о других наднациональных организациях, таких как МС и МУС в Гааге. Они будут делать выводы о том, как различные философские точки зрения повлияли на развитие наднациональных органов и их влияние на общество на востоке и западе со времен Второй мировой войны.

Критерии успеха (10-12 кл.)

- заполняют таблицу, показывающую характер и роль каждого из этих судов и примеры их работы;

- обсуждают примерные дела МУС;

- приводят аргументы для всех стран в пользу членства в международных судах.

- приводят аргументы, почему страны не должны быть членами международного суда;

- обсуждают свои аргументы и решают, какие из аргументов является наиболее убедительными.

Обсуждать концепцию прав человека и затем, в группах, использовать результаты своих дискуссий для создания своего собственного списка основных прав человека (навыки говорения, слушания и письма)

Предметный словарь и терминология:

Надгосударственные организации/органы, ООН, Европейский Парламент, Член Европейского Парламента (ЧЕП), конституция, Международный Суд (МС), Международный Уголовный Суд (МУС), Права человека, идеология, преследование, порабощение, заключение под стражу беженцев без проведения суда, фундаментальный, нападение , Военные преступления, геноцид, преступление против человечества.

Серия полезных фраз для диалога/письма в классе :

Примерами фундаментальных прав человека являются… Каждому дается право на…

Каждый имеет право… Никто не должен быть… Все люди…

Честность, сотрудничество, здоровье, ответственность и обучение на протяжении всей жизни осуществляется посредством выполнения заданий в группах.

трехъязычие осуществляется посредством овладения вторым академическим языком в процессе обучения.

толерантность, уважение, осуществляется посредством изучения исторического прошлого других народов

Глобальное гражданство, интернационализм проявляется в обсуждении проблем международных отношений, гуманный подход в их решении.

Межпредметные связи

точки международных конфликтов на карте мира. расположение центров МС и МУС в Европе.

защита прав человека

- по характеру помощи учащимся;

-в оказании индивидуальной поддержки учащемуся;

Навыки использования ИКТ

Поиск релевантной информации для выполнения задания

Здоровье и соблюдение ТБ

Гимнастика для глаз .Правила поведения в кабинете.

Запланир / этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

ПСМ – фото с Нюрнбергского процесса,1945г.

Организационный момент. Определение целей обучения совместно с учениками.

Ситуация в мире после Второй мировой войны и о вере в то, что где-то есть лучшее будущее, в качестве прецедента - Нюрнбергское слушание военных преступлений. Это является контекстом, в котором была организована ООН. МС является частью ООН. МУС рассматривает военные преступления, геноцид и преступления против человечества.

- Почему, по вашему мнению, некоторые страны не согласились стать частью МУС? Включая крупные державы, такие как США и Китай.

Для устной обратной связи применяется стратегия критического мышления «Знаю/Хочу знать/Узнал». Ученики устно отвечают на первую часть таблицы.

Середина урока

(К) проведение дискуссии: Почему люди решили, что после Второй мировой войны необходимы международные суды?

(У) Объяснение различий между Международным судом и Международным уголовным судом.

И)(Ф) Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Ученики заполняют таблицу, показывающую характер и роль каждого из этих судов и примеры их работы.

(Г) обсуждение примерных дел МУС.

Согласны ли вы, что эти дела должны рассматриваться международным судом?

Может ли международный суд изменить это?

(П)(Ф) В парах- дебаты:

1 ученик приводит аргументы для всех стран в пользу членства международных судах.

2 ученик, напротив приводит аргументы, почему страны не должны быть членами международного суда.

(К) голосование: Должно ли быть членство в международных судах принудительным?

информационные листы по делам МУС. ( на примере разных стран).

Конец урока

Стратегия «Знаю/Хочу знать/Узнал»

Ученики устно отвечают на часть таблицы - «узнал».

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышления об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?


Тема урока:
Какова роль Международного Суда и Международного уголовного суда в Гааге?

Раздел 1B: Становление международных организаций

Цели обучения - выявлять общие закономерности путем анализа причинно - след.

Цели обучения
- выявлять общие закономерности путем анализа причинно - следственных связей
- опираясь на знания исторических фактов и карты, способен моделировать возможный сценарий развития исторического события
- аргументировано доказывать свое суждение и делать выводы из целого ряда источников

Государства-участники МУС Государства, не подписавшие и не присоединившиес.

Государства-участники МУС
Государства, не подписавшие и не присоединившиеся к Римскому статуту


дискуссия: Почему люди решили, что после Второй мировой войны необходимы межд.

Почему люди решили, что после Второй мировой войны необходимы международные суды?

Различия между Международным судом и Международным уголовным судом.Международ.

Различия между Международным судом и Международным уголовным судом.
Международный Суд (МС) является главным судебным органом ООН. Он был учрежден для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Междунаро́дный уголо́вный су́д — первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечества.


В 1950 году Суд постановил, что Южная Африка не может в одностороннем порядке.

В 1950 году Суд постановил, что Южная Африка не может в одностороннем порядке менять международный статус территории Юго-Западная Африка (нынешняя Намибия) посредством ее поглощения.Обретение Намибией независимости в 1990 году произошло отчасти благодаря работе Суда.

Суд также вынес консультативное заключение по некоторым вопросам, касающимся Западной Сахары, несамоуправляющейся территории, на которую после ее деколонизации Испанией претендовали как Марокко, так и Мавритания.
В 1975 году Суд постановил, что во время испанской колонизации, начавшейся в 1884 году, Западная Сахара не была территорией, принадлежащей одному из этих двух государств.При этом Суд указал основания для референдума по вопросу о самоопределении Западной Сахары под эгидой ООН.
Помимо частого акцента на праве народов на самоопределение в его решениях, в 1970 году, Суд в своем решении по делу о компании «Барселона трэкшн» признал обязательства, которые несут государства по отношению к международному сообществу в целом , такие, как «запрещение актов агрессии и геноцида» и осуществление «принципов и норм, касающихся основных прав человеческой личности, включая защиту от рабства и расовой дискриминации». Иными словами: если государство нарушает эти обязательства, любое государство может в законном порядке возбудить дело в защиту эти основополагающих прав человека и может протестовать против их нарушения.

Международный уголовный суд International Criminal Court Cour pénale internat.

Международный уголовный суд
International Criminal Court
Cour pénale internationale

Вид: международный судебный орган
Инстанция: суд высшей инстанции
Юрисдикция: Государства-участники Римского статута
Дата основания: 1998 год (фактически с 1 июля 2002 года)
Языки делопроизводства: английский, французский
Состав :судьи избираются Ассамблеей государств-участников
Управомочен по: Римский статут
Срок службы:9 лет
Членов: 18 (число может быть увеличено)
Руководство : Председатель Сильвия Фернандес
де Гурменди
Вступил в должность : 11 марта 2015 года

Есть пословица: “кто-то, кто убил одного человека, рискует закончить жизнь в.

Есть пословица: “кто-то, кто убил одного человека, рискует закончить жизнь в тюрьме. Тот, кто убивает тысячи людей, приглашается на мирные переговоры”. Обсудите значение этой пословицы. Может ли международный суд изменить это?

Дебаты :1 спикер : привести аргументы для всех стран в пользу членства в м.

Дебаты :
1 спикер : привести аргументы для всех стран в пользу членства в международных судах.
2 спикер : напротив, привести аргументы, почему страны не должны быть членами международного суда.
Обсудить свои аргументы и решить, какие из аргументов является наиболее убедительными.

голосование Должно ли быть членство в международных судах принудительным?

голосование
Должно ли быть членство в международных судах принудительным?

Финальным аккордом Второй мировой войны стал главный Нюрнбергский процесс — суд над бывшими руководителями нацистской Германии. Это был первый случай в глобальной юридической практике — до того международные военные трибуналы просто не созывались. Отчасти поэтому в Нюрнберге всем участникам процесса приходилось действовать наугад — с нуля разрабатывали не только устав, но и все процессуальные механизмы. Нюрнбергский процесс заложил фундамент основополагающих правовых принципов и международного гуманитарного права, которые используются сегодня.

Город был выбран не случайно. В Нюрнберге впервые в 1927 году прошел съезд НСДАП, здесь же были приняты Нюрнбергские расовые законы, положившие начало изоляции евреев по национальному признаку. После главного трибунала в Нюрнберге последовал цикл из еще 12 судебных процессов, на которых разбирались дела нацистских деятелей меньшего масштаба (в том числе, например, нацистских врачей).

То, что после окончания войны будет грандиозный судебный процесс, было очевидно еще в разгар боевых действий: в частности, союзники говорили об этом на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании 1 ноября 1943 года, когда была принята «Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства». Позже, уже на Ялтинской конференции в феврале 1945 года, когда стало совершенно понятно, что до конца войны осталось недолго, Сталин, Рузвельт и Черчилль обсуждали более конкретные меры наказания за военные преступления. Черчилль выступал за расстрел верхушки Третьего рейха без суда и публичной огласки, Сталин настаивал на предварительном судебном разбирательстве, а Рузвельт полагал, что процесс должен быть скорее политическим, нежели юридическим.

Созданием Международного военного трибунала и разработкой его устава занимались представители четырех держав-союзников — США, СССР, Франции и Великобритании — в ходе Лондонской конференции летом 1945 года. 29 августа представили первый список главных подсудимых — 24 военных преступника из числа нацистских руководителей и идеологов. Также впервые в истории перед судом предстали не только люди, но и целые организации — СС, СД и гестапо. Ни Гитлер, ни Геббельс, ни Гиммлер не вошли в список преступников, так как к этому моменту уже были мертвы — покончили жизнь самоубийством. Мартин Борман обвинялся заочно, поскольку не было никаких прямых доказательств его смерти.

То, что вина подсудимых будет доказана, не подлежало сомнению — цель Нюрнбергского процесса заключалась лишь в определении меры наказания. В состав трибунала вошли представители четырех держав-победительниц, а также обвинители от них.

От СССР главным обвинителем был прокурор Роман Руденко, известный участием в массовых сталинских репрессиях, — впоследствии это вызовет критику в немецких СМИ,

которые будут высказывать сомнения в моральном праве Руденко осуждать нацистских преступников за развязывание геноцида.

Процесс растянулся на десять месяцев: с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946-го было проведено 403 слушания, стенограммы которых заняли 42 тома. Международный военный трибунал приговорил 12 человек к смертной казни через повешение, трех человек — к пожизненным срокам, двое получили по 20 лет тюремного заключения. Прозвучало всего три оправдательных приговора: освободили нацистского пропагандиста и радиоведущего Ганса Фриче, дипломата Франца фон Папена и одного из главных организаторов военной экономики нацистской Германии, бывшего президента Рейхсбанка и рейхминистра экономики Германии Ялмара Шахта. Впрочем, практически сразу после этого все трое вновь попали на скамью подсудимых в ходе немецких процессов по денацификации — и получили разные сроки каторжных работ.

Противники Нюрнбергского трибунала апеллировали к тому, что, во-первых, победители не могут судить побежденных, во-вторых, самим обвинителям можно инкриминировать те же преступления, что и людям, сидящим на скамье подсудимых (например, бомбардировки Дрездена, Хиросимы и Нагасаки на финальных этапах войны). В-третьих, как бы парадоксально это ни звучало,

с правовой точки зрения нацисты не нарушали закон (или, по крайней мере, не знали, что нарушают какие-то законы),

поскольку на Нюрнбергском процессе развязывание войны и преступления против мира признали нелегитимными впервые: до этого агрессивный внешнеполитический курс осуждался, но исключительно с точки зрения морали, а санкции накладывались в основном экономические и политические, но никак не юридические.

Несмотря на эти противоречия, Нюрнбергский процесс получил название «суда истории» и «суда народов», поскольку это действительно был прецедент: на международном уровне не только осудили, но и наказали ответственных за развязывание агрессивной войны и бесчеловечное отношение к военнопленным, за геноцид как государственную идеологию и массовое уничтожение людей на «фабриках смерти».


Конец войны, начало войны: Токийский процесс

На Нюрнбергском процессе судили верхушку Третьего рейха, а для японских военных преступников был организован отдельный суд, который получил название Международного военного трибунала для Дальнего Востока — или просто Токийского процесса. За основу были взяты принципы и устав, разработанные для Нюрнберга, однако были и некоторые существенные отличия. Так, вместо четырех главных обвинителей на Токийском трибунале было представлено сразу 11 государств. От каждой страны были свои прокуроры и судьи, но главный прокурор был от США. Америка вообще играла особую роль в организации процесса: во-первых, у страны были средства на проведение трибунала, тогда как остальные державы понесли значительные финансовые потери в ходе войны, во-вторых, именно США поставили символическую точку во Второй мировой, сбросив бомбы на Нагасаки и Хиросиму.

Еще одно существенное отличие Токийского процесса заключалось в царящей на нем атмосфере: если в Нюрнберге страны-победительницы пытались выступать единым фронтом, несмотря на разногласия, то в Токио раскол был уже очевиден. За два месяца до начала процесса, 5 марта 1946 года, Черчилль выступил со своей знаменитой Фултонской речью, положившей начало холодной войне, поэтому трибунал в Токио проходил в очень напряженной обстановке невидимого противостояния США и Европы СССР.

Весь процесс стал своеобразной битвой за раздел сферы влияния на Дальнем Востоке, от исхода которой зависело, по какому пути пойдет Япония — коммунистическому или капиталистическому. Острота противоречий росла с каждым днем: дошло до того, что советской делегации отказали в бесплатных обедах,

которые полагались всем представителям комиссий государств — участников Токийского процесса.

Помимо внешнеполитических факторов, были и другие аспекты, влияющие на ход трибунала. Так, США заинтересовались бактериологическим оружием, которое Япония разрабатывала в ходе войны, проводя опыты над военнопленными. В обмен на документы и материалы с результатами исследований некоторые японские военные преступники получили иммунитет от судебного преследования — в частности, руководитель программы генерал-лейтенант, микробиолог Сиро Исии и его подчиненные. Неприкосновенным был также объявлен император и его семья. Союзники пошли на эту сделку, поскольку боялись, что привлечение к суду священной фигуры императора вызовет протесты и на оккупированной территории начнутся бунты и восстания.

Токийский процесс растянулся на полтора года, с 3 мая 1946-го по 12 ноября 1948 года. За это время специальный судебный орган, в который вошли СССР, США, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Китай, Индия и Филиппины, провел 949 заседаний, принял 4356 документальных доказательств и 1194 свидетельских показаний. В итоговом списке обвиняемых оказались 29 человек, но перед судом предстали только 25, поскольку Сюмэй Окава, философ, публицист, идеолог японского милитаризма, которого называют еще «японским Геббельсом», был признан психически невменяемым, министр иностранных дел Есукэ Мацуока и министр флота Осами Нагано умерли во время следствия, а Японии Фумимаро Коноэ покончил с собой накануне ареста. Семеро обвиняемых были приговорены к смертной казни через повешение за преступления против мира и человечности, а также массовые убийства — в том числе за Нанкинскую резню и Батаанский марш смерти. 15 подсудимых получили пожизненные сроки, еще двое — разные сроки заключения.

Советская сторона была не согласна с тем, что многим преступникам удалось избежать наказания (в частности, тем, кто был ответственен за создание в рамках Квантунской армии «отряда 731» и «отряда 100», занимавшихся разработкой бактериологического оружия). Поэтому по окончании Токийского процесса в СССР начался Хабаровский процесс — трибунал, который, впрочем, был уже не международным. На нем перед судом предстали 12 человек, обвиняемых в экспериментах над людьми и разведении бактерий чумы, холеры, сибирской язвы. За эти тяжелые преступления предусматривалась смертная казнь через повешение, однако все обвиняемые получили только различные сроки лишения свободы, поскольку Хабаровский процесс был в некотором роде демонстративным ответом США со стороны Советского Союза.


Радио ненависти: Международный трибунал по Руанде

Сто дней геноцида в Руанде унесли более 800 тысяч жизней: убийства совершались каждые десять секунд. Страшная бойня разразилась на почве конфликта между хуту и тутси. Эти две народности за многие столетия прошли непростой путь от войны до мирного сосуществования на одной территории, с выработкой общего языка и культуры. Все изменилось после окончательного распада колониальной системы во второй половине XX века: Бельгия, уходя из Руанды, передала административный контроль хуту, этническому большинству, которое исторически относилось к более низкой касте. Привилегированное меньшинство тутси оказалось без традиционной поддержки. 6 апреля 1994 года в авиакатастрофе погиб президент Руанды Жювеналь Хабиаримана; хуту обвинили тутси в том, что те сбили самолет, и медленно тлеющая на протяжении нескольких лет гражданская война мгновенно вышла на совершенно другой уровень — началась массовая резня. Хуту, вооруженные мачете, убивали с особой жестокостью, а перед этим изощренно пытали —

многие тутси, попавшие в руки хуту, предлагали большие деньги за то, чтобы быть убитыми быстро.

Особую роль в геноциде сыграли СМИ — в первую очередь радио, поскольку это был самый доступный источник информации в Руанде. Наибольшую известность получило «Свободное радио тысячи холмов» (Руанду называют страной тысячи холмов) — официально частное, но финансировавшееся государством. В эфире радиостанции, большинство сотрудников которой составляли хуту, открыто звучали агрессивные лозунги и призывы к насилию, ведущие объявляли места, где прячутся тутси (вплоть до конкретных адресов), людям объясняли, как правильно избавляться от трупов и скрывать следы своих преступлений. «Валите высокие деревья!», «Давите тараканов!», «Продолжайте борьбу: могилы еще не полны!» — такие простые и понятные лозунги транслировались практически круглосуточно. Мощь пропаганды была настолько велика, что под ее влиянием люди убивали даже родственников, которые принадлежали к тутси или сочувствовали им.

Международные миротворческие силы занимали бездеятельную позицию: войска ООН получили приказ не вмешиваться во внутренние дела другой страны; единственное, что было разрешено солдатам, — отстреливать бродячих собак, которые разрывали тела убитых. Франция эвакуировала иностранных граждан и экспатриантов (пытавшихся бежать из страны тутси силой высаживали из грузовиков), Бельгия стремительно выводила своих солдат, ООН сократила миротворческий контингент в четыре раза всего за полмесяца, США, извлекшие урок из сомалийской операции в Могадишо, и вовсе предпочли не вмешиваться. Позже генерал Ромео Даллер назвал эту миротворческую миссию одной из самых провальных в истории.

Остановить бойню смогли сами тутси из движения Руандийский патриотический фронт, который возглавлял Поль Кагаме (сегодня он президент Руанды) — им удалось взять столицу и оттеснить радикальных хуту к границам. После прекращения войны настало время подводить ее итоги и наказывать тех, кто ее развязал. Международный трибунал по Руанде действовал более 20 лет — с 1994 по 2015 год, однако некоторые преступники до сих пор не найдены — они объявлены в международный розыск.

В 1998 году трибунал приговорил к пожизненному заключению премьер-министра временного правительства Руанды Жана Камбанду. В 1999 году пожизненный срок получил Джордж Рутаганде, возглавлявший военизированное ополчение хуту «Интерахамве». В 2008 году такой же приговор был вынесен бывшему полковнику руандийской армии Теонесте Багосору.

Единственным европейцем, представшим перед трибуналом, стал бельгиец Жорж Руджу — бывший ведущий «Радио тысячи холмов», который открыто призывал к убийствам тутси. Именно ему принадлежит эпитет «тараканы» и использование глагола «работать» в значении «убивать». Трибунал приговорил Руджу к 12 годам лишения свободы — власти Руанды сочли это решение слишком мягким, но суд учитывал чистосердечное признание и раскаяние в содеянных преступлениях. Через девять лет Руджу освободили из-под стражи досрочно.


Суд во время войны: Международный трибунал по бывшей Югославии

После смерти Иосипа Броза Тито, возглавлявшего Югославию на протяжении 35 лет, в 1980 году в стране начался кризис, который привел к масштабной гражданской войне. Конфликт начался в 1991 году и продолжался около 10 лет. Сербы, хорваты, мусульмане-бошняки, албанцы и македонцы отстаивали свои национальные и территориальные интересы в вооруженных столкновениях, в результате которых погибло около 100 тысяч человек. Противостояние в Югославии считается самым кровопролитным конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны.

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге запустил Совет безопасности ООН еще в 1993 году. Его появление поддержали многие государства, в том числе Россия. За время своей работы, вплоть до 2017 года, МТБЮ рассмотрел больше 160 дел, опросил около 4600 свидетелей и осудил 90 человек за геноцид, преступления против человечности и нарушение законов и обычаев войны. Обвинения получили участники гражданской войны в Югославии 1991–1996 годов, конфликта в Косово 1997–1998 годов, а также войны в Македонии.

МТБЮ стал первым трибуналом, в котором не победитель судил побежденного, а все международное сообщество выносило приговор тем, кто грубо нарушал нормы международного права и общечеловеческого представления о гуманности. Но трибунал основали в ходе войны, что затруднило сбор доказательств и поиск свидетелей. Из-за этого суду пришлось полагаться на информацию, которую предоставляли страны, вовлеченные в конфликт.

Работа МТБЮ вызывала и продолжает вызывать много критики — от его дороговизны и плохого обеспечения безопасности подсудимых (что привело к смерти Милошевича и Праляка) до политической предвзятости. Так, Хорватия официально отрицала причастность к военным преступлениям в Боснии и Герцеговине, а МИД России посчитал пожизненный приговор Младичу «продолжением политизированной и предвзятой линии» МТЮБ.

С помощью трибунала международное сообщество надеялось примирить народы и добиться справедливости, но практика показала, что участники войны, чью вину признавал суд, становились национальными героями, получали протекцию от своих государств и выпускали книги, где уверенно оспаривали решения Гааги.


Долгая дорога к правосудию: чрезвычайные палаты в судах Камбоджи

В 1998 году в ООН началась работа по созданию еще одного международного трибунала — для расследования преступлений «красных кхмеров» в Камбодже. В 1975 году это движение под предводительством Пол Пота захватило столицу Пномпень, свергло правящий режим, переименовало страну в Демократическую Кампучию, «обнулило» летоисчисление и следующие четыре года планомерно уничтожало сограждан — по разным оценкам, от 1,5 до 3,3 млн человек.

Для преобразования Камбоджи, по мысли Пол Пота, необходимо было «перевоспитать» ее граждан, а тех, кто перевоспитанию не поддается, физически уничтожить. Под «перевоспитанием» подразумевался принудительный тяжелый труд в сельскохозяйственных коммунах с запретом на медицину, культуру, образование и денежные отношения (как пережитки капитализма). «Неподдающимися перевоспитанию» были объявлены все, кто занимал привилегированное положение при прежнем режиме либо сочувствовал ему, а также представители интеллигенции, религиозных общин и этнических меньшинств. Получить обвинение в неблагонадежности можно было за наличие высшего образования, ношение очков или использование в речи устаревших слов и выражений.

«Красные кхмеры» берегли патроны, поэтому приговоренных к смерти забивали мотыгами, перерезали им горло острыми пальмовыми листьями, вешали, бросали крокодилам, а перед убийством изощренно пытали. Печальную известность получила тюрьма Туольсленг в здании бывшей школы, через которую прошли от 17 до 20 тысяч человек, из которых выжили лишь семеро: их просто не успели убить, когда в январе 1979 года Пномпень заняли вьетнамские войска (Вьетнам вторгся в Камбоджу после нескольких лет пограничных конфликтов).

Мировое сообщество почти ничего не знало о геноциде, пока режим Пол Пота не пал, — но и на то, чтобы добиться возмездия, ушло два с лишним десятка лет. Только в 2003 году начал работу организованный совместно с ООН трибунал, получивший название «Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи». Он сразу оговорил преступления, которые собирался рассматривать (нарушения Уголовного кодекса Камбоджи 1954 года и ряда международных конвенций, из которых одна принята после 1975 года), и круг обвиняемых (высокопоставленные лица Демократической Кампучии), а также ограничил максимальное наказание пожизненным заключением. Сейчас его отбывают двое из соратников Пол Пота.

Время сыграло со всеми участниками процесса странную шутку: кто-то из них получил ограниченный срок, но не надеется когда-либо выйти на свободу в силу возраста (как начальник тюрьмы Туольсленг Канг Кек Иеу), а умер от старости, не дожив до приговора (как министр иностранных дел Демократической Кампучии Иенг Сари). Сам Пол Пот был заочно приговорен к смерти еще в 1979 году Народно-революционным трибуналом, скрывался в джунглях на границе с Таиландом и умер в 1998 году — возможно, отравлен бывшими соратниками.

Прошло более 50 лет после того, как Организация Объединенных Наций в первый раз признала необходимость учреждения международного уголовного суда для преследования за такие преступления, как геноцид. В резолюции Генеральной Ассамблеи A/RES/260А (III) от 9 декабря 1948 года «признавая, что на протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству; и будучи убеждена, что для избавления человечества от этого отвратительного бедствия необходимо международное сотрудничество» утвердила Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. В статье I этой Конвенции геноцид квалифицируется в качестве «преступления, которое нарушает нормы международного права», а в статье VI предусматривается, что лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию…». В этой же резолюции Генеральная Ассамблея предложила Комиссии международного права «рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагается рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида…».

После того как Комиссия сделала вывод о том, что учреждение международного суда для преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других преступлениях аналогичной тяжести, является как желательным, так и возможным, Генеральная Ассамблея создала комитет для подготовки предложений, касающихся учреждений такого суда. Комитет подготовил проект статута в 1951 году и пересмотренный проект статута в 1953 году. Однако Генеральная Ассамблея постановила отложить рассмотрение проекта статута до принятия определения агрессии.

С того времени вопрос об учреждении международного уголовного суда рассматривался периодически. В декабре 1989 года в ответ на просьбу Тринидада и Тобаго Генеральная Ассамблея обратилась к Комиссии международного права с просьбой возобновить работу над вопросом о международном уголовном суде, обладающим юрисдикцией, распространяющейся на незаконный оборот наркотических средств. Затем, в 1993 году, в бывшей Югославии разразился конфликт, и военные преступления, преступления против человечности и геноцид в форме «этнических чисток» вновь приковали к себе международное внимание. В рамках усилий, направленных на то, чтобы положить конец широко распространенным страданиям людей, Совет Безопасности Организации Объединенных Наций учредил специальный международный трибунал по бывшей Югославии для привлечения к ответственности физических лиц, виновных в совершении этих жестоких актов, и для пресечения совершения аналогичных преступлений в будущем.

Вскоре после этого Комиссия международного права успешно завершила свою работу над проектом статута международного уголовного суда и в 1994 году представила проект статута Генеральной Ассамблее. Для рассмотрения основных вопросов существа, вытекающих из этого проекта статута, Генеральная Ассамблея учредила Специальный комитет по вопросу об учреждении международного уголовного суда, который собирался дважды в 1995 году. После того как Генеральная Ассамблея рассмотрела доклад Комитета, она создала Подготовительный комитет для Международного уголовного суда для подготовки пользующегося широкой поддержкой сводного проекта текста для представления дипломатической конференции. Подготовительный комитет, который собирался в период с 1996 по 1998 годы, провел свою заключительную сессию в марте и апреле 1998 года и завершил работу над составлением проекта текста.

На своей пятьдесят второй сессии Генеральная Ассамблея постановила созвать Дипломатическую конференцию полномочных представителей под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросу об учреждении международного уголовного суда, которая впоследствии состоялась в Риме, Италия, 15 июня — 17 июля 1998 года «для завершения разработки и принятия конвенции об учреждении международного уголовного суда».

«Создание международного уголовного суда вселяет надежду на торжество справедливости во всем мире. Это простая и благородная мечта. Мы близки к ее достижению. Мы сделаем все, что от нас зависит, для того чтобы она в полной мере воплотилась в жизнь. Мы просим вас внести свой вклад в эту борьбу, направленную на обеспечение того, чтобы ни один правитель, ни одно государство, ни одна хунта и ни одна армия где бы то ни было не могли нарушать права человека безнаказанно. Лишь тогда невинные жертвы войны и конфликтов в далеких уголках мира будут знать, что они также могут жить спокойно, находясь под защитой правосудия; что они тоже имеют права и что те, кто нарушает эти права, будут наказаны».

Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь ООН (1997–2006 годы)

Мир и справедливость

Одной из главных целей Организации Объединенных Наций является обеспечение повсеместного уважения прав человека и основных свобод людей во всем мире. В этой связи немногие темы имеют бoльшее значение, чем борьба с безнаказанностью и борьба за мир и справедливость и права человека в конфликтных ситуациях сегодняшнего мира. Учреждение постоянного международного уголовного суда (МУС) является решительным шагом вперед. Международное сообщество собралось в Риме, Италия, 15 июня — 17 июля 1998 года для завершения работы над проектом статута, в соответствии с которым, после того как он будет ратифицирован, такой Суд будет учрежден.

Почему нам необходим Международный уголовный Суд?

. Для достижения справедливости для всех

«На протяжении почти полстолетия — приблизительного периода существования Организации Объединенных Наций — Генеральная Ассамблея признавала необходимость учреждения такого Суда для судебного преследования и наказания лиц, виновных в совершении таких преступлений, как геноцид. Многие думали . что ужасы второй мировой войны — лагеря, зверства, уничтожение людей, Холокост — никогда не повторятся. Однако это произошло. В Камбодже, в Боснии и Герцеговине, в Руанде. Наше время, даже нынешнее десятилетие, показало, что человеческие возможности совершать зло не знают границ. Геноцид . является термином нашего времени и также представляет собой отвратительную реальность, которая требует исторического ответа.»

Кофи Аннан, бывший Генеральный секретарь ООН (1997–2006 годы)

Международный уголовный суд называли отсутствующим звеном в международно-правовой системе. Международный Суд в Гааге рассматривает лишь дела о спорах между государствами, но не дела физических лиц. В отсутствие международного уголовного суда, занимающегося установлением индивидуальной ответственности в качестве правоприменительного механизма, акты геноцида и грубейшие нарушения прав человека часто остаются безнаказанными. За прошедшие 50 лет имело место много случаев преступлений против человечности и военных преступлений, за которые никто из физических лиц не был привлечен к ответственности. В Камбодже в 70-х годах красные кхмеры, по оценкам, убили два миллиона человек. Во время вооруженных конфликтов в Мозамбике, Либерии, Сальвадоре и других странах погибло огромное число гражданских лиц, в том числе вселяющее ужас число безоружных женщин и детей. Массовые убийства гражданских лиц продолжаются в Алжире и районе Великих озер в Африке.

. Для того чтобы покончить с безнаказанностью

«У человека больше шансов попасть под суд и быть осужденным за убийство одного человека, чем за убийство 100 000 человек».

Хосе Айяла Лассо, бывший Верховный комиссар ООН
по правам человека (1994–1997 годы)

В решении Нюрнбергского трибунала говорится, что «преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными субъектами и только посредством наказания физических лиц, совершивших такие преступления, может быть обеспечено соблюдение положений международного права»; этим решением был установлен принцип индивидуальной уголовной ответственности всех тех, кто совершает такие деяния, в качестве краеугольного камня международного уголовного права. Согласно проекту кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, разработка которого была завершена в 1996 году Комиссией международного права по просьбе Генеральной Ассамблеи, этот принцип применяется на равной основе и без исключений по отношению к любому физическому лицу, независимо от занимаемой должности в правительственной или военной иерархии. Кроме того, в Конвенции о предотвращения преступления геноцида и наказании за него, утвержденной Организацией Объединенных Наций в 1948 году, признается, что преступление геноцида может совершаться ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

. Для содействия окончанию конфликтов

«Не может быть мира без справедливости, справедливости без права и предметного права без суда, который решает, что справедливо и законно в тех или иных обстоятельствах».

Бенджамин Б. Ференц, бывший обвинитель на Нюрнбергском процессе

В ситуациях, сопряженных с этническим конфликтом, насилие порождает дальнейшее насилие; одно убийство влечет за собой следующее. Гарантия того, что по меньшей мере некоторые лица, совершающие военные преступления или геноцид, могут быть привлечены к ответственности, является сдерживающим фактором и повышает вероятность прекращения конфликта. В течение нынешнего десятилетия были созданы два специальных международных уголовных трибунала, один по бывшей Югославии, а другой по Руанде, в надежде ускорить окончание насилия и предотвратить его возобновление.

. Для устранения недостатков, присущих специальным трибуналам

Учреждение специального трибунала немедленно влечет за собой вопрос о «выборочном правосудии». Почему не был учрежден трибунал по военным преступлениям в связи с массовыми убийствами в Камбодже? Постоянный суд мог бы функционировать более последовательным образом.

Указывалось на «судебную усталость». Задержки, присущие процессу учреждения специального трибунала, могут приводить к нескольким следующим последствиям: состояние чрезвычайно важных доказательств может ухудшиться или эти доказательства могут быть уничтожены; исполнители преступлений могут сбежать или исчезнуть; а свидетели могут переехать куда-либо или подвергнуться запугиванию. Расследование становится все более дорогим, и огромные расходы специальных трибуналов могут ослабить политическую волю, необходимую для их учреждения.

Специальные трибуналы связаны временем или территорией. В прошлом году тысячи беженцев, спасавшихся от этнического конфликта в Руанде, были убиты, однако мандат Трибунала ограничивается событиями, происшедшими в 1994 году. Преступления, совершенные после этого времени, мандатом не охватываются.

. Для того чтобы действовать в том случае, когда национальные учреждения уголовной юстиции не готовы или не способны принимать меры

«Преступления по международному праву по самой своей природе зачастую предполагают прямое или косвенное участие целого ряда лиц, по крайней мере некоторые из которых занимают руководящие должности в сфере государственного управления или в военной сфере».

Доклад Комиссии международного права, 1996 год

Страны согласны, что обычно преступников должны судить национальные органы. Однако во время конфликта, будь то внутреннего или международного, такие национальные органы часто либо не готовы, либо не способны действовать, как правило, по одной из двух причин. Часто у правительств отсутствует политическая воля осуществлять судебное преследование своих собственных граждан или даже высокопоставленных должностных лиц, как это имело место в случае бывшей Югославии. Или же национальные учреждения могут дезинтегрироваться, как это было в случае с Руандой.

. Для сдерживания будущих военных преступников

«Отныне все потенциальные лидеры вооруженных группировок должны знать, что в зависимости от развития конфликта может быть учрежден международный трибунал, перед которым предстанут те, кто нарушает законы войны и гуманитарное право . Теперь будет презюмироваться, что каждый знает содержание основополагающих положений международного уголовного права; защитный аргумент о том, что подозреваемым не было известно о правовых нормах, не будет признаваться».

Ханс Корелл, заместитель Генерального секретаря ООН
по правовым вопросам (1994–2004 годы)

За всю историю большинство лиц, совершивших военные преступления и преступления против человечности, не было наказано. Несмотря на военные трибуналы, учрежденные после второй мировой войны, и два недавних международных уголовных трибунала по бывшей Югославии и по Руанде, это же справедливо и в отношении XX века. С учетом этого разумно предположить, что большинство лиц, совершавших зверства, считали, что они не будут наказаны за их преступления. Эффективное сдерживание является первейшей целью тех, кто выступает за учреждение международного уголовного суда. Как только станет ясно, что международное сообщество более не будет мириться с такими чудовищными деяниями и будет привлекать к ответственности и выносить соответствующие наказания главам государств и военноначальникам, а также рядовым военнослужащим или ополченцам, те, кто подстрекает к геноциду, осуществляет кампании этнических чисток, убийства, изнасилования и зверства в отношении гражданских лиц во время вооруженного конфликта или использует детей в варварских медицинских экспериментах, уже не смогут легко находить себе пособников.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: