В течение какого срока государственный орган обязан предоставить информацию по запросу редакции

Обновлено: 25.04.2024

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
"О средствах массовой информации"

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 1 мая, 6 июня, 2, 27 декабря 2019 г., 1 марта, 30 декабря 2020 г., 11, 28 июня, 1 июля 2021 г.

ГАРАНТ:

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации"

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

О признании не соответствующими Конституции РФ отдельных норм настоящего Федерального закона см:

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 4-П

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2021 г., за исключением абзаца третьего статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 октября 2021 г.

Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2022 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г. и с 1 марта 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 426-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 534-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 380-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта "б" пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Подборка наиболее важных документов по запросу Срок ответа на запрос СМИ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Срок ответа на запрос СМИ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) В силу ч. 2 ст. 40 комментируемого Закона запрашиваемая информация должна быть предоставлена в 7-дневный срок. В случае когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, в редакцию СМИ направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судам следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Согласно ч. 6 ст. 18 данного Федерального закона отсрочка в предоставлении информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не может превышать 15 дней сверх установленного этим Законом срока для ответа на запрос.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(постатейный)
(Захарова Н.А., Коржов В.Ю., Кайль А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судебная практика исходит из того, что такой срок установлен, в частности, ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Согласно ч. 6 ст. 18 этого Закона отсрочка в предоставлении информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не может превышать пятнадцать дней сверх установленного этим Законом срока для ответа на запрос (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

Нормативные акты: Срок ответа на запрос СМИ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16
(ред. от 09.02.2012)
"О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" В силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судам следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Согласно части 6 статьи 18 этого Закона отсрочка в предоставлении информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не может превышать пятнадцать дней сверх установленного этим Законом срока для ответа на запрос.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Комментарий к ст. 39 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья конкретизирует право редакций на запрос информации у государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц. Данное право содержится во многих международных актах. Так, например, Рекомендация Совета Европы R (81) 19 от 25 ноября 1981 г. "О доступе к информации, находящейся в ведении государственных ведомств" указывает, что все государства - члены Совета должны обеспечивать право на получение по запросу информации, находящейся в ведении государственных органов (за исключением законодательных и судебных органов).

По мнению Пленума Верховного Суда РФ, выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, например, нормами ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона, п. "б" ст. 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", подп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военном положении" (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

Таким образом, запрос информации является одним из основных законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Редакция не обязана обосновывать необходимость получения информации (кроме информации с ограниченным доступом). Из смысла ст. 40 комментируемого Закона вытекает, что ответ на запрос должен быть предоставлен редакции в семидневный срок. Если в указанный срок не были предоставлены ответ или уведомление об отсрочке в предоставлении информации, это равносильно отказу и может быть обжаловано в суд.

Сам запрос может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Однако, учитывая возможность немотивированного отказа в предоставлении информации, необходимо рекомендовать именно письменную форму запроса, а в случае отказа в предоставлении информации - получение на запросе соответствующей записи с мотивировкой отказа. В таком случае редакция будет иметь на руках доказательства, необходимые для обжалования неправомерного отказа. Как правило, письменный запрос составляется на официальном бланке редакции и заверяется печатью. Однако такое оформление является сложившейся практикой, а не обязательной для исполнения, исходящей от государства нормой закона. Комментируемая статья также определяет конкретных должностных лиц, в компетенцию которых входит предоставление испрашиваемой информации.

2. Отдельные ведомственные нормативные акты регламентируют вопрос предоставления информации по вопросам деятельности отдельных министерств и ведомств. Так, Приказом Минфина РФ от 7 ноября 2005 г. N 133н "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации" был утвержден Порядок предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности Министерства финансов РФ. Согласно данному нормативному акту позицию министерства по вопросам его деятельности имеют право доводить до сведения средств массовой информации министр, заместители министра, помощник (пресс-секретарь) министра (далее - пресс-секретарь министра), начальник и заместители начальника отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации департамента управления делами и контроля (далее - пресс-служба министерства), сотрудники пресс-службы по поручению руководства пресс-службы, а также директора департаментов и их заместители по согласованию с министром, заместителями министра, пресс-секретарем министра или начальником пресс-службы министерства. Запросы представителей средств массовой информации поступают в пресс-службу министерства, откуда после регистрации передаются в соответствующий департамент министерства. Соответствующий департамент министерства представляет запрашиваемую информацию в пресс-службу министерства в срок не позднее 3-х дней. Справочная информация предоставляется средствам массовой информации только пресс-службой министерства по согласованию с руководством соответствующего департамента министерства.

3. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N С1-7/С1-392 "О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации" было указано, что становление и упрочнение судебной власти в государстве во многом зависит от состояния общественного мнения по данному вопросу. Средства массовой информации, выполняя информационную функцию, являются одновременно и каналом выражения общественного мнения, и способом его формирования. Отмечая в этой связи важность и необходимость укрепления деловых связей со средствами массовой информации в целях объективного, профессионального и юридически грамотного освещения ими деятельности арбитражных судов, предлагалось: арбитражным судам Российской Федерации повсеместно налаживать и укреплять постоянные деловые контакты со средствами массовой информации и конкретно с журналистами, специализирующимися в своих выступлениях на экономико-правовой тематике, в том числе на освещении экономических споров в арбитражных судах.

Было указано на необходимость в каждом арбитражном суде Российской Федерации:

- с учетом имеющихся возможностей возложить на одного или нескольких специалистов обязанность по непосредственному постоянному сотрудничеству со СМИ;

- обеспечить возможность ознакомления журналистов со временем проведения судебных заседаний по конкретным спорам, представляющим интерес для СМИ;

- предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале, вести записи по ходу судебного процесса. При этом следует иметь в виду, что фото-, кино- и видеосъемка в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе продлить ранее определенное время съемок или разрешить их проведение непосредственно в ходе заседания. В то же время съемка не должна влиять на объективное ведение заседания и свободу волеизъявления участвующих в деле лиц;

- выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководства редакции или агентства, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, участвовавших в деле, и при наличии ходатайства руководства редакции или агентства журналист может ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренного в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат;

- ввести в практику работы суда систематическое отслеживание и анализ публикаций в печати, а также материалов передач телерадиовещания о деятельности арбитражных судов. Реагировать на случаи необъективного или недобросовестного освещения деятельности арбитражного суда в СМИ путем публикации в печати соответствующих материалов или подготовки передачи телерадиовещания. При необходимости пользоваться правами на опровержение и на ответ, предусмотренными статьями 43 и 46 Закона РФ "О средствах массовой информации".

4. К сожалению, комментируемая статья не предусматривает права индивидуального журналистского запроса с обязательностью его исполнения. Более корректный подход к формулировке данной статьи был предложен в проекте Индустриального комитета. Так, согласно ст. 9 проекта право запроса предоставлялось владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции (главному редактору), журналисту.

5. В статье также предусмотрен минимально возможный список должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений. Однако список перечисленных в статье должностных лиц не является исчерпывающим.

"КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. № 2124-1 "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

(часть третья введена Федеральным законом от 20.06.2000 N 90-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.

(часть пятая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 10-ФЗ)

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 10-ФЗ)

Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 09.02.2009 N 10-ФЗ)

Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 10-ФЗ)

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

(часть третья введена Федеральным законом от 05.08.2000 N 110-ФЗ)

(часть четвертая введена Федеральным законом от 05.08.2000 N 110-ФЗ)

Статья 43. Право на опровержение

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

Статья 44. Порядок опровержения

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Статья 45. Основания отказа в опровержении

В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;

2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;

3) является анонимным.

В опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 46. Право на ответ

Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43 - 45 настоящего Закона.

Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 49. Обязанности журналиста

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

(п. 10 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

Комментарий к ст. 40 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет допустимые случаи отказа или отсрочки в предоставлении информации по запросам СМИ.

2. Отказ в предоставлении информации возможен только в строго ограниченных случаях, когда запрашиваемая информация составляет государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Данными случаями полностью исчерпываются основания для отказа в предоставлении информации по запросу редакции.

Из ст. 3 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" следует, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Такой информацией, в частности, являются: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, адрес, семейное положение, социальное и имущественное положение, образование, профессия, доходы, иная информация, относящаяся к субъекту персональных данных. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

По этому поводу приведем пример. В судебном заседании установлено, что редакция газеты направила запрос в ОАО о предоставлении штатного расписания, размеров окладов всех работников ОАО и информации о причинах повышения тарифа за квартплату и коммунальные услуги для собственников жилья; кто и на каком основании установил данное повышение тарифов.

ОАО в ответе редакции газеты указало, что ОАО является коммерческой организацией, в связи с чем предоставлять средству массовой информации штатное расписание, размеры окладов работников не обязано. Суды исходили из того, что информация в виде штатного расписания с указанием должностных окладов, копии контракта между администрацией г. Кудымкара и директором ОАО Б., приказов о начислении премии работникам содержит персональные данные и не может быть предоставлена средству массовой информации без согласия работников. Вместе с тем информация о численности, о составе работников, о системе оплаты труда не является коммерческой тайной, ее предоставление по запросу средства массовой информации возможна (см. Определение Пермского краевого суда от 15 мая 2012 г. по делу N 33-4312\2012).

Отказ в ответе по иным основаниям, помимо прямо названных в комментируемой статье, является нарушением законодательства. Однако зачастую государственные органы не отказывают прямо в предоставлении информации, но используют различного рода отписки или иным образом уклоняются от предоставления полного ответа на поставленные острые или просто неудобные вопросы.

Пример. Как следует из материалов дела, 22 декабря 2008 г. главный редактор газеты "Голос Солидарности" ИП Садыков обратился с письмом N 110 в Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску о предоставлении информации о предоставленных жителям города Рубцовска субсидиях за 2005 - 2008 гг.

Управление письмом от 25 декабря 2008 г. N 7371 сообщило предпринимателю, что в связи с большим объемом запрашиваемой информации и учитывая факт запроса информации за 2008 г., который еще не истек, ответ на обращение будет направлен до 1 февраля 2009 г.

Письмом от 28 января 2009 г. N 432 Управление сообщило, что имеет возможность подготовить и предоставить запрашиваемую информацию, однако в связи с невыходом газеты "Голос Солидарности" уже более года ИП Садыкову необходимо предоставить в Управление документы, подтверждающие полномочия на получение информации.

Арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о незаконности оспариваемых действий Управления (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А03-5191/2009).

Решение об отказе в предоставлении информации принимается не позднее чем в трехдневный срок с момента поступления запроса.

3. Следует отметить, что исключения из правила обязательного предоставления информации не являются нарушением свободы массовой информации. Данные положения призваны найти компромисс между частными и публичными интересами. Многие иностранные нормативные акты также содержат исключения из принципа свободы информации. Так, Федеральный закон о свободе информации США содержит девять исключений:

- материалы, составляющие государственную тайну и относящиеся к национальной обороне и внешней политике;

- материалы, относящиеся исключительно к внутреннему режиму работы персонала и деятельности государственного органа;

- материалы, для которых установлены специальные исключения из правил об обнародовании информации в соответствии с другим федеральным законом;

- материалы, содержащие секреты производства, коммерческую или финансовую информацию и защищенные привилегией или имеющие конфиденциальный характер;

- межведомственные или внутриведомственные документы или служебные записки, которые по закону не подлежат передаче иной стороне, кроме государственного органа, ведущего судебный спор с ранее указанным государственным органом;

- личные дела, медицинские архивы и тому подобные материалы, разглашение которых рассматривается как факт незаконного вмешательства в личную жизнь;

- материалы, содержащие информацию, полученную с целью правового принуждения, но только при условии, что передача этих материалов или информации для целей правового принуждения обоснованно рассматривается в качестве вмешательства в процедуру правоприменения, или лишает определенное лицо права на справедливое судебное разбирательство или справедливое судебное решение, или обоснованно рассматривается в качестве незаконного вмешательства в частную жизнь, или обоснованно рассматривается как разглашение сведений о личности конфиденциального источника информации. В случае если информация была получена правоприменяющим органом в ходе уголовного расследования или разведывательной службой в ходе проведения расследования в интересах национальной безопасности, закон не допускает публичного разглашения информации, предоставленной конфиденциальным источником, которое привело бы к раскрытию техники и процедур правоприменительных расследований и действий или явилось бы руководством к раскрытию техники и процедур правоприменительных расследований и действий, если такое разглашение обоснованно рассматривается в качестве средства, позволяющего обойти закон, или обоснованно рассматривается как угроза жизни или здоровью любого лица;

- материалы, относящиеся к проверке и регулированию деятельности банков и финансовых учреждений;

- материалы, содержащие информацию и данные геологических или геофизических исследований, включая карты расположения скважин (колодцев).

Законодатель, закрепляя перечень оснований для отказа в предоставлении информации, упустил из виду еще одну простейшую ситуацию - запрос "не по адресу", то есть запрос редакции направлен вне компетенции указанного лица или органа, организации, предприятия, учреждения. В таком случае орган, который получил запрос редакции, просто физически, в связи с отсутствием у него данной информации, не сможет ее передать.

Отказ в предоставлении информации производится в письменной форме. Уведомление об отказе должно быть передано представителю редакции (лично, почтовым отправлением с уведомлением либо с нарочным) в трехдневный срок.

4. Комментируемая статья определяет требования к содержанию уведомления об отказе: мотивировочная часть уведомления определяет, к какому именно виду охраняемой законом тайны относятся запрашиваемые сведения, причины отнесения этих сведений к сведениям с ограниченным доступом. В уведомлении также указываются данные о должностном лице, отказывающем в предоставлении информации (фамилия и инициалы, должность, звание и т.д.). Завершает уведомление об отказе в предоставлении информации дата вынесения отказа.

Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

При этом правильно должна быть определена подведомственность споров. В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16, сроки рассмотрения и разрешения дел о признании незаконным отказа или отсрочки в предоставлении сведений, запрошенных средством массовой информации, определяются исходя из положений ст. 154 и ч. 1 ст. 257 ГПК РФ.

Принимая во внимание правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16, а также ч. 2 ст. 27, ч. ч. 1, 3 ст. 198 АПК РФ, суды пришли к выводу к о том, что, направляя редакционный запрос в Центральный округ, индивидуальный предприниматель, выступающий в качестве главного редактора еженедельника "Наш город", действовал в интересах граждан в целях реализации их прав на оперативное получение информации через средства массовой информации.

Законом о средствах массовой информации рассмотрение заявлений о признании незаконными отказа и отсрочки в предоставлении запрашиваемой редакцией информации отнесено к компетенции суда общей юрисдикции. Оспариваемый заявителем отказ в предоставлении информации не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекратил производство по делу ввиду неподведомственности спора (см. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2011 г. N 06АП-3999/2011).

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Определенный интерес представляет апелляционное Определение Московского городского суда от 12 сентября 2013 г. по делу N 11-29456, по которому в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непредоставлении ответа, отказано правомерно, поскольку ответ на обращение уже направлен заявителю. Ответ на указанное обращение истец получил уже после обращения редакции газеты "Общество и власть. Час пик" в суд с заявлением о признании бездействия незаконным в связи с тем, что запрос был поздно получен канцелярией государственного органа, а также в связи с длительным сроком рассмотрения обращений, установленным п. п. 13.1, 13.3 Регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС РФ от 9 апреля 2007 г. N 105. Установлено, что обращения граждан и организаций рассматриваются в течение 30 дней с даты поступления, а при необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) ФАС России, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Как мы видим из представленного примера, средствам массовой информации приходится учитывать внутренние регламенты государственных органов власти и местного самоуправления. Однако нам представляется не совсем правильным "молчание" органа власти и ненаправление представителю редакции в трехдневный срок уведомления об отсрочке в случае, если регламентом предусмотрен более длительный срок предоставления информации. Комментируемый Закон имеет большую силу, нежели любой регламент, а значит, установление иного срока для ответа, нежели предусмотренного в комментируемой статье, должно разъясняться представителю редакции в письменном уведомлении со ссылкой на соответствующий регламент.

Непредоставление запрашиваемой информации в установленный законом срок не может быть обосновано необходимостью подтверждения соответствующих полномочий лица, подписавшего запрос, а также неуполномоченностью известных должностных лиц давать ответы на такие запросы.

Как верно указано судом первой инстанции, М., будучи заместителем директора ООО "ТВ-Контакт" (правопреемник ЗАО "ТВ-Контакт"), имеет право получать и запрашивать соответствующую информацию в силу своего должностного положения, действующее же законодательство о СМИ не содержит полномочий органа местного самоуправления на проверку правомочности действий редакции СМИ, как и не предусматривает возможности проверки правомочности лица, подписавшего запрос, в целях обоснования отказа в предоставлении испрашиваемой информации (см. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 23 марта 2012 г. по делу N 33а-323/2012).

"КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991 Г. № 2124-1 "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" АКТУАЛИЗАЦИЯ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: