В основные доказательства в суде шариата не входили

Обновлено: 02.05.2024

В развитых странах, помимо судебной системы государства, защиту прав граждан осуществляют институты гражданского общества. Одним из таких институтов является альтернативное разрешение споров (АРС). Его методы позволяют всем слоям населения, в том числе самым незащищённым, использовать дополнительные, зачастую более удобные и гибкие способы осуществления правосудия. «Альтернативность» означает не только применение негосударственных форм защиты прав, но и указывает на возможность выбора наиболее эффективного и оптимального способа урегулирования конфликтной ситуации из числа возможных.

Если в западном обществе основная причина неэффективности государственной судебной системы – это издержки, связанные с большими временными, финансовыми и другими затратами, то в обществе с традиционно исламскими ценностями есть другие, более важные обстоятельства.

Светский суд

28 апреля в Хасавюрте был убит Магомед Умаханов – сын депутата НС РД Ахмедпаши Умаханова и племянник главы Хасавюрта. Сразу после случившегося по северной столице поползли самые невероятные слухи об исполнителях и заказчиках убийства, а уже через день были задержаны первые подозреваемые, среди которых оказались люди, близкие к главе МО «Хасавюртовский район» Алимсолтану Алхаматову. Это преступление вызвало большой резонанс в обществе, усугубив и без того сложную ситуацию в Хасавюртовском районе.

Подтверждением этого является недавнее перекрытие федеральной трассы «Кавказ» сторонниками Алхаматова, протестовавшими против некоторых обстоятельств расследования дела (см. материал на 1, 5 стр. «ЧК»).

Какое бы решение ни вынес суд, одна из сторон обязательно окажется недовольной и станет его оспаривать. Коррупция, в которой погрязла судебная система, и политическое давление, испытываемое судьями, часто сводят такие процессы к тому же принципу состязательности. Состязательности тухумов, денег, политического влияния.

Не только мусульмане считают закон, придуманный другими людьми, неабсолютным. Так считает каждый, кто проиграл суд. Он (суд) неспособен убедить проигравшую сторону в её неправоте. Потому как суд для человека – это не истина последней инстанции. Это всего лишь соревнование в своей убедительности. В суд не приходят найти истину и подчиниться ей. В суд приходят, чтобы выиграть процесс. Таким образом, судебное решение не ставит точку в конфликте. Зачастую оно его только усугубляет, что особенно вредно для общества, когда сторонами процесса выступают крупные фигуры политического масштаба.

Шариатский суд

Что есть на сегодняшний день для мусульманина суд шариата? Во-первых, это абсолютный, справедливый закон. Во-вторых, это объективный «незаинтересованный» судья, не поддающийся соблазнам. Единственный страх судьи связан с несправедливостью, которую он может допустить в ходе судебного разбирательства и за которую будет отвечать перед Аллахом в Судный день. В-третьих, это полная презумпция невиновности и обвинение, построенное исключительно на объективных доказательствах.

Сегодня в шариатский суд идут не за победой, а за справедливостью, что подразумевает изначальное желание сторон подчиниться решению судьи. Таким образом, шариатский суд ставит точку в конфликте, а в подчинении его решению, как справедливости, нет ничего зазорного, что немаловажно в условиях дагестанского общества. К тому же, согласно нормам шариата, если стороны добровольно выбрали кого-то в качестве судьи, то вынесенное им решение является для них обязательным.

Случай у Абдуллы

Как-то, будучи в гостях у одного из братьев, хорошо знающих законы шариата, я услышал одну интересную и очень показательную историю. К нему пришёл молодой человек, который рассказал, как он, оформив на себя, продал земельный участок, владелец которого около 20 лет назад навсегда покинул Дагестан. Через несколько лет после продажи появились люди, утверждавшие, что перед отъездом хозяина они купили у него участок. У этих людей не было никаких доказательств. Они лишь рассказали, какие работы успели провести на земле. В частности, указали места посадки деревьев и закладки фундамента, от которых к тому времени не осталось никаких следов.

Суд, за неимением доказательств, отклонил претензии этих людей; к тому же у молодого человека имелись на руках все документы. Однако, после услышанного, молодой человек пришёл к однозначному выводу о том, что эти люди действительно владели участком. Признание в этом является достаточным доказательством в шариатском суде, для того чтобы присудить им право владения участком. Это признание автоматически влекло большие проблемы для парня: цена, по которой сегодня оценивается этот участок, в десять раз превышает сумму, за которую он его продал. Несмотря на это, Абдулла (обладатель знания) ответил, что нет никакого сомнения в том, что он должен вернуть участок. Или сумму, по которой он сегодня оценивается, в случае их согласия. Это молодой человек и решил сделать во что бы то ни стало.

Почему решение светского суда не совпало с ответом Абдуллы, который опирался на нормы шариата? Потому, что в светский суд молодой человек, согласно известному принципу состязательности (во многих случаях противоречащему исламской морали), пришёл доказать свою правоту, а к Абдулле – выяснить истину и подчиниться ей.

Некоторые аспекты

Исходные начала правосудия чётко закреплены Кораном и Сунной. К таким началам, в частности, относятся установленные Кораном принципы равенства и справедливости: «Воистину, верующие – братья» (сура «Комнаты», аят 10); «О люди! Воистину, Мы создали вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (сура «Комнаты», аят 13); «…Если же станешь выносить судебное решение, то суди их по справедливости» (сура «Трапеза», аят 42).

Судья должен обладать ясным умом и проницательностью, позволяющими ему беспристрастно разбираться в самых запутанных ситуациях. Более того, в идеале судья должен быть муджтахидом – обладать таким глубоким знанием законов шариата, чтобы осуществлять иджтихад – самостоятельное вынесение правовых норм из Корана и Сунны.

Исламское право придаёт большое значение объективности доказательств, поскольку судебное решение должно основываться не на догадках и предположениях, а на непредвзятой оценке фактов и внешнего поведения человека. Одновременно шариат, допуская возможность принятия ошибочного решения, недвусмысленно предупреждает об ответственности за стремление повлиять на мнение судьи вопреки истине, о чём свидетельствуют слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, вы обращаетесь ко мне за разрешением вашего спора; возможно, один из вас окажется красноречивее другого в изложении своих доводов, и я вынесу решение в его пользу на основе услышанного от него; но если тем самым я присужу ему право, принадлежащее другой стороне, то наделю его языком пламени адского огня».

Интересно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) требовал, чтобы оба участника судебного спора сидели прямо перед судьёй на равном от него расстоянии. А также запрещал судье рассматривать спор при обстоятельствах, негативно влияющих на его уравновешенность: «Не подобает арбитру судить между двумя спорящими, если он находится в состоянии гнева».

В идеале любой спор решается судьёй единолично в течение одного судебного заседания. Причём особенностью исламского правосудия является стремление уладить конфликт без принятия принудительного решения в соответствии с советом Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мировое соглашение между спорящими допустимо, за исключением такого, которое запрещает дозволенное Аллахом либо разрешает запрещённое им».

Примеры из истории

Институт исламского судейства, описанный выше, – это не просто теория. Удивительным примерам шариатского правосудия можно посвятить много томов. Я остановлюсь лишь на нескольких из них: примерах следования закону, неподверженности политическому давлению и примере страха ответственности перед Всевышним Аллахом.

Для мусульманина преданность закону Всевышнего – это поклонение Аллаху. Для мусульманина-судьи оно носит особый характер. Однажды к одному из судей времён Халифата обратился человек, который пожаловался на своего соседа: «Его балкон расположен так низко, что, для того чтобы я мог проскакать под ним верхом на лошади, мне необходимо нагнуться». Поразмыслив несколько минут, судья удалился из места проведения судебного разбирательства. Вернувшись через час, он признал правоту истца и вынес решение, согласно которому его сосед должен был поднять либо снести балкон. Когда люди стали выяснять, для чего он удалялся, оказалось, что перед тем как вынести решение о чужом балконе, судья поспешил разрушить свой собственный, о высоте которого он до тех пор не задумывался.

Во время правления халифа Харуна ар-Рашида (786–809) министр Фадл ибн Раби выступал на суде в качестве свидетеля. Однако судья Абу Юсуф отказался принимать показания министра. Услышав об этом, разгневанный халиф вызвал к себе судью и потребовал немедленных объяснений. Судья спокойно ответил: «Я слышал, как он сказал тебе: «Я твой раб!» Если он сказал правду, то показания раба не принимаются, как и не принимаются показания лжеца, если он солгал». Помолчав немного, халиф отпустил судью.

Халиф Умар Абд аль-Азиз (717–720) отправил письмо Ади ибн Артаа, наместнику Ирака, в котором просил назначать судьёй Басры либо Ияса ибн Муавия, либо Касима ибн Рабиа. Когда наместник пригласил обоих для совещания, первым заговорил Ияс: «Правитель, спроси обо мне и Касиме учёных Басры – Хасана аль-Басри и Мухаммада ибн Сирина». Дело было в том, что упомянутые учёные знали только Касима, который у них обучался. Естественно, они порекомендовали бы Касима – того, о ком у них есть полное представление. Тем самым Ияс, как глубоко верующий человек, хотел уйти от ответственности судебной работы. Поняв уловку Ияса, нерастерявшийся Касим ответил: «Не спрашивай их ни о нём, и ни обо мне. Клянусь Аллахом, Ияс более сведущ в вопросах суда и права. Если я лгу, ты не имеешь права назначать лжеца на это место, а если говорю правду, ты обязан согласиться с моими словами». Наместник Ирака перевёл взгляд на Ияса, и тот промолвил: «Ты захотел поставить этого человека на край ада, а он спас себя, дав ложную клятву, за которую попросит прощения у Аллаха. Зато он спас себя от того, чего опасался». Изумлённый наместник перевёл дух от удивления и подытожил: «Итак, Ияс, судьёй будешь ты».

Заключение

Претворение шариата в жизнь – прерогатива исламского общества. Общества, взаимоотношения между людьми в котором строятся на основе единобожия – веры в Аллаха. Поэтому призыв, который последует ниже, – это скорее попытка обратить читателя, прежде всего, к вере, из полного принятия которой вытекают все нормы человеческих взаимоотношений.

Возвращаясь к непростой ситуации в Хасавюртовском районе, хотел бы отметить, что и районный глава Алимсолтан Алхаматов и мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов – люди, считающие себя мусульманами. Разрешение конфликтных ситуаций весами шариата – лучший способ урегулировать сложные взаимоотношения. В то время как судебное решение содержит элемент государственного принуждения, шариатский суд проходит на основании волеизъявления самих конфликтующих сторон на основе их убеждённости в необходимости именно такого разрешения спора.

Я призываю всех мусульман Дагестана – простых людей и больших чиновников, бедных рабочих и богатых бизнесменов – популяризировать суд шариата. Это будет ваш вклад в исламский призыв. Это будет ваш удел на чаше весов Судного дня. Если сегодня компетентных в области шариатского судопроизводства людей в республике не так много, то уже в очень скором будущем ситуация изменится. ИншаАллах.

шариатский суд

Шариатский суд - орган правосудия, является основным институтом, который применяет исламское право. В мусульманском государстве шариатский суд возглавляет кадий.

В правовых системах стран мусульманского мира до девятнадцатого века шариатские суды занимали основное место, но с середины девятнадцатого века эта роль стала ослабевать, и на их место стали приходить суды светские, оставив исламским судам лишь рассмотрение тех вопросов, которые касались частной жизни и личного статуса верующих мусульман, вопросы семьи и брака, опеки и наследства, попечительств и прочих моментов, связанных с частной жизнью мусульман.

Основные понятия

Регулирует организацию, правила и юрисдикцию шариатского суда фикх. Регулирование деятельности исламского суда осуществляется теми институтами фикха, которые касаются статуса кади, записи судебных дел, доказательств и свидетельских показаний.

Шариат

Шариат представляет собой понятие очень широкое, в котором объединяются как юридические, так и нравственные аспекты, также в него входят и такие предписания культа, как регламентация исламских религиозных праздников, молитв и поста, а также прочих обязанностей мусульман.

«Шариат» подразумевает под собой совокупность морально-этических, правовых и религиозных норм Ислама, которые распространяются на большую часть жизни верующего мусульманина. В основе Шариата лежат положения, которые содержатся в Священной Книге Коран и Сунне пророка Мухаммада ﷺ (его высказываний и поступков), Шариат охватывает элементы не только конституционного, уголовного или гражданского права, но и права административного, процессуального и семейного, охватывает и этические и моральные нормы, а также нормы поведения, которые установлены в исламском обществе.

Возможно вам будет интересно узнать о законах Шариата для женщин

Христиане воспринимают понятие шариатского суда с некоторым опасением, во многом потому, что не мусульмане имеют недостаточное представление о том, о судебной шариатской системе. Шариат - это законодательная система, ниспосланная людям Всевышним Аллахом посредством Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в основе Шариата лежит соблюдение мусульманами исламских морально-этических норм по отношению к предписаниям Аллаха, семье, родственникам, соседям, окружающим людям не смотря на их конфессиональную принадлежность, выраженную в справедливом и беспристрасном отношении. Смотрите нижеприведенном видео отношение Шариата к правам человека и правам собственника земли.

Если рассматривать понятие «фикх», то догматы фикха формулируются как раз на основе положений шариата, и эти нормы регламентируют правоотношения в самых разных сферах как государства и его экономики, так и семьи. В основе фикха лежит не только Сунна и Коран, но также на мнении ученых мусульманской науки, если это мнение согласованно, в том числе и на мнении о рассматриваемом прецеденте известных мусульманских правоведов. За основу берутся школы четырех основных мазхабов: ханафитского имама Абу Ханифы, шафиитского имама аш-Шафии, маликитского имама Малика и ханбалитского имама Ахмада ибн Ханбаля.

В основе фикха могут лежать и элементы обычаев в правовой сфере, имеющих место в культуре разных народов. То есть в основе фикха лежит вся практика судопроизводства Ислама, и некоторые ее элементы порой могут шокировать обывателя из западных стран.

Шариатский судья - кади возглавляет шариатский суд как орган правосудия в мусульманском государстве. Кади назначает правитель исламской страны. Кади по своему статусу в должностной иерархии стоит выше, чем имам мечети. Назначает глава государства на должность шариатского судьи специалиста по праву, обладающего высшим религиозным образованием и большим опытом работы с людьми в решении религиозно-правовых вопросов, который должен быть ответственным и беспристрасным человеом, пользующимся авторитетом у народа. Судья в исламском суде представляет собой главу мусульман в округе или городе. Кади имеет полномочие принимать решение единолично в участковом шариатском суде первой инстанции по любому делу, которое рассматривается при нем.

Должность кади была главенствующая роль в таких системах мусульманских государств вплоть до девятнадцатого века, и только позже светские суды вытеснили исламскую судебную систему в большинстве стран Востока, когда ввели в практику применение судов по образцу европейских стран.

Задачи шариатского суда

Перед шариатским судом стоит основная задача: защитить человеческую жизнь, которая является бесценным даром, а также возможностью для мусульманина убедиться в мудрости Создателя, защитить религию и способы ее исповедания, осуществить контроль за тем, чтобы на протяжении всей своей жизни верующий от истинного понимания религии не отклонялся, защитить права человека, иметь свою точку зрения, защитить имущество человека, интеллектуальное и материальное, поскольку имущество обеспечивает для верующего его благосостояние и возможность служить своему ближнему. Еще одна задача состоит в том, чтобы защитить семью и семейные ценности, обеспечить преемственность поколений, поскольку только это дает возможность одному поколению передавать потомкам интеллектуальное наследие и священное знание.

Все эти задачи отражают пять целей религиозного закона Ислама, и если приверженцы Ислама будут следовать всем этим целям, то это будет лучшим способ с их стороны выразить перед Аллахом свое благоговение.

Система наказаний исламского суда

Шариатский суд как любая правовая система имеет четко выраженную систему наказаний, запретов и предписаний. Система Шариата включает в себя строго предписанные обязательные обязанности:

  • обязанности, которые близки к строго предписанным;
  • действия желательные;
  • действия, которые могут совершаться только изредка;
  • действия нейтральные;
  • действия нежелательные;
  • действия, которые нарушают важное действие или уже начатое религиозное;
  • действия строго запрещенные.

Действия, которые строго запрещены, составляют категорию под названием «харам». К этой категории относятся такие действия, как убийство невинного человека, употребление свинины и алкогольных напитков, воровство или непокорность мужу и родителям.

За разные действия относящихся к категории "харам" установлены разные наказания: от простого предупреждения до смертной казни. За употребление алкоголя (возможно предупреждение) и лжесвидетельство по нормам шариатского суда полагается наказание в виде восьмидесяти ударов плетью, за воровство – отсечение кисти руки (при ряде отягчающих условий), за вероотступничество шариатский суд приговаривает к смертной казни.

Применение шариатских норм в современных государствах

С самого начала установления мусульманского государства именно шариатский суд был тем основным институтом, которым применялось мусульманское право. В современном мире в некоторых мусульманских странах на смену шариатскому пришли суды общегражданские, но и исламские суды в ряде мусульманских государств все еще функционируют.

В современном мусульманском мире долгие годы главной судебной системой шариатский суд остается в Саудовской Аравии, в Иране, Иордании, Омане и Йемене, в Ливии. Используется шариат вместе с другими правовыми нормами в таких странах, как Пакистан, Малайзия, Афганистан, Ирак, Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бруней, Джибути, Бахрейн и Египет, а также в Ливии, Тунисе и Мавритании. Шариат практикуется в некоторых регионах Сомали, Судана, Нигерии и Бангладеш. В Марокко нормами шариата официально руководствуются на уровне отношений внутри семьи. Такая же ситуация с применением шариатского права сохраняется в последние годы на Филиппинах (Минданао), в Алжире и в Индонезии.

В современном Иране Особый духовный шариатский суд действует отдельно от всей судебной системы страны.

шариатский суд Пакистана

Здание Федерального Шариатского суда Пакистана

Йемен, испытывая влияние в некоторых отраслях европейских тенденций развития, оставил в качестве преобладающей именно мусульманско-правовую традицию.

В Афганистане в государственной судебной системе сочетается традиционное исламское право и некоторые нормы европейских систем права.

Основным органом правосудия шариатский суд остается в Пакистане и Саудовской Аравии: положения фикха как нормативно-правовой части шариата определяют юрисдикцию шариатского суда, его организацию, статус кади, составление протоколов судебных заседаний, слушание свидетельских показаний, порядок, по которому предъявляются доказательства, а также нормы поведения в обществе для мусульман.

В скором времени шариатский суд может стать основным органом правосудия в ведущих мусульманских государствах мира, даже в таких государствах, как Соединенные Штаты Америки, странах Европы и в России. На это указывают высказывания самых разных влиятельных должностных лиц и средств массовой информации перечисленных стран. В этих странах отмечается устойчивый рост количества мусульман на протяжении последних лет, и политики обсуждают вопросы о том, как возможно сочетать процессуальные правила светского и исламского мира всерьез.

Шариатские суды в Европе и США

Единственная страна Европы, где шариатский суд действовал долгое время в отношении мусульманской общины (в основном местных турков) была Греция.

В Европе шариатский суд уже не первый год применяется для рассмотрения судебных исков между мусульманами. При рассмотрении бракоразводных процессов или рассмотрения вопросов имущественного наследования применяется вместо шариатских норм гражданское международное право. Для граждан Саудовской Аравии или Ирана при рассмотрении судебных дел с их участием Шариатский суд Германии в Берлине учитывает и законодательство конкретно этих стран обращаясь к исламскому праву.

шариатские суды

В Великобритании шариатский суд выступает в роли третейских судов, когда возникают между двумя мусульманами имущественные споры – в таком случае граждане имеют право обратиться по обоюдному согласию не к судье светскому, а к имаму с целью рассмотрения их вопроса. Подобная практика имеет место в Великобритании не первый год и с судом иудейским.

Голландские судьи имеют право применять в своей практике исламско-правовые нормы, если они не вступают в противоречие с законами страны. В Бельгии первый шариатский суд открылся совсем недавно, и в первые годы своего существования он рассматривает только дела гражданского характера.

Американский штат Оклахома уже не первый год разрешает своим судьям применять нормы шариата при вынесении решений.

Шариатские суды в России

В регионах России, где преобладало мусульманское население, на Северном Кавказе действовали шариатские суды до самой революции 1917 года, но даже в те годы они применяли в своем судопроизводстве только те нормы, которые не вставали в противоречие действующему законодательству. После того, как свершилась революция 1917 года, в некоторых регионах Северного Кавказа шариатские суды были восстановлены, но большевики ликвидировали и их в течение ближайших трех лет.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Не отражены важные аспекты, которые очень волнуют любого, кто сталкивался с судами вообще. 1. Являются ли эти суды платными? 2. Есть ли у суда шариата адвокаты? 3. Есть ли в судах шариата экспертизы на научной основе? 4. Есть ли контроль над судьями, или они могут авторитарно судить так, как им вздумается? 5. есть ли кодекс законов, с которыми можно ознакомиться? 6. Одинаковы ли решения шариатского суда разных районов и стран на один и тот же вопрос?


На сегодняшний день довольно большое количество людей, у которых возникают спорные ситуации в экономических вопросах, желают разрешать свои проблемы согласно нормам ислама. Вынесенные в рамках шариатского консалтинга решения в подавляющем большинстве случаев претворяются в жизнь без каких-либо соответствующих для этого институтов, как, например, судебные приставы. Люди изначально согласны и готовы подчиниться тому, что они услышат. Решение вопроса стороны получают сразу же на месте без длительных периодов ожидания и взносов, присутствующих в государственных органах.

Форматы разрешения спорных ситуаций согласно нормам ислама

В наших современных условиях (Дагестан, Махачкала) есть два варианта рассмотрения спорных ситуаций согласно шариату:

1. Шариатский суд в форме третейского – когда стороны конфликта совместно на основе обоюдного согласия выбирают судью, уровню шариатских знаний и богобоязненности которого они доверяют. Судья выслушивает стороны, задаёт им вопросы, которые считает нужными, после чего выносит окончательное решение. После вынесения решения в споре ставится точка, стороны соглашаются с ним и претворяют его в жизнь. Обжаловано такое решение согласно нормам ислама может быть лишь в том случае, если оно является однозначно не соответствующим шариату, противоречащим единогласному мнению учёных-правоведов, что должно быть установлено соответствующим образом.

2. Форма консультации – когда стороны обращаются к обладающему знаниями в соответствующей сфере человеку, который выслушивает их и говорит своё мнение по данной ситуации. Его мнение является лишь общей консультацией и не несёт согласно нормам ислама обязательного юридического характера для сторон. То есть после этого они в принципе могут обратиться к другому человеку для разрешения своего вопроса.

На сегодняшний день первая форма, которая, по сути, и является способом реального решения проблемы, сама становится проблемной, поскольку может вызывать вопросы касательно нарушения действующего законодательства. Также она зачастую требует, чтобы человек, взявшийся за разрешение спора, обладал не только шариатскими знаниями, но и определённым общественным статусом, авторитетом, мудростью, умением сделать наставление и найти нужные слова.

Нередко бывает так, что обладающие таким статусом и берущиеся решать спорные ситуации не обладают должными знаниями в той или иной сфере шариатских знаний. Такие, вместо того чтобы разобрать проблему и указать сторонам на их права, в большинстве случаев ограничиваются тем, что призывают к так называемому маслахату (когда одна сторона идёт на уступки другой). Призывать спорящие стороны к мирному разрешению вопроса путём взаимных уступок без юридического разбирательства является правильным подходом. Однако этот подход не должен навязываться человеку, который требует своё право.

С другой стороны, некоторые молодые люди, обладающие определённым уровнем шариатских знаний, который позволяет им разрешать конфликтные ситуации, не имеют соответствующего статуса и авторитета, а также необходимой в этом деле мудрости.

В качестве примера рассмотрения спорной ситуации хотел бы представить вниманию читателя спор относительно требования покупателем квартиры денежной компенсации по причине неисполнения застройщиком своих обязательств в обговоренный срок.

Ситуация

Покупатель купил у застройщика квартиру, которую застройщик должен был сдать покупателю через определённое время. С обеих сторон не были полностью исполнены условия договора: 1) покупатель не выплачивал деньги согласно обговорённому графику; 2) застройщик не сдал квартиру в обговорённый срок. Однако после того как покупатель полностью рассчитался за квартиру, прошло много времени, в течение которого квартира не была сдана.

Покупатель требует от застройщика компенсацию, равную стоимости аренды квартиры, в которой он проживал всё время просрочки сдачи квартиры со стороны застройщика.

Разрешение спора

После рассмотрения ситуации на основе норм ислама, регулирующих торговые отношения, мною было высказано следующее мнение по данному спору:

1. В договоре купли-продажи не было условия о штрафе при просрочке сдачи квартиры. Такое условие дозволено по одному из мнений учёных-правоведов и даёт покупателю право на взыскание денежного штрафа в случае нанесения ему материального ущерба по причине просрочки исполнения обязательств застройщиком.

2. По причине отсутствия в договоре штрафа за неисполнение застройщиком своих обязательств в обговорённый срок покупатель имеет право только на возмещение прямого материального ущерба, который был ему нанесён.

3. Необходимость оплачивать квартиру по причине отсутствия жилья, ставшая следствием неисполнения застройщиком своих обязательств в обговорённый срок, не относится к прямому материальному ущербу, нанесённому застройщиком покупателю.

4. Если квартира не сдана в обговорённый срок у покупателя есть два варианта: он либо расторгает договор и требует вернуть заплаченные им деньги, либо ждёт, пока застройщик предоставит ему квартиру. В данном случае покупатель выбрал второй вариант и придерживался его на протяжении всего времени с момента заключения договора купли-продажи.

5. Если покупатель выбирает расторжение договора и возврат денег, то в таком случае есть два варианта: 1) либо застройщик просрочил сдачу квартиры по причине своей халатности или злоумышленных действий; 2) либо в результате непредвиденных обстоятельств. Если имеет место второй вариант, то покупатель может требовать лишь ту сумму, которую он передал застройщику.

Если же имеет место первый вариант, то ситуация может подпадать под незаконное присвоение застройщиком имущества покупателя. В таком случае, по мнению подавляющего большинства учёных, инфляция всё равно не учитывается, и покупатель также вправе требовать лишь ту сумму, которую он передал застройщику. По мнению некоторых современных учёных в случае незаконного присвоения денег потерпевший имеет право требовать компенсацию ущерба, который был нанесён деньгам инфляцией с момента их незаконного присвоения. Однако в данном случае необходимо определить ряд других важных моментов.

6. Утверждение покупателя о том, что он расторг сделку в ходе исполнения договора, было отвергнуто в связи с отсутствием факта расторжения, который должен был выражаться соответствующей формулировкой. Также было установлено, что причиной желания расторгнуть договор была не столько личная заинтересованность покупателя, сколько отсутствие у него денег. На это указывает то, что он в итоге решил оставить договор в силе, поскольку у него появились деньги, и получение квартиры было для него более выгодным, чем возврат уже заплаченных за неё денег.

7. Даже если бы траты покупателя на аренду квартиры были признаны прямым ущербом, нанесённым застройщиком покупателю, в данном конкретном случае они не могут быть возложены на застройщика. Дело в том, что в ходе разбирательства выяснилось, что покупатель реально за квартиру не платил. Он жил на квартире родственника, который предоставил ему её бесплатно. Однако, как утверждает покупатель, он тратил свои средства на нужды родственника, так как не делал бы этого, если бы не жил на его квартире. Однако подобные траты не были для него обязательными юридически, поэтому они, тем более, не могут быть возложены на застройщика.

8. Также не было принято во внимание требование покупателя выплатить ему компенсацию, равную сумме денег, которую можно было бы выручить, сдавая квартиру в аренду, поскольку это относится к упущенной выгоде, которая не подлежит обязательному возмещению.

Так, если водитель автомобиля сбил пешехода, он обязан оплатить его лечение, поскольку это будет возмещением прямого нанесённого ущерба. Что же касается денег, которые пешеход мог бы заработать за то время, которое он провёл в больнице, то они в обязательном порядке не возмещаются, поскольку не относятся к прямому нанесённому ущербу и относятся к упущенной выгоде.

9. Застройщик объяснил, что отсутствие сдачи дома в срок было вызвано многочисленными не зависящими от него причинами, в том числе несвоевременными выплатами со стороны покупателей квартир, среди которых был и покупатель, выступающий истцом по данному спору.

10. Исходя из озвученного выше застройщик не обязан компенсировать покупателю сумму, равную стоимости аренды квартиры, в которой он проживал весь срок просрочки сдачи квартиры.

Аллах знает обо всём лучше.

Заключение

После оглашения данного мнения сторонам было разъяснено, что юридическое решение может не учитывать моральную сторону дела, поэтому, согласно исламу, всегда лучше, чтобы стороны шли навстречу друг другу, делая определённые уступки.

Стороны согласились с выводами, однако, несмотря на это, застройщик, не желая оставлять в душе покупателя осадок от взаимоотношений с ним и чувствуя перед ним определённую моральную ответственность, согласился выплатить покупателю требуемую им сумму. Пусть Аллах воздаст ему благом. ]§[

Ahlul hadis | أهل الحديث

Сказал Шейх Шаувкани: «От Абу Зияда, от его отца, от ученых Факъихов унаследовавших знания от жителей Медины передается, что не следует никому исполнять наказания, кроме Правителя. Исключением является, если хозяин накажет своего раба или невольницу». «Нейл аль-автар» 7\295.

Шейха аль-Ислама Ибн Теймийю, да смилуется над ним Аллах, спросили о замужней женщине имеющей детей, которая имела тайную порочную связь с посторонним мужчиной, а когда это раскрылось она стала требовать развода от мужа. Имеет ли она право на детей после того что совершила? Будет ли грех на детях, если они оборвут с ней отношения? Можно ли тому, кто убедился в их порочной связи тайно ее убить? Если он совершит это, будет ли на нем грех?

Он ответил: «Хвала Аллаху. На ее родственниках и детях, лежит обязанность запретить ей порочные действия, даже если для этого ее придется запереть в доме и приковать. Сыновьям нельзя бить мать и прекращать оказывать ей должное благочестие, запрещено и обрывать с ней отношения таким образом, что это еще больше усугубит ее положение, допустимо это делать по мере необходимости и положительного влияния на нее. Если она нуждается в пище и одежде, то они обязаны предоставить ей все необходимое. Запрещено родственникам и детям наказывать ее, убивая или каким либо другим способом, они понесут за это большой грех». Маджмуат аль-фатава 34\177.

Шейхуль-Ислам говорил: “Тот, кого правитель мусульман поставил управлять где-либо (мухтасиб), не имеет права самостоятельно казнить или отрубать руки”. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/109.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Никто не имеет права исправлять порицаемое с помощью того, в чем больше будет порицаемого! Как, например, кто-то из людей желает отрезать руку вору, побить пьющего вино, или применять наказания (худуд), поскольку если он совершит это, то подобное приведет к смуте и нечестию, поскольку каждый потом начнет бить другого и заявлять о том, что тот заслуживал этого! Необходимо, чтобы подобным занимался именно правитель мусульман!” См. “Мухтасар аль-фатауа аль-мисрия” 579.

Имам Ибн Муфлих, относительно наказания вероотступника (муртад) говорил: “Никто не имеет право его казнить, кроме правителя мусульман (имам) или его заместителя (наиб), и это мнение всех ученых!” См. «аль-Мубди’» 9/175.

Ан-Науауи сказал: “Ученые говорят: «Наказание за преступления не приводит в исполнение никто, кроме правителя мусульман»”. См. “Шарх Сахих Муслим” 3/438.

Хадис про слепого, который убил Умм уаляд. Умм уаляд - это не кунья, а значит: "Мать его ребенка", так именовали наложниц. И она не была мусульманкой до этого и тем более его женой. По этой причине она постоянно ругала пророка (мир ему и благословение Аллаха). Шейх Шамсуль-Хаккъ Азым Абади в комментарии к этому хадису сказал: "Умм уаляд", т.е. не мусульманка, по причине чего она совершала это скверное деяние (ругала пророка). А слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Ее кровь дозволенна", наверное были сказаны по причине знания на основании откровения, что он (слепой) говорит правду". См. "Айнуль-Ма'буд" 15/16.

Доктор Абдуллах аль-Къадири сказал: "На этот довод ответом является то, что это было применением наказания хозяина в отношении своего раба, что является дозволенным по шариату!" См. "аль-Худуд уаль-сультан" 67.

Ибн ‘Аббас рассказывал: “Когда иудей по имени Фанхас сказал, что Аллах нищий, а они богатые, Абу Бакр ударил его по лицу и сказал: “Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, если бы не тот договор, который между нами, я обязательно отрубил бы тебе голову, о враг Аллаха!” ат-Табарани 8300. Шейх Ахмад Шакир назвал иснад достоверным.

Шариатский суд

Шариатский суд – это в мусульманском государстве, возглавляемый кади, определенный орган правосудия. Юрисдикция и организация шариатского суда, равно как и применяемые им правила рассмотрения дел процессуальной формы, регулируются фикхом, в том числе теми его институтами, касающимися статуса кади, свидетельских показаний, доказательств и записи судебных дел.

Шариатский суд был основным институтом, который применял мусульманское право, с самого первого момента становления мусульманского государства. В настоящее время в ряде мусульманских стран шариатские суды сменились общегражданскими, но в некоторых до сих пор продолжают функционировать.

Шариатский суд – в мусульманском государстве, возглавляемый кади, определенный орган правосудия. Юрисдикция и организация шариатского суда, равно как и применяемые им правила рассмотрения дел процессуальной формы, регулируются фикхом, в том числе теми его институтами, касающимися статуса кади, свидетельских показаний, доказательств и записи судебных дел. Шариатский суд был основным институтом, который применял мусульманское право, с самого первого момента становления мусульманского государства. В настоящее время в ряде мусульманских стран шариатские суды сменились общегражданскими, но в некоторых до сих пор продолжают функционировать.

Шариатский суд как орган правосудия исламского государства

Шариат – широкое понятие, объединяющее юридические и нравственные нормы, а также предписания культа: регламентацию религиозных праздников, поста, молитв, других обязанностей мусульман. Шариатский суд – основной институт, применяющий исламское право. До XIX века в подобных системах мусульманских государств суды кади играли главенствующую роль.

Позже эти органы правосудия в большинстве восточных стран были вытеснены светскими судами, применяющими законодательство европейского образца. Однако в настоящее время в Иране отдельно от всей системы страны действует Особый духовный суд. В Йемене, несмотря на влияние европейских норм на развитие отдельных отраслей, мусульманско-правовая традиция остаётся преобладающей. Судебная система Афганистана представляет собой сочетание традиционного шариатского права с некоторыми нормами европейских правовых систем.

В Саудовской Аравии и Пакистане шариатский суд в настоящее время остаётся основным органом правосудия. В этих странах положения нормативно-правовой части шариата – фикха — определяют нормы поведения мусульман в обществе, организацию, юрисдикцию суда, в том числе статус кади, порядок предъявления доказательств, слушания свидетельских показаний, протоколирование судебных заседаний.

Статус судьи в шариате

Орган правосудия в исламском государстве возглавляет шариатский судья – кади, назначаемый правителем страны. В должностной иерархии статус чиновника, занимающего должность кади, выше, чем статус имама мечети. На столь ответственную должность назначается специалист по праву, имеющий высшее религиозное образование. По сути, судья в шариате — глава мусульман города или округа. Кади в участковом суде первой инстанции уполномочен принять единоличное решение по любому рассматриваемому делу. Если оно находится в апелляционной инстанции округа, то решение выносят трое судей. Шариатский суд носит персональный характер. Значит, особенности личности кади влияют как на справедливость принятия того или иного решения, так и на степень суровости наказания.

Главная задача шариата – это защита:

  • человеческой жизни, как бесценного дара и уникальной возможности убедиться в божественной мудрости;
  • религии и способов ее исповедания, контроль за тем, чтобы верующий на протяжении всей жизни не откланялся от истинного понимания своей религии;
  • права человека на собственную точку зрения;
  • имущества, как материального, так и интеллектуального, ибо только оно обеспечивает благосостояние верующего и возможность служения ближнему.
  • семьи, семейных ценностей, преемственности поколений, которая позволяет передавать потомкам священное знание и интеллектуальное наследие.

Как и любая правовая система шариат строится на предписаниях и запретах. Это:

  • обязательные, строго предписанные обязанности;
  • обязанности, очень близкие к строго предписанным;
  • желательные действия;
  • действия, которые совершаются лишь изредка;
  • нейтральные действия;
  • нежелательные действия;
  • действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие;
  • строго запрещённые действия.

Последнюю категорию называют «харам» и к ней относится: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу. Именно за такие действие полагается самое суровое наказание:

  • 80 ударов плетью за ложное обвинение;
  • отсечение руки за воровство;
  • смертная казнь за вероотступничество.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: