В каком законодательном акте закреплялись принципы контрасигнатуры и несменяемости судей

Обновлено: 25.04.2024

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Комментарий к Ст. 121 Конституции Российской Федерации

1. Принцип разделения властей обеспечивает самостоятельность и независимость судебной власти, взятой в целом как совокупности органов, отправляющих правосудие. Но он не гарантирует независимости каждого отдельного судьи, который может опасаться, что, если его деятельность не понравится кому-либо (органам государственной власти), он может лишиться своего места. «Пока такое опасение возможно, в беспристрастии судей нельзя быть уверенным. Чтобы устранить это, есть одно средство: несменяемость судей. Она состоит в том, что судья не может быть без собственного желания или судебного приговора, ни удален от занимаемой им должности, ни перемещен на низшую или равную должность, ни оставлен за штатом без содержания.»*(659)

Установленный данной нормой принцип несменяемости судей, во-первых, является одним из основополагающих демократических начал организации и деятельности суда; во-вторых, служит гарантией подлинной независимости и стабильности в работе судей, полномочия которых не ограничены определенным сроком.

Несменяемость судей — одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Принцип несменяемости распространяется на лиц, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе.

Федеральным законодательством предусмотрены положения о несменяемости судей (ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 12 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 15 февраля 2005 г. N 1-О, распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, меньший по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны, является нарушением конституционного принципа несменяемости судей (абз. 5 п. 3.1 мотивировочной части).

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 19 февраля 2002 г. N 5-П, признание за законодателем права изменять статус, которым действующие судьи уже обладают, несовместимо с самостоятельностью и независимостью судебной власти.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»), предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет. Положениями п. 1 и 4 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации») был установлен предельный возраст пребывания в должности судьи для всех судей, в том числе для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, — 70 лет.

2. В части 2 комментируемой статьи говорится о том, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи, гарантируемая Конституцией РФ, означает, что любое изменение должностного положения судьи может иметь место только с согласия судьи. Вместе с тем внутри суда судья без его согласия может быть перемещен без изменения должностного положения в состав других коллегий и структурных подразделений суда, может быть изменена его специализация по категориям дел и т.д.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. Если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными по истечении этого срока или достижении им этого возраста (ст. 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или прекращения полномочий судей общих и арбитражных судов дан в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 13 и 14).

Приостановление полномочий судьи означает временное лишение его властных функций, связанных с занимаемой должностью, а также возможности выполнять иные действия, вытекающие из должностного положения. В период приостановления полномочий у судьи сохраняются права и обязанности, вытекающие из трудового законодательства, а также, за исключением случаев, когда судья привлекается к уголовной ответственности и к нему в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, ему начисляется и выплачивается заработная плата в полном объеме, сохраняется уровень материального обеспечения*(660).

Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с одним из двух последних пунктов или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в тот же срок.

Прекращение полномочий судьи означает полное прекращение трудовых отношений с судом, в котором он работал. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает два вида прекращения полномочий: дающее право на отставку и сохранение в составе судейского сообщества и лишающее этих прав. Право на отставку судья получает в случае:

1) если им подано письменное заявление об отставке;

2) неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

3) истечения срока полномочий судьи;

4) увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

5) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

6) отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Право на отставку служит одной из гарантий независимости судьи, она может быть прекращена только в предусмотренных федеральным законом случаях. Основаниями для прекращения полномочий судьи является также:

1) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

2) прекращение гражданства Российской Федерации;

3) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

4) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

5) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

6) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим*(661).

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы. Таким образом, другие ветви государственной власти не могут влиять на приостановление или прекращение полномочий судей, что обеспечивает объективность и беспристрастность суда.

Большинство судей выполняют свой служебный долг безупречно. Вместе с тем тревогу вызывают участившиеся суждения председателей судов о том, что отдельные судьи подрывают авторитет судов своим поведением, весьма своеобразно истолковывают свою независимость*(662). Закон предъявляет к судьям ряд требований, перечень которых устанавливается в ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Правовые гарантии деятельности судей арбитражных судов содержатся и в иных нормативных актах РФ. Например, Федеральный закон от 22 марта 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» указывает, что среди лиц, подлежащих государственной защите, находятся и судьи арбитражных судов, и предусматривает различные меры и способы этой защиты (ст. 2, 5 и 20).

Акт об устроение 1701 года (Акт о престолонаследовании).

§ Монарх должен быть приверженцем англиканской церкви.

§ Король не может выезжать за пределы государства без разрешения Парламента.

§ Когда король в отъезде, государством управляет Тайный Совет.

§ Член Палаты общин не может получать от короля деньги или должности (т.е. являться членом Тайного Совета). Принцип запрещения совмещения мандата исходил из теории разделения властей.

§ Судья был в должности, «пока вёл себя хорошо» (т.е. не совершал преступления). Принцип несменяемости судей.

§ На импичмент не даётся помилование от короля.

§ Действует правило контрасигнатуры. Исходит из того, что король неответственен => отвечает подписавшийся министр.

На рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в облас­ти законодательной власти, признание за парламентом ис­ключительного права вотировать бюджет и определять во­енный контингент, а также принцип несменяемости судей. Дуализм власти продолжал сохраняться. Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, про­шедших через парламент, безраздельное право на форми­рование своего правительства и осуществление с его помо­щью своей политики.

Тенденция: переход от дуалистической к парламентарной монархии. Исходит из того, что усиливается влияние буржуазии. Всё сильнее ограничивается власть монарха. Вводится принцип «ответственного правительства». Изменения в государственном строе оформлялись письменно в конституционных актах (раньше всё устно).

Право короля отвергать законы, принятые парламентом (аб­солютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Ге­орг I (1714-1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важ­ные политические последствия. Прежде всего такое "отчу­ждение" короля от кабинета способствовало сосредоточе­нию функций по руководству кабинетом в руках его пре­мьер-министра. Кабинет стал действовать от имени "Его Ве­личества", но практически самостоятельно. «Монарх царствует, но не управляет».

Акт о должностях 1707 года. Если депутат принимает должность от короля, то он перестаёт быть депутатом. НО: если должностное лицо становится депутатом, то происходит совмещение должностей. => отмена принципа запрещения совмещения должностей.

Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с амери­канскими колониями, а первый роспуск нижней палаты ка­бинетом - в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию, как в пар­ламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений.

Принцип несменяемости судей закреплен в ст. 121 Конституции РФ.

Судья не подлежит переводу на другую должность (даже более высокую) или в другой суд без его согласия, его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям и в порядке, установленном Законом о статусе судей. В этом же Законе указано, что полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, кроме двух случаев:

1) мировые судьи избираются населением сроком на пять лет;

2) судьи районных судов, военные судьи судов гарнизонов (армий, флотилий, соединений) впервые назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий;

3) предельный возраст пребывания в должности судьи, за исключением судей Конституционного Суда РФ – 65 лет.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признание его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

12) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации – Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда – Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации, либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Генеральный прокурор Российской Федерации.

Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации и соответствующего судебного решения.

Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого судебной коллегией в составе трех судей.

Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.

Уголовная ответственность предусмотрена, за вмешательство в разрешение судебных дел; угрозу убийством, насилием, уничтожением или повреждением имущества судьи; умышленное нанесение легкого телесного повреждения, побоев или совершения иных насильственных действий в отношении судьи, присяжного заседателя в связи с участием последнего в отправлении правосудия.

Административная ответственность наступает за проявление неуважения к суду, выразившееся в злостном уклонении от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика либо в неподчинении указанных лиц или иных граждан распоряжению председательствующего, либо в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду или установленным в суде правилам.

Административная ответственность также установлена за воспрепятствование явки в суд присяжного заседателя, за непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи, за непредоставление информации для составления списков присяжных заседателей.

Статья 120 (ч, 1) Конституции РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Независимость означает, что исключается постороннее воздействие на судей при осуществлении судебного процесса. Судья не обязан отчитываться перед кем-либо в своей деятельности. Его независимость гарантируется также особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (что делается органами судейского самоуправления), предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Несменяемость судьи одна из важнейших гарантий его независимости. За судьей сохраняется занимаемая им должность до достижения предельного возраста. Без согласия судьи его нельзя перевести в другой суд или на другую, даже вышестоящую должность. Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены только по тем основаниям, которые установлены федеральным (а не иным) законом о статусе судей и при обязательном и решающем участии органов судейского самоуправления. Полномочия судьи приостанавливаются и прекращаются решением квалификационной коллегии только в случаях, установленных законом (например, прекращение при занятии деятельностью, несовместимой со статусом судьи (например, предпринимательской деятельностью), или совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда и др.

Неприкосновенность судьи обеспечивается его судебным иммунитетом. Решение об уголовной ответственности судьи принимается только Генеральным прокурорам РФ (лицом, исполняющим его обязанности). Оно может быть принято лишь на основе заключения судебной коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, или высшего суда в субъекте РФ (для судов низших звеньев). Затем необходимо согласие соответствующей квалификационной коллегии судей (для судьи Конституционного Суда РФ требуется согласие этого Суда). Решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается коллегией из трех судей высших судов по представлению Генерального прокурора РФ (согласия квалификационной коллегии не требуется). В качестве дисциплинарных взысканий к судье применяются предупреждение и досрочное освобождение от должности. Взыскания налагаются квалификационной коллегией судей соответствующего суда. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Предусматриваются особые меры государственной защиты судей (а также прокуроров и некоторых других работников правоохранительных органов). С 2004 г. некоторые из этих мер были распространены на свидетелей, потерпевших (вплоть до изменения места жительства и даже внешности).


В статье анализируется конституционное закрепление принципов статуса судей в Российской Федерации и в зарубежных странах. Рассматриваются принципы: независимость, несменяемость, неприкосновенность, несовместимость, назначаемость судьи.

Ключевые слова: статус судьи, принцип, несменяемость, независимость, несовместимость, неприкосновенность, назначаемость.

Principles of the status of judges in the Russian Federation and foreign countries

The article analyzes the legal consolidation of the principles of the status of judges in the Russian Federation and in foreign countries. The principles of independence, irremovability, inviolability, incompatibility, and appointment of a judge are considered.

Keywords: judge's status, principle, irremovability, independence, incompatibility, inviolability, appointment.

Деятельность судей взаимосвязана с их положением в обществе, то есть статусом судей. При этом статус судьи определяется как его правовое положение в обществе закрепленное в нормативных правовых актах. Одним из элементов статуса судьи являются основополагающие принципы, такие как: независимость, несменяемость, неприкосновенность, несовместимость, назначаемость судей. Особенностью действия всех принципов независимо от правовых систем государств является то, что они одновременно выступают гарантией прав и обязанностей судьи.

Независимость — важнейший принцип определяющий особый статус судей. Сущность принципа заключается в том, что исключается любое воздействие на судью со стороны других лиц и субъектов при разрешении дела. Независимость судей определяет отделение судебной власти от других ветвей власти. Данный принцип «гарантирует» правосудие, поскольку только беспристрастный независимый судья может обосновывать свое решение материальным правом и справедливостью. Нельзя не согласиться с мнением А. Ф. Скутина: «если судья при осуществлении правосудия независим, то он и не коррумпирован, и наоборот, коррумпированный судья всегда прислушивается к мнению других». [1, с.79]

Согласно части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». [2, с. 27] Стоит подчеркнуть, что основной гарантией независимости судей является уровень их материального обеспечения. Данная гарантия обеспечивается во многих государствах, в том числе и в России.

Не зависимо от государственного устройства и форм правления данный принцип так или иначе устанавливается в большинстве стран мира и закрепляется в Конституциях. В статье 76 Конституции Японии принцип трактуется, как: «Все судьи независимы и действуют, следуя голосу совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами». [3]

Рассматривая принцип независимости судей в Соединенных Штатах Америки (далее — США) подчеркнем, что первоосновой закрепления данного принципа является защита судей. Статья III Конституции США предусматривает, что федеральные судьи «занимают свои должности, пока ведут себя безупречно», и что они «получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время пребывания в должности». [4] Эти положения гарантируют невмешательство Конгресса или Президента в судопроизводство. Независимость судей в англосаксонской системе права обеспечивается их высоким статусом, малочисленностью судейского корпуса и значительными окладами.

Принцип закреплен не только в национальном законодательстве большинства государств, но и на международном уровне. Во Всеобщей декларации прав человека, статье 10, говорится: «каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». [5] Принимая во внимание этот факт, в странах разных правовых систем обеспечение независимости и беспристрастности суда рассматривается в качестве основного направления деятельности государства путем выработки мер, направленных на защиту прав граждан и противодействие коррупции.

Нет сомнения в том, что принципы взаимосвязаны и гарантируют друг друга. Таким образом принцип независимости гарантируется принципом несменяемости.

В юридической литературе термин «несменяемость судей» отделяется от термина «несменяемость судей в Российской Федерации». Прежде всего «несменяемость» толкуется как конституционный принцип судоустройства, заключающийся в том, что судья, будучи назначен, занимает свою должность пожизненно или до достижения определенного возраста. А «несменяемость судей в Российской Федерации» определяется, как «конституционный принцип судоустройства, заключающийся в том, что судья, избранный на определенный срок, не может быть произвольно смещен со своего поста до истечения этого срока». [6, с. 369–370]

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи в Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном федеральным законом. [2, с. 27]

В настоящее время данный принцип признан законодательствами большинства стран. Одним из характеристик его выражения и не доведения до неограниченности является установление сроков полномочий пребывания судьи на должности или в предельном возрасте судьи на занимаемой должности.

Согласно нормам закона «О статусе судей Российской Федерации» полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком. Однако это вовсе не означает, что судья назначается на должность на неопределенное время. Законом устанавливается предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. [7] В Российской Федерации так же действуют конституционные (уставные) суды субъектов. Они предусмотрены законами большинства субъектов и входят в общую судебную систему Российской Федерации. [8] Для таких судов возраст устанавливается законами соответствующих субъектов. [7] Анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность конституционных (уставных) судов показывает, что предельный возраст судьи варьируется от 60 до 70 лет. Срок полномочий судей устанавливается самостоятельно субъектами Российской Федерации. В законодательстве субъектов отмечаются различные подходы к данному вопросу. Судьи назначаются либо на определенный срок (Республика Тыва, Республика Дагестан, Свердловская область и другие) чаще всего от 10 до 12 лет, либо на неограниченный срок (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия) и другие). Но предельный возраст судьи закреплен во всех нормативных правовых актах субъектов.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. [2, с. 27]

В статье 78 Конституции Японии говорится, что судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. При этом Судьи Верховного суда не являются пожизненными и «выходят» в отставку по достижении возраста, установленного законом. [3]

Конституция Республики Польши содержит положение о том, что судьи назначаются Президентом Республики по предложению Всепольского Судебного Совета на неопределенное время. Далее в Конституции отмечается, что смещение с должности и отставка, регулируются законом. При этом законом все же определяются границы возраста в соответствии с которыми судьи уходят в отставку. [9]

В Конституции Италии в статье 107 отмечается, что Магистраты (судьи) несменяемы. Они не могут быть ни уволены или отстранены от должности, ни назначены на другие судебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего совета магистратуры, принятого на основе и с гарантиями на защиту, установленными законом о судоустройстве, или с согласия самих судей». [10]

Не смотря на то, что принцип достаточно распространен, не везде он действует одинаково и в одинаковой форме. Судьи во многих штатах США избираются, а не назначаются. В ряде штатов предусмотрен институт отзыва путем народного голосования. Другими словами, в тех штатах, где существует институт отзыва, не признается гарантия несменяемости судей как важнейшего средства обеспечения независимости и беспристрастности судебной власти. Так же в США судьи подлежат отстранению от должностей не иначе как по приговору суда. В других государствах увольнение судей возможно и в дисциплинарном порядке, как например в Российской Федерации. Здесь одним из видов дисциплинарных взысканий является досрочное прекращение полномочий судьи — мера юридической ответственности в виде увольнения лица, совершившего дисциплинарный проступок.

Наиболее ограждена несменяемость судей в Англии. Согласно «Акту об устроении» 1701 года, «патенты на должность судей будут выдаваться, пока они будут вести себя хорошо. но в случае представления обеих палат парламента признается допустимым их смещение». [11]

Рассматриваемый принцип служит защитой от произвола исполнительной власти. Однако если понимать принцип в буквальном смысле, то однажды назначенный судья может занимать свою должность пожизненно или до достижения преклонного возраста. Его невозможно будет сместить с должности или отозвать. Другой стороной абсолютизации этого принципа является возможность превращения судей в касту неприкосновенных. [12, с. 787] В настоящее время данный принцип не может быть доведен до абсурда. Так как при нарушении закона, злоупотреблению власти, в отношении судей должны приниматься надлежащие меры.

Дискуссионным является вопрос о соблюдении принципа неприкосновенности судей, поскольку его использование в своих личных целях может привести к беспорядку, нарушению прав и свобод граждан, а также к безнаказанности за совершение противоправных действий со стороны судьи.

По мнению многих современных ученых неприкосновенность — это необходимое условие для осуществления правосудия в демократическом обществе. Данную позицию также отстаивает В. А. Терехин. Он убежден, что неприкосновенность судей не исключает, а наоборот, предполагает их повышенную ответственность за выполнение ими своих должностных обязанностей. [13]

Не во всех конституциях современных стран закрепляется данный принцип. Анализ конституции Португальской Республики показывает отсутствие закрепления принципа. [14]

Конституции США, Японии не закрепляют рассматриваемый принцип, но предусматривают, что судья может быть лишен неприкосновенности только в порядке импичмента. Например, в статье 78 Конституции Японии установлено, что «судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента». [3] Установка судейского иммунитета, как и других принципов правового статуса судей имеет целью обеспечение их независимости при рассмотрении судебных дел.

В большинстве конституций стран СНГ и государств Европейского Союза принцип неприкосновенности судей отражен. Так, например, в Азербайджанской Республике согласно отдельной статье Конституции «Неприкосновенность судей» все судьи неприкосновенны и к уголовной ответственности могут быть привлечены только в предусмотренном законом порядке. [15]

Один из правовых принципов — принцип несовместимости, который формируется на основании теории разделения властей. Его целью является содействие независимости судей при осуществлении ими правосудия. Принцип заключается в запрете судьи состоять на иной государственной или муниципальной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность.

Большинство конституций не отражают принцип несовместимости. Зачастую это положение содержится в законах (специальных разделах или статьях), регулирующих судебную деятельность. В Конституциях Российской Федерации и Японии рассматриваемый принцип не закрепляется.

Статья 216 Конституции Португальской республики гласит, что судьи, выполняя свои служебные обязанности, не могут одновременно выполнять какие-либо иные функции в публичных или частных организациях, за исключением преподавания и научно-исследовательской работы в сфере юриспруденции без получения вознаграждения, согласно закону. [14]

Конституция Греции закрепляет двойной запрет: предоставлять судьям всякую иную оплачиваемую должность и самим судьям заниматься иной профессией. Из этого правила в порядке исключения разрешается избрание судей членами Академии и профессорами, а также участие их в специальных административных судах и комиссиях. Специально оговаривается, что запрещается участие судей в правительстве. [16]

В некоторых странах так же закрепляется такой принцип, как назначаемость судей. К таким государствам можно отнести Японию и Португальскую республику. Конституция Португальской республики гласит: «назначение на должность членов Верховного суда осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого среди магистратов, работающих в судах и в прокуратуре, и среди других заслуженных юристов, согласно закону». [14]

В соответствии с Конституцией Японии судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным судом, все судьи верховного суда, за исключением главного судьи так же назначаются. Главный судья назначается Императором. [3] В США принципы выборности и назначаемости судей сочетаются: судьи Верховного Суда назначаются Президентом по совету и с согласия Сената, а в большинстве штатов судьи избираются гражданами.

В Российской Федерации этот принцип, обособленно вытекает из положения статьи 128 Конституции Российской Федерации, где судебный корпус формируется путем назначения гражданина на должность судьи. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи федеральных судов назначаются Президентом России в установленном порядке. [2, с. 28] Однако, мировые судьи могут как назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, так и избираться на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. [17] Таким образом, принцип назначаемости в Конституции Российской Федерации закреплён частично.

По мнению многих ученых принцип назначаемости судей, в большей мере обеспечивает профессионализм судебной деятельности, чем выборность, поскольку избиратели больше учитывают политический фактор, а не профессиональные критерии кандидата.

Сравнивая порядок закрепления положений о принципах статуса судей в Российской Федерации и зарубежных странах, можно говорить о их сходстве. В зависимости от типа правовых систем различаются источники закрепления принципов. В большинстве случаев основным источником выступают Конституции государств, однако некоторые принципы закрепляются и в отраслевом законодательстве. Конституция Российской Федерации в сравнении с другими Конституциями стран мира, объективно и полно закрепила основополагающие принципы, такие как: независимость, несменяемость, неприкосновенность, при этом раскрыв их сущность в отраслевых нормативных правовых актах. Такое, сравнительно небольшое количество принципов, отраженных в высшем законодательном акте России, позволяет выявить элементы конституционно-правового статуса судьи, а также обеспечить независимый и беспристрастный суд.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судья, принцип, Верховный Суд, должность, конституция, должность судьи, Португальская республика, мировой судья, предельный возраст пребывания.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: