В каком суде стали судить крестьян после изменения их правового положения

Обновлено: 05.05.2024

Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами решения практических казусов.

1. Крестьянская реформа. Изменение правового статуса крестьян

2. Изменение положения дворянства.

3. Формирование буржуазии и класса наемных рабочих

Практическое задание: решение казусов по материалам Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

Литература:

1. Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта (19 фев. 1861 г.) // Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / сост. Ю.П. Титов. – М.: Изд-во Проспект, 1997. – С. 237–239.

2. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (19 фев. 1861 г.) // Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / сост. Ю.П. Титов. – М.: Изд-во Проспект, 1997. – С. 239–249.

3. Беккер С. Миф о русском дворянстве. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 346 с.

4. Готье Ю.В. История землевладения в России – М: Гос. публ. истор. б-ка России, 2003. – 258 с.

5. Дунаева Н.В. «Свободные сельские обыватели» Российской империи и отмена крепостного права // Правоведение. – 2007. – № 5. – С. 153 – 170.

6. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М.: Госполитиздат, 1954 г. – 291 с.

7. Лавицкая М.И. Правовое положение дворянского сословия в России в XIX – начале XX века // История государства и права. – 2009. – № 5. – С. 20 – 22.

8. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII–XX века). – СПб: Дмитрий Булавин, 2000. – 547 с.

9. Шободоева А.В. История отечественного государства и права: хрестоматия по курсу: в 2 ч.; ч. I. – Иркутск, БГУЭП, 2010. – 160 с.

10. Шободоева А.В. История отечественного государства и права: учебно-методический комплекс. – 5-е изд., доп. и испр. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. – 358 с.

Методические рекомендации:

60 – 70 годы ХIХ века знаменуются целым комплексом реформ, среди которых важное место занимает крестьянская (19 февраля 1861 года). Определите причины проведения реформы, одновременно рассматривая положение крестьянского сословия в первой половине XIX века. Покажите этапы подготовки реформы, особенно обращая внимание на разработку ее правовых актов. Определите изменение личных и имущественных прав крестьян после реформы, выясните состояние поземельных отношений в стране, рассмотрите правовую сторону совершения процесса выкупной сделки. При анализе крестьянской реформы 1861 года следует уяснить ее задачу постепенного перехода крестьян из крепостного состояния в состояние свободных сельских обывателей и основные этапы этого перехода. Обратите внимание на сохранение института общины, ограничение права собственности крестьян на землю

При подготовке ко второму и третьему вопросу разберитесь, почему отмена крепостного права коренным образом изменила общественный строй России. Дайте характеристику положения дворянского сословий после реформы, покажите рост числа наемных рабочих и буржуазии, обратите внимание на особенности формирования этих сословий, отсутствие законодательного оформления их статуса.

ЧИСТЯКОВ

§ 1. Отмена крепостного права

Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 - 1861 гг. революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.

Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права.

В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков. Комитет, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа.

Члены Секретного комитета пытались противодействовать предложениям царя. Им было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую бесплатную рабочую силу, как крепостные крестьяне. Сам царь вынужден был подходить к этому вопросу иначе. Он и его ближайшие соратники видели, что в стране назревает революционная ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу на явно не выгодных для помещиков условиях.

Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. Для его выяснения царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права.

В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов. В их состав вошли представители министерств внутренних дел, юстиции, государственных имуществ и II отделения Собственной канцелярии царя.

На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников.

Обсуждения в губернских комитетах продолжались долго. Там шли ожесточенные споры между явными крепостниками и более либеральными помещиками. Пока шли эти споры, крестьянское движение росло. Это вынудило самодержавие ускорить разработку и принятие аграрных законов. Началась более активная деятельность редакционных комиссий по изучению проектов губернских комитетов. В результате с учетом мнения губернских комитетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом, большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

С момента обнародования документов реформы крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиком сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись, по существу, прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

Для урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки в соответствии с замечаниями и предложениями крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями - барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им таким образом кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 г. таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 г. категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт - сельская община с ее круговой порукой.

Органом общинного самоуправления был сельский сход. Он решал вопросы, связанные с распределением земли среди членов общины на основе уравнительного землепользования. Староста следил главным образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он мог подвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля.

Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел - один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости.

На волостном сходе выбирали волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задерживал бродяг, дезертиров, принимал другие меры по охране порядка). Старшину избирали, как правило, из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.

Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов. В контакте с ними действовали старосты и особенно волостные старшины. Крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения.

В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.

ПОПОВА

Юридическим выражением крестьянской реформы являлись "Манифест о всемилостливейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обитателей, и об устройстве их быта". (1861 г. 19 февраля), "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Согласно данным законодательным актам: "Крепостные люди получали права свободных сельских обывателей". Помещики сохраняли право собственности на все принадлежащие им земли, могли предоставлять крестьянам за установленные повинности усадебные земли, установленные в местных положениях количество земли для обеспечения их быта и исполнения обязанностей перед правительством.

Пользуясь данным земельным наделом, крестьяне обязаны были исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности.

Переходное состояние крестьян называлось - временно-обязанное.

Также за крестьянами закреплялось право выкупить усадебную землю, с таковым приобретением крестьяне должны освободиться от обязанностей к помещикам и становятся свободными собственниками. В течение двух лет должен сохраняться прежний порядок.

Для правильного достижения такого порядка открывались в каждой губернии Губернское по крестьянским делам присутствие, для рассмотрения крестьянских споров назначить в уездах Мировых посредников, образовать Уездные Мировые съезды.

Образовать в помещичьих имениях мирские управления, открыть в селениях волостные управления, составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу уставную грамоту, в которой отражалось количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование и размер повинностей, причитающихся с них как за землю, так и за другие выгоды. Уставные грамоты должны утверждаться в течение двух лет со дня издания данного Манифеста.

БЕЛКОВЕЦ

Правовое положение освобожденных крестьян

Отмена крепостного права объявлялась добровольным пожертвовани­ем дворянского сословия. Крестьяне становились лично свободными (юридическими лицами) и приобретали все гражданские права. Они пере­ходили в разряд свободных сельских обывателей с правом свободного вступления в брак, самостоятельного заключения договоров, ведения су­дебных дел, беспрепятственного занятия торговлей, промыслами, с пра­вом поступать в любые учебные заведения, на службу, записываться в гильдии, переходить на новое место жительства и т.д. Помещики совер­шенно теряли прежнее право продавать или дарить крестьян, переселять их по своему произволу и т.п.

Закон разрешал крестьянам иметь свои органы самоуправления. Это сельский сход, на котором могли решаться все вопросы хозяйственного значения. Сельское общество ( 20 ревизских душ) выбирало на сходах сро­ком на 3 года свои исполнительные органы: сельских старост и сборщиков податей. Сельские общества объединялись в волости, совпадавшие, как правило, с границами церковных приходов (от 300 до 2000 душ м.п. в каж­дой). На волостных сходах избирались волостные старшины, которые вместе с сельскими старостами составляли волостное правление.

Вместо юрисдикции помещиков учреждались волостные крестьянские суды. Судьи избирались на волостных сходах, заседали коллегиально (не менее 3-х), рассматривали дела с исками до 100 рублей и мелкие уголовные дела (драки, оскорбления, порчу, истребление имущества), за которые могли налагать наказания в виде небольших штрафов (до 1 рубля), обще­ственных работ и административного ареста до 2 суток.

Законов крестьяне не знали, и в судебной практике руководствовались обычаями, общественным мнением, здравым смыслом. Здесь царицей до­казательств была практичность, крестьянская сметка. Суды учитывали и полезность данного члена сельского общества: исправность в ведении хо­зяйства и уплате платежей, поведение в быту, отношения с членами семьи, соседями и т.п. Судебная реформа 1864 г. сохранила волостные суды, а при Александре III (с 1883 г.) роль их ещё более возросла, хотя они и были поставлены под контроль земских начальников. Земскими начальниками становились потомственные дворяне с высшим образованием, с опытом судейской работы. С этого времени волостные суды стали больше ориен­тироваться на закон, применение норм обычного права сократилось.

В ходе крестьянской реформы было сформировано крестьянское сословное самоуправление. В его рамках действовала крестьянская юстиция, или, как ее еще называли, «крестьянский самосуд». Существуют различные трактовки этого понятия. Одни обозначают этим термином разбирательство крестьянами своих дел на основе обычного права. Другие включают в понятие «самосуда» все существовавшие формы расправы потерпевших крестьян над правонарушителем. В таком случае рассматриваются различные виды крестьянского суда семейный суд, третейский суд, суд волостного схода, суд соседей, волостной суд и др. Неслучайно известный судебный деятель М.И. Зарудный отмечал большое разнообразие «сельских общих судилищ».

Все это разнообразие судов можно привести в определенную систему на основе формального критерия: предусмотрен ли был тот или иной суд действовавшим законодательством или нет. Исходя их этого суды распределялись на две группы: официальные, или установленные законом (например, волостной суд), и неофициальные, или не получившие формальной институционализации (например, суд соседей).

Судебная реформа сохранила крестьянские суды. В примечании к ст. 2 Учреждения судебных установлений отмечалось, что «судебная власть. крестьянских судов определяется особыми о них постановления ми». В ст. 34 содержалась норма, согласно которой из подсудности мировых судей изымались деда «сельских обывателей», подведомственные их собственным судам. Особые суды сохранились как следствие «разнообразия сословных отношений». По всей видимости, авторы судебных уставов рассматривали их как временное явление и стремились таким образом обеспечить адаптацию крестьян к российским законам, освоение ими способов защиты своих прав и интересов. Предполагалось, что они с течением времени будут совершенствоваться и видоизменяться «согласно с изменяющимися условиями общественной жизни».

Важно помнить огромную роль, которую играл обычай в жизни крестьянского населения. Можно с полной уверенностью говорить о существовании особой правовой системы традиционного характера и специфической правовой культуры подавляющего большинства населения страны. Правовые взгляды крестьянства значительно отличались от предписаний официального права, что нашло свое отражение как в пословицах и поговорках, так и в индифферентном отношении к некоторым видам преступлений и непонимании современных институтов права. Обычное крестьянское право было мало знакомо специалистам. К тому же передача множества мелких дел в государственные суды могла привести к кризису в их работе, поскольку те не обладали необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами.

Главное место среди крестьянских судов занимала волостная юстиция, в истории которой выделяются три периода:

  1. 1861-1889 гг.;
  2. 1889-1912 гг.;
  3. 1912-1917 гг.

В рамках первого периода (1861—1889 гг.) ядром крестьянской юстиции выступал волостной суд. Это был выборный орган, включавший от 4 до 12 судей, преимущественно крестьян-домохозяев, которые осуществляли свои функции либо на выборной безвозмездной основе, либо за установленное волостным сходом вознаграждение.

Волостной суд являлся сословным судом не только по составу, но и по подсудности и находился вне сформированной судебной системы. В нем судьи из крестьян судили только крестьян. Территориальная подсудность волостного суда ограничивалась пределами волости. К компетенции суда были отнесены мелкие споры и тяжбы между крестьянами по имущественным делам и маловажные проступки.

Последние были подсудны волостному суду тогда, когда они были «совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также когда означенные проступки не находятся в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест». За указанные преступления суд имел право приговаривать виновных: к общественным работам до шести дней, денежному взысканию до трех рублей, аресту до семи дней, телесным наказаниям до 20 ударов.

Суд собирался каждые две недели. При производстве и решении дел судьи руководствовались местными обычаями. Рассмотрение дел осуществлялось устно. Заметим, что закон ориентировал волостных судей стремиться заканчивать споры мировым соглашением (ст. 107). Декларировалась независимость суда от сельской администрации: волостной старшина и староста не имели права вмешиваться в его работу. Сенат распространил эту норму на сельских старост. Реализовать в полной мере независимость волостного суда не удалось. Волостные судьи не могли отстраниться от схода и общинников, с которыми были связаны тесными социальными узами.

Все приговоры и решения по спорам ценой иска до 100 руб. являлись окончательными и не подлежащими обжалованию. Это было следствием сословности суда, ориентированного на разрешение дел на основе обычного права. В условиях разнообразия обычаев и невозможности знакомства с ними никаким другим путем, кроме как социализации, была невозможна апелляционная или кассационная проверка правильности постановленного решения. Это имело и негативные последствия в виде неправомерных приговоров.

Тем не менее, ст. 127 Общего наложения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, допускала возможность подать жалобу на сельских и волостных должностных лиц мировому посреднику. Тот самостоятельно рассматривал жалобы на сельскую администрацию, а жалобы на волостных должностных лиц передавал уездному мировому съезду. Уездный съезд мировых посредников мог отменить приговоры только в случае нарушения подсудности, превышения меры взыскания или наказания, рассмотрения дела без вызова сторон. В случае нарушения съезд не решал дело по существу, а передавал его на новое рассмотрение по принадлежности—в соответствующий волостной суд или в общие суды. Исполнение актов волостного суда осуществляли сельские старосты или помощник волостного старшины.

В 1874 г. мировые посредники и их съезды были упразднены. Их функции, в том числе и в отношении волостного суда, перешли к уездным по крестьянским делам присутствиям, которые работали под руководством местного предводителя дворянства и состояли из уездного исправника, председателя уездной земской управы и одного из почетных мировых судей и др.

Первое десятилетие функционирования волостного суда вызвало разные мнения. Доминировали негативные оценки. Современники отмечали такие недостатки суда, как безграмотность судей, засилье писарей, формальное решение дел, давление со стороны администрации, взяточничество, пьянство судей, кумовство и др. Многие проблемы в работе волостных судов были связаны, с одной стороны, с неудовлетворительным состоянием законодательной базы, а с другой стороны, с отсутствием должной помощи от местных властей. Реформа 1874 г. не дала ощутимых результатов. И ожидаемых улучшений не произошло. Были начаты подготовительные работы по преобразованию волостного суда (работа комиссий М.Н. Любошинского — М.И. Зарудного, М.С. Каханова), но они не завершились принятием законодательного акта.

Изменения в организационно-правовом статусе волостного суда произошли в 1889 г. в связи с введением судебно-административных учреждений, что даст основание выделить временной отрезок до 1912 г. в отдельный — второй — период в истории волостной юстиции. Были приняты Временные правила о волостном суде в местностях, в которых введено положение о земских начальниках. Теперь волостные суды состояли из четырех судей, один из которых назначался уездным съездом председателем. Примечательно, что допускалась возможность возложения обязанностей председателя на местного волостного старшину, что вызвало волну критики со стороны специалистов и общественности.

Изменился порядок назначения волостных судей. По новому закону каждое сельское общество избирало одного кандидата в волостные судьи. Общее число кандидатов не должно быть менее восьми. Из них земский начальник утверждал четырех в качестве судей на 3 года. Более определенными стали требования к судьям. В волостные судьи должны были избираться крестьяне-домохозяева, достигшие 35 лет, пользовавшиеся уважением односельчан, по возможности грамотные. Волостные судьи получали содержание из волостных сумм.

Подверглась корректировке подсудность волостного суда. Он по-прежнему разбирал гражданские споры между крестьянами и совершенные ими мелкие преступления. Но теперь суду были подведомственны дела ценой иска до 300 руб. Появились новеллы в части наказаний, налагаемых волостным судом. Он мог назначать выговор в присутствии суда, денежное взыскание от 25 коп. до 30 руб., арест до 15 дней и. как и раньше, телесные наказания розгами до 20 ударов.

Более четкой стала процедура обжалования решений волостного суда Жалобы на решение могли подаваться в течение 30 суток земскому участковому начальнику. Последний передавал на рассмотрение уездного съезда только те жалобы, которые указывали на явное нарушение пределов власти суда или действовавших норм, а также жалобы по делам о тех проступках, за которые виновный приговаривался к строгим наказаниям: аресту свыше трех суток, телесному наказанию, денежному взысканию свыше пяти руб. или по решениям, по которым присуждалось более 30 руб.

Как видим, реформа носила неоднозначный характер. Очевидны позитивные перемены. Роль волостного суда усилилась, появилась большая четкость и определенность в его деятельности. Но при этом усилился контроль за деятельность суда со стороны администрации и дворянства. Именно земскому начальнику принадлежит надзор за волостными судами. На нем же лежала обязанность ревизовать каждый из них не менее двух раз в год.

Последним актом переустройства волостного суда стал закон от 15 июня 1912 г., ставший отправной точкой третьего периода (1912—1917 гг.). Несмотря на очевидные недостатки волостного суда — сословность, невежество и подкупность судей, податливость его на разные влияния со стороны, этот суд сохранили. Закон внес в его организацию несколько улучшений и установил более тесную связь с мировыми судами.

По закону 1912 г. волостная юстиция состояла из трех инстанций. Первая — волостной суд. Он должен был быть в каждой волости и состоял из председателя, двух членов и двух кандидатов в члены. При больших размерах волостного участка мировому съезду представлялось право увеличить состав волостного суда до шести членов и шести кандидатов.

В волостные судьи могли избираться крестьяне-домохозяева достигшие 30 лет и грамотные. Вводилось большое число ограничений для замещения должности волостного судьи. Например, запрещалось избирать судьями лиц, состоявших под следствием или судом за преступные деяния, объявленных несостоятельными должниками. занимавших другие должности по волостному или сельскому управлению, евреев, иностранцев, не принявших российского подданства и др.

Возвращалась выборная процедура формирования волостного суда. Только теперь выборы волостных судей становились двухстепенными. Сначала сельские общества избирали выборщиков, а уже они под руководством мирового судьи выбирали из своей среды председателя волостного суда, судей и кандидатов к ним. Избранные судьи утверждались мировым съездом. Волостные судьи избирались на три года. В решении каждого дела должны участвовать трос судей, считая и председателя.

Вторая инстанция — верхний сельский суд. Это была апелляционная инстанция. Этот суд состоял из участкового мирового судьи и председателей волостных судов.

Кассационной, или третьей, инстанцией выступал мировой съезд.

Таким образом, волостные суды подчинялись надзору мировых судей, которые были должны не менее раза в год ревизовать волостные суды своего участка с указаниями должностным лицам этих судов на замеченные беспорядки и отступления от закона. Высший надзор за волостными и верхними сельскими судами был возложен на мировой съезд. Мировой съезд мог издавать особый наказ для этих судов, представляемый, через старшего председателя палаты, министру юстиции. Председатели мировых съездов могли ревизовать верхние сельские суды. Наконец, мировому съезду принадлежала известная дисциплинарная власть над волостными судьями.

Подготовка реформы по отмене крепостного права заняла достаточно продолжительное время. В январе 1857 г. был учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный затем в Главный комитет по устройству сельского населения. Обозначились две точки зрения на крестьянскую реформу среди членов Главного комитета. Согласно первой точки зрения предлагалось сохранить всю земельную собственность в руках помещиков и продолжать дальнейшее развитие крупных помещичьих хозяйств. Сторонники второй точки зрения предлагали передать крестьянам землю в собственность за выкуп. Все вопросы, связанные с основными направлениями крестьянской реформы первоначально обсуждались на заседаниях дворянских губернских комитетов, которых в 1859 г. насчитывалось уже около 50. Предложения и проекты направлялись в специальные редакционные комиссии, которые их обобщали и передавали в Главный комитет. В декабре 1860 г. основные проекты законодательных актов поступили в Государственный совет, на заседаниях которого были в них внесены некоторые изменения. Они коснулись, прежде всего уменьшения размеров наделов и повышения повинностей и выкупных платежей.

17 февраля 1861 г. Государственный совет одобрил проекты нормативных актов, а 19 февраля император Александр II утвердил Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и Положения об отмене крепостного права. В целом пакет нормативных правовых актов, касавшихся отмены крепостного права, насчитывал 17 положений и особых правил. Важнейшими из них являлись: «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий», «Положение об устройстве дворовых людей»; «Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях»; «Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», а также четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России. Кроме того, были приняты особые дополнительные правила в отношении крестьян мелкопоместных владельцев, а также посессионных крестьян. В последующие годы в отношении государственных, дворцовых и удельных крестьян были приняты отдельные правовые акты. Так, в 1863 г. было издано «Положение о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных», а в 1866 г. — закон «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях».

Правовое положение крестьян. В соответствии с Манифестом от 19 февраля 1861 г. крестьянам предоставлялись личная свобода и общегражданские права. В статье 2 «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» указывалось, что крестьяне получили «права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу». Таким образом крестьянам было предоставлено право владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать в качестве юридического лица, переходить из одного сословия в другое, право без разрешения помещика заключать брак, принимать обязательства, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями.

Однако названные выше права крестьяне могли получить не сразу и не в полной мере, так как в статье 7 Общего положения устанавливался двухлетний срок для подготовки уставных грамот, в которых определялись новые формы поземельных отношений между помещиками и крестьянами. Поэтому еще в течение двух лет после отмены крепостного права крестьяне в значительной мере зависели от помещиков и продолжали выполнять в их пользу прежние повинности (барщину и оброк).

Однако даже после подписания Уставной грамоты и получения земельного надела между помещиком и крестьянами возникали определенные поземельные отношения, в соответствии с которыми помещик сохранял право собственности на всю принадлежавшую ему ранее землю, а крестьяне за полученные в пользование земельные участки должны были отбывать прежние повинности. Так, в статье 15 Общего положения указывается: «Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами». И лишь после заключения выкупной сделки они становились крестьянами-собственниками и прекращали выполнять барщину и оброк в пользу помещика.

Однако в связи с тем, что сроки подготовки и заключения Выкупной сделки и соответственно перевода крестьян из одного разряда в другой не были четко обозначены в правовых актах, перевод многих крестьян из состояния временнообязанных растянулся на довольно продолжительный период. Так, в 1870 г. число временнообязанных крестьян превышало 30%. Поэтому в 1881 г. был принят закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении их временнообязанного состояния с 1 января 1883 г.

Наделение землей происходило следующим образом: земля в губерниях делилась на три категории — нечерноземная, черноземная и степная. Причем каждая категория делилась на несколько местностей, где учитывалось качество почвы, численность населения, уровень развития и т.п. В соответствии с этим устанавливались высшие и низшие нормы земельных наделов. Кроме того, предусматривалось выделение так называемых «дарственных наделов» без выкупа, значительно меньших по размеру. Душевой надел могло получить только лицо мужского пола. Он включал усадьбу, пахотную землю, пастбище и пустоши. Однако нормы душевых наделов были меньше тех земельных участков, которые крестьяне обрабатывали до реформы. Это было обусловлено тем, что помещикам предоставлялось право уменьшать надел крестьянина, если он превышал установленную норму. Все это привело в конечном итоге к тому, что размеры душевых наделов крестьян оказались на 20% ниже прежних дореформенных крестьянских наделов. Кроме того, помещикам предоставлялось также право переносить полевые наделы крестьян на другие места. В то же время если на еще невыкупленных крестьянами земельных участках открывали полезные ископаемые, то помещики имели право требовать обмена данных наделов на другие.

В том случае если возникали спорные вопросы между крестьянами и помещиком, то их разрешением занимались мировые посредники, среди которых были такие известные общественные деятели, как писатель Л.Н. Толстой, физиолог И. М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев и другие.

Вводились также некоторые ограничения на пользование земельной собственностью. Так, например, крестьянин-собственник в течение первых 9 лет не мог продавать свою землю. Кроме того, продолжала существовать общинная собственность на землю, переделы земельных наделов и круговая порука, которые существенно препятствовали внедрению в деревню капиталистических отношений. Те же Уставные грамоты заключались не с конкретными крестьянами, а с общиной, несшей ответственность на основе круговой поруки за выполнение крестьянами повинностей. В то же время для крестьян был значительно затруднен порядок выхода из общины.

В соответствии с «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» вводились следующие органы крестьянского самоуправления: волостное общество, сельское общество, сходы и сельские должностные лица. Все крестьяне-собственники сельского общества входили в сельский сход, являвшимся низшим звеном органов крестьянского управления. Он избирал сельского старосту и других должностных лиц (особых сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, сельских писарей и др.). К компетенции сельского схода относились вопросы выполнения различных повинностей, увольнения членов общины и приема в ее состав новых членов, пользования землей, взыскания задолженности и т.д. Органы сельского общества подчинялись органам волостного общества. В каждой волости формировался волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и волостной суд.

В соответствии с Общим положением для контроля за деятельностью учреждений сельского управления создавались следующие органы: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам.

Выкупная операция осуществлялась между помещиком и сельской общиной под контролем мирового посредника. Крестьянин имел право в любой момент выкупить свою усадьбу. Однако полевой надел можно было выкупить только с согласия помещика. Об этом свидетельствует статье 3 Положения о выкупе: «Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседлостью, полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика». Размер выкупа определялся путем так называемой капитализации годового оброка, который получал помещик от своего крестьянина до реформы.

В чем же заключалась суть выкупной операции? В связи с тем, что большинство крестьян не могло заплатить выкуп, царское правительство, приняло решение выплатить помещикам всю выкупную сумму, став кредитором крестьян. Таким образом, помещик получал 80% выкупной суммы из казны государства в виде денежных средств или ценных бумаг. Оставшиеся 20% выкупной суммы крестьянин должен был внести непосредственно помещику. А сумму, которую помещик получил из государственной казны, крестьянин должен был возвращать государству в течение 49 лет в виде выкупных платежей с начислением 6% годовых.

В целом выплаты крестьянами помещикам растянулись практически на 20 лет. Такая ситуация была выгодна помещикам, так как временнообязанные крестьяне должны были платить оброк и выполнять дореформенные повинности до тех пор, пока не внесут соответствующую сумму выкупа. Поэтому царское правительство было вынуждено издать в 1881 г. специальный закон о ликвидации временнообязанного состояния крестьян.

Порядок проведения крестьянской реформы в некоторых национальных окраинах отличался от основных 34 губерний Российской империи. Так, в соответствии с Указом 1863 г. крестьяне западных губерний Украины и Белоруссии переводились из состояния временнообязанных в состояние крестьян-собственников, а их земельные участки были даже несколько увеличены.

После крупного восстания в Царстве Польском правительство России вынуждено было провести там крестьянскую реформу. Так, в 1864 г. был издан Указ об устройстве крестьян Царства Польского, в соответствии с которым крестьяне стали собственниками земли без выкупа. Кроме того, за ними сохранялись дореформенные наделы, они освобождались также от прежних повинностей. Тем не менее для польских крестьян вводился достаточно высокий поземельный налог.

В целом крестьянская реформа 1861 г., принесшая личную свободу и общегражданские права миллионам крепостных крестьян, не была в состоянии в полной мере упразднить прежнюю систему поземельных отношений, чему способствовало сохранение некоторых пережитков крепостничества. В то же время крестьянская реформа имела большое значение для развития капиталистических отношений в России.

Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.

В середине XIX в. при императоре Александре II началось очередное реформирование системы государственного управления на местах. Однако, прежде чем приступать к непосредственному реформированию учреждений земского и городского управления и самоуправления, правительству было необходимо разрешить вопрос с огромным количеством крепостных крестьян, которых необходимо было освободить от крепостной зависимости и предложить им модель крестьянского самоуправления, которая устроила бы и крестьян, и государство.

Эта идея воплотилась в Манифесте от 19 февраля 1861 г. «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта» 1 Манифест от 19 февраля 1861 г. «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройство их быта» // Полное собрание законов Российской империи. СПб.. 1863. Т. XXXVI. Отделение I. , в соответствии с которым началось создание системы крестьянского сословного самоуправления, заменившей вотчинную власть помещика.

Эта система, по замыслу авторов законодательства, была призвана. кроме выполнения фискальных функций, во-первых, защитить крестьянство от бывших крепостников, во-вторых, подготовить его к участию во всесословных органах местного самоуправления 2 Захарова Л.Т. Правительственная программа отмены крепостного права в России // История СССР. 1975. № 2. С. 201. .

Создавалась двухступенчатая система, в которой крестьяне для решения хозяйственных вопросов объединялись в сельские общества, а для ближайшего управления и суда — в волости.

Сельское общество могло объединять крестьян, живших в одном или нескольких селениях, принадлежавших одному или разным помещикам. Управление в рамках сельского общества возлагалось на сход домохозяев и сельского старосту, избираемого на сходе.

На уровне волости это были волостной сход, состоящий из сельских и волостных должностных лиц и выборных от каждых 10 дворов, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд. Поскольку волостной старшина и волостные судьи выбирались на волостном сходе, а волостное правление состояло из волостного старшины, сельских старост и некоторых других выборных лиц, можно сказать, что в основе формирования волостного управления, как и сельского, лежало выборное начало.

Волость по своему характеру не являлась административно- территориальной единицей российского государства. Скорее всего, волость необходимо признать неким специализированным административным округом, создаваемым для организации крестьянского самоуправления и управления крестьянскими сообществами государственными чиновниками после отмены крепостного права.

Руководить организацией крестьянских волостей должны были губернские присутствия по крестьянским делам. Они включали в себя председателя — губернатора, губернского предводителя дворянства, управляющего палатой государственных имуществ, губернского прокурора, двух членов из местных дворян-помещиков, назначенных министром внутренних дел, и двух членов из местных дворян-помещиков, избранных собранием губернского и уездных предводителей дворянства.

Под руководством присутствия по крестьянским делам в каждом уезде учреждалась особая комиссия под председательством уездного предводителя дворянства из земского исправника и одного из местных помещиков по приглашению губернатора.

Для осуществления связи между сельскими сообществами и государством в лице должностных лиц губернии, а также для способствования разрешению конфликтных ситуаций учреждался институт мировых посредников.

Организация крестьянского самоуправления и учреждение мировых посредников позволили снизить уровень крестьянских волнений и создать опору государственной власти на селе. Однако крестьянского самоуправления как такового не вышло. Зачастую крестьянские старшины назначались губернским руководством, а избранные крестьянами старшины, защищавшие права крестьянства, отстранялись от своих должностей.

Действительными органами крестьянского самоуправления по-прежнему оставались сход и староста, хотя их полномочия насильственно подменялись назначаемыми или навязываемыми крестьянскому населению старшинами.

Таким образом, в 1861 г. в Российской империи было создано двухуровневое крестьянское самоуправление — в сельских обществах и волостях бывших помещичьих крестьян, а в 1866 г. эти административные преобразования были распространены на население государственной деревни. «Структура самоуправления и суда стала одинаковой для всего российского крестьянства. Органом решения дел стал сельский сход, который из своего состава избирал старосту, а на волостном уровне — волостной сход, избиравший старшину и формировавший путем выборов крестьянский волостной суд».

Крестьянская реформа, начатая в 1861 г., фактически растянулась на десятилетия. Но уже через несколько лет после начата этой реформы правительство Российской империи приступило к реформированию местного управления в губерниях, уездах и городах.

«Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 г. 3 Положение о губернских и уездных по крестьянским делам Учреждений 1864 г.// Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1863. Т. XXXVI. Отделение 1. предусматривалось создание специальных учреждений земского самоуправления.

Губернские и уездные земские учреждения состояли из уездных и губернских земских собраний (распорядительные органы) и уездных и губернских управ (исполнительные органы). Как распорядительные, так и исполнительные органы были выборными.

Формирование земских представительных органов производилось путем многоступенчатых выборов и непрямого представительства. Избиратели подразделялись на три курии:

  1. землевладельцы, вне зависимости от сословной принадлежности;
  2. горожане, имевшие в собственности недвижимое имущество в городе;
  3. члены сельских сообществ.

Выборы проводились раздельно по куриям. Сословный характер выборов исключал возможность участия в них всех лиц, проживавших на территории уезда. Особенно это касалось сельского населения, даже несмотря на то, что на территории уезда было несколько крестьянских съездов. Кроме того, участие в выборах существенно ограничивалось имущественным цензом.

Число гласных от каждого избирательного съезда в уездах было различно. В большинстве уездов преобладание получили гласные, избираемые от уездных землевладельцев. Гласные избирались на трехлетний срок.

Губернские гласные избирались так же, как и уездные, на три года на уездных земских собраниях из расчета один губернский гласный на шесть уездных. В губернских земских собраниях гласные от дворян, также как и в уездных земских собраниях, имели абсолютное большинство.

Уездные и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней (обычно осенью). Председателями земских собраний являлись уездные и губернские предводители дворянства.

Исполнительные органы уездного и губернского земства — уездные и губернские земские управы — состояли из председателя и членов, избиравшихся уездными и губернскими земскими собраниями. Председатели уездных земских управ утверждались в своей должности губернатором, а председатели губернских управ — министром внутренних дел.

Земские учреждения, осуществляя эти функции, не обладали самостоятельной властью. Для того чтобы приводить в исполнение свои решения, они должны были обращаться к полицейским, т.е. органам государственным.

Деятельность земских органов самоуправления была поставлена под контроль правительственных органов в лице местных губернаторов и министра внутренних дел. Им было предоставлено право приостанавливать исполнение тех постановлений земских собраний, которые, по их мнению, были «противны законам или общим государственным пользам». Постановления земских собраний по некоторым вопросам нуждались в формальном утверждении губернатора или министра внутренних дел.

С течением времени полномочия земств постепенно урезались. Так, были ограничены права земских учреждений по обложению торговых и промышленных предприятий; были признаны незаконными сношения земств различных губерний между собой; земствам запрещалось печатать без разрешения губернатора свои постановления и отчеты о заседаниях и т.д. 4 Шингарев А. Задачи юбилея // Современное слово. 1914. № 2148. 1 (14) января. С. 552-553.

В 1890 г. вышло новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях, которое еще более ограничило права земств, а ценз на участие в выборах был повышен.

Реформирование системы земского управления неразрывно связано и с реформой городского самоуправления. Органы городского самоуправления по Городовому положению 1870 г. — городские избирательные собрания, городские думы (представительные и распорядительные органы), избираемые на четыре года, а также городские управы (исполнительные органы), избираемые городскими думами на срок их полномочий.

Городская управа состояла из головы и, как правило, двух членов управы. В небольших городах, посадах управы могли не образовываться. Их функции исполнял голова. Голова не только возглавлял управу, но и исполнял полномочия председателя думы, а также председательствовал в избирательных собраниях.

Положением 1870 г. избирательное право (пассивное и активное) было предоставлено каждому городскому обывателю, к какому бы состоянию он ни принадлежал. При этом были установлены следующие требования: подданство Российской империи, возраст не моложе 25 лет, наличие в пределах города недвижимой собственности или уплата в пользу города сбора со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочной торг и т.п. Соответственно, каждый, кто владел хоть какой-нибудь недвижимостью в городе или в качестве торговца либо ремесленника платил в казну города, пользовался правом не только избирать, но и самому быть избранным в гласные думы.

Численность гласных в городских думах составляла от 30 до 70 человек. В местностях, где число жителей, пользующихся правом голоса, не превышало 300, в городскую думу избиралось 30 гласных. Там, где число жителей было более 300, на каждые 150 человек свыше этого числа прибавлялось по 6 гласных. Однако по Городовому положению 1870 г. общее число гласных не должно было превышать 72 человек. Социальный состав гласных был преимущественно купеческим.

Можно обоснованно утверждать, что Положением 1870 г. городскому общественному управлению была предоставлена широкая самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). В основном же дела решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении.

На губернатора возлагался надзор за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда.

Наряду с Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. Городовое положение 1870 г. необходимо считать чрезвычайно важным и прогрессивным шагом в развитии местного самоуправления в России.

Однако в области городского управления, также как и земского управления, в конце XIX в. произошла контрреформа. В 1892 г. было издано новое Городовое положение, которое урезало избирательные права горожан и значительно уменьшило самостоятельность городовых учреждений самоуправления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: