В каком году был учрежден высший дисциплинарный суд

Обновлено: 05.05.2024

Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за совершение виновного действия (за виновное бездействие) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время, в результате которого были нарушены положения настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

3) понижения в квалификационном классе;

4) досрочного прекращения полномочий судьи.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

3. Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием действий (бездействия) судьи.

4. Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения может налагаться на судью за совершение им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания или если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.

4.1. Дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе может налагаться на судью за существенное нарушение положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.

Понижение судьи в квалификационном классе осуществляется квалификационной коллегией судей путем принятия решения о понижении квалификационного класса судьи до квалификационного класса, непосредственно предшествующего квалификационному классу, имеющемуся у такого судьи на момент принятия указанного решения.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 243-ФЗ)

5. Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права и (или) процессуального законодательства, настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики.

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия только при наличии жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, ранее подвергавшегося дисциплинарному взысканию, если допущенные судьей нарушения носят систематический и (или) грубый характер, повлекли искажение принципов судопроизводства, свидетельствуют о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлены вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

7. Решение о наложении на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания, за исключением дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе, судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Судья, к которому применено дисциплинарное взыскание в виде понижения в квалификационном классе, считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности в случае, если он не совершил нового дисциплинарного проступка в течение предусмотренного пунктом 4 статьи 20.2 настоящего Закона срока пребывания в квалификационном классе, присвоенном ему в результате применения указанного дисциплинарного взыскания. По истечении этого срока повторная квалификационная аттестация судьи осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 20.2 настоящего Закона.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Суд и процесс в период контрреформ 1880-1890-х гг. Отход от либеральных реформ впервые стал проявляться в 1870-е гг., еще в период правления Александра II, что объяснялось ростом в пореформенной России общественного движения.

С 1866 г. присяжным судам запретили рассматривать дела о пе­чати. В 1871 г. произошли изменения в процессуальном праве. От­ныне дознание по государственным преступлениям переходило из компетенции судебных следователей к жандармам. Особо важные дела, связанные с народовольческим движением и опасными госу­дарственными преступлениями, с 1872 г. рассматривались Особым присутствием Сената. Александр II затягивал с осуществлением го­родской реформы, предпринимал ряд мер охранительного характе­ра. Ситуация в корне изменилась после неудавшегося покушения на царя 8 февраля 1880 г. Самодержец был возмущен неспособностью полицейских органов обеспечить его безопасность. Уже 12 февраля 1880 г. учреждена Верховная распорядительная комиссия по охра­не государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Т. Лорис-Меликовым. Комиссия проработала около двух меся­цев и предложила ряд мер, оформленных актами 6 августа 1880 г. — 17 февраля 1881 г. По указам Александра II в это время упразднялось III отделение с передачей его функций Департаменту полиции МВД, усиливался контроль Сената над губерниями, где отмечалась наи­большая социальная активность, усилилась борьба с народовольцами. Вместе с тем предлагалось пойти на некоторые уступки законопос­лушным представителям земств и привлечь их к участию в законот­ворческой деятельности Государственного совета. Эти меры получили название «план умиротворения России». 1 марта 1881 г. Александр II был убит в результате покушения народовольцев, и намеченный план «умиротворения» проявился уже в другом ракурсе.

2 марта 1881 г. на престол вступил Александр III и вскоре (29 апре­ля 1881 г.) новый император подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу контрреформ 1880-1890-х гг. Александр III всегда выступал сторонником жесткого внутриполити­ческого курса, но в данном случае контрреформы являлись также от­ветом общественному движению на убийство Александра II.

Контрреформы проводились сразу по нескольким направлени­ям. Были осуществлены судебная, земская, городская контррефор­мы, отмечались реакционные меры в области народного образова­ния, ужесточалась цензура, ограничивались права национальных меньшинств.

Судебная контрреформа преследовала две взаимосвязанные цели: ограничить гласность, демократичность суда и усилить ад­министративное вмешательство в судопроизводство. В частно­сти, Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия от 14 августа 1881 г. запрещало пу­бликовать отчеты суда по политическим делам (ст. 17-18 гл. II), а 12 февраля 1887 г. появился указ, по которому любое дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проходило в за­крытом порядке. Из ведения общих судов изымались дела о проти­водействии, сопротивлении, покушениях на власти или должност­ных лиц. Указом от 20 мая 1885 г. вводилось Высшее дисциплинар­ное присутствие Сената, которое обладало правом смещать судей и перемещать их на другую судебную должность. Представление о необходимости кадровых перестановок имел право осущест­влять министр юстиции. В 1889 г. были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 г. — открытость гражданского суда.

Серьезный удар был нанесен институту мировых судей. 12 ию­ня 1889 г. вышло Положение о земских участковых начальниках. По новому закону мировой суд упразднялся повсеместно, кроме Пе­тербурга, Москвы и Одессы. Вместо мировых судов в 40 губерниях страны учреждались земские участки. Всего было образовано более 2 тыс. земских участков из расчета 4-5 участков на уезд. В уездах вместо должности мирового судьи вводилась должность земского участкового начальника (ст. 47). В отличие от мировых судей зем­ские участковые начальники не избирались, а назначались по пред­ставлению губернаторов министром внутренних дел (ст. 14). Кроме того, участковые начальники могли быть только из дворян, с высо­ким имущественным цензом и прослужившие до этого в судебных или подобных им учреждениях не менее трех лет. Высшее образова­ние для этих судей было желательным, но не обязательным, можно было ограничиться «незаконченным домашним» (ст. 6-7). Таким образом, вновь усиливался принцип сословного суда. В городах вместо мировых судей учреждались также уездные члены окруж­ного суда и городские судьи, назначаемые министром юстиции. Земские участковые начальники обладали достаточно широкими полномочиями: надзор над общинным крестьянским самоуправле­нием, курирование волостных судов, уездных по крестьянским де­лам присутствий. Земские начальники были правомочны рассма­тривать земельные вопросы, в их ведение переходили гражданские и уголовные дела, подсудные прежде мировым судьям. Кроме того, земские начальники наделялись полицейскими полномочиями (ст. 24-39).

Первой инстанцией Положение от 12 июня 1889 г. определя­ло земских уездных начальников и городских судей, второй — су­дебное присутствие уездного съезда, состоявшее из члена уездного окружного суда, городских судей и земских начальников. Предсе­дателем съезда был уездный предводитель дворянства. Кассацион­ной инстанцией являлись губернские присутствия во главе с губер­натором (ст. 62-66).

В отличие от мировых судов и уездного по крепостным делам присутствия, земские начальники творили в уездах настоящий произвол. Факты взяточничества, вымогательства, превышения полномочий стали в уездах повсеместными.

В соответствии с чрезвычайным Положением от 14 августа 1881 г. (принималось натри года, но всякий раз продлялось), другими закона­ми ужесточалась карательная политика самодержавия. Увеличивался штат Отдельного корпуса жандармов, учреждались новые жандарм­ские структуры, так называемые охранные отделения. Царская охран­ка действовала самостоятельно от местных жандармских учрежде­ний, активно использовала деятельность тайных агентов-доносчиков и провокаторов. В 1882 г. создается новая структура — секретная полиция, обладавшая агентурной сетью для контроля над русскими эмигрантами и дискредитации революционного движения.

В начале XX в. появляется новый актовый материал: Уложение о наказаниях 1903 г., 23 апреля 1906 г. изданы Основные государ­ственные законы.

Ситуация в стране резко изменилась в связи с революци­ей 1905-1907 гг. Правительство П. А. Столыпина осуществило силовые методы подавления революционного движения. Были разгромлены профсоюзы, запрещены демократические издания. 19 августа 1906 г. был принят указ о военно-полевых судах. Указ не был внесен на рассмотрение Государственной думы и утратил силу 20 апреля 1907 г., тем не менее началось его широкое при­менение. В 1906-1907 гг. было вынесено более тысячи смертных приговоров. В стране вновь появились виселицы, прозванные в народе «столыпинские галстуки». Судебное преследование ак­тивно заменялось внесудебной расправой карательных органов (полиции, жандармерии, охранных отделений). Методы были разные, в том числе противоправные (подкуп, шантаж, убийства и т.д.).

После революции начинается процесс восстановления закон­ности. Так, в 1912 г. был восстановлен институт мировых судей, а земские начальники утратили судебную власть. При рассмотре­нии гражданских дел не только мировыми судьями, но и окружны­ми судами допускалось применение местных обычаев.

После начала Первой мировой войны (1914-1918 гг.) Россия была вынуждена прибегнуть к чрезвычайным административным мерам.

20 июня 1914 г. учреждена новая редакция Военно-судебного за­кона о суде в военное время. Согласно этому в районах военных дей­ствий и в местностях, объявленных на военном положении, военно- судебная власть передавалась полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду. (Новая редакция Закона не от­меняла, а дополняла действовавшее Положение 1892 г. «О местно­стях, объявленных на военном положении».) Военным судам были подсудны не только военнослужащие, но и все лица, находившиеся на обозначенной территории, как русские подданные, так и прожи­вавшие на захваченной территории. Военные суды формировались из офицеров, оперативно и при закрытом режиме решали дела, при­говор вступал в силу и приводился в исполнение в течение суток.

В 1915 г. были введены Особые совещания — чрезвычайные межведомственные органы управления, состоявшие из представи­телей различных организаций, учреждений и ведомств. В Особые совещания входили представители местных организаций — мест­ных совещаний, что регламентировалось Правилами от 10 сентября 1915 г., в соответствии с которыми в губернии и крупные города направлялись уполномоченные. Особые совещания и губернаторы ограничивали местное самоуправление, в частности при введении военного положения. По своему усмотрению губернатор мог изъ­ять в свою власть административные дела о преступлениях и про­ступках, мера наказания по которым не превышала трех месяцев тюрьмы или трех тысяч рублей штрафа. Губернаторы получили право передавать дела для рассмотрения в военный суд и требо­вать от судов рассмотрения дел при закрытых дверях. С учрежде­нием Всероссийского союза земств и городов (Земгор) и военно- промышленных комитетов (ВПК) в 1915 г. данные чрезвычайные органы по организации обороны и тылового обеспечения получили право предъявлять иски в суде и отвечать по искам.

Однако чрезвычайные меры не оградили страну от революци­онных потрясений. С 1917 г. царское, а затем и Временное пра­вительство было вынуждено применить еще более жесткие меры для подавления беспорядков с помощью армии, а на фронте вос­становили смертную казнь, ужесточилось уголовное и внесудебное преследование. Тем не менее Россия погружалась в хаос револю­ции и Гражданской войны, перечеркнувших позитивный опыт ста­новления судебной власти страны в предыдущий 50-летний период ее истории.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУД – специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г., для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос. органов, если эти действия не влекли за собой ответственности в уголовном порядке. В РСФСР Д. с. существовали с 1923 г. при ВЦИК и губернских исполкомах, а в 1926 г. они были, кроме того, организованы и при ЦИК автономных республик, краевых и областных исполкомах. Д. с. были подсудны дела о служебных упущениях и проступках лишь ответственных должностных лиц: членов исполкома, должностных лиц, избираемых или утверждаемых исполкомами; руководителей предприятий, подведомственных исполкому, и т. п. В 1928 г. Д. с. были упразднены.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

Смотреть что такое "ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУД" в других словарях:

Дисциплинарный суд — (англ. disciplinary court) специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г. для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос ных органов, если эти действия не влекли за собой… … Энциклопедия права

Дисциплинарный суд — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУДЪ, назначается для разрѣшенія Д. дѣлъ, отличается отъ Д. совѣта (см. это слово) огранич стью и спец. положеніемъ круга лицъ, ему подвѣдомственныхъ. Существуетъ въ рус., герм. и австр. арміяхъ подъ разл. наименованіями. По рус.… … Военная энциклопедия

Дисциплинарный суд — (англ. disciplinary court) специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г. для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос ных органов, если эти действия не влекли за собой… … Большой юридический словарь

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ, дисциплинарная, дисциплинарное (офиц.). прил. к дисциплина. Дисциплинарный устав. || Производимый с целью пресечь нарушения дисциплины. Дисциплинарный суд. Дисциплинарное взыскание. ❖ Дисциплинарный батальон (дорев.) военно… … Толковый словарь Ушакова

Дисциплинарный устав — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВЪ, содержитъ постановленія о воин. дисц нѣ, Д. проступкахъ и взысканіяхъ, порядкѣ наложенія Д. взысканій и приведенія ихъ въ исполненіе, о разрядѣ штрафованныхъ, жалобахъ (претензіяхъ), денеж. взысканіяхъ и офиц. судѣ чести.… … Военная энциклопедия

Суд чести — Спец. Общественный суд (обычно офицеров), рассматривающий поступки, роняющие достоинство совершившего их, несовместимые с представлением о чести (офицера). Суды чести создаются для охранения достоинства и чести офицерского звания (Дисциплинарный… … Фразеологический словарь русского литературного языка

диссуд — дисциплинарный суд … Словарь сокращений русского языка

Несменяемость судей — Н. судей состоит в том, что судья, однажды назначенный или избранный, занимает свой пост доколе указано в законе и не может быть ни смещен против воли, ни перемещен или переведен в другую местность, хотя бы на равную должность, если он сам об… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Правовая система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

ГЕРМАНИЯ — (Федеративная Республика Германия) государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ федерация, в составе которой 16 земель (без каких либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный… … Энциклопедия юриста

(англ. disciplinary court) - специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г. для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос-ных органов, если эти действия не влекли за собой ответственности в уголовном порядке. В РСФСР Д.с. действовали с 1926 г. при ВЦИК и губернских исполкомах, а в 1926 г. они были, кроме того, организованы и при ЦИК автономных республик, краевых и областных исполкомах. Д.с. были подсудны дела о служебных упущениях и поступках лишь ответственных должностных лиц: членов исполкома, должностных лиц, избираемых или утверждаемых исполкомами; руководителей предприятий, подведомственных исполкому, и т.п. В 1928 г. Д.с. были упразднены (см.: Советская историческая энциклопедия. Т. 5. — М., 1964).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Дисциплинарный суд" в других словарях:

Дисциплинарный суд — (англ. disciplinary court) специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г. для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос ных органов, если эти действия не влекли за собой… … Энциклопедия права

Дисциплинарный суд — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУДЪ, назначается для разрѣшенія Д. дѣлъ, отличается отъ Д. совѣта (см. это слово) огранич стью и спец. положеніемъ круга лицъ, ему подвѣдомственныхъ. Существуетъ въ рус., герм. и австр. арміяхъ подъ разл. наименованіями. По рус.… … Военная энциклопедия

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СУД — – специальный суд, существовавший в СССР до 1928 г., для рассмотрения дел о служебных упущениях, проступках и неправильных действиях ответственных должностных лиц гос. органов, если эти действия не влекли за собой ответственности в уголовном… … Советский юридический словарь

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ, дисциплинарная, дисциплинарное (офиц.). прил. к дисциплина. Дисциплинарный устав. || Производимый с целью пресечь нарушения дисциплины. Дисциплинарный суд. Дисциплинарное взыскание. ❖ Дисциплинарный батальон (дорев.) военно… … Толковый словарь Ушакова

Дисциплинарный устав — ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВЪ, содержитъ постановленія о воин. дисц нѣ, Д. проступкахъ и взысканіяхъ, порядкѣ наложенія Д. взысканій и приведенія ихъ въ исполненіе, о разрядѣ штрафованныхъ, жалобахъ (претензіяхъ), денеж. взысканіяхъ и офиц. судѣ чести.… … Военная энциклопедия

Суд чести — Спец. Общественный суд (обычно офицеров), рассматривающий поступки, роняющие достоинство совершившего их, несовместимые с представлением о чести (офицера). Суды чести создаются для охранения достоинства и чести офицерского звания (Дисциплинарный… … Фразеологический словарь русского литературного языка

диссуд — дисциплинарный суд … Словарь сокращений русского языка

Несменяемость судей — Н. судей состоит в том, что судья, однажды назначенный или избранный, занимает свой пост доколе указано в законе и не может быть ни смещен против воли, ни перемещен или переведен в другую местность, хотя бы на равную должность, если он сам об… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Правовая система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

ГЕРМАНИЯ — (Федеративная Республика Германия) государство в Западной Европе. По форме государственного устройства ФРГ федерация, в составе которой 16 земель (без каких либо национальных оснований). Каждая земля имеет собственную конституцию, выборный… … Энциклопедия юриста

Статья 11. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

1. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела:

1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;

(п. 1 в ред. Федерального конституционного закона от 30.10.2018 N 2-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей;

3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о результатах квалификационной аттестации судей.

2. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.

3. Деятельность Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

4. Организация деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определяется положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: