Каковы особенности государственного права кнр обусловленные ее социалистическими целями

Обновлено: 17.04.2024

Новая конституция КНР была подготовлена специальной партийной ко­миссией и опубликована в апреле 1982 г. для обсуждения. 5-я сессия ВСНП утвердила 4 декабря 1982 г. Конституцию КНР. Она в зна­чительной степени восстановила государственную и политическую систему 1950-х гг.

Конституция 1982 г. в полной мере утвердила социалистический право-государственный уклад КНР. Однако, в соответствии с программой, изложенной Дэн Сяопином на XII съезде КПК (1982), это был «социализм с китайской спецификой». «Специфика» в программе модернизации понималась как сотрудни­чество с иными социальными укладами в общеобщественных инте­ресах. Конституция утвердила только общественную и коллектив­ную собственность (ст. 6). Вместе с тем разрешалось вести трудовое индивидуальное хозяйство, вкладывать личные капиталы в произ­водство (ст. 18). Поправками в Конституции, внесенными в 1988 г., были узаконены частное хозяйство и аренда земли. Актами, приня­тыми в развитие Конституции, были расширены права государст­венных предприятий. (По Временному положению 1983 г. предпри­ятия получили право использовать в своих нуждах доходы от взято­го на себя дополнительного плана.) В аграрном секторе господству­ющей стала особая «трехступенчатая система собственности», где главное место отводилось т. н. большой производственной бригаде. Земля считалась изъятой из гражданского оборота. (Гражданского кодекса в КНР не разрабатывалось, существовали «Общие положе­ния гражданского права» 1986 г.) Социалистическая форма органи­зации производства, государственное регулирование в виде плани­рования были сохранены как определяющие принципы народного хозяйства (ст. 8). Хотя в 1993 г. поправкам к Конституции (в связи с дальнейшей реформистской программой) было допущено сущест­вование рыночного хозяйства как вспомогательного средства разви­тия экономики. Негосударственная собственность в финансовой сфе­ре и промышленности допускается только в виде подконтрольных государству совместных предприятий и, как правило, в особых эко­номических зонах.

Конституция восстановила прежнее значение Единого фронта и НПКС. Однако оно еще в большей мере стало чисто идеологиче­ским, поскольку за период «культурной революции» численность некоммунистических партий стала ничтожной (всех вместе — не более 100 тыс.) и несопоставимой с влиянием КПК (свыше 57 млн. членов). Никакие другие партии, кроме КПК, не располагают сетью территориальных организаций, производственных ячеек, админист­ративными комитетами (кроме центральных органов). Согласно но­вому Уставу НПКСК его деятельность охватила и единые государст­венные профсоюзы.

В развитие положений Конституции об упрочении националь­ной автономии были восстановлены в правах прежние националь­ные образования. Согласно Закону 1984 г. о районах национальной автономии в Китае организовано уже до 140 таких районов, в веде­ние местного самоуправления перешли вопросы образования, науки, культуры.

Конституция восстановила прежнее значение декларации граж­данских прав (ст. 33-56) на уровне 1954 г. В связи с демографической ситуацией в Китае закон регулировал теперь и брачно-семейные права: с 1979 г. устанавливалось правило «одна семья — один ребенок», разрешение на второго зависит от властей. Нарушители караются значительными штрафами. Сохранилось лишение поли­тических прав по законным основаниям, по приговору суда. В 1980 г. был принят новый Закон о гражданстве (прежний, еще гоминьдановский закон 1929 г. не действовал с 1949 г. и многие пра­вовые ситуации оставались неурегулированными). По новому зако­ну не признавалось двойное гражданство, а выход из гражданства был только разрешительным (и то не всем категориям граждан).

Высшим органом государственной власти провозглашено вновь в полной мере Всекитайское собрание народных представителей. Нормы представительства населения практически не изменились (1 депутат на 1 млн. жителей), поэтому ВСНП насчитывало до 3 тыс. депутатов, в т. ч. Сохранены особые квоты представительства КПК; армии, национальных районов, общественных организаций. ВСНП избирается гражданами старше 18 лет, не подверженным ограниче­нием прав на 5 лет. Права его расширены: оно имеет исключительно право изменения конституции, принятия кодексов, избрания Пред­седателя КНР, утверждения премьера Госсовета, председателя Цен­трального военного совета.

Полномочия главы государства по-прежнему поделены между Постоянным комитетом ВСНП (в составе примерно 150 делегатов от ВСНП) и Председателем КНР. Новая конституция повысила требования к гражданскому качеству председателя (старше 45 лет), избирается он на 5 лет. По-прежнему Председатель КНР устранялся от командования вооруженными силами, которое возлагалось на особый Центральный военный совет. Его председатель и являлся главнокомандующим.

Полномочия правительства традиционно возлагались на Госу­дарственный совет, который формировался ВСНП и был ответстве­нен перед ним. При реформе 1982 г. количество министерств было значительно сокращено (со 100 до 52), сократился и состав Госсо­вета.

Конституционный строй КНР, традиционно для социалисти­ческой государственности, игнорировал разделение властей. Вме­сте с тем Конституция 1982 г. последовательно стремилась раз­делить статус и полномочия разных государственных высших должностей и учреждений и передать важнейшие государствен­ные функции (прежде всего военные) только коллективным ор­ганам. Это был один из важнейших способов сохранить прямой контроль Коммунистической партии за государственно-поли­тической системой.

Несмотря на ярко выраженные социалистические начала, тота­литарные порядки, связанные с политической диктатурой одной, коммунистической партии, государственный строй КНР сохранил и воспроизвел некоторые важные особенности всей исторической госу­дарственной культуры Китая, восходящие как минимум к началу XX столетия. Одной из важнейших особенностей стал местный ре­гионализм, подкрепленный национальной и административной обо­собленностью. Другой — сохраняющееся отличие легализированно­го порядка и реальной системы властных отношений. «В Китае, может быть более чем где-либо, следует отличать фактическое по­ложение вещей от существующего на основании норм писаной кон­ституции. Очень многое из того, что мы читаем в китайских зако­нах, существует только на бумаге. »[43]

Право играет главенствующую роль в системе, а также отвечает за структуризацию и регулирование главных юридических сфер.

Социалистическая

Основой создания данной системы стала революция 1917 года, произошедшая на территории России. По завершению Второй мировой войны она распространилась в:

  • Восточной Европе;
  • Латинской Америке;
  • Азии.

Право в СССР образовалось практически сразу после того, как был провозглашен социалистический путь развития. При этом юридические принципы и нормы, действовавшие в Царской России и западных странах, не отразились на его формировании. В других государствах социалистическая правовая система создавалась путем изменения старого законодательства и кодексов. Получив определенные модификации и переформатирование, она продолжала использоваться в качестве основного источника права.

Социалистическая система имела множество внешних сходств с романо-германской. Они выражались в применении:

  • известной юридической терминологии и конструкций;
  • деления права на отдельные отрасли;
  • правил законодательной техники.

В основе социалистической правовой системы лежал принцип слома старых правовых институтов, которые действовали для:

  • защиты и охраны частной собственности;
  • разделения правительства;
  • многопартийности.

После их упразднения на первое место по значимости вышла государственная собственность, а практически вся законодательная власть перешла к коммунистической партии, которая теперь могла принимать участие во всех сферах жизни. В соответствии с распространяемыми постулатами:

  • народ получил полновластие;
  • у граждан были широкие права и свободы;
  • общественные объединения могли вести свободную деятельность.

В реальности материальные и юридические механизмы и гарантии, которые могли бы обеспечить выполнение перечисленных принципов, отсутствовали.

На данный момент в странах, использующих социализм и коммунизм для построения правовой системы, проводится реконструкция и масштабное обновление юридической сферы. Принимаются прогрессивные меры, которые закрепляются в новом законодательстве:

  • укрепление демократии в политике;
  • усиление прав и свобод граждан;
  • повышение значения, которое имеют представительские органы, а также их роли в жизни общества;
  • внедрение новых рыночных отношений;
  • обеспечение и охрана собственности.

Перечисленные сферы активно развиваются в России, странах СНГ, Восточной Европе и Азии.

Новые законы кардинально отличаются от тех, которые существовали ранее. Правовые основы государства теперь бурно развиваются, однако на их становление потребуется много времени. Только по завершению данного исторического периода можно будет провести комплексный анализ обновленной социально-демократической системы и сделать вывод о ее чертах и особенностях.

Китайская

Социализм в Китае не только не был отвергнут, как в большинстве других стран, но и продолжает существовать, оказывая значительное влияние на правовую систему.

В традиционной китайской концепции не отрицается значимость права, однако предполагается, что оно необходимо определенным социальным категориям:

  • людям, у которых отсутствуют нравственные взгляды;
  • иностранцам, не понимающим китайскую культуру;
  • преступникам.

Считается, что коренные жители Китая могут свободно обходиться без обязательных правовых рамок. Такое мнение связано с тем, что в большинстве случаев китайцы не обращаются в суд при возникновении проблем, а для построения взаимоотношений им не требуется изучение государственного законодательства. Они убеждены, что использование законов для решения возникших конфликтов – не нормально, поскольку в них предлагаются только примеры поведения и методы защиты от возможных преступников.

В данном случае китайская культура имеет схожесть с японской, где считается, что в идеальном сообществе не должно использоваться законодательство и выноситься судебные заключения. Обход судов и решение проблем внесудебными способами – традиционная черта китайцев.

Несмотря на это, закон постепенно укреплялся и развивался на территории КНР. Особое значение право приобретает в начале XX века после революции 1911 года. Процессуальный кодекс (ГПК), состоящий из гражданского и торгового права, вступил в силу уже в 30-х годах. Практически одновременно с ним были приняты гражданские и земельные законы. Кодификация частично происходила под влиянием Европы, где законодательство развивалось намного стремительнее. Поэтому многие эксперты соотносили китайское и континентальное право, указывая ряд замечаний.

История развития социализма в Китае

В КНР активно строился социализм, однако этот процесс протекал в русле китайской культуры с ее спецификой и особенностями. История социалистической правовой системы в Китае делится на три этапа:

  1. 1949—1957. Этап становления нового китайского права. Принимаются временные конституционные акты, на основе которых были составлены правовые нормы в стране. Однако целостная юридическая система все еще отсутствовала. Из-за этого в обществе наблюдалась низкая правовая культура, а правительство активно пользовалось военно-командными методами.
  2. 1957—1976. Период культурной революции. Правовой нигилизм постепенно углубляется по причине игнорирования закона о регулировании общественной жизни. Представительные органы перестают действовать, их роль снижается, а законы соблюдаются все меньше. На этом этапе практически полностью были разрушены правовые основы государства, созданные в прошлые годы.
  3. Конец 1970-х. Стремительное возобновление законодательной деятельности. В 1982 году в Китае официально создается Конституция. После смерти Мао Цзэдуна принимается целый ряд законов: Избирательный, Органический о судах, о совместных предприятиях, об иностранных инвестициях, о браке. Начинают действовать уголовный и уголовно-процессуальный кодексы (УПК).

На данный момент в Китае проходит реализация хозяйственной реформы, включающая:

  • возрождение многоукладной экономики;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • повышение самостоятельности предприятий.

За последние годы в правовой сфере были приняты законы о:

  • гражданско-процессуальном кодексе;
  • предприятиях, созданных за счет иностранного финансирования;
  • общих положениях гражданского права;
  • хозяйственном договоре;
  • совместных предприятиях.

Кроме того, внесены дополнительные обновления в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Современное право в Китайской Народной Республике – сложная система, во многом основывающаяся на представлениях коренных граждан о нравственном поведении, которые активно поддерживаются правительственными органами и нормативно-правовыми актами.

Благодаря современному основополагающему документу была подведена черта под волюнтаристскими экспериментами коммунистической номенклатуры наподобие политики «большого скачка» и «великой культурной революции», которые проводились в начале становления Китайской Народной Республики. В результате конституционных преобразований самая большая по численности населения страна в мире активно и динамично развивалась. Экономический потенциал еще пару лет назад позволил КНР войти в пятерку государств с крупнейшим валовым внутренним продуктом (ВВП). За 30 лет проведения радикальных реформ и политики открытости данная страна смогла увеличить показатель валового продукта в 15 раз.

В соответствии с прогнозами некоторых западных и китайских аналитиков, на долю Китая в 2020-м г. придется порядка 23% от показателя мирового ВВП, в то время как как на долю Соединенных Штатов Америки – только 18%.

Общая характеристика Конституции КНР

Конституция, провозглашенная в 1982-м г., в свою структуру включает 4 главы и 138 статей. Она обладает следующими характерными чертами:

  1. Конституция КНР создана по социалистическому типу, ее началами является марксистско-ленинская идеология. Официальная идеология КНР – социалистическая, поэтому в стране развивается социалистическое просвещение. Повседневная пропаганда все больше делает акцент на китайский патриотизм.
  2. Провозглашается принадлежность государственной власти народу. Китайская Народная Республика – это социалистическое государство с народной демократической диктатурой.
  3. Государственная собственность занимает особое место в экономической системе и имеет привилегированный режим, что является важнейшей основой китайского социалистического общественного строя. Одновременно с этим допустимы и прочие формы собственности, в том числе частная, если они преследуют цели социалистического строительства.
  4. На современной стадии ведется курс на реализацию радикальных социально-экономических реформ, которые обозначены в Китае в качестве политики «социалистической модернизации». Потому в 1990-е гг. возникло конституционное право Китая, связанное с задачей строительства рыночной экономики и социально-правового государства.
  5. Конституцией устанавливается унитарная форма гос. устройства. Но при этом допустимы и довольно широко практикуются разнообразные формы административной автономии, то есть автономный район, округ, уезд. Это принципиально важно, поскольку Китайская Народная Республика является многонациональным (полиэтническим) государством, хотя подавляющее большинство в составе населения представлено этническими китайцами.
  6. Сущность Конституции КНР исходит из социалистической доктрины прав и обязанностей граждан. Человеческие права и свободы подчиняются целям и задачам социалистического строительства. В 2004-м г. ее содержание было дополнено общим указанием, в соответствии с которым правительство соблюдает и гарантирует человеческие права и свободы.

Основные права и обязанности граждан

В основах правового положения людей и граждан выражен социалистический характер китайской идеологии государства, что закрепляется главой 1 и 2 Конституции Китайской Народной Республики. Принципами правового статуса личности является:

  • равенство всех граждан перед законодательством;
  • равноправие мужчин и женщин;
  • ненанесение гражданами в процессе реализации собственных прав и свобод вредного воздействия государственным, общественным, коллективным интересам, а также законным правам остальных граждан.

Необходимо подчеркнуть, что государством охраняются права и интересы женщин, при этом обеспечивается для них равная с мужчинами оплата за равный труд, воспитываются и выдвигаются кадровые работники из численности женщин (часть 2 статьи 48 Конституции Китайской Народной Республики).

Конституционным правом КНР закрепляется небольшая номенклатура основополагающих прав и свобод, причем делается акцент на социально-экономические права. Но провозглашенное право на труд в общем-то не гарантируется правительством, и в государстве есть место для безработицы. С большим ограничением функционирует право на образование. В полной мере не устранена неграмотность, хоть и прогресс в данной области несомненно имеется. Нет единого права на соц. обеспечение в старости в общегосударственном масштабе. В соответствии с Конституцией население Китайской Народной Республики в старости, в случае болезни либо потери трудоспособности обладает правом на получение от правительства и общества матпомощи. Декларируется право на отдых, которое на самом деле существенно ограничивается.

Среди всей совокупности политических прав и свобод закрепляется:

  • право избирать и быть избранным;
  • право на свободу слова, печати;
  • право участвовать в собраниях, союзах, уличных шествиях и демонстрациях;
  • право на свободу вероисповедания.

Данные права используются согласно своего прямого назначения и не должны приносить ущерб для общества и государства. Китайские граждане вправе обращаться с критикой и предложениями к государственным органам либо государственным служащим, могут вносить в конкретные органы жалобы и заявления касаемо нарушений законодательства. Одновременно с этим основополагающие нормы не предполагают наличие права на образование полит. партий, вступление и свободный выход из них. Допустимо лишение политических прав в соответствии с законом.

Вследствие политики реформирования китайского общества настоящая Конституция довольно пристальное внимание уделяет личным гражданским правам и свободам. Предусматривается право на личную свободу и неприкосновенность, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность жилища, право на свободу и тайну переписки, право на получение компенсации ущерба, которое было причинено гос. органами и гос. служащими при посягательстве на гражданские права. Закрепляется принцип гос. охраны брачного союза, семьи, материнства и младенчества. Законодательство запрещает нарушать свободу брака, а также жестоко обращаться с людьми преклонного возраста, женщинами, детьми.

Отдельно в Конституции закрепляются права этнических китайцев, которые проживают за рубежом (хуацяо).

Обязанности, провозглашенные Конституцией КНР

Действующая Конституция КНР устанавливает следующие обязанности:

  • защита единства КНР и обеспечение сплоченности всех национальностей;
  • защита родины и отражение агрессии;
  • соблюдение Конституции и законов;
  • сохранность государственной тайны;
  • бережное отношение к общественной собственности;
  • соблюдение трудовой дисциплины и общественного порядка;
  • уважительное отношение к нормам общественной морали;
  • уплата налогов согласно закону.

Почетная обязанность катайцев – это несение воинской службы и участие в народном ополчении. Правительство осуществляет планирование рождаемости, а также проводит жесткую демографическую политику, которая направлена на уменьшение высоких темпов роста численности населения. В городах реализуется курс «1 семья – 1 ребенок», что воздействует на поведение супругов: они должны осуществлять плановое деторождение. Таким образом, данная мера снижает высокие темпы прироста населения.

В КНР есть институт смертной казни, который китайское правительство применяет довольно интенсивно. Высшая (исключительная) мера наказания предусматривается в более чем 60 статьях Уголовного Кодекса Китайской Народной Республики.

К примеру, смертная казнь назначается за совершение тяжких насильственных преступлений, серьезных финансовых махинаций, за сутенерство и даже порчу трубопроводов, а также несанкционированные раскопки исторических захоронений.

Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства.

Характерные черты Конституции:

1) называется не новой, а исправленной. Тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству;

2) построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер: выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина);

3) восстановлен целый ряд институтов, упраздненных в период «культурной революции»: они отражают трансформацию подхода КПК к регулированию ряда общественных отношений. В результате на конституционном уровне появились такие новаторские понятия, как «социалистическое правовое государство», «социалистическая рыночная экономика» и др.;

4) реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК;

5) в Конституцию вносятся «апробированные» изменения, т. е. такие, которые отражают «сложившуюся практику государственной жизни, уже произошедшую смену партийных лозунгов или установок и даже отдельные изменения в законодательстве».

Структура Конституции КНР 1982 г. Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Деление на введение и 4 главы традиционно для КНР, поскольку оно используется начиная с Конституции 1954 г.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества.

Первая глава («Общие положения») содержит положения о государственном строе КНР.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей.

Третья глава («Государственная структура») делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») содержит положения о соответствующих символах государства и столице.

Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа.

Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая.

Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок.

В Китайской Народной Республике, провозглашенной 1 октября 1949 года, конституции принимались 4 раза - в 1954 г., 1975 г., 1978 г. и 1982 г.

Конституция 1982 г. - конституция "модернизированного социализма" - сравнительно небольшой по объему документ. Она включает 138 статей, размещенных в 4 главах.

Важнейшей особенностью конституции Китая является то, что по форме и по содержанию - это типичная социалистическая конституция. Основные подходы к регулированию общественных отношений, их иерархия примерно такие же, как и в других социалистических конституциях как прошлого, так и настоящего.

Конституция КНР перегружена нормами-принципами, нормами-декларациями, нормами-лозунгами, нормами-программами. Порою трудно провести четкую грань между указанными нормами и классическими юридическими нормами.

Особого внимания заслуживает Введение к конституции. В данном случае Китай последовал традиции азиатских социалистических стран (Вьетнама, КНДР) заменять преамбулу введением. Если преамбула - короткая, торжественная вводная часть конституции, которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы, то введение - это небольшой рассказ (объемом в 1-2 книжные страницы) об историческом пути, пройденном страной и народом.

Введения к конституциям азиатских социалистических стран обычно говорят о тяжелом колониальном прошлом, о появлении мудрого вождя-героя, который создал коммунистическую партию и возглавил борьбу за освобождение, о победе революции, о трудовых буднях народа и о дальнейших целях. Не является оригинальным в этом отношении Введение к конституции Китая.

Особенность Введения в редакции 1982 г. - косвенное упоминание о реформах - модернизации. Его завершает следующее программное заявление: "В дальнейшем коренная задача государства - общими силами осуществить социалистическую модернизацию. Народы всех национальностей Китая, руководимые Коммунистической партией Китая и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа и социалистический путь, постоянно совершенствовать различные социалистические институты, развивать социалистическую демократию, укреплять социалистическую законность, с тем чтобы. превратить страну в высокоцивилизованное, высокодемократическое, социалистическое государство".

В главе 1 конституции сформулированы общие положения. Данная сфера основополагающих общественных отношений в западных конституциях нередко именуется основами конституционного строя. Однако китайские законодатели, следуя социалистической традиции, сделали упор в регулировании именно на основы общественно-политического, а не конституционного строя. Можно выделить следующие основные положения главы 1, которая характеризует установившийся в Китае общественно-политический экономический строй:

  • китай (КНР) - социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян;
  • основным строем КНР является социалистический строй;
  • любым организациям или отдельным лицам запрещается подрывать социалистический строй;
  • вся власть в КНР принадлежит народу (в реальности коммунистической партии);
  • руководящей и направляющей силой китайского общества является Коммунистическая партия Китая, коммунистическая партия, сконцентрировав волю китайского народа, вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем на основе решений ВСНП (парламента) становятся законами и решениями государства;
  • Китай строит экономику, где отсутствует эксплуатация человека человеком и господствует принцип "от каждого - по способностям, каждому - по труду";
  • основным видом собственности является социалистическая собственность;
  • государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики;
  • государство оказывает поддержку иностранным инвесторам;
  • государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство, с помощью всесторонне сбалансированных экономических планов и вспомогательной роли рыночного регулирования государство гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.

Китай - унитарное государство с административными автономиями. Административно-территориальное устройство страны включает 3 уровня:

  • верхний - его образуют провинции, автономные районы, города центрального подчинения;
  • средний - уезды, автономные уезды, автономные округа и города;
  • нижний - волости, национальные волости, поселки, городские районы.

В целях решения национального вопроса в Ките созданы автономии на всех трех уровнях. Соответственно их может быть три вида: автономный район (6), автономный округ и автономный уезд (30), национальная волость (124).

Автономный район - высшая форма автономии. Автономный район предоставлен для самых крупных, компактно проживающих народов и находится на одном уровне с провинциями. В настоящее время в Китае 6 автономных районов: Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский, Нинся-Хуэйский, Гуанси-Чжуанский, Сянган (Гонконг).

Высшими должностными лицами автономных районов, автономных уездов и национальных волостей должны быть представители национальностей, образовавших автономию, и к этим же национальностям должны, как правило, принадлежать иные руководители автономий.

Специфика китайского конституционного регулирования правового статуса личности

Конституция КНР в главе II закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан. Можно выделить следующие специфические черты китайского конституционного регулирования прав и свобод:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: