В какой суд подавать заявление на страховую компанию по страхованию жизни

Обновлено: 28.04.2024

Цель любой страховой компании — не уберечь граждан от несчастных случаев, а заработать на них больше денег. Поэтому, подписывая договор страхования, следует внимательно ознакомиться с информацией в нем — особенно с той частью, где указано, в каких случаях производится возмещение. Чем больше пунктов для выплаты, тем лучше.

Специалисты советуют не стесняться рекомендовать свои условия, несмотря на типичность договоров. Если же страховая организация отказывается выплачивать ущерб, а вы уверены в своей правоте, обязательно обращайтесь к страховым юристам, которые сотрудничают с R.ТIGER.

Это опытные специалисты, знающие все тонкости закона в данной сфере. Они решают проблемы страховых случаев много лет. Кроме того, оформляя заявку на нашем портале, вы сами укажете сумму, которую готовы потратить. Она уйдет юристу только после того, как тот выполнит услугу.

Когда страховая компания не возместит ущерб

Самые частые случаи суда со страховщиками, по статистике, бывают в автомобильных спорах. У страховых компаний есть своя юридическая служба, из-за чего положение СК становится намного выгоднее, чем у автовладельца, которому приходится разбираться в вопросе самостоятельно. Но всегда можно нанять юриста за адекватные деньги.

При наступлении страхового случая гражданин (например, владелец авто) первым делом берет справку у работников ГИБДД о состоянии автомобиля. Если нанесен вред здоровью, берет справку у медиков. Прежде чем судиться, клиент пишет заявление в страховую компанию, прикладывает эти документы, а также фото- и видеофайлы, сделанные в момент ДТП, и передает работникам СК.

Страховщик должен выплатить ущерб клиенту. Но может отказать в выплате, если страховой случай не относится к перечню рисков, указанных в договоре страхования с компанией. Например, ущерб не возместят, если он получен в результате намеренных неосторожных действий застрахованного лица или объекта. Если же гражданин уверен в своей правоте, ему следует провести независимую экспертизу.

Например, страховку после пожара в доме могут не выплатить, если человек сам курил в постели или не поменял, согласно требованиям, тип газовой плиты. Такое тоже бывает: сотрудники ЖКХ официально требуют замены оборудования, а гражданин ее не меняет, в результате происходит утечка газа.

Средства не возместят, если будет доказана умышленная порча объекта страхования, или в случае форс-мажора: например, природного катаклизма. Все факторы, по которым не будет возмещен урон, должны быть подробно описаны в договоре.

Стоит обратить внимание и на лимит суммы возмещения, указанный в документе о страховании. Ущерб должны возместить, если он оценен в пределах меньшей или такой же суммы, которая прописана в качестве лимита. Если же урон больше, то его покроют частично.

При отказе от выплаты страховки без веских на то оснований гражданин вправе обратиться в суд. Компания может и занизить страховую сумму, но для этого у нее должны быть причины и доказательства. Часто страховая компания в качестве таких оснований использует следующие:

  • гражданин уведомил компанию о страховом случае позже, чем указано в договоре страхования;
  • в пакете документов не хватает справок;
  • информация указана неправильно, искаженно или неточно;
  • в заявлении использованы ложные данные;
  • застрахованный гражданин нарушил условия договора;
  • нарушен срок предоставления имущества для экспертизы.

В случае отказа страховой компанией от выплат по ущербу нужно написать судебную претензию и выслать заказным письмом, сохранив квитанцию и отметку об уведомлении. Письмо в компанию можно лично принести в двух экземплярах, при этом на одном из них обязательно попросить поставить исходящий номер документа.

В претензии нужно указать суть дела: как все произошло (по вашему мнению), почему вы считаете действия страховщика неправильными. Следует изложить свои требования, просьбу рассмотреть их в определенный срок и сообщить о намерении судиться. К письму нужно приложить доказательные документы.

Заявление в суд

Претензия будет рассматриваться не менее 10 рабочих дней. После этого можно подавать исковое заявление в суд. Вся процедура спора со страховой компанией может растянуться на несколько месяцев, при этом досудебный этап займет больше времени, чем сам суд. Это связано с большим количеством документов, которые нужно собрать истцу. К исковому заявлению нужно приложить:

  • копию паспорта истца;
  • копию договора страхования с СК;
  • документ из ГИБДД (в случае получения ущерба в результате ДТП);
  • копию заявления о наступлении страхового случая по договору страхования;
  • справку о состоянии здоровья (если был нанесен ущерб человеку);
  • квитанцию об уплате пошлины;
  • копии всех чеков и договоров, свидетельствующие о сумме расходов;
  • экспертные заключения.

Последний пункт может служить важнейшим доказательством правоты клиента. Будет подтвержден факт страхового случая и определен ущерб, нанесенный гражданину, который намерен судиться.

Заявление в суд должно содержать обязательные для всех исковых заявлений факты: ФИО заявителя, данные его паспорта, наименование суда, суть дела, претензии. Необходимо приложить к заявлению доказательные документы. Их можно сделать несколько копий — все равно пригодятся и в суде, и юристу.

Не нужно забывать про моральный и материальный ущерб, сумму одного и второго нужно указать в заявлении. Обязательны и ссылки на закон (нормативная база). Важно, чтобы иск был составлен правильно, под руководством юриста.

Иски по страховым делам рассматривают суды общей юрисдикции, заявление нужно подавать в отделение, которое относится к месторасположению ответчика. В нем нужно указать, какие справки прилагаются и на скольких листах (пронумеровать). Копии должны быть заверены нотариусом. Всех бумаг должно быть по два экземпляра, так как один будет отправлен ответчику. Обязательно подписать оба экземпляра.

Как проходит суд со страховой компанией

На судебном заседании выслушают обе стороны, рассмотрят доказательные документы. Важно, чтобы у клиента СК были свидетели, готовые дать показания. Суд могут перенести, если появятся дополнительные факты по делу. В любом случае, сначала пройдет предварительное заседание, после чего суд назначит еще одно. Сколько точно времени нужно будет судиться — не знает никто.

На предварительном заседании стороны могут прийти к мировому соглашению Например, страховая компания заявит о готовности выплатить большую часть суммы ущерба, клиент согласится с этим и больше не будет судиться. Дополнительные требования выставить уже не получится, но после первого обсуждения можно будет пригласить новых свидетелей, принести новые доказательства.

После того как судья вынесет решение, ответчик может подать апелляцию, а в дальнейшем и кассационную жалобу. Если же он этого не сделал, то будет обязан выплатить ущерб клиенту. Но последний должен быть готов и к продолжению процесса — страховщики редко соглашаются расстаться с деньгами. О том, как судиться и что делать, если страховая компания отказывает в выплате, почитайте еще в одной нашей статье.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Человек, оформляя страховку, надеется на получение возмещения при наступлении страхового случая. Как показывает практика, наличие на руках полиса страхования вовсе не является гарантией получения денежной выплаты. Именно поэтому мы советуем автомобилистам ответственно подойти к выбору страховой компании при оформлении полиса обязательного страхования, в противном случае разбирательство с непорядочным страховщиком может закончиться в зале суда.

Дело в том, что страховщики очень часто пытаются всеми способами уклониться от выплаты страхового возмещения. Иногда выплаченная сумма является достаточной для покрытия лишь малой доли ущерба. Если страховая компания отказывает в возмещении несмотря на вашу претензию, то остается единственный способ получить деньги — подать в суд. Разбирательство в суде — не самой простой процесс. Отстоять ваши интересы, собрать необходимые доказательства и грамотно составить иск поможет квалифицированный юрист.

В каких ситуациях необходимо подавать иск в суд на страховую компанию?

Прежде всего отметим, что подавать в суд на страховщика следует, если вам отказали в выплате возмещения или вы получили денежную сумму гораздо меньше размера действительного ущерба. При этом вы обращались в страховую компанию с соответствующей претензией для того, чтобы урегулировать вопрос в досудебном порядке. В итоге страховщик ответил вам отказом в письменной форме. Обязательно сохраните этот документ, без него суд не станет рассматривать ваше заявление.

Наибольшее количество отказов выплате возмещения происходит при страховании по полису ОСАГО. Причин для отказа существует множество — виновник аварии был пьян, не был вписан в полис, скрылся с места ДТП и т.д.

Также имеет смысл подать в суд на страховщика, если вы получили гораздо меньшую сумму страхового возмещения. Это происходит из-за того, что специалист-оценщик, представляющий интересы страховой компании, довольно часто занижает размеры ущерба. Неправильно оцениваются полученные повреждения, а также количество ремонтных работ, необходимых для их устранения. Кроме того, обратиться в суд следует, если страховщик не прислал вам официальный отказ, но и не выплатил возмещение.

Какие документы следует подготовить

Перед тем как обращаться в суд из-за проблем с возмещением по страховке, стоит проконсультироваться с опытным юристом и убедиться, что вы действительно имеете право на получение денежной компенсации. Прежде всего, следует внимательно изучить все условия договора страхования. В противном случае существует риск потери времени и денег при низких шансах добиться положительного решения со стороны суда.

Следующий важный шаг — написание искового заявления и сбор всех необходимых документов для его подачи. Также может понадобиться проведение дополнительных экспертиз. Например, вы сможете доказать, что сумма возмещения по вашей страховке была занижена, если проведете оценку повреждений у независимого эксперта. Если же страховая компания настаивает, что повреждения были получены не в результате аварии, то необходима будет трасологическая экспертиза.

Исковое заявление необходимо составлять в соответствии с требованиями законодательства. Документ обязательно должен содержать следующие пункты:

  1. Наименование судебной инстанции, в которую вы будете подавать иск.
  2. ФИО и адрес истца. Если ваши интересы в суде будет защищать представитель, то не забудьте указать и его данные.
  3. Наименование и адрес страховой компании, которая будет выступать в суде в качестве ответчика.
  4. Следует подробно описать, какие ваши права и интересы были нарушены. Перечислите обстоятельства, при которых это произошло, при этом для суда необходимо ссылаться на законодательные акты и пункты договора страхования.
  5. Укажите требования к страховщику, для удовлетворения которых вы подали исковое заявление. Обязательно подкрепите их подробной калькуляцией. Эти данные составляют цену иска.

Не забудьте поставить подпись и дату составления документа. Имейте в виду, что вся информация, указываемая в иске, должна быть документально подтверждена. Все бумаги, прикладываемые к заявлению, должны быть приведены в виде списка в его тексте. Мы советуем обязательно приложить следующие документы:

  • договор страхования;
  • страховой полис;
  • подтверждение попыток урегулировать вопрос в досудебном порядке, включая официальный отказ страховщика в выплате страховки;
  • экспертные заключения;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Юрист поможет вам подготовить документы, которые будут свидетельствовать в суде в вашу пользу. Важно: судья будет выносить решение по делу, опираясь исключительно на представленные доказательства.

В какой суд необходимо подавать иск на страховщика?

Исковое заявление на страховщика по поводу отказа в получении возмещения по страховке или его недостаточной выплаты следует подавать в судебную инстанцию по месту регистрации компании. Важный момент: после составления иска один экземпляр заявления необходимо передать в суд, другой — страховой компании, в которой была оформлена соответствующая страховка.

Важную роль также играет цена иска против страховой компании. Если сумма составляет менее 50 тысяч рублей, то получить возмещение по страховке вам поможет мировой суд. Ваше заявление будет рассмотрено в течение календарного месяца. Если в иске указана более крупная сумма, то необходимо подать его в районные судебные органы. При положительном решении судьи получить возмещение по страховке вы сможете через два месяца.

Как обосновать сумму искового требования?

Имейте в виду, что сумма искового требования к страховой компании может не ограничиваться возмещением материального ущерба. Но для этого необходимо привести грамотное обоснование всех составляющих вашего требования.

Материальный ущерб: размер выплат по данной статье следует определять на основании результатов экспертизы. Если суд встал на вашу сторону, то страховая компания выплатит возмещение в полном размере, а также компенсирует ваши расходы на проведение независимой экспертизы и использование услуг юриста.

Моральный ущерб: такую компенсацию получить сложнее, так как доказать моральные страдания непросто. Тем не менее, советуем вам посетить психолога и получить соответствующую справку, а также пройти курс лечения в клинике в случае получения физических увечий. Имейте в виду, что судебные тяжбы также можно отнести к моральному ущербу, который должен быть компенсирован истцу.

Кроме того, в суде вы можете настаивать на выплате пеней, неустоек и штрафов в соответствии с условиями договора страхования, а также законодательных актов. Компетентный юрист поможет вам правильно составить калькуляцию требований, собрать необходимые доказательства и составить исковое заявление, что поспособствует положительному решению судебного органа.

Источники:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Нередки случаи, когда страховая компания по тем или иным причинам отказывает страхователю в выплате компенсации. В такой ситуации можно попробовать обратиться за защитой своих прав в суд. О том, как это сделать, мы расскажем в этой статье.

Прежде чем подавать исковое заявление, правильно будет узнать, каковы шансы на победу. С этим вопросом советуем обратиться в юридическую компанию. Опытный юрист оценит ваши шансы на успех, поможет составить иск, а также будет представлять ваши интересы в судебных инстанциях. Очень важно воспользоваться поддержкой специалиста еще на стадии составления иска. Именно от этого чаще всего зависит выигрыш дела.

На нашем сайте вы можете найти юриста или адвоката, специализирующегося именно на взыскании денег со страховых компаний и проживающего в вашем населенном пункте. Не нужно тратить время на поиски юридической конторы в интернете, чтение отзывов и т.д. С нашим сервисом сотрудничают лучшие юристы — мы знаем это, потому что тщательно проверяем все компании.

Как это работает?

Вы оставляете заявку в системе. На нее откликаются юридические компании, после чего вы можете выбрать понравившуюся вам фирму. Цену услуги вы предлагает сами, она сразу же фиксируется в системе. Она не изменится, и никто не потребует, чтобы вы заплатили больше. Исполнителю переведут оплату только после того, как услуга будет оказана. Вы можете быть уверены, что не потеряете деньги впустую и вас не обманут.

В каких случаях можно подать в суд на страховую компанию

Вы вправе обратиться с иском в суд в следующих случаях:

  • страховая компания, в которой вы оформили полис страхования, отказывается возмещать вам ущерб;
  • вам возместили ущерб не полностью;
  • в СК вам очень долго не выплачивают страховую компенсацию.

Важно внимательно изучить договор страхования. В нем должно быть прописано, как, когда и в каком размере СК должна выдать страховую выплату. Может случиться так, что ваш случай не входит в разряд страховых. Например, договор страхования жизни может покрывать такие риски, как переломы и травмы, но не распространяться на серьезное обострение давнего заболевания.

Если вы купили что-то со страховкой или взяли кредит, то сумма выплаты не будет превышать стоимость купленной вещи или займа. Независимо от того, что произошло с застрахованным лицом: это может быть травма, наступление инвалидности или даже смерть.

Кроме этого, важно обращать внимание на тариф, применяемый для расчета страховой выплаты. Он может зависеть от возраста застрахованного, должности, вида спорта, которым он занимался и т.д.

Причины отказа страховой компании в выплате

Страховая компания может отказать в выплате по ряду причин. Случается, что деньги не выплачивают по вине страхователя. Если вы не принесли вовремя нужные документы — например, справки о полученных травмах, протокол ГИБДД и т.д. — СК вполне может отказать в выплате.

Если СК заметит, что вы пытаетесь ее обмануть, вы также можете остаться без компенсации. К примеру, вы намеренно нанесли себе увечье и хотите получить страховую выплату у СК. Или хотите отремонтировать давнее повреждение на автомобиле за счет компенсации по страховке. Кроме отказа в выплате, подобные махинации могут привести к проблемам с законом.

Если в документах написано одно, а на деле произошло совершенно другое (или не произошло ничего), СК может посчитать это подлогом. К примеру, в справке у пострадавшего описана черепно-мозговая травма, а по факту он, бодрый и здоровый, сам пришел за выплатой. Подобная ситуация закономерно вызовет вопросы.

Если вы отказываетесь от осмотра, назначенного вам страховщиком, также можете ждать отказа. Например, не хотите предоставить автомобиль для обследования повреждений.

Случается, что пострадавший оценивает ущерб выше, чем он есть на самом деле. Тогда неудивительно, что сумма выплаты будет считаться завышенной. В таких случаях стоит обратиться к независимой экспертизе, чтобы понять, кто прав.

Что подготовить до обращения в суд

Для того чтобы подать исковое заявление в суд на страховую фирму, нужно тщательно подготовить доказательную базу. Соберите все документы, которые у вас есть: договор страхования, подтверждение обращения к страховщику за выплатой, его отказ, расчет выплаты, чеки и т.д.

Направьте претензию в страховую компанию. Дождитесь ответа на нее. Есть шанс, что получится урегулировать спор с СК до судебного заседания.

Нелишним будет провести независимую экспертизу. Так вы поймете, на какую сумму сможете рассчитывать. Вы сможете компенсировать затраты на экспертизу, если судья решит дело в вашу пользу.

Если каких-то документов у вас нет, обратитесь с запросом в страховую компанию. Отправьте его заказным письмом с уведомлением либо вручите под роспись сотруднику, ответственному за прием корреспонденции.

Как составить и подать исковое заявление

Для обращения в судебную инстанцию необходимо составить исковое заявление. В шапке иска вы должны указать наименование суда, в который обращаетесь, данные свои и ответчика. Последним будет страховая компания, именно на нее вы будете подавать иск. Поэтому укажите ее название, юридический и фактический адрес. Также здесь нужно написать цену иска, т.е. сумму, которую вы хотите взыскать.

Вы можете подать иск в мировой или районный суд. Выбор зависит от того, какую сумму вы хотите взыскать со страховой компании. Если она меньше 50 000 рублей, вам следует обратиться в мировой. Если сумма выше — направляйте иск в районный. В стоимость иска входит не только невыплаченная страховая компенсация. В нее можно включить расходы на представителя, стоимость экспертизы и т.д.

В тексте заявления нужно описать ситуацию, которая с вами случилась, почему вы считаете, что страховая компания отказала вам незаконно. Укажите свои требования и обоснуйте их. Для этого необходимо найти соответствующие законы и сослаться на них в тексте иска.

После того как иск передадут судье, он ознакомится с ним и примет решение: принять его к производству или нет. Вас известят об этом судебным письмом. Обратите внимание, что такая корреспонденция хранится на почте в течение недели. После этого письмо отправят обратно, если вы не успеете его получить.

Рассмотрение иска в суде

После принятия иска судья назначит дату предварительного судебного заседания, а затем рассмотрение дела. На заседаниях вы можете направлять различные ходатайства. Например, о вызове свидетелей или об истребовании доказательств. Также судья может назначить экспертизу.

С момента принятия иска до вынесения решения должно пройти не более двух месяцев. Этот срок установлен законодательно. Но иногда случается, что срок приостанавливают или рассмотрение дела начинают сначала.

Судья предложит вам заключить мировое соглашение с ответчиком. Если страховая компания согласится и вас устроит сумма выплаты, которую они вам озвучат, то этот вариант очень хорош. Дело будет рассмотрено в кратчайшие сроки, и деньги вы получите быстрее.

Как видите, процесс взыскания компенсации со страховой компании непрост. Обывателю сложно сделать все это самому без ошибок. Поэтому рекомендуем вам обращаться к юристу, если вы решили подать в суд на страховую компанию. Так ваши шансы на победу увеличатся весьма существенно.

Не бойтесь отстаивать свои права и обращаться за их защитой. Если вы правы и соберете необходимые доказательства, закон будет на вашей стороне. Компания выплатит все положенные деньги.

Источник:

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Когда клиенты сталкиваются с нарушением в сфере страхового дела, у них часто возникает вопрос, куда жаловаться на страховую компанию. В зависимости от отрасли, компетенции органа и конкретного случая решение проблемы может быть как на уровне досудебного урегулирования, так и в судебном порядке.

куда жаловаться на страховую

Когда нужно жаловаться на страховую

Клиент может жаловаться на действия страховой компании в случае, когда страховщик отказывается решить вопрос. Это может быть необоснованный отказ в выплате, занижение стоимости ремонта по ОСАГО, отказ продлить полис ОМС или нарушение сроков выплат.

СПРАВКА! Любое нарушение страхового законодательства – повод обратиться в другие инстанции за защитой прав и личных интересов. В страховых компаниях репутация играет многое, поэтому ради ее сохранения страховщики стремятся быстрее избавиться от проблемных ситуаций.

Жалобы на врача и поликлинику по ОМС

Можно жаловаться на врача, действия всего персонала, организацию работы или на поликлинику в целом, в которой вас отказались обслуживать по ОМС, своему страховщику.

Страховые компании не всегда активно помогают страхователям по ОМС в конфликтных ситуациях. Поэтому жаловаться на поликлинику лучше всего в Министерство здравоохранения. Ведомству подчиняются все медицинские учреждения страны, вопросы по ОМС и работе поликлиник будут рассматриваться не только в сфере страхового рынка.

Обращение в Минздрав России

Минздрав – вариант, куда можно жаловаться на страховую компанию, если у клиента проблемы с ОМС. Написать заявление быстрее всего онлайн, используя анкету на сайте Министерства здравоохранения.


Далее заявитель должен заполнить свои данные, адрес и способ получения ответа – по почте или на электронный адрес. Срочная консультация в Минздраве доступна по телефону 8 (495) 627-24-00.

Жалоба в Центробанк

Жалоба в Центробанк на страховую компанию – оптимальный способ решить любые вопросы со страховщиком. Банк России – единый надзорный орган в страховом деле, поэтому он занимается всеми проблемами, связанными с участниками страхового рынка. ЦБ РФ будет рассматривать обращения не только в отношении страховщиков, но и партнеров рынка – Сбербанка, ВТБ и других банковских организаций, которые занимаются продвижением страховых продуктов, поэтому жаловаться туда допустимо по любому вопросу.

Функции ЦБ РФ

ЦБ РФ – регулятор страхования в России. Жаловаться на страховую компанию в Центробанк актуально в случае, если:

  • Отказали в оплате полиса, получении выплаты, справок.
  • Нарушили сроки ответа и получения выплат.
  • Нет возможности приобрести полис онлайн.
  • Офис страховой находится слишком далеко, и у клиента нет иной возможности связи с организацией.
  • Страховщик преднамеренно занизил стоимость ремонта или размер денежной компенсации.

После получения заявления от клиента проводится проверка. Банк России может выдать предписание, если страховая действительно нарушила права заявителя. Отказ подчиняться ЦБ РФ и повторный случай могут привести к ограничению продажи полисов, сопровождения договоров, аннулированию лицензии.

Образец жалобы и документы

Чтобы жаловаться в Центробанк, потребуются:

  • Паспорт.
  • Документы по страховке – полис, договор, чеки об оплате.
  • Контактная информация (адрес, почта, электронный адрес, телефон).
  • СНИЛС или ОМС, водительское удостоверение – по отдельным видам страховых услуг.

Куда подавать

Жалоба на страховую компанию в Центробанк возможна на сайте. Для этого следует перейти в раздел «Интернет-приемная» и следовать инструкциям.


Для удобства пользователей по каждому виду страхования выделен отдельный блок. Гражданам остается выбрать, к какой сфере относится их проблема, заполнить данные для отправки онлайн-формы в ЦБ РФ.

Жалоба по автостраховке в РСА

В сфере автострахования жалобу на страховую компанию рекомендуется направлять в Российский союз автостраховщиков. РСА занимается вопросами, связанными:

  • С проблемами по ОСАГО. Если отказались продать, продлить, аннулировать полис или вернуть премию – это повод жаловаться на страховую компанию в союз автостраховщиков РФ.
  • Со страхованием по системе «Зеленая карта». Полис «Зеленая карта» позволяет владельцам авто получить компенсацию за ДТП за рубежом. Выплата осуществляется российским страховщиком. Клиенты могут оставить обращение по проблеме, которая относится к сопровождению международного аналога ОСАГО.
  • Техническим осмотром (ТО) транспортных средств.

Жаловаться на иные виды автострахования, в том числе по договорам КАСКО и ДСАГО, через РСА – не вариант. Российский союз автостраховщиков не будет рассматривать обращения вне своей компетенции.

Функции РСА

Жалоба на страховую компанию в РСА приведет к негативным последствиям для страховщика, если компания действительно нарушает закон и права страхователя. Наличие жалобы от клиентов в РСА – основание представителям союза автостраховщиков обратиться в Центробанк для назначения проверки.

Образец жалобы и документы

Начать жаловаться в РСА следует с заполнения образца жалобы.

В зависимости от типа обращения список документов может быть следующий:

  • Паспорт и водительское удостоверение требуются всегда.
  • Полис ОСАГО, предыдущий и/или действующий – условие касается всех участников обращения.
  • Полис «Зеленая карта».
  • СНИЛС.
  • VIN транспортного средства. Он требуется, если заявитель хочет пожаловаться на некорректный расчет КБМ при покупке ОСАГО.
  • Диагностическая карта – для вопросов по поводу прохождения технического осмотра.

Куда подавать

Факс РСА: 8 (495) 771-69-44.

Обращение в Роспотребнадзор

Роспотребнадзор следит за соблюдением норм закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1. Это один из вариантов, куда пожаловаться на страховую компанию, если страховщик:

  • Не хочет платить после наступления страхового случая.
  • Преднамеренно занижает стоимость ремонта, выплат.
  • Тянет со сроками рассмотрения вопросов, выплатой денежной компенсации, ремонтом ТС или другого застрахованного объекта.
  • Не хочет возвращать деньги за отказ от страховки в течение 14 суток. Согласно закону, у потребителей есть период, в течение которого они могут отказаться от полиса по своему желанию.
  • Предоставляет некорректные сведения, обманывает потребителя. Брошюры с акциями, которые уже закончились, не должны быть на столе у агента страховой. Информация архивных ставок по страховкам должна быть удалена с официального сайта или помечена маркером «Архив».

Если у клиента есть опасения, что в офисах страховщика нарушены санитарные нормы и не соблюдаются правила безопасности, Роспотребнадзор – ведомство, которое специализируется на таких вопросах.

Функции ведомства

Роспотребнадзор имеет право наложить штрафы на юр.лицо:

  • От 10 000 до 50 000 за обман покупателей (п.1 ст.14.7 КоАП) или введение в заблуждение (п.2 ст.14.7 КоАП).
  • От 10 000 до 20 000 рублей за нарушение санитарных норм (ст.6.3 КоАП). При грубых нарушениях грозит приостановление деятельности сроком до 90 дней.
  • От 10 000 до 20 0000 за ущемление прав покупателей (п.2 ст.14.8 КоАП).
  • От 30 000 до 50 000 рублей за ограничение в способах оплаты (п.4 ст.14.8 КоАП).
  • От 5 000 до 10 000 за отказ предоставлять льготы потребителям (п.4 ст.14.8 КоАП).
  • Иные взыскания, согласно КоАП, относящиеся к нарушениям прав покупателей.

Образец жалобы и документы

Жалоба на страховую компанию в Роспотребнадзор должна сопровождаться представлением пакета документов:

  • Паспорта.
  • Полиса, договора, иных справок, относящихся к услуге страховщика.
  • Чеков об оплате.
  • Заявления.

Куда подавать

Жаловаться в Роспотребнадзор можно:

  • По почте. Адрес для писем: 127994, Москва, Вадковский пер., 18, с.5,7.
  • Онлайн на сайте Роспотребнадзора. Форма для заполнения представлена ниже.


Отправка письма онлайн возможна без идентификации. В таком случае заявитель не имеет права рассчитывать на проведение внеплановой проверки ведомством. Если заявитель составил жалобу, используя данные ЕСИА, Роспотребнадзор уполномочен провести расследование инцидента.

СПРАВКА! Срок рассмотрения заявлений – 30 дней, возможно продление на месяц по желанию гражданина или в связи со сложностью обращения.

Заявление в прокуратуру

Тем, кому требуется защита прав, можно также жаловаться в прокуратуру региона. Ведомство занимается вопросами нарушения российского законодательства, включая сферу страхования.

Функции ведомства

Основные функции ведомства – контроль над соблюдением Конституции РФ и иных законов, действующих в государстве (ст. 1 закона от 17.01.1992 №2202-1). Если страховая нарушает нормы закона, посвященные страховому делу, ей грозит наказание согласно действующему законодательству.

Образец жалобы и документы

Для обращения в прокуратуру требуется паспорт, документы, подтверждающие отношения со страховой (полис, договор, чеки) и отказ от страховщика по заявлению.

Куда подавать

Подача документов в прокуратуру осуществляется лично или по почте (заказным письмом). Заявитель должен обратиться по месту регистрации или юридического адреса компании, принести с собой документы.

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) занимается решением вопросов, связанных с ущемлением прав клиентов, согласно ч.2.ст.39 закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Причиной обращения в ФАС может послужить необоснованный отказ оформить страховку по обязательным видам страховых услуг (ОСАГО).

Отказ в покупке полиса публичного страхования нарушает условия ст. 1 закона от 25.04.2002 №40-ФЗ и нормы со ст. 426 ГК РФ, поэтому страховщик попадает под ответственность антимонопольной службы РФ.

Функции ведомства

Страховщик обязан оформлять публичные договоры – условие прописано в ст. 426 ГК РФ (ч.1). Необоснованный отказ в продаже полиса согласно ст. 445 ГК РФ (ч.1) грозит страховой судом с компенсацией издержек, понесенных клиентом после отказа в принятии заявления.

Образец жалобы и документы

При подаче жалобы лично дополнительно следует предоставить:

  • Паспорт.
  • СНИЛС.
  • Контактную информацию.
  • Доказательства нарушения: отказ страховщика оформить полис, предыдущую страховку (если подразумевалось продление услуги), копию претензии.

Куда подавать

Обратиться в ФАС с жалобой на страховую компанию заявитель может лично, отправив заказное письмо. При личном обращении гражданин может записаться на прием онлайн, используя форму на сайте ведомства.



Ускорить подачу жалобы онлайн можно с помощью портала «Госуслуги». Чтобы жаловаться на страховые компании через портал, следует перейти по ссылке и выбрать соответствующую услугу ведомства.

Для подачи письма на сайте ФАС нужно заполнить онлайн-анкету.


СПРАВКА! После регистрации обращения Федеральная антимонопольная служба выносит решение в течение 30 дней. Срок рассмотрения может быть продлен на 30 дней по решению ФАС или заявлению гражданина.

Заявление в суд

Если конфликт со страховой компанией не получилось урегулировать в досудебном порядке, следует составить иск. Решение вопроса по жалобам занимает от 2 месяцев (ст.154 ГПК РФ).

Когда нужно обращаться в суд

Обращаться в суд следует после того, как заявитель пытался урегулировать конфликт в страховой компании. Основанием для иска в суд является наличие официального отказа от страховщика. Без него истцу могут отказать в принятии жалобы.

Образец иска и документы

Подать жалобу в суд истец может в любое время после получения отказа от страховой компании или в случае, если в другом ведомстве отказались решить проблему.

Следует принести следующие документы:

  • Паспорт истца.
  • Отказ страховщика.
  • Копию заявления-претензии к страховой. Это может быть иной документ, доказывающий попытку урегулирования ситуации в досудебном порядке.
  • Справки, выписки, чеки, договоры, связанные со страховой компанией. Все, что может служить доказательствами в пользу истца.
  • Доверенность. Требуется, если от имени истца выступает уполномоченный представитель – адвокат.

СПРАВКА! На нашем сайте работает онлайн-юрист. Вы можете задать ему вопросы на интересующую тему. Напишите ваш вопрос в форме в углу экрана и он вам перезвонит.

Порядок подачи

Иск в суд подается по месту регистрации юридического лица или в регионе прописки истца. Подсудность не влияет на решение и является прерогативой заявителя. Порядок подачи иска в суд:

ЭТО ВАЖНО! Согласно ч.2 ст. 321 ГПК РФ, истец может подать апелляционную жалобу в течение месяца после вынесения решения. Апелляция подается в случае, когда истца не устроил вердикт.

В какую инстанцию обратиться эффективнее всего

Результат жалобы на страховую зависит от конкретной ситуации:

  • Центробанк занимается общими вопросами в сфере страхования и будет рассматривать любой случай.
  • Прокуратура и суд следят за соблюдением прав граждан. В их компетенции споры, основанные на непосредственном нарушении страхового законодательства.
  • ФАС занимается защитой интересов страхователей от попыток компаний монополизировать рынок.
  • Роспотребнадзор следит за соблюдением основных условий договора как услуги страхового рынка.
  • РСА будет рассматривать споры об автостраховании.

СОВЕТ! Прежде чем выбирать иное ведомство, попробуйте решить проблему в страховой компании. Если страховщик не заинтересован в урегулировании споров, жалоба извне заставит организацию отвечать за свои действия.

Куда жаловаться бесполезно

Жаловаться в полицию или администрацию региона бесполезно. Политики и сотрудники внутренних органов занимаются иными вопросами и не станут тратить время на споры, не связанные с обеспечением общественного комфорта и безопасности.

Обращение в полицию целесообразно только в случае мошенничества сотрудников страховой компании. Если агент взял с вас деньги за страховку, выдал чеки, но не оформил полис в программе, присвоив себе премию – он совершил преступление. Такое дело полицейские будут рассматривать, согласно ст.159 УК РФ «Мошенничество».

ЭТО ВАЖНО! Привлечение СМИ актуально, если иные методы воздействия на страховую не работают. Повышенное внимание журналистов может подтолкнуть страховщика к урегулированию конфликта в пользу заявителя ради сохранения репутации и доверия клиентов.

Сроки ответа и дальнейшие действия

При рассмотрении жалоб на страховую компанию ведомства РФ, за исключением судов и прокуратуры, придерживаются сроков, установленных в законе от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Согласно закону, заявитель должен получить ответ не позднее 30 дней с момента регистрации обращения.

Срок может быть продлен еще на 30 дней. Заявителем по вопросу имеет право выступить как клиент, так и ведомство, занимающееся его рассмотрением. Сроки продлевают, если требуются дополнительные аргументы, справки или возникли проблемы при рассмотрении.

Что делать после вынесения решения

После того, как заявитель пожаловался на страховую компанию, ему остается ждать вердикт. Если решение в пользу страхователя, то на этом споры со страховщиков прекращаются.

В случае отказа заявитель может обжаловать решение, обратившись в суд (в том числе вышестоящей юрисдикции).

Выводы

Вариантов, куда жаловаться на страховую компанию, у клиентов несколько. Недовольные страховщиками граждане могут жаловаться в:

  • Центробанк. Надзорный орган рассматривает все вопросы страхового рынка.
  • РСА. Организация занимается проблемами в сфере ОСАГО, техосмотра и «Зеленой карты».
  • Прокуратуру. Ведомство решает любые споры, связанные с нарушением законодательства РФ, в том числе в страховом деле.
  • ФАС. Если страховая компания отказывает в продлении полиса, можно привлечь ее к ответственности за нарушение закона о конкуренции.
  • Суд. Если досудебное урегулирование было неудачным, рекомендуется защищать права в судебном порядке.

Ведомства рассматривают обращение в течение 30 дней. В суде решение по гражданскому иску выносится не позднее 2 месяцев от даты регистрации заявления истца.

Если у вас нет времени на составление жалобы – обратитесь за консультацией к нашему онлайн-юристу. Он подскажет, как поступить в споре со страховой компанией. Не забудьте подписаться на портал, чтобы первыми иметь доступ к свежим новостям.

Если наступил страховой случай, а страховщик отказывает в компенсации, клиент должен составить иск: страхование как услуга будет проанализирована судебным органом. Чаще всего споры со страховой компанией возникают у владельцев полисов ОСАГО, но информация будет полезна и для владельцев иных сертификатов.

Стоит ли судиться со страховой

суд

При возникновении проблем со страховой организацией не все клиенты спешат обращаться в судебные органы. Если страховщик отказывается платить, некоторые владельцы полисов сначала пробуют взыскать оплату в претензионном порядке, и только после неудачной попытки приносят иск по страхованию в суд.

Клиенты, чей размер невыплаченного ущерба не превышает 2 000 рублей, в 9 из 10 случаев не судятся со страховщиками. Они не хотят тратить время на судебные тяжбы, предпочитая ограничиться негативным отзывом на сайте и недовольными высказываниями в офисе компании. Но есть веские причины, по которым подавать иск по страхованию не только можно, но и необходимо:

  1. Возможность взыскать ущерб в 100% размере. В случае выигрыша суд может обязать компанию выплатить всю компенсацию, в которой изначально было отказано.
  2. Возврат издержек в процессе судебного разбирательства. Например, клиент может включить услуги юристов в список финансовых требований.
  3. Получение компенсации за моральный вред. Размер – прерогатива клиента. В судебной практике были случаи, когда по иску в страховании выплачивались суммы в размере 100 000 рублей и более, если суд принимал решение в пользу заявителя.

Кроме возможности получить финансовую компенсацию, клиент получает моральное удовлетворение от возможности восстановить справедливость. Владелец полиса может доказать другим клиентам, что страховщик – ненадежный, тем самым защитив их от приобретения ОСАГО (или другого вида услуги) в данной организации.

СПРАВКА! Подавать иск по страхованию заявитель должен самостоятельно или с помощью юристов. В последнем случае больше шансов составить грамотный документ, по которому суд может назначить компенсацию. Возможность взыскать услуги юристов с ответчика позволяет не беспокоиться о затратах, понесенных на стадии обращения к адвокатам.

Расчет судебных расходов

При обращении с иском по страхованию следует заранее произвести расчет примерных расходов и оценить, какую сумму ущерба в итоге взыскать.

Какие издержки рекомендуется учитывать при подсчете общей суммы:

  • Оплата юридической консультации. Если клиент прибегал к помощи адвокатов на стадии досудебного разбирательства, эти издержки он тоже может включить в список.
  • Расходы на обращение к сторонним организациям. Если речь идет о полисе ОСАГО, владельцы ТС нередко заключают договор с независимой экспертной службой, где проводят оценку размера ущерба. Стоимость услуг экспертов можно применять и при отказе компенсировать затраты на ремонт в случае повреждения иных объектов страхования, например, имущества.
  • Оплата почтовых услуг. Не всегда суд проходит в регионе проживания заявителя. В таком случае отправка документов и заявлений осуществляется за счет клиента страховой компании. Но владелец ТС при подаче иска по страхованию имеет право включить затраты на почтовую пересылку в сумму ущерба.
  • Оплата проезда. Стоимость такси или траты на бензин, а также оплата рабочего времени, потраченного на судебные тяжбы, а не заработок.

Согласно ст.17 закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года №2300-1, истец освобождается от обязанностей платить госпошлину по делам, связанным с компенсацией за некачественно оказанную услугу, в том числе по страхованию. Остальные издержки заявитель имеет право взыскать с ответчика, включив их в стоимость иска.

Пример расчета издержек по исковому заявлению

Смирнова хочет обратиться с иском по страхованию на компанию «Идиллия» по выплате ОСАГО. Девушка считает, что ей преднамеренно занизили стоимость ущерба и оплатили ремонт частично. Независимые эксперты компании «Анализ» посчитали реальную стоимость ремонта, их услуги обошлись в 7 000 рублей.

Смирнова обратилась в юридическую консультацию, потратив 5 000 рублей на составление претензии. После получения отказа доплатить остаток суммы Смирнова вновь использовала помощь юристов, чтобы составить иск по страхованию. Консультация адвоката стоила 10 000 рублей.

Заявитель отсылал документы в головной офис «Идиллии», услуги Почты России составили 1 500 рублей за все время, кроме того, Смирновой пришлось ездить на такси, чтобы успеть встретиться с адвокатом. За поездки девушка отдала 2 400 рублей в совокупности.

Расчет прочих издержек при обращении в суд на компанию «Идиллия» для Смирновой составил:

7 000 + 5 000 +10 000 + 2 400 + 1 500 = 25 900 рублей.

Прочие издержки – расходы, которые не зависят от основной суммы иска. Но заявитель вправе взыскать их с ответчика, так как они напрямую связаны с рассмотрением иска Смирновой.

Цена иска по страхованию рассчитывается отдельно. В нее включается, кроме суммы непосредственного ущерба, неустойки за просрочку суммы, штрафы (по полисам ОСАГО – в размере 50% от недоплаты) и компенсация морального вреда.

С чем нужно определиться в самом начале

Перед началом разбирательства в суде заявитель должен определиться с основными моментами:

  1. Суммой компенсации по ОСАГО (или другому виду страхования).
  2. Кому предъявить претензии. Подразумевается конкретный филиал или страховая организация в целом.
  3. Где будет проходить заседание. Заявитель может выбрать суд по своему усмотрению в соответствии с законом «О защите прав потребителей».

Цена иска

В цену искового заявления, кроме суммы страхового возмещения, включаются неустойки за каждый день просрочки. Они составляют 1% от суммы неуплаты. Например, при наличии долга от страховщика в размере 5 000 рублей за 10 дней неоплаты заявитель может потребовать 500 рублей дополнительно к сумме иска за просрочку.

Истец может потребовать компенсировать моральный вред. Размер компенсации устанавливается судом, с учетом пожеланий клиента. В среднем в судебной практике РФ компенсация морального вреда по искам в адрес страховщика составляет от 3 000 до 10 000 рублей.

Кто будет ответчиком

Финансовые претензии в адрес страховой компании истец может подавать, ссылаясь на данные в полисе. В документе указывается наименование юридического лица, которое ответственно за качество предоставленной услуги.

Застрахованный может ссылаться не только на головной офис, но и на филиал страховой компании. Это возможно, если ответственность за неуплату относится не к деятельности всей организации, а к решению отдельных сотрудников, например, в офисе по месту проживания истца. Такое условие прописано в ст. 17 закона «О защите прав потребителей».

В какой суд подавать документы

Выбор судебного органа – прерогатива истца. Но чаще всего документы подают по месту регистрации заявителя, юридическому адресу страховой компании, или по месту жительства заявителя. Альтернативой является подача заявления по месту исполнения услуг (например, при переезде застрахованного лица в другой регион, если страховка была оформлена в ином территориальном филиале).

СПРАВКА. Рассмотрением споров до 50 000 рублей занимается мировой судья, свыше 50 000 – судья в районном (городском) суде.

Порядок действий

документы

До подачи заявления в суд истец должен потребовать выплату у страховщика в досудебном порядке. Для этого необходимо составить заявление: претензию на получение компенсации. Если страховая компания после рассмотрения заявления откажет в выплате, необходимо решать вопрос через суд.

СПРАВКА. Для составления претензии к страховщику заявитель тоже может обратиться к юристам. Если страховая вернет деньги добровольно, компенсировать затраты будет невозможно. При отказе в возмещении заявитель может включить расходы на юристов в список издержек иска.

Досудебная претензия

Подать заявление с претензией в адрес страховщика клиент может в течение 10 дней с момента решения по вопросу о назначении выплат (или отказе). Страховая компания обязана рассмотреть предъявленный документ также в течение 20 дней и решить, будет ли доплата возмещения, или прислать аргументированный отказ.

С официальным отказом по досудебной претензии от страховой заявитель должен обратиться для подачи иска. Без отказа по претензии заявление истца могут не принять, так как он просрочил сроки обращения к страховщику на этапе досудебного урегулирования вопроса.

Досудебная претензия составляется в форме заявления в 2 экземплярах. В документе заявитель подробно излагает причину обращения и требования (как по будущему иску), указывает наименование организации-ответчика, свои Ф.И.О. и данные паспорта. Претензия должна быть подписана заявителем лично.

Подготовка иска

После получения официального отказа от страховщика истец имеет право обратиться в суд. При подготовке иска рекомендуется воспользоваться образцами документов. Они помогают сэкономить время на составлении заявления.

Участие в разбирательстве

Истец присутствует на суде лично, если только не имеет весомых причин не находиться в зале заседания (например, в случае тяжелого заболевания). Он также может поручить ведение дела по иску своему представителю – адвокату, который будет от имени клиента защищать его интересы.

В процессе разбирательства истец имеет право приводить аргументы в защиту иска, чтобы увеличить шансы на одобрение суда и получение компенсации от страховой компании.

Действия после суда

После заседания суд принимает решение в пользу одной из сторон. Если иск удовлетворен, истец должен ждать, когда страховая компания вернет остаток или всю выплату по полису. В случае задержки добровольного исполнения лучше обратиться за помощью к судебным приставам, которые в принудительном порядке исполнят решение.

Если в удовлетворении иска отказано, необходимо подать апелляцию. Для консультации по вопросу вы можете обратиться к юристу на нашем сайте бесплатно. Специалист подскажет, какие документы потребуются для обжалования решения, и что будет после подачи повторного иска по страхованию.

Нюансы и судебная практика

Судебная практика в сфере страхования показывает, что большая часть исков, направленных в адрес страховой компании, в РФ удовлетворяется в пользу клиентов. Рынок ОСАГО в страховании считается убыточным, поэтому компании любыми способами хотят сократить издержки, в том числе преднамеренно уменьшая сумму ремонта авто потерпевшего в случае ДТП по полису.

Чтобы составить иск по страхованию, клиент может обратиться к адвокатам или воспользоваться бесплатными образцами документов. В случае выигрыша дела истец может возместить все затраты, включая цену иска с неустойками, моральный вред, прочие издержки. За консультацией по иску в сфере страхования вы можете обратиться к юристам нашего сайта онлайн.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: