В каких случаях наступает международно правовая ответственность государства

Обновлено: 26.04.2024

Право международной ответственности - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют для субъектов международного права юридические последствия международно-противоправных деяний, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной международным правом.

В этом определении нашло отражение существование двух подотраслей права международной ответственности:

  1. ответственности за противоправные действия;
  2. ответственности за ущерб, являющийся результатом деятельности, не запрещенной международным правом.

По своей юридической природе эти виды ответственности принципиально различны, они регулируются различными комплексами норм, иными являются также содержание и формы, в которых они могут проявляться.

Подотрасль ответственности за противоправные действия состоит из трех основных частей:

  1. общая часть;
  2. ответственность государств;
  3. ответственность международных организаций.

Виды международной ответственности:

  • негативная ответственность порождается правонарушением, является деликтной (именно этому виду и посвящено право международной ответственности);
  • позитивная ответственность , под которой понимается вытекающая из международного права обязанность принять необходимые меры для достижения поставленной цели.

Формирование права международной ответственности как отдельной отрасли - характерная черта современного международного права. Генеральная Ассамблея ООН 12 декабря 2001 г. приняла Резолюцию, в которой подчеркивается "огромное значение темы ответственности в отношениях между государствами".

Принятие Генеральной Ассамблеей статей об ответственности к сведению означает их официальное признание и увеличивает возможности утверждения их в позитивном обычном праве. Они представляют собой наиболее авторитетное изложение соответствующей части права международной ответственности. Рассматриваемый акт содержит основные принципы и нормы права ответственности. Он предусматривает, что нормы международного обычного права, которые не охвачены им, сохраняют свою силу. Значительное число норм, относящихся к ответственности, содержит право международных договоров, например прекращение нарушенного договора, признание ничтожным договора, навязанного силой, и др.

Международно-правовая ответственность обладает немалой спецификой. Она не является ни частноправовой, ни уголовно-правовой. Она представляет собой особый вид публично-правовой ответственности.

Цели права международной ответственности:

  • сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция);
  • побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка);
  • предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция);
  • воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка).

Концепция объективной ответственности

Статьи об ответственности основаны на концепции объективной ответственности , в соответствии с которой ответственность наступает в результате самого факта нарушения нормы, независимо от вины или причинения конкретного ущерба .

Концепция отражает общую заинтересованность государств в поддержании международного правопорядка и знаменует важный шаг в прогрессивном развитии международного права.

Основанием международно-правовой ответственности государства является нарушение им своего международно-правового обязательства. Поскольку международно-правовое обязательство государства содер­жится в норме международного права, то можно говорить о нарушении им нормы международного права, при этом имеются в виду нормы, обя­зательные для данного государства.

Норма международного права может быть нарушена действием госу­дарства, когда такое действие запрещено ею (например, власти государ­ства пребывания нарушили неприкосновенность помещений диплома­тического представительства). Норма международного права может быть нарушена бездействием государства (например, власти государства пребывания не предприняли никаких действий, обеспечивающих не­прикосновенность дипломатического представительства).

Действие или бездействие (в зависимости от случая) — это поведение государства. Поведение может быть квалифицировано как международ­но-противоправное деяние государства при наличии двух элементов, а именно такое поведение присваивается государству по международному праву и оно представляет собой нарушение международно-правового обязательства государства. Деяние квалифицируется в качестве между­народно-противоправного в соответствии с нормами международного права, и правомерность данного деяния по национальному праву не влияет на эту квалификацию. Вина (как и ущерб) не является опреде­ляющей для такой квалификации, поскольку наличие вины для квали­фикации деяния в качестве международно-противоправного определя­ется первичной нормой международного права.

Присвоение поведения государству

Чтобы какое-то поведение государства было квалифицировано в качестве международно-противоправного, оно долж­но быть поведением, которое можно присвоить государству (первый эле­мент международно-правового деяния). Государство как политическое су­веренное образование в международной жизни проявляется в действиях своих органов, должностных лиц.

В соответствии с Проектом статей Комиссии международного права поведение любого органа государства рассматривается как деяние само­го государства. Это относится к законодательным, исполнительным и судебным органам. Поведением государства признаются деяния как центральных, так и местных органов.

Государству может быть присвоено поведение не только собствен­ных органов, но и органов другого государства. Это происходит в тех слу­чаях, когда орган одного государства передан в распоряжение другого государства и осуществляет элементы государственной власти того госу­дарства, в распоряжение которого он передан.

Государству может быть присвоено поведение лица или образова­ния, которые не являются органом государства, но уполномочены госу­дарством осуществлять элементы государственной власти и действуют в этом качестве.

Государству может быть присвоено поведение лица или группы лиц, если они действуют под руководством или контролем государства или фактически осуществляют элементы государственной власти при отсут­ствии или несостоятельности официальных властей, а обстоятельства требуют осуществления таких элементов власти.

И, наконец, государство может признать любое поведение в качестве собственного.

Превышение полномочий или нарушение указаний соответствую­щим органом не сказывается на присвоении его поведения государству.


26.Обстоятельства, исключающие противоправность деяния.

Государство может быть освобождено от ответственности за между­народно-противоправное деяние, если такое деяние совершено при об­стоятельствах, которые исключают его противоправность. Проект ста­тей Комиссии международного права предусматривает шесть таких об­стоятельств, а именно согласие, самооборона, контрмеры, форс-мажор, бедствие и состояние необходимости.

Перечисленные обстоятельства не отменяют и не прекращают обяза­тельств государства. То или иное обстоятельство на время его действия как бы «замораживает» обязательство государства и как только соответ­ствующее обстоятельство прекращается, то начинает действовать меж­дународно-правовое обязательство государства, если к тому времени оно еще не перестало быть обязательством этого государства.

Согласие. Государство вправе дать согласие на совершение другим го­сударством деяния, которое не соответствовало бы обязательству пос­леднего в отношении первого. Такое согласие освобождает от ответст­венности государство, совершающее противоправное деяние. При обя­зательствах, возникающих из многостороннего договора, в зависимости от ситуации согласие может быть или одного государства или всех участ­ников договора.

Самооборона. Статья 51 Устава ООН подтверждает неотъемлемое право на индивидуальную и коллективную самооборону. Когда государ­ство, используя это право, совершает деяние, противоречащее его обя­зательствам, то оно не несет ответственности за такое деяние. Самообо­рона не исключает ответственности государства в сфере права воору­женных конфликтов.

Контрмеры. Контрмеры можно определить как ненасильственные действия потерпевшего государства против ответственного государства, предпринимаемые с тем, чтобы обеспечить прекращение противоправ­ного деяния ответственного государства и добиться возмещения ущерба. Правомерность контрмер признана судебной и арбитражной практи­кой, равно как и доктриной международного права.

Контрмеры предпринимаются только для того, чтобы побудить от­ветственное государство прекратить противоправное деяние и возмес­тить причиненный таким деянием ущерб и не являются наказанием ответственного государства за противоправное поведение, они средство выполнения обязательства ответственным государством.

Контрмеры применяются в ответ на международно-противоправное деяние ответственного государства и направлены против этого государства. Они носят временный характер и длятся в отношении ответственного го­сударства до тех пор, пока оно не прекратит международно-противоправ­ное деяние и не предоставит компенсацию. С прекращением контрмер во­зобновляется выполнение первичного обязательства. И, наконец, контр­меры должны по возможности применяться таким образом, чтобы они по­зволили возобновить исполнение первичных обязательств.

Предпринимаемые контрмеры должны быть пропорциональны про­тивоправному деянию.

Применение контрмер не всегда допустимо. Проект статей перечис­ляет обязательства, в отношении которых контрмеры не допускаются. К ним относятся обязательства, касающиеся запрещения угрозы силой или ее применения, обязательства по защите прав человека, обязатель­ства гуманитарного характера, обязательства, вытекающие из импера­тивных норм международного права. Контрмеры не допускаются также в случае запрещения репрессалий.

Кроме того, государство, применяющее контрмеры, не освобождает­ся от выполнения своих обязательств уважать неприкосновенность дип­ломатических представительств и консульских учреждений и их персо­нала. Оно не освобождается от обязательств относительно любой про­цедуры спора между ним и ответственным государством.

Процедура применения контрмер такова. Потерпевшее государство, прежде чем обратиться к контрмерам, должно потребовать от ответст­венного государства прекратить противоправное деяние и возместить ущерб. Затем оно сообщает ответственному государству о намерении об­ратиться к контрмерам и предлагает провести переговоры. Потерпевшее государство вправе принять неотложные меры для защиты своих прав (например, арест активов). В случае прекращения международно-про­тивоправного деяния контрмеры не могут быть предприняты, а если они были начаты, то должны быть прекращены.

Выполнение ответственным государством обязательств по прекра­щению противоправного деяния и возмещению ущерба ведет к прекра­щению контрмер, поскольку достигнута цель обращения к контрмерам.

Форс-мажор. Освобождение от ответственности в случае форс-мажора является общим принципом права. Под форс-мажором пони­маются обстоятельства, при наступлении которых становится мате­риально невозможным выполнение обязательства. Материальная невозможность выполнения обязательства может быть обусловлена событиями естественного или физического характера, действиями людей, некоторыми случаями давления или принуждения, связанны­ми с применением вооруженной силы. Такие обстоятельства вызваны появлением непреодолимой силы или непредвиденного события, не поддающихся контролю государства. При наступлении форс-мажор­ных обстоятельств в поведении государства отсутствуют элементы добровольности или свободы выбора.

Небрежность, бездействие ответственного государства, равно как и возникшие при выполнении обязательств трудности не создают обстоя­тельства форс-мажора и не освобождают от ответственности соответст­вующее государство. Государство не может ссылаться на обстоятельства форс-мажора, если эти обстоятельства созданы поведением самого госу­дарства или оно приняло на себя риск возникновения таких обстоя­тельств.

Бедствие. Государство освобождается от ответственности в случае совершения противоправного деяния в ситуации бедствия. Ситуация же бедствия имеет место тогда, когда у исполнителя деяния не было иного разумного способа спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему лиц.

Ситуация бедствия отличается от форс-мажора тем, что действия при ситуации бедствия волевые, даже если возможность выбора ни­чтожно мала или отсутствует вовсе.

Государство не может ссылаться на состояние бедствия, если оно вы­звано или обусловлено поведением самого государства. Для признания состояния бедствия необходимо, чтобы масштабы бедствия превышали масштабы противоправного деяния.

Состояние бедствия как основание для освобождения государства от ответственности признано судебной и арбитражной практикой, а также нормами международного права.

Состояние необходимости. Общим правилом является норма, в соот­ветствие с которой государство не может ссылаться на состояние необходи­мости в целях освобождения от ответственности за противоправное деяние. Однако имеется несколько исключений из этого общего правила.

Во-первых, состояние необходимости рассматривается в качестве обстоятельства для освобождения от ответственности за противоправ­ное деяние, когда такое деяние является единственным способом заши­ты существующего интереса от большой и неминуемой опасности.

Во-вторых, деяние не наносит серьезного ущерба существенному интересу государства или государств, в отношении которых нарушено обязательство.

Содержащиеся в Проекте статей два ограничения, касающиеся ссылки на состояние необходимости, значительно сужают возможность воспользоваться состоянием необходимости в качестве обстоятельства освобождения от ответственности.

Первое ограничение касается тех случаев, когда международное обя­зательство не допускает ссылок на состояние необходимости. Так, неко­торые гуманитарные конвенции исключают возможность ссылаться на поенную необходимость в целях невыполнения обязательства.

Второе ограничение, не допускающее ссылку на состояние необхо­димости, касается случаев, когда потерпевшее государство само способ­ствовало возникновению такого состояния.

Состояние необходимости отличается от ситуации бедствия тем, что и первом случае действия направлены на защиту существенного интере­са, а во втором — на спасение жизни людей.

В международном праве выделяют два вида ответственности: материальную и политическую. Данные виды ответственности выражаются в разнообразных формах.

Материальная ответственность возникает вслед-ствиенарушения нормы международного права, а также наступления имущественного ущерба. Политическая ответственность возникает вследствие нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта.

Политическая и материальная ответственность может возникать одновременно в результате совершения одного и того же правонарушения. Политическая ответственность возникает непосредственно из-за факта нарушения нормы международного права, а материальная ответственность – из-за возникшего имущественного ущерба. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб.

Комиссия международного права ООН в проекте статей об ответственности государств выделила в качестве форм ответственности: реституцию, компенсацию, сатисфакцию.

Согласно ст. 35, 36 Проекта статей об ответственности государств реституция – это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества.

Компенсация – это возмещение любого оцени-мого ущерба, понесенного потерпевшим государством, включает в себя упущенную выгоду. Реституция существует в форме восстановления прежнего правового состояния, включает в себя несение издержек в связи с этим. Компенсируется ущерб, причиненный противоправным деянием, который не покрывается реституцией. Компенсация выражается в форме выплаты денег за причиненный вред.

Сатисфакция – это удовлетворение нематериальных требований потерпевшего государства для возмещения вреда, причиненного его политическим интересам. Сатисфакция выражается в форме выражения сожаления, признания неправомерности своих действий. Выделяют чрезвычайную сатисфакцию (т. е. временное ограничение суверенитета и правоспособности государства), которая может выражаться в формах приостановления деятельности государственных органов и реорганизации политической системы и т. д.

Также в международном праве выделяют чрезвычайную репарацию, т. е. ограничение государства в правомочиях на пользование своими материальными ресурсами.

Политическая ответственность может быть выражена в форме сатисфакций, репрессалий (т. е. ответных насильственных действий, осуществляемых пострадавшим субъектом), реторсии (т. е. ответных акций в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения).

Материальная ответственность может выражаться в форме реституции, компенсации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 94. Формы гражданско-правовой ответственности. Основания снижения размера ответственности.

Вопрос 94. Формы гражданско-правовой ответственности. Основания снижения размера ответственности. Гражданско-правовая ответственность связана с применением санкций имущественного характера, которые подразделяются на три основных вида (формы).1) Конфискационные

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды.

Вопрос 301. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве. Умысел и его виды. Неосторожность и ее виды. В соответствии со ст. 5 УК (принцип вины) лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие

2. Основные способы, формы и границы материально-правовой унификации

2. Основные способы, формы и границы материально-правовой унификации На необходимость классификации методов унификации и исследования их правовых особенностей справедливо указывает в своих работах А.Л. Маковский. По его мнению, необходимо различать три разных способа

108. Формы правовой пропаганды, осуществляемой органами прокуратуры

108. Формы правовой пропаганды, осуществляемой органами прокуратуры 1. Доклады, беседы, лекции, встречи с населением. Эти формы правовой пропаганды эффективны в силу возможности непосредственного общения с гражданами, которые могут задать все интересующие их вопросы,

79. Формы ответственности

79. Формы ответственности В законодательстве РФ предусмотрены разные формы ответственности за нарушение обязательств: возмещение убытков, неустойка, штраф, пеня.Центральное место среди них занимает возмещение убытков . Согласно законодательству РФ к должнику

§ 16.3. Виды юридической ответственности. Карательные виды ответственности

§ 16.3. Виды юридической ответственности. Карательные виды ответственности Юридическая ответственность классифицируется на виды в зависимости от целей, которые преследует то или иное наказание, установленное санкцией нарушенной юридической нормы, и от отношения к той

3.2. Языковой аспект правовой формы

3.2. Языковой аспект правовой формы Дальнейшая дифференциация конкретных проявлений правовой формы может производиться по-разному. Так, М. ван Хук приводит позицию Р. Саммерса, который выделяет пять типов правовой формы: существенная форма (включающая такие

Формы (порядок) осуществления юридической ответственности

Формы (порядок) осуществления юридической ответственности В зависимости от органов, рассматривающих правонарушения и назначающих меры наказания, различают следующие формы осуществления юридической ответственности:? ответственность в судебном порядке;?

Понятие гражданско-правовой ответственности

Понятие гражданско-правовой ответственности Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности многие годы является спорным в юридической науке. Нам уже приходилось отмечать, что в гражданском праве многие понятия употребляются в самых различных целях, что

Виды гражданско-правовой ответственности

Виды гражданско-правовой ответственности В юридической науке принято дифференцировать гражданско-правовую ответственность на различные виды. При этом критерии деления могут быть избраны в зависимости от целей такой дифференциации. Мы остановимся на двух критериях,

2. Формы договорной ответственности

2. Формы договорной ответственности В отношении форм (мер) гражданско-правовой, и в частности договорной, ответственности, т.е. форм выражения неблагоприятных последствий в имущественной сфере нарушителя, которые являются следствием допущенного им правонарушения, в

47. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

47. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Существуют два вида международно-правовой ответственности:1) политическая – заключается в применении санкций в отношении государства-правонарушителя и связана с материальной

27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления

27.6 Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм.Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в

§ 1. Понятие гражданско-правовой ответственности

§ 1. Понятие гражданско-правовой ответственности Гражданско-правовая ответственность как санкции за совершенное правонарушение. Для нормального развития гражданского оборота характерно, что его участники надлежащим образом исполняют обязательства. В тех же случаях,

§ 2. Формы и виды гражданско-правовой ответственности

§ 2. Формы и виды гражданско-правовой ответственности Формы гражданско-правовой ответственности. Под формой гражданско-правовой ответственности понимается форма выражения тех дополнительных обременений, которые возлагаются на правонарушителя. Гражданское

§ 3. Основание и условия гражданско-правовой ответственности

§ 3. Основание и условия гражданско-правовой ответственности Основание гражданско-правовой ответственности. Совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности, образует состав гражданского правонарушения. Необходимыми условиями


Вся история человечества безмолвно свидетельствует о склонности людей к насильственному, грубому разрешению всех возникающих недоразумений. Масштаб в этом вопросе практически не важен: более сильные всегда удовлетворяли собственные интересы за счет других. К счастью, авторитет силы и оружия начал отступать на второй план, позволяя ненасильственными путями доходить до искомых целей.

Международное право является большой и слаженной системой норм, прав и свобод, отдельных механизмов и структур, при «включении» которых восстанавливается нарушенная справедливость.

Прародителями современных международных норм правоведы считают двух видных деятелей: голландского юриста-философа Гуго де Грота и английского социолога, моралиста и политика Иеремию Бентама. Именно они разработали стержневую концепцию, во многом определяющую отношения между государствами и по сей день. Примечательно, что первоисточники датируются далекими античными временами периода стремительного развития политики и налаживания внешних связей.

Актуальность вопроса характеризуется тем, что именно этот институт является средством, сдерживающим войны. Хотя, именно многочисленные открытые военные конфликты — едва ли не главный пункт, сильно очерняющий утвержденные акты и договора, которые в подобных ситуациях воспринимаются как формальные и необязательные к всеобщему выполнению. События в Косово, Боснии, Афганистане, Сербии, Ливии, по авторитетному заявлению профессора Билла Боуринга, свидетельствуют о несовершенной природе международного права, нуждающегося в тщательной доработке (особенно в сферах пересечения интересов сильных держав со слабыми территориями или менее развитыми).

Роль национальных доктрин зачастую недооценивается, так как международное право воспринимается как нечто «усредненное» и универсальное. Безусловно, одна из важных задач международного права — это стирать границы, а не возводить их [1, с. 56].

Проблема международной ответственности государств начала рассматриваться в Комиссии международного права ООН. В доктрине нет единства в сфере терминов, относящихся к теме. Например, можно встретить термин «нормативные основания международной ответственности» и «правовые основания международной ответственности». Очевидно, что юридические, нормативные и правовые основания международной ответственности являются синонимическими терминами, однако, для прогрессивного развития отрасли необходимо устранить разночтения [2, с. 78]. Также в документе нет единогласного подхода к классификации оснований ответственности. Выделяют юридические и фактические основания, хотя иные исследователи дополнительно указывают «процессуальную» категорию.

Юридические основания международно-правовой ответственности представляют собой международно-правовые документы, определяющие какие-либо действия субъектов международного права как противоправные, либо содержащие нормы международного права, которые нарушены субъектами международного права. К их числу традиционно относят «договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств международно-правового характера». [3]

Фактические основания ответственности — это полный комплекс юридических фактов, воспринимаемых как международное правонарушение: «Для реализации ответственности необходимо наличие специальных юридико-фактических обстоятельств или так называемых юридических фактов, порождающих правоохранительные отношения». [2]

Комиссия международного права ООН выделяет следующие составные фактических оснований ответственности. «Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства». [4]

Нельзя не упомянуть о международных судебных инстанциях, уполномоченных рассматривать и улаживать дела в отдельных сферах: уголовный суд, трибунал по бывшей Югославии (Гаага), суд ООН, арбитражный суд (Гаага, Париж), европейский суд по правам человека (Страсбург).

Полагаясь на научно-исследовательскую литературу и на основании даже беглого анализа текущей политической карты мира, можно с полной уверенностью заявить: абсолютно все ключевые компоненты международного права пребывают в процессе фантомной, кажущейся стабильности. Неоднозначность подходов, острота обсуждаемой темы, разногласия по поводу понятийного аппарата выступают довольно-таки красноречивыми сигналами к необходимости срочного реформирования если не целой системы, то некоторых ее сегментов.

Международно-правовая ответственность это бесценный и незаменимый юридический способ поддержания в активном режиме провозглашенных норм. Именно эта система позволяет максимально безболезненно, действенно и гуманно восстанавливать нарушенные права и отношения, она же есть безусловным гарантом функционирования международного права, как понятия, вообще.

  1. Сазонова К. Л. Проблематика международно-правовой ответственности в российской и зарубежной доктрине международного права // Право и современные государства. 2014. № 1 С.56–61.
  2. Сазонова К. Л. Основания международно-правовой ответственности государств в международном праве // Юридическая наука. 2012. № 4 С.77–79.
  3. Ушаков Н.А Международное право. — М: Юрист, 2000.
  4. Русецкий А. Е. Понятие и основания международно-правовой ответственности. М., 2001.
  5. Хачатуров Р. Л. Вопросы международно-правовой ответственности // Вектор науки ТГУ. 2009. № 1 С.69–75.

Основные термины (генерируются автоматически): международная ответственность, Гаага, международно-правовая ответственность, основание, фактическое основание ответственности.


Вся история человечества безмолвно свидетельствует о склонности людей к насильственному, грубому разрешению всех возникающих недоразумений. Масштаб в этом вопросе практически не важен: более сильные всегда удовлетворяли собственные интересы за счет других. К счастью, авторитет силы и оружия начал отступать на второй план, позволяя ненасильственными путями доходить до искомых целей.

Международное право является большой и слаженной системой норм, прав и свобод, отдельных механизмов и структур, при «включении» которых восстанавливается нарушенная справедливость.

Прародителями современных международных норм правоведы считают двух видных деятелей: голландского юриста-философа Гуго де Грота и английского социолога, моралиста и политика Иеремию Бентама. Именно они разработали стержневую концепцию, во многом определяющую отношения между государствами и по сей день. Примечательно, что первоисточники датируются далекими античными временами периода стремительного развития политики и налаживания внешних связей.

Актуальность вопроса характеризуется тем, что именно этот институт является средством, сдерживающим войны. Хотя, именно многочисленные открытые военные конфликты — едва ли не главный пункт, сильно очерняющий утвержденные акты и договора, которые в подобных ситуациях воспринимаются как формальные и необязательные к всеобщему выполнению. События в Косово, Боснии, Афганистане, Сербии, Ливии, по авторитетному заявлению профессора Билла Боуринга, свидетельствуют о несовершенной природе международного права, нуждающегося в тщательной доработке (особенно в сферах пересечения интересов сильных держав со слабыми территориями или менее развитыми).

Роль национальных доктрин зачастую недооценивается, так как международное право воспринимается как нечто «усредненное» и универсальное. Безусловно, одна из важных задач международного права — это стирать границы, а не возводить их [1, с. 56].

Проблема международной ответственности государств начала рассматриваться в Комиссии международного права ООН. В доктрине нет единства в сфере терминов, относящихся к теме. Например, можно встретить термин «нормативные основания международной ответственности» и «правовые основания международной ответственности». Очевидно, что юридические, нормативные и правовые основания международной ответственности являются синонимическими терминами, однако, для прогрессивного развития отрасли необходимо устранить разночтения [2, с. 78]. Также в документе нет единогласного подхода к классификации оснований ответственности. Выделяют юридические и фактические основания, хотя иные исследователи дополнительно указывают «процессуальную» категорию.

Юридические основания международно-правовой ответственности представляют собой международно-правовые документы, определяющие какие-либо действия субъектов международного права как противоправные, либо содержащие нормы международного права, которые нарушены субъектами международного права. К их числу традиционно относят «договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств международно-правового характера». [3]

Фактические основания ответственности — это полный комплекс юридических фактов, воспринимаемых как международное правонарушение: «Для реализации ответственности необходимо наличие специальных юридико-фактических обстоятельств или так называемых юридических фактов, порождающих правоохранительные отношения». [2]

Комиссия международного права ООН выделяет следующие составные фактических оснований ответственности. «Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства». [4]

Нельзя не упомянуть о международных судебных инстанциях, уполномоченных рассматривать и улаживать дела в отдельных сферах: уголовный суд, трибунал по бывшей Югославии (Гаага), суд ООН, арбитражный суд (Гаага, Париж), европейский суд по правам человека (Страсбург).

Полагаясь на научно-исследовательскую литературу и на основании даже беглого анализа текущей политической карты мира, можно с полной уверенностью заявить: абсолютно все ключевые компоненты международного права пребывают в процессе фантомной, кажущейся стабильности. Неоднозначность подходов, острота обсуждаемой темы, разногласия по поводу понятийного аппарата выступают довольно-таки красноречивыми сигналами к необходимости срочного реформирования если не целой системы, то некоторых ее сегментов.

Международно-правовая ответственность это бесценный и незаменимый юридический способ поддержания в активном режиме провозглашенных норм. Именно эта система позволяет максимально безболезненно, действенно и гуманно восстанавливать нарушенные права и отношения, она же есть безусловным гарантом функционирования международного права, как понятия, вообще.

  1. Сазонова К. Л. Проблематика международно-правовой ответственности в российской и зарубежной доктрине международного права // Право и современные государства. 2014. № 1 С.56–61.
  2. Сазонова К. Л. Основания международно-правовой ответственности государств в международном праве // Юридическая наука. 2012. № 4 С.77–79.
  3. Ушаков Н.А Международное право. — М: Юрист, 2000.
  4. Русецкий А. Е. Понятие и основания международно-правовой ответственности. М., 2001.
  5. Хачатуров Р. Л. Вопросы международно-правовой ответственности // Вектор науки ТГУ. 2009. № 1 С.69–75.

Основные термины (генерируются автоматически): международная ответственность, Гаага, международно-правовая ответственность, основание, фактическое основание ответственности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: