В чем суть правового и социального начал государственности

Обновлено: 05.05.2024

Среди всех политических идей первое место определено идеям правового и социального государств. Реализация принципов правового и социального государств является необходимым для развития общества. Для того чтобы провести сравнение и выделить различия между данными институтами необходимо привести их определение.

Понятие правового государства

Правовое государство – это особое государство, деятельность которого ограничена правами и свободами человека и гражданина, провозглашает верховенство закона и права, и устанавливает систему сдержек и противовесов (систему разделения властей на исполнительную, судебную и законодательную).

Исходя из определения следует выделить признаки правового государства. К ним относят:

  • Принцип разделения властей, который находит отражение в Конституции страны По данной теме мы уже выполнили презентацию Конституция подробнее ,
  • Верховенство закона и права,
  • Прерогатива судебных органов,
  • Высшая ценность – это права и свободы человека и гражданина,
  • Конституционализм,
  • Развитое гражданское общество и высокий уровень правовой культуры населения,
  • Демократия,
  • Соответствие внутреннего законодательства с нормами международного права.

Понятие социального государства

Социальное государство – государство, деятельность которого направлена на распределение благ таким образом, чтобы реализовывался принцип социальной справедливости для достижения уровня жизни, отвечающего понятию достойный и сглаживанию общественных различий, и оказанию помощи нуждающимся в ней.

Готовые работы на аналогичную тему

Стремление установить социальное государство является основополагающим положением социально-демократических партий.

Признаками социального государства являются:

  • Разработка социальных программ,
  • Высокий уровень развития страны в экономике, что дает возможность распределять доходы граждан и не ущемлять крупных собственников,
  • Сформированное гражданское общество,
  • Ориентация экономики на социальные ценности,
  • Ответственность государства перед гражданами,
  • Основополагающая цель государства – обеспечить каждому гражданину достойные условия жизни, предоставить общественную защищенность и одинаковые условия для старта и развития личности.

Социальное государство подразумевает реализацию следующих функций:

  • Охрана жизни, здоровья и труда граждан,
  • Поддержка незащищенных слоев населения,
  • Поддержание материнства и семьи,
  • Устранение неравенства между слоями населения через распределение доходов,
  • Денежная поддержка культурных и образовательных программ,
  • Стремление поощрить благотворительную деятельность,
  • Устранение безработицы.

Отличия между правовым и социальным государством

Благодаря приведенным определениям и признакам, которые присущи каждому из государств представляется возможным привести отличия между ними.

  • Социальное государство осуществляет социальную безопасность населения и улучшает материальную составляющую жизни. Правовое государство подразумевает безопасность физическую.
  • Правовое государство подразумевает индивидуальную свободу и обеспечение гражданских и политических прав, в то время как социальное государство стремится защитить социальные права и свободы,
  • Правовое государство указывает границы по вмешательству в жизнь и свободу человека и устанавливает гарантии против произвола органов власти. Социальное государство же дает только социальные гарантии, за не выполнение которых государство несет ответственность.

В современном мире около двадцати государств может быть признаны социальными, однако не одно из них не является полностью правовыми.

Правовое государство– форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Локка, Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве в США и Франции в конце 18 века. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

· Господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе и над органами власти.

· Признание и гарантирование прав и свобод человека (см.: Всеобщая Декларация прав человека). Эти права даны человеку фактом его рождения, а не дарятся правителями.

· Взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено органам власти, им запрещено».

· Разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране, а механизм сдержек и противовесов удерживает ветви власти в рамках конституционных полномочий.

· Разграничение полномочий между органами власти различных уровней.

· Контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных орга­низаций, СМИ и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система, законодательство можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах и другие.

Социальное государство – форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в 19 веке. Впервые социальный характер государства был провозглашен в конституции ФРГ 1949 года. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине 20 века.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение мате­риальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стар­товые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов: высокого уровня экономического развития страны; наличия правового государства; соответствующего уровня политической культуры граждан. Статус социального государства официально закреплен в консти­туциях Германии, Испании, Франции, России и других государств.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

· Обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;

· Установление минимального размера оплаты труда;

· Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;

· Развитие системы социальных служб;

· Установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

· Недопущение резкого имущественного расслоения;

· Осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

Вопросы для повторения:

1. в каких значениях применяют термин «государство»?

2. какие теории сущности государства существуют?

3. каково содержание понятия «государство»?

4. каковы функции государства?

5. что означает понятие « государственный аппарат», каковы принципы его работы?

6. что означает понятие «правовое государство», каковы его базовые принципы?

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

равенство всех перед законом;

разделение властей на три ветви;

реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

признание прав и свобод человека высшей ценностью;

взаимная ответственность личности и государства;

политический и идеологический плюрализм;

стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Правовое социальное государство— государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.

Социальное правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе, и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую и социальную защищенность гражданам от произвола стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов.

Объектом социальных устремлений государства является человек, его многообразные социальные потребности и интересы, его социальный комфорт и социальное самочувствие. С этой точки зрения, социальная защита человека в самом широком плане и представляет объект воздействия социального государства. Высшая цель социального государства заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, т е материальную обеспеченность человека на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. Этой же целью охватывается государственная поддержка слабо защищенных в социальном плане групп населения, так называемых социальных «аутсайдеров», защита семьи, охрана труда и др.

Высшийэтап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идет о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, осуществление структурной реформы всей экономической и политической системы, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества (либералов, консерваторов, радикалов, социальных демократов и др.).

Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).

Формирование правовой государственности предполагает учреждение в обществе такой государственно-правовой организации, которая способна была бы гарантировать эффективную правовую защиту и безопасность личности, беспрепятственной пользование правами и свободами; обеспечить демократический правопорядок в обществе, безусловное исполнение как властью, так и населением требований закона; исключить произвол в отношениях между властью и населением и утвердить реальное господство права в общественной жизни; утвердить механизм оперативного реагирования на совершающиеся правонарушения и обеспечить принцип неотвратимости ответственности за отклонения от установленного правопорядка.


В данной статье рассматриваются сущность и признаки правового и социального государства. Подчеркивается, что соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества, критерием степени развития государства и общества. Отмечается, что в настоящее время Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

Ключевые слова: правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений.

Идея построения государства, в котором вся общественная жизнь была бы основана на праве, на господстве закона, издревле занимала лучшие умы человечества. Однако впервые её четко сформулировали древнегреческие философы Платон и Аристотель. Вот, что писал по этому поводу Платон:«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства». [1.c.188–189].

Аристотель, отмечая исключительное значение закона в укреплении государственной власти, писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем». [2.c.497].

Говоря об этой проблеме, политологи А. С. Тургаев и А. Е. Хренов писали: «Термин «правовое государство» (нем. rechtstaat) появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Гнайста Идея правового государства с самого начала опиралась на дуализм двух начал — Государства и Права. Одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как самостоятельной сущности и высшей ценности, обладающей автономным собственным содержанием». [3.c.165].

По мнению С. В. Решетникова: «Теория правового государства разработана Д.Локком, Ш.Монтескье, Т.Джефферсоном, И.Кантом и другими представителями либерализма. Важными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности». [4.c.128].

Как отмечают М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова: «Правовое государство имеет ряд основополагающих принципов:

− всеобщность правления законов;

− приоритет прав и свобод человека;

− юридическая взаимоответственность государства и личности [5.c.103].

По их мнению, для формирования правового государства необходим ряд предварительных условий:

− экономические — равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная экономика;

− политические — реальные гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равное участие в управлении государством и обществом;

− социальные — равенство различных социальных слоев, групп и общностей, справедливость, солидарность, взаимопонимание, партнёрство и др.;

− духовные — свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений и идей и др.

Как отмечают исследователи А. С. Тургаев и А. Е. Хренов: «Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в.» [6, c.171].

Эта идея получила поддержку и развитие в европейской политико-правовой науке.

В России этой проблематике уделял самое пристальное внимание ученый-правовед П. И. Новгородцев (1866–1924).

Соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества и критерием степени развития государства и общества.

Сегодня Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

В Основном Законе Узбекистана зафиксированы все права и свободы граждан демократического государства. В соответствии со статьей 13: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свободы, честь, достоинство и другие неотъемлемые права». [7.c.7].

В соответствии со статьей 18 Конституции РУз: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». [7, c.9]

В статье 32 Конституции Республики Узбекистан записано, что «Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов». [7, c.13].

Так, в принятом 12 декабря 2002 г. Законе Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» записано: «Основными задачами Закона являются обеспечение соблюдения принципов и гарантий свободы информации, реализации права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, распространять, использовать и хранить информацию, а также обеспечение защиты информации и информационной безопасности личности, общества и государства». [8, c.29].

В Республике Узбекистан в систему органов, призванных охранять права человека, входят Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман) и Национальный центр по правам человека.

Как отмечает исследователь К.Усманов: «Должность Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) была учреждена 23 февраля 1995 года на первой сессии первого созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан». [9, c.105].

Уполномоченный по правам человека контролирует соблюдение законодательства в области прав человека; рассматривает жалобы и принимает эффективные меры по восстановлению нарушенных прав граждан; работает в сотрудничестве в области мониторинга прав человека с гражданами, негосударственными организациями, средствами массовой информации и с международными организациями по вопросам соблюдения прав человека.

В области защиты прав и свобод человека большую роль играет и Национальный центр по правам человека, созданный в ноябре 1996 года. Центр подготавливает научные доклады по соблюдению и защите прав человека, консультирует представителей органов государственной власти и управления, общественные объединения по вопросам прав человека, представляет предложения по этим вопросам, проводит социологические исследования.

  1. Платон. Соч. Т.З. 4.2. —М.: 1956.
  2. Аристотель. Политика. Т.4. —М.: 1983.
  3. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Решетникова.- Минск, 2011.
  5. Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
  6. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  7. Конституция Республики Узбекистан. Т., 2017.
  8. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3–4, ст. 27.
  9. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, Узбекистан, правовое государство, высшая ценность, государственная власть, гражданское общество, многоукладная рыночная экономика, Национальный центр, свободное самоопределение человека, социальное государство.

Ключевые слова

разделение властей, социальное государство, правовое государство, политические права, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений

правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений

Похожие статьи

Понятие социального государства | Статья в журнале.

По отношению к человеку социальные качества государства раскрываются как его

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для

По своей сущности и ценности государство как правовое явление и понятие — это.

Права и свободы граждан как критерий формирования.

Ключевые слова: права и свободы, гражданское общество, правовое государство, правосознание, правоотношение, демократическое государство, российское право. В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления нашего.

Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи

Социальное государство — это в первую очередь демократическое государство, в котором народ выступает носителем суверенитета, реально участвует в формировании государственной власти и содержания ее политики, имеет различные формы влияния на.

Правовые основы социального государства в РФ

Ключевые слова: социальное государство, Россия, правовое государство, гражданское общество, ориентированная экономика, Российская Федерация, правовая основа. Социальное государство — одна из широко распространенных в современных развитых.

Актуальные вопросы социальной стратегии | Статья в журнале.

«Для нас гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод».

Понятие социального государства и история его становления.

Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3]. Таким образом, можно констатировать, что существует.

Гражданское общество как социально-правовое пространство

Безусловно, гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод.

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности.

Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

Ключевые слова: права и свободы человека, защита прав и свобод человека, правовая культура, правовое сознание, правовое государство.

Гражданское общество и правовое государство появятся у нас тогда, когда каждый из нас осознает свою роль в обществе.

Правовое государство — это форма организации власти в стране, основой которой выступает верховенство закона, свобод и прав человека.

Социальное государство — это форма государственного устройства, основной функцией которой является активное воздействие на общественные отношения в интересах всех слоев населения.

Несмотря на очевидное сходство, концепции этих двух форм имеют существенные отличия:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Правовая форма обеспечивает физическую безопасность своих граждан по отношению друг к другу и власти. Социальная сосредоточена на осуществлении всеобщей безопасности, обеспечении материальных условий для жизни людей.
  2. В правовом государстве упор делается на обеспечение индивидуальной свободы граждан. В социальном — на защиту социально-экономических прав.
  3. Правовое государство определяет границы вмешательства в личную жизнь, гарантирует защиту от произвола. Социальное, в первую очередь, несет ответственность за исполнение социальных гарантий.

Если обобщить все эти различия, можно сказать, что правовая модель — это способ ограничения власти свободами и правами человека, а социальная — это способ обременения ее правами и свободами граждан.

Базовые принципы построения

К основным принципам построения правовой модели относят:

  • равенство всех членов общества перед законом;
  • верховенство права во всех сферах;
  • разделение власти на три отдельные ветви;
  • признание свобод и прав граждан наивысшей ценностью;
  • идеологический, политический плюрализм;
  • соблюдение правопорядка, стабильность законности.

Характеристиками социальной модели являются:

  • принцип экономической свободы граждан, признающий право на тарифную автономию;
  • доверие к регулирующим механизмам рынка, основанным на спросе, предложении, конкуренции, свободном ценообразовании;
  • солидарность общества, стремление к поддержанию справедливости посредством налогового перераспределения доходов;
  • формирование и развитие различных форм экономической демократии.

Сущность этой модели заключается в стремлении к сохранению мира и согласия, формировании благоприятной для каждого человека жизненной среды.

Взаимосвязь между социальными и правовыми идеями

При анализе принципов обеих форм управления становится очевидной взаимосвязь между социальными и правовыми идеями. Более того, в XX веке эти два понятия объединились, обогатив и дополнив друг друга: получившийся симбиоз — социально-правовое государство должно воплощать принципы главенства права и общественной справедливости.

Социальным может стать уже правовое государство, где стабильность законности признается высшим приоритетом. Однако обратный процесс возможен не во всех случаях: ему может помешать отсутствие ориентации на нужды населения, особенно его самых незащищенных слоев.

Реальное воплощение в странах Западной Европы и России

Примерами реального воплощения могут послужить:

  • Швейцария;
  • Бельгия;
  • Финляндия;
  • Нидерланды;
  • Канада;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Австрия.

Отдельной группой можно выделить модели Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. От остальных социальных государств они отличаются следующими признаками: приоритетностью всеобщей занятости, гендерным равноправием, обширными социальными пособиями, высокой степенью перераспределения доходов.

Российская Федерация обозначила свое стремление стать социально-правовым государством еще в 1993 году, когда в Конституции появилось положение о том, что внутренняя политика направлена на обеспечение свободного развития и достойной жизни человека.

В числе основных обязанностей государства обозначены следующие тезисы:

  • обеспечение общественной справедливости;
  • установление пенсий и пособий;
  • недопущение значительного имущественного расслоения;
  • осуществление эффективной демографической политики;
  • поддержка отцовства, материнства, детства, инвалидов, пожилых.

Выполнение этих обязанностей обеспечивается за счет охраны труда и здоровья, установления минимальной оплаты труда, развития системы гуманитарных служб.

Проблемы реализации и перспективы

Проблемы реализации связаны, в первую очередь, с противоречивым взаимодействием основных идей социальной и правовой моделей. Если сравнить их, то получается, что первая основана на прямом вмешательстве властей в общественную жизнь ради сохранения гражданского благополучия, всеобщего блага. В то время как основой второй является невмешательство и ограничение власти для сохранения максимальной гражданской свободы.

В перспективе назревает еще и этико-философский кризис. Он связан с тем, что государства одновременно стремятся действовать эффективно с точки зрения экономики и при этом не вступать в противоречие с этикой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: