В чем специфика этой модели правового государства

Обновлено: 26.04.2024

Либеральная концепция: сущность и основные положения

Рассмотрим основные модели правового государства.

Либеральная концепция базируется на теории естественного права, основоположником которой является англичанин Адам Смит. Основные постулаты данной концепции таковы:

  • Право обладания частной собственностью носит естественный характер, оно никоим образом не зависит от государства.
  • Государство и экономика – совершенно разные сферы, которые не совпадают.
  • Личность стоит впереди общества.
  • Общество стоит впереди государства.

Приверженцы либеральной концепции полагают, что органы правового государства не обладают собственными целями. Они рассматривают государственную машину в качестве «ночного сторожа», не имеющего права вмешательства в различные сферы деятельности общества, в том числе социальные отношения, экономическое развитие, культурную политику и пр. Основное назначение государства – устанавливать для всех единые правила посредством правовых норм, поддерживать общественный порядок, стоять на страже прав и свобод граждан, гарантировать неприкосновенность частной собственности. Такая модель государства базируется на индивидуализме, активности гражданского общества, максимальной свободе личности, правах человека. При этом человеку следует самому стремиться реализовывать свои права. Необходимо подчеркнуть, что данная концепция признает политические права, но не признает права социально-экономического толка.

Государства, полностью построенные на основе либеральной концепции, существуют только в теории. Тем не менее ее идеи активно используются и развиваются многочисленными партиями либерально-демократической направленности.

Социально-правовая модель государства: характеристики, особенности

Фундаментом такого государства служат активные процессы экономического и общественного плана, в которых государство участвует самым непосредственным образом. Если говорить более конкретно, то его участие происходит в ключевых сферах общественной жизни, таких как наука, образование, охрана здоровья, культура и пр.

Концепция социально-правового государства получила свое развитие в 20-м столетии. Согласно этой концепции, государство обязано заботиться о своих гражданах, осуществлять поддержку малоимущих и социально незащищенных прослоек общества. Такие идеи отражены в Основных законах ряда европейских государств, в том числе Франции, Испании, Турции и многих других.

Каждое конкретное социально-правовое государство строится на базе его конституционных положений и норм. Для понимания государственных функций существует единый правовой подход. Он обусловлен теми методами, которые использует конкретный исследователь. Государство может производить достаточно активное вмешательство во всевозможные сферы общественного существования посредством различных механизмов и инструментов. К ним относятся и инструменты принуждения, требуемые лишь в особых случаях и применяемые в специальном порядке. Власть имеет три ипостаси: законодательную, исполнительную, судебную. Не существует приоритета какой-то одной власти, каждая ветвь решает свои задачи, возложенные на нее Конституцией.

Главные интересы, которые должно защищать государство – это интересы человека, индивидуума, гражданина. Эти интересы первичны по отношению к общественным и государственным интересам. Отношения гражданина и государства строятся по такому принципу: государство гарантирует и защищает права и свободы человека, а он, в свою очередь, соблюдает возложенные на него государством обязанности. Человек получает свои ключевые права в момент рождения, и никто не может их у него отнять либо ограничить в них. Социальные основы общества должны быть защищены.

Правовое государство обладает своими специфическими чертами, которые вычленяют его из ряда государств с другими формами организации государственной власти.

Основные особенности правового государства

Наличие правовых принципов и предписаний.

Вся структура органов государственной власти, а также все образуемые отношения основаны на принципах и механизмах правового дозволения и предписания. Ориентируясь на данные принципы государство выстраивает стратегию взаимодействия с человеком и с обществом.

Право и закон неразрывны.

Несмотря на расширенные формы законотворческих норм все они подчинены общим правилам по построению и юридической технике, основы которой предопределены правом. Также все нормы закона имеют четко определенные условия вступления в силу, порядку применения, а также охраны регламентируемых отношений.

Для правового государства не характерно наличие лишь предписаний.

В правовом государстве существует обширная база дозволений, без которых невозможно функционирование юридических лиц и учреждений, а также законного действия членов гражданского общества. Для правового государства характерно также понимание каждого индивидуума о необходимости применения установленных законом правил поведения, дабы не нарушать общественный порядок и не создавать предпосылки для юридического нигилизма.

Иерархия нормативных правовых актов.

Юридическая сила документов определяет их иерархию в общем правовом поле. На первом месте всегда выступает основной закон государства, остальные законы принимаются в соответствии с его дозволениями. Противоречие между нормативными правовыми актами и в отношении основного закона не допускается и пресекается.

Разделение ветвей государственной власти.

В соответствии с данной особенностью в государстве создается принцип сдержек и противовесов за счет разделения полномочий по управлению государственными делами. Деятельность каждой ветви власти контролируется и дополняется следующей и предыдущей ветвями власти. При этом каждая ветвь является независимой по отношению друг к другу.

Внедрение и соблюдение международно-правовых норм обязательных для всех субъектов права.

В случае наличия противоречий между правовой нормой государства и международной нормой применяется норма международного толка. Такое правило действует если государство подписало согласие на применение норм. Следует отметить, что государства стремятся присоединиться к установленным международно-признанным правилам и нормам.

Механизм защиты прав и свобод

Особенность правого государства проявляется и в остроте реагирование на нарушение законов, правил поведения и устоев гражданского общества. Для этих целей законодательно определен особый механизм воздействия на подобные предпосылки нарушения основ правового государства. Причем государство стремиться не только устранить возможное дальнейшее совершение нарушения закона, но и восстановить нарушенное право путем компенсационных механизмов.

Особенности статуса личности в правовом государстве

В отличие от других форм организации государственного устройство, правовое государство нацелено и направлено на развитие комплекса прав и свобод человека и гражданина. Стоит отметить, что это не значит отсутствие у граждан комплекса обязанностей.

Все обязанности для членов общества равны и соразмерны. Более того, в правовом государстве предусмотрены механизмы обеспечения гарантий по соблюдению прав и свобод, чего нельзя сказать о государствах с иной формой правления.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 19.10.2017

Виктория Вячеславовна Быстрова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Когда главной целью органов власти является защита законных прав и свобод каждого гражданина, можно говорить о формировании правового государства. Это идеал построения гармоничных взаимоотношений между потребностями личности, общества и страны в целом.

Правовое государство представляет собой тип организации власти, основанный на верховенстве закона и принципах гуманизма.

Характерными особенностями правового государства являются:

  1. режим конституционного правления;
  2. развития правовая система;
  3. возможность общественного контроля над деятельностью органов власти;
  4. демократические свободы;
  5. законодательная защищенность каждой личности.

В правовом государстве действуют эффективные механизмы, гарантирующие неукоснительное исполнение законов в общественной жизни. Все люди равны в использовании демократических прав и свобод, могут ими беспрепятственно распоряжаться.

Власть государства в правовом обществе связана законом, официальные институты и административный аппарат ответственны за результаты своей деятельности перед населением и каждым конкретным человеком.

Независимость судебной системы – обязательное условие существования правового государства. Правоохранительные органы в такой стране ориентируются лишь на строгое соблюдение законов, защищая интересы граждан от преступных посягательств.

Историческая роль правового государства

Идея правового государства зародилась еще в античности. Мыслители Древней Греции сделали первые шаги в этом направлении. Например, известный философ Аристотель считал, что все вопросы должны решаться в правовом поле, потому что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя».

Но несмотря на все идеи древних мыслителей, страны того времени были автократическими. Считалось, что граждане должны служить интересам общества и государства, а не наоборот.

Готовые работы на аналогичную тему

В средневековой Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее власть захватила церковная доктрина, не могло быть и речи о правах и свободах отдельной личности. Господство богословия признавало лишь обязанности людей перед клерикальной и светской властью.

Эпоха Возрождения вместе с небывалым расцветом культуры и искусства была ознаменована и возвращением к позабытым с античных времен идеалам гуманизма и признания достоинства каждой личности.

Буржуазно-демократические революции, произошедшие в постфеодальной Европе, сделали учение о правовом государстве востребованным. А само возникновение данной идеи означает переход от тоталитаризма к гражданскому обществу.

Как показала история XX века, верховенство закона еще не является безусловной гарантией защиты личных прав и свобод, поскольку нормативные акты могут быть как демократическими, так и авторитарными, легализующими насилие и произвол. Фашистская Германия, например, также позиционировала себя как правовое государство, обеспечивая неукоснительное соблюдение принятых законов. А на самом деле это был откровенный тоталитаризм.

Поэтому главным свойством по-настоящему правового государства является следование общечеловеческим принципам гуманизма, толерантности, защиты демократических прав и свобод.


Социальная основа правового государства

Любое правовое государство имеет социальную, нравственную и экономическую основу. Оно не может существовать без развитого промышленного производства, достатка и благополучия населения, свободы предпринимательской деятельности. Впрочем, немыслимо правовое государство и без демократических институтов управления, законотворчества.

Социальная основа правового государства предполагает соблюдение следующих условий:

  1. наличие гражданского общества;
  2. равенство всех перед законом;
  3. широкий спектр демократических свобод;
  4. возможность реализации творческого и трудового потенциала каждого человека;
  5. гарантированность защиты прав личности.

Еще ни одна страна на практике не сумела полностью реализовать идеал правового государства. Этому мешает недостаточный уровень развития правовой культуры и самосознания населения, наличие экономических проблем, множество разнообразных общественных конфликтов, а также субъективные качества должностных лиц и особенности работы административного аппарата.

Построение правового государства в современной России

Статья 1 Конституции РФ определяет нашу страну как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Но это, скорее, декларация идеала, к которому стремится общество, чем объективная реальность. В современной России процесс становления правового государства еще далек от завершения.

Времена СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее , правопреемницей которого является наша страна, были ознаменованы массовыми нарушениями прав человека. Дисциплинарные и административные проступки влекли за собой уголовное наказание. За хищение нескольких овощей с колхозного поля крестьянина могли приговорить к многолетнему лишению свободы.

Правовые принципы попирались органами государственной власти Советского Союза в массовом порядке. Законодательством предусматривалась уголовная ответственность для детей и родственников политически репрессированных граждан. На данной основе создавались объекты пенитенциарной системы. Например, в эпоху сталинизма действовал печально известный Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Процесс становления правового государства в современной России идет медленно и противоречиво, сталкиваясь с огромным количеством трудностей. Многих официально декларируемых принципов реализовать пока не удалось, среди них можно перечислить следующие основополагающие моменты:

  1. избиратели лишены реальной возможности лишать полномочий депутатов и других должностных лиц, не оправдавших их доверия;
  2. деятельность органов государственной власти не контролируется общественными институтами;
  3. далеко не все законодательные нормы неукоснительно исполняются;
  4. государство не гарантирует гражданам право на труд;
  5. социальные свободы и права жителей не всегда соблюдаются правоохранительными и административными органами;
  6. по объему имеющихся полномочий законодательная власть заметно уступает исполнительной.

Для построения реального правового государства в России необходимо решить все перечисленные проблемы, привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , преодолеть в массовом сознании населения страны представление о государстве как о карательном органе, чьи интересы не совпадают с нуждами конкретных людей.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10.03.2016

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Модели правового государства: либеральная концепция

Выделяют несколько моделей правового государства.

Либеральная концепция. В ее основе лежит теория естественного права, в основу которой легли идеи английского ученого Адама Смита. В качестве основных положений данной концепция можно выделить следующие положения:

  • Право частной собственности являлось естественным правом, которое абсолютно не зависело от государства;
  • Сферы экономики и государства не совпадают;
  • Личность занимает первичное место по отношению к обществу;
  • Общество в свою очередь занимает первичное положение по отношению к государству.

Согласно данной концепции построения правого государства, его органы не имеют собственных целей. Ученые называют государство в качестве «ночного сторожа», которое не должно было вмешиваться в какие-либо сферы отношений, будь то социальный, экономические отношения, управление экономикой или культурой и т.д. Оно только устанавливает «правила игры» своими правовыми нормами, охраняет порядок в обществе, защищает права и свободы человека и гражданина, сферу частной собственности. Здесь культивируется индивидуализм, активность личности, без каких-либо ограничений установленных прав и свобод. Производится культивация индивидуализма, поощряется активность личности, не допускаются ограничения свободы в какой-либо форме, однако личность сама обеспечивает реализацию своих прав. Признаются политические права, однако не признаются социально-экономические.

В реальности таких государств практически не существует. Однако идеи, которые были высказаны высшим, очень часто встречаются и проявляются в деятельности либерально демократических партий, приобретая новые направления.

Модели правового государства: социально-правовое государство

Социально-правовое государство. Оно характеризуется наличием активных экономических и социальных процессов, в которых государство непосредственно принимает участие. То есть оно участвует в важнейших жизненных моментах общества, например, в науке, в образовании, здравоохранении, культуре и так далее.

Данная идея появилась примерно в XX веке. В основу легло возложение на государство заботы о человеке, необходимости поддерживать те слои населения, которые были социально незащищенные. В частности, данные положения нашли отражение в конституциях Франции, Турции, Испании и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Исходя из этого положения, модель каждого конкретного государства строится исходя из тех норм, которые заложены в конституции данного государства. Однако сформировался общий правовой подход к пониманию функций государства. Как правило, он зависит от того, какую методологию применяет исследователь. Государство активно вмешивается в различные сферы жизни, имея различные инструменты. В частности, это могут быть инструменты принуждения, которые применяются в особом порядке и в исключительных случаях. Власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. При этом не идет речь о приоритете какой-либо из властей, все они обладают разным приоритетом, и призваны решать те задачи, которые возложены на само государство.

Во главу защищаемых интересов ставятся интересы личности, то есть человека и гражданина. Интересы общества и государства отодвигаются на второй план. Государство берет на себя обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, а граждане, соответственно, должны соблюдать те обязанности, которые возлагаются на них государством. Права человека неотъемлемы и принадлежат ему от рождения. Никто не может ограничить его в правах, защищаются социальные основы жизни общества.


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: