В чем состоял подвиг жанны дарк о суде над девушкой о ее казни

Обновлено: 14.05.2024

Героизм Орлеанской девы нашел отражение в литературных произведениях, музыке, живописи и кинематографе. Будущая национальная героиня Франции родилась 6 января 1412 года в маленькой деревушке Домреми. Нет единой версии о том, из какой семьи происходила девушка, и ее фигура со временем обросла мифами. Обыватели охотно подхватывали самые нелепые слухи; так, некоторые французы были убеждены, что Орлеанская дева приходилась внебрачной дочерью королю Карлу VI. Возможно, она родилась в семье обедневших дворян; по другой версии, ее отец был деревенским старостой.

Жанна утверждала, что в 13-летнем возрасте осознала отличие от других: она слышала голоса святых. Во время одного из видений д’Арк узнала о своем предназначении — спасти родную страну от врага и освободить Орлеан. В 16 лет она приступила к действиям. О своих намерениях девушка сообщила капитану Роберу де Бодрикуру. Мужчина не воспринял эти слова всерьез.

Жанна была настроена серьезно и спустя год повторила свою просьбу. Согласно канонической версии, капитана де Бодрикура впечатлила настойчивость д’Арк, а также ее сбывшееся предсказание об исходе «битвы селедок» неподалеку от Орлеана.

Решающим эпизодом биографии Жанны д’Арк стала встреча с королем Карлом VII. Девушка сумела убедить его в том, что будет полезна французской армии, и получила разрешение на участие в военных действиях.

Подвиг

Поход на Орлеан в апреле 1429 года принес французским войскам долгожданную победу. Командующая участвовала в снятии осады крепостей Огюстен, Турель и Сен-Лу. В ночь на 8 мая город Орлеан был освобожден от неприятеля. 10 — 12 июня 1429 года состоялась битва при Жаржо, в этом сражении англичане потеряли убитыми до 400 человек. История Жанны д’Арк, Орлеанской девы, ее самоотверженность вдохновляли как солдат, так и простых обывателей, уставших от лишений военного времени.

Суд

В 1430-м командующая в Компьене попала в плен к бургундцам. Те выдали ее англичанам, получив от них крупную сумму. В феврале 1431 года начался суд. Список обвинений состоял из 70 пунктов. Девушка, в частности, обвинялась в ереси и нарушении «божественного закона» из-за ношения мужской одежды. Еще один пункт звучал следующим образом: «Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей».

Признаться меня всегда интересовала эта история. Собственно и по сей день о Жанне д`Арк спорят ученые. Поэтому с удовольствием прочитал сам и делюсь текстом коллег из Concepture. Мифы и факты о суде над известнейшей женщиной в истории.

Жанна д’Арк была осуждена за ересь и служение дьяволу и приговорена к сожжению на костре. В день казни ей едва исполнилось 19 лет. Судебный процесс длился полгода. Неграмотная крестьянка, у которой не было ни адвоката, ни друзей, способных дать правильный совет, так ловко отвечала на каверзные вопросы религиозных схоластов, что повергла в шок цвет духовенства. Убедившись, что так просто девушку не поймать на ереси, церковь решилась на заведомый подлог и провокацию. Десять фактов и мифов об этом удивительном процессе.

Национальная героиня, сумевшая поднять свой народ на борьбу с оккупантами, умерла в одиночестве, вдали от друзей, преданная своим королем, который был обязан Орлеанской деве короной. Немалые средства, которые потребовались для проведения показательного инквизиционного процесса, были собраны в виде поборов с населения оккупированных англичанами территорий. Таков был план англичан: судить героиню Франции, французским церковным судом и за счет самих же французов.

Немного предыстории

На момент рождения Жанны Столетняя война, ставшая результатом династических разборок, длилась уже около 70 лет. На французскую корону претендовало сразу несколько потенциальных наследников, включая представителя Англии, и никто не хотел уступать. Англичане пользовались этим как предлогом, грабя и разоряя чужие земли. Богатые когда-то провинции опустели, пашни были заброшены, жители редких деревень жили под постоянным страхом набегов шаек грабителей. Все это с детства наблюдала юная Жанетта, которой стало «жаль милую Францию».

В те годы в народе было распространено пророчество, что Францию погубит злая, порочная женщина, а спасет чистая девушка. Первую часть пророчества относили к королеве Изабелле Баварской, чья сделка с англичанами позволила им формально притязать на французскую корону.

Что касается веры в появление чудесной избавительницы, то на родине Жанны верили, что девушка придет из Лотарингии, из деревни, возле которой растет дубовый лес. Именно такой лес рос возле Домрени – деревни, в которой выросла Жанна. Будучи девушкой экзальтированной, с пылким воображением, постепенно Жанна прониклась убеждением, что сам Господь избрал ее, чтобы спасти родную страну.

Узнав, что Орлеан – последний бастион на пути англичан – вот-вот падет, Жанна решила действовать. В сопровождении своего кузена, ставшего ее первым поверенным, она отправилась в ближайший город, где обратилась к коменданту крепости с просьбой дать провожатых: она должна идти ко двору дофина (дофин – дворянский титул монаршей особы), где возьмет людей, чтобы снять осаду с Орлеана, а потом коронует дофина в Реймсском соборе и очистит Францию от англичан.

Естественно Жанне не поверили, однако людская молва быстро разнесла весть о чудесной деве, призванной спасти Францию. К постоялому двору, где остановилась Жанна, началось настоящее паломничество. У харизматичной девушки появился круг преданных друзей, включая рыцарей и дворян. Это заставило старого коменданта переменить первоначальное решение. Тоже самое произошло и при дворе Карла VII.

Надо ли говорить, как обрадовались нежданной подмоге защитники осажденного Орлеана. Дева на коне, в латах, с мечом и развивающимся белым знаменем за спиной не только сумела вернуть боевой дух ополчению, но и проявила незаурядные способности полководца. Французы верили, что ее ведет сам Господь, а англичане боялись «лотарингской ведьмы» и ее знамени как огня, уверенные, что секрет ее силы в колдовстве. Небывалое воодушевление солдат в битве сделало свое дело, англичане дрогнули и бежали.

Человек по фамилии Свинья

Жанна сдержала обещание – сняла осаду с Орлеана, освободила Реймс и лично присутствовала при коронации дофина в Реймсском соборе. Теперь у Франции появился король, что сразу же лишало притязания англичан видимости законности. Однако борьба за окончательное освобождение Франции продолжалась. В битве за Компьен, во время дерзкой вылазки с отрядом верных бойцов, девушка попала в плен.

Таков был политический заказ оккупантов и французских церковников, получающих щедрые привилегии от новой власти. В качестве судьи был выбран епископ Пьер Кошон, у которого были личные причины ненавидеть Жанну. Ее войско дважды заставляло его бежать, в результате чего он лишился всех своих земель и сбережений. Епископ представлял собой тип прелата-политика, отличался беспринципностью и носил говорящую фамилию. По-французски Кошон звучит как «свинья», хотя и пишется иначе.

Поединок пастушки и докторов теологии

Суд инквизиции, в отличие от мирского суда, не знал понятия презумпции невиновности. Всякий, кто попадал на скамью подсудимых, априори считался виновным до тех пор, пока не доказывал обратное. Прочие элементарные процессуальные нормы, выработанные еще юристами Древнего Рима – такие как прения сторон, гласность свидетельских показаний, право обвиняемого на защиту путем вызова в суд названных им свидетелей – также не были в ходу у церковников, поэтому для целей англичан он подходил как нельзя лучше. Однако неожиданно процесс затянулся. Пастушка, как ее в насмешку называли, дала такой отпор докторам теологии, что вся затея едва не провалилась.

Факты о суде над Жанной

Факт № 1: Отказалась клясться и обещала надрать судьям уши

Судебный процесс над Жанной д’Арк начался с того, что 19-летняя девушка отказалась дать клятву, что будет говорить правду. Она ответила, что не может дать такой клятвы, т. к. не знает, о чем ее будут спрашивать. «Возможно вы будете спрашивать у меня о том, о чем я вам не скажу». И добавила, что об откровениях божиих она никому не говорила и не открывала их, кроме как королю Карлу.

Затем епископ Кошон попытался взять у Жанны клятву, что она не будет пытаться бежать из заключения под страхом уличения в ереси. На это Жанна ответила, что не принимает этого запрещения, и что право пытаться бежать – это естественное право любого узника.

Чтобы запутать девушку, следователи часто и бессистемно задавали одни и те же вопросы. Обладая отличной памятью, девушка нередко поправляла их: «Я уже отвечала на это, справьтесь у секретаря». Когда же секретарям запрещали записывать ее ответы под предлогом, что это не относится к сути дела, она с укоризной отмечала: «Вы записываете только то, что против меня, и не желаете писать того, что говорит в мою пользу». А однажды, когда ей прочитали ее показания, искаженные до неузнаваемости, даже пообещала: «Если вы позволите себе еще раз так ошибиться, я надеру вам уши».

Факт №2: Королевский выкуп

В плен Жанну захватили бургундцы, которые какое-то время ждали предложений о выкупе от французского короля. Однако Карл VII, который был обязан Орлеанской деве своей короной, предпочел сделать вид, что его не волнует ее судьба. Слишком сильная популярность Жанны среди простого народа и невозможность ее контролировать начинала угнетать его.

В итоге девушку продали ее заклятым врагам англичанам. Переговоры о выкупе вел лично епископ Пьер Кошон, который предложил от имени Генриха VI сумму в 10 000 ливров. По обычаям того времени такой выкуп платился за принца крови, главнокомандующего, адмирала или маршала. Но Жанна была всего лишь дочерью крестьянина. Согласившись внести за нее такой огромный выкуп, английское правительство приравняло ее к одной из этих высоких особ.

Факт №3: Полгода в кандалах

Боясь, что она сбежит, а также из страха, что ведьма ускользнет из оков, ее день и ночь держали закованной в тяжелые кандалы. Также с ней постоянно находились пятеро английских солдат, которые присутствовали в ее камере даже ночью, не упуская случая поиздеваться над ненавистной «ведьмой». По законам того времени, когда над заключенным проводился церковный трибунал, его забирали из светской тюрьмы и помещали в церковную, чтобы он не распространял ересь дальше в мир. При этом за женщинами должны были наблюдать монахини. Однако Жанну оставили в светской тюрьме.

К слову, находясь в плену у бургундцев, Жанна не единожды пыталась бежать. Последняя попытка едва не привела ее к гибели. Поручив себя Богу и Святой Екатерине, девушка выпрыгнула из окна высокой башни, где ее содержали, и упала на плиты мощеного двора. Ее подобрали утром – окровавленную и без сознания. Она долго болела, но поправилась.

Факт №4: Политическая ангажированность судей

Хотя Жанну судил французский церковный суд, все участники процесса были так или иначе либо сторонниками англичан, либо находились у них в зависимости. Вот почему о беспристрастности судей говорить не приходится. Девушке, все образование которой сводилось к знанию трех молитв, которым обучила ее мать, задавали такие вопросы, от которых даже ученые схоласты приходили в недоумение.

Однажды ее спросили, находится ли она в состоянии благодати, прекрасно зная, что здесь нельзя ответить ни «да», ни «нет». Сказать «да» значило впасть в смертельный грех гордыни, сказать «нет» – признать себя отверженной. Светлый ум девушки, соединенный с теми элементарными знаниями, которые она усвоила, слушая молитвы и проповеди, подсказали единственно правильный ответ: «Если я нахожусь вне благодати, пусть господь мне ее пошлет; если я пребываю в ней, пусть он меня в ней хранит».

Факт №5: Компромат на Жанну собрать не удалось

Комиссии в Руане по заказу англичан нужно было доказать, что эти голоса, которые слышала Жанна – наваждение дьявола. Все, что для этого нужно, это найти доказательства сомнительной моральной чистоты испытуемой. С этой целью на родину девушки была отправлена комиссия. По крайней мере так заявлялось в протоколе допросов. Однако спустя четверть века комиссия по реабилитации не нашла никаких следов этих документов. Вероятнее всего, следователям не удалось собрать ничего компрометирующего.

Эту версию подтверждает свидетельство некоего почтенного руанского буржуа Жана Моро, который утверждал, что был знаком с человеком, которому поручили вести следствие в Домрени – родной деревне Жанны. «Этот человек стал мне плакаться: ему не выплатили денег, потому что собранную им информацию епископ счел негодной. И в самом деле, он заявил мне, что хотел бы слышать о своей собственной сестре то, что говорили о Жанне», – заявил Моро.

Факт №6: Провокация церкви и нарушение тайны исповеди

После многочисленных неудачных попыток поймать девушку на слове, Кошон решился на последнюю низость. В камеру к подсудимой был подослан верный ему человек, который представился земляком Жанны. Уставшая от постоянного одиночества и грубости солдат, давно не слышавшая ни одного приветливого слова, она сразу же прониклась к незнакомцу доверием и охотно отвечала на его вопросы, не подозревая, что в соседней камере их подслушивают Кошон и два секретаря. Эту информацию использовали затем на допросах, чтобы поймать девушку врасплох.

Более того, подосланный давал Жанне якобы дружеские советы. Например, он уговаривал ее не доверять судьям. Запирательство Жанны производило неблагоприятное впечатление на членов суда и было более выгодно Кошону, чем ее чистосердечные признания.

Окончательное падение епископа Кошона произошло, когда с его попустительства шпион стал исповедником подсудимой. Естественно, ни о какой тайне исповеди и речи не было: все, что говорила духовнику Жанна, тут же становилось известно ее судьям.

Факт №7: Психологическое давление на кладбище Сент-Уэн

У любого церковного трибунала была своя наработанная схема. Предполагаемого еретика сначала заставляли отречься от ереси (если не добровольно, то под пытками), затем ему давали второй шанс. Когда же осужденный повторно впадал в ересь (были способы заставить его это сделать), церковь разводила руками и говорила: мы сделали все, что могли, чтобы спасти эту заблудшую душу, но теперь пусть ее врачует костер.

В случае с Жанной от пыток решили отказаться, чтобы «не бросать тень на идеально проведенный процесс». Для того, чтобы заставить девушку отречься добровольно, использовали психологическое давление. Жанну привели на кладбище и перед толпой солдат и мирян начали зачитывать приговор, рабочие тем временем готовили костер.

Как позже призналась сама девушка, до сих пор она верила в свою счастливую звезду и заступничество святых, но в тот момент осознала, что спасения нет. Осознала и дрогнула. Она закричала судьям, что готова отречься от голосов и надеть женское платье (одним из основных пунктов, доказывающих ее вину, было ношение мужского костюма). Текст отречения был приготовлен заранее, ей его зачли и дали подписать.

Перед отречением Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение церковной тюрьмы. Однако этого не произошло. Осужденную перевели в старое отделение Буврейского замка в ее прежнюю камеру. Ей дали женское платье и обрили голову наголо. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали. В знак протеста против этого обмана Жанна через два дня вновь надела мужское платье, что квалифицировалось как повторное впадение в ересь. Ловушка захлопнулась. Орлеанскую деву, как называли ее в народе, сожгли спустя полгода после начала процесса, 30 мая 1431 года.

Жанна д’Арк, также известная как Орлеанская дева, является национальной героиней Франции. Одна из командующих французской армией в период Столетней войны. Оказавшись в плену, Жанна была сожжена на костре по решению инквизиции. В 1920 г. католическая церковь причислила ее к лику святых.

В данной статье мы рассмотрим главные события из жизни Жанны д'Арк, а также расскажем об интересных фактах из ее жизни. Любителям истории будет интересно.

Итак, перед вами краткая биография Жанны д'Арк .

Биография Жанны д'Арк

Жанна д'Арк родилась 6 января 1412 года во французском городе Домреми. Ее родители, Жак д'Арк и Изабелла де Вутон, были обедневшими дворянами (хотя ряд биографов считают, что они были состоятельными крестьянами).

Детство и юность

Интересен факт(и немного смешной), что с самого детства Жанна называла себя «Жанной девственницей», а не Жанной д'Арк.

У нее было 3 брата и одна сестра, которая умерла еще в юности. В будущем братья будут поддерживать сестру во всех ее действиях.

Видения и предсказания Жанны д'Арк

Впервые Жанна д’Арк увидела видение в 13-летнем возрасте. Девочка уверяла, что слышала голос Архангела Михаила, Екатерины Александрийской и Маргариты Антиохийской.

По словам Жанны, Бог избрал ее для важной миссии. Ей предстояло снять осаду с Орлеана, помочь дофину получить власть и изгнать английскую армию из Франции.

«Видение Жанны д’Арк», Жюль Бастьен-Лепаж

Французы, терпящие унижения от англичан уже более 100 лет, ожидали кого-нибудь, кто мог бы завершить войну и спасти государство. И они дождались!

Жанна д'Арк на войне

Когда Жанне д'Арк исполнилось 17 лет, она отправилась в Вокулер. Девушка хотела лично поговорить с дофином, однако сделать ей этого не удалось. Вскоре Жанна предсказала, что англичане одержат победу над французами в битве при Руврэ. В результате все произошло именно так, как она и говорила.

Испуганный капитан Робер де Бодрикур отправил Жанну к дофину, написав ему письмо. Кроме этого он распорядился, чтобы ее охраняли воины. Путь был не самым легким, однако Орлеанская дева была убеждена в том, что ей везде помогает Бог.

Придя к Карлу, Жанне д’Арк не сразу удалось встретиться с ним. Советники Карла настаивали на том, чтобы он прогнал девушку, но тот все-таки согласился увидеться с ней. Карл усадил на трон своего пажа, а сам отправился к свите.

Когда Жанна оказалась в зале она сразу же подошла к дофину, стоящему рядом с придворными, поскольку на него указали «высшие силы». Разговор один на один с незнакомкой впечатлил Карла.

Карл поверил Орлеанской деве, но нужно было еще получить согласие духовенства. Священнослужители устроили Жанне дАрк настоящие испытания, которые ей удалось пройти.

Жанна д’Арк зашла в часовню Сент-Катерен-Фьербуа, в которой находился меч короля Карла Мартелла. Этот меч помогал монарху побеждать своих противников. В будущем он поможет и Жанне. С каждым днем она становилась все более популярной.

Толпы людей выходили ей навстречу, чтобы собственными глазами посмотреть на свою спасительницу. Солдаты также воспрянули духом и поверили в победу над Англией.

Первым делом в борьбе с англичанами Жанна дАрк сняла осаду с Орлеана, имевшего важное стратегическое значение. 28 апреля 1429 г. французская армия во главе со своей спасительницей напала на противника.

Интересен факт, что Жанна приказала своим командирам подойти к основным воротам города и атаковать неприятеля. Однако капитаны не осмелились выполнить этот приказ. Вместо этого они решили начать нападение другим способом.

Неподчинение командиров вывело Жанну д’Арк из себя. Она приказала войскам отступить и занять позиции на правом берегу Лауры. После этого Дева с небольшим отрядом проникла в город, зайдя в него с южной стороны. 4 мая французы одержали первую победу, взяв под контроль бастион Сен-Лу.

Пленение и смерть

После коронации Жанна дАрк попросила Карла отпустить ее домой, но тот уговорил Деву остаться командовать войском. Некоторые правящие деятели Франции побудили Карла отложить наступление на Париж. Тем не менее, дАрк решила самостоятельно освободить город.

23 мая 1430 г. Жанна д’Арк попала в плен к бургундцам. Главнокомандующий бургундцев Жан Люксембургский хотел получить выкуп за столь известную пленницу. Однако Карл предал спасительницу Франции, даже не вспомнив того, что́ Жанна для него сделала.

В результате Жанна дАрк оказалась в руках англичан, судивших ее в Руане. Они ненавидели девушку, поэтому хотели ее не просто убить, а запятнать ее имя. Перед смертью Жанна должна была публично заявить о связи с дьяволом. Процесс возглавил епископ Пьер Кошон, которого англичане, в случае расправы над осужденной, хотели сделать архиепископом.

Во время судебного процесса Жанна д'Арк искренне призналась, что имела связь со сверхъестественными силами. Этим воспользовался хитрый Кошон, который исказив слова девушки, обвинил ее в связи с дьяволом. Интересен факт, что на помощь Орлеанской деве не пришли ни монарх, ни жители Орлеана, ни сослуживцы.

Жанну д’Арк приговорили к казни через сожжение на костре. Девушка, как и раньше, вела себя мужественно и спокойно. Находясь в огне, она несколько раз взывала к Иисусу.

Толпа людей, наблюдавшая за всем происходившим, не могла сдержать слез. Жанна дАрк была заживо сожжена на костре 30 мая 1431 года в возрасте 19 лет. Спустя 25 лет она была реабилитирована.

Жанна д’Арк.

Жанна д’Арк, Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, сегодня известна всему миру. Этой юной девушке всего за несколько месяцев удалось развернуть историю собственной страны, стоявшей на краю гибели.

Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё.

В 1428 году английские войска стояли у стен Орлеана, падение которого позволило бы им соединить оккупированную северную Францию с давно контролируемыми ими Гиенью и Аквитанией на юге. Исход сражения казался предрешенным, когда в резиденцию французского дофина Карла явилась 17-летняя девушка, объявившая ему, что «послана Небом для освобождения страны от английского господства» и попросила войска для снятия осады Орлеана. Девушка, которую звали Жанна д`Арк, уверяла, что действует по велению голосов свыше.

На стороне «Жанны Девственницы», как она сама себя называла, были лишь безупречная репутация и безоговорочная уверенность в своей миссии. А также бродившая по Франции легенда, что страну может спасти появление непорочной девушки, посланной Богом.

Она получила от дофина Карла право возглавить войско. 8 мая 1429 года ведомые Жанной войска сняли осаду Орлеана. После серии побед она провела Карла в Реймс, где традиционно короновались французские монархи, и Франция обрела законного короля.

Осознанное предательство

Максимализм Жанны, требовавшей дальнейшего освобождения французских земель, вступил в противоречие с намерениями окружения Карла, предпочитавшего действовать путем переговоров и уступок. Орлеанская Дева, сделав свое дело, стала мешать. В свою очередь, англичане и их союзники во Франции стремились поквитаться с той, которая сломала все их планы.

Жанна д`Арк попала в плен и была сожжена на костре. Многие считают, что казнили ее как вражеского полководца, за военные успехи, но на самом деле это не совсем так.

Жанна д’Арк на коронации Карла VII. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854.

Противникам Орлеанской Девы была нужна не столько ее жизнь, сколько уничтожение ее как «посланницы Бога». Поэтому она была обвинена в ереси.

Жанна попала в плен 23 мая 1430 года, когда с отрядом направилась к Компьеню, осажденному союзными англичанам бургундцами. Здесь Орлеанскую Деву банально предали, подняв мост в город, что отрезало ей путь к отступлению.

Король Карл помогать Жанне не стал, после чего бургундцы продали девушку англичанам за 10 000 франков.

23 декабря 1430 года Жанну привезли в Руан. Грамота английского короля Генриха VI от 3 января 1431 года передавала её под юрисдикцию епископа Бове, который должен был провести процесс над ней.

Сжигание ведьм у замка Рейнштейн (близ г. Бланкенбург). 1555 г.

Инквизиционный процесс епископа Кошона

Для англичан было принципиально важно, чтобы Орлеанскую Деву признали виновной в ереси именно французские священнослужители, что должно было разрушить образ «посланницы Бога» в глазах французского народа.

Инквизиционный процесс в Руане возглавил Пьер Кошон, епископ Бове, доверенное лицо герцога Бургундии.

На заседаниях в королевской часовне Руанского замка присутствовали 15 докторов священной теологии, 4 доктора канонического права, 1 доктор обоих прав, 7 бакалавров теологии, 11 лиценциатов канонического права, 4 лиценциата гражданского права.

Жанна д

Епископ расставлял перед Жанной множество ловушек, которые должны были уличить ее в ереси.

Кошон попросил её прилюдно прочесть «Отче Наш» — при том, что по инквизиционным правилам любая ошибка или даже случайная запинка во время чтения молитвы могла быть истолкована как признание в «ереси». Жанна с честью сумела выйти из положения, предложив Кошону сделать это во время исповеди — как духовное лицо, епископ не мог ей отказать, и в то же время по церковным же законам был бы вынужден хранить в тайне все услышанное им.

На каждом из заседаний суда, как открытых, так и закрытых, ей задавались десятки вопросов, и любой неосторожный ответ мог послужить «разоблачением». Несмотря на то, что ей противостояли образованные и профессионально подготовленные люди, смутить Жанну им не удалось, и она держалась на удивление уверенно.

12 пунктов «заблуждений»

На заседании 28 марта ей были зачитаны 70 статей обвинения, основанных на показаниях самой Жанны. «Она является смутьянкой, мятежницей, возмущающей и нарушающей мир, подстрекательницей к войнам, злобно алчущей крови людской и понуждающей к её пролитию, полностью и бесстыдно отринувшей приличия и сдержанность своего пола, принявшей без стеснения позорное одеяние и обличье воинское. Посему, и по многим иным причинам, мерзким Богу и людям, она является нарушительницей божественных и естественных законов и церковного благочиния, искусительницей государей и простонародья; она позволяла и допускала, в оскорбление и отвержение Бога, чтобы её почитали и преклонялись ей, давая целовать свои руки и одежды, пользуясь чужой преданностью и людским благочестием; она является еретичкой или, по меньшей мере, сильно подозреваемой в ереси», — говорилось в преамбуле обвинения.

Допрос Жанны кардиналом Винчестера (Поль Деларош, 1824 год).

Суду требовалось признание в ереси, исходящее от самой Жанны, и поначалу казалось, что опытные богословы заставят ее признаться в том, что «голоса», которые ею руководили, имели не божественное, а дьявольское происхождение. Но Орлеанская Дева стойко отвергала подобные обвинения.

Битва при Пуатье.

В итоге судьи решили сосредоточиться на статьях, где признание не требовалось. В первую очередь, речь шла о пренебрежении к авторитету церкви и о ношении мужской одежды.

Вот 12 основных пунктов «заблуждений» Жанны, утверждённых Факультетом теологии Парижского университета:

1) Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.

2) Явление ангела, принесшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.

3) Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.

4) Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.

5) Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.

6) Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.

Картина «Пленение Жанны Д

7) Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.

8) Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.

9) Ссылка Жанны на заверение святых, что она неминуемо попадет в рай, если сохранит девственность, безрассудна и противоречит основам веры.

10) Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.

11) Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.

12) Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

Памятник у места казни Жанны (1928).

«Повторная ересь»

24 мая 1431 года Жанна д`Арк подписала бумагу об отречении от ересей. Это было сделано прямым обманом — Пьер Кошон продемонстрировал ей уже подготовленный костер, после чего пообещал не только не казнить ее, но перевести в тюрьму с лучшими условиями. За это Жанна должна была подписать бумагу, в которой она обещала подчиниться церкви и не носить более мужское платье. Девушка не умела читать, поэтому текст зачитывал священник. В результате Орлеанская Дева услышала одно, а подписала (вернее, поставила крестик) на бумаге, в которой говорилось о «полном отречении от ереси».

Нюанс заключается в том, что отречение Жанны позволяло ей избежать смертного приговора. Официально было объявлено, что она приговаривается к покаянию в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби». Жанна переоделась в женское платье, и ее вернули в тюрьму.

«Исполнить приговор без пролития крови»

Судопроизводство того времени было построено своеобразно. Церковный суд, установив, что Жанна «впала в прежние заблуждения » , передал преступницу светским властям, сопровождая эту процедуру просьбой «исполнить приговор без пролития крови». Звучит гуманно, но на деле это означало аутодафе — сожжение живьем.

Сожжение Жанны д’Арк. Открытка XIX века.

30 мая 1431 года приговор об отлучении Жанны д`Арк от церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на плошади Старого Рынка в Руане.

В тот же день Жанну казнили. Процедуру казни описывают так: на голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр. «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!», — крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. Когда огонь добрался до нее, она несколько раз крикнула «Иисус!».

На жителей Руана казнь произвела гнетущее впечатление. Большинство простолюдинов сочувствовало девушке.

Реабилитированная посмертно

В начале 1450-х, когда король Карл VII, возведенный Жанной на престол, восстановил контроль над большей частью страны, проблема Орлеанской Девы снова вышла на первый план. Получалось, что монарх получил свою корону от закоренелой еретички. Прочности власти это не способствовало, и Карл отдал приказ собирать документы для повторного процесса.

Привлечены в качестве свидетелей были и участники первого процесса. Один из них, Гильом Коль, письмоводитель и нотариус инквизиции, заявил, что люди, судившие Жанну «умерли злой смертью». Действительно, ряд участников процесса либо исчезли, либо погибли при странных обстоятельствах. Например, Жан Эстиве, близкий соратник Кошона, не скрывавший ненависти к Жанне, вскоре утонул в болоте.

Надгробный камень Пьера Кошона. Капелла Св. Марии, Лизьё.

Разбирательство, проведенное по приказу Карла, пришло к выводу, что процесс прошел с грубейшими нарушениями закона. В 1455 году новое рассмотрение дела назначил папа Каликст III, отправив наблюдать за процессом трех своих представителей.

Разбирательство было масштабным: суд заседал в Париже, Руане и Орлеане, были допрошены более 100 свидетелей.

7 июля 1456 года был оглашен вердикт, который гласил, что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Орлеанская Дева была полностью оправдана, в знак чего публично разорвали один экземпляр обвинительного заключения.

Святая и «свинья»

Спустя почти 500 лет церковь посчитала, что национальная героиня Франции достойна большего. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её. Сегодня статуя святой Жанны есть в большинстве католических церквей Франции.

Что же касается ее судьи, епископа Пьера Кошона, то каждый француз, который начинает рассказ об истории суда над Жанной, не преминет уточнить, что этот человек полностью соответствовал своей фамилии. Кошон в переводе с французского означает «свинья».


Жанна Д’Арк — национальная героиня Франции, командующая французской армией в годы Столетней войны. Причислена католической Церковью к лику Святых. История ее жизни окутана тайной и многие факты биографии разнятся у исследователей.

Родилась Жанна Д’Арк 6 января 1412 года в городе Домреми во Франции. Историки не знают достоверно, насколько состоятельной была ее семья. Ряд исследователей считает, что Жанна происходила из обедневших дворян. Существует и другое мнение. Некоторые биографы причисляют родителей Жанны к состоятельным крестьянам. Кроме Жанны в семье было еще четверо детей: три брата и сестра, умершая в юном возрасте.

Жанна Д’Арк росла очень необычным ребенком. Ее посещали видения. По ее словам в тринадцать лет она слышала голоса Архангела Михаила, Екатерины Александрийской, Маргариты Антиохийской. Себя Жанна называла «Жанной-девственницей» и была уверена в своем высоком предназначении, уготованном ей Господом.

Столетняя война

В январе 1429 года Жанна Д’Арк отправляется в Вокулер, где ей удалось убедить капитана города Робера де Бодрикура помочь ей встретиться с дофином Карлом. Капитан, вначале не желавший говорить с ней, был впечатлен ее сбывшимся предсказанием о победе англичан в битве при Роврэ. Переодетая в мужское платье, Жанна с группой солдат и своих братьев отправилась ко двору Карла. В то время ей было около семнадцати лет. Путь оказался нелегким, но Жанна Д’Арк, уверенная в том, что ей помогают Бог и Архангел Михаил благополучно прибыла ко двору дофина с письмом от капитана де Бодрикура.

Карл не сразу согласился на встречу с девушкой. Многие советники при дворе отговаривали дофина от этой встречи. Кроме того, духовенство считало Жанну посланницей дьявола. Встреча все же состоялась. Дофин Карл, желая проверить, действительно ли Жанна Д’Арк обладает даром прозорливости, посадил вместо себя на трон другого человека, а сам встал среди придворных. Однако девушка, едва войдя в зал, сразу же указала на дофина.

После долгого разговора наедине, Карл выглядел счастливым и просветленным. Жанна уверила его в том, что скоро он станет законным королем Франции и именно на это указывают «высшие силы». Жанне Д’Арк пришлось пройти еще и серьезную проверку со стороны духовенства. После всех допросов церковников в Пуатье девушка начала свой доблестный военный путь во главе французской армии.

Начало пути

В Блуа, начальной точке на пути в Орлеан, в часовне Сент-Катрин-де-Фьербуа хранился меч короля Карла Мартелла, с которым он одержал победу над сарацинами в 732 году. Жанна вооружилась этим мечом, который также помогал ей в сражении. Народ и армия были очень воодушевлены известием о появлении спасительницы. Каждый день к Жанне Д’Арк присоединялись добровольцы. Облаченная в сияющие доспехи, со знаменем в одной руки и с мечом Карла Мартелла в другой, Орлеанская дева вела за собой войско, доверяющее ей безраздельно.

Первоочередной задачей Жанной было снятие осады с Орлеана. Потеря этого города означало бы полный захват Франции. 28 апреля 1429 года французская армия под предводительством юной военачальницы всретилась с армией англичан. Французские командиры нарушили приказ Жанны Д’Арк подойти к главным воротам Орлеана и напасть на англичан. Вместо этого они вывели войска к левому берегу Луары, встав напротив армии противника. Так как два моста к Орлеану были заняты англичанами, положение казалось безвыходным. Переплыть реку под натиском противника было невозможно.

Отправив войска назад в Блуа, Жанна с небольшим отрядом вплавь добралась до южной стороны города и вошла в него через Бургундские ворота. Жители встретили ее восторженно. Осада с Орлеана была снята. Кажется невероятным, как неграмотной семнадцатилетней девушке удалось стать столь талантливым полководцем. Жанну Д’Арк стали называть Орлеанской девой.

Орлеанская дева

После первой триумфальной победы следовало снятие осады крепостей Сен-Лу, Огустен и Турель. Во всех битвах Жанна принимала личное участие. В битве при Туреле она была ранена в плечо. 8 мая 1429 года английские войска окончательно оставили подступы к Орлеану. Во Франции царило необычайное воодушевление. Все были уверены в том, что страна спасена.

Жанна Д’Арк решила освободить город самостоятельно. 23 мая 1430 года она попала в плен к командующему бургундцев Жану Люксемубрскогму в Пикардии, он попросил у Карла выкуп за Орлеанскую деву, но не увидел со стороны короля никакой заинтересованности. Карл предал спасительницу Франции. Тогда бургундцы продали Жанну Д’Арк англичанам.

Казнь Жанны Д’Арк

В декабре 1430 года ее доставили в Руан, где 21 февраля 1431 года над ней состоялся суд. Перед вынесением приговора церковники обвинили ее в связи с дьяволом. Епископ Пьер Кошон был лично заинтересован в расправе над Жанной, так как в этом случае его обещали сделать Архиепископом Руана. Жанна Д’Арк не отрицала, что слышит голоса. К тому же, будучи неграмотной, подписала документ, в котором признавала себя виновной. 30 мая 1431 года Орлеанская дева была заживо сожжена на костре. Ее реабилитировали только спустя двадцать пять лет.

Жанна Д

Во Франции глубоко чтят память Жанны Д’Арк, признавая ее огромную роль в истории Франции. В 1920 году Папа Римский причислил национальную героиню Франции к лику Святых.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: