В чем отличие участия в гражданском процессе органов государственного управления и прокурора

Обновлено: 28.04.2024

Прокурор в гражданском процессе является представителем государства, от имени которого осуществляется надзор за исполнением законов. Для этого он наделен законодателем определенными полномочиями.

Существует два основания участия прокурора в гражданском процессе – это обязательное участие в силу закона и участие по собственной инициативе.

Так, в одном случае прокурор обращается в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, по делам, рассматриваемым в порядке особого производства. В таком случае, прокурор, как правило, осуществляет реагирование на уже выявленное нарушение закона. При этом, прокурор может вступать в уже начатый процесс для реагирования на любые нарушения или принятие мер с целью их предупреждения.

В прокуратуру города поступает множество обращений, в которых граждане просят прокурора принять участие в рассмотрении того или иного гражданского дела, которое уже находится в производстве суда. Кроме того, зачастую при обращении в суд граждане указывают прокурора в качестве третьего лица непосредственно в заявлении, либо ходатайствуют о привлечении его к участию в деле в ходе судебного разбирательства.

Вместе с тем, основания для участия в гражданском деле прокурора определены законом и не зависят от усмотрения суда или от желания участвующих в деле лиц.

Таким законом является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а именно – ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Участие прокурора обязательно в гражданских делах: о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации); об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ).

Кроме того, полномочия реализуются путем подачи апелляционных представлений и представлений на акты судов первой инстанции, кассационных и надзорных представлений, на вступившие в законную силу судебные акты, за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Реализуя перечисленные основания для участия в гражданском процессе, прокурор осуществляет возложенные на него функции, в частности по соблюдению законодательства при рассмотрении и разрешении судами гражданских дел.

Старший помощник Рыбинс кого городского прокурора М.С. Баранов

Прокуратура
Ярославской области

Прокуратура Ярославской области

22 декабря 2021, 09:33

Участие прокурора в гражданском процессе.

Прокурор в гражданском процессе является представителем государства, от имени которого осуществляется надзор за исполнением законов. Для этого он наделен законодателем определенными полномочиями.

Существует два основания участия прокурора в гражданском процессе – это обязательное участие в силу закона и участие по собственной инициативе.

Так, в одном случае прокурор обращается в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, по делам, рассматриваемым в порядке особого производства. В таком случае, прокурор, как правило, осуществляет реагирование на уже выявленное нарушение закона. При этом, прокурор может вступать в уже начатый процесс для реагирования на любые нарушения или принятие мер с целью их предупреждения.

В прокуратуру города поступает множество обращений, в которых граждане просят прокурора принять участие в рассмотрении того или иного гражданского дела, которое уже находится в производстве суда. Кроме того, зачастую при обращении в суд граждане указывают прокурора в качестве третьего лица непосредственно в заявлении, либо ходатайствуют о привлечении его к участию в деле в ходе судебного разбирательства.

Вместе с тем, основания для участия в гражданском деле прокурора определены законом и не зависят от усмотрения суда или от желания участвующих в деле лиц.

Таким законом является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а именно – ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Участие прокурора обязательно в гражданских делах: о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации); об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ).

Кроме того, полномочия реализуются путем подачи апелляционных представлений и представлений на акты судов первой инстанции, кассационных и надзорных представлений, на вступившие в законную силу судебные акты, за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Реализуя перечисленные основания для участия в гражданском процессе, прокурор осуществляет возложенные на него функции, в частности по соблюдению законодательства при рассмотрении и разрешении судами гражданских дел.

1. В отличие от прокурора, государственные органы и органы местного самоуправления в случаях предусмотренных законом, могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу.

Суд вправе по своей инициативе привлечь органы государственной власти и местного самоуправления к участию в деле для дачи заключения в любом случае, в том числе когда участие таких органов не предусмотрено законом.

Прокурор же может участвовать в деле для дачи заключения исключительно в тех случаях, которые прямо предусмотрены в федеральных законах. Целью участия прокурора в гражданском процессе в форме дачи заключения по делу является осуществление возложенных на него полномочий, т.е. осуществление прокурорского надзора за законностью судебных постановлений.

2. В отличие от заключения прокурора, заключения государственных органов и органов местного самоуправления имеют иную правовую природу. Они близки к заключению специалиста, являются компетентным мнением должностных лиц не только о правовой стороне спорного вопроса.

Например, по спорам, связанным с воспитанием детей, обязательно принимает участие орган опеки и попечительства, который дает заключение по делу. При этом в заключении дается оценка таким неправовым вопросам, как привязанность ребенка к одному из родителей, их психологическая совместимость, условия жизни родителей, их личные качества и т.д.

Дача заключения для государственного органа или органа местного самоуправления является обязательной, поскольку оно дается по вопросам, входящим в сферу его деятельности. В заключении выделяются две части:

1) сведения о фактах, которые были собраны с помощью специальных познаний работников соответствующих органов и зафиксированы в письменном документе;

2) заключение в собственном смысле слова, где излагается мнение органа о правовом характере рассматриваемого спора, оцениваются собранные им, а также представленные другими лицами доказательства и предлагается свой вариант разрешения дела (ст. 189 ГПК РФ). Такая оценка основывается на положениях законодательства и практике его применения.

В отличие от прокурора, государственных органов и органов местного самоуправления, граждане участвуют в процессе от своего имени в защиту прав и интересов других лиц лишь в форме предъявления иска (заявления).

Для дачи заключения по делу в гражданском процессе чаще всего участвуют:

1) органы опеки и попечительства-по делам, затрагивающим интересы детей и других недееспособных лиц (ст. 28, 72, 73, 78 СК РФ, ст.273 ГПК РФ).

2) органы социальной защиты-по делам особого производства, возбуждаемым в целях назначения пенсии (установление факта нахождения на иждивении).

3) жилищно-коммунальные органы-по делам, связанным с владением жилыми помещениями на праве собственности.

4) Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Госстандарт России-по делам о защите прав потребителей.

Органы, участвующие в судопроизводстве по ст.47 ГПК РФ, обладают в деле процессуальным интересом, который обусловлен их компетенцией в соответствующей сфере государственного или местного управления, поэтому их вступление в процесс для дачи заключения возможно лишь по тем категориям дел, которые относятся к предмету их ведения в сфере управления. Вопрос о привлечении указанных лиц должен решаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству.

Государственные органы, органы местного самоуправления и их представителей не следует отождествлять с другими участниками процесса. В частности, представителей этих органов следует отличать от свидетелей и экспертов: свидетель сообщает суду сведения об известных ему фактах; эксперт дает заключение как специалист по определенному вопросу на основе изученных материалов дела. Представители государственных органов, органов местного самоуправления активно участвуют в процессе установления и исследования всех обстоятельств дела и обязаны дать правовую оценку в пределах своей компетенции.

Рассматривая отличия государственных органов, органов местного самоуправления от экспертов необходимо отметить, что участие в деле органа управления не исключает и не заменяет участия в этом же деле эксперта, потому что орган управления и эксперт представляют собой самостоятельные фигуры гражданского судопроизводства, различающиеся по правовому статусу и процессуальным функциям.

Орган управления является лицом участвующим в деле, т.е. заинтересованным в исходе дела участником процесса. Поэтому заключение органа управления представляет собой суждение о том, какое решение суда, с точки зрения конкретного субъекта, будет наиболее правильным.

Эксперт, в отличие от органа управления является лицом, содействующим правосудию, т.е. заинтересованным в исходе дела участником процесса. Поэтому заключение эксперта представляет собой мнение специалиста о наличии или отсутствии искомого факта, сформированного в результате специального фактологического исследования.

Участие прокурора в гражданском процессе возможно на лю­бой стадии: от возбуждения дела в суде до исполнения решения суда. В то же время формы участия прокурора в гражданском процессе, объем его прав и обязанностей, содержание процессу­альных действий различны в зависимости от того, в какой стадии процесса он принимает участие.

В стадии принятия заявления прокурор выступает в качестве инициатора возникновения процессуальных отношений. При этом форма и содержание поданного им заявления, помимо общих тре­бований, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 131 ГПК РФ, должны соот­ветствовать положениям ч. 3 ст. 131 ГПК. В исковом заявлении, предъявленным прокурором в защиту интересов Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образо­ваний или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указывается, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено. Весьма существенно требование относительно того, что в заявлении прокурора должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В случае обращения прокурора в защиту интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражда­нином.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессу­альными правами и несет, все процессуальные обязанности истца. Исключение составляет право на заключение мирового соглаше­ния. Прокурор также освобождается от обязанности по уплате су­дебных расходов.

Вступив в процесс рассмотрения и разрешения судом конкретно­го дела, в котором он обязан участвовать в силу закона, прокурор как лицо, участвующее в деле вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства. К особым процессуальным действиям, на совершение которых уполномочен прокурор, вступивший в уже начатый процесс другими лицами, относится дача заключения по делу. Заключение по существу рассматриваемого дела дается про­курором в судебном заседании после прений сторон.

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граж­дане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявле­ние в защиту законных интересов недееспособного или несовер­шеннолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представите­ля (ст. 46 ГПК РФ). Согласно ст. 4 ГПК РФ, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов дру­гого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни­ципальных образований. Основанием их участия в процессе будет слу­жить заинтересованность в законном и обоснованном разреше­нии спора, вытекающая из тех функций и обязанностей, которые возложены на них законом и актами, определяющими компетен­цию данного государственного органа (организации).

Государственные органы относятся к той группе лиц, участвую­щих в деле, которые имеют только процессуально-правовую за­интересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Они участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности. Осно­ванием участия в гражданском процессе государственных орга­нов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан является не только наличие специальных указаний в за­коне на возможность участия их в процессе в защиту прав и за­конных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту которых они выступают, например, охрана интересов ма­теринства и детства, охрана окружающей природной среды, за­щита прав потребителей.

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов мест­ного самоуправления: 1) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц. Иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица и 2) государственные органы и органы местного самоуправления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возло­женных на них обязанностей.

Государственные органы и органы местного самоуправления, предъявляя иск в защиту чужих интересов, не являются стороной в материальном смысле, а выступают в качестве истцов только в процессуальном смысле. Лица, подавшие заявление в защиту за­конных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальны­ми правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обя­занности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе лиц, участвующих в деле или по инициативе для дачи заключения по делу.

Заключение государственного органа, органа местного самоуп­равления следует отличать от заключения эксперта. Эксперт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экс­пертизы и касающиеся фактов, но не права, в то время как участие в про­цессе государственного органа, как правило, обусловлено указа­нием закона.

Представительство в суде. Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права по этому делу представителя (ч. 1 ст. 48 ГПК РФ). Судебные представители — физические лица, которые на ос­новании полномочий выступают в суде от имени доверителя с добиться для него наиболее благоприятного решения и для оказания ему помощи в осуществлении своих прав по гражданским делам. Под судебным представительством понимается деятельность представителя в гражданском процессе в интересах доверителя.

Представителями в суде могут быть дееспособные лица, имею­щие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением судей, следователей, прокуроров: однако они могут участвовать в процессе в качестве представителей соот­ветствующих органов или законных представителей.

Судебное представительство возможно по всем категориям гражданских дел в суде первой инстанции, в апелляционной и кассационной инстанциях, в надзорной инстанции, при пере­смотре вступивших в законную сил решений по вновь открыв­шимся обстоятельствам и при исполнении судебных решений.

Судебное представительство — самостоятельный институт и его необходимо отличать от других правовых институтов.

Закон предоставил гражданам и организациям право вести свои дела в суде через представителей. Это право является одной из гарантий конституционного права на судеб­ную защиту.

В гражданском процессе вести свои дела через представите­лей могут не все участники процесса. Такое право законом пре­доставлено сторонам, третьим лицам с самостоятельными тре­бованиями, третьим лицам без самостоятельных требований, органам государственного управления, организациям и гражда­нам, участвующим в гражданском процессе, заявителям и заинтересованным лицам по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и делам особого про­изводства. Эти лица именуются представляемыми лицами.

Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу судебного представителя.

Совместное (параллельное) участие представляемого и пред­ставителя в гражданском процессе имеет широкое распростра­нение на практике.

Дела юридических лиц в суде могут вести их органы либо представители. На практике же довольно широко используется параллельное участие в одном деле органа юридического лица и его представителя или представителей (например, директора и юрисконсульта предприятия).

В судах интересов представителями Правительства РФ вы­ступают должностные лица соответствующих федеральных ор­ганов исполнительной власти, в частности, Государственно­го комитета Российской Федерации по управлению государ­ственным имуществом по искам, связанным с федеральной собственностью.

Судебный представитель выступает в суде «от имени пред­ставляемого». Выступление «от имени представляемого» означа­ет правомерные действия представителя, совершенные в преде­лах его полномочий по отношению к суду, осведомленному о представительском характере этих действий, и направленные на получение правовых результатов для представляемого.

Судебный представитель преследует в процессе свои конк­ретные цели: он вступает в дело для того, чтобы добиться для представляемого лица наиболее благоприятного решения, а также для оказания ему помощи в осуществлении своих прав, предот­вращения их нарушения в процессе и оказания содействия суду в отправлении правосудия по гражданским делам.

Для выполнения этих задач он должен вступить в правовые отношения с судом. Эти отношения имеют свой субъектный сос­тав, объект и содержание.

Субъектами рассматриваемых отношений являются суд и су­дебный представитель.

Учитывая, что представительство в гражданском процессе имеет большое значение и является важной гарантией в деле обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граж­дан и организаций, российское законодательство установило довольно широкий круг лиц, которые могут быть представите­лями в суде. Перечень их не является исчер­пывающим. К таким лицам на сегодняшний день также относят­ся патентные поверенные, работники юридических фирм, ока­зывающих правовую помощь гражданам и организациям, в том числе путем ведения дел в суде. При наличии надлежащим обра­зом оформленных полномочий на ведение дела эти лица допус­каются судом к представительству. При изучении состава лиц, которые могут быть представителями в суде, студенту могут ока­зать большую помощь опубликованные комментарии, а также постатейные материалы к ГПК.

При исследовании субъектного состава представительства не менее важно усвоить и положение, в которой опре­делен круг лиц, которые не могут выступать представителями в суде.

Однако несовершеннолетние граждане, эмансипированные, а также вступившие в брак дееспособность в полном объеме и поэтому могут быть представителями в суде.

Следует обратить внимание, что лица, исключенные из кол­легии адвокатов, не могут быть допущены судом к представи­тельству в случае, предусмотренном ГПК. Вместе с тем, они могут выступать в суде представителями предприятия, учреждения, организации, в которых работают по трудовому договору, а также законными представителями.

Судебный представитель вступает в процессуальные отно­шения с судом по поводу прав и обязанностей доверителя, а не своих прав. Эти права и являются объектом указанных от­ношений.

Достижение целей, стоящих перед судебным представителем в процессе, осуществляется путем реализации предоставленных ему законом полномочий.

Полномочия судебных представителей на ведение дела в суде должны быть удостоверены в соответствии с требованиями, со­держащимися в ГПК.

Только при наличии надлежащим образом оформленных пол­номочий на ведение дела в суде представитель допускается в процесс и приобретает право на совершение всех тех процес­суальных действий, которые вправе совершать сам представляе­мый. Он, в частности, может знакомиться с материалами дела, делать оттуда выписки, снимать копии, заявлять отводы, пред­ставлять доказательства, участвовать в исследовании доказа­тельств и т.д. Эти права представителя именуются общими.Без них представитель не может обойтись, защищая права своих доверителей. Они, как правило, не перечисляются в управомочивающих документах (в доверенности, ордере и др.).

Вместе с тем в ГПК предусмотрены и такие процес­суальные действия, право на совершение, которых должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представите­лю (передавать дело в третейский суд, частично или полностью отказаться от исковых требований, признать иск и др.). Права представителя на совершение указанных распорядительных дейст­вий называют специальнымиправами.

Законные представители вправе самостоятельно совершать без особых на то полномочий все распорядительные действия, пе­речисленные в ГПК.

Особое внимание необходимо обратить на основания воз­никновения представительства. Судебное представительство может появиться лишь при наличии совокупности материаль­но-правовых и процессуальных фактов, т. е. сложного юриди­ческого состава. К материально-правовым относятся факты, порождающие отношения между представляемым и предста­вителем (факт заключения договора поручения, трудовой до­говор, удостоверенный в установленном законом порядке факт происхождения детей и др.). Для возникновения судебного представительства необходимы и процессуальные факты: воз­буждение гражданского дела, предъявление представителем суду или судье оформленных в соответствии с требованиями ГПК полномочий, факт допуска судом представи­теля к участию в деле.

В зависимости от материально-правовых фактов, являющихся основанием возникновения представительства, выделяется сле­дующее представительство: договорное; общественное; законное.

Договорное представительствовозникает на основе договора поручения, трудового договора. Оно может появиться только при наличии волеизъявления самого представляемого, поэто­му иногда его именуют добровольным представительством. Пред­ставительствовать в суде на основании договора могут адвока­ты, а также лица, указанные в ГПК. Их полно­мочия должны быть удостоверены доверенностью или ордером.

От договорного следует отличать общественное представи­тельство. Оно, как и договорное, не может возникнуть вопреки воли представляемого. Вместе с тем общественное представи­тельствоимеет свою специфику: основания возникновения, состав представителей, порядок оформления полномочий. Об­щественными представителями могут быть лица, указанные в ГПК. В суде ими, например, являются уполно­моченные профессиональных союзов, обществ защиты прав потребителей и т.д.

Законное представительствоимеет свои материально-право­вые основания возникновения: удостоверенный в установлен­ном законом порядке факт происхождения детей от родителей, усыновление, установление опеки и попечительства.

Законные представители могут поручить ведение дела друго­му лицу, избранному ими в качестве представителя.

Судебное представительство следует отличать от представи­тельства в гражданском праве. Эти два самостоятельных вида пред­ставительства имеют различные цели, основания возникнове­ния и прекращения, различный субъектный состав и условия допуска представителей к совершению юридических действий.

Судебное представительство существенно отличается и от представительства общественности и трудовых коллективов по цели, по субъектному составу, по объему прав представителей, по характеру отношений между представляе­мым и представителем и порядку удостоверения полномочий представителя.

Основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве:

1) прямое указание закона. В определенных случаях закон прямо устанавливает обязательное участие прокурора в рассмотрении некоторых категорий дел (напр. о лишении родительских прав). Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делам, предусмотренным в федеральном законодательстве, его неявка (при условии надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела) не является препятствием к разбирательству дела;

2) инициатива самого прокурора. Так, ч.1 ст.45 ГПК предусматривает право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Поводами для участия прокурора могут быть обращения (письменные и устные) граждан, представителей соответствующих органов, публикации в средствах массовой информации и т. д.

Статья 45 ГПК предусматривает две формы участия прокурора в гражданском процессе:

1) обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по делу;

2) вступление в процесс, начатый по инициативе других лиц, с целью дачи заключения по делу.

Вопрос об участии прокурора в процессе в той или иной форме решается им на основе закона, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела.

Часть 1 ст.45 ГПК устанавливает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Подавая заявление в суд, прокурор приобретает все процессуальные права и обязанности истца, включая право на совершение распорядительных действий. Однако в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела но существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. Прокурор не может заключить мировое соглашение и к нему не может быть предъявлен встречный иск. Вторая форма участия прокурора в гражданском процессе - вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица, для дачи заключения, которое представляет собой аргументированное, основанное на материалах судебного разбирательства и нормах права суждение о разрешении гражданского дела по существу. Значение заключения прокурора состоит в том, что оно помогает суду в вынесении законного и обоснованного решения. В соответствии с ч.3 ст.45 ГПК прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами. Прокурор, вступивший в процесс для дачи заключения по делу, не должен обосновывать исковые требования, представлять доказательства, давать по нему объяснения. Он лишь доводит до суда свое мнение о том, как должен быть разрешен спор между сторонами. В соответствии со ст. 189 ГПК заключение по делу прокурор дает после исследования всех доказательств до начала судебных прении. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к его разбирательству. Прокурор участвует в рассмотрении дела в суде второй и надзорной инстанций только в форме принесения представления на акты судов первой и второй инстанций.

В соответствии с ч. 2 ст. 42 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. Например, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечительства (ч. 1, 2 ст. 261 ГПК). При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен, иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства должны рассматриваться дела об установлении усыновления (ст. 125 СК). Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обязательно дают заключение органы местного самоуправления.

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия государственных органов и органов местного самоуправления является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции. Участвуя в рассмотрении и разрешении судебных гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобразной по сравнению со своей обычной деятельностью форме осуществляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отраслью народного хозяйства или культуры, либо определенной областью общественных отношений. Таким образом, цель участия в процессе государственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, – осуществление возложенных на него обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч. 2 ст. 42 ГПК).

Государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в процессе для дачи заключения, наделены такими же процессуальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц (ч. 3 ст. 42 ГПК). Порядок участия государственных органов и органов местного самоуправления в судебном заседании регулируется ст. 182,185,186 ГПК.

В соответствии со ст. 182 ГПК заключение государственного органа и органа местного самоуправления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе, оглашается в судебном заседании после исследования всех обстоятельств дела. Лица, участвующие в деле, и их представители могут задавать уполномоченным этих органов вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. В ст. 182 ГПК не оговорено, что заключение должно быть представлено в письменной форме. Но использование законодателем применительно к заключению слова «оглашается» дает основание полагать, что имеется в виду письменная форма, так какогласить можно только то, что написано.

Обычно письменное заключение составляется до судебного разбирательства и подписывается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления. Однако нельзя не учитывать, что далеко не всегда их заключение основано на материалах предварительного обследования, как, например, в делах по спорам о детях. Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, государственный орган, орган местного самоуправления в своем заключении касаются не только отдельных фактов, но и существа спора (чем они значительно отличаются от юридически не заинтересованного в исходе дела эксперта).

В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиций интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании.

В судебных прениях представители государственных органов, органов местного самоуправления выступают с речью после сторон и третьих лиц (ст. 185 ГПК). Именно в судебных прениях представитель государственного органа, органа местного самоуправления с учетом установленных в процессе исследования доказательств оглашает краткое окончательно сформированное заключение. Заключение государственного органа, органа местного самоуправления для суда необязательно. Если же суд не согласился с заключением, он должен мотивировать свое несогласие. Такое указание по конкретным делам давал Верховный Суд РФ.

То обстоятельство, что заинтересованность в деле государственного органа, органа местного самоуправления носит государственно-правовой характер, сближает его положение в процессе с положением прокурора. Но если прокурор вправе участвовать в рассмотрении и разрешении судом любого гражданского дела и давать заключение как по отдельным вопросам, так и по делу в целом, то государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возложенных на них функциональных обязанностей и только в случаях, предусмотренных законом.

В судебной практике органы, участвующие в гражданском судопроизводстве по вопросам своей компетенции, иногда признаются третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Такое решение вопроса ошибочно. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес. Этот интерес основан на связи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношением. Наконец, третьи лица никакого заключения по делу не дают.

Таким образом, цель участия государственного органа и органа местного самоуправления в гражданском судопроизводстве и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе – государственный орган, орган местного самоуправления, дающий заключение по делу, или третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.

Чаще всего для дачи заключения в порядке ст. 42 ГПК в гражданском судопроизводстве участвуют такие органы, как жилищно-коммунальные, здравоохранения, просвещения, финансирования.

Отличие судебных представителей от государственных органов и органов местного самоуправления состоит в том, что судебными представителями могут быть только физические лица. Судебные представители участвуют в гражданском судопроизводстве не только в интересах сторон или третьих лиц, но и от их имени в пределах предоставленных им законом полномочий.

АП. Целью участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в случаях, прямо указанных АПК РФ. Круг дел, в которых может участвовать прокурор, установлен ст. 52 АПК РФ. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: · с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, · с иском о признании недействительными сделок, с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Обращаются в арбитражный суд только в случаях, предусмотренных АПК и законом Выступают в защиту государственного и (или) общественного интереса Несут обязанности стороны, за некоторым исключением Принимают обязательное участие в судебном разбирательстве Отказ данных лиц от иска не лишает истца, в чьих интересах подан иск, права требовать рассмотрения дела по существу Под наименованием «прокурор» понимаются: 1) Генеральный прокурор Российской Федерации, 2) его советники, 3) старшие помощники, 4) помощники и помощники по особым поручениям, 5) заместители Генерального прокурора РФ, 6) их помощники по особым поручениям, 7) заместители, 8) старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, 9) все нижестоящие прокуроры, 10) их заместители, 11) помощники прокуроров по особым поручениям, 12) старшие помощники и помощники прокуроров, 13) старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции Особенности участия прокурора: Особые цели, обусловленные характером объекта защиты Исчерпывающий перечень оснований для обращения в арбитражный суд Возможность участия только определенных должностных лиц Наличие процессуальных льгот по сравнению с другими лицами, участвующими в деле Формы участия: Обращение в суд с заявлением (исковым заявлением) Вступление в уже начатый процесс по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ + федеральные законы Участие в рассмотрении дела вышестоящими судебными инстанциями По общему правилу – прокурор вправе обратиться в суд только в случаях, предусмотренных ст. 52 АПК РФ (на практике ряд иных федеральных законов предусматривает право прокурора на обращение в суд) Полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела и по оспариванию решений соответствующих государственных органов о привлечении к административной ответственности предусмотрены КоАП РФ.

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Обращаются в арбитражный суд только в случаях, предусмотренных АПК и законом Выступают в защиту государственного и (или) общественного интереса Несут обязанности стороны, за некоторым исключением Принимают обязательное участие в судебном разбирательстве Отказ данных лиц от иска не лишает истца, в чьих интересах подан иск, права требовать рассмотрения дела по существу Основания участия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов Факт нарушения публичных интересов Федеральный закон, уполномочивающий на обращение в суд При обращении в суд государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы в заявлении обязаны указать в чем заключается нарушение публичных интересов. Предъявление иска в защиту публичных интересов является единственной формой участия государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в арбитражном процессе, им не предоставлено право вступать в арбитражный процесс для дачи заключения. Органы освобождены от уплаты государственной пошлины. Если государственный орган или орган местного самоуправления вступает в процесс в защиту собственных нарушенных прав или законных интересов как субъекта гражданского оборота, то они выступают в качестве обычного истца или ответчика в арбитражном процессе. Орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и исполняет процессуальные обязанности истца. В случае отказа государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа от предъявленного им иска, участвующий в деле истец сохраняет право требовать рассмотрения дела по существу.

Главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством. Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления. При этом защита публичных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

Следует иметь в виду, что участие прокурора в арбитражном процессе полностью подчиняется регламенту, установленному АПК РФ, и происходит в соответствии с ним. Прокурор в суде не осуществляет функций надзора, а выступает в качестве одного из лиц, участвующих в деле. Об этом прямо сказано в ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации"*(76), согласно которой полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством.

Формы участия прокурора в арбитражном процессе

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены 2 формы участия прокурора в арбитражном процессе.

Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы.

Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В доктрине процессуального права и по аналогии с ГПК РФ (ч. 3 ст. 45) можно говорить о даче прокурором заключения по делу. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

Основания обращения прокурора в арбитражный суд

Прокурор согласно ч. 1 ст. 52 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции в следующих случаях:

- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанций, подать апелляционную или кассационную жалобу. Кроме того, согласно ст. 292 АПК РФ прокурор вправе подать представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Поскольку в основе правового регулирования участия прокурора в арбитражном процессе лежит концепция ограничения вмешательства прокуратуры в частноправовые отношения, то прокурор не может обращаться в арбитражный суд с исками, связанными с недействительностью сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе и в случаях, когда должник или кредитор относятся к категориям лиц, поименованным в абзацах третьем и четвертом ч. 1 ст. 52 АПК РФ*(77). Прокурор также не вправе оспаривать сделки, охваченные арбитражным соглашением, поскольку не является стороной такого соглашения, которое предусматривает подведомственность соответствующих споров международному коммерческому арбитражу.*(78)

Полномочия должностных лиц прокуратуры на обращение в арбитражный суд

Полномочия прокурора на участие в арбитражном процессе реализуют только определенные должностные лица в системе органов прокуратуры. В частности, согласно ч. 2 ст. 52 АПК РФ в арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обращаться прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Прокурор вправе инициировать вопрос о рассмотрении дела в надзорном производстве. Представление в Высший Арбитражный Суд РФ о пересмотре дела в порядке надзора направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ.

Порядок участия прокурора в случае возбуждения дела в арбитражном процессе

Заявление прокурора оформляется в соответствии с требованиями, установленными гл. 13 АПК РФ; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов.

Необходимо соблюдение и других общих правил обращения в арбитражный суд, например, подсудности, субъектного состава участников спора. Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами юридического лица. На прокуроре лежит бремя доказывания в арбитражном суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность лежит на нем в силу состязательного характера процесса.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим. Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает истца права требовать продолжения процесса. Согласно ч. 4 ст. 52 АПК РФ отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Таким образом, прокурор является истцом особым, так как не является участником спорного материального правоотношения. Поэтому к прокурору не может быть предъявлен встречный иск, его отказ от иска, как указывалось выше, не влечет безусловного прекращения производства по делу. У прокурора особый интерес к возбуждению дела, определяемый его должностным положением и необходимостью защиты публично-правовых интересов в арбитражном суде.

Порядок участия прокурора в рассмотрении дела, начатого другими лицами

Как уже указывалось, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса. Однако круг дел, в которые прокурор вправе вступать, ограничен указанными в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 135 АПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья рассматривает вопросы о вступлении в дело других лиц, в том числе и прокурора. Вместе с тем АПК РФ не обязывает судью извещать прокурора о возбуждении другими лицами дел, указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, что, однако, на наш взгляд, могло бы быть целесообразным.

Поскольку прокурор не является истцом, то он наделяется общими процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными в ст. 41 АПК РФ. В этом случае прокурор вправе знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве и разрешении различных вопросов, возникающих по делу.

Лица, участвующие в деле, наделяются правом представления доказательств. Поэтому прокурор, вступающий в уже начатый процесс, также вправе представлять доказательства, но, очевидно, с учетом тех ограничений, которые установлены АПК РФ, например, в ч. 3 и 4 ст. 65 АПК РФ о необходимости раскрытия доказательств и заблаговременного ознакомления с ними других лиц, участвующих в деле.

В отличие от участия в арбитражном процессе путем возбуждения дела прокурор при участии на основании ч. 5 ст. 52 АПК РФ не дает объяснений суду в качестве истца, не имеет специальных прав, указанных в ст. 49 АПК РФ. Вступление в уже начатый процесс возможно на любой стадии арбитражного процесса, но будет практически нецелесообразным, если это произойдет в самом конце судебного заседания.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: