Утомленная мать потеряла интерес к суду

Обновлено: 04.05.2024

Задание 1. Объясните положение: «Обособление – сложное структурно-семантическое явление синтаксиса». Кто впервые ввел в научный обиход термины «обособление», «обособляющая» интонация? В чем заключается специфика обособления? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 390; Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 231).

Задание 2. Среди общих условий обособления наиболее важными считают следующие:

инверсия; интонация; распространенность второстепенных членов (определений, приложений, обстоятельств); уточняющее значение второстепенных членов (определений, приложений, обстоятельств, дополнений); синтаксическая несочетаемость связанных о смыслу слов.

Многие из этих условий выступают как актуализаторы.

Найдите иллюстрации общих условий обособления, используя материалы газет или художественной литературы. Способствуют ли условия обособления актуализации высказывания?

Задание 3.Почему предложения с обособленными членами делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами и предложения с уточняющими обособленными членами? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 392; Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – С. 231 – 233).

Какие обособленные второстепенные члены предложения могут выступать как полупредикативные члены предложения? Почему?

Задание 5*. Определите условия обособления согласованных и несогласованных определений в следующих предложениях.

а) 1. Она, бледная, неподвижно, как статуя, стоит и ловит взглядом каждый его шаг (Чех.). 2. Все, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (Пауст.). 3. Утомленная, мать потеряла интерес к суду (Горьк.). 4. Ошеломленный буйным натиском, Фома растерялся (Горьк.). 5. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь (Шол.). 6. А театр осаждало людское море, буйное, напористое (Н. Остр.). 7. Остры, свежи, висели вокруг снега (Тих.). 8. Лес притаился, безмолвен и строг (Сурк.).

б) 1. Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отличала его (Л. Толст.). 2. Яблоневый сад, весь в солнечных лучах, спускался по склону холма (Пауст.). 3. Вся в румяном цвету, Дуняша ласточкой чертила баз от стряпки к куреню… (Шол.). 4. Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (Горьк.). 5. Играл я обычно с сестрою Юлею, моложе меня на полтора года (Верес.).

Задание 6. В данных предложениях имеются полупредикативные обособленные приложения. Найдите их и объясните условия их обособления.

1. Женщина смелая, самостоятельная, она хорошо разбиралась в морях (Фад.). 2. Посоветовала Маше поехать пароходом бабушка, вдова речного капитана (Пуст.). 3. Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой металлической листвой (Тург.). 4. Фанатик своего дела, Кузьмичев всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, думал о своих делах (Чех.). 5. Как человек смелый, он рискнул воспользоваться старинным знакомством (Фад.). 6. Это был его сверстник, по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села (Фад.).

Задание 7.Прочитайте положение: «Обособленные обстоятельства неодинаковы по степени предикативности, но почти все легко трансформируются в придаточные предложения; чаще других членов предложения они выступают как детерминанты, так как их подчинительные связи с другими членами предложения наиболее слабые (преобладает примыкание)». (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 397).

1. Найдите в предложениях обособленные обстоятельства, установите их синтаксическую функцию, укажите условия обособления.

2. Определите характер семантико-синтаксических связей обособленного члена с другими членами предложения.

3. Замените, где это возможно, обособленные обороты придаточными предложениями.

1. Теперь он (Павел) сидел, откинувшись на спинку стула (Горьк.). 2. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета (Полев.). 3. Рассказывая это здесь, на Пресне, Катя чувствовала, как слова ее будто не попадают в детские уши… (А. Толст.). 4. И шумно катясь, колебала река отраженные в ней облака (Лерм.). 5. Сидя в вагоне и потом отыскивая в небольшой роще свою дочку, он все время чувствовал голод и утомление (Чех.). 6. Она быстро прошлась по кабинету и, закусив губу, остановилась у окна (Верес.). 7. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег (Горьк.). 8. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (Лерм.). 9. Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно (Чех.). 10. Как известно, у людей слабо развито чувство меры, и они, несмотря на свою ограниченность, всегда переступают границы (Горьк.).

В предложениях найдите сравнительные обороты, объясните, почему их относят к обособленным членам.

1. В крохотной комнатке жарко от железной крыши и душно, как в бане (Верес.). 2. Как мягкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания (Пушк.). 3. Сердце мое трепетало, как у пойманной птички (Дост.). 4. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром (Есен.). 5. Между собаками, как между людьми, попадаются умницы и глупыши (Тург.).

Задание 9. Для пояснения, уточнения, конкретизации или выделенияпонятий, выражаемых отдельными членами предложения, могут употребляться уточняющие члены предложения (которые, поясняя другой одноименный член предложения, сужают или расширяют объём понятия); поясняющие члены предложения (которые, в отличие от уточняющих, поясняют другой одноименный член предложения, обозначают один и тот же объём понятия, не сужая и не расширяя его; перед пояснительными словами могут употребляться союзы то есть, или (в значении то есть), именно; присоединительные члены предложения(которые содержат дополнительные, попутные сведения; они могут связываться с поясняемым словом при помощи слов например, даже, в частности, в особенности, главным образом, в свою очередь и т.п.); «выделительные»* члены предложения словами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, наряду с…, по сравнению с… и др.)*.

В следующих предложениях найдите уточняющие, пояснительные, присоединительные, выделительные обособленные члены предложения. Охарактеризуйте каждый вид обособления, отметьте их отличие.

1. Едем в Субботино, на станцию, встречать гостей (Бун.). 2. Кажется, что цветы и травы приветливо улыбаются вам, прохожим людям, покачиваясь от того, что на них все время садятся тяжелые шмели и пчелы (Пауст.). 3. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушк.). 4. А кругом было так поразительно тихо, что он слышал только одно – это биение (Бун.). 5. Все было направлено против нее, в особенности эта музыка (Л. Т.). 6. Еще один, белый, огонь горел на мачте (Житк.). 7. Наклонность к умственным наслаждениям, например к театру и чтению, у меня была развита до страсти (Чех.).

Задание 10.Прочитайте определения вводных единиц из разных учебных пособий, сравните их, сформулируйте свое определение. Приведите примеры вводных конструкций.

2. «Вводные конструкции служат в основном для субъективной оценки, характеристики высказывания или для привлечения к нему внимания собеседника» (Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 1999. – С. 367).

3. «Вводными словами, словосочетаниями и предложениями называются такие синтаксические единицы, которые включаются в предложения для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания» (А. В. Дудников. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 376).

Задание 11. Согласны ли вы с мнением А. М. Пешковского, который считает вводные конструкции инородными, «внутренно чуждыми приютившему их предложению»? (А. М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. – С. 404). Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 12. Определите значения, которые выражают вводные единицы в следующих предложениях.

1. Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий (Паст.). 2. И, вероятно, она была бледна, но в сумраке этого нельзя было определить (Олеша). 3. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери (Лерм.). 4. Итак, профессор зажег шар и огляделся (Булг.). 5. Во-первых, я вовсе не кричу, а красиво пою (Бианки). 6. Словом, я вышел конторы через час (Булг.). 7. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей (Чех.). 8. А я , видите ли, никогда не служил (Пан.). 9. К нему, бывало, первые, можно сказать, особы из Петербурга заезжали (Тург.). 10. Но, право, я не хотел и не хочу вас обманывать (Чех.).

Задание 13.Что такое вставные конструкции? Чем отличаются вставные конструкции от вводных?(См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 417 – 418).

Задание 14.Выделите вводные и вставные конструкции. Определите их смысловые и синтаксические функции, особенности синтаксической структуры и отношение к основному предложению. Почему вставные единицы часто становятся актуализаторами высказывания?

1. Стихи были плохие – пышные, нарядные и, как мне тогда казалось, довольно красивые (Пауст.). 2. Мне кажется, начал у моря впервые мечтать человек (Лисянск.). 3. Она по-прежнему сидела возле сына (в карты она не играла), по-прежнему подпирая щечку кулачком… (Тург.). 4. руки у меня закоченели от лютого ветра (я уже знал, что этот ветер называется «норд»), боковые волны с каждой минутой становились все злее (Чук.). 5. Обуздывая мои порывы, Борис, как он сам говорил, учил меня «закалять свою волю» (Чук.). 6. Но, по его словам, работать здесь трудно, почти невозможно из-за каких-то взяточников военного ведомства (сейчас я забыл каких) и он везет с ним неравную борьбу, наживая себе немало врагов (Чук.). 7. Шли мы лесами весь день и почти всю ночь без дорог, под звездами, светившими сквозь кроны сосен одним только нам (потом что все вокруг спало непробудным сном), пока перед рассветом не вышли к извилистой лесной речке (Пауст.).

Table of Contents
Table of Contents

Information

Show Menu

Page Background

судьям и сел, потирая руки. Предводитель дворянства

закивал ему головой, выкатывая свой глаза, городской

голова протянул руку, а старшина глядел на свой живот

Но судей речь его, видимо, не обрадовала, они не шевелились.

— Слово,— заговорил старичок, поднося к своему лиду какую-то бумагу,— защитнику Федосеева, Маркова и

Встал адвокат, которого мать видела у Николая. Лицо у него было добродушное, широкое, его маленькие

глазки лучйсто улыбались,— казалось, из-под рыжеватых

бровей высовываются два острия и, точно ножницы, стригут что-то в воздухе. Заговорйл он неторопливо, звучно и

ясно, но мать не могла вслушиваться в его речь — Сизов

шептал ей на ухо:

— Поняла, что он говорйл? Поняла? Люди, говорит,

расстроенные, безумные. Это — Фёдор?

Она не отвечала, подавленная тягостным разочарованием. Обйда росла, угнетая душу. Теперь Власовой ста-*

ло ясно, почему она ждала справедливости, думала увидать строгую, честную тяжбу правды сына с правдой

судей его. Ей представлялось, что судьи будут спрашивать Павла долго, внимательно и подробно о всей жизни

его сердца, онй рассмотрят зоркими глазами все думы и

дела сына её, все дни его. И когда увйдят онй правоту

его, то справедлйво, громко скажут:

— Человек этот прав!

Но ничего подобного не было — казалось, что подсудимые невйдимо далеко от судей, а судьи — лйшние

для них. Утомлённая, мать потеряла интерес к суду и, не

слушая слов, обйженно думала:

«Разве так судят?»

— Так их! — одобрительно прошептал Сизов.

Уже говорйл другой адвокат, маленький, с острым,

бледным и насмешливым лицом, а судьи мешали ему.

Вскочил прокурор, быстро и сердйто сказал что-то о

протоколе, потом, увещевая, заговорйл старичок,— защитник, почтйтельно наклонив голову, послушал' их и

Знание правил пунктуации не только делает речь понятной, но и помогает в овладении сложнейшим уровнем языка – синтаксисом. Пунктуация вместе с орфографией является основным средством письменного языка. С ее помощью происходит членение текста, определяется его целенаправленность и интонационный рисунок. Знаки препинания могут выполнять как разделительную (отделительную), так и выделительную функцию. Для разделения текста, как правило, используются одиночные знаки (точка, запятая, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки): Зной нестерпимый: равнина безлесная, нивы, покосы, да ширь поднебесная (Н.). Выделительную функцию в тексте выполняют парные знаки (запятые, тире, скобки, кавычки): На протяжении нескольких ночей служители главного петербургского собора – Троицкого – слушали по ночам «великий стук с жестоким страхом подобием бегания» по колокольне (Анис.).

Современная русская пунктуация – это очень сложная и богатая система. В ней находят отражение все принципы, действующие одновременно, но главным все-таки является структура. Большая часть расстановки знаков в основном зависит от синтаксического строения предложений. Однако любая структура наполняется смыслом, что вызывает отклонения от общепринятых правил. Эти отклонения прежде всего связаны с индивидуальностью пишущего, которые «избираются в зависимости от конкретных задач высказывания». Они связаны с содержательной стороной текста и отражают авторское отношение к смыслу высказывания. Это так называемые «контекстуально обусловленные знаки» [Валгина Н.С. – 83, 164], передающие определенное авторское намерение в выражении смысла.

Однако есть такие знаки, которые подчиняются не только требованиям содержания текста, сколько характеризуют пристрастие автора к определенным знакам. Они соответствуют особой манере письма автора.

В этом отношении примечательно пристрастие М. Горького, М. Цветаевой, А. Блока к тире. Например, Цветаева использует тире между подлежащим и сказуемым, выраженным спрягаемой формой глагола для усиления значения обоих главных членов, иногда подчеркивает оттенок сопоставления или противопоставления:

Море – смеялось; Все козыри были у нее в руках; но она – не играла;

Два полета: саней и туч, и в каждом ты – летишь…

Для усиления выразительности и интонационного членения Цветаева использует тире между однородными членами:

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.

У А. Блока: Тогда – угрюмому скитальцу вослед скользнет ваш беглый взгляд; И в ночь – тропой глухой иду к прикрытой снегом бездне. Автор использует тире для экспрессии стиха, акцентирования смысловой значимости обстоятельства.

В приведенных примерах подчеркивается расчлененность фразы, эмоциональная напряженность, лаконизм и внутренняя энергия слова.

Необходимо отметить, что в произведениях современных авторов, в языке СМИ тире завоевывает себе передовые позиции. Применение этого знака имеет широкий диапазон. Тире – это знак полифункциональный, который выполняет функции и структурные, и смысловые, и экспрессивные. Н.С. Валгина отмечает, что «в настоящее время тире ведет себя явно наступательно по отношению к другим знакам, в частности, заметно вытесняя в некоторых позициях двоеточие» [Валгина – 01, 263].

Сопоставляя употребление знаков в разные исторические эпохи, Н.С. Валгина отмечает некоторые заметные тенденции в использовании знаков в современном русском языке, которые объясняются двумя факторами. С одной стороны, правила 1956 года не могут сегодня полностью удовлетворить те изменения в оформлении конструкций, которые активизировались в последнее время. С другой стороны, произошли изменения в употреблении знаков и в традиционных, классических конструкциях, где в настоящее время отражены сдвиги в функциональной значимости самих знаков [Валгина – 01, 244-245].

Однако в основе своей, в главных функциях русская пунктуация достаточно стабильна, и за каждым знаком закреплены определенные структурно – семантические возможности их употребления.

Отметим некоторые случаи расстановки знаков препинания.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Отметим только некоторые случаи, когда тире не ставится:

Если перед сказуемым стоит отрицание НЕ: Сердце не камень. Бедность не порок.

Если с состав сказуемого включаются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно что, вроде как и т.д.: Поэзия Пушкина как пенье птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн (А.Т.). Дома точно груды грязного снега (Г.).

Если между подлежащим и сказуемым стоят вводное слово, наречие, союз, частица: Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Свет и тепло, безусловно, необходимые условия для жизни растений. Ноябрь лишь начало зимы.

Если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член: Степан нам сосед. Отец у него строитель.

Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в именительном падеже: Я честный человек. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно – именным сочетанием: Эта книга моя. Лесная трава мягкая, жирная. Дымков в галстуке и подтяжках.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире ставится:

Если вторая часть указывает на быструю смену событий; при этом возможна вставка союза И: Миг еще – конец тревоги, ожиданья и тоски (Майк.). Проснулся – пять станций убежало назад (Г.). Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крыл.).

Если вторая часть содержит значение противопоставления: Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к земле (Г.). Все хотели солнца – оно не показывалось.

Если вторая часть содержит значение следствия, вывода того, о чем говорится в первой части: Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.

Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части: Ехал сюда – рожь начинала желтеть (Приш.). Победим – каменный дом построишь (А.Т.).

Если вторая часть обозначает условие совершения действия (в начале предложения возможна вставка союза Если: Упустишь огонь – не потушишь. Назвался груздем – полезай в кузов.

Во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно вставить союзы словно, точно, будто): Молвит слово – соловей поет. Посмотрит – рублем подарит.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами.

Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством повторяющихся союзов и…и, да…да, ни…ни, или…или, то…то и др.: Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было (Гайдар). Лицо радиста то хмурилось, то улыбалось (Горб.).

При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство. Обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов: Были и лето и осень дождливые (Жуков.). Кругом было и светло и радостно.

Однако при наличии пояснительных слов запятая в этих случаях обычно ставится: В вашем сердце есть и гордость, и пряма честь (П.). Все вокруг переменилось: и природа, и характер леса (Л.Т.).

Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера: И день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и там и сям; ни много ни мало, ни брат ни сват и т.д.

Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят, и устилают землю золотым ковром. Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин (Фад.).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Обособленные определения

Необходимо запомнить некоторые трудные случаи обособления определений. Всегда обособляются:

Распространенные и одиночные определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (условное, причины, уступительное и др.): Утомленная, мать потеряла интерес к суду (Горький) – значение причины. Не рожденный героем, Годунов, однако же, с юных лет знал войну (Карамзин) – уступительное значение.

Распространенные и одиночные определения, если они оторваны от определяемого слова другими членами предложения: Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота.

Не обособляются распространенные согласованные определения:

Стоящие перед определяемым словом, если они не имеют добавочных обстоятельственных значений: Проводимые с молодежью часы были для Павла зарядкой бодрости (Г.). Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль (Кор.).

Одиночные и распространенные определения, стоящие после неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними смысловое целое: Я увидел что-то жалкое, одинокое. Сейчас он ожидал от Козловского чего-то совершенно нового и сокровенного (Проскур.).

Если определение по смыслу связано не только с подлежащим, но и со сказуемым: Мы расходились довольные своим вечером (Лерм.). Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный (Гонч.). До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Пауст.).

Несогласованные определения

Несогласованные определения выражаются формами косвенных падежей имен существительных с предлогами и без предлогов, формой сравнительной степени прилагательного, инфинитивом. Условия для обособления таких определений создаются контекстом. Следует запомнить условия их обособления. Обычно обособляются несогласованные определения:

Если необходимо указать на признаки вполне конкретные и выделяющие предмет в данный момент времени. Такие определения стоят после определяемого слова: Лицо его, с покатым назад лбом, тонким горбатым носом и решительными крепкими губами, было мужественно и красиво.

Если относятся к собственному имени: Афанасий Лукич, без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди всех.

Если относятся к личному местоимению: сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (Горьк.).

Если отделены от определяемого слова какими-нибудь другими членами предложения: Все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина (Гонч.). Тотчас, вся в летнем прозрачном солнце, склонилась над ними Мария Щербатова.

Если включаются в однородные ряды вместе с согласованными определениями: Бабка костлявая, горбатая, с короткими седыми волосами, длинною палкой гнала от огорода гусей (Ч.). Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тург.).

Если относятся к сочетаниям существительных и распространяющих их необособленных определений: Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете (Бунин). Рядом со школой я построила общежитие на двадцать человек, с комнатой для дядьки, удобной столовой и светлой кухней. В предложениях определяются словосочетания господин в пенсне и общежитие на двадцать человек.

Обособленные приложения

Приложение обособляется, если:

оно распространено, выражено именем нарицательным и относится к нарицательному имени: Говорила больше мать, дама с седыми волосами (Тург.). Шахтеры, выходцы из центральных российских губерний и с Украины, селились по хуторам (Фад.);

имеет дополнительное значение причины или уступки, условия: Добрый и отзывчивый человек, Петр Иванович быстро завоевал сердце девочки (значение причины);

относится к местоимениям: Бедная мать, она теряла свой здравый смысл перед блеском докторского серебра (М.-С.);

соединяется с союзом как и имеет дополнительный оттенок причинности: Как живописец, Маяковский уважал и любил Серова (Шкловский). Илюше, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому;

присоединяется союзами то есть, или, даже, например, в особенности, по имени, в том числе: У дяди был сын гимназист, по имени Глеб (Чук.). Это был его сверстник, по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села (Фед.). Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу (Акс.).

Обособленные обстоятельства

Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу – сказуемому: Не надевая шапки, вышел на крыльцо. Набуянившись за ночь, лес опустился и затих, поникнув мокрыми ветвями. (Вороб.).

Обстоятельства не обособляются:

Если деепричастие утратило глагольное значение: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бунин). Сергей долго лежал молча (Вороб.).

Если деепричастие включается с состав устойчивых оборотов: бежать высунув язык, работать спустя рукава, слушать затаив дыхание, слушать развесив уши и т.д.

Если деепричастие употребляется в значении предлога: Спустя несколько времени пришел Весовщиков (М.Г.).

Если деепричастие или деепричастный оборот оказывается среди однородных членов предложения наряду с другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя. Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М.Г.).

Если деепричастие выступает в качестве обстоятельства образа действия и тесно примыкает к сказуемому – глаголу: Это упражнение делают сидя. Она сидела чуть откинув голову. Мальчик шел прихрамывая на одну ногу.

Если обороты начиная с, смотря по выступают в значении сложных предлогов: Будем действовать смотря по обстоятельствам. Начиная со вторника погода резко изменилась.

Объясните постановку тире или его отсутствие в следующих предложениях.

Чтение – вот лучшее учение. 2. Встретить друга – это большая радость. 3. Большое это удовольствие – жить на земле. 4. Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел. 5. Площадь Чёрного моря – около 413,5 тысяч квадратных километров. Наибольшая протяжённость его с запада на восток – 1149 километров, а с севера на юг – 611 километров. 6. Учиться всегда пригодится. 7. Земля велика и прекрасна. 8. Несусь ли я на коне – степь отвечает мне. Брожу ли поздней порой – небо светит мне луной. 9. Крикнуть хотел – не может. 10. Встанешь утром часа в четыре, выйдешь в сад – роса блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни облачка.11. Зима без снега – лето без хлеба. 12. Упустишь минуту – потеряешь часы.

2. Вставьте нужные знаки препинания.

1. Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. 2. Лёгкий ветерок срывавшийся иногда с озёр разливал запах сырой лесистой почвы. 3. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой. 4. Вода казалось какой-то серебристой гладью таинственной и безмолвной. 5. Группа туристов вышедшая рано утром в полдень остановилась для отдыха. 6. Листы бумаги исписанные мелким почерком были аккуратно разложены на письменном столе. 7. Утреннее солнце ещё не жаркое не раскалённое показалось над горизонтом. 8. Поездка за город назначенная на завтра переносится на следующую неделю. 9. Библиотека пополнилась новинками художественной литературы изданными в этом году. 10. Усталый я сел отдохнуть под большим кедром. 11. Мы волнуемые надеждами и сомнениями бродили маленькими кучками по коридору. 12. Она высокая красивая стройная казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной.

3. Необособленные определения сделайте обособленными. Измените пунктуацию.

О б р а з е ц: Нагруженная строительным материалом машина остановилась у ворот завода. – Машина, нагруженная строительным материалом, остановилась у ворот завода.

1. До самой весны безмолвствует скованная льдом река. 2. Около дома находился заросший густой сиренью сад. 3. Завешенная тяжёлой портьерой дверь приглушала шедшие из коридора звуки. 4. В наступившей после грозы тишине слышен был стук падавших с веток деревьев капель. 5. Стоявшие на пристани люди с нетерпением дожидались прибытия парохода.

4. Поставьте нужные знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1. Наш преподаватель истории уроженец города Киева работает сейчас в сельской школе. 2. Беседа шла с журналистом корреспондентом столичной газеты. 3. Монблан высочайшая гора Западной Европы привлекает к себе многих туристов. 4. Столица Японии Токио является одним из крупнейших городов мира. 5. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.

Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Не располагая свободным временем он вынужден был отказаться от участия в экскурсии. 2. Потеряв читательский билет вы не сможете воспользоваться услугами библиотеки. 3. Опоздав к началу спектакля и пропустив первый акт мы всё же поняли содержание пьесы по ходу действия. 4. Вспоминая этот случай я испытываю неприятное чувство сожаления о происшедшем. 5. Родители очень обрадовались получив письмо от сына уехавшего в далёкие страны. 6. Несмотря на плохую погоду мы решили не откладывать отъезд. 7. Ввиду наступающих морозов срочно закончили ремонт отопления. 8. За неимением другого помещения для работы приходится оставаться пока в старом здании.

Знание правил пунктуации не только делает речь понятной, но и помогает в овладении сложнейшим уровнем языка – синтаксисом. Пунктуация вместе с орфографией является основным средством письменного языка. С ее помощью происходит членение текста, определяется его целенаправленность и интонационный рисунок. Знаки препинания могут выполнять как разделительную (отделительную), так и выделительную функцию. Для разделения текста, как правило, используются одиночные знаки (точка, запятая, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки): Зной нестерпимый: равнина безлесная, нивы, покосы, да ширь поднебесная (Н.). Выделительную функцию в тексте выполняют парные знаки (запятые, тире, скобки, кавычки): На протяжении нескольких ночей служители главного петербургского собора – Троицкого – слушали по ночам «великий стук с жестоким страхом подобием бегания» по колокольне (Анис.).

Современная русская пунктуация – это очень сложная и богатая система. В ней находят отражение все принципы, действующие одновременно, но главным все-таки является структура. Большая часть расстановки знаков в основном зависит от синтаксического строения предложений. Однако любая структура наполняется смыслом, что вызывает отклонения от общепринятых правил. Эти отклонения прежде всего связаны с индивидуальностью пишущего, которые «избираются в зависимости от конкретных задач высказывания». Они связаны с содержательной стороной текста и отражают авторское отношение к смыслу высказывания. Это так называемые «контекстуально обусловленные знаки» [Валгина Н.С. – 83, 164], передающие определенное авторское намерение в выражении смысла.

Однако есть такие знаки, которые подчиняются не только требованиям содержания текста, сколько характеризуют пристрастие автора к определенным знакам. Они соответствуют особой манере письма автора.

В этом отношении примечательно пристрастие М. Горького, М. Цветаевой, А. Блока к тире. Например, Цветаева использует тире между подлежащим и сказуемым, выраженным спрягаемой формой глагола для усиления значения обоих главных членов, иногда подчеркивает оттенок сопоставления или противопоставления:

Море – смеялось; Все козыри были у нее в руках; но она – не играла;

Два полета: саней и туч, и в каждом ты – летишь…

Для усиления выразительности и интонационного членения Цветаева использует тире между однородными членами:

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.

У А. Блока: Тогда – угрюмому скитальцу вослед скользнет ваш беглый взгляд; И в ночь – тропой глухой иду к прикрытой снегом бездне. Автор использует тире для экспрессии стиха, акцентирования смысловой значимости обстоятельства.

В приведенных примерах подчеркивается расчлененность фразы, эмоциональная напряженность, лаконизм и внутренняя энергия слова.

Необходимо отметить, что в произведениях современных авторов, в языке СМИ тире завоевывает себе передовые позиции. Применение этого знака имеет широкий диапазон. Тире – это знак полифункциональный, который выполняет функции и структурные, и смысловые, и экспрессивные. Н.С. Валгина отмечает, что «в настоящее время тире ведет себя явно наступательно по отношению к другим знакам, в частности, заметно вытесняя в некоторых позициях двоеточие» [Валгина – 01, 263].

Сопоставляя употребление знаков в разные исторические эпохи, Н.С. Валгина отмечает некоторые заметные тенденции в использовании знаков в современном русском языке, которые объясняются двумя факторами. С одной стороны, правила 1956 года не могут сегодня полностью удовлетворить те изменения в оформлении конструкций, которые активизировались в последнее время. С другой стороны, произошли изменения в употреблении знаков и в традиционных, классических конструкциях, где в настоящее время отражены сдвиги в функциональной значимости самих знаков [Валгина – 01, 244-245].

Однако в основе своей, в главных функциях русская пунктуация достаточно стабильна, и за каждым знаком закреплены определенные структурно – семантические возможности их употребления.

Отметим некоторые случаи расстановки знаков препинания.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Отметим только некоторые случаи, когда тире не ставится:

Если перед сказуемым стоит отрицание НЕ: Сердце не камень. Бедность не порок.

Если с состав сказуемого включаются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно что, вроде как и т.д.: Поэзия Пушкина как пенье птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн (А.Т.). Дома точно груды грязного снега (Г.).

Если между подлежащим и сказуемым стоят вводное слово, наречие, союз, частица: Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Свет и тепло, безусловно, необходимые условия для жизни растений. Ноябрь лишь начало зимы.

Если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член: Степан нам сосед. Отец у него строитель.

Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в именительном падеже: Я честный человек. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно – именным сочетанием: Эта книга моя. Лесная трава мягкая, жирная. Дымков в галстуке и подтяжках.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире ставится:

Если вторая часть указывает на быструю смену событий; при этом возможна вставка союза И: Миг еще – конец тревоги, ожиданья и тоски (Майк.). Проснулся – пять станций убежало назад (Г.). Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крыл.).

Если вторая часть содержит значение противопоставления: Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к земле (Г.). Все хотели солнца – оно не показывалось.

Если вторая часть содержит значение следствия, вывода того, о чем говорится в первой части: Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.

Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части: Ехал сюда – рожь начинала желтеть (Приш.). Победим – каменный дом построишь (А.Т.).

Если вторая часть обозначает условие совершения действия (в начале предложения возможна вставка союза Если: Упустишь огонь – не потушишь. Назвался груздем – полезай в кузов.

Во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно вставить союзы словно, точно, будто): Молвит слово – соловей поет. Посмотрит – рублем подарит.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами.

Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством повторяющихся союзов и…и, да…да, ни…ни, или…или, то…то и др.: Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было (Гайдар). Лицо радиста то хмурилось, то улыбалось (Горб.).

При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство. Обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов: Были и лето и осень дождливые (Жуков.). Кругом было и светло и радостно.

Однако при наличии пояснительных слов запятая в этих случаях обычно ставится: В вашем сердце есть и гордость, и пряма честь (П.). Все вокруг переменилось: и природа, и характер леса (Л.Т.).

Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера: И день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и там и сям; ни много ни мало, ни брат ни сват и т.д.

Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят, и устилают землю золотым ковром. Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин (Фад.).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Обособленные определения

Необходимо запомнить некоторые трудные случаи обособления определений. Всегда обособляются:

Распространенные и одиночные определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (условное, причины, уступительное и др.): Утомленная, мать потеряла интерес к суду (Горький) – значение причины. Не рожденный героем, Годунов, однако же, с юных лет знал войну (Карамзин) – уступительное значение.

Распространенные и одиночные определения, если они оторваны от определяемого слова другими членами предложения: Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота.

Не обособляются распространенные согласованные определения:

Стоящие перед определяемым словом, если они не имеют добавочных обстоятельственных значений: Проводимые с молодежью часы были для Павла зарядкой бодрости (Г.). Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль (Кор.).

Одиночные и распространенные определения, стоящие после неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними смысловое целое: Я увидел что-то жалкое, одинокое. Сейчас он ожидал от Козловского чего-то совершенно нового и сокровенного (Проскур.).

Если определение по смыслу связано не только с подлежащим, но и со сказуемым: Мы расходились довольные своим вечером (Лерм.). Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный (Гонч.). До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Пауст.).

Несогласованные определения

Несогласованные определения выражаются формами косвенных падежей имен существительных с предлогами и без предлогов, формой сравнительной степени прилагательного, инфинитивом. Условия для обособления таких определений создаются контекстом. Следует запомнить условия их обособления. Обычно обособляются несогласованные определения:

Если необходимо указать на признаки вполне конкретные и выделяющие предмет в данный момент времени. Такие определения стоят после определяемого слова: Лицо его, с покатым назад лбом, тонким горбатым носом и решительными крепкими губами, было мужественно и красиво.

Если относятся к собственному имени: Афанасий Лукич, без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди всех.

Если относятся к личному местоимению: сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (Горьк.).

Если отделены от определяемого слова какими-нибудь другими членами предложения: Все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина (Гонч.). Тотчас, вся в летнем прозрачном солнце, склонилась над ними Мария Щербатова.

Если включаются в однородные ряды вместе с согласованными определениями: Бабка костлявая, горбатая, с короткими седыми волосами, длинною палкой гнала от огорода гусей (Ч.). Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тург.).

Если относятся к сочетаниям существительных и распространяющих их необособленных определений: Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете (Бунин). Рядом со школой я построила общежитие на двадцать человек, с комнатой для дядьки, удобной столовой и светлой кухней. В предложениях определяются словосочетания господин в пенсне и общежитие на двадцать человек.

Обособленные приложения

Приложение обособляется, если:

оно распространено, выражено именем нарицательным и относится к нарицательному имени: Говорила больше мать, дама с седыми волосами (Тург.). Шахтеры, выходцы из центральных российских губерний и с Украины, селились по хуторам (Фад.);

имеет дополнительное значение причины или уступки, условия: Добрый и отзывчивый человек, Петр Иванович быстро завоевал сердце девочки (значение причины);

относится к местоимениям: Бедная мать, она теряла свой здравый смысл перед блеском докторского серебра (М.-С.);

соединяется с союзом как и имеет дополнительный оттенок причинности: Как живописец, Маяковский уважал и любил Серова (Шкловский). Илюше, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому;

присоединяется союзами то есть, или, даже, например, в особенности, по имени, в том числе: У дяди был сын гимназист, по имени Глеб (Чук.). Это был его сверстник, по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села (Фед.). Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу (Акс.).

Обособленные обстоятельства

Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу – сказуемому: Не надевая шапки, вышел на крыльцо. Набуянившись за ночь, лес опустился и затих, поникнув мокрыми ветвями. (Вороб.).

Обстоятельства не обособляются:

Если деепричастие утратило глагольное значение: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бунин). Сергей долго лежал молча (Вороб.).

Если деепричастие включается с состав устойчивых оборотов: бежать высунув язык, работать спустя рукава, слушать затаив дыхание, слушать развесив уши и т.д.

Если деепричастие употребляется в значении предлога: Спустя несколько времени пришел Весовщиков (М.Г.).

Если деепричастие или деепричастный оборот оказывается среди однородных членов предложения наряду с другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя. Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М.Г.).

Если деепричастие выступает в качестве обстоятельства образа действия и тесно примыкает к сказуемому – глаголу: Это упражнение делают сидя. Она сидела чуть откинув голову. Мальчик шел прихрамывая на одну ногу.

Если обороты начиная с, смотря по выступают в значении сложных предлогов: Будем действовать смотря по обстоятельствам. Начиная со вторника погода резко изменилась.

Объясните постановку тире или его отсутствие в следующих предложениях.

Чтение – вот лучшее учение. 2. Встретить друга – это большая радость. 3. Большое это удовольствие – жить на земле. 4. Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел. 5. Площадь Чёрного моря – около 413,5 тысяч квадратных километров. Наибольшая протяжённость его с запада на восток – 1149 километров, а с севера на юг – 611 километров. 6. Учиться всегда пригодится. 7. Земля велика и прекрасна. 8. Несусь ли я на коне – степь отвечает мне. Брожу ли поздней порой – небо светит мне луной. 9. Крикнуть хотел – не может. 10. Встанешь утром часа в четыре, выйдешь в сад – роса блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни облачка.11. Зима без снега – лето без хлеба. 12. Упустишь минуту – потеряешь часы.

2. Вставьте нужные знаки препинания.

1. Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. 2. Лёгкий ветерок срывавшийся иногда с озёр разливал запах сырой лесистой почвы. 3. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой. 4. Вода казалось какой-то серебристой гладью таинственной и безмолвной. 5. Группа туристов вышедшая рано утром в полдень остановилась для отдыха. 6. Листы бумаги исписанные мелким почерком были аккуратно разложены на письменном столе. 7. Утреннее солнце ещё не жаркое не раскалённое показалось над горизонтом. 8. Поездка за город назначенная на завтра переносится на следующую неделю. 9. Библиотека пополнилась новинками художественной литературы изданными в этом году. 10. Усталый я сел отдохнуть под большим кедром. 11. Мы волнуемые надеждами и сомнениями бродили маленькими кучками по коридору. 12. Она высокая красивая стройная казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной.

3. Необособленные определения сделайте обособленными. Измените пунктуацию.

О б р а з е ц: Нагруженная строительным материалом машина остановилась у ворот завода. – Машина, нагруженная строительным материалом, остановилась у ворот завода.

1. До самой весны безмолвствует скованная льдом река. 2. Около дома находился заросший густой сиренью сад. 3. Завешенная тяжёлой портьерой дверь приглушала шедшие из коридора звуки. 4. В наступившей после грозы тишине слышен был стук падавших с веток деревьев капель. 5. Стоявшие на пристани люди с нетерпением дожидались прибытия парохода.

4. Поставьте нужные знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1. Наш преподаватель истории уроженец города Киева работает сейчас в сельской школе. 2. Беседа шла с журналистом корреспондентом столичной газеты. 3. Монблан высочайшая гора Западной Европы привлекает к себе многих туристов. 4. Столица Японии Токио является одним из крупнейших городов мира. 5. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.

Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Не располагая свободным временем он вынужден был отказаться от участия в экскурсии. 2. Потеряв читательский билет вы не сможете воспользоваться услугами библиотеки. 3. Опоздав к началу спектакля и пропустив первый акт мы всё же поняли содержание пьесы по ходу действия. 4. Вспоминая этот случай я испытываю неприятное чувство сожаления о происшедшем. 5. Родители очень обрадовались получив письмо от сына уехавшего в далёкие страны. 6. Несмотря на плохую погоду мы решили не откладывать отъезд. 7. Ввиду наступающих морозов срочно закончили ремонт отопления. 8. За неимением другого помещения для работы приходится оставаться пока в старом здании.

1. Валгина Н. С. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 1973. – С. 206 – 230.

2. Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. – М., 2000. – 414 с.

3. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 173 – 179.

4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М., 1991. – С. 429 – 437.

Дополнительная литература

Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 379-389.

Практическое задание № 7

(продолжение темы «Осложненное простое предложение»)

Групповое обсуждение вопросов

7.1. Предложения с обособленными членами предложения

1. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении.

2. Общие условия обособления второстепенных членов предложения.

3. Предложения с полупредикативными обособленными членами.

4. Предложения с обособленными определениями.

5. Предложения с обособленными обстоятельствами.

6. Предложения с уточняющими обособленными членами.

7. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

8. Стилистическое использование обособленных членов предложения.

7.2. Предложения, осложненные вводными и вставными конструкциями.

1. Предложения, осложненные вводными конструкциями.

2. Предложения, осложненные вставными конструкциями.

3. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях.

4. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций.

7.3. Предложения, осложненные обращениями.

1. Знаки препинания при обращении.

2. Стилистическое использование обращений.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Объясните положение: «Обособление – сложное структурно-семантическое явление синтаксиса». Кто впервые ввел в научный обиход термины «обособление», «обособляющая» интонация? В чем заключается специфика обособления? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 390; Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 231).

Задание 2. Среди общих условий обособления наиболее важными считают следующие:

инверсия; интонация; распространенность второстепенных членов (определений, приложений, обстоятельств); уточняющее значение второстепенных членов (определений, приложений, обстоятельств, дополнений); синтаксическая несочетаемость связанных о смыслу слов.

Многие из этих условий выступают как актуализаторы.

Найдите иллюстрации общих условий обособления, используя материалы газет или художественной литературы. Способствуют ли условия обособления актуализации высказывания?

Задание 3. Почему предложения с обособленными членами делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами и предложения с уточняющими обособленными членами? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 392; Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – С. 231 – 233).

Какие обособленные второстепенные члены предложения могут выступать как полупредикативные члены предложения? Почему?

Задание 5 * . Определите условия обособления согласованных и несогласованных определений в следующих предложениях.

а) 1. Она, бледная, неподвижно, как статуя, стоит и ловит взглядом каждый его шаг (Чех.). 2. Все, связанное с железной дорогой, до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (Пауст.). 3. Утомленная, мать потеряла интерес к суду (Горьк.). 4. Ошеломленный буйным натиском, Фома растерялся (Горьк.). 5. А через минуту, скупой и редкий, пошел дождь (Шол.). 6. А театр осаждало людское море, буйное, напористое (Н. Остр.). 7. Остры, свежи, висели вокруг снега (Тих.). 8. Лес притаился, безмолвен и строг (Сурк.).

б) 1. Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отличала его (Л. Толст.). 2. Яблоневый сад, весь в солнечных лучах, спускался по склону холма (Пауст.). 3. Вся в румяном цвету, Дуняша ласточкой чертила баз от стряпки к куреню… (Шол.). 4. Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (Горьк.). 5. Играл я обычно с сестрою Юлею, моложе меня на полтора года (Верес.).

Задание 6. В данных предложениях имеются полупредикативные обособленные приложения. Найдите их и объясните условия их обособления.

1. Женщина смелая, самостоятельная, она хорошо разбиралась в морях (Фад.). 2. Посоветовала Маше поехать пароходом бабушка, вдова речного капитана (Пуст.). 3. Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево – осину – с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой металлической листвой (Тург.). 4. Фанатик своего дела, Кузьмичев всегда, даже во сне и за молитвой в церкви, думал о своих делах (Чех.). 5. Как человек смелый, он рискнул воспользоваться старинным знакомством (Фад.). 6. Это был его сверстник, по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села (Фад.).

Задание 7. Прочитайте положение: «Обособленные обстоятельства неодинаковы по степени предикативности, но почти все легко трансформируются в придаточные предложения; чаще других членов предложения они выступают как детерминанты, так как их подчинительные связи с другими членами предложения наиболее слабые (преобладает примыкание)». (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 397).

1. Найдите в предложениях обособленные обстоятельства, установите их синтаксическую функцию, укажите условия обособления.

2. Определите характер семантико-синтаксических связей обособленного члена с другими членами предложения.

3. Замените, где это возможно, обособленные обороты придаточными предложениями.

1. Теперь он (Павел) сидел, откинувшись на спинку стула (Горьк.). 2. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета (Полев.). 3. Рассказывая это здесь, на Пресне, Катя чувствовала, как слова ее будто не попадают в детские уши… (А. Толст.). 4. И шумно катясь, колебала река отраженные в ней облака (Лерм.). 5. Сидя в вагоне и потом отыскивая в небольшой роще свою дочку, он все время чувствовал голод и утомление (Чех.). 6. Она быстро прошлась по кабинету и, закусив губу, остановилась у окна (Верес.). 7. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег (Горьк.). 8. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (Лерм.). 9. Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно (Чех.). 10. Как известно, у людей слабо развито чувство меры, и они, несмотря на свою ограниченность, всегда переступают границы (Горьк.).

В предложениях найдите сравнительные обороты, объясните, почему их относят к обособленным членам.

1. В крохотной комнатке жарко от железной крыши и душно, как в бане (Верес.). 2. Как мягкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания (Пушк.). 3. Сердце мое трепетало, как у пойманной птички (Дост.). 4. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром (Есен.). 5. Между собаками, как между людьми, попадаются умницы и глупыши (Тург.).

Задание 9. Для пояснения, уточнения, конкретизации или выделения понятий, выражаемых отдельными членами предложения, могут употребляться уточняющие члены предложения (которые, поясняя другой одноименный член предложения, сужают или расширяют объём понятия); поясняющие члены предложения (которые, в отличие от уточняющих, поясняют другой одноименный член предложения, обозначают один и тот же объём понятия, не сужая и не расширяя его; перед пояснительными словами могут употребляться союзы то есть, или (в значении то есть), именно; присоединительные члены предложения (которые содержат дополнительные, попутные сведения; они могут связываться с поясняемым словом при помощи слов например, даже, в частности, в особенности, главным образом, в свою очередь и т.п.); «выделительные» * члены предложения словамикроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, наряду с…, по сравнению с… и др.) * .

В следующих предложениях найдите уточняющие, пояснительные, присоединительные, выделительные обособленные члены предложения. Охарактеризуйте каждый вид обособления, отметьте их отличие.

1. Едем в Субботино, на станцию, встречать гостей (Бун.). 2. Кажется, что цветы и травы приветливо улыбаются вам, прохожим людям, покачиваясь от того, что на них все время садятся тяжелые шмели и пчелы (Пауст.). 3. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (Пушк.). 4. А кругом было так поразительно тихо, что он слышал только одно – это биение (Бун.). 5. Все было направлено против нее, в особенности эта музыка (Л. Т.). 6. Еще один, белый, огонь горел на мачте (Житк.). 7. Наклонность к умственным наслаждениям, например к театру и чтению, у меня была развита до страсти (Чех.).

Задание 10. Прочитайте определения вводных единиц из разных учебных пособий, сравните их, сформулируйте свое определение. Приведите примеры вводных конструкций.

2. «Вводные конструкции служат в основном для субъективной оценки, характеристики высказывания или для привлечения к нему внимания собеседника» (Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 1999. – С. 367).

3. «Вводными словами, словосочетаниями и предложениями называются такие синтаксические единицы, которые включаются в предложения для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания» (А. В. Дудников. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 376).

Задание 11. Согласны ли вы с мнением А. М. Пешковского, который считает вводные конструкции инородными, «внутренно чуждыми приютившему их предложению»? (А. М. Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. – С. 404). Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 12. Определите значения, которые выражают вводные единицы в следующих предложениях.

1. Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий (Паст.). 2. И, вероятно, она была бледна, но в сумраке этого нельзя было определить (Олеша). 3. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери (Лерм.). 4. Итак, профессор зажег шар и огляделся (Булг.). 5. Во-первых, я вовсе не кричу, а красиво пою (Бианки). 6. Словом, я вышел конторы через час (Булг.). 7. Лида, по его словам, жила по-прежнему в Шелковке и учила в школе детей (Чех.). 8. А я , видите ли, никогда не служил (Пан.). 9. К нему, бывало, первые, можно сказать, особы из Петербурга заезжали (Тург.). 10. Но, право, я не хотел и не хочу вас обманывать (Чех.).

Задание 13. Что такое вставные конструкции? Чем отличаются вставные конструкции от вводных?(См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 417 – 418).

Задание 14. Выделите вводные и вставные конструкции. Определите их смысловые и синтаксические функции, особенности синтаксической структуры и отношение к основному предложению. Почему вставные единицы часто становятся актуализаторами высказывания?

1. Стихи были плохие – пышные, нарядные и, как мне тогда казалось, довольно красивые (Пауст.). 2. Мне кажется, начал у моря впервые мечтать человек (Лисянск.). 3. Она по-прежнему сидела возле сына (в карты она не играла), по-прежнему подпирая щечку кулачком… (Тург.). 4. руки у меня закоченели от лютого ветра (я уже знал, что этот ветер называется «норд»), боковые волны с каждой минутой становились все злее (Чук.). 5. Обуздывая мои порывы, Борис, как он сам говорил, учил меня «закалять свою волю» (Чук.). 6. Но, по его словам, работать здесь трудно, почти невозможно из-за каких-то взяточников военного ведомства (сейчас я забыл каких) и он везет с ним неравную борьбу, наживая себе немало врагов (Чук.). 7. Шли мы лесами весь день и почти всю ночь без дорог, под звездами, светившими сквозь кроны сосен одним только нам (потом что все вокруг спало непробудным сном), пока перед рассветом не вышли к извилистой лесной речке (Пауст.).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: