Уставы межгосударственных организаций как международные договоры особого рода

Обновлено: 07.05.2024

Основная разновидность международных юридических лиц - это международные организации. Понятие "международная организация" включает в себя и международные межправительственные (ММПО), и международные неправительственные (МНПО) организации.

Международные межправительственные организации - традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного публичного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты). ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. С момента своего появления (XIX в.) ММПО являются постоянными участниками международных отношений; их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММПО - типичные субъекты международного права.

Международные неправительственные организации - нетрадиционные, неосновные, нетипичные, вторичные, производные, несуверенные, правоприменяющие (но не правосоздающие) субъекты международного публичного права. Они обладают ограниченной международной правосубъектностью.

Международные организации (и ММПО, и МНПО) - субъекты международного права особого рода. Они создаются для выполнения конкретных задач и могут вступать только в те правоотношения, которые определены их функциями и задачами и соответствуют их уставу. Компетенция организации ограничена целями, во исполнение которых она создана. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.

Основой международной правосубъектности государства является его суверенитет; основой правосубъектности международной организации - те полномочия, которыми ее наделили государства-члены. Правосубъектность международных организаций имеет ограниченный и специальный характер. Организации обладают международной договорной правоспособностью, однако их право на участие в международных договорах ограничено, так как они вправе участвовать в заключении международных соглашений по строго определенному кругу вопросов.

Международно-правовой статус международных организаций регулируется Венскими конвенциями о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975) и о праве международных договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями (1986), Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980). Устав (учредительный акт) международной организации - это международный договор suigeneris (особого рода), заключенный государствами-членами ММПО.

Международные организации - субъекты не только международного публичного, но и международного частного права. Каждая организация обладает совокупностью прав и обязанностей, свойственных юридическому лицу, имеет частноправовой статус. Это международное юридическое лицо, созданное на основе международного договора, а не национального законодательства. Статус организации как юридического лица закреплен в международно-правовых актах (ст. 104 Устава ООН, ст. 105 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН (1946)). В учредительных документах организаций фиксируется их гражданско-правовая правоспособность (ст. 104 Устава ООН, ст. 12 Устава ЮНЕСКО). Уставы некоторых специализированных учреждений системы ООН (ВПС, МСЭ) не содержат положений о статусе этих организаций в международных невластных отношениях. Однако международная практика по заключению гражданско-правовых сделок позволяет сделать вывод о том, что и они выступают в качестве юридических лиц.

Как юридическое лицо, международная организация правомочна вступать в гражданско-правовые сделки, приобретать имущество на праве собственности или аренды, возбуждать дела в суде и арбитраже, быть стороной в судебном процессе, субъектом авторского права, участником совместного предприятия.

25. Физические лица как субъекты МЧП: категории иностранцев, личный закон, коллизионные вопросы праводееспособности иностранцев.

Субъектами большинства частноправовых отношений с иностранным элементом являются физические лица. В МЧП к физичес4ким лицам относятся иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Иностранные граждане – это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством. Бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами. Апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством. Беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого государства. Гражданско–правовое положение иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядком – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Принцип защиты прав и основных свобод непосредственно действует и в МЧП. Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст.1195 ГК.

Правовое положение физических лиц в международном частном праве раскрывается через категории правоспособности и дееспособности.

Под правоспособностью физического лица понимается его способность быть носителем соответствующих прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны.

Правоспособность присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и т. д. При жизни человека правоспособность может быть ограничена судом, в частности может быть вынесено решение о запрете заниматься каким-либо видом деятельности, определенной профессией. Ранее гражданскими кодексами и другими законами предусматривалась возможность лишения физического лица всех гражданских прав - так называемая гражданская смерть. В настоящее время лишение по суду гражданской правоспособности законодательством большинства государств не допускается. Правоспособность физического лица прекращается с его смертью или с объявлением его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока, или же (в некоторых странах) с объявлением судебного решения о безвестном отсутствии.

Под дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать права и обязанности.

Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, то есть это правовое свойство субъекта зависит от умственного состояния человека. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижении установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия.

Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство иностранного государства.

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности - своеобразие правового положения иностранца.

Положение иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств, в Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией РФ. Ст. 37 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».

Законодательство РФ исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

- Правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (ст. 1196 ГК РФ). Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (ст. 1197 ГК РФ).

По российскому законодательству личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

- иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

- в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения,

- использование иностранными гражданами прав и свобод в РФ не должно наносить ущерба интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

В России имеется некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно российскому законодательству личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Международная межправительственая организация не является основным субъектом МЧП (наряду с государством). Межправительственные организации в международных отношениях частноправового характера выступают в качестве юридического лица, что закреплено в уставах большинства межправительственных организаций (ст.39 Устава МОТ, ст.146 Устава МАГАТЭ). Как правило, государства включают в свои внутренние законодательства положения о том, что международная организация может действовать на территории этой страны как юридическое лицо.

В международно-правовой литературе широко распространено мнение, что ММПО – юридические лица особого рода – это международные юридические лица. Как правило, международные договоры, которыми учреждаются соответствующие ММО, либо соглашения между ММО и государствами об открытии штабквартиры устанавливают, что для целей частного права ММО обладают всеми необходимыми правами местных юридических лиц и признаются в таком качестве государствами. В связи с таким законодательным регулированием в литературе предложено понятие "международное юридическое лицо". Особенности данной категории предлагается усматривать в двойственном статусе ММО, которая, с одной стороны, создана нормами международного публичного права и получила юридическую личность в силу установлений международного договора, а с другой стороны, приравнивается к национальным юридическим лицам для целей частноправового регулирования2.

В силу того, что ММПО возникают в рамках международного правопорядка, качество юридического лица может возникнуть у них только на основании правовых норм международного характера, но не внутреннего законодательства государств. Правовой статус международного юридического лица базируется на нормах учредительных документов ММПО. Дальнейшее развитие этот статус получает 1) в международных договорах с участием ММПО, 2) в правовых актах, принимаемых органами международных организаций.

Отличительной чертой правового статуса ММПО в международных частноправовых отношениях является наличие международных иммунитетов. Под иммунитетом следует понимать систему льгот, заключающуюся в определенном изъятии из-под действия национального законодательства и судопроизводства (этот аспект будет подробно раскрыт в Вопросе 3).

Права и обязанности международной организации как юридического лица определяются международным правом, по϶ᴛᴏму коллизионное регулирование гражданских правоотношений с участием ММПО подчиняется не только национальному, но и международному праву. В 1975 г. Комитет по контрактам Секретариата ООН разработал Типовые правила и образцы контрактов для всех ММПО системы ООН. В специальном заключении Юридического отдела Секретариата ООН (2002 г.) подчеркивается, что «контрактная практика ООН по возможности стремится избежать ссылки на любое конкретное право, особенно национальное. В наибольшей степени приемлемой будет отсылка к внутреннему праву данной организации».

Право собственности ММПО закрепляется традиционно в международном договоре организации с государством ее места пребывания. Исходное начало коллизионного регулирования права собственности – применение права места нахождения вещи. При этом международный характер собственности ММПО требует трансформации ϶ᴛᴏй общей коллизионной привязки в специальные – место нахождения штаб-квартиры организации, место нахождения вещи в международном районе. Именно такая трансформация традиционных коллизионных принципов означает применение к регулированию права собственности ММПО внутренних правил самой организации. Точно так же принято трактовать закон места заключения сделки – закон места заключения контракта в международном районе.

ММПО как юридические лица в области МЧП могут заключать частноправовые сделки. Эти сделки заключаются на основе внутреннего права соответствующей международной организации и практически изъяты из-под действия национального права государства местонахождения ММПО.

Вопрос 2

Правовой статус международных неправительственных организаций в сфере МЧП

(МНПО)

МНПО характеризуются рядом признаков. Во-первых, они не преследуют цели извлечения прибыли. Их деятельность носит некоммерческий характер. Во-вторых, они обладают определенной организационной структурой. Главные органы – общие собрания членов, имеющие различные наименования (генеральная ассамблея, конференция и др.). К главным органам относятся также исполнительные комитеты, бюро, советы и др. Членство не является обязательным признаком неправительственной организации, поскольку институты и фонды членов не имеют. Последний признак – правомерность ее деятельности: цели и характер деятельности организации не должны противоречить общим принципам международного права.

Существуют критерии для определения международного характера деятельности неправительственной организации: уставные цели прямо указывают на международную направленность; деятельность организации ведется на территории нескольких государств; членами организации являются граждане или общественные объединения различных государств.

МНПО являются образованиями невластных субъектов и, как правило, вступают только в международные невластные отношения. В области МЧП они обычно по статусу приравниваются к благотворительным или некоммерческим объединениям и в своей деятельности обязаны соблюдать внутреннее законодательство государства, в котором находится их штаб-квартира. Иммунитетами и привилегиями МНПО не наделены.

Международные неправительственные организации (МНПО) являются активными участниками международных невластных отношений и относятся к категории основных субъектов. Согласно резолюции ГА ООН от 23 мая 1968 г.№ 1296 (XIV) любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения.

МНПО регистрируются по национальному праву государств. Обычно необходимо пройти регистрацию в том государстве, где расположена штаб-квартира. Если создаются подразделения в другом государстве, то эти подразделения подлежат регистрации по национальному праву государства местонахождения подразделения. Таким образом, если МНПО осуществляет свою деятельность в нескольких государствах, она подчинена каждому из этих правопорядков в полном объеме.

В РФ подобного рода организации регистрирует Министерство юстиции. По своему статусу подобные организации приравнены к ЮЛ - некоммерческим организациям.

В отличие от ММПО, МНПО не обладают иммунитетами и привилегиями, их деятельность регулируется внутренним законодательством государств в зависимости от места нахождения МНПО.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственными организация­ми», принятой в 1946 г. (в дальнейшем неоднократно пересматривались). Консультативный статус при Совете предоставлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории: к категории I относятся организации, связанные с большинством аспектов деятельности Совета; к категории II относятся организации, обладающие особым опытом в конкретных областях; к категории III относится обширный список ор­ганизаций, оказывающих содействие Совету, его вспомогательным орга­нам и другим органам ООН по мере необходимости. Резолюция ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. устанавливает сле­дующий основной принцип предоставления МНПО консультативного статуса: консультативные отношения устанавливаются в соответствии с Уставом ООН с целью достижения справедливого, сбалансированного и подлинного вовлечения неправительственных организаций в ее работу.

Вопрос 3

Иммунитеты международных организаций

В первую очередь следует отметить, что иммунитетами обладают лишь ММПО. МНПО иммунитетами и привилегиями не обладают.

В международных отношениях частноправового характера ММПО выступают как международные юридические лица (терминология очень и очень условна!), обладающие международными иммунитетами. Под иммунитетом следует понимать систему льгот, заключающуюся в определенном изъятии из-под действия национального законодательства и судопроизводства.

Иммунитеты, как правило, имеют договорную природу и закрепляются в учредительных документах организаций или в иных международных соглашениях. ММПО пользуются международными иммунитетами на иной, чем государства-члены, основе. Государственные иммунитеты базируются на том основании, что их носители – суверенные образования (Par in parem non habet jurisdictionem). Иммунитеты присущи государству с момента возникновения, в то время как иммунитеты ММПО могут возникнуть только на договорной основе и предоставляются организации в силу функциональной необходимости. Функциональный характер иммунитетов ММПО нашел широкое признание в международно-правовой доктрине.

Об иммунитетах межгосударственных организаций системы ООН писала Нешатаева Т.Н.8 Нешатаева Т.Н. пишет: «Международные иммунитеты межправительственной организации могут возникнуть только на договорной основе и предоставляются ей в силу функциональной необходимости. Межправительственная организация наделяется международным иммунитетом с целью создания такого статуса, при котором она сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия международного характера, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств».

Кроме иммунитетов ММПО наделены привилегиями, такими как неприкосновенность их помещений, архивов и документов (они не подлежат обыску, реквизиции, конфискации); освобождение от прямых налогов и сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории государства пребывания; официальные средства связи пользуются не менее благоприятными условиями, чем те, которые предоставляются дипломатическим миссиям.

Привилегиями и иммунитетами пользуются не только сами организации, но и должностные лица и сотрудники ММПО, а также члены их семей.

Основа функциональной природы иммунитетов международных организаций:

1. Иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств.

2. Иммунитет позволяет международной организации иметь собственные материальные ресурсы, не подпадающие под действие контрольных механизмов государства, на территории которого находится штаб-квартира организации или ее отделения.

3. Иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.

Идея функциональной необходимости иммунитетов нашла отражение в ст.105 Устава ООН (1. ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей). Последующая детализация этих положений была произведена в ряде международных соглашений. В первую очередь следует назвать:

Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН от 13.02.1946 г. и

Соглашение о штаб-квартире ООН от 26.06.1947 г.

Выделяют три вида иммунитетов ММПО:

1) Иммунитет от применения национального законодательства (гражданско-правовые отношения, трудовые отношения с участием ММПО регулируются внутренними правилами организаций).

2) Иммунитет от национального судопроизводства (ММПО могут обращаться в национальные суды с любыми исками гражданско-правового характера – ст.104 Устава ООН; Консультативное заключение МС ООН 1949 г. (Дело Бернаддота); однако международная практика демонстрирует, что ММПО отдают предпочтения разрешению споров международными средствами; в случаях, когда ЮЛ и ФЛ обращаются в национальный суд с иском к ММПО, в иске должно быть отказано).

3) Иммунитет собственности (на территории всех государств на собственность межгосударственных организаций не может быть наложен арест, она не может быть подвергнута реквизиции, конфискации, экспроприации, национализации и т.д.)

Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Функциональный характер иммунитета международных организаций нашел широкое признание в международном праве, которое признает, что функциональная природа базируется, во-первых, на том обстоятельстве, что только иммунитет способен защитить международную организацию от контроля со стороны отдельных государств-членов; во-вторых, позволяет международной организации иметь собственные материальные и денежные ресурсы, не подпадающие под действие соответствующих контрольных механизмов государств, в которых находится орган (штаб-квартира) или отделение такой организации; в-третьих, иммунитет позволяет уберечь организацию от бремени налогов в пользу отдельного государства /5/. В международном праве иммунитет международной организации признается только за межгосударственными (межправительственными) организациями. Этот принцип, в частности, закреплен в подпункте i) ст. 1 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (Вена, 21 марта 1986 г.), в которой в качестве «международной организации» как иного, чем государство, субъекта международного права понимается исключительно межправительственная организация.

Понятие, источники и виды международных организаций. История международных организаций. Лига Наций. История создания ООН. Лига Арабских стран. Организация африканского единства. Организация американских государств (ОАГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Организация Североатлантического договора (НАТО) и другие.

Межправительственные и неправительственные международные организации, их юридическая природа. Уставы международных организаций как международные договоры особого рода. Устав Организации Объединенных Наций (ООН) - как основной документ современного международного права. Компетенция международных организаций.

Членство в международных организациях. Порядок вступлений. Прекращение членства. Приостановление членства.

Организация Объединенных Наций (ООН). Роль СССР и РСФСР в формировании ООН. Значение ООН в современном мире. Устав ООН, цели и принципы. Членство. Система органов ООН. Генеральная ассамблея. Совет Безопасности. Экономический и социальный совет по опеке. Международный суд. Секретариат - постоянные представительства государств при ООН.

Специализированные учреждения ООН. Особенности правового статуса. Региональные организации по вопросам мира и безопасности. Критерии правомерности их создания и деятельности в соответствии с Уставом ООН.

Международные неправительственные организации. Их консультативный статус в ООН и в специализированных учреждениях.

Понятие международной конференции, цели и задачи созыва, виды конференций. Стороны-участники конференции. Подготовка и созыв конференции. Круг участников конференции. Порядок проведения (деятельность) конференции. Правила и процедуры, порядок принятия решений (поправки, язык конференций). Заключительный акт конференции. Делегации государств, рабочие органы конференции. Виды актов международных конференций и их правовое значение.

Основная литература:

-Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С. 307-419. Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»/под ред. К.К. Гасанова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С. 61-89; интернет ресурсы и др.

Международные организации: понятие, классификация, роль в современном мире. Право международных организаций: понятие, источники. История международных организаций. Международные административные союзы. Лига Наций. Организация Объединенных Наций. Современная система международных организаций. Юридическая природа международных организаций. Правовая основа их организации и деятельности. Уставы организаций как международные договоры особого рода. Основные правовые признаки организации. Компетенция организации и ее функции. Международная правосубъектность. Привилегии и иммунитеты. Представительства государств при организациях. Членство в международных организациях. Порядок вступления, выхода и исключения из организации. Приостановление членства. Органы международных организаций. Принципы формирования и соотношение компетенции. Вопрос о юридической силе принимаемых решений. Бюджет организации. Организация Объединенных Наций. История создания. Значение в современном мире. Устав. Цели и принципы. Членство. Система органов. Главные органы ООН (порядок формирования, состав, компетенция, порядок деятельности, решения). Механизм обеспечения международной безопасности. Европейское отделение ООН. Региональные экономические комиссии ООН. Постоянные представительства государств при ООН. Общая характеристика и основные международно-правовые проблемы деятельности ООН. Пути повышения эффективности ООН. Специализированные учреждения ООН. Направления и характер их деятельности. Правовая связь с ООН. Региональные организации по вопросам мира и безопасности. Условия их правомерности в соответствии с Уставом ООН. Система европейских международных организаций. История европейской международной интеграции. Виды организаций. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совет Европы. Европейский Союз. Организация Североатлантического договора (НАТО). Система азиатско-тихоокеанских международных организаций. Шанхайская организация сотрудничества. Коллективная безопасность стран договора о коллективной безопасности. Содружество Независимых Государств. История создания, правовая природа, цели, принципы, система органов, их компетенция, решения. Экономическая и политическая интеграция в рамках СНГ, ее правовые формы. Международные конференции: понятие, круг участников, порядок работы, виды решений и их правовое значение. Международные неправительственные организации: порядок создания, членство, виды, статус в ООН и специализированных учреждениях. Комитет по неправительственным организациям ООН.








Жизнь – это не просто годы, посвященные ублажению самих себя и собственной карьере. Это привилегия, ответственность, необходимость жить, следуя за высшим призванием. © Элизабет Доул ==> читать все изречения.

1. Понятие, источники права международных организаций.

Одной из характерных особенностей современного международного права является значительный рост числа международных организаций, а также повышение их роли в регулировании международных отношений.

Право международных организаций является частью общего международного права. Для определения понятия и структуры права международных организаций, установления предмета и объектов его правового регулирования, а также взаимосвязи между его институтами необходимо прежде всего исходить из сложившейся практики.

Деятельность международных организаций регулируется значительным числом правовых норм, назначение которых различно. Комплекс норм, составляющих право международных организаций можно разделить на три группы:

- нормы, определяющие структуру, компетенцию органов, их функции, а также деятельность международных организаций, в вопросах, связанных с режимом и трудовыми отношениями различных категорий персонала, разрешением имущественных, финансовых и иных проблем. Эта совокупность норм составляет внутреннее право международных организаций;

- нормы, касающиеся положения международных организаций в международных отношениях. Например, соглашения с третьими государствами или иными международными организациями. Это называется внешним правом международных организаций;

- нормы, касающиеся деятельности международных организаций в рамках международного нормотворческого процесса.

В настоящее время деятельность международных организаций регулируется комплексом правовых норм, которые закрепляются как в международных договорах, так и в актах самой организации. Эти нормы регулируют различные отношения, связанные с деятельностью государства в международной системе, взаимоотношения между органами организации, между организацией и государствами-членами и т.д. В связи с этим все нормы стали делить на внутреннее и внешнее право международных организаций.

Понятие внутреннего права международных организаций рассматривается в широком и узком смысле:

- широкое понимание – это все нормы, которые относятся к внутреннему функционированию международных организаций, не зависимо от их правового источника: нормы учредительных актов, соглашений, заключаемых организациями, договоров о привилегиях и иммунитетах организаций, обязательных решений органов организаций;

- узкое понимание – это совокупность тех норм, которые принимаются органами международных организаций.

Международные организации создаются на основе норм международного права, следовательно источниками этого права являются такие международные договоры, как, например, Декларация о принципах международного права 1980 г., Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. Венская конвенция о международных договорах между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Все международные организации создаются на основе учредительных актов, которые по своей сути являются международными договорами и как следствие должны соответствовать принципам международного права. Кроме того, источниками права международных организаций являются также и их внутренние акты: резолюции, рекомендации, регламенты, постановления, директивы и т.д.

2. Международные организации: понятие, виды и функции.

Право международных организаций регулирует правовые вопросы создания и деятельности межгосударственных организаций.

Существуют различные определения международных организаций. Ни один международный акт не закрепляет понятия международной организации. Как правило, определение дается через раскрытие признаков международной организации.

В теории международного права выделяют следующие характерные признаки:

- это объединение государств (или иных субъектов международного права), созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей;

- международная организация должна иметь систему постоянно действующих органов;

- она должна обладать международной правосубъектностью;

- международная организация должна обладать собственной волей;

- должна быть создана в соответствии с нормами международного права, а также ее цели и задачи должны соответствовать принципам международного права.

Основой создания любой международной организации является учредительный акт, который имеет юридическую природу международного договора. Но в тоже время такие договоры имеют определенные особенности. Так, согласно конституционной теории, уставы современных международных организаций, и, прежде всего, Устав ООН, являются конституциями или в основном конституциями и лишь частично международными договорами, и поэтому к ним неприменимы или почти неприменимы положения права договоров. Основная идея этой теории, ориентирующейся на американскую и английскую конституционную практику, состоит в том, что уставы международных организаций как конституции – это «гибкие» документы, от постановлений которых практика может отходить, и этот отход будет не нарушением, а изменением этих уставов.

Применение права международных договоров к уставам международных организаций выявляет целую серию коренных отклонений, в частности:

- вступление в организацию по сравнению с присоединением к договору;

- оговорки к уставу в тех случаях, когда устав не содержит постановления об оговорках;

- приостановление членства в международной организации,

- исключение из организации,

- изменение уставов; толкование уставов.

В теории международного права, высказывается мнение о том, что уставы международных организаций являются международными договорами особого рода, договорами sui generis. Статут международной организации, в отличие от обычного многостороннего международного договора, создает постоянное международное образование, которое действует на его основе. Он определяет не только права и обязанности государств-участников договора, но также цели и задачи организации, функции и компетенцию органов организации, взаимоотношения между организацией и государствами-членами и т.д. Другими словами, статут международной организации – более сложное явления, чем обычный многосторонний договор.

Как правило, учредительный акт организации устанавливает:

- цели межгосударственного объединения,

- функции и полномочия,

- организационную структуру организации,

- компетенцию главных ее органов и основные условия осуществления этой компетенции, в частности порядок принятия входящих в их полномочия актов (рекомендаций, решений, деклараций и др.).

На основе учредительного акта компетентные органы принимают правила процедуры и иные правила организации, образуют вспомогательные органы. Все это и обеспечивает организационно-правовое единство межгосударственного объединения, превращающее его в международную организацию.

Одним из основных признаков международной организации является обладание международной правосубъектностью. Объем прав и обязанностей, в которых проявляется качество международной правосубъектности, у разных организаций различен. Последний зависит от целей и задач организаций и определяется рядом политических, экономических, социальных и других факторов международной жизни.

Правосубъектность международных организаций отличается от правосубъектности государств:

а) по источнику (происхождению) правосубъектности;

б) по характеру и содержанию (объему) правосубъектности;

в) по способу прекращения правосубъектности.

Международная правосубъектность международных организаций вытекает также из самой их сущности, из тех основных признаков, которыми характеризуется любая международная организация. Если первоначально компетенция организации понималась узко – функционально, то в настоящее время наряду с таким пониманием утвердились и другие подходы.

Концепция «имманентной компетенции». Предполагается, что государства – создатели организации заключают соглашение не только о характере ее цели, но также о средствах для достижения этой цели. Концепция имманентной компетенции, предлагающая руководствоваться исключительно или в основном целями, провозглашенными в уставе международной организации, в корне противоречит юридической природе современных общих международных организаций как межгосударственных образований мирного сосуществования.

Концепция «подразумеваемой компетенции». По международному праву должно предполагаться, что организация имеет такие полномочия, которые, хотя они прямо и не предусмотрены уставом, предоставлены ей в силу логики вещей как существенно необходимые для выполнения ее обязанностей.

Формулируя широко концепцию «подразумеваемой компетенции» утверждается, что существует норма международного права, согласно которой должно подразумеваться, что государства-члены международной организации предоставляют такую компетенцию, которая необходима для осуществления целей и функций организации. То есть «подразумеваемая компетенция» предполагает такие полномочия, которые могут быть разумно выведены из целей и функций организации, о которой идет речь.

В целом можно говорить о следующих составляющих международной правосубъектности организаций:

1. Участие в международных отношениях в соответствии с функциями, компетенцией и целями, установленными их учредительными актами.

2. Участие в международном нормотворчестве. Виды, направления и объем нормотворческих полномочий любой международной организации фиксируется в договоре о ее создании, либо в иных дополняющих его документах. Наиболее типичные формы закрепления:

а) прямое упоминание конкретных видов и форм нормотворческой деятельности в учредительном акте (Уставы ООН, ФАО и др.);

б) такое изложение функций и полномочий, интерпретация которого позволяет говорить о наличии нормотворческой компетенции (такая интерпретация присутствует в постановлениях главных органов организации);

в) указание на виды и формы правотворчества в соглашениях, заключаемых государствами-членами между собой и организацией, что можно рассматривать как дополнение учредительного акта;

г) общая констатация многосторонних договоров универсального типа той или иной нормотворческой способности той или иной организации (например, Венская конвенция 1986 г.).

Международные организации принимают активное участие в международном нормотворческом процессе. Они обладают договорной правоспособностью. Органами, реализующими договорную правоспособность международной организации являются: пленарный орган; общее собрание и исполнительный орган; генеральный секретарь. Как правило, орган, полномочный заключать соглашения, определяется на основе учредительного акта и дополняющих его документов. Кроме этого международная организация может оказывать содействие при осуществлении нормотворчества государствами.

Международная организация обладает определенным комплексом привилегий и иммунитетов, необходимых для выполнения возложенных на них задач. Они закреплены в учредительных актах и специальных соглашениях об иммунитетах (Устав ООН, Устав ЮНЕСКО, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Генеральная конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., соглашение международных организаций с теми государствами, в которых расположены их центральные учреждения – ООН заключила такие соглашения с США, Швейцарией, Нидерландами). Привилегиями и иммунитетами обладают сами организации и ее должностные лица. Объем предоставляемых организацией привилегий и иммунитетов таков, что бесспорно свидетельствует о независимом ее существовании, в том числе и от суверенных субъектов.

В рамках международных организаций могут функционировать судебные органы (Международный суд, специальные суды для разрешения конкретного спора и др.). Некоторые организации могут испрашивать консультативные заключения у Международного Суда ООН. Помимо этого организации предлагают такие средства, как примирение и посредничество, консультации и добрые услуги, арбитраж.

Международные организации могут применять к государствам международно-правовые санкции, например:

- приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в организации (лишение права голоса в органах, права на представительство в органах, права на получение помощи и обслуживания);

- исключение из организации;

- отказ в членстве;

- исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

Кроме того, некоторые организации вправе применять такие санкции, как:

- принудительные меры, вплоть до применения вооруженных сил (ООН);

- «коррективные меры», включающие представления государствам о приостановлении работы ядерных объектов (МАГАТЭ).

Существуют различные виды международных организаций. Можно привести следующую классификацию международных организаций:

1. По критерию членства: межгосударственные (межправительственные), неправительственные и смешанные (Международный совет научных союзов).

2. Постоянные и временные (конференции, совещания, конгрессы и т.д.). В настоящее время подавляющее большинство конференци проводится либо той или иной международной организацией непосредственно, либо под ее эгидой.

3. По кругу ведения (объектам деятельности): организации общего характера, в компетенцию которых входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества (ООН), организации имеющие специальную компетенцию, ограниченную сравнительно узким кругом вопросов или даже одним вопросом сотрудничества (специализированные учреждения ООН).

4. По географическим рамкам деятельности (по кругу участников) выделяют всемирные (универсальные) организации, которые охватывают все или подавляющее большинство государств и региональные организации, членами которых состоят государства, принадлежащие к определенному географическому району.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: