Условия установления юридических фактов в судебном порядке хпк рб

Обновлено: 28.04.2024

В ряде случаев (при утрате документов, пропуске сроков регистрации и т.п.) без судебного установления юридических фактов организации и граждане лишаются возможности пользоваться личными или имущественными правами, а тем более осуществлять обязанности. В связи с этим важно правильно определить условия для обращения в суд.

1. Удостоверяемся в правильном определении характера правоотношений.

Необходимо удостовериться, в какой суд необходимо обращаться для установления нужного юридического факта: в экономический или общей компетенции (см. таблицу).

в экономический суд

в суд общей компетенции

когда спорные факты имеют юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (ст. 43 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь; далее – ХПК)

если устанавливаемые факты создают, изменяют или прекращают личные или имущественные права граждан (ст. 363 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь; далее – ГПК)

2. Проверяем, соблюдены ли все условия для подачи заявления в указанном порядке.

Экономический суд принимает к своему производству заявление об установлении юридического факта при наличии в совокупности следующих условий (ст. 232 ХПК):

• если согласно законодательству факт порождает юридические последствия, т.е. влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

• установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду, рассматривающему экономические дела;

• законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления данной категории юридических фактов;

• заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, устанавливающие юридический факт.

Аналогичны условия подачи заявления в суд общей компетенции. Дела об установлении фактов, от которых зависят возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан (фактов, имеющих юридическое значение), подлежат рассмотрению судом общей компетенции при одновременном соблюдении двух условий:

• если законодательством не предусмотрен иной (несудебный) порядок их установления;

• заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие данные факты (ст. 363 ГПК).

При несоблюдении указанных условий суд отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 2 ст. 246 ГПК.

3. Определяем, соответствует ли наше требование перечню юридических фактов, устанавливаемых судом.

Экономический суд может установить не любой юридический факт, а только тот, который подпадает под перечень ст. 231 ХПК:

• факт принадлежности недвижимого имущества на праве собственности;

• факт добросовестного, открытого и непрерывного владения субъектом недвижимым имуществом либо иным имуществом как своим собственным;

• факт регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в определенное время и в определенном месте;

• другие факты в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, влекущие за собой юридические последствия.

Перечень юридических фактов, подлежащих установлению в судебном порядке (ст. 364 ГПК):

• родственные отношения лиц;

• нахождение лиц на иждивении;

• регистрация рождения, усыновления, брака, развода, смерти, отцовства;

• принадлежность правоустанавливающих документов (за исключением документов, подтверждающих членство в общественных объединениях, воинских документов, паспортов и свидетельств, выдаваемых органами загса) лицу, имя отчество и фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении;

• принятие наследства и место открытия наследства;

• рождение или смерть лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов загса в регистрации рождения или смерти;

• состояние в фактических брачных отношениях в установленных законом случаях, если регистрация брака в органах загса не может быть произведена вследствие смерти одного из супругов;

• владение, пользование и распоряжение недвижимым имуществом, если документы о регистрации такого имущества утрачены и в восстановлении их отказано;

• признание отцовства и факт отцовства;

• несоответствие действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, если установить лицо, распространившее такие сведения, невозможно.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому суд вправе устанавливать и другие факты, имеющие юридическое значение, если не предусмотрен внесудебный порядок их установления.

Обратите внимание!

Не подлежат рассмотрению в суде, в частности, заявления об установлении фактов:

• прохождения военной службы в Вооруженных Силах;

• нахождения на фронте;

• пребывания в партизанском отряде;

• получения ранения, контузии в ходе военных действий или при исполнении иных обязанностей военной службы;

• окончания учебного заведения;

• признания участником Великой Отечественной войны;

• участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в определенный период и в течение определенного времени;

• принадлежности гражданам личных воинских документов и свидетельств, выдаваемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

БРТИ потребовало установить юридические факты недействительности госрегистрации перехода права собственности. Экономический суд оставил заявление без рассмотрения из-за наличия спора о праве. Апелляционная инстанция данное решение поддержала.

Обоснование

В кассационной жалобе БРТИ указало, что:

— судебные инстанции не дали правовой оценки его доводам о наличии оснований для признания оспариваемой госрегистрации недействительной. Это противоречило п. 5 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости и п. 17 постановления Пленума Верховного Суда от 18.03.1994 № 1;

— ранее поданный иск о признании госрегистрации недействительной суд не удовлетворил. По мнению суда, у истца нет материально-правового интереса в споре, его права и интересы не нарушены;

— оставив заявление без рассмотрения, суд лишил БРТИ возможности восстановить достоверность регистра недвижимости путем аннулирования записи, произведенной с нарушением.

Судебная коллегия признала кассационную жалобу необоснованной.

Возражения

В ходе рассмотрения дела общество заявило о наличии спора о праве. Указанные заявителем обстоятельства были связаны с оспариванием права единственного участника общества на принятие решения о его реорганизации и права на госрегистрацию.

Одно из обязательных условий рассмотрения заявления об установлении юридического факта — отсутствие связи между установлением и последующим разрешением спора о праве .

Следовательно, судебные инстанции верно отметили: нельзя разрешить спор о праве посредством установления юридического факта. Это основание оставить заявление без рассмотрения .

Окончательное решение

Суд кассационной инстанции отклонил доводы БРТИ и ссылку на п. 17 постановления Пленума Верховного Суда от 18.03.1994 № 1, предусматривающий возможность рассмотреть заявление в порядке особого производства. Данный пункт свидетельствовал лишь о наличии у БРТИ права обратиться в суд с подобным заявлением.

БРТИ могло обратиться в суд по вопросам признания недействительной госрегистрации, совершенной по вине БРТИ . Причем как в порядке искового производства, так и в порядке особого. В последнем случае важно учитывать наличие в совокупности условий, закрепленных ст. 232 ХПК.

Суд решил, что оснований для рассмотрения заявления БРТИ по существу не было.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судами в порядке особого производства. К таким фактам относятся факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан и прав юридических лиц. Порядок судебного разбирательства по данной категории гражданских дел регулирует гл. 30 ГПК.

Верховный Суд постоянно анализирует и обобщает практику их рассмотрения. Так, неоднократно вносились изменения и дополнения в постановление Пленума Верховного Суда от 18.03.1994 N 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» (далее — постановление N 1). Пленум Верховного Суда 27.06.2013 принял постановление N 5 «О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 марта 1994 г. N 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

Суд в порядке особого производства устанавливает факты, если:
— согласно закону они порождают для заявителя определенные юридические последствия;
— установление факта не связано с последующим разрешением подведомственного суду спора о праве;
— заявитель, помимо суда, не имеет возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;
— законодательство не предусматривает иного (внесудебного) порядка установления фактов, имеющих юридическое значение .

При несоблюдении указанных условий суд откажет в принятии заявления в соответствии с п. 2 ст. 246 ГПК ввиду нарушения порядка предварительного внесудебного разрешения дела.

Примерный перечень фактов, имеющих юридическое значение, закрепляет ст. 364 ГПК. Этот перечень не исчерпывающий. Суд вправе устанавливать и другие аналогичные факты, если при этом не предусматривается внесудебный порядок их установления.

Законодательство определяет группу фактов, которые устанавливаются только в административном порядке. Так, в силу п. 1 постановления N 1 не рассматриваются в судебном порядке заявления об установлении факта:
— прохождения военной службы в Вооруженных Силах, нахождения на фронте, пребывания в партизанском отряде;
— получения ранения, контузии в ходе военных действий и при исполнении иных обязанностей военной службы;
— возраста граждан, окончания учебного заведения;
— признания участником Великой Отечественной войны;
— участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в определенный период и в течение определенного времени;
— принадлежности гражданам личных воинских документов и свидетельств, выдаваемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Споры об наличии или отсутствии подобных фактов рассматриваются по существу при разрешении жалоб в порядке, закрепленном ст. 353 — 358 ГПК, и заявлений в порядке искового производства, когда рассмотрение связано с разрешением спора о праве .

Заявитель, обращаясь в суд с просьбой установить конкретный факт, должен указать причину, по которой это необходимо, и привести доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления удостоверяющих документов. К заявлению предъявляются общие требования согласно нормам ст. 109, 366 ГПК.

В делах особого производства лицо, по заявлению которого оно возбуждается, именуется заявителем, а привлекаемые к участию в деле граждане и юридические лица — заинтересованными лицами. Суд рассматривает данные дела с участием заявителя, заинтересованных граждан и юридических лиц. Непривлечение их к участию в деле — одно из оснований отмены судебного решения.

Если при рассмотрении дела об установлении факта возникнет спор о праве, подведомственный суду, или сам суд придет к выводу, что установление факта связано с необходимостью разрешить в судебном порядке спор о праве, заявление останется без рассмотрения. При этом судья должен разъяснить заинтересованным гражданам и юридическим лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях. Данные требования процессуального закона разъясняют п. 3 — 5, 20 постановления N 1.

Решение суда об установлении факта, подлежащего регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, или оформлению в других органах, служит основанием для регистрации или оформления, не заменяя собой документов, выдаваемых этими органами .

Рассмотрим, какие факты, имеющие юридическое значение, наиболее часто встречаются в судебной практике.

Установление факта нахождения лица на иждивении (абз. 3 ч. 1 ст. 364 ГПК)

В наследственных правоотношениях факт нахождения лица на иждивении приобретает юридическое значение в отношении двух категорий нетрудоспособных иждивенцев наследодателя , которые входят в круг наследников по закону. Поэтому для установления факта нахождения лица на иждивении в целях оформления права на наследство необходимо, чтобы:

1) иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя;

2) иждивенец находился на иждивении умершего не менее года до дня его смерти .

Оказываемая заявителю помощь с точки зрения закона, если заявитель тоже имел заработок, пенсию, стипендию, оценивается с учетом того, была ли помощь со стороны лица, предоставившего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию.

Наличие справки о том, что по имеющимся данным лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении . Для назначения пенсии иждивение приобретает юридическое значение, если иждивенец был членом семьи умершего кормильца и нетрудоспособным в момент его смерти . Необходимо учитывать, что право на пенсию по случаю потери кормильца будет иметь только данная категория нетрудоспособных членов семьи умершего .

При установлении факта нахождения на иждивении для возмещения вреда в случае потери кормильца учитывается, что согласно закону право на возмещение не связано ни с наличием родственных отношений между иждивенцем и кормильцем, ни со сроком нахождения на иждивении .

Пример
В суд обратилась гражданка Л. с заявлением об установлении факта нахождения ее внебрачной несовершеннолетней дочери на иждивении умершего в результате несчастного случая. Первоначально суд оставил заявление без рассмотрения в связи с наличием спора о праве на выплату страховых сумм в связи с потерей кормильца. Страховая организации возражала против установления юридического факта.
Суд не учел, что какие-либо требования о праве не заявлены, отсутствовал спор о назначении страхового обеспечения и дело об установлении факта нахождения на иждивении не подлежало рассмотрению в порядке искового производства. Возражения страховой организации нельзя признать обстоятельством, влекущим оставление заявления без рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам областного суда отменила определение суда первой инстанции по частной жалобе. Но при новом рассмотрении по существу суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку в деле отсутствовали достоверные данные, подтверждавшие, что помощь, оказываемая мужем заявительницы для ее дочери, была постоянным и основным источником средств к существованию. Размер пособия на ребенка иногда превышал долю, выделяемую на его содержание из заработка умершего. Следовательно, девочка находилась лишь на частичном его иждивении.

Установление факта принятия наследства и места открытия наследства
(абз. 6 ч. 1 ст. 364 ГПК, п. 12 постановления N 1)

Суд может установить такую категорию фактов в порядке особого производства, если нотариус или другие уполномоченные лица не вправе выдать заявителю свидетельство о праве на наследство из-за отсутствия или недостаточности документов, необходимых для подтверждения в нотариальном бесспорном порядке факта вступления во владение или управление наследственным имуществом.

Принятие наследства в месте открытия осуществляется двумя способами в течение 6 месяцев: наследник подает нотариусу заявление о принятии наследства либо фактически вступает во владение
наследственным имуществом .

Доказательством вступления во владение имуществом может быть:
— справка жилищно-коммунальных служб, местных исполнительных и распорядительных органов о том, что наследник проживал совместно с наследодателем;
— справка финансового органа о том, что наследник после открытия наследства уплачивал налоги по жилому дому и земельному участку;
— документы об уплате страховых взносов за наследственное имущество и т.д.

Если гражданин документы представил, но в выдаче свидетельства о праве на наследство ему отказали, заявитель вправе обратиться в суд. В этом случае подается не заявление об установлении факта принятия наследства, а жалоба на отказ в совершении нотариального действия .

Отметим, что по таким гражданским делам часто возникает спор о праве. Это влечет обращение с исками о признании права собственности в порядке наследования или о признании принявшим наследство с привлечением всего круга лиц, относящихся к наследникам. Все требования законодательства по данной категории дел разъясняет постановление Пленума Верховного Суда от 21.12.2001 N 16 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании».

Пример
Гражданка С. обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства в виде предметов мебели и домашнего обихода и не полученной в другом государстве (а именно в Российской Федерации) пенсии после смерти ее мужа. До смерти наследодателя семья проживала в одном из городов Республики Беларусь в квартире, приобретенной в период брака. Сведений об обращении в нотариальную контору С. не представила. Суд отказал в возбуждении дела, поскольку заявитель должна была обратиться с жалобой на отказ в совершении нотариального действия, а не с заявлением в порядке особого производства.

Пункт 13 постановления N 1 регулирует порядок установления факта принадлежности наследодателю строительных материалов и другого имущества, из которого можно создать недвижимое имущество.

В порядке особого производства суды вправе рассматривать дела об установлении фактов ошибок нетехнического характера или фактов признания государственной регистрации недействительной.

В случае удовлетворения заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд в резолютивной части итогового решения должен четко изложить установленный факт . В соответствии с ч. 2 ст. 367 ГПК указание в решении суда на цель установления факта не препятствует его использованию в других случаях, когда с данным фактом связывается возникновение, изменение или прекращение прав.

учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»


Вы здесь: Тема 15 ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ § 2. Производство по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

§ 2. Производство по рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Рекомендуемая литература

1. Жандаров, В.В. Хозяйственный процесс: учебное пособие / В.В. Жан­даров, С.Н. Колбасин. - Минск: Академия МВД, 2006. - С. 140-142.

Хозяйственному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изме­нения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпри­нимательской и иной экономической деятельности. В гражданском процессе эту категорию дел закон относит к делам особого произ­водства (глава 30 ГПК). Российский законодатель по аналогии с граж­данским судопроизводством рассматривает данную категорию дел как особое производство. В хозяйственном процессе Республики Беларусь данный термин только вводится в оборот, в законодатель­стве он не применяется, но используется в научной литературе.

В теории процессуального права дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подразделяют на три группы:

1) подведомственные только суду;

2) неподведомственные суду;

3) подведомственные суду при условии невозможности уста новления определенных юридических фактов в ином порядке.

Институт установления юридических фактов является межот­раслевым процессуальным институтом, так как его нормы содер­жатся одновременно в гражданском и хозяйственном процессуаль­ном праве. При определении подведомственности хозяйственному суду дел об установлении фактов, имеющих юридическое значе­ние в предпринимательской деятельности, принимаются во вни­мание две группы условий: общие и специальные.

Общими условиями, которые разграничивают подведомствен­ность дел между хозяйственными судами и судами общей юрис­дикции, являются: во-первых, наличие у заявителя и заинтересо­ванных лиц статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя; во-вторых, характер правоотношений, для воз­никновения, изменения и прекращения которых имеет значение устанавливаемый юридический факт. Правоотношения должны возникать из хозяйственной, предпринимательской или иной эко­номической деятельности.

Специальные условия позволяют отграничить судебную ком­петенцию от компетенции государственных органов и органов ме­стного управления и самоуправления, а именно: 1) если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) если установление юридического факта не связывается с даль­нейшим разрешением спора о праве, подведомственного хозяй­ственному суду; 3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверя­ющие юридический факт. В порядке данного вида производства судом могут разрешаться исключительно вопросы факта, но не права, то есть его применение должно исчерпываться установле­нием фактов, имеющих юридическое значение.

Дела об установлении юридических фактов существенно от­личаются от дел искового производства: в них нет спора о праве, категории иска, нет сторон, третьих лиц. Лицами, участвующими в деле являются заявитель и заинтересованное лицо. Эти дела воз­буждаются подачей заявления, которое не называется исковым. При их рассмотрении не действуют правовые нормы об увеличении, уменьшении размера исковых требований, о признании иска, о зак­лючении мирового соглашения. Кроме того, неприменимы такие институты и понятия, как процессуальное соучастие, отказ от иска, признание иска.

Дела данного производства рассматриваются по общим пра­вилам хозяйственного процесса, т.е. они проходят все стадии су­дебного процесса, как и дела искового производства - возбужде­ния производства по делу, подготовки его к судебному разбирательству, судебного разбирательства. На такие дела распро­страняются общие правила доказывания, ведения протоколов, вы­несения судебных решений и т.д.

Дела об установлении юридических фактов рассматриваются хозяйственным судом с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела лиц.

Заявителями могут быть как граждане, так и субъекты предпри­нимательской деятельности, обладающие правами юридического лица. В интересах заявителя в хозяйственный суд вправе обращаться про­курор, органы государственного управления и т.д. Заинтересованны­ми лицами следует считать граждан и субъектов хозяйствования, для которых установление хозяйственным судом определенного юриди­ческого факта влечет обязанность совершения определенных право­вых действий либо оформление права заявителя.

Участие в деле заинтересованных лиц позволяет хозяйствен­ному суду наиболее полно и правильно выяснить все обстоятель­ства дела и вынести законное и обоснованное решение. В этой свя­зи привлечение заинтересованных лиц для участия в рассмотрении дел данного производства является обязанностью, а не правом хо­зяйственного суда. Непривлечение хозяйственным судом заинте­ресованных лиц к участию в деле влечет за собой безусловную от­мену судебного постановления.

В соответствии со ст. 231 ХПК хозяйственный суд рассматри­вает дела об установлении:

1) факта принадлежности недвижимого имущества на праве собственности юридическому лицу, индивидуальному предприни­мателю или гражданину;

2) факта добросовестного, открытого и непрерывного владе­ния юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином недвижимым имуществом либо иным имуществом как своим собственным;

3) факта регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в определенное время и в опре­деленном месте;

5) других фактов в сфере предпринимательской и иной хозяй­ственной (экономической) деятельности, влекущих за собой юри­дические последствия для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан.

Субъект хозяйствования обратился в суд с заявлением об установ­лении факта, имеющего юридическое значение, и просил признать приоб­ретенные им на аукционе здания завершенными капитальными строения­ми, установить их фактическую площадь, а также обязать регистрирующий орган зарегистрировать переход права собственности.

Заявитель указал, что во исполнение решения комиссии по работе с имуществом, обращенным в доход государства, организатором торгов были выставлены на аукцион объекты недвижимости. Поскольку все про­даваемые объекты не были введены в эксплуатацию и не имели соответ­ствующих правоустанавливающих документов, то в протоколе о резуль­татах аукционных торгов они были отражены как объекты, незавершенные строительством.

Истец, признанный победителем торгов, изготовил в установленном порядке технические паспорта на приобретенные объекты недвижимости и обратился за государственной регистрацией перехода права собственно­сти. Регистрирующий орган отказал в совершении регистрационных дей­ствий, поскольку содержание представленных документов не согласовано между собой по определению завершенных и незавершенных строительством объектов, кроме того, в технических паспортах указана иная площадь объек­тов недвижимости, отличная от сведений, зафиксированных в протоколах о результатах аукционных торгов.

Принимая во внимание, что заявитель не имеет другой возможно­сти получить документы, устанавливающие факт, имеющий юридичес­кое значение, суд удовлетворил требование о признании объектов недви­жимости законченными капитальными строениями, установил их фактическую площадь согласно техническим паспортам и обязал регис­трирующий орган произвести государственную регистрацию перехода права собственности на данные объекты согласно протоколу аукциона и акту приема-передачи 373 .

В процессуальной теории высказываются предложения об изменении данного вида производства путем расширения перечня юридических фактов, подлежащих установлению в данном про­цессуальном порядке. Н.А. Чудиновская предлагает включить в данный перечень факты регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, регистрации реорганизации либо ликвидации юридического лица 374 .

Заявление об установлении юридического факта подается в хозяйственный суд в письменной форме, должно быть подписано заявителем или его представителем.

В соответствии с общими требованиями, установленными в ст. 159 ХПК, в заявлении в обязательном порядке должны быть указаны: наименование хозяйственного суда, в который подается заявление; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты; обстоятельства, на которых основаны требования; доказательства, подтверждаю­щие основания требований; перечень прилагаемых к заявлению документов.

Кроме того, по делам данной категории Закон (ст. 233 ХПК) обязывает заявителя отразить дополнительно следующие сведения: указание факта, об установлении которого ходатайствует заявитель; указание норм законодательного акта, из которых вытекает, что данный факт влечет за собой юридические последствия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) дея­тельности; обоснование необходимости установления этого фак­та; доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утра­ченных документов иным способом.

Судебные постановления по делам данного производства име­ют свою специфику. Так, в отличие от дел, в которых разрешается спор о праве, в делах данного вида производства только устанав­ливается юридический факт либо юридическое состояние, а су­дебное постановление лишь констатирует этот факт, но не решает вопрос о правоотношениях заинтересованных лиц, поскольку ре­шение данного вопроса происходит за пределами данного произ­водства. В ходе рассмотрения дела заявитель должен доказать, что факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отсутствует возможность получить или восстановить удостоверяющие факт документы. Заявитель дол­жен обосновать необходимость (цель) установления данного фак­та и назвать норму закона, согласно которому данный факт порожда­ет юридические последствия 375 . Но важна не конкретная цель установления факта, а его связь с каким-либо субъективным мате­риальным правом 376 . Решение по делу об установлении факта, име­ющего юридическое значение, принимается судом по общим пра­вилам искового производства.

При удовлетворении судом заявления об установлении юриди­ческого факта в решении хозяйственного суда указывается наличие юридического факта и излагается установленный факт. Решение хо­зяйственного суда об установлении юридического факта является до кументом: 1) подтверждающим юридический факт; 2) основанием для регистрации такого факта или оформления соответствующими орга­нами прав, возникающих в связи с установленным юридическим фак­том, но не заменяет собой документы, издаваемые этими органами.

373 Обзор судебной практики рассмотрения хозяйственными судами дел, связанных с оборотом недвижимости // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2008. - № 22. - С. 59 - 60.

374 Чудиновская, Н.А. Установление фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве гражданского и арбитражного процесса: автореф. . дис. канд. юрид. наук / Н.А. Чудиновская. - Екатеринбург, 2007. - С. 8, 15.

375 См.: Послед, М. О применении норм Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов) / М. Послед // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2006. - № 24. - С. 6-1 7.

376 Чудиновская, Н.А. Установление фактов, имеющих юридическое значение в особом производстве гражданского и арбитражного процесса: автореф. . дис. канд. юрид. наук / Н. А. Чудиновская. - Екатеринбург, 2007. - С. 1 5.

учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»


Вы здесь: Тема 14 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ § 6. Принятие решения хозяйственного суда. Структура решения суда

§ 6. Принятие решения хозяйственного суда. Структура решения суда

При разрешении спора по существу хозяйственный суд пер­вой инстанции принимает решение, которое выносится именем Республики Беларусь.

Решение хозяйственного суда должно быть: 1) законным и 2) обоснованным. Значение решения определяется общесоциальной функцией судебной деятельности по осуществлению правосудия в рамках хозяйственного судопроизводства, ролью судов в системе органов государственной власти. Судебное решение является так­же процессуальным юридическим фактом. Это качество судебно­го решения проявляется в том, что оно прекращает процессуаль­ные правоотношения между участниками процесса и судом, возникшие в результате обращения заинтересованного лица за за­щитой прав и законных интересов.

Хозяйственный суд основывает решение лишь на тех доказа­тельствах, которые были исследованы в заседании. Решение при­нимается хозяйственным судом после окончания разбирательства дела в судебном заседании.

Хозяйственный суд решает вопросы, необходимые для приня­тия решения, составляет текст решения, принимает и подписывает решение в совещательной комнате в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей.

В совещательной комнате могут находиться лишь судьи, вхо­дящие в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело.

При рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйствен­ного суда решение принимается большинством голосов судей.

Судья хозяйственного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии решения, о позиции отдельных судей, входящих в состав хозяйственного суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

При принятии решения хозяйственный суд, во-первых, оце­нивает доказательства. Во-вторых, определяет, какие имеющие зна­чение для дела обстоятельства установлены и какие не установле­ны. В-третьих, решает, на основании каких законов или иных нормативных правовых актов подлежит разрешению данный спор. В-четвертых, устанавливает права и обязанности лиц, участвую­щих в деле. В-пятых, решает, подлежит иск удовлетворению или не подлежит. В-шестых, распределяет судебные расходы. В-седь­мых, решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска, об обеспечении исполнения решения (при необходимости устанавливает порядок и срок испол­нения решения), о распоряжении вещественными доказательства­ми, находящимися в суде, а также иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

Решение хозяйственного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с по­мощью технических средств. В случаях, когда мотивировочная часть решения составлена не в совещательной комнате, она долж­на быть изложена в виде отдельного документа и содержать указа­ние на решение, в отношении которого составлена.

В решении хозяйственного суда должны быть указаны моти­вы его принятия. Решение должно быть изложено на языке, понят­ном для лиц, участвующих в деле, и других лиц.

Решение хозяйственного суда подписывается судьей хозяй­ственного суда, а в случае рассмотрения дела коллегиальным со­ставом хозяйственного суда - всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение.

Исправления в решении хозяйственного суда должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до его объявления.

Решение хозяйственного суда оформляется в одном экземпля­ре и приобщается к делу.

В решении хозяйственного суда должно быть указано о при­менении закона и права по аналогии.

При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в реше­нии хозяйственного суда указывается, как разрешен спор в отно­шении каждого из них.

Если хозяйственный суд устанавливает порядок исполнения решения или принимает меры по обеспечению его исполнения, об этом также указывается в решении хозяйственного суда.

Структура решения суда. Понятие «судебное решение» упот­ребляется одновременно в двух смысловых значениях: во-первых, решение рассматривается как действие суда по подведению итога всего судебного разбирательства; во-вторых, под решением пони­мается документ судебной инстанции, который фиксирует резуль­тат разрешения спора по существу 356 . Решение хозяйственного суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование и опротестование. В случае подачи апелляционной жалобы либо протеста решение хозяйственного суда, если оно не отменено с направлением дела на новое судебное рассмотрение, вступает в силу с момента вынесения постановления апелляцион­ной инстанцией.

Однако решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании. Из всех решений, принимаемых в рамках хо­зяйственного процесса, только постановления Пленума обладают и свойством неопровержимости 357 , так как не подлежат отмене или изменению в порядке судебного контроля.

Условные и альтернативные решения не допускаются.

Являясь процессуальным документом, судебное решение мо­жет быть постановлено только в рамках универсальной процессу­альной формы. Оно имеет четкую структуру и состоит из следую­щих частей:

- резолютивная часть (см. рисунок 14.3).

Рисунок 14.3 - Структура решения хозяйственного суда

Функциональное предназначение каждой из частей судебно­го решения состоит в следующем. Вводная часть призвана инди­видуализировать соответствующее решение в числе других видов судебных постановлений и иных судебных решений по конкрет­ным делам.

Описательная часть имеет своей целью фиксацию исходных правовых позиций участвующих в деле лиц, определяющих содер­жание и направление познавательной и правоприменительной дея­тельности суда, и отражение их наиболее важных процессуальных действий. В описательной части судебного решения обстоятельства дела излагаются так, как это представляют стороны и другие уча­ствующие в деле лица. Фиксируются требования истца и их обо­снование. Отражается изменение истцом своих требований, если они имеют место: изменение предмета или основания иска, пол­ный или частичный отказ от иска, увеличение или уменьшение исковых требований. Эти указания необходимы для того, чтобы четко определить предмет требования, подлежащего удовлетворе­нию. Суд должен вынести решение по измененному требованию. Однако если полный отказ от иска принимается судом, то ответ должен быть дан не в судебном решении, а в определении суда, которым прекращается производство по делу. В описательной час­ти судебного решения должно быть отражено отношение ответчи­ка к заявленному требованию: признает ли он иск полностью или в части; обоснование им своих возражений. Здесь же должно быть указано мнение других участвующих в деле лиц в обоснование исковых требований или же возражений против них.

Мотивировочная часть служит средством демонстрации ус­тановленных судом обстоятельств с указанием на доказательства, на которых основаны выводы о фактах, с объяснением, почему одни доказательства судом приняты, а другие отвергнуты; аргу­ментации относительно правовой квалификации установленных фактов с приведением суждений, объясняющих выбор судом под­лежащей применению нормы права, а при необходимости и её толкование применительно к установленным обстоятельствам со­ответствующего дела.

Содержание мотивировочной части делает его понятным, ло­гичным и убедительным, служит средством самоконтроля судей, постановляющих решение, а также помогает осуществить и упро­стить проверку правильности решения.

Мотивированность как требование, предъявляемое к судеб­ному решению, означает обязательность наличия в нем исчерпыва­юще аргументированных выводов суда о результатах оценки дока­зательств и установленных на их основании фактах. В необходимых случаях в решении также должно содержаться обоснование выбо­ра каждой из примененных судом норм права и их толкование.

Таким образом, в понятие мотивированности включается как наличие в решении ссылки на четко сформулированные фактичес­кое и юридическое основания решения, так и отражение в нём того пути, по которому суд пришел к своим выводам по существу дела. Мотивы судебного решения в качестве элементов его мотивировки призваны продемонстрировать и обосновать фактическое основа­ние решения (включая ход и результаты оценки доказательств, ус­тановленные на их основании факты), а также правовое основание решения (включая в необходимых случаях обоснование выбора применяемого закона и его толкование с целью применения к кон­кретным обстоятельствам дела). 358

В мотивировочной части судебного решения обстоятельства описываются так, как их установил суд; анализируются доказатель­ства по делу, определяются подлежащие применению нормы мате­риального права, дается их толкование.

Свои выводы суд обосновывает обстоятельствами дела, уста­новленными на основе доказательств, исследованных в судебном заседании. В тех случаях, когда ответчик иск признал и это при­знание не противоречит закону и не нарушает чьи-либо права или охраняемые законом интересы, суд ограничивается указанием на то, что признание принимается. В противном случае признание не принимается.

При отказе в иске в связи с признанием неуважительными при­чин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения другие обстоятельства дела не ус­танавливаются. Суд ограничивается констатацией факта о неуважи­тельности пропуска этих сроков. Если заявлены требования по про­цессуальным вопросам, суд обосновывает принимаемое им решение по этим вопросам.

С целью снижения рабочей нагрузки на судей действующий закон не обязывает изготавливать мотивировочную часть по каж­дому рассмотренному делу. Законодатель исходит из следующего правила: если решение суда не обжалуется и участвующие в деле лица не требуют изготавливать мотивировочную часть решения, то суд вправе вынести решение без мотивировочной части.

Однако мотивировочная часть решения хозяйственного суда обязательно составляется, согласно ст. 193 ХПК, по следующим категориям дел:

1) по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

2) по делам о признании недействительным (в целом или части) ненормативного правового акта государственного орга­на, органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей;

3) если в деле участвует иностранное лицо;

4) если ХПК установлено, что решение не подлежит обжало­ванию (опротестованию) в апелляционном порядке;

5) в связи с обжалованием (опротестованием) решения в апел­ляционном порядке;

6) при рассмотрении дел, направленных на новое рассмотре­ние хозяйственным судом кассационной или надзорной инстанции;

7) по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов);

8) о защите деловой репутации;

9) о признании оспариваемой сделки недействительной;

10) об установлении факта ничтожности сделки;

11) о ликвидации юридических лиц и прекращении деятель­ности индивидуальных предпринимателей.

Во всех остальных случаях мотивировочная часть решения составляется по письменному заявлению лиц, участвующих в деле. Причем такое заявление может быть подано до удаления состава суда в совещательную комнату для вынесения решения или в тече­ние десяти дней после его оглашения.

Мотивировочная часть решения в соответствии со ст. 202 ХПК составляется в срок, не превышающий семи дней со дня подачи заявления о ее изготовлении или апелляционной жалобы (протес­та). Если срок подачи заявления о составлении мотивировочной части решения пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом, вынесшим решение.

Мотивировочная часть решения хозяйственного суда подпи­сывается судьей хозяйственного суда, а в случае рассмотрения дела коллегиальным составом хозяйственного суда - всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имею­щим особое мнение.

Резолютивная часть содержит вывод суда по существу дела, выражающийся в подтверждении существования или отсутствия спорных прав, обязанностей, правоотношений; наличия или отсут­ствия юридического факта; законности или незаконности действий (бездействия), решений или актов (по делам, вытекающим из пуб­личных правоотношений), с указанием на конкретный способ защи­ты нарушенных или оспоренных прав либо законных интересов 359 .

В резолютивной части судебных решений об истребовании имущества, его разделе, признании права собственности на иму­щество суд должен указывать наименование имущества, его сто­имость, местонахождение, а в необходимых случаях иные отличи­тельные признаки, исходя из характера спора, а также с какого расчетного (валютного) счета ответчика должна быть списана де­нежная сумма за невозвращение истцу присужденного судом иму­щества.

При вынесении решения в отношении нескольких ответчиков в резолютивной части должна быть указана степень ответственно­сти каждого из них либо содержаться указание на их солидарную ответственность.

Резолютивная часть решения суда о взыскании денежных сумм и выданный на ее основании приказ хозяйственного суда должны содержать общий размер и вид валюты подлежащих взысканию сумм с раздельным определением основной задолженности, убыт­ков и неустойки (штрафа, пени), указание на первоочередное ис­полнение банком приказа и на предмет удовлетворенного иска для определения очереди платежей.

Закон запрещает вынесение судом альтернативных решений, а также решений под условием, т.е. постановка решения суда в за­висимость от наступления или ненаступления каких-либо обстоя­тельств, выполнения стороной в будущем каких-либо действий.

Принятое судом решение излагается в письменной форме пред­седательствующим или одним из судей и может быть:

1) написано от руки;

2) напечатано на машинке;

3) исполнено на персональном компьютере. Решение подписывается судьей (составом суда) и после этого

объявляется в том же заседании, в котором закончилось разбира­тельство дела, лицам, участвующим в деле. Соблюдение указан­ных требований обязательно и в случаях объявления только резо­лютивной части решения. Одновременно председательствующий объявляет, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением. Объявление устных выводов, не име­ющих установленной законом письменной формы и подписей со­става суда, судебным решением не является.

Датой принятия решения считается день его оглашения в су­дебном заседании. Это правило действует и в тех случаях, когда в судебном заседании объявляется только его резолютивная часть.

Выносимое хозяйственным судом (судьей) решение должно находиться в полном соответствии с нормами материального и про­цессуального законодательства, соответствовать материалам дела и обстоятельствам, с достоверностью установленным судом. От­ступление в решении от указанных требований является осно­ванием к его отмене или изменению.

При принятии решения хозяйственный суд должен выяснить: во-первых, имели ли место обстоятельства, на которые указывают истец, ответчик, третьи лица, и какими доказательствами они под­тверждаются; во-вторых, установлены ли в суде иные фактичес­кие обстоятельства, имеющие значение для правильного разреше­ния дела, и доказательства, их подтверждающие; и, наконец, в-третьих, характер спорных правоотношений сторон, вытекающих из установленных судом фактов, а также правовые нормы, подле­жащие применению при вынесении решения.

При решении вопроса о том, какой закон подлежит примене­нию по данному спору, хозяйственный суд не связан доводами лиц, участвующих в деле, и вправе применить закон, на который они не ссылались. Правильная правовая квалификация отношений сто­рон - обязательное условие вынесения законного решения.

При отсутствии в решении хозяйственного суда мотивировоч­ной части в нем должны содержаться вводная, описательная и ре­золютивная части. Описательная часть должна содержать указа­ние обстоятельств дела, установленных хозяйственным судом, и ссылки на акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Решение хозяйственного суда после его принятия объявляет­ся судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмотрение дела. В необходимых случаях составление мотиви­рованного решения хозяйственного суда может быть отложено в соответствии с ч. 1 ст. 201 в редакции от 8 июля 2008 г. на срок не более пяти дней со дня удаления хозяйственного суда в совеща­тельную комнату.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда объявляет­ся в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмот­рение дела. Одновременно судья хозяйственного суда (председа­тельствующий в судебном заседании) объявляет, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным ре­шением, подготовленном в порядке стст. 201-202 ХПК.

Объявленная резолютивная часть решения хозяйственного суда должна быть подписана судьей (судьями) хозяйственного суда и приобщена к делу.

Судья хозяйственного суда (председательствующий в судеб­ном заседании) разъясняет порядок и срок обжалования (опротес­тования) решения хозяйственного суда, порядок и срок представ­ления замечаний на протокол судебного заседания.

Решение хозяйственного суда может быть опубликовано.

356 Рожков, М. Понятие судебного решения в контексте статьи 8 ГК РФ / М. Рожков // Хозяйство и право. - 2002. - № 6. - С. 53-64.

357 Коноваленко, А.Г. Неопровержимость судебных актов в российском арбитражном процессе / А.Г. Коноваленко, М.А. Орлов // Арбитражный и гражданский процесс. - 2002. - № 1 . - С. 1 7.

358 Пономаренко, В. А. Мотивированность судебного решения в граждан­ском и арбитражном процессе: автореф. . дис. канд. юрид. наук / В.А. Пономаренко. - М., 2007. - С. 21.

359 Пономаренко, В.А. Мотивированность судебного решения в граждан­ском и арбитражном процессе: автореф. . дис. канд. юрид. наук / В.А. Пономаренко. - М., 2007. - С. 6.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: