Урок суд как проводить

Обновлено: 01.05.2024

1.Систематизировать и обобщить знания по теме «Парные согласные в корне слова »;
2. Формировать умение объяснять условие выбора орфограмм, умение проверять ее.

3. Проверить усвоение учащимися изученного материала.

4. Познакомить с понятиями «омофоны».

Развивающие:

1.Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала;
2.Развивать коммуникативно-речевые умения на основе ролевых реплик.

Воспитательные:

1.Формировать дружеские отношения между учащимися;
2.Формировать умение работать индивидуально, в парах, в группах («актеры»);
3.Формировать умение быстро принимать решения;
4.Обучать умению корректно вести спор;
5.Формировать толерантное отношение к людям.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Вид урока: ролевая игра (урок-суд)
Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование:

· Бланки протокола заседания суда;

· Листы с домашним заданием (кроссворды);

· Вещественные доказательства (пункты обвинения, таблицы, жалоба истца

· Карточки-указатели действующих лиц;

· Магниты, судейский молоток;

1. Учитель: Организационный момент.

Учитель: 2014 год 2014 год объявлен в России Годом культуры. Соответствующий Указ (Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 375 ) подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». Но русская культура невозможна без русского языка.

Ребята, уроки русского языка и литературы по праву можно назвать уроками жизни – мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если бы у вас возникли какие-то вопросы и даже претензии к каким-нибудь орфограммам?

Поэтому я приглашаю вас на необычный урок – урок-суд. Надеюсь, что после него у вас практически не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину.

Посмотрите внимательно на доску и скажите, кого мы будем судить?

-Парные согласные.

Тема урока : правописание парных согласных в корне слова.

Итак, открытым процесс объявляю,
Всех действующих лиц представляю.
Виновные –парные согласные , вот перед вами на лавке,
Вы видите в этих рядах пострадавших,
Поникших и духом упавших.
Чуть дальше – со строгим лицом прокурор,
Виновным он вынесет свой приговор.
Судебный процесс – состязательный,
Участвуют в нем заседатели.
Свидетели – главные в деле,
Они-то уж все разглядели.
Конечно же, должен в суде быть судья –
Это я.
Представляю вам помощника и секретаря.
Адвокат-он обвиняемого защита.
Итак, заседанье открыто. (Учитель надевает мантию)
Слово предоставляется секретарю.


Судья: Не составит нам труда
Сделать запись даты суда, темы заседания и минутки чистописания.

( Учитель на доске записывает дату, а дети в тетрадь).

Орфограммы выделяем,
Мы о них не забываем. (Выходит ученик, указывает орфограммы и условия их выбора).

l Б l е l з l у l д l а l р l н l ы l е l г l л l а l с l н l ы l е

допишите пару-
Слово предоставляется секретарю.
Секретарь: Ученик, активность проявляй!
За правильный ответ
Жетончик получай!
В конце урока он пригодится:
Чем больше, тем лучше.
Не надо лениться!

Судья: Ребята, помните: ваша оценка будет зависеть от количества полученных жетонов. А теперь предоставляю слово обвинителю – прокурору.

Прокурор. Сколько можно говорить про парные согласные?! Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут!

Адвокат. А я считаю, что проверять парные согласные надо. Иначе мы все будем безграмотными.

ІІ. Повторение и проверка знаний

Прокурор: Вы, наверно, удивились:
В чем парные согласные провинились?
Они, мелькая тут и там,
Обвиняются по нескольким статьям.

Статья первая . парные согласные безответственные, пишутся не так, как слышатся.

Статья вторая, Они образуют слова-оборотни, которые портят нервы детям .

Судья. Прошу выйти сюда свидетелей…… ……… ……….

На книге законов (Русский язык) поклянитесь говорить правду и только правду.

Судья. Прошу свидетелям обвинения получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задание и сдать суду.

1.Вставь нужную букву и запиши проверочное слово.

… - ду (б, п), … - ря (д, т), … - сапо (г, к), … - стри (ж, ш), … - гру (з, с), … - сосе (д, т).

2.Подбери проверочные слова и спеши, вставляя пропущенные буквы.

Дрозды – дроз…, … - ле…, … - обе…, … - кру…, … - шала…, … - моро….

3.Догадайся, какие слова с проверяемой согласной на конце надо написать. Напиши эти слова с проверочными словами.

Дерево (Д - -), водоём (ПР - -), птица (СТР - -), куча снега (СУГ - - - ), 12 месяцев (Г - - ), орган зрения (ГЛ - - ).

Молодцы. Первое задание мы выполнили.

Судья: слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Что касается безответственности (статья первая обвинения), Прошу вызвать свидетеля защиты.
Судья: Прошу вызвать свидетеля защиты.
Свидетель защиты: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. Ваша честь, хочу восстановить справедливость и оправдать парные согласные . Есть правило, которое оправдывает парные согласные .

Есть даже специальный документ.

1). АЛГОРИТМ проверки парных согласных:

(Повесить на доску)

- Подбираю проверочные слова

Адвокат: Прошу документ приобщить к делу.

Судья – Приобщаем документ к делу и проведем следственный эксперимент.

Задание 2 (5 минут)

Подсудимые: Мы хотим сделать заявление. Мы страдаем больше всех! Рассудите нас.

Судья: Сейчас разберёмся. В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

(Зв. Согл.) – В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука.

(Гл. согл.) – Нет, не правда. Нужно писать глухую согласную.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки.

(гл. согл.) – Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, КОЛХОЗ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

-Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: ДУБЫ – ДУБ, ОБЕДЫ – ОБЕД, МОРОЗЫ – МОРОЗ.

Судья: Ну что, помирились звонкие и глухие согласные? Тогда попрошу всех сесть и записать все слова, над которыми спорили согласные, по памяти. А я посмотрю, все ли запомнили правильно.

(взаимопроверка – обмен тетрадей)

Адвокат: Это ещё не доказательство того, что дети знают и умеют проверять слова с парными согласными на конце слов. Об этом говорят сданные мне документы (читает работы по карточкам).

Прокурор. статья вторая обвинения -

Истец: Мне дали задание, записать предложения.

По реке плывёт вон пло…(т, д).

А в саду на груше – пло…(д, т).

Я написал правильно(плот-плоты), но получил «2»

Прокурор. Опять парные согласные виноваты. Прошу их осудить и выслать из русского языка.

Адвокат: прошу оправдать подсудимых, это виноваты сами ученики, правильно подобрали проверочные слова, но по смыслу оно не подходит.

Прокурор : Кто из свидетелей встречал такие слова? ( грипп, гриб, )

Как они называются? (Омонимы.) Безударные гласные даже в омонимы забрались.

Адвокат. Я докажу, что омонимы проверяются так-же как и другие слова с парными согласными.

Давайте запишем слова и проверим, пользуясь алгоритмом

1). АЛГОРИТМ проверки безударных гласных:

- Читаю слово плод-

- Подбираю проверочные слова(плоды) из родственных

Давайте попробуем вместе.

«Я принёс из леса гри…(п, б).

Я лежу в постели. У меня грипп.

За деревней виден лу…(г, к).

Сделаю из ветки лу(Г\К)

За деревней – лу___ (_________),

А на грядке – лу____ (_________),

А по речке – пло____ (_________),

А на груше – пло____ (________).

заполнить данную таблицу омофонов:

Л…са – лисы, л..са- лес, с..деть- сидя, с…деть- сед, лу…- луга. лу…- лук, пло…- плоды,

Судья: все ли слова были с парными согласными? (нет).

Как проверить безударный гласный ?

Адвокат: Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слов. Прошу обвиняемых оправдать, а свидетелям научиться различать омофоны.

Судья: Для вынесения окончательного приговора прошу всех встать! Посовещавшись, мы пришли к единому мнению: звонкие и глухие согласные оправдать и постоянно их проверять. Вам последнее слово.

1.Систематизировать и обобщить знания по теме «Глагол»;
2.Формировать умение объяснять условие выбора орфограмм, определять вид глагола, наклонения и другие морфологические признаки глагола;
3.Проверить усвоение учащимися изученного материала.

Развивающие:

1.Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала;
2.Развивать коммуникативно-речевые умения на основе ролевых реплик.

Воспитательные:

1.Формировать дружеские отношения между учащимися;
2.Формировать умение работать индивидуально, в парах, в группах («актеры»);
3.Формировать умение быстро принимать решения;
4.Обучать умению корректно вести спор;
5.Формировать толерантное отношение к людям.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Вид урока: ролевая игра (урок-суд)
Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование:

  • Бланки протокола заседания суда;
  • Листы с домашним заданием (кроссворды);
  • Костюмы (совершенного и несовершенного вида глагола, повелительного наклонения, судьи);
  • Жетоны-глагольчики, орден «Глаголовед», «ключ» к заданию «Засели дом»;
  • Вещественные доказательства (пункты обвинения, таблицы, жалоба истца, страница из его тетради);
  • Изображения обвиняемых;
  • Мяч;
  • Карточки-указатели действующих лиц;
  • Магниты, судейский молоток;
  • Экран настроения.

Ход урока

І. Орг. момент

Учитель: Ребята, уроки русского языка и литературы по праву можно назвать уроками жизни – мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если бы у вас возникли какие-то вопросы и даже претензии к какой-нибудь части речи? Ведь не всегда все языковые явления «укладываются» в рамки правил. Мы завершаем изучение темы «Глагол», вы задавали мне много вопросов о различных трудных или непонятных случаях написания. Поэтому я приглашаю вас на необычный урок – урок-суд. Надеюсь, что после него у вас практически не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину.

Судья: Ребята, помните: ваша оценка будет зависеть от количества полученных жетонов-глагольчиков. А теперь предоставляю слово обвинителю – прокурору.

ІІ. Повторение и проверка знаний

Прокурор: Вы, наверно, удивились:
В чем глаголы провинились?
Они, мелькая тут и там,
Обвиняются по нескольким статьям.

Статья первая. Безответственность отдельных глаголов, не имеющих лица, числа, рода перед законом страны Морфологии. Речь идет о глаголах в неопределенной форме.
Статья вторая. Отсутствие стремления к совершенству (гражданский долг каждого в Морфологии) у глагола несовершенного вида.
Статья третья. Наклонность к мании величия у глаголов повелительного наклонения (нарушение закона о равноправии в стране).
Статья четвертая. Количество так называемых глаголов-оборотней, которые портят нервы детям (чего только стоит «блуждающий» мягкий знак).
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Уважаемый суд! Позвольте напомнить всем присутствующим в этом зале, что слово «глагол» имеет древнюю историю. В старославянском языке было слово «глаголати» со значением говорить, отсюда «глагол» означало слово «речь». Хочу предоставить вещественные доказательства, а присутствующих подтвердить их примерами. (На доску вывешивается таблица «Значения глаголов».



Рисунок 1

Прокурор: Группой всей совершено
Преступление одно.
В чем же дело состоит,
Пусть свидетель говорит.
Судья: Прошу вызвать свидетеля обвинения.
Принесите, пожалуйста, клятву на главном документе страны Морфологии – учебнике русского языка.
Свидетель обвинения: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Часто буквы Е и И
Дают нам звуки не свои.
Был диктант вчера у нас,
Мы писали целый час.
Но окончания глаголов сговорились:
Звучали так, что дети сбились.

Судья: Свидетель обвинения может занять свое место, слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Что касается безответственности (статья первая обвинения), Прошу вызвать свидетеля защиты.
Судья: Прошу вызвать свидетеля защиты.
Свидетель защиты: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. Ваша честь, хочу восстановить справедливость и оправдать глаголы и Инфинитив. Есть сложнейшее правило «Буквы И и Е в безударном окончании глагола». Если бы не уважаемый Инфинитив, ученики никогда бы не писали окончания правильно. Есть даже специальный документ.



Рисунок 2


Адвокат: Прошу документ приобщить к делу.
Судья: Свидетель защиты свободен, а присутствующих прошу выполнить задание.



Рисунок 3

Приложение 1 Проверка. (Учащиеся сверяются с доской).
Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), теперь – те, кто допустил 1 ошибку (2 жетона), допустившие 2 ошибки получают 1 жетон.
Судья: Слово предоставляется обвинению.
Прокурор: К исковому заявлению приложена тетрадь по русскому языку учащегося 6 класса, в которой написано «опаздать» - «опаздывать». Учитель красной пастой исправил букву А в первом слове и снизил оценку. Но кто виноват в этой ошибке? Прошу документ приобщить к делу и выслушать обвиняемых – видовую пару глаголов. (Выходят двое учащихся, к костюмам которых приколоты одинаковые надписи «делал», у одного из них добавлена буква С).
Обвиняемые: Клянемся говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Судья: Ваше имя? (Обращается к стоящему справа).

Обвиняемый: Глагол Делал.
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
(Все сочувственно глядят!)
Суетливый, не степенный…
Ах, я ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
Судья: А ваше имя? (К стоящему слева).
Обвиняемый: Глагол Сделал.
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум.
Весь начищенный, степенный.
ВИД глагола СОВЕРШЕННЫЙ.
Судья: А как же вас отличить?

Адвокат: Ваша честь, мои подзащитные волнуются, прошу разрешить пояснить. Пусть это сделают присутствующие в зале. (Кто-то из учащихся отвечает).
Судья: Обвиняемые могут занять свое место. Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Прошу приобщить к делу этот документ.



Рисунок 4

Судья: Прошу присутствующих выполнить задание,
Которое поможет добиться оправдания.
И хоть забот полон рот,
Однако, выполним упражнение
«Федот, да не тот…» Приложение 1

Проверка. (Ребята обменяйтесь с соседом листами протокола, я буду называть правильный ответ, если ваш сосед прав поставьте рядом со словом «+», если нет – «-». Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), 1 ошибку (2 жетона)). Секретарь выдает жетоны.
Судья: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Ваша честь, очень хотелось бы выслушать Повелительное Наклонение, которое обвиняется в мании величия.
Судья: Вызывается обвиняемый Повелительное Наклонение.
Повелительное Наклонение: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, заберите, напишите. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное Наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть всех повинующимися мне. И тогда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.
Судья: Обвиняемый может занять место в зале.
Прокурор: Конечно, теперь многое прояснилось, действительно, бывают такие ситуации, когда глаголы повелительного наклоненияпросто необходимы. Прошу этот документ приобщить к делу.

(Учитель бросает мяч и называет глагол, тот, кто поймал мяч, называет наклонение глагола). Секретарь выдает жетоны.
Судья: Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Многие глаголы исправно трудятся и не доставляют хлопот ученикам. Но есть глаголы-оборотни, и из-за них все остальные глаголы считаются коварными. Прошу к делу приобщить жалобу от потерпевшего, в которой он пишет: «Возвратные глаголы доставляют мне много хлопот: суффикс –СЯ «съедает» Т с мягким знаком и получается ПОДРАТЦА (подраться), МЫТЦА (мыться). В результате – ошибки. А я ведь вовсе не ленился, а в журнале единица!». Прошу документ приобщить к делу.
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Позвольте, есть выход, и мне странно, что уважаемый пострадавший о нем забыл: надо назвать возвратный глагол полным именем, то есть расшифровать.
Например, мыться – мыть себя. Тогда и не возникнет желания ставить лишний мягкий знак или, наоборот, забывать о нем.
Но есть и традиционный способ, умение пользоваться которым присутствующие продемонстрируют, выполнив упражнение «Засели дом» (Учащиеся в две колонки выписывают глаголы на –ТСЯ/- ТЬСЯ). Прошу суд приобщить данный документ к делу.



Рисунок 5

Судья: Прошу присутствующих выполнить упражнение «Засели дом»



Рисунок 6

суть которого состоит в следующем: в протоколах есть отрывок стихотворения с глаголами на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Нужно распределить их по колонкам. Оцениваются первые пятеро справившихся. Выполнив задание, поднимите руку, чтобы секретарь и помощник могли проверить и оценить (1 жетон).

Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать,
Где Ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.
Что делать? Учит…ся.
Что делает? Учит…ся.
Превосходный ученик
Из каждого получит…ся.
Судья: Слово предоставляется адвокату.
Адвокат: Не пойму, зачем их судят?
Они ж глаголы, а не люди.
Орфограммам в них места указаны,
Где быть они обязаны.
Судья: Итак, должны сейчас решить:
Кто же прав, кого винить.
Перерыв заседания объявляется,
На совещание суд удаляется.

Секретарь: Прошу всех встать (члены суда уходят). Прошу всех сесть.
Секретарь: Суд идет. Прошу встать. Прошу сесть. Оглашение приговора.
Судья: Изучив обстоятельства дела Глагола, присвоившегося себе прозвище Непоседа, выслушав показания истцов, а также мнения обвинения и защиты, рассмотрев вещественные доказательства, суд постановляет:
Заседатель №1: Пункт первый. Оставить за глаголом прозвище Непоседа, как соответствующее его сути, а глаголы в неопределенной форме считать полезными для определения безударных личных окончаний глагола и спряжения.
Заседатель №2: Пункт второй. Признать целесообразным способность глагола образовывать видовую пару, позволяющую более точно выражать мысль.
Заседатель №1: Пункт третий. Узаконить право глаголов образовывать повелительное наклонение как необходимое в различных сферах жизни (приказы в армии, инструкции к бытовым приборам, обращение с просьбой).
Заседатель №2: Пункт четвертый. Закрепить навечно за суффиксами –СЯ и –СЬ право придавать добавочные значения возвратным глаголам.
Судья: Глагол оправдать. (Стукнуть судейским молотком).

ІІІ. Подведение итогов урока

Учитель: Подошел к концу наш урок. Мы вместе с вами переживали за Глагол. Хорошо, что справедливость восторжествовала.
Вы, ребята, будущее нашей страны, и кому, как не вам, предстоит решать ее проблемы. А значит, именно вам суждено сделать так, чтобы законы соблюдались и работали на благо человека. Поэтому нужно знать и уважать закон.

ІV. Организация домашнего задания Приложение 2

На доске перед вами
Орфограммы и морфологические признаки глагола,
Что мы оправдали.
Запомним их по именам,
Чтоб больше здесь не собираться нам.
А домашнее задание
Подтвердит лишь оправдание:
По желанью выбирай,
Честь Глагола защищай.
Повторить теоретический материал по теме «Глагол», упражнение 529.
Заполнить кроссворды по теме «Глагол».
Теперь оценки за урок.
Я верю: многим он помог.
Поднимите руку те, кто набрал 8 и более жетонов, вы получаете «5». Поднимите руку те, кто набрал 6-7 жетонов, ваша оценка «4». Ребята, набравшие 4-5 жетонов, получают оценку «3».
Понравился урок иль нет? (На фоне музыки).
Прошу вас дать сейчас ответ.
Если да, то ротик улыбается,
Если нет – он в точку превращается.
Прошу вывесить на доску.



Урок в форме судебного заседания — далеко не новая практика в методике преподавания. Например, урок литературы "Суд над Евгением Онегиным" вообще считается классикой. Да и учителя-историки, правоведы и особенно, обществоведы часто применяют именно этот вид ролевой игры для закрепления отдельных тем. Как провести урок-суд? Какие нюансы учесть и как подготовить учеников?

Виды урока-суда

Существует два варианта использования данной ролевой игры: полная и частичная. Полное судебное заседание подразумевает один судебный процесс, занимающий все урочное время. Частичный предполагает сразу несколько упрощенных судебных разбирательств в рамках одного урока.

"Мини-суд" на уроке

Для проведения урока выбираются сразу несколько микро-тем, которые предстоит обсудить.

Для каждого судебного дела отбираются по три участника: судья, прокурор и адвокат. Каждое судебное заседание длится не более 5-8 минут.

Такой вид урока удобен, когда ребятам нужно решить несколько вопросов по одной теме. Например, изучается тема "Семейное право". Ученикам можно предложить сразу несколько ситуаций, требующих судебного вмешательства: развод, исполнение брачного договора, истребование алиментов на ребенка и т.д. Небольшие импровизированные "суды" помогут не только показать разнообразие возможных конфликтов, но и более прочно закрепить знание семейного кодекса.

Теперь рассмотрим, как провести урок-суд в полном масштабе.

Урок-суд: подготовка и реализация

Весь процесс удобнее разделить на два этапа: этап подготовки и этап реализации.

I. Подготовка к уроку

Подготовительный этап к такому уроку занимает достаточно много времени, так как необходимо не только распределить роли, но и подготовить "следственный материал".

  • Постановка проблемы и цели урока.

Роль игровых судов в том, чтобы прийти к общему мнению по поставленной проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения "виновен — не виновен", сколько важно найти ответы на поставленные вопросы и достичь главной цели урока.

Так, для литературного суда целью чаще всего выбирают "характеристику героя". Например, почему Печорина стоит причислить к "лишним людям"?

Можно выбрать другую цель: "Главная проблема произведения". Например, для урока-суда по тексту Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" взять за гипотезу: "Можно ли оправдать преступление, совершенное во имя любви?"

На уроках истории роль главных героев урока-суда чаще всего отводят выдающимся политикам, государственным деятелям. Цели таких уроков могут быть разнообразными:

  • выявить положительные и отрицательные стороны деятельности / политики;
  • проанализировать поступки / политику того или иного деятеля с точки зрения современности;
  • проанализировать деятельность героя с точки зрения сложившейся исторической обстановки и т.д.

В роли "обвиняемого" иногда выступает не личность, а явление, или группа людей. Например, можно проводить уроки "Суд над наркоманией", "Суд над рабством", "Суд над декабристами" и т.д. В этом случае в качестве цели урока можно выбрать следующие: "оценка явления с точки зрения современности", "анализ пагубности / пользы явления" и т.д.

Не стоит думать, что урок-суд удобно проводить лишь в рамках гуманитарных предметов. Для точных наук тоже можно найти немало вариантов. Например, "Суд над обыкновенными дробями" (цель: доказать значение дробей в математической науке), "Суд над логарифмами" (цель: дать обзорное представление о логарифмах числа и логарифмической линейке). По химии: "Суд над кислородом" (или любым другим химическим элементом), в ходе которого в игровой форме постигаются свойства этого элемента и его роль в таблице Менделеева, его значение для человеческой деятельности, сферы его применения. По географии "Суд над природой" (цель: изучить виды стихийных действий и причины их возникновения), "Суд над человечеством" (цель: обсудить важнейшие проблемы экологии и пути их искоренения).

Таким образом, выбор "обвиняемого" зависит от фантазии педагога. Важнее другое — четко сформулировать проблему и цель урока-суда.

Важно, чтобы в процессе были задействованы все учащиеся. Поэтому, желательно подбирать такую тему, чтобы ситуация охватывала как можно больше детей.

  • Обвиняемый;
  • Потерпевший;
  • Судья;
  • Присяжные заседатели;
  • Секретарь суда;
  • Обвинитель (прокурор);
  • Помощники прокурора;
  • Защитник (адвокат);
  • Помощники адвоката;
  • Свидетели обвинения;
  • Свидетели защиты;
  • Независимые эксперты.

Роли учащиеся выбирают, по возможности, самостоятельно, ориентируясь на свои убеждения, желания и отношение к поставленной проблеме.

Если урок-суд проводится впервые, то учитель должен объяснить, как проходит судебный процесс, растолковать, в чем заключается роль каждого из участников. Желательно предоставить схему планируемого урока, чтобы ребята могли сориентироваться и по времени, и по ходу действия.

Пример схемы урока:

Вступительное слово судьи: представление героев "суда", представление обвиняемого и подзащитного, объявление главной проблемы (цели урока).

  • Обвинительная речь прокурора.
  • Выступление независимых экспертов.
  • Выступление свидетелей обвинения.
  • Речь защитника.
  • Выступления свидетелей защиты.
  • "Последнее слово" обвиняемого.
  • Совещание судей.
  • Приговор.
  • Подведение итогов (рефлексия).
  • Работа в группах.

На этом этапе удобнее объединить участников будущего процесса в три группы: обвинение, защита, независимые эксперты. Здесь начинается самая интересная и самая объемная часть работы — поиск улик и доказательств. Если это литературный суд, то обязательно цитирование текста произведения. Можно привлечь альтернативные источники — критические статьи, рецензии и дневники автора. Если суд исторический, то подробно изучаются научные статьи и гипотезы, мнения авторитетных ученых.

Каждый участник будущего процесса составляет план своего выступления, готовит вопросы для оппонентов.

Роль учителя на данном этапе сводится к консультированию. Можно подсказать ученикам дополнительные источники информации, скорректировать их поиск, помочь с составлением плана выступления. Но важно, чтобы работа проводилась по большей части самостоятельно.

Особенно важная роль отводится судье. В ходе процесса судья должен не просто выслушивать мнения героев, но и обязательно задавать вопросы. Причем вопросы не обязательно должны быть уточняющими — по поводу каких-то деталей или несущественных мелочей. Хорошо, если получится задавать вопросы провокационные, заставляющие задуматься: "А правильно ли я выбрал роль в процессе?" Такие вопросы должны заставлять искать ответ не в тексте, а в жизненной позиции каждого участника, то есть учить детей анализировать материал, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Этап реализации

Для урока желательно расставить мебель в классной комнате таким образом, чтобы воссоздать обстановку судебного зала: отдельные места для защиты и обвинения, скамья подсудимого, верховное место судьи.

Следует четко следовать намеченному плану проведения судебного заседания. То есть, если для речи прокурора, например, отведено 3 минуты, то важно придерживаться этого времени и не давать ученику растекаться мыслью по древу.

Урок-суд не предполагает обмена мнениями. Цель уроков — другая: в ходе дискуссии прийти к единому мнению по поставленной проблеме.

Для воссоздания "полной картины" желательно придерживаться форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, господин прокурор / адвокат, "Встать! Суд идет!", "Слово предоставляется…" и т.д.). Можно ввести и моменты приведения свидетелей к присяге. Но, если такие мелочи занимают много времени, их лучше пропустить, оставив лишь общую фабулу процесса.

Не стоит забывать и о техническом оснащении. Например, можно рекомендовать ученикам использовать в своих выступлениях наглядные материалы, презентации, схемы, графики и т.д.

Завершающий этап урока является одним из основных. После того, как вынесен приговор, необходимо проанализировать итоги урока, то есть провести рефлексию.

При этом важно учесть следующие моменты:

  • степень активности учащихся и степень их подготовленности;
  • использование дополнительной информации, продуктивность самостоятельной работы;
  • оценка учащимися итогов урока: согласны или нет с вердиктом?
  • оценка учащимися степени "интересности" и познавательности такой формы урока.

Преимущества и недостатки урока-суда как формы ролевой игры

Преимущества:

1. Урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей:

  • в зависимости от конечной цели: повторить, обобщить или проанализировать учебный материал;
  • формировать культуру спора;
  • развивать логическое мышление;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах;
  • выявить творческий потенциал учащихся, способствовать его развитию;
  • совершенствовать умение анализировать информацию;
  • воспитывать нравственные, этические и эстетические ценности.

2. Реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Урок-суд — это, хоть и деловая, но игра. А значит, неизбежно возникновение конкуренции — самого сильного "стимулятора".

3. В зависимости от постановки цели возможна реализация междисциплинарного обучения. Например, урок-суд над романом М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Цель: определение жанра (детектив, исторический роман, социальный, психологический). В ходе подготовки к такому судебному заседанию ученикам понадобятся знания и по истории, и по психологии, и по социологии, и по религиоведению, и по уголовному праву.

Межпредметные связи способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Недостатки:

  • урок-суд требует много времени для подготовки;
  • урок получается интересным и содержательным, если учащиеся владеют материалом в достаточной степени, умеют высказывать свое мнение аргументированно, логично и последовательно, не боятся новых идей и не тушуются при виде значительного объема работы.

От редакции. Хотелось бы услышать мнение педагогов, которые практикуют такую форму урока. Пользуется ли успехом урок-суд в ваших классах? С какими трудностями вам приходится сталкиваться?

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

«ХИМКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕЖОТРАСЛЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО»

"Судебное разбирательство»

Разработал: преподаватель предмета «Право»,

социальный педагог

Балашова Г.А.

Урок "Судебное разбирательство»

“Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.
(Солон, 640-559 г. до н.э.)

Цель: знакомство учащихся с российским законодательством, с принципами справедливого демократического судопроизводства, независимостью судей и состязательностью сторон.

  • образовательные:
    показать основные функции суда и прокуратуры в уголовном процессе;
    развить представление о принципе неотвратимости наказания за преступление;
    определить основные роли участников судебных заседаний по уголовным делам;
  • воспитательные:
    формировать собственную позицию по различным нравственно-правовым проблемам;
    способствовать развитию у молодых людей чувства ответственности за свои поступки;
    воспитание уважения к законам, основам правовой культуры личности;
    развивающие:
    сформировать у учащихся навыки полемики;
    умения выражать и отстаивать свою точку зрения, импровизировать.

Методы обучения: ролевая игра.

Формы обучения: опрос, беседа, игра-суд.

Средства обучения:

  • Конституция РФ;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Уголовно – процессуальный кодекс РФ.

Структура урока

I. Организационный момент (2 мин)

II. Повторение пройденного материала (10 мин.)

III. Объяснение нового материала (5 мин.)

IV. Ролевая игра “Судебное разбирательство” (20 мин.)

V. Проверка понимания и закрепление изученного материала (5 мин.)

VI. Выставление оценок и домашнее задание (3 мин.)

I . Организационный момент

Объявление темы и целей урока учителем, подготовка учащихся к работе, организация внимания учащихся.

II . Повторение пройденного материала

Вопросы для проведения опроса учащихся на предмет знаний пройденного материала:

1. Лица, обладающие правом возбуждения уголовного дела?

2. Основания возбуждения уголовного дела?

3. Сроки возбуждения уголовного дела?

4. Следственные действия?

5. Сроки следствия?

6. Привлечение в качестве обвиняемого?

7. Предъявление обвинения?

8. Право на защиту?

9. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору?

10. Направление уголовного дела в суд?

III . Объяснение нового материала

Учитель: Завершающей стадией уголовного производства является судебное заседание, в ходе которого решается вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а также о применении или неприменении к нему уголовного наказания. Участниками судебного процесса являются:

Ø секретарь: секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания, проверяет явку лиц, которые должны участвовать в судебном заседании и выполняет по поручению председательствующего другие действия, предусмотренные законом;

Ø судья: председательствующий руководит судебным заседанием, обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания, разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления, а также знакомит с регламентом судебного заседания;

Ø подсудимый: подсудимый - лицо, против которого возбуждено уголовное дело и в отношении которого проводится судебное разбирательство.

Со стороны обвинения:

Ø прокурор (государственный обвинитель): представляет доказательства, участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения.

Со стороны защиты:

Ø законный представитель : в соответствии с п. 12 ст. 5 УПК законные представители - это родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, а также органы опеки и попечительства. Законные представители несовершеннолетнего подсудимого, вправе:

1) заявлять ходатайства и отводы;
2) давать показания;
3) представлять доказательства;
4) участвовать в прениях сторон;
5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда;
6) участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

Ø адвокат: защитник подсудимого участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, излагает суду свое мнение по существу обвинения и его доказанности, об обстоятельствах, смягчающих наказание подсудимого или оправдывающих его, о мере наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства.

IV . Ролевая игра “Судебное разбирательство”

Учитель: Итак, начинаем. Некоторые учащиеся - участники судебного процесса заранее были ознакомлены с сюжетом и текстом судебного разбирательства, также были распределены роли участников судебного разбирательства, чтобы они продумали линию поведения в суде и подготовили свои реплики, учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства для вынесения оправдательного или обвинительного приговора.

1 часть «Судебная регистрация лиц, участвующих в деле до судебного разбирательства»

Секретарь: - Участники судебного разбирательства подойдите ко мне с документами. (участники судебного заседания, кроме подсудимого, подходят к секретарю, регистрируются, затем занимают свои места)

- при входе судей все присутствующие в зале судебного заседания встают;

- участники судебного разбирательства, а также иные лица, присутствующие в зале судебного заседания, обращаются к суду со словами "Уважаемый суд", а к судье - "Ваша честь".

2 часть «Судебное разбирательство»

Секретарь : - Прошу всех встать, суд идет. (все находящиеся в зале должны встать, судья проходит на свое место, садится)

Судья: - Прошу садиться.

Судья: - Слушается уголовное дело в отношении Стрижовой Анны Владимировны, 14.08.1992 года рождения по обвинению по ст. 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Судья: - Секретарь суда, со стороны обвинения присутствуют все?

Секретарь: - Да, Ваша честь.

Судья : - Со стороны защиты присутствую все?

Секретарь : - Да, Ваша честь.

Судья : - Судебное заседание считаю открытым.

Судья: - Подсудимая, представьтесь.

Подсудимая: - Стрижова Анна Владимировна, 14 августа 1997 года рождения, место рождения г. Энск Московской области.

Судья : - Подсудимая, владеете ли вы русским языком?

Подсудимая : - Да, владею. В услугах переводчика не нуждаюсь.

Судья : - Анна Владимировна, сообщите суду место вашего жительства, место вашей работы или учебы, семенной положение.

Подсудимая: - Место жительства: г. Энск Московской области, ул. Панфилова, д.5, кв. 45, не работаю, обучаюсь в ГБОУ СОШ № 23 г. Энска Московской области, не замужем

Судья: - Объявляю состав суда: со стороны обвинения присутствует – государственный обвинитель – старший советник юстиции Бобрюк Игорь Романович; со стороны защиты – адвокат Коллегии адвокатов Турманов Сергей Викторович. Так как подсудимая является несовершеннолетней, в зале суда присутствует законный представитель - мать подсудимой Стрижова Людмила Валентиновна.

Судья : - Усторон есть право заявить отвод судье. Отвод будет?

Прокурор: - Нет, Ваша честь.

Адвокат: - Нет, Ваша честь.

Судья : - Подсудимая, разъясняю Вам Ваши права. Вы вправе:

- знать, в чем вы обвиняетесь;

- возражать против обвинения, давать показания по предъявленному обвинению либо отказаться от дачи показаний;

- при согласии дать показания вы предупреждаетесь о том, что ваши показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при вашем последующем отказе от этих показаний. Вы согласны дать показания?

Подсудимая: - Я согласна давать показания.

Судья: - Вы можете:

- представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться помощью защитника, приносить жалобы на действия суда и принимать участие в их рассмотрении судом, участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела, знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

- обжаловать приговор , определение , постановление суда и получать копии обжалуемых решений;

- получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления;

- участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

- защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ. Подсудимая, Вам понятны Ваши права?

Подсудимая: - Д а, Ваша честь, понятны.

Судья : - Господин прокурор, изложите обвинение.

Прокурор: - Стрижова Анна Владимировна, 14 августа 1997 года рождения, уроженка г. Энска Московской области, 15 ноября 2013 года в 18.00 ч., находясь по адресу: Московская область, г. Энск, ул. Маяковского, возле дома № 96, купила у неизвестного ей лица наркотическое вещество - героин, массой 4 грамма для последующего сбыта. 15 ноября 2013 года в 19.00 ч., Стрижова А.В., придя домой, по адресу: г. Энск, Московской области, ул. Панфилова, д.5, кв. 45, разделила купленное ею ранее наркотическое вещество – героин, массой 4 грамма в раздельные пакетики, количеством 40 штук. 15 ноября 2013 года в 20.00 ч. она продала 14 пакетиков неизвестным ей лицам по адресу: Московская область, г. Энск, ул. Широкая, д.15 – клуб «Арлекин». 16 ноября 2013 года в 17.00 ч. при продаже 12 пакетиков с наркотическим веществом - героин, массой 0,1 грамм каждый, неизвестному ей лицу она была задержана сотрудниками полиции УМВД г. Энска Московской области. При осмотре квартиры гражданки Стрижовой А.В. в ее комнате было обнаружено и изъято 14 пакетиков с порошком, который по заключению экспертизы, оказался героином. Результаты химико – биологической экспертизы имеются в материалах уголовного дела. Прошу Уважаемый суд признать виновной Стрижову А.В. в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ, и назначить наказание в виде 10 лет лишения свободы.

Судья : - Подсудимая, понятно ли Вам обвинение? Признаете ли Вы себя виновной?

Подсудимая : - Мне обвинения понятно. Виновной себя признаю.

Судья : - Господин адвокат, есть ли у Вас вопросы по предъявленному обвинению. Желаете что-либо добавить?

Адвокат: - Вопросов нет, Ваша честь.

Судья : - У обвинения, будут вопросы к подсудимой?

Прокурор: - У меня вопросов нет, Ваша честь.

Судья : - Господин прокурор, будут ли у вас ходатайства, заявления?

Прокурор : - Нет, Ваша честь.

Судья : - У стороны защиты будут вопросы, ходатайства, заявления?

Адвокат : - Вопросов не будет. Ваша честь, прошу предоставить мне слово и зачитать характеристику на подсудимую с места учебы.

Судья : - Прошу Вас.

Адвокат: - Стрижова Анна Владимировна, 14 августа 1997 года рождения, учится в ГБОУ СОШ № 23 г. Энска Московской области. За время обучения зарекомендовала себя как удовлетворительно успевающая учащаяся, проявляющая интерес к общеобразовательным предметам. Склонности к пропускам занятий без уважительной причины не имеет. От участия в общественной жизни школы не отказывается, но и инициативы не проявляет. Порученные ей задания выполняет ответственно, выполняет начатое дело до конца. По характеру замкнутая, скрытная, неконфликтная, необщительная. Является ведомым членом ученического коллектива. Увлекается компьютерной графикой. Курит. В употреблении спиртных напитков и наркотических средств замечена не была. Ваша честь, я хотел бы еще обратить Ваше внимание на то, что подсудимая ранее не привлекалась к уголовной ответственности. А также прошу приобщить к делу оглашенную мною характеристику.

Судья: - Ваше ходатайство будет удовлетворено.

Судья: - Подсудимая, Вам предоставляется последнее слово.

Подсудимая : - Уважаемый суд, я полностью признаю себя виновной. Раскаиваюсь в содеянном мною преступлении. Больше подобных действий совершать не буду. Прошу сильно меня не наказывать.

Судья: - Суд, рассмотрев материалы и заслушав стороны, удаляется в совещательную комнату для вынесения решения.

Секретарь : - Прошу всех встать.

3 часть «Вынесение приговора»

Секретарь: - Прошу всех встать, суд идет! (во время оглашения приговора все стоят)

Приговор

именем Российской Федерации

г. Энск Московской области "20" января 2014 г.

Подсудимая Стрижова Анна Владимировна, 14 августа 1997 года рождения, уроженка г. Энска Московской области , 15 ноября 2013 года в 18.00 ч., находясь по адресу: Московская область, г. Энск, ул. Маяковского, возле дома № 96, купила у неизвестного ей лица наркотическое вещество- героин, массой 4 г для последующего сбыта. 15 ноября 2013 года в 19.00 , Стрижова А.В., придя домой, по адресу г. Энск Московской области, ул. Панфилова, д.5, кв. 45, разделила купленное ею ранее наркотическое вещество – героин, массой 4 г в раздельные пакетики, количеством 40 штук. 15 ноября 2013 года в 20.00 часов она продала 14 пакетиков неизвестным ей лицам по адресу: Московская область, г. Энск, ул. Широкая, д.15 – клуб «Арлекин». 16 ноября 2013 года в 17.00 часов при продаже 12 пакетиков с наркотическим веществом - героин, массой 0,1 г, неизвестному ей лицу, она была задержана сотрудниками полиции УМВД г. Энска Московской области. При осмотре квартиры гражданки Стрижовой в ее комнате было обнаружено и изъято 14 пакетиков с порошком, который по заключению экспертизы, оказался героином.

Вина подсудимой подтверждается также письменными материалами дела:

- протоколом осмотра квартиры от 18.11.2013 г. и фототаблицей к нему, согласно которого в присутствии понятых с участием эксперта была осмотрена комната обвиняемой и обнаружены 14 пакетиков порошка массой по 0,1 г.

- протоколом выемки от 18.11.2013 г., согласно которого в присутствии понятых была произведена выемка пакетиков с порошком в количестве 14 шт.

- актом экспертизы №12 от 28.11.2013 г., согласно которого изъятый порошок является наркотическим веществом – героин.

Оценив все представленные сторонами доказательства, суд считает, что вина подсудимой нашла полное подтверждение в судебном заседании.

Действия подсудимой подлежат квалификации по п. «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ - незаконное приобретение, хранение в целях сбыта и сбыт в крупных размерах наркотических средств.

При определении вида и размера наказания подсудимой суд в качестве смягчающих наказание обстоятельств учитывает привлечение к уголовной ответственности впервые, исключительно положительные характеристики с места учебы, а также чистосердечное раскаяние и содействие следствию.

Отягчающих наказание обстоятельств не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 302, 307, 308 УПК РФ суд

1. Признать Стрижову Анну Владимировну виновной в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 228 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет с отбыванием в колонии строгого режима .

2. Меру пресечения в отношении осужденной до вступления приговора в законную силу оставить прежнюю — заключение под стражу.

3. Вещественные доказательства – наркотическое вещество, героин –массой 1,4 г – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в суде высшей инстанции в течение 10 суток со дня вручения осужденной копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной

Судья: Баранова И.С. ____________________________

V. Проверка понимания и закрепление изученного материала.

1. Справедливо или несправедливо решение суда?

2. Какова роль прокурора в суде, адвоката в суде?

3. Для чего нужны вещественные доказательства?

4. Почему никто кроме суда, не имеет право назвать человека преступником?

Учитель: “Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.
(Солон, 640-559 г. до н.э.)

“Прекрасно сказано, что в споре двух сторон, суд обе стороны обязан выслушать”.

(Еврипид - древнегреческий поэт-драматург, 480-406г.г. до н.э.).

Сравните обе мысли. Как вы думаете, мог ли Еврипид иметь в виду высказывание именно Солона и почему?

Учащийся: Да, так как он жил позже Солона и был знаком с его произведениями.

VI. Выставление оценок и домашнее задание.

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник - стр. 389 – 396.

Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум - стр. 126 – 130.

Учитель благодарит учащихся за урок, даёт оценку работы учащихся, участникам ролевой игры «Судебное разбирательство» и выставляет оценки в журнал.

Используемая литература.

1. Певцова Е.А.. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 424 с.

2. Певцова Е.А.. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Практикум: учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.

3. Конституция РФ от 12.12.1993 года.

4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 года №214-ФЗ).

5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 года №214-ФЗ).

Урок-суд – это нетрадиционный урок. Актуальность урока обозначена в самой теме. На уроке и атмосфера сама, и ролевое участие обучающихся в качестве судьи (судей), адвоката, прокурора, свидетелей, секретаря, - все приближено к настоящему судебному процессу, что делает его занимательным, интересным и привлекательным.

За несколько дней до урока распределяются роли: судьи, защита (адвокаты), обвинение (прокуроры), свидетели. Через призму доставшейся роли учащийся готовится к данному уроку. Ход урока воспроизводит судебное заседание.

Конструируя подобные уроки, педагог должен помнить, что непременным условием являются фундаментальные знания и глубокая убежденность самого учителя.

Как провести урок-суд: советы и рекомендации, или: "Встать! Суд идет! Слушается дело…"

Урок в форме судебного заседания — далеко не новая практика в методике преподавания. Например, урок литературы "Суд над Евгением Онегиным" вообще считается классикой. Да и учителя-историки, правоведы и особенно, обществоведы часто применяют именно этот вид ролевой игры для закрепления отдельных тем. Как провести урок-суд? Какие нюансы учесть и как подготовить учеников?

Виды урока-суда

Существует два варианта использования данной ролевой игры: полная и частичная. Полное судебное заседание подразумевает один судебный процесс, занимающий все урочное время. Частичный предполагает сразу несколько упрощенных судебных разбирательств в рамках одного урока.

"Мини-суд" на уроке

Для проведения урока выбираются сразу несколько микро-тем, которые предстоит обсудить.

Для каждого судебного дела отбираются по три участника: судья, прокурор и адвокат. Каждое судебное заседание длится не более 5-8 минут.

Такой вид урока удобен, когда ребятам нужно решить несколько вопросов по одной теме. Например, изучается тема "Семейное право". Ученикам можно предложить сразу несколько ситуаций, требующих судебного вмешательства: развод, исполнение брачного договора, истребование алиментов на ребенка и т.д. Небольшие импровизированные "суды" помогут не только показать разнообразие возможных конфликтов, но и более прочно закрепить знание семейного кодекса.

Теперь рассмотрим, как провести урок-суд в полном масштабе.

Урок-суд: подготовка и реализация

Весь процесс удобнее разделить на два этапа: этап подготовки и этап реализации.

Подготовка к уроку

Подготовительный этап к такому уроку занимает достаточно много времени, так как необходимо не только распределить роли, но и подготовить "следственный материал".

Постановка проблемы и цели урока.

Роль игровых судов в том, чтобы прийти к общему мнению по поставленной проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения "виновен — не виновен", сколько важно найти ответы на поставленные вопросы и достичь главной цели урока.

Так, для литературного суда целью чаще всего выбирают "характеристику героя". Например, почему Печорина стоит причислить к "лишним людям"?

Можно выбрать другую цель: "Главная проблема произведения". Например, для урока-суда по тексту Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" взять за гипотезу: "Можно ли оправдать преступление, совершенное во имя любви?"

На уроках истории роль главных героев урока-суда чаще всего отводят выдающимся политикам, государственным деятелям. Цели таких уроков могут быть разнообразными:

выявить положительные и отрицательные стороны деятельности / политики;

проанализировать поступки / политику того или иного деятеля с точки зрения современности;

проанализировать деятельность героя с точки зрения сложившейся исторической обстановки и т.д.

В роли "обвиняемого" иногда выступает не личность, а явление, или группа людей. Например, можно проводить уроки "Суд над наркоманией", "Суд над рабством", "Суд над декабристами" и т.д. В этом случае в качестве цели урока можно выбрать следующие: "оценка явления с точки зрения современности", "анализ пагубности / пользы явления" и т.д.

Не стоит думать, что урок-суд удобно проводить лишь в рамках гуманитарных предметов. Для точных наук тоже можно найти немало вариантов. Например, "Суд над обыкновенными дробями" (цель: доказать значение дробей в математической науке), "Суд над логарифмами" (цель: дать обзорное представление о логарифмах числа и логарифмической линейке). По химии: "Суд над кислородом" (или любым другим химическим элементом), в ходе которого в игровой форме постигаются свойства этого элемента и его роль в таблице Менделеева, его значение для человеческой деятельности, сферы его применения. По географии "Суд над природой" (цель: изучить виды стихийных действий и причины их возникновения), "Суд над человечеством" (цель: обсудить важнейшие проблемы экологии и пути их искоренения).

Таким образом, выбор "обвиняемого" зависит от фантазии педагога. Важнее другое — четко сформулировать проблему и цель урока-суда.

Важно, чтобы в процессе были задействованы все учащиеся. Поэтому, желательно подбирать такую тему, чтобы ситуация охватывала как можно больше детей.

Роли учащиеся выбирают, по возможности, самостоятельно, ориентируясь на свои убеждения, желания и отношение к поставленной проблеме.

Работа с классом.

Если урок-суд проводится впервые, то учитель должен объяснить, как проходит судебный процесс, растолковать, в чем заключается роль каждого из участников. Желательно предоставить схему планируемого урока, чтобы ребята могли сориентироваться и по времени, и по ходу действия.

Пример схемы урока:

Вступительное слово судьи: представление героев "суда", представление обвиняемого и подзащитного, объявление главной проблемы (цели урока).

Обвинительная речь прокурора.

Выступление независимых экспертов.

Выступление свидетелей обвинения.

Выступления свидетелей защиты.

"Последнее слово" обвиняемого.

Подведение итогов (рефлексия).

Работа в группах.

На этом этапе удобнее объединить участников будущего процесса в три группы: обвинение, защита, независимые эксперты. Здесь начинается самая интересная и самая объемная часть работы — поиск улик и доказательств. Если это литературный суд, то обязательно цитирование текста произведения. Можно привлечь альтернативные источники — критические статьи, рецензии и дневники автора. Если суд исторический, то подробно изучаются научные статьи и гипотезы, мнения авторитетных ученых.

Каждый участник будущего процесса составляет план своего выступления, готовит вопросы для оппонентов.

Роль учителя на данном этапе сводится к консультированию. Можно подсказать ученикам дополнительные источники информации, скорректировать их поиск, помочь с составлением плана выступления. Но важно, чтобы работа проводилась по большей части самостоятельно.

Особенно важная роль отводится судье. В ходе процесса судья должен не просто выслушивать мнения героев, но и обязательно задавать вопросы. Причем вопросы не обязательно должны быть уточняющими — по поводу каких-то деталей или несущественных мелочей. Хорошо, если получится задавать вопросы провокационные, заставляющие задуматься: "А правильно ли я выбрал роль в процессе?" Такие вопросы должны заставлять искать ответ не в тексте, а в жизненной позиции каждого участника, то есть учить детей анализировать материал, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Этап реализации

Для урока желательно расставить мебель в классной комнате таким образом, чтобы воссоздать обстановку судебного зала: отдельные места для защиты и обвинения, скамья подсудимого, верховное место судьи.

Следует четко следовать намеченному плану проведения судебного заседания. То есть, если для речи прокурора, например, отведено 3 минуты, то важно придерживаться этого времени и не давать ученику растекаться мыслью по древу.

Урок-суд не предполагает обмена мнениями. Цель уроков — другая: в ходе дискуссии прийти к единому мнению по поставленной проблеме.

Для воссоздания "полной картины" желательно придерживаться форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, господин прокурор / адвокат, "Встать! Суд идет!", "Слово предоставляется…" и т.д.). Можно ввести и моменты приведения свидетелей к присяге. Но, если такие мелочи занимают много времени, их лучше пропустить, оставив лишь общую фабулу процесса.

Не стоит забывать и о техническом оснащении. Например, можно рекомендовать ученикам использовать в своих выступлениях наглядные материалы, презентации, схемы, графики и т.д.

Завершающий этап урока является одним из основных. После того, как вынесен приговор, необходимо проанализировать итоги урока, то есть провести рефлексию.

При этом важно учесть следующие моменты:

степень активности учащихся и степень их подготовленности;

использование дополнительной информации, продуктивность самостоятельной работы;

оценка учащимися итогов урока: согласны или нет с вердиктом?

оценка учащимися степени "интересности" и познавательности такой формы урока.

Преимущества и недостатки урока-суда как формы ролевой игры

Преимущества:

1. Урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей:

в зависимости от конечной цели: повторить, обобщить или проанализировать учебный материал;

формировать культуру спора;

развивать логическое мышление;

совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах;

выявить творческий потенциал учащихся, способствовать его развитию;

совершенствовать умение анализировать информацию;

воспитывать нравственные, этические и эстетические ценности.

2. Реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Урок-суд — это, хоть и деловая, но игра. А значит, неизбежно возникновение конкуренции — самого сильного "стимулятора".

3. В зависимости от постановки цели возможна реализация междисциплинарного обучения. Например, урок-суд над романом М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Цель: определение жанра (детектив, исторический роман, социальный, психологический). В ходе подготовки к такому судебному заседанию ученикам понадобятся знания и по истории, и по психологии, и по социологии, и по религиоведению, и по уголовному праву.

Межпредметные связи способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

урок-суд требует много времени для подготовки;

урок получается интересным и содержательным, если учащиеся владеют материалом в достаточной степени, умеют высказывать свое мнение аргументированно, логично и последовательно, не боятся новых идей и не тушуются при виде значительного объема работы.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: