Уголовная политика это государственная программа борьбы с в действии

Обновлено: 26.04.2024

воскресенье, 22 марта 2020 г.

Лекция от 03.04. и 04.03.2020!Для магистров Роль УП для 2 курса ОЗО Роль УП в борьбе с отдельными категориями преступлений

В современный период в условиях дальнейшей демократизации общества весьма важной задачей становится разработка и реализация нормативно-правовых и организационно-управленческих мер борьбы с преступностью. Эффективная организация борьбы с преступностью невозможна без выработки и проведения государством особой политики. Такую политику, пишет Н.Э. Мартыненко, называют уголовной политикой .

Содержанию понятия «уголовная политика» посвящено множество научных исследований. Впервые термин "уголовная политика" использовал в своих трудах в Фейербах 1804 году. Упоминания об уголовной политике содержится также в работах Хенке, Бентама, Бемера, Капплера, Листа и др. В дореволюционной России об уголовной политике писали: Чубинский, Фойницкий, Пионтковский, Таганцев и т.д. Исследованию уголовной политики в России в 60–90-е годы XX века придавали значение многие ученые: А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев, П.С. Дагель, М.М. Бабаев, Г.М. Миньковский, М.П. Клейменов и целый ряд других авторов. В частности А.А. Герцензон писал: "Уголовная политика направляет деятельность органов государственной власти и общественности в борьбе с преступлениями и иными общественно опасными поступками, основываясь на точном исполнении законов".

Анализ научных трудов, посвященных данной проблеме, показывает, что ученые по разному подходят к определению понятия «уголовная политика». Одни авторы пишут, что «уголовная политика как одно из направлений социальной политики, – это государственная политика в области борьбы с преступностью. Уголовная политика определяет стратегию и тактику этой борьбы» . Другие говорят об уголовной политике как политике определения основных направлений стратегии и тактики борьбы с преступностью . А.А. Герцензон пишет, что уголовная политика реализуется в процессе применения на практике как специальных мер (криминологических, уголовно-процессуальных, исправительно-трудовых, уголовно-правовых), так и мер чисто социального характера (экономических, идеологических, медицинских и т.д.)» .

Изложенные концепции уголовной политики позволяют выделить широкое и узкое ее понимание. Широкое понимание уголовной политики предопределено правовыми нормами , с этой точки зрения в рамках уголовной политики можно различать: политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную, политику в сфере профилактики преступности, политику уголовно-тактическую, уголовно-профилактическую, криминалистическую, пенитенциарную, оперативно-розыскную и др.

• как государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая как правовыми, так и внеправовыми средствами противодействия преступности.

как государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая на основании только норм права .

• как государственная политика борьбы с преступностью, определяемая и реализуемая исключительно нормами уголовного права.

В современных науках криминального цикла ведется дискуссия о необходимости разработать Основы государственной политики борьбы с преступностью в Российской Федерации . Безусловно, принятие такого нормативного акта является актуальным, так как в нём будет закреплён и понятийный аппарат – дефиниции уголовной и (или) уголовно-правовой политики. Говорить же о том, какой должна быть уголовная или уголовно-правовая политика, не исходя из единого понимания содержания этих дефиниций, представляется весьма затруднительным.

Кроме того, понятие уголовная политика рассматривается ещё более узко. В этом случае под ней понимается та часть или направление государственной политики в области борьбы с преступностью, которая реализуется средствами и методами только уголовного права.

Следует иметь в виду, что государственная политика противодействия преступности объединяет в себе не только правовые, но и социальные, экономические и иные меры, направленные на пресечение, реагирование и предупреждение преступности.

Таким образом, уголовная политика – это государственная политика борьбы с преступностью, заключающаяся как в нормативном, так и в ином определении мер, направленных на противодействие преступности, устранение её причин и последствий, как через соответствующую деятельность органов государственной власти, так и через деятельность общественную.

• Уголовно-правовая политика является частью уголовной политики, которая не выходит за пределы предмета и метода уголовного права.

• Термин «уголовно-правовая политика» можно рассматривать и понимать двояко – как уголовную политику, определяемую и реализуемую только через нормы уголовного права или как через нормы права вообще. При второй трактовке объём понятия уголовно-правовой политики получается значительно более широким.

Наибольшую сложность при характеристике уголовной политики в юридической науке имеют вопросы, связанные с понятийными ее индикаторами. В частности, в трудах ученых криминалистов встречаются отличающиеся по форме ее определения. Так, одни ученые пишут «уголовная политика противодействия преступности», другие – «уголовная политика борьбы с преступностью». В этой связи необходимо определить соотношение терминов «борьба с преступностью» и «противодействие преступности».

Термин "борьба с преступностью" широко применяется в правовых и других официальных документах, а также в научных трудах. Организация Объединенных Наций проводит конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями.

Термина «борьба с преступностью» применяется для обозначения сложной системно-структурной деятельности, имеющей цель добиться снижения преступности и степени ее общественной опасности, устранить или нейтрализовать детерминанты, причины преступности.

Достижение указанной цели понималось таким образом, что борьба с преступностью представляет собой одну из сфер социального управления в широком смысле слова, так как это, прежде всего, воздействие на причины и условия, порождающие преступления и преступность, влияющие на их развитие. Борьба с преступностью предполагает также воздействие на лиц, совершающих преступления, саму преступность в целях недопущения рецидива преступлений и самодетерминации преступности. То есть сюда же включается правоохранительная деятельность по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и их наказанию.

В последнее время особенно часто ставится под сомнение допустимость применения термина "борьба с преступностью". Его предлагают заменить другими: "контроль", "противодействие". Иногда употребляют и понятие "война". Однако указанные определения представляются более уязвимыми, чем "борьба с преступностью".

В юридической науке и практической деятельности правоохранительных органов термин «противодействие преступности» весьма часто отождествляется с термином «борьба с преступностью». Так, например Р.Ф. Арутюнян, исследуя проблему противодействия организованному терроризму в кавказском регионе СНГ, не делает различий между противодействием терроризму и борьбой с терроризмом [1, с. 27].

В.И. Даль раскрывает смысл глагола «противодействовать» как «перечить, идти противу, наперекоръ, мешать и стараться уничтожить другое действие» [5, с. 520].

Отсюда суть термина «противодействие» сводится к таким понятиям, как борьба и сопротивление. При этом термин «борьба» оказывается более узким понятием по отношению к термину «противодействие» и входит в его содержание в качестве составной части. Так, с точки зрения отдельных авторов понятие противодействия преступлениям террористического характера шире понятия борьбы с преступлениями террористического характера [14, с. 45-46; 15, с. 184].

Такая трактовка соотношения терминов «борьба с преступностью» и «противодействия преступности» заложена и в нормативных актах. Так, в Федеральном законе от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» говорится о том, что «противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц» [36, ст. 3].

Раскрывая основные понятия, используемые в федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», законодатель определяет противодействие коррупции как «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

Между тем «Противодействие» в целом трактуется как уничтожение другого действия, идти наперекор чему-либо, мешать чему-либо. Очевидно, что данный термин не отражает сути рассматриваемой деятельности. Поэтому считаем более целесообразным использовать термин «борьба с преступностью».

• перевод выработанных концепций в сферу практических мероприятий по реализации уголовной политики; определение основных направлений борьбы с преступностью, выделение в ней ударных точек, аспектов, акцентов;

• разработку целевых программ, стратегических планов борьбы с преступностью; определение конкретных форм и способов практического осуществления намеченных мероприятий;

• обеспечение оптимально возможного в конкретных условиях воздействия на факторы, детерминирующие преступность, в целях их сдерживания, минимизации, нейтрализации, локализации;

• обеспечение неотвратимости ответственности за совершенные преступления, ее дифференциации и индивидуализации;

Принципы уголовной политики борьбы с преступностью, как и всякие принципы, представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе всей системы мер по противодействию преступности.

Гуманизация , выступая объективной потребностью развития российского общества и государства, признается главным направлением реформы российской уголовно-правовой системы. Направленность уголовной политики на гуманизацию стала в настоящее время стабильной тенденцией: по многим преступлениям смягчены наказания, устранены более строгие или введены более мягкие виды наказаний, устранены нижние пределы санкции в виде лишения свободы, ареста или исправительных работ; сокращены сроки наказания, введены альтернативные наказания, изменены институты уголовного права; сокращено число лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Либерализация , как самостоятельное направление уголовной политики, выражается в расширении видов уголовного наказания, не связанных с лишением свободы человека, и введении новых, дополнительных способов замены лишения свободы, отсрочки, прекращения уголовного преследования и наказания по отдельным категориям составов преступления (налоговые, экономические, взяточничество и т. п.).

Современная уголовная политика требует качественно нового подхода, нового уровня управления силами, задействованными на антикриминальном фронте: консолидации государственных органов и структур гражданского общества, согласованности действий всех ветвей власти, координации деятельности по борьбе с преступностью.

Уголовно-правовая политика борьбы с преступностью выступает одним из направлений реализации государственной стратегии обеспечения криминологической безопасности и базируется на признании фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости ее основных положений с социальной политикой государства, а также политикой в области профилактики преступности, защиты и поддержки потерпевших от преступлений, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное наказание.

Среди основных задач, стоящих на современном этапе, можно назвать комплексное решение ряда взаимосвязанных задач уголовно-правовой политики, которые состоят в том, чтобы:

• с учетом требований правовой определенности и правовой стабильности нормативно зафиксировать не допускающие расширительного толкования признаки и границы поведения, признаваемого преступным;

• обеспечить адекватность уголовного законодательства актуальным криминальным угрозам и ведущим тенденциям в развитии преступности;

• добиться полного соответствия уголовного законодательства и практики его применения конституционным и международно-правовым стандартам прав человека и безопасности;

• развивать основу и механизмы гармонизации и унификации уголовного законодательства в рамках международного сотрудничества РФ с иными государствами;

• гарантировать права и законные интересы лиц, потерпевших от преступлений, обеспечить их безопасность, создать условия для максимально полной реализации прав человека на справедливый суд и компенсацию причиненного преступлением вреда;

• достичь качественного улучшения реального состояния преступности, в том числе снижения объема и уровня общественной опасности отдельных ее видов: террористической, рецидивной, организованной, насильственной, корыстной, преступности несовершеннолетних.

• детализировать критерии отграничения преступлений от иных правонарушений, в первую очередь от административных правонарушений, минимизировать объемы усмотрения правоприменителя в решении вопроса об отграничении преступлений от непреступных деяний;

• конкретизировать содержание и укрепить юридическое значение нормативной категоризации преступлений, посредством которой установить особые правила для преступлений, не представляющих большой общественной опасности (уголовных проступков), неосторожных преступлений, преступлений исключительной тяжести, преступлений международного и транснационального характера;

• в соответствии с принципом обеспечения права человека на безопасность совершенствовать систему обстоятельств, исключающих преступность деяний, с тем, чтобы активизировать антикриминальную активность граждан и спецслужб, одновременно защитив их от риска необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

• законодательно закрепить толкование основных терминов уголовного закона и основные правила квалификации преступлений.

Одной из задач современной уголовной политики России на современном этапе является международное сотрудничество государств и правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. В настоящее время существует настоятельная и объективная потребность интеграции России в мировое правовое пространство, определение возможностей адаптации зарубежного опыта в условиях российской действительности. Учёт зарубежной правовой культуры (законотворческой и правоприменительной деятельности) дает новые идеи и направления, как для развития российского уголовного законодательства, так и для определения уголовной политики государства в целом.

Другой задачей современной уголовной политики является развитие системы восстановительного правосудия. До последнего времени вся система правосудия была сосредоточена не на пострадавшем от преступных посягательств, как это должно быть в идеале, а на виновном. Предполагалось, что потерпевший должен испытывать удовлетворение не от восстановления его нарушенных прав (естественно, когда это возможно) в форме возмещения ущерба или денежной компенсации, а от уголовного наказания, назначенного преступнику. В связи с этим весьма позитивным является развитие процедуры примирения между обвиняемым и потерпевшим. Это прежде всего касается случаев совершения правонарушений несовершеннолетними. Развитые страны широко используют данную систему.

от 15 апреля 2014 года N 345

(с изменениями на 11 сентября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации подготовить предложения об увеличении ресурсного обеспечения государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в 2017-2020 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

____________________________________________________________________

В настоящую государственную Программу вносились изменения с 1 января 2022 года постановления Правительства РФ от 26.11.2021 N 2053.

- Примечание изготовителя базы данных.

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 345
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2022 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 сентября 2021 года N 1541. -

Государственная программа Российской Федерации

"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (далее - Программа) реализуется в сферах внутренних дел, контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, миграции.

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), осуществляемая в рамках Программы, позволила сохранить контроль над криминальной ситуацией.

При этом в 2020 году продолжилось снижение регистрации наиболее опасных деяний против личности, таких как убийства (на 3,2 процента к 2019 году), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (на 6,7 процента к 2019 году), разбойные нападения (на 21,7 процента к 2019 году), грабежи (на 16,2 процента к 2019 году) и, как следствие, снижение числа лиц, погибших от преступных посягательств (на 5,2 процента к 2019 году), а также числа лиц, здоровью которых в результате преступлений был причинен тяжкий вред (на 6,9 процента к 2019 году).

В 2020 году сохранилась наметившаяся в 2016 году тенденция снижения количества правонарушений, совершенных в общественных местах (на 10 процентов к 2019 году), в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах (на 9,9 процента к 2019 году).

В настоящее время продолжается противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, изъятие из незаконного оборота значительных объемов наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Сотрудниками органов внутренних дел в 2020 году выявлено 182,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Одним из приоритетных вызовов для органов внутренних дел в условиях интенсивного развития сферы информационно-телекоммуникационных технологий является стремительный рост количества преступлений, совершенных с их использованием, а также рост количества фактов деструктивного влияния на несовершеннолетних посредством телекоммуникационных сетей.

Основным способом дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

Осуществляется комплекс мероприятий по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, упрощается порядок его приобретения. Принимаются меры по противодействию преступлениям, совершаемым как иностранными гражданами и лицами без гражданства, так и в отношении их.

В 2020 году иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 34,4 тыс. преступлений, что на 1,5 процента меньше, чем в 2019 году. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось в 2020 году на 4,9 процента.

В приоритетном порядке принимаются меры по совершенствованию механизма предоставления органами внутренних дел государственных услуг в области безопасности дорожного движения и в сфере миграции, а также обеспечению информационной безопасности и технической защиты информации, что позволяет поддерживать удовлетворенность граждан качеством предоставления указанных государственных услуг на уровне более 90 процентов.

Значительные усилия направляются на сбережение личного состава, сохранение кадрового ядра, комплектование подразделений и служб системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В то же время на успешное решение вопросов кадрового обеспечения органов внутренних дел негативное влияние оказывает ряд социально-экономических факторов, таких как низкая экономическая привлекательность службы, сложные условия труда и высокая служебная нагрузка. В этой связи сохраняется значительная неукомплектованность кадрового состава.

Таким образом, приоритетного внимания заслуживает решение вопросов по дальнейшему обеспечению социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов личного состава органов внутренних дел.

Важным направлением совершенствования борьбы с преступностью является надлежащее тыловое и медицинское обеспечение органов внутренних дел. В этой связи непрерывно осуществляется деятельность, направленная на материально-техническое и научно-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел, капитальное строительство, совершенствование ведомственной системы здравоохранения.

Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминальной ситуации в России в долгосрочной перспективе зависят, в первую очередь, от развития ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция.

Приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе "О полиции".

Ряд приоритетов, целей и задач, относящихся к сфере деятельности органов внутренних дел, определен в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.

В соответствии с положениями Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. N Пр-2685, при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, торговлей людьми, а также организации незаконной миграции и других преступных посягательств на права и свободы гражданина, материальные и духовные ценности общества.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - национальные цели). Осуществляемая в рамках Программы деятельность органов внутренних дел по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, а также созданию условий для эффективного развития миграционных процессов окажет влияние на достижение таких национальных целей, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни.

В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", одними из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму являются осуществление принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности, повышение эффективности работы по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организации.

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г., предусматривает среди прочих целей указанной национальной системы снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организации.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы", целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе.

В сфере международного гуманитарного сотрудничества и прав человека Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определена задача Российской Федерации по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию.

Согласно Основам государственной пограничной политики Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. N 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации", одной из основных угроз национальной безопасности в пограничном пространстве является трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов.

Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", определены основные направления обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности, к числу которых отнесено противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, а также повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействие таким правонарушениям.

Исходя из целей и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы, содержащихся в федеральных законах, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в документах стратегического планирования, сформулированы цели Программы:

противодействие преступности и повышение эффективности охраны общественного порядка (обеспечивающее уменьшение доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, в общем количестве преступлений до 5,27 процента, а также снижение уровня не разысканных без вести пропавших граждан по отношению к 2021 году до 95,9 процента в 2030 году);

снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий к 2030 году до уровня, не превышающего 4 человека на 100 тыс. населения;

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2021 г. № 1541

МОСКВА

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2188; 2020, № 2, ст. 170; № 42, ст. 6602; 2021, № 7, ст. 1111).

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня вступления в силу настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 11 сентября 2021 г. № 1541

ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Изложить государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 345(в редакции постановленияПравительства Российской Федерацииот 11 сентября 2021 г. № 1541)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (далее - Программа) реализуется в сферах внутренних дел, контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, миграции.

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), осуществляемая в рамках Программы, позволила сохранить контроль над криминальной ситуацией.

При этом в 2020 году продолжилось снижение регистрации наиболее опасных деяний против личности, таких как убийства (на 3,2 процента к 2019 году), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (на 6,7 процента к 2019 году), разбойные нападения (на 21,7 процента к 2019 году), грабежи (на 16,2 процента к 2019 году) и, как следствие, снижение числа лиц, погибших от преступных посягательств (на 5,2 процента к 2019 году), а также числа лиц, здоровью которых в результате преступлений был причинен тяжкий вред (на 6,9 процента к 2019 году).

В 2020 году сохранилась наметившаяся в 2016 году тенденция снижения количества правонарушений, совершенных в общественных местах (на 10 процентов к 2019 году), в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах (на 9,9 процента к 2019 году).

В настоящее время продолжается противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, изъятие из незаконного оборота значительных объемов наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Сотрудниками органов внутренних дел в 2020 году выявлено 182,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Одним из приоритетных вызовов для органов внутренних дел в условиях интенсивного развития сферы информационно-телекоммуникационных технологий является стремительный рост количества преступлений, совершенных с их использованием, а также рост количества фактов деструктивного влияния на несовершеннолетних посредством телекоммуникационных сетей.

Основным способом дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

Реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", в составе Программы обеспечила за период 2017 - 2020 годов переселение в Российскую Федерацию более 980 тыс. соотечественников.

Осуществляется комплекс мероприятий по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, упрощается порядок его приобретения. Принимаются меры по противодействию преступлениям, совершаемым как иностранными гражданами и лицами без гражданства, так и в отношении их.

В 2020 году иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 34,4 тыс. преступлений, что на 1,5 процента меньше, чем в 2019 году. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось в 2020 году на 4,9 процента.

Посредством реализации Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2018 г. № 1272 "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы", обеспечивается эффективная государственная защита участников уголовного судопроизводства.

В приоритетном порядке принимаются меры по совершенствованию механизма предоставления органами внутренних дел государственных услуг в области безопасности дорожного движения и в сфере миграции, а также обеспечению информационной безопасности и технической защиты информации, что позволяет поддерживать удовлетворенность граждан качеством предоставления указанных государственных услуг на уровне более 90 процентов.

Значительные усилия направляются на сбережение личного состава, сохранение кадрового ядра, комплектование подразделений и служб системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В то же время на успешное решение вопросов кадрового обеспечения органов внутренних дел негативное влияние оказывает ряд социально-экономических факторов, таких как низкая экономическая привлекательность службы, сложные условия труда и высокая служебная нагрузка. В этой связи сохраняется значительная неукомплектованность кадрового состава.

Таким образом, приоритетного внимания заслуживает решение вопросов по дальнейшему обеспечению социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов личного состава органов внутренних дел.

Важным направлением совершенствования борьбы с преступностью является надлежащее тыловое и медицинское обеспечение органов внутренних дел. В этой связи непрерывно осуществляется деятельность, направленная на материально-техническое и научно-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел, капитальное строительство, совершенствование ведомственной системы здравоохранения.

Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминальной ситуации в России в долгосрочной перспективе зависят, в первую очередь, от развития ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Основные задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации закреплены в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".

Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция.

Приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе "О полиции".

Ряд приоритетов, целей и задач, относящихся к сфере деятельности органов внутренних дел, определен в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.

В соответствии с положениями Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685, при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, торговлей людьми, а также организации незаконной миграции и других преступных посягательств на права и свободы гражданина, материальные и духовные ценности общества.

Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р, в качестве целей определены повышение безопасности дорожного движения и стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определено, что в 2024 году необходимо обеспечить снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - национальные цели). Осуществляемая в рамках Программы деятельность органов внутренних дел по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, а также созданию условий для эффективного развития миграционных процессов окажет влияние на достижение таких национальных целей, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни.

В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", одними из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму являются осуществление принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности, повышение эффективности работы по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организации.

Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации отнесен высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере.

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г., предусматривает среди прочих целей указанной национальной системы снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организации.

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года", стратегическими целями определены сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, а также снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе.

В сфере международного гуманитарного сотрудничества и прав человека Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определена задача Российской Федерации по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию.

Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", поставлена приоритетная задача по совершенствованию механизмов регулирования внутренней и внешней миграции.

Согласно Основам государственной пограничной политики Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации", одной из основных угроз национальной безопасности в пограничном пространстве является трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов.

Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", определены основные направления обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности, к числу которых отнесено противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, а также повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействие таким правонарушениям.

Исходя из целей и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы, содержащихся в федеральных законах, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в документах стратегического планирования, сформулированы цели Программы:

противодействие преступности и повышение эффективности охраны общественного порядка (обеспечивающее уменьшение доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, в общем количестве преступлений до 5,27 процента, а также снижение уровня не разысканных без вести пропавших граждан по отношению к 2021 году до 95,9 процента в 2030 году);

снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий к 2030 году до уровня, не превышающего 4 человека на 100 тыс. населения;

обеспечение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в области безопасности дорожного движения и в сфере миграции - не менее 90 процентов ежегодно.

Система целеполагания Программы гармонизирована с положениями Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2014 г. № 345

МОСКВА

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 385, от 20.03.2018 № 305, от 30.03.2018 № 366-13, от 06.02.2019 № 83, от 28.03.2019 № 337-18, от 28.11.2019 № 1524, от 27.12.2019 № 1900-79, от 08.10.2020 № 1636, от 03.02.2021 № 105-5, от 11.09.2021 № 1541, от 26.11.2021 № 2053)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности".

2. Министерству внутренних дел Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации подготовить предложения об увеличении ресурсного обеспечения государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" в 2017-2020 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНАпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 345(в редакции постановленияПравительства Российской Федерацииот 11 сентября 2021 г. № 1541)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 № 2053)

I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" (далее - Программа) реализуется в сферах внутренних дел, контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, миграции.

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), осуществляемая в рамках Программы, позволила сохранить контроль над криминальной ситуацией.

При этом в 2020 году продолжилось снижение регистрации наиболее опасных деяний против личности, таких как убийства (на 3,2 процента к 2019 году), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (на 6,7 процента к 2019 году), разбойные нападения (на 21,7 процента к 2019 году), грабежи (на 16,2 процента к 2019 году) и, как следствие, снижение числа лиц, погибших от преступных посягательств (на 5,2 процента к 2019 году), а также числа лиц, здоровью которых в результате преступлений был причинен тяжкий вред (на 6,9 процента к 2019 году).

В 2020 году сохранилась наметившаяся в 2016 году тенденция снижения количества правонарушений, совершенных в общественных местах (на 10 процентов к 2019 году), в том числе на улицах, площадях, в парках, скверах (на 9,9 процента к 2019 году).

В настоящее время продолжается противодействие преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, изъятие из незаконного оборота значительных объемов наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Сотрудниками органов внутренних дел в 2020 году выявлено 182,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Одним из приоритетных вызовов для органов внутренних дел в условиях интенсивного развития сферы информационно-телекоммуникационных технологий является стремительный рост количества преступлений, совершенных с их использованием, а также рост количества фактов деструктивного влияния на несовершеннолетних посредством телекоммуникационных сетей.

Основным способом дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

Выполнение Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", с начала ее реализации обеспечило переселение в Российскую Федерацию более 980 тыс. соотечественников. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 № 2053 - с 1 января 2022 г.)

Осуществляется комплекс мероприятий по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, упрощается порядок его приобретения. Принимаются меры по противодействию преступлениям, совершаемым как иностранными гражданами и лицами без гражданства, так и в отношении их.

В 2020 году иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 34,4 тыс. преступлений, что на 1,5 процента меньше, чем в 2019 году. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось в 2020 году на 4,9 процента.

Посредством реализации Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2018 г. № 1272 "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы", обеспечивается эффективная государственная защита участников уголовного судопроизводства.

В приоритетном порядке принимаются меры по совершенствованию механизма предоставления органами внутренних дел государственных услуг в области безопасности дорожного движения и в сфере миграции, а также обеспечению информационной безопасности и технической защиты информации, что позволяет поддерживать удовлетворенность граждан качеством предоставления указанных государственных услуг на уровне более 90 процентов.

Значительные усилия направляются на сбережение личного состава, сохранение кадрового ядра, комплектование подразделений и служб системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В то же время на успешное решение вопросов кадрового обеспечения органов внутренних дел негативное влияние оказывает ряд социально-экономических факторов, таких как низкая экономическая привлекательность службы, сложные условия труда и высокая служебная нагрузка. В этой связи сохраняется значительная неукомплектованность кадрового состава.

Таким образом, приоритетного внимания заслуживает решение вопросов по дальнейшему обеспечению социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов личного состава органов внутренних дел.

Важным направлением совершенствования борьбы с преступностью является надлежащее тыловое и медицинское обеспечение органов внутренних дел. В этой связи непрерывно осуществляется деятельность, направленная на материально-техническое и научно-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел, капитальное строительство, совершенствование ведомственной системы здравоохранения.

Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминальной ситуации в России в долгосрочной перспективе зависят, в первую очередь, от развития ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Основные задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации закреплены в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".

Базовым элементом системы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности является полиция.

Приоритеты ее деятельности сформулированы в Федеральном законе "О полиции".

Ряд приоритетов, целей и задач, относящихся к сфере деятельности органов внутренних дел, определен в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.

Абзац. (Утратил силу с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 № 2053)

Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р, в качестве целей определены повышение безопасности дорожного движения и стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определено, что в 2024 году необходимо обеспечить снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - национальные цели). Осуществляемая в рамках Программы деятельность органов внутренних дел по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению и пресечению преступлений, обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, а также созданию условий для эффективного развития миграционных процессов окажет влияние на достижение таких национальных целей, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни.

В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года", одними из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму являются осуществление принципа неотвратимости и соразмерности наказания за осуществление экстремистской деятельности, повышение эффективности работы по выявлению и пресечению изготовления, хранения и распространения экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организации.

Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации отнесен высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере.

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г., предусматривает среди прочих целей указанной национальной системы снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организации.

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года", стратегическими целями определены сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, а также снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы", целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе.

В сфере международного гуманитарного сотрудничества и прав человека Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации", определена задача Российской Федерации по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Российскую Федерацию.

Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", поставлена приоритетная задача по совершенствованию механизмов регулирования внутренней и внешней миграции.

Согласно Основам государственной пограничной политики Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации", одной из основных угроз национальной безопасности в пограничном пространстве является трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов.

Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", определены основные направления обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности, к числу которых отнесено противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, а также повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействие таким правонарушениям.

Исходя из целей и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы, содержащихся в федеральных законах, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в документах стратегического планирования, сформулированы цели Программы:

противодействие преступности и повышение эффективности охраны общественного порядка (обеспечивающее уменьшение доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, в общем количестве преступлений до 5,27 процента, а также снижение уровня не разысканных без вести пропавших граждан по отношению к 2021 году до 95,9 процента в 2030 году);

снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий к 2030 году до уровня, не превышающего 4 человека на 100 тыс. населения;

обеспечение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг в области безопасности дорожного движения и в сфере миграции - не менее 90 процентов ежегодно.

Система целеполагания Программы гармонизирована с положениями Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенные в том числе в соответствии с национальными целями, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

Достижение целей Программы обеспечивается посредством решения задач, закрепленных в проектах и комплексах процессных мероприяти

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: