Учитывая практику предоставления этими государствами удобных флагов им было отказано в избрании

Обновлено: 04.05.2024

А вы знали, что в мире есть морские державы, которые не имеют выхода к морю? Страны, которые имеют флот, но не имеют собственных портов и выхода к морю. Вот сегодня мы и разберемся, как такое происходит и почему судовладельцам выгодно регистрировать свои суда в определенных странах.

Удобный флаг.

Удобный флаг — это экономико-правовой термин, обозначающий страну, которая предоставляет большие льготы судовладельцам. В большинстве портов мира суда под этим флагом чувствуют себя в безопасности. Это флаг, который обеспечит судну благоприятные условия плавания и льготы в портовых сборах.

Удобный флаг зачастую предлагает:

  • Небольшой срок регистрации судна
  • Минимальные требования к оплате труда
  • Отсутствие требования к национальности экипажа. Например, как суда под русским флагом, должны иметь русского капитана.
  • Минимум формальностей

Отличительной особенностью удобных флагов является то, что страны этих флагов не особо принимали участия в военных действиях последних лет и поэтому отношения с большинством стран у них хорошие, что и позволяет судовладельцам не нести дополнительные траты в портах разных государств.

Панама стала первой страной с удобным флагом. В 1920 году Панама начала принимать суда в свой открытый реестр судов. Сейчас Панама является морской державой с самым большим флотом в мире. Панама значительно превышает флоты Китая и США. Китай имеет на данный момент около 3700 судов. США около 3400, а Панама 8600.

В удобные флаги, в большинстве своем попадают маленькие островные государства возле Америки. Ведь у них требования к судовладельцам минимальны и бумажной волокиты минимум. Вот список удобных флагов мира:

Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Бермуды, Боливия, Вануату, Гибралтар, Гондурас, Грузия, Доминика, Острова Кайман, Камбоджа, Кипр, Коморы, Либерия, Ливан, Маврикий, Мальта, Маршалловы Острова, Молдавия, Монголия, Мьянма, Нидерландские Антильские острова, Острова Кука, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Тувалу, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея, Ямайка.

Как вы можете видеть, список удобных флагов достаточно обширный, судовладельцу есть где разгуляться.

Список морских держав без выхода к морю.

В мире есть всего 3 страны, которые регистрируют суда под своим флагом, при этом не имеют выход к морю.

Монголия.

Первой морской державой в списке будет Монголия. Страна степных наездников является морской державой, как бы удивительно это не было. На данный момент под Монгольским флагом ходит около 2000 судов.

Монголия начала регистрировать суда под своим флагом еще в 2003 году. В этом же году Монголия подписала все международные морские конвенции и теперь следит за соблюдением всех этих требований.

Боливия.

Боливия утратила выход к морю около 100 лет назад, но до сих пор регистрирует у себя в стране суда и даже имеет ВМФ. 23 марта у них национальный день моря. ВМФ состоит из нескольких катеров, которые патрулируют высокогорное озеро Титикана и разветвленную систему рек в стране.

Молдавия.

Про Молдавию много рассказать не получится, не так уж часто она мелькает в новостях. Известно только, что на момент 2017 года у Молдавии было всего 168 судов.

Надеюсь вам понравилось. Очень благодарен за ваши комментарии и лайки. Если остались вопросы задавайте обязательно обсудим. А пока можете почитать и другие мои статьи:

В начале ХХ века несколько государств приняли законы об упрощенной регистрации иностранных судов под флагом своей страны. Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами. [3] К числу государств, предоставляющих удобные флаги, Международный профессиональный союз моряков (далее по тексту – ITF), относит следующие страны: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Боливия, Бирма, Камбоджа, Каймановы острова, Коморские острова, Кипр, Экваториальная Гвинея, Франция (второй регистр), Грузия, Германия, Гибралтар, Гондурас, Ямайка, Ливан, Либерия, Мальта, Республика Маршалловы Острова, Маврикий, Монголия, Нидерландские Антильские острова, Северная Корея, Панама, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Вануату. [4] Более 30% мирового тоннажа торгового флота находится под юрисдикцией Панамы.

Понятие удобного флага подразумевает под собой регистрацию судна под национальным флагом определенной страны, при этом фактической привязки судовладельца к этой стране, нет.

В первую очередь, удобный флаг судна выгоден стране, предоставляющей такие услуги, так как это легкий способ получить определенный доход. Бюджет стран удобных флагов формируется в значительной части от регистрационных взносов судовладельцев. В этой связи, между странами удобного флага возникает конкуренция, вследствие которой, для привлечения новых судов под свой флаг, занижаются требования к охране труда, к возрасту и состоянию судов, что негативно сказывается на состоянии мирового флота и условий работы моряков.

Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций. Зачастую именно анонимность привлекает тех, кто использует удобный флаг в преступных целях. Возможность скрыть фактически всю лишнюю или ненужную, с точки зрения преступников, информацию о судне открывает огромные возможности для осуществления множества незаконных операций. В частности, суда используются для контрабанды оружия, наркотиков или даже людей, а также в целях отмывания денег.

Еще одной причиной распространенности такого явления, как удобный флаг, является то, что требования касательно соблюдения адекватных условий жизни и труда команд на суднах занижены по сравнению с нормами, существующими в иных государствах. Особенно это касается соблюдения трудового распорядка и выплаты заработной платы, так как власти позволяют соблюдать далеко не все требования международного права в этих вопросах. Это обуславливает резкое снижение расходов на содержание команды, к тому же существует практика найма на моряков вне зависимости от их гражданства, что также позволяет значительно экономить на рабочей силе.

Однако минимальные требования к составу экипажа, предъявляемые странами открытой регистрации, могут привести к тому, что трудовое законодательство по отношению к членам команды почти не соблюдается или же не соблюдается вовсе. Несоблюдение норм законодательства и отсутствие социальных гарантий приводит к ухудшению условий жизни на борту, частичной или полной невыплате заработной платы, отсутствию каких-либо норм охраны труда. Суда под удобным флагом часто не имеют никакого медицинского обслуживания, не подготовлены к аварийным ситуациям, что ведет к повышению уровня травматизма на борту. Еще одной проблемой членов такого экипажа может стать отсутствие коллективного договора, который, согласно требованиям ITF, является гарантом оплаты труда и предоставления достойных условий работы. Обычно, в целях экономии расходов на заработную плату экипажа, судовладельцы прибегают к найму моряков из стран, с низким уровнем жизни, таких как Филиппины, Индия и др. Соответственно, уровень профессиональной подготовки таких моряков является крайне низким. Кроме того, существуют также языковые препятствия. Часто на судах возникает ситуация, когда моряки, офицеры и капитан не понимают друг друга, что ведет к значительному риску, при возникновении аварийных ситуаций.

Официальная позиция ITF по данному вопросу, заключается в том, что регистрация судов под удобными флагами недопустима, поскольку делает невозможным соблюдения всех права работников судна. Довольно часто происходят такие ситуации, что для разрешения конфликтной ситуации на почве трудового законодательства, моряку приходится обращаться в суд по месту регистрации судна, так как контракт составлен на основе законодательства этой страны, что приводит к значительным издержкам на найм адвокатов и ведение процесса в другой стране. Подобные расходы, зачастую могут превышать сумму спора, и в этой связи многие моряки не решаются на разбирательство.

Как уже было сказано выше, в настоящее время огромное количество судовладельце предпочитают регистрацию своего флота под удобным флагом. В рамках конкуренции, страны открытой регистрации активно начинают принимать участие в различных морских конвенциях международного масштаба, сотрудничать с профсоюзами, вступать в соглашения, которые призваны подтвердить их высокий статус, безопасность и благонадежность. Любое подобное государство заинтересовано в том, чтобы под их флагом ходили крупные суда успешных судовладельцев, поэтому и стремится поднять престиж своего флага. Тем не менее, такие меры носят больше формальный характер, требования безопасности мореплавания и охраны труда в странах с «престижным» удобном флагом, все равно значительно ниже, чем в крупных морских державах.

Поэтому долгое время ITF ведет борьбу с системой удобных флагов. Следует отметить, что все страны, предоставляющие удобный флаг, являются суверенными, и в этой связи, вмешательство со стороны международных организаций, или других стран, в их внутреннюю деятельность является недопустимым.

Соответственно, деятельность ITF в этой части, носит скорее контролирующий характер. В частности принимаются такие меры, как постоянная проверка судов специальными инспекторами и возвращение заработной платы морякам в случае ее задержания, постоянный контроль владельцев судов с целью обеспечения экипажа всеми стандартами, указанными в международных правовых актах. К методам борьбы с системой удобных флагов также можно отнести необходимую помощь, членам экипажа, в медицинском обслуживании и правовой защите.

Нельзя не отметить значительный вклад ITF в области охраны прав моряков на судах с удобными флагами. Однако, на данный момент, деятельность ITF носит отраслевой характер, и приносит результат только в конкретных случаях, с конкретными экипажами и судами.

1. Со времен колониализма Португалия обладала рядом террито¬рий на Северо-Западе индийского полуострова. Эти территории были со всех сторон окружены Индией (анклавные территории). После при¬обретения независимости Индия заявила протест против прохода через свою территорию португальских вооруженных сил, направляемых с целью наведения порядка и принятия мер против местного населения недовольного португальским присутствием.
Португалия в 1955 г. обратилась в Международный Суд ООН с претензией к Индии, потребовав предоставления ей права прохода через индийскую территорию. Была сделана ссылка на концепцию сер¬витута.
Должна ли претензия Португалии быть удовлетворена? От чего за¬висело решение Международного Суда ООН по данному делу?

2. В случае присоединения Польши и Литвы к ЕС и к НАТО, Кали¬нинградская область в составе России превратится в анклав внутри го¬сударств - членов ЕС и НАТО.
Какие последствия для данной территории могут вытекать из дан¬ного факта, и в чем должны проявляться основные особенности меж¬дународно-правового регулирования проблемы Калининградской области?

3. В 1960 г. на рассмотрение Международного Суда ООН был выне¬сен вопрос о том, являются ли выборы в Комитет по безопасности на море, образованный в 1959 г., соответствующими учредительной кон¬венции Международной морской организации (ИМО). Согласно этой Конвенции на 14 членов Комитета, избираемых Ассамблеей ИМО, должно приходиться но меньшей мере 8 представителей стран, облада¬ющих наиболее значительными торговыми флотами. В состав Комите¬та не были избраны представители Либерии (занимавшей в то время третье место по тоннажу торгового флота) и Панамы (восьмое место). Учитывая практику предоставления этими государствами «удобных флагов», им было отказано в избрании.
Разрешите спор. Права ли Ассамблея ИМО?
4. Может ли государство порта (например, Российская Федерация) осуществлять юрисдикцию в отношении следующих правонарушений, совершенных иностранными моряками:
убийство гражданина прибрежного государства;
убийство гражданина государства, под чьим флагом плавает судно;
публичное пьянство;
хранение героина;
незаконная рыбная ловля.
5.Подлежит ли гражданин Российской Федерации ответственности за преступление, совершенное на иностранном корабле во время его нахождения в открытом море (варианты: кража, убийство, государственная измена, торговля наркотиками)?
6.В случае если преступление совершено иностранцем в отношении иностранца во время захода иностранного корабля в российский порт, подлежит ли преступник уголовной ответственности по УК РФ (варианты: кража, убийство, государственная измена, торговля наркотиками)?
7. В Российской Конституции провозглашается право на занятие предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 34). В Пакте об экономи¬ческих, социальных и культурных правах 1966 г. такое право не закреп¬лено. Означает ли это, что ст. 17 Конституции РФ противоречит международному праву? Означает ли это, что в международном праве в дан¬ном случае имеется пробел?
8. Являются ли права и свободы, перечисленные в Пактах о правах человека 1966 г., одинаково ценными для демократического общества, либо возможно построить их иерархию? Если верным является второй вариант, то укажите, какие права и свободы являются наиболее важными?
9.Четырнадцатилетняя девочка, гражданка Швеции, ушла из дома, чтобы жить с молодым человеком, своим другом. Ее родители об¬ратились к властям, и девочка была принудительно возвращена домой.
Имело ли место нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.?
10. Г-н Бельджуди, гражданин Алжира, проживающий во Франции, совершил ряд уголовных преступлений. Власти Франции приняли ре¬шение о его депортации в Алжир. У г-на Бельджуди имеется жена, гражданка Франции, не знающая арабского языка. Родители г-на Бельджуди и его ближайшие родственники проживают во Франции, сам он родился и прожил в этой стране более 40 лет.
Нарушает ли решение французских властей о депортации ст. 8 Кон¬венции 1950 г.?
7. Статья 9 Конвенции о защите прав человека и основных сво¬бод 1950 г. гласит:
«1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и рели¬гии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убежде¬ний, как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным образом, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов.
2. Свобода исповедовать религию или придерживаться убеждений подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходи¬мым в демократическом обществе в интересах общественного спокой¬ствия, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственно¬сти или для защиты прав и свобод других лиц».
Г-жа Эрроусмит, гражданка Великобритании, распространяла лис¬товки, призывающие солдат отказываться от направления на службу в Северную Ирландию. Правительство запретило г-же Эрроусмит зани¬маться подобными действиями и подвергло ее наказанию. По мнению г-жи Эрроусмит, таким образом правительство нарушило ее право на свободу совести и убеждений, так как, распространяя листовки, она ис¬ходила из идей пацифизма.
Можно ли в данном случае говорить о нарушении английскими властями ст. 9 Конвенции 1950 г.?
Может ли заключенный, исповедующий ислам или иудаизм, ссыла¬ясь на ст. 9 Конвенции 1950 г., потребовать предоставления ему особой пищи?

Визиты. Виды визитов

Зарубежные контакты высших государственных деятелей — одна из важнейших составных частей дипломатической практики суверенных государств. Визиты на высшем и высоком уровне от­ражают степень состояния политических отношений государств — участников встречи.

В соответствии с действующими нормами протокольной прак­тики или, иными словами, Государственным протоколом Россий­ской Федерации, все визиты на высшем и высоком уровне по ха­рактеру приема подразделяются на следующие категории: государ­ственные визиты, официальные визиты, рабочие (деловые) визи­ты, визиты проездом, неофициальные (частные) визиты.

Программа визита, которую готовит принимающая сторона с учетом пожеланий гостей. При официальном визите, в случае, если глава делегации прибывает с супругой, принимающая сторона предусматривает специальную программу для супруги главы делегации;

· информационно – справочные материалы: информация о сотрудничестве, о целях визита делегации, тезисы обсуждаемых вопросов, информация о достигнутых ранее договоренностях и их реализации, проекты документов для подписания;

· списки участвующих во встрече/переговорах (при необходимости печатаются на двух языках);

· повестка дня проведения встречи/переговоров

· протокол по итогам встречи (переговоров)

· порядок подписания официальных документов.

Основные виды визитов

Общественно-политические и социально-экономические изменения в современном мире, динамичное развитие науки, техники и средств коммуникации, международной торговли - основные факторы, которые усиливают взаимозависимость стран, обусловливают необходимость их сотрудничества и совместных действий на мировой арене. В этих условиях возникает необходимость увеличения количества контактов путем проведения взаимных визитов.

Визиты государственных деятелей является высшей формой международного общения, эти встречи свидетельствуют о качественном состоянии политических, экономических, гуманитарных отношений государств-участниц. Визиты на высшем уровне, в которых принимают участие главы государств, правительств, министры иностранных дел, является одной из форм двусторонних и многосторонних отношений. В ходе визитов согласовываются и решаются широкомасштабные внешнеполитические и внешнеэкономические инициативы, разрабатываются конкретные пути дальнейшего развития отношений и поступательного движения.

Протокольная практика проведения визитов государственных деятелей в каждой стране имеет свои особенности и зависит от форм государственного правления, национальных и культурных традиций. Однако, церемониал приема иностранных гостей и делегаций на высшем уровне везде согласуется с нормами международной вежливости, оказывается в оказании почестей государственному флагу, исполнении гимна, предоставлении военных почестей, ряде других общепризнанных протокольных процедур.

Обобщая практику составления визитов, можно выделить следующие их виды:

- Рабочий (деловой) визит

- Неофициальный (частный) визит

- Приезд делегации или государственных деятелей на юбилейные мероприятия или по случаю знаменательного события.

Государственный визит является высшей категорией визитов в Россию глав иностранных государств и осуществляется в особых случаях. Формат государственного визита — наиболее полный с точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусмат­риваемых Государственным протоколом РФ. По объему церемониальных почестей государственный визит является наиболее полным.

Формат государственного визита введен в российскую прото­кольную практику сравнительно недавно — в феврале 1997 г., когда специальным Указом Президента Российской Федерации были внесены дополнения в «Основные положения протокольной практики», которые были утверждены Указом Президента РФ от 6 мая 1994 г. (правовой акт официально не публиковался).

Количество членов иностранной делегации принимающей стороной, как правило, не ограничивается. Вопросы безопасности, расположение, питание, обслуживание членов делегации и сопровождающих лиц решаются заранее на основе принципа взаимности, исходя из опыта.

Большое внимание уделяется церемониям официальной встречи и проводов высокого гостя. Они всегда носят особо торжественный характер. На месте торжественной церемонии вывешиваются государственные флаги, выстраивается почетный караул, выполняются гимны.

Протоколом определяются время и место переговоров, круг официальных лиц, которые принимают участие в беседе как с одной, так и с другой стороны. Важной составной частью программы является представительские мероприятия. В честь высокого гостя устраивается завтрак или обед.

По желанию гостя и его супруги возможно ознакомление с достопримечательностями города (страны), историко-культурными памятниками, встреча с представителями деловых кругов, общественностью страны, посещение музеев, выставок, театров.

Протокольная практика приема иностранных гостей, что сложилась в большинстве стран, к настоящему времени соответствует общепризнанным нормам международной вежливости.

Официальный визит является одной из высших категорий визи­тов в Россию иностранных делегаций и официальных деятелей. Официальный визит проводится при официальном посещении России высоким гостем или в том случае, если политическое со­держание визита выходит за обычные рабочие рамки.

Официальные визиты - это визиты делегаций, которые возглавляются премьер-министром, министром иностранных дел страны. Официальным будет также визит главы государства, если президент (монарх) посещает ту или иную государство вторично.

По своей сути деловая часть официального визита не отличается от такой же части государственного. Основные отличия - в протоколе проведения официальной церемонии встречи (проводов). Так, при официальном визите ниже уровень лиц, встречающих на аэродроме, меньше вывешивают государственных флагов обеих стран, при исполнении гимнов не звучит "салют наций". В некоторых странах (например, в России) протокол определяет, что государственный визит длится дольше (3-4 дня), чем официальный (2-3 дня).

Рабочий (деловой) визит.

Рабочие визиты носят соответствующее целевое назначение, в частности, прибытие государственных деятелей или делегаций на переговоры, консультации, для участия в международных совещаниях, открытии национальных выставок, подписании международных договоров.

Во время рабочего визита место встречи (проводов) делегации или высокого гостя украшается государственными флагами страны гостя и принимающей стороны. Почетный караул не выстроится, государственные гимны не выполняются. В честь высокого гостя принимающая сторона устраивает завтрак или обед. Такой визит длится, как правило, 1-1, 5 дня.

Неофициальный (частный) визит — визит государст­венных деятелей на конференции и совещания по общественной линии, для открытия выставок, присутствия на спортивных сорев­нованиях и конкурсах, участия в других мероприятиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или с целью туризма. При неофициальных визитах протокольные мероприятия в основном не предусматриваются.

Визит проездом - это короткое пребывание почетного гостя в третьей стране, через территорию которой он следует. Церемониальные элементы при такого рода визитах сведены к минимуму. Гостю, который проезжает транзитом по территории третьей страны, предоставляются только признанные международными правилами вежливости знаки внимания.

Иностранные представители могут пребыть в РФ для участия в международных встречах, совещаниях, конференциях на высшем / высоком уровнях, официальных международных, национальных или иных торжественных мероприятиях либо в качестве почетных гостей. К этому виду визита можно отнести так называемые «встречи без галстуков», при которых протокольный церемониал сведен к минимуму и определяется для каждого конкретного случая.

В дипломатической практике также принято проводить встречи на высшем уровне и на территории третьих стран. В силу разных обстоятельств, чаще всего из политических соображений, стороны договариваются встретиться на "нейтральной" территории. Классическим примером такой встречи можно считать переговоры российского царя Александра И с Наполеоном 25 июня 1807 года, известные в истории дипломатии как "встреча на плоту", на реке Неман, в результате которой было заключено Тильзитский мирный договор между Францией и Россией.

Разнообразный характер визитов, которые являются, без сомнения, основной формой дипломатической деятельности любой страны, свидетельствует о соответствии протокольных норм, значение которых трудно переоценить.

Многие, конечно, слышали про "удобные флаги". В том числе таковым является и монгольский :) Правда, мне под ним работать не пришлось, только неоднократно под камбоджийским и пару раз под мальтийским.

Вот снимок, сделанный мною на нашем престарелом "Рэйнбоу" зимой на Дону, это камбоджийский флаг:

А на нашей фок-мачте российский флаг:

Давайте попробуем более подробно разобраться со всем, что с этим связано.

Возьмём тот же "Рэйнбоу". Судно принадлежало украинской компании, ходило под камбоджийским флагом, команда укомплектована в основном гражданами Украины с добавлением россиян. И вот, скажем, я, на тот момент гражданин Украины ( а куда севастопольцам было деваться?), нанёс тяжкие телесные повреждения гражданину РФ, причём произошло это в турецких территориальных водах, когда судно обязано поднять и турецкий флаг в дополнение к своему. Такие правила, этот момент символизирует помимо уважения к государству, в водах или порту которого вы находитесь, и то, что на судно в определённой степени распространяется местное законодательство.

Эти законы и правила касаются пограничного, таможенного, санитарного и навигационного режимов; налогов, сборов и пошлин; осуществления погрузочно-разгрузочных работ; посадки и высадки пассажиров; безопасности судоходства и производимых работ; порядка схода на берег и пребывания на берегу членов экипажа и т. д.

Так вот, если пострадавший решит привлечь меня к ответу по суду - в суд какого государства он должен обратиться? России, Украины, Камбоджи или Турции?

Оказывается, согласно п. 1 ст. 27 Конвенции по морскому праву и п. 1 ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилегающей зоне уголовная юрисдикция не осуществляется на борту иностранного судна, находящегося в территориальном море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, когда последствия этого преступления наносят вред государству, в водах или порту которого судно находится.

Я потратил много времени, чтобы разобраться с этим вопросом и выход один - обращайтесь к властям Камбоджи :)

Камбодже на все эти проблемы вообще наплевать, турки всего лишь арендаторы. Вот и начинается иногда многолетняя тягомотина, в итоге которой проще объявить оффшорную компанию банкротом и позабыть о самом судне, тем более, что зачастую это дышашие на ладан лоханки, и об его команде. Кувыркайтесь там, как хотите.

Почему судовладельцы уходят под "удобные" флаги? Государства, предоставляющие "удобный" флаг, обещают им самые льготные условия: быструю, упрощенную и дешевую регистрацию, низкие налоговые ставки, небольшие регистрационные сборы, минимум формальностей и крайне короткий срок регистрации и проведения любых операций по реестру. Одним из самых скандально известных стал флаг Камбоджи, собственный реестр которой размещался в Сингапуре. Он стал первым реестром, предложившим регистрацию в режиме онлайн в Интернет, с гарантией полного оформления в течение 24 часов.

В ряде государств "удобного" флага применяются минимальные требования к состоянию судов и экипажа, минимальный контроль со стороны государства флага. Да уж, на таком гнилом старье пришлось поработать под этим самым камбоджийским флагом.

А поскольку такой низкий контроль, судовладельцам можно нанимать дешевую и непритязательную рабочую силу, не связывая себя трудовыми соглашениями с моряками. Тем, кто ходили "под флагом", известны многочисленные истории с проблемами по оплате или просто "кидаловом" в этой области, особенно в те же 90-е. Последней надеждой в таких случаях является Международная федерация транспортных рабочих,(англ. International Transport Workers' Federation, ITF). Мне доводилось слышать сказочные истории, когда отчаявшиеся моряки обращались к инспекторам ITF и могущественная организация помогала им. Хотя сами они членами этого профсоюза не являлись и взносы не платили.

Может быть, - личного опыта у меня в этой сфере нет. Пару раз работал на условиях выплаты заработанного в конце контракта, причём она задерживалась ещё на пару месяцев после схода с судна, но Бог миловал, в итоге своё я всё же получал. Но какое своё? В 1999 году как третий механик я получал 900$, а матросы вообще по 550. Это тоже следствие работы под "удобным" флагом.

Реальны и настоящие трагедии. 2 и 3 ноября 2004 г. возле Находки затонули во время шторма теплоходы «Ароса» (флаг Камбоджи) и «Вест» (флаг Монголии). Оба судна с экипажами из граждан России, погибли 33 моряка. Ответственных за эти трагедии не нашли, так как невозможно было определить истинных судовладельцев, спрятавшихся под "удобными" флагами.

Сейчас ситуация возможно и меняется к лучшему. К тому же есть страны, предоставляющие "удобный" флаг, заботящиеся о его престиже, чтобы привлекать под него новые солидные суда, доход от которых естественно выше. И отношение к таким судам местных властей гораздо либеральнее, ясно, что особых безобразий на них быть не может.

Чтобы привлечь под свой флаг флот солидных судовладельцев, которые заинтересованы в поддержании высокого престижа своих судоходных компаний, страны открытых реестров стремятся придать им благопристойный вид. Еще один немаловажный аспект такого "удобного" флага: чем выше его престиж и авторитет, чем лучше государство флага контролирует процесс регистрации судов, тем выше с точки зрения западных банков и других финансово-кредитных учреждений кредитный рейтинг и судовладелец может получить кредит под залог судна.

Например, на модернизированном ранее "Челси-6", чтобы сохранить мальтийский флаг, судовладелец был вынужден провести через несколько лет дополнительное переоборудование, в котором и мне довелось поучаствовать. Полную реновацию прошла санитарная каюта, увеличена площадь, к ней был пристроен дополнительный санузел, заменено всё оборудование. Вообще, добавили несколько гальюнов на жилой палубе, переоборудовали каюты с заменой мебели и отделки, была модернизирована система вентиляции жилых помещений - добавлена возможность подогрева и увлажнения подаваемого в них воздуха. Добавлено специальное помещение, оборудованное компьютерами и различной оргтехникой.

Время берёт своё, пришлось расстаться с флотом, но всё, что связано с ним, уже никогда не станет чуждым для любого моряка до конца его дней.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: