Приведите три примера иллюстрирующие роль правосудия как особой государственной деятельности

Обновлено: 24.04.2024

Для начала надо разобраться что такое правосознание. Правосознание — это понимание и осознание права. То есть человек понимает зачем нужны существующие законы, что будет если их нарушить и как это повлияет на общество. Супер, с первым понятием разобрались.

Что означает законопослушное поведение? То есть мы, граждане, не нарушаем никаких законов (не участвуем в мошенических схемах, никого не бьем и не переходим дорогу не в положенном месте). Ну, раз мы разобрались переходим к примерам.

1. Валентина обладает развитым правосознанием, поэтому когда ей предложили взятку, она отказалась и как законопослушный заявила об этом в полицию. (Она не совершила преступления, так как она образована и понимала, что за это могла получить уголовный срок с лишением свободы до трех лет по 290 статье УК РФ).

Константин Валерьевич имеет развитое правосознание, благодаря чему прекрасно понимает, какие неудобства может принести окружающим, если перейдет дорогу в неположенном месте, поэтому как порядочный гражданин никогда не делает этого. (Переход в неположенном месте является административным правонарушением и карается штрафом 500 рублей либо предупреждением)

3. Катенька изучает законы Российской федерации и понимает, что распространять оскорбительные и фальшивые слухи — это плохо, и может наказуемо законом, поэтому Катенька никогда не станет клеветать на других людей.

4. Вася не особо хорошо образованный молодой человек, который не может до конца понять почему взять на часок другой чужую машину это плохо, и поэтому иногда он преступает закон. (По статье 166 УК РФ неправомерное завладение транспортным средством (даже на часок) является преступлением, которое влечет даже лишение свободы сроком до 5 лет (а в некоторых случаях с отягчающими обстоятельствами и до 10 лет))

По факту, это не особо сложное задание, потому что вы можете придумать абсолютно любую неправомерную ситуацию (преступление или проступок) и потом просто приписать фразу: "но Петя обладает развитым правосознанием и никогда не сделает этого".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Правосудие – особый вид государственной деятельности. Именно в нём, как правовой ценности, фокусируется множество проблем экономического, нравственно-идеологического и правового плана.

Объективная необходимость судебной защиты общественных отношений, обладающих повышенной значимостью для общества и государства, определяет особую роль правосудия в системе социально-правовых ценностей.

Правосудие – это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесённых к его компетенции дел – об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др.

Основными элементами осуществления правосудие являются:

1) установление факта, события, по поводу которого ведётся судопроизводство (преступление, имущественные отношения и др.);

2) применение к этому факту соответствующей правовой нормы;

3) вывод суда на основе данной правовой нормы по рассматриваемому случаю (признание подсудимого виновным и применение к нему меры уголовного наказания или оправдание его, удовлетворение иска или отказ в нём).

Осуществление правосудие судом производится в установленном законом процессуальном порядке.

Правосудие всегда направлено на сохранение и укрепление существующих социальных порядков.

Правосудие осуществляется, сообразуясь с определенными принципами. Иногда их называют конституционными принципами правосудия, иногда - правовыми.

Принципы правосудия - это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Принципы правосудия обладают рядом признаков:

1. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия. Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения.

2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.

3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.

4. Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна.

Известны следующие формы проявления принципов в праве:

- закон может только называть принцип. В качестве примера можно привести принцип законности. Название этого принципа весьма популярно в законодательных актах, содержание же не раскрывается;

- закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. В качестве примера можно назвать закрепленный Конституцией принцип презумпции невиновности (ст. 49);

- в нормах права может жить дух принципа (принципов). На сегодняшний день российские законы пронизаны духом принципа защиты законных интересов личности.

Принципы правосудия находят закрепление в различных законодательных актах: Конституции, Законе о судебной системе, процессуальных кодексах. Подчеркнем, что в подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной юридической силой[183].

Принципы правосудия – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие – судов.

Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регламентирующих порядок организации и деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае возникновения коллизии правовых норм, пробелов в законодательстве, регламентирующем порядок судоустройства и судопроизводства, противоречия отдельных норм принципам осуществления правосудия всегда следует применять нормы принципы, поскольку именно они имеют руководящее значение и определяют смысл любого закона.

Принципы правосудия реализуются не самопроизвольно, а в процессе организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, – судов.

Принципы правосудия носят императивный характер и содержат предписания, обязательные для всех граждан, должностных лиц и органов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.

В основе принципов правосудия лежат положения международно – правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также прав личности, вовлеченной в орбиту судопроизводства (Всеобщей Декларации прав человека, международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.).

Конституция РФ, ориентируясь на международно – правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и порядок осуществления правосудия.

Большинство принципов правосудия закреплено Конституцией РФ (презумпция невинности (ст. 49), осуществление правосудия только судом (ст.118), состязательность (ст.122), обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48) и др.) или же непосредственно вытекают из смысла Основного закона (законность, обеспечение законности, компетенции и беспристрастности суда и др.).

Принципы правосудия находят свое отражение и в законодательстве о судебной системе, статусе судей, отраслевом процессуальном законодательстве.

Судебная реформа, активно реализуемая в последние годы и имеющая своей целью укрепление судебной власти и повышение авторитета суда, наполняет принципы правосудия, закрепленные в Конституции РФ, новым демократическим содержанием. Отраслевые нормы, дублируя конституционные положения, конкретизируют их содержание, детализируют их и устанавливают законодательный механизм их реализации.

Принципы правосудия могут быть условно классифицированы по содержанию.

Исходя из того, определяют ли принципы порядок судопроизводства либо порядок организации и деятельности организации и деятельности органов и лиц, осуществляющих правосудие, все принципы могут быть разделены на две группы:

1. судоустройственные принципы (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда и независимость судей, равенство все перед судом и т.д.);

2. судопроизводственные (презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту и т.д.).

Каждый из принципов правосудия представляет собой самостоятельное правовое положение, определяющее одну или несколько сторон деятельности судов. Однако это не означает, что принципы правосудия полностью автономны и независимы друг от друга. Принципы правосудия составляют такую целостную систему, которая представляет собой совокупность этих принципов, взятых в их взаимосвязи, определяющих сущность и содержание правовых норм и институтов, регламентированных рамками единого правового поля. Действие принципов правосудия различно.

В системе принципов правосудия есть такие, которые играют главенствующую роль и определяют смысл и значение других принципов (законность, равенство всех перед законом и судом), и те, которые определяют содержание отдельных правовых институтов (презумпция невиновности, участие граждан в отправлении правосудия и т.д.).

Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия.

В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

• осуществления правосудия только судом;

• осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

• обеспечения права на судебную защиту;

• участия граждан в осуществлении правосудия;

• гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

• защиты законных интересов личности;

• состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

• родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

Качество правосудия - это вопрос конституционный.

1. На судебном корпусе лежит особая ответственность за судьбу страны в сложных условиях одновременного проведения экономической, административной и политической реформы. От эффективности работы судов зависит конституционная стабильность российского общества. Сегодня, когда многие правовые постулаты и принципы подвергаются пересмотру и переоценке перед лицом глобальных вызовов и угроз, суд призван усилить защиту гражданских, социально-экономических и политических прав и обеспечить возможность обществу развиваться дальше в рамках правового поля.

Состояние правосудия надо оценивать в зависимости от его способности решать указанную задачу.

2. Разделение властей не предполагает отделения суда от общества. Суды и судьи не изолированы от всего того, что происходит вокруг них. В судебных стенах те же проблемы, что и вовне. Суд является частью общества, и нет никаких оснований полагать, что наша судебная система больше неэффективна, больше поражена бюрократизмом, неразберихой и коррупцией, чем любое другое звено государственного механизма. Поэтому общая проблема страны - преодолевать дефекты, которые оказались неизбежны в России: ведь они, конечно же, вызваны не просто индивидуальными качествами тех или иных людей.

Но уровень общественных ожиданий от работы судов неизмеримо выше, чем от работы любого другого государственного органа. Сегодня возник разрыв между реальным состоянием суда, отражающим реальное состояние общества, и повышенными общественными требованиями, которые это же общество предъявляет суду.

Судебная власть в состоянии выполнять свою общественную миссию только при условии сохранения в обществе очень высокой степени доверия как к суду в целом, так и к судьям в частности.

Распространенное в обществе недоверие к способности судов разрешать споры на основании законов заставляет различные общественные силы либо искать способы неправового давления на суд, которое порой достигает беспрецедентных масштабов, либо прибегать преимущественно к внесудебным путям разрешения конфликтов.

И то и другое чревато губительными последствиями для развития общества, так как делает жизнь в таком обществе непредсказуемой, лишает человека чувства правовой защищенности, правовой, конституционной безопасности и, в конечном счете, превращается в главный тормоз любых позитивных общественных изменений.

При этом не так уж важно, имеет ли массовое недоверие к суду реальные основания, на самом ли деле так сильны его дефекты или это только распространившийся повсеместно миф. Недоверие судебному корпусу подрывает основы правосудия независимо от того, вызвано ли оно реальными или мнимыми причинами, и без его устранения правосудие не сможет нормально осуществляться.

3. Повышение эффективности правосудия - одно из кардинальных условий развития страны и снятия общественного напряжения.

Это ключевая проблема, от решения которой зависит продвижение по другим направлениям, прежде всего, в экономике. Без эффективной судебной системы результаты преобразований в других областях государственной и общественной жизни могут оказаться ничтожными. Только эффективно функционирующее правосудие может дать уверенность активной части населения в том, что их вложения в национальную экономику оправданы и находятся в безопасности

По мнению В.А. Телегиной, которое мы полностью разделяем, это обусловлено:

1) во-первых, его особым конституционным статусом как основной и самостоятельной формы деятельности судебной власти. Главным законом страны определяются судебная система, цели, задачи, виды судопроизводства, демократические основы (принципы) правосудия, его объекты и субъекты, система гарантий осуществления, что свидетельствует об особой роли правосудия, его необходимости и всеобщей значимости, а следовательно, ценности этого государственного правового явления;

2) во-вторых, спецификой механизма его осуществления , в виде доступной, гласной, состязательной, обеспечивающей равенство всех перед законом и судом процедуры, что соответствует нравственным идеалам общества;

3) в-третьих, обязанностью правосудия (как особого инструмента по разрешению правовых конфликтов) реализовывать государственно-властные предписания в жизнь применительно к конкретным обстоятельствам;

4) в-четвертых, полномочия современного российского правосудия по разрешению споров между гражданином и властью выступают в качестве одного из важнейших инструментов ограничения государственной власти, обеспечивают господство права над ней. Данный фактор является важным условием построения правового государства;

5) в-пятых, исключительным правом выносить от имени государства окончательное, общеобязательное для исполнения решение по существу любого спора о праве либо давать оценку о правомерности поведения участников общественных отношений с введением в действие государственно-правовых последствий;

6) в-шестых, в настоящее время правосудие является достаточно доступной формой государственной власти, что обусловило его востребованность как блага от различных субъектов социального взаимодействия. Так, ценность правосудия для личности состоит в возможности восстановления любого нарушенного права:

а) для гражданина - в защите прав и свобод, гарантированных государством;

б) для общества - в регулировании и разрешении социальных конфликтов в соответствии с правом, где правосудие выступает как средство обеспечения ценности права;

в) для государства ценность правосудия проявляется в стабилизирующем действии данной формы судебной власти, основанной на демократических началах.

7) в-седьмых, характер деятельности по осуществлению правосудия связан с воспитательной функцией государства, способствующей формированию сознательной установки о необходимости отстаивать свои права только - законным путем, что неизбежно затрагивает существующую в обществе систему ценностей;

8) в-восьмых, наличие социальной базы осуществления правосудия подтверждает стремление, общества максимально обеспечить организационный механизм правосудия, соответствующий его высокому статусу и предназначению[184].

Подводя итог данному параграфу, необходимо отметить, что ценность правосудия состоит в том, что оно, воплощая общую, групповую и индивидуальную волю (интерес) участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Правосудие вносит стабильность и порядок в эти отношения. В обществе, в условиях цивилизации, нет такой другой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и других отношений, реализуя при этом демократические, духовные и нравственные ценности.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите, какое из приведенных определений правосудия кажется вам наиболее точным для выражения его сущности.

2. Объясните, в чем заключается данная форма государственной деятельности.

3. Укажите, какие из принципов правосудия являются конституционными.

4. Поясните, в чём сущность такого принципа осуществления правосудия как состязательность.

5. Укажите, что является основами правосудия.

6. Поясните, какие международные нормативно-правовые акты лежат в основе принципов правосудия.

7. Объясните, как проводимая судебная реформа коррелирует с принципами правосудия.

8. Поясните, какие актуальные проблемы отправления правосудия на Ваш взгляд существуют в Российской Федерации.

Для стабильности общества необходимо, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. Порой правонарушения совершаются людьми по незнанию. Во всех государствах мира действует принцип: «Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение». Вместе с тем одно лишь владение этими знаниями не гарантирует, что человек будет соблюдать законы. Уважение к законам не менее важно, чем их знание.

Таким образом, к проявлениям правовой культуры относятся знание действующего законодательства (наиболее важных его положений), широкое распространение правовой информации в обществе, уважительное отношение к праву (уважение чужих прав, добросовестное исполнение своих обязанностей, соблюдение законности) и стремление гражданина строить свое поведение в соответствии с предписаниями юридических норм.

Особое значение имеет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью. Ведь они должны быть юридически компетентными в своей области деятельности, уважать права и свободы граждан.

Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры населения. Всегда опасно, если в обществе распространено неуважительное отношение к праву, пренебрежение правовыми нормами. Подобное отношение определяется в науке понятием «правовой нигилизм». Он развивается, когда и представители власти, и представители закона сами не торопятся неукоснительно исполнять нормы права.

(По материалам энциклопедии для школьников.)

1. Почему, по мнению автора, правовая культура должностных лиц имеет особое значение? Выскажите предположение о том, как уровень правовой культуры должностных лиц связан с «правовым нигилизмом» граждан.

Должностные лица в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью. И они должны быть юридически компетентными в своей области деятельности, уважать права и свободы граждан.

Предположение:

- если допустить, что люди, призванные разрабатывать, исполнять и охранять законы, станут ими пренебрегать, будет нанесен существенный урон правопорядку, устои государства пошатнутся;

- доверие простых граждан к праву, законам будет подорвано, если они увидят, что законодатели и блюстители закона ставят себя выше него, пренебрегают правом.

2. Приведите два аргумента, подтверждающие мнение автора о том, что для стабильности общества необходимо уважение к нормам права и их неукоснительное соблюдение.

- уважительное отношение к праву будет способствовать тому, что гражданине будут строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм;

- снижение уровня преступности;

- умение отстаивать свои права в соответствии с законодательством;

- уважительно относится к правам других

3. Используя обществоведческие знания, назовите три способа, при помощи которых общество и государство могут формировать у людей высокий уровень правовой культуры.

- введение в школе специальных курсов изучения основ права, правовых знаний;

- проведение в обществе широкой кампании просветительского характера с объяснением правовых норм, демонстрации важности правомерного поведения, соблюдения правопорядка;

- широкое информирование в средствах массовой информации о принятии новых законов и особенности их действия и т.д.

4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

1) важность знания и соблюдения правовых норм;

2) понятие о правовой культуре;

3) проявления правовой культуры;

4) правовая культура должностных лиц;

5) опасность правового нигилизма для государственных устоев.

5. Какие четыре проявления правовой культуры названы в тексте?

- знание действующего законодательства;

- широкое распространение правовой информации в обществе;

- уважительное отношение к праву;

- стремление гражданина строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм

6. Михаил сорвал цветы с клумбы в городском парке и был оштрафован сотрудником полиции. Михаил стал доказывать, что не знал о том, что запрещено рвать цветы в парке, и что он не собирался их продавать, а лишь хотел порадовать свою девушку красивым букетом. Объясните, в чём не прав Михаил. Какая фраза текста может помочь Вам в объяснении?

Миша не прав. Цветы рвать с законов нельзя. Незнание законов не освобождается от ответственности.

Клю­че­вой пункт пра­во­со­зна­ния - осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и од­но­вре­мен­но пред­став­ле­ния о дей­ству­ю­щем по­зи­тив­ном праве, о том, на­сколь­ко оно со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и спра­вед­ли­во­сти, пра­во­вым цен­но­стям и иде­а­лам.

Раз­ли­ча­ют­ся пра­во­со­зна­ние на­уч­ное, про­фес­си­о­наль­ное, обы­ден­ное, а также мас­со­вое, груп­по­вое, ин­ди­ви­ду­аль­ное. Эти раз­но­вид­но­сти пра­во­со­зна­ния по-раз­но­му вли­я­ют - но все они вли­я­ют! - на со­вер­шен­ство за­ко­но­да­тель­ства, эф­фек­тив­ность ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов, на то, на­сколь­ко граж­да­не стра­ны яв­ля­ют­ся за­ко­но­по­слуш­ны­ми, доб­ро­воль­но, стро­го, точно ис­пол­ня­ют нормы по­зи­тив­но­го права, какие они вы­дви­га­ют пра­во­вые тре­бо­ва­ния.

Среди видов и форм пра­во­со­зна­ния вы­де­ля­ет­ся как раз пра­во­вая идео­ло­гия - ак­тив­ная часть пра­во­со­зна­ния, не­по­сред­ствен­но вли­я­ю­щая на за­ко­но­да­тель­ство, юри­ди­че­скую прак­ти­ку и по­то­му вхо­дя­щая в на­ци­о­наль­ную пра­во­вую си­сте­му стра­ны.

В связи с пра­во­со­зна­ни­ем и пра­во­вой идео­ло­ги­ей - крат­ко о пра­во­вой куль­ту­ре. Пра­во­вая куль­ту­ра - это общее со­сто­я­ние «юри­ди­че­ских дел» в об­ще­стве, т.е. со­сто­я­ние за­ко­но­да­тель­ства, по­ло­же­ния и ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов, пра­во­со­зна­ния всего на­се­ле­ния стра­ны, вы­ра­жа­ю­щее уро­вень раз­ви­тия права и пра­во­со­зна­ния, их место в жизни об­ще­ства, усво­е­ние пра­во­вых цен­но­стей, их ре­а­ли­за­цию на прак­ти­ке, осу­ществ­ле­ние тре­бо­ва­ния вер­хо­вен­ства права. Одним из по­ка­за­те­лей пра­во­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся пра­во­вая вос­пи­тан­ность каж­до­го че­ло­ве­ка, т.е. над­ле­жа­щий, вы­со­кий уро­вень пра­во­со­зна­ния, про­яв­ля­ю­щий­ся не толь­ко в за­ко­но­по­слу­ша­нии, но и в пра­во­вой ак­тив­но­сти, в пол­ном и эф­фек­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии пра­во­вых средств в прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти, в стрем­ле­нии в любом деле утвер­дить пра­во­вые на­ча­ла как выс­шие цен­но­сти ци­ви­ли­за­ции. Пра­во­вая куль­ту­ра - яв­ле­ние более ши­ро­кое и ёмкое, чем про­сто над­ле­жа­щий уро­вень пра­во­со­зна­ния; глав­ное в пра­во­вой куль­ту­ре - вы­со­кое раз­ви­тие всей пра­во­вой си­сте­мы, до­стой­ное место права в жизни об­ще­ства, осу­ществ­ле­ние его вер­хо­вен­ства и со­от­вет­ству­ю­щее этому по­ло­же­ние дел во всём «юри­ди­че­ском хо­зяй­стве» стра­ны (под­го­тов­ка и ста­тус юри­ди­че­ских кад­ров, роль юри­ди­че­ских служб во всех под­раз­де­ле­ни­ях го­су­дар­ствен­ной си­сте­мы, по­ло­же­ние ад­во­ка­ту­ры, раз­ви­тость на­уч­ных учре­жде­ний по во­про­сам права, уро­вень пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния и т.д.).

(С.С. Алек­се­ев)

При­ве­ди­те три при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щие вли­я­ние пра­во­со­зна­ния на за­ко­но­по­слуш­ное по­ве­де­ние граж­дан.


Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

- В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пра­во­со­зна­ние вли­я­ет и на со­блю­де­ние за­ко­нов. Если че­ло­век знает за­ко­ны, в боль­шин­стве слу­ча­ев он их по­ста­ра­ет­ся не на­ру­шать.

- Как форма об­ще­ствен­но­го со­зна­ния оно ока­зы­ва­ет кор­рек­ти­ру­ю­щее воз­дей­ствие на со­зна­ние от­дель­ных ин­ди­ви­дов и таким об­ра­зом спо­соб­ству­ет по­вы­ше­нию его уров­ня, при­бли­же­нию ин­ди­ви­ду­аль­но­го пра­во­со­зна­ния к об­ще­ствен­но­му.

- Со­блю­де­ние тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства на­хо­дит­ся в пря­мой за­ви­си­мо­сти от уров­ня пра­во­со­зна­ния всех чле­нов об­ще­ства, их куль­тур­но­сти.

- Пра­во­со­зна­ние иг­ра­ет важ­ную роль и при ре­ше­нии ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми кон­крет­ных юри­ди­че­ских дел в про­цес­се при­ме­не­ния пра­во­вых норм.

- В на­сто­я­щее время без на­ли­чия со­от­вет­ству­ю­щей нормы права пра­во­со­зна­ние не может быть ос­но­ва­ни­ем при при­ня­тии ре­ше­ний по юри­ди­че­ским делам, и тем более когда речь идет о при­вле­че­нии к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти, то есть оно не ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­стве ис­точ­ни­ка права.

Решать задание 25 ЕГЭ по обществознанию 2022-2023. Для успешного выполнения задания 25 необходимо дать обоснование тезиса, развернуто ответить на вопросы, проиллюстрировать данные ответы.

1. Обоснуйте необходимость разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие вопросы находятся в совместном ведении федерального центра и субъекта? (Назовите любые три вопроса.) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему участие федерального центра и субъекта Федерации в решении каждого из этих вопросов (На примере субъекта, в котором Вы живёте.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

2. Обоснуйте значимость демократических ценностей для формирования гражданского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие организации и движения в Российской Федерации относят к институтам гражданского общества? (Назовите любые три таких института из разных сфер общественной жизни.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему деятельность, связанную с защитой конкретных интересов граждан. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

3. Обоснуйте необходимость разделения власти в демократическом государстве. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере? (Назовите любые три таких полномочия.) Приведите три примера, иллюстрирующих реализацию каждого из них на практике. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

4. Обоснуйте необходимость самоконтроля для успешной социализации индивида. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какими способами осуществляется самоконтроль? (Назовите любые три способа.) Каждый из них проиллюстрируйте соответствующим примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

5. Обоснуйте необходимость регулирования рыночной экономики центральным банком. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие коммерческие банки осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации? (Назовите любые три банка.) Приведите три примера, иллюстрирующих реализацию ими разных функций. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

6. Обоснуйте необходимость налогов для развития экономики. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие налоги/сборы уплачивают граждане Российской Федерации? (Назовите любые три налога/сбора). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции налогов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: