Участие граждан в политической жизни государства является важнейшим условием развития демократии для

Обновлено: 25.04.2024

1. Важность политического участия граждан в демократическом обществе.

2. Формы политического участия:

3. Политические права граждан:

4. Политические роли граждан:

5. Политический абсентеизм.

Обязательными являются пункты 2, 3, 4.

Данные получены из официального комментария к апелляции.

Популярные цитаты

Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых .

Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование может быть дано в одном .

Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности. (Обоснование может.

Объясните, почему истину считают идеалом познания. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) К.

Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распростране.


Фазиль Искандер В данном высказывании автор рассуждает о сущности культуры как о внутреннем, духовном развитии и богатстве человека.

Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространё.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ.

Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных .

Автор ставит проблему проявления нравственных и моральных качеств индивидом. Автор считает, что человек должен поступать по отношению к др.

Одним из важнейших индикаторов демократичности или недемок­ратичности процесса политико-государственного управления и власт­вования является именно участие в этом процессе широкого круга чле­нов общества. Другие условия демократии, такие, как широкий объем законодательно декларируемых прав и свобод, отзывчивость к нуждам населения органов государственной власти и управления, формирова­ние представительных органов государства на основе свободного воле­изъявления граждан, также не могут быть реализованы без интенсив­ного вовлечения граждан в политику. Справедлива, разумеется, и об­ратная зависимость. Однако важно то, что без добровольного, созна­тельного, массового и действенного участия граждан в политической жизни не может быть подлинной демократии, что прогресс демократии связан с расширением сферы политического участия.

Обращает на себя внимание, что даже в западных социальных науках участие граждан в политике и управлении, за исключением участия в выборах, вплоть до 60-х годов рассматривалось скорее как субсидинарное в концептуальном и в практико-политическом планах. В немалой степени такое отношение к политическому участию со сто­роны политологов, социологов и представителей других общественных дисциплин было вызвано опытом революций Х1Х-ХХ веков и феноме­ном тоталитаризма. Опираясь также на теории З.Фрейда, Г.Лебона, Р.Михельса, В.Парето, Г.Моски, М.Вебера и других ученых, доказы­вавших иррациональность человека, искажающее влияние «толпы» на сознание и действия индивида, наличие олигархических тенденций в любой организации, прогрессирующую бюрократизацию, они высказа­лись за ограниченное политическое участие большинства общества. По существу такую же позицию занимает большинство теоретиков демок­ратии на Западе, особенно в США (Р.Берельсон, Р.Дал, У.Корнхаузер, С.М. Липсет, Дж.Сартори, Г.Экстейн и др.). Они в той или иной степени исходят из «процессуального» понимания демократии Дж.Шумпегером как «институциональную организацию для достижения политических решений, посредством которой индивиды приобретают через конку­рентную борьбу за голоса народа власть принимать решения». Главным в демократии оказывается, таким образом, элита, а политическая роль народа сводится в основном к участию в отборе этой элиты и к ограни­ченному контролю над ней.

С этой точки зрения существует принципиальное сходство между элитистскими и плюралистическими теориями демократии и их разно­видностями: демократического и критического элитизма массового об­щества, корпоративизма и неокорпоративизма, неоплюрализма и др. Первые, опираясь на большой материал эмпирических исследований поведения и политического сознания населения, подчеркивают обычно консерватизм, склонность к авторитаризму, ограниченные способности к рациональному пониманию масс. Им противопоставляются полити­ческие лидеры, элита, обладающие особыми качествами, делающими их приверженцами и защитниками демократических институтов и норм. Поэтому для демократии по этой логике, находящей некоторое подтверждение в реальности, важно обеспечить определенную автоно­мию для демократически избранных лидеров, оградить их от чрезмер­ного давления и необоснованных требований со стороны граждан.

Сторонники плюрализма в качестве необходимых для любой де­мократии условий называют наличие и деятельность многообразных организованных интересов, заинтересованных групп, которые высту­пают посредниками между индивидами и государством. Последнее вы­полняет преимущественно функции арбитра, призванного через систе­му сдержек и противовесов сохранять равновесие соперничающих групп и примирять их интересы путем обеспечения им равного доступа к принятию решений и выработке политики. Однако и плюралисты подчеркивают особую роль в этом конкурентном процессе политиче­ской элиты. Они настаивают на том, что она не должна быть единой (монолитной) и быть открытой для влияния снизу. Все это дало серьез­ное основание для Кэрол Пейтмэн в своем получившем широкое при­знание исследовании западной теории демократии сделать в начале 70-х годов следующий вывод: «. в современной теории демократии решающим является участие меньшинства — элиты, а неучастие апа­тичного рядового человека, испытывающего чувство политического бессилия, рассматривается в качестве главного бастиона против неста­бильности» [129] .

Дэвид Хелд, британский автор проведенного спустя двадцать лет исследования теории демократии, разделил их на три основные модели: 1) прямой, или парципаторной; 2) либеральной, или представительной; 3) однопартийной модели, классические образцы которой недавно су­ществовали в бывшем Советском Союзе и в странах Восточной Европы. Проанализировав вторую группу теорий, Д.Хелд фактически подтвер­дил вывод Пейтмэн: «Концентрируя свое внимание на поисках правиль­ных форм правления и его пределах, либеральные демократы не смогли исследовать и адекватно определить условия для возможностей полити­ческого участия, с одной стороны, и набор государственных институтов, способных регулировать силы, которые фактически формируют повсед­невную жизнь, с другой. Требования демократического участия, формы демократического контроля и сфера демократического принятия реше­ний — все это было недостаточно рассмотрено в рамках либеральных демократических традиций» [130] .

И хотя, по мнению Хелда, парципаторная модель демократии воз­никла в Древних Афинах, собственно концепция демократии участия (или парципаторной демократии) формируется под влиянием молодеж­ного и студенческого движения 60-х годов, а также теоретиков «новых левых» на Западе. В это же время в США возникает концепция полити­ческого участия. Первоначально книга Лестера Милбратса, а затем фундаментальные исследования видных политологов Сиднея Вербы и Нормана Ная заложили теоретико-методологический и эмпирический фундамент этой концепции . Если концепция политического участия находилась в рамках академического истэблишмента, то концепция парципаторной демократии изначально носила леволиберальную или социал-демократическую направленность. Критикуя представитель­ную демократию как фактически элитистскую, «новые левые» настаи­вали на неотъемлемом праве граждан участвовать, в том числе на само­управленческих началах, не только в «символической политике», но и в фактическом принятии решений в политической и в других сферах общества. Стремительный рост интереса к политическому участию в западных обществах был связан с усложнениями его социально-профес­сиональной структуры, появлением новых интересов и требований, увеличением свободного времени, повышением культурного уровня на­селения. В этих условиях все более значимыми для личности стали чувство самоуважения, возможность реализации своих этических и ин­теллектуальных способностей, потребность в гражданской активности.

Сторонники парципаторной демократии выдвинули требования разрушить барьеры между рядовым гражданином и избранным депута­том, должностным лицом, политическим лидером. Это возможно, по их мнению, путем децентрализации процесса принятия решений и прямо­го вовлечения в этот процесс рядового гражданина. Наиболее радикаль­ные из них считают, солидаризируясь, по существу, с идеями анархиз­ма, что необходимо ликвидировать представительство как политиче­ский принцип и институт, создав самоуправленческие общности (общи­ны), в которых каждый индивид получает возможность прямого, безотлагательного и равного участия в решении всех вопросов жизни этой общности и объединяющего их национального сообщества. Однако большинство сторонников демократии участия выступает за сочетание прямой и представительной форм демократии. Возможности прямой демократии ограничиваются в основном областью местного управле­ния, и, в какой-то степени, производственной демократии.

Исторический опыт человечества показывает, что прямое участие в решении вопросов общественной жизни, самоуправление возможны даже при современных средствах коммуникации лишь в пределах не­больших территориальных или производственных общностей. Поэтомуи в западном обществе и в нашей стране речь идет как правило о местном самоуправлении, в рамках которых и возможны всеобщая и непосред­ственная вовлеченность граждан в обсуждение, принятие и реализация решений. Формы такой вовлеченности разнообразны: референдумы, оперативные опросы общественного мнения, общественные слушания, формирование групп граждан для исследования и решения конкретных проблем, образование постоянно действующих общественных комите­тов, комиссий и советов или же территориальных организаций жителей соседских общин (самоуправление микрорайонов). Пределы местному самоуправлению и, следовательно, участию граждан в этой сфере ста­вят социально-экономическая и финансовая зависимость территори­альных общностей и местных единиц управления от региональных и общенациональных экономики и органов власти и управления.

Идеи производственного самоуправления впервые были выдвину­ты в конце XIX века в Англии и затем разрабатывались в рамках кон­цепции «хозяйственной демократии», «демократии на рабочем месте», «индустриальной демократии», «соучастия в производственном управ­лении» и т.д. В Советской России и в производственной сфере после краткого периода развития рабочего самоуправления огосударствление предприятий, подчинение профсоюзов и других общественных органи­заций партийно-государственному аппарату во многом свело участие рабочих, других членов трудовых коллективов к решению в основном второстепенных вопросов производственной жизни предприятий и ор­ганизаций. Однако социальные права и гарантии трудящихся были достаточно значимыми и в течении длительного времени заметно пре­восходили таковые в западных странах. Стремясь повысить производи­тельность труда и конкурентоспособность промышленной продукции на внешнем рынке, российское законодательство и практика в последние годы пошли на неоправданно существенное сокращение прав трудя­щихся и их профсоюзов. Теперь они заметно уступают таковым во многих странах Запада.

В индустриальных странах Запада участие трудящихся в производ­ственном управлении развивалось крайне неравномерно. Наибольших успехов трудящиеся добились в тех странах, где были сильны позиции социалистических и социал-демократических партий и профсоюзов: в Германии (здесь впервые на Западе в 1891 и 1918 гг. законодательно вводятся рабочие советы, коллективные договоры и представительство рабочих в кампаниях), в скандинавских странах, во Франции. В таких же странах, как США и Япония до последнего времени развивался преимущественно «участнический менеджмент», означающий норма­тивно не урегулированные консультации между управляющими фирм и трудящимися.

В целом участие в производственном управлении в западных стра­нах делится на три степени: 1) совместные консультации, т.е. выяснение администрацией мнения рабочих, хотя оно и не имеет обязательной силы; 2) содетерминация, когда участвующие в принятии решений рабочие имеют равные с администрацией права; 3) «рабочий контроль» в тех случаях, когда трудящиеся имеют определяющие решения права. Сравнительные исследования показывают, что во всех западных стра­нах зафиксирована обратная зависимость между уровнем иерархии принятия решений и названными степенями участия трудящихся. Так, содетерминация происходит на нижних уровнях этой иерархии: осуще­ствление социальных услуг, технологический процесс, наем и увольне­ние рабочих и мастеров. На уровне принятия наиболее важных решений (распределение инвестиций и прибыли и другие финансовые вопросы; вид, количество и качество производимой продукции; планирование и управление) это участие, за редким исключением, не превышает степе­ни совместных консультаций.

Политическое участие как универсальное свойство политической системы создает принципиальную возможность для ответа на классиче­ские вопросы политической науки: кто, где, когда, почему, с какой целью, в какой форме и с какими результатами принимал участие в политике, т.е. объективную возможность для сравнительных политоло­гических исследований. Достоинством этого подхода, который не отри­цает, а дополняет другие, состоит не только в его всеобщности, но и в открытости для эмпирических исследований. Сегодня, когда сломаны идеологические барьеры между Россией и Западом, созданы предпосыл­ки для выявления сходства и различий нашего быстро изменяющегося общества и этих обществ. Учитывая существенные культурно-истори­ческие и политико-институциональные различия, задача эта не про­стая, но разрешимая. Подобно тому, как различные группы граждан имеют неодинаковые ресурсы политического участия, различные обще­ства имеют неодинаковые условия и традиции для этою участия. Мы далеки от мысли, что по степени политического участия государства распределяются как граждане, среди которых в среднем лишь 4-5 про­центов высокоактивны. Однако различия между обществами несомнен­но есть и подобно различиям в уровне экономического развития или уровне жизни они — реальность, с которой лучше считаться. Одна из основных задач политической, как и других социальных наук, познать себя и свое общество с максимальной полнотой и достоверностью, чтобы сделать ответственный и осознанный выбор.

1. Понятие политического участия.
2. Политическая мысль об участии.
3. Политическое участие граждан России.
4. Демократия и участие граждан.
1. Понятие политического участия
Термин "политическое участие" активно используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Субъектами политического участия являются индивиды, социальные группы и слои, культурно-профессиональные, этно-национальные, конфессиональные и иные общности. По масштабу оно осуществляется на уровне местной, региональной, общегосударственной или международной политики. Политическое участие может быть прямым (непосредственным) и косвенным (опосредованным), всеобщим и ограниченным, конвенциональным (легальное, регулируемое законом) и неконвенциональным (незаконным), мирным и насильственным, традиционным и новаторским, законным и противоправным.
С точки зрения форм выделяется:
- участие в деятельности политических партий и общественно- политических организаций и движений;
- участие в восприятии и передаче политической информации;
- участие в избирательных и иных политических кампаниях;
- участие в митингах, шествиях и демонстрациях;
- участие в политических забастовках и массовых кампаниях гражданского неповиновения;
- в освободительных войнах и революциях и т.д.
Политическое участие выполняет функции:
- политической социализации;
- предупреждения и разрешения конфликтов;
- борьбы с бюрократизмом и устранения отчуждения граждан от политики и управления;
- согласование и реализация различных интересов, ожиданий и требований.
В любом обществе граждане далеко не одинаково вовлечены в различные сферы политического участия. Фактическое их участие значительно варьируется в зависимости от сферы общественно-государственной жизни и уровня управления. Оно, например, заметно слабее в области обороны и внешней политики, чем во внутренней политике, и в целом имеет тенденцию к обратно пропорциональной зависимости от уровня политико-государственного управления. Наиболее благоприятные условия для участия создают демократия и правовое государство. В этом случае:
- гражданское общество и государство, обладающий всей полнотой прав и свобод гражданин и чиновник, должны становиться равноправными партнерами;
- члены представительных органов и ряд должностных лиц демократически избираются всем взрослым населением страны;
- деятельность органов трех ветвей власти максимально открыта для граждан;
- независимые средства массовой информации предоставляют объективную и полную информацию о делах общества и государства всем жителям страны.
История свидетельствует о том, все сколько-нибудь крупные социально-политические сдвиги сопровождаются и вызываются стремлением ранее приниженных групп, слоев и общностей получить доступ к политической власти, к участию в делах государства. Возникновение и упадок различных политических образований, политическая стабильность, конфликты и революции становятся понятнее при рассмотрении политического участия, как фактора, существенно влияющего на функционирование политической системы.
2. Политическая мысль об участии
Первые формы и процедуры вовлеченности людей в обсуждение и решение дел общностей возникли в условиях первобытной (родовой) и военной демократии. Качественно новым этапом в развитии теории и практики демократии и политического участия стала древнегреческая цивилизация. Греческие мыслители первыми начинают использовать термин "участие". Правда в рамках древнегреческого мышления политическое участие рассматривалось не с точки зрения интересов личности, а как область вторичного, подчиненного интересам полиса. По мнению Платона, к участию в делах государства нельзя допускать чернь. Платон, Аристотель, Полибий и другие авторы предостерегали против крайней демократии на грани анархии.
Платон, с одной стороны, считает необходимым в определенной степени вовлекать всех граждан в дела государства, с другой же стороны, думает о том, как обеспечить в государстве иерархическое преобладание "философов", обладающих подлинной добродетелью и мудростью. У Аристотеля "участие" явилось одной из центральных категорий политической науки. Глубина и идейное богатство древнегреческой мысли начали актуализироваться и осознаваться лишь спустя более чем две тысячи лет, с возрождением демократии нового типа.
В эпоху Возрождения были сформулированы идеи свободы, равенства и деятельной роли всего населения в политико-государственных структурах. Мыслители периода буржуазных революций, подобно Ш. Монтескье, чаще всего признавали опасность полного отстранения народа от государственных дел, но с другой стороны, высказывали мысль, что непосредственное и широкое участие народа в правлении может привести негативным последствиям. Ж.-Ж. Руссо различал "народ в сущности", являющийся носителем политического разума и "народ в явлении", как главного хранителя политических предрассудков, как слепую толпу, которая сама не знает чего хочет. Поэтому Руссо вводит в противоречие со своей же моделью прямого народовластия фигуру "законодателя" - вождя, воспитателя и наставника народных масс.
Т. Джефферсон, развивая республикански-демократическую идею, "искусственной аристократии" противопоставляет "аристократию естественную", т.е. круг людей по уму и способностям достойных быть во власти. В условиях капиталистического государства собственность становится лучшим мерилом политической способности гражданина. Вплоть до начала XX в. повсеместно (за исключением Новой Зеландии) наряду с неимущими от выборов были полностью отстранены дети и женщины, как неспособные к участию в политике. Критики современной демократии западного образца зачастую указывают на то обстоятельство, что, при ней "гражданами являются все" (преступники, наркоманы, люмпены), тем самым совершенно не соблюдается цензовый принцип, и демократия, по сути дела, выступает как охлократия, т.е. власть толпы.
3. Политическое участие граждан России
Для В. Ленина всеобщее политическое участие являлось необходимой предпосылкой и сутью социалистической демократии, неотъемлемым принципом управления, средством преодоления различных видов социального неравенства и бюрократизма, условием перехода к коммунистическому будущему. Все это должно было каким-то образом сочетаться с "диктатурой пролетариата" и руководящей ролью революционной партии. В первые годы после октябрьской революции 1917 г., действительно, подавляющее большинство населения включилось в политику (правда приблизительно 3% из них как эксплуататорские элементы согласно Конституции РСФСР 1918 г. были лишены избирательных прав, а рабочие получали преимущество перед крестьянами). Со второй половины 20-х гг. несмотря на усиливающийся поток пропагандистских деклараций о расширении демократии начинается процесс фактического отстранения граждан от выработки и реализации политических решений. Конституция СССР 1936 г. провозгласила новую избирательную систему на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании как раз в период массовых репрессий, и в период, когда граждан лишили права реального выбора - все кандидаты подбирались партийным аппаратом, а в избирательном бюллетене оставался один кандидат. В условиях сталинизма вместо реального политического было манипулируемое участие населения в символических политических действиях.
Попытки Н. Хрущева привлечь всех граждан к управлению государством и к народному контролю над деятельностью государственного аппарата остались благими пожеланиями и лозунгами. Лишь начавшиеся во второй половине 80-х гг. реформы ("перестройка") предоставили гражданам определенные политические права и свободы, возможность самостоятельно участвовать в политике и независимо выражать свои мнения и предпочтения.
Однако, если в 1991г. в период политического подъема в стране интересовались политикой более 62% россиян, то в 1996 г. интересовавшиеся политикой составили уже только 40,5 % взрослого населения; и лишь 26,6% были твердо уверены в том, что своим участием в выборах они могут изменить что-либо в жизни страны [6, с.314]. Всего за несколько лет в стране был воспроизведен (пусть скорее внешне) основной спектр партийно-политических ориентаций, существовавших до 1917 года: от консервативно-монархических до радикально-коммунистических. Политические партии и организации стали одним из основных каналов и инструментов участия населения в политике. В значительной степени с возникновением новых политических образований связано появление и распространение в стране политического участия протеста, в таких формах, как митинги, демонстрации, пикетирование, распространение листовок, бойкоты и проч. В какой-то степени, как свидетельствуют массовые движения протеста 60-х гг. в западных странах, а также периоды системных трансформаций в других - взрыв участия протеста почти неизбежен в процессе быстрой модернизации. Особенно уязвимы для экстремистских форм протеста страны, преходящие от авторитарных к демократическим режимам.
4. Демократия и участие граждан
Одним из важнейших индикаторов демократичности политико-государственного управления является участие в этом процессе широкого круга членов общества. В западных социальных науках до 60-х гг. существовало осторожное отношение к участию граждан в политике и управлении (за исключением участия в выборах), что было вызвано опытом революций XIX-XXвв., феноменом тоталитаризма, а также теориями З. Фрейда, В. Парето, Г. Моски и др., в которых доказывалась иррациональность человека, искажающее влияние толпы на сознание индивида. Западные теоретики демократии Р. Даль, У. Корнхаузер, С. Липсет, Э. Экстейн высказали мнение о том, что главным звеном в условиях демократии оказывается элита, а политическая роль народа сводится к выбору этой элиты и ограниченному контролю над ней. Согласно теориям названных авторов для демократии важно обеспечить определенную автономию для демократически избранных лидеров, оградить их от чрезмерного давления и необоснованных требований со стороны граждан.
Сторонники плюралистических теорий демократии в качестве ее необходимого условия называют деятельность многообразных заинтересованных групп как посредников между индивидами и государством. Однако и плюралисты подчеркивают особую роль в этом конкурентном процессе политической элиты. Они лишь настаивают на том, что она не должна быть монолитной и должна быть открытой для влияния снизу.
Начиная с 60-х годов на Западе формируется демократия участия (партисипаторная модель).
Хотя партисипаторная модель возникла еще в Древних Афинах, в 60-е гг. развитие ее концепции стимулируется движением "новых левых", настаивавшем на неотъемлемом праве граждан участвовать в фактическом принятии решений в политической и других общественных сферах. Рост интереса к политическому участию был связан также с усложнением социально-профессиональной структуры, увеличением свободного времени, повышением культурного уровня населения. В этих условиях все более значимыми для личности стали чувство самоуважения, возможность реализации своих способностей, потребность в гражданской активности. Наиболее радикальные сторонники демократии участия считают, что необходимо ликвидировать представительство как политический принцип и институт, создав самоуправленческие общности (общины), в которых каждый получает возможность прямого, безотлагательного участия во всех вопросах жизни данной общности и объединяющего их сообщества. Однако, большинство сторонников демократии участия выступает за сочетание прямой и представительной форм демократии.
Исторический опыт человечества показывает, что прямое участие в решении вопросов общественной жизни, самоуправление возможны даже при современных средствах коммуникации лишь в пределах небольших общностей. Поэтому и в западном обществе и в нашей стране речь идет, как правило, о местном самоуправлении, в рамках которого и возможны всеобщая и непосредственная вовлеченность граждан в принятие и реализацию решений. Формы такой вовлеченности разнообразны: референдумы, оперативные опросы общественного мнения, общественные слушанья, самоуправление микрорайонов и проч. Подобно тому, как различные группы граждан имеют неодинаковые ресурсы политического участия, различные общества имеют неодинаковые условия и традиции для этого участия.
Основные понятия: политическое участие, субъекты политического участия, демократия участия, охлократия, конвенциональное, неконвенциональное участие.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие формы политического участия вам известны?
2. Каковы функции политического участия?
3. Дайте характеристику политического участия граждан России до периода "перестройки".
4. Почему в последние годы мы наблюдаем расширение политического участия протеста?
5. Охарактеризуйте западную модель демократии участия.
6. Чем можно объяснить низкий уровень избирательной активности части населения?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии М.,1995.
2. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.
3. Каменская Г.В. Генезис идей демократии // Социс. 1994. № 4.
4. Констан Б. О свободе древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис, 1993. № 3.
5. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М, 1969.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация по обществознанию "Участие граждан в политической жизни государства". В конце занятия предлагается тест.

Просмотр содержимого документа
«Участие граждан в политической жизни государства (консультация по обществознанию)»

Участие граждан в политической жизни государства

(консультация по обществознанию 9 класс)

Учитель истории и обществознания: Сунгурова И.А.

Цель: разобрать вопросы участия граждан в жизни государства.

- Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие.

- Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

- Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс. Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно. Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников.


- Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

- Ведущими формами участия в политической жизни являются референдум и выборы, давайте поговорим о них поподробнее.

- Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власти – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

Это «барометр» общественного мнения. Как вы это понимаете?

- Скажите, пожалуйста, кого мы избираем в РФ?


- Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Исходя из определения, можно сказать, что мы не только имеем право избирать, но и быть избранными.

- В избирательном праве существуют Принципы избирательной системы - это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос.

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно). Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Тайное голосование. Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

- В РФ существует возрастной ценз. Как вы это понимаете?

с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;

С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;

с 35 – Президентом страны.

- Основные стадии избирательного процесса:

Подготовительная (устанавливается дата выборов, составление списков избирателей) (выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов имеют : Избирательные объединения и избирательные блоки и непосредственно избиратели.

Предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов , их публикация).

- Типы избирательных систем:

3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

- Мажоритарная система : избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное);

Виды мажоритарной системы:

1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);

2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);

3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

- Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему. (Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы, по партийным спискам)

2) Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

- В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).

- В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

1) об изменении статуса субъектов РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

8) об амнистии и помиловании.

- Инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

- Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

- Противоположной формой участию в политической жизни является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм. Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

1. Действующая Конституция РФ была принята:

1)На заседании Государственной Думы

3)Постановлением Президента РФ

2. Пример политического экстремизма:

1)Участие в выборах

3)Активное выступление на митинге

4)Голосование против правящей партии

3. Верно ли, что:

А. Выборы могут быть прямыми и многоступенчатыми.

Б. В выборах участвуют все проживающие на территории нашей страны.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

4. Верно ли, что:

А. Свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие

«выборы в РФ». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) Равное избирательное право

2) Кандидат в депутаты

4) Тайное голосование

1. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:

на применение силы в качестве метода убеждения

на использование огнестрельного оружия

на равный доступ к государственной службе

на всеобщее профессиональное образование

2. Кто имеет право участвовать в выборах в Государственную Думу?

Гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства

Гражданин иностранного государств, постоянно проживающий на территории РФ

Гражданин РФ, находящийся под следствием

3. Верно ли, что:

А. Политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих

угрозу для общества и государства.

Б. Любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм

как метод борьбы за власть.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Верно ли, что:

А. Политика – это мысли, идеи о добрых поступках.

Б. Политикой интересуется каждый гражданин страны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация по обществознанию "Участие граждан в политической жизни государства". В конце занятия предлагается тест.

Просмотр содержимого документа
«Участие граждан в политической жизни государства (консультация по обществознанию)»

Участие граждан в политической жизни государства

(консультация по обществознанию 9 класс)

Учитель истории и обществознания: Сунгурова И.А.

Цель: разобрать вопросы участия граждан в жизни государства.

- Важнейшим участием граждан в жизни государства следует признать политическое участие.

- Политическое участие - действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

- Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс. Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно. Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников.


- Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

- Ведущими формами участия в политической жизни являются референдум и выборы, давайте поговорим о них поподробнее.

- Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власти – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

Это «барометр» общественного мнения. Как вы это понимаете?

- Скажите, пожалуйста, кого мы избираем в РФ?


- Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Исходя из определения, можно сказать, что мы не только имеем право избирать, но и быть избранными.

- В избирательном праве существуют Принципы избирательной системы - это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос.

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно). Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Тайное голосование. Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

- В РФ существует возрастной ценз. Как вы это понимаете?

с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;

С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;

с 35 – Президентом страны.

- Основные стадии избирательного процесса:

Подготовительная (устанавливается дата выборов, составление списков избирателей) (выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов имеют : Избирательные объединения и избирательные блоки и непосредственно избиратели.

Предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов , их публикация).

- Типы избирательных систем:

3) мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

- Мажоритарная система : избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное);

Виды мажоритарной системы:

1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);

2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);

3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

- Пропорциональная избирательная система – одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему. (Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы, по партийным спискам)

2) Референдум – решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

- В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации), региональный (референдум субъекта РФ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования).

- В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

1) об изменении статуса субъектов РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

8) об амнистии и помиловании.

- Инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

- Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

- Противоположной формой участию в политической жизни является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике - абсентеизм. Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

1. Действующая Конституция РФ была принята:

1)На заседании Государственной Думы

3)Постановлением Президента РФ

2. Пример политического экстремизма:

1)Участие в выборах

3)Активное выступление на митинге

4)Голосование против правящей партии

3. Верно ли, что:

А. Выборы могут быть прямыми и многоступенчатыми.

Б. В выборах участвуют все проживающие на территории нашей страны.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

4. Верно ли, что:

А. Свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие

«выборы в РФ». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) Равное избирательное право

2) Кандидат в депутаты

4) Тайное голосование

1. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:

на применение силы в качестве метода убеждения

на использование огнестрельного оружия

на равный доступ к государственной службе

на всеобщее профессиональное образование

2. Кто имеет право участвовать в выборах в Государственную Думу?

Гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства

Гражданин иностранного государств, постоянно проживающий на территории РФ

Гражданин РФ, находящийся под следствием

3. Верно ли, что:

А. Политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих

угрозу для общества и государства.

Б. Любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм

как метод борьбы за власть.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Верно ли, что:

А. Политика – это мысли, идеи о добрых поступках.

Б. Политикой интересуется каждый гражданин страны.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: