Третейское судопроизводство правовая природа и процессуальный порядок курсовая

Обновлено: 01.05.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний"

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ФВО ВЮИ ФСИН РОССИИКУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: "Гражданский процесс"

Тема: Третейское судопроизводство: правовая природа и процессуальный порядокВыполнила: студентка 6 В курса

ФВО ВЮИ ФСИН России

Наумова Наталья Дмитриевна

ОглавлениеВведение

1. Правовая природа третейского разбирательства

2. Процессуальный порядок третейского судопроизводства

3. Перспективы третейского разбирательства в Российской Федерации

Чем интенсивнее развиваются связи между хозяйствующими субъектами, растет предпринимательская активность, ускоряется и расширяет свою сферу коммерческий оборот, тем больше вероятность возникновения правовых конфликтов между предпринимателями. В то же время любой конфликт в экономических отношениях замедляет развитие предпринимательской активности. В этих условиях очень важно, чтобы в обществе были сформированы юридические механизмы, которые бы обеспечивали скорое, справедливое и законное разрешение возникающих споров и защиту нарушенных прав.

Наиболее распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита, которая осуществляется государственными судами (судами общей юрисдикции и арбитражными судами). Вместе с тем общество, которое основывает свою жизнь на принципах рыночной экономики, пришло к выводу о необходимости формирования параллельных негосударственных юрисдикционных систем разрешения споров. Такие системы получили наименование альтернативных способов разрешения правовых споров.

Одним из наиболее популярных и эффективных альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров является третейский суд. Суть третейского суда заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейских судей, которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора.

Как сказал Курочкин С.А., современное состояние судебной системы России, сложная процедура рассмотрения и разрешения дел, недоступность и территориальная удаленность правосудия - это далеко не все факторы, побуждающие стороны искать альтернативу государственному судопроизводству. Все они наряду с высвобождением инициативы субъектов экономических отношений, развитием правовой и деловой культуры становятся благоприятной почвой для развития третейского разбирательства.

Сегодня, когда количество третейских судов увеличивается, растет количество публикаций, посвященных третейскому разбирательству, имеется возможность проанализировать накопленную практику внутреннего третейского разбирательства. На практике, да и в теории, существование третейских судов вызывает много разнообразных и часто противоречивых мнений. Поэтому тема данной работы с практической точки зрения интересна и актуальна.

В настоящей работе на основе анализа законодательства и судебной практики я постараюсь

Целью данной работы является рассмотрение и исследование третейских судов в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- рассмотреть историю третейских судов в России;
- раскрыть понятие третейского суда и третейского разбирательства;
- охарактеризовать общие положения о процедурах третейского разбирательства;
- проанализировать проблему преюдиции решений третейских судов;
- описать особенности третейского разбирательства.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Третейские суды: краткая история развития………………………………7
2. Правовое регулирование третейского судопроизводства. . . . . . . . . . . . 11
3. Сущность третейского судопроизводства
3.1. Понятие третейского суда……………………………………………….13
3.2. Состав третейского суда ……………….………………………………..16
3.3. Преимущества третейского суда………………………………………..17
4. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров
4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров………………………………………………………………………….19
4.2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров………………………………………………………………………….20
4.3. Исполнение и оспаривание решений третейских судов……………….23
5.Судебная практика………………………………………………………… 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Файлы: 1 файл

КОНЕЧНАЯ КУРСОВАЯ ТРЕТЕЙСКИЙ.doc

2. Правовое регулирование третейского судопроизводства

Защита гражданских прав может осуществляться в установленном законом порядке различными органами. В соответствии со статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Какие нормативные правовые акты составляют основу регулирования третейского разбирательства?

Основополагающим являются названный ранее Федеральный закон от 2002 года «О третейских судах в Российской Федерации». Правовое регулирование третейского разбирательства важно потому, что сама процедура должна в равной степени обеспечивать интересы спорящих сторон, создавать равные для них условия и возможности защиты своих прав. Не должно быть ничего, что ставило бы одну сторону в невыгодное положение по отношению к другой. Закон формулирует базовые нормы, например, о том, какие споры могут разрешаться третейским судом, как заключаются третейские соглашения, кто может быть третейским судьей, какова процедура разбирательства и так далее.

Помимо этого закона третейское разбирательство регулируется положениями и регламентами о третейских судах, а также, в значительной степени, волей сторон. Последняя вообще имеет решающее значение, так как именно ею определяются все важные вопросы на всех стадиях, начиная

с того, будут ли стороны обращаться в третейский суд. Возможность участия в третейском суде и, соответственно, обязательность исполнения будущего решения стороны решают самостоятельно и добровольно, их никто к этому не принуждает. [18,С.112]

Положения закона о третейских судах не распространяются на решения споров международного коммерческого арбитража, так как последний регулирует отношения с участием международного (иностранного) элемента. [18,С.112]

Указанные законы предусматривают образование постоянно действующих третейских судов, а также третейских судов для разрешения конкретного спора. В качестве постоянно действующих третейских учреждений закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ. [7,С.755]. Названные законы предусматривают возможность оспаривания решения третейского суда, а Гражданский процессуальный кодекс, развивая эти положения, регулирует производство по делам такого рода в суде общей юрисдикции (Гл.48 ГПК РФ). Таким образом, ГПК РФ так же составляет основу регулирования третейского разбирательства.

3. Сущность третейского судопроизводства

3.1. Понятие третейского суда

В настоящее время в мире существует много различных третейских судов (негосударственных коммерческих арбитражей). При всем разнообразии исходное положение у них едино: две стороны спора о праве просят третьего рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда – суд третьего.

Третейский суд – суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско- правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Судьи, избираемые в состав третейского суда, совсем не обязательно должны быть профессиональными юристами. Право выбора конкретной формы защиты между судебным разбирательством и производством в третейском суде принадлежит заинтересованным лицам. [10,С.377]

Выбирая третейского судью, обращающиеся лица заранее согласны подчиниться его решению. Если в российском законодательстве избираемые сторонами судьи и суды именуются третейскими, то за границей наши третейские суды принять называть арбитражем. В России государственный коммерческий суд назван арбитражем, а арбитраж в западном смысле назван третейским судом.

На первый взгляд кажется, что перепутаны всего лишь названия, однако, на практике это порождает определенные сложности, как с западными сторонами, так и в нашей стране, поскольку Нью-Йоркская конвенция 1958 г. не распространяется на решения государственных судов. Слово «суд» за границей применяется только к государственным структурам, а слово «арбитраж» - только к структурам внесудебного разрешения спора. То есть арбитраж – это структура внесудебного предпринимательского разрешения спора. [9,С.405]

Третейский суд может создаваться для рассмотрения и разрешения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает существование (т. е. случайный суд, суд ad hoc). Третейский суд может быть институционным и постоянно действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейских судей, и сторонам предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. Указанные суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Для образования постоянно действующего третейского суда организация должна принять соответствующее решение, утвердить положение о постоянно действующем третейском суде и список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое недолжно противоречить отдельным положениям Закона о третейских судах, указанным в п. 5 статьи 3.

Бесспорно, что постоянно действующие третейские суды более предпочтительны. Если, например, судьей ad hoc может стать человек без юридического образования и опыта судейской работы, то в постоянно

действующие суды включаются авторитетные юристы, профессионалы высокой квалификации, что сказывается на качестве их работы.

Третейские суды, представляющие собой общественные образования и не обладающие судебной властью, поскольку не осуществляют правосудие, успешно функционируют наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Потребность в третейской процессуальной форме защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным причинам не устраивает гражданская юрисдикция государства. Например, иностранные лица, проживающие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не в официальном суде иностранного государства. [9,С.406]

Обращение к третейским судьям может быть вызвано также недоверием к профессиональной квалификации государственных судей, их незнанием особенностей подлежащего разрешению хозяйственного (экономического, торгового) спора.

Однако подобные случаи довольно редки, значительно чаще в третейских судах разрешаются споры, возникающие в международном частном праве. Такие споры по общему правилу неподведомственны национальной государственной юрисдикции, а могут быть рассмотрены на международно-договорной основе третейскими судами (международным коммерческим арбитражем).

Третейское судопроизводство создано для рассмотрения и разрешения споров о праве и потому является исковым. Для него обязательны иск, истец, ответчик, исковые средства защиты права, что сближает производство третейских судов с гражданским процессом.

Можно говорить о том, что третейское судопроизводство составляет подотрасль российского гражданского процессуального права. Это относиться только к третейским судам, созданным и действующим на основании отечественных законов.

Юрисдикционные органы, сформированные на международно-договорной основе, не могут быть включены в национальную судебную систему. [9,С.407]

3.2. Состав третейского суда

Состав третейского суда регламентируется гл. 3 Закона «О третейских судах в РФ». В соответствии со ст. 8 «О третейских судах в РФ» третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства.

Число третейских судей может определяться сторонами и должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином или правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи. (Ст. 9 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»)

Таким образом, третейский судья должен соответствовать определенным требованиям, так же, как и государственный. В первую

очередь он должен быть независим от сторон, совершенно не заинтересован в исходе дела и беспристрастен. Судьей должен быть юрист-специалист, особенно, если суд состоит из одного судьи. Закон также определяет, кто не может быть третейским судьей. Это, например, действующий государственный судья. Не могут быть также действующие работники правоохранительных органов, либо уволенные из них по компрометирующим основаниям. [18,С.112]

Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей, в соответствии со ст. 10 Закона «О третейских судах в РФ». Полномочия третейского судьи прекращаются по соглашению сторон, в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, предусмотренным статьями 11 и 12 Закона «О третейских судах в РФ», а также в случае смерти третейского судьи, а также после принятия решения по конкретному делу. (Ст.13 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»)

3.3. Преимущества третейского суда

Третейское разбирательство дела обладает некоторыми преимуществами по сравнению с судебным разрешением спора. Среди этих преимуществ быстрота и экономичность рассмотрения дела: возможность создания специализированного третейского суда; существование фактора «повышенного доверия» как к судьям, так и к постановленному ими решению; конфиденциальность; возможность сторонам самим определить сроки, место и время разрешения спора. Немаловажно сохранение духа сотрудничества, что создает необходимые условия для дальнейшего продолжения взаимовыгодных хозяйственных связей контрагентов. [10,С. 377]

Кроме того, процедура третейского разбирательства основана на принципах защиты интересов конкретных участников имущественного оборота.

В третейских судах отсутствуют апелляционные, кассационные и надзорные инстанции, а спор по существу и окончательно разбирается избранным сторонами составом суда (или единоличным судьей) в одной инстанции.

Стороны вправе выбрать себе судей как из числа лиц, значащихся в списке постоянно действующего третейского суда, в который включены наиболее авторитетные и известные практики и ученые, так и любых иных лиц, обладающих необходимой для этого квалификацией. Назначенные каждой из сторон судьи избирают затем возглавляющего их председателя.

Такие судьи не зависимы от сторон спора и, не будучи их представителями, обеспечивают объективное и квалифицированное рассмотрение спора. [9,С.407]

Размер третейского сбора существенно ниже размера госпошлины, подлежащей уплате в государственных арбитражных судах.

Кроме того, в третейских судах лучше учитывается специфика предпринимательских отношений, обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так же как разбирательство по общему правилу носит закрытый характер, решения третейского суда чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны.

В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон. Важнейшими основаниями для принятия решения третейским судом являются договоры, торговые обычаи. [9,С. 408]

4. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров

4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров

Третейское разбирательство споров граждан также регулируется Законом «О третейских судах в РФ». На разрешение третейского суда могут быть переданы любые споры о праве между гражданами, за исключением споров, возникающих из трудовых и брачно-семейных отношений. [9,С.408] В соответствии со ст. 17 Закона «О третейских судах в РФ», третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

Третейский суд в каждом случае организуется по особому соглашению всех участников спора. Он компетентен рассматривать спор только при условии, что между сторонами был заключен договор о передаче спора на разрешение этого суда. (Ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»)

Третейское соглашение заключается в письменной форме и считается заключенным, если под его условиями имеется подпись сторон. Соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре, заключенном между сторонами. (п. 1 Ст. 7 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»)

Целью данной работы является рассмотрение и исследование третейских судов в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- рассмотреть историю третейских судов в России;
- раскрыть понятие третейского суда и третейского разбирательства;
- охарактеризовать общие положения о процедурах третейского разбирательства;
- проанализировать проблему преюдиции решений третейских судов;
- описать особенности третейского разбирательства.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Третейские суды: краткая история развития………………………………7
2. Правовое регулирование третейского судопроизводства. . . . . . . . . . . . 11
3. Сущность третейского судопроизводства
3.1. Понятие третейского суда……………………………………………….13
3.2. Состав третейского суда ……………….………………………………..16
3.3. Преимущества третейского суда………………………………………..17
4. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров
4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров………………………………………………………………………….19
4.2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров………………………………………………………………………….20
4.3. Исполнение и оспаривание решений третейских судов……………….23
5.Судебная практика………………………………………………………… 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Файлы: 1 файл

КОНЕЧНАЯ КУРСОВАЯ ТРЕТЕЙСКИЙ.doc

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина»

Кафедра Гражданского права и процесса

ТРЕТЕЙСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК

Выполнил студент гр. ЮЗ-532с

к. ю. н. С.Л. Микрюкова

Дата защиты «__» _____ 2013г.

1. Третейские суды: краткая история развития………………………………7

2. Правовое регулирование третейского судопроизводства. . . . . . . . . . . . 11

3. Сущность третейского судопроизводства

3.1. Понятие третейского суда……………… ……………………………….13

3.2. Состав третейского суда ……………… .………………………………..16

3.3. Преимущества третейского суда… ……………………………………..17

4. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров

4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров……………………………………………………………… ………….19

4.2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров……………………………… ………………………………………….20

4.3. Исполнение и оспаривание решений третейских судов……………….23

Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Введение

Различные экономические споры между хозяйствующими субъектами решаются двумя законными способами: основным – через государственный суд, и альтернативным, который отнюдь не менее значим. Современная правовая система любой страны должна предусматривает оба этих способа.

Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и развитием регулирования связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. № 95 – ФЗ. Использование данного способа защиты прав, выступающего альтернативой обращения в государственные суды, обуславливает возникновение многих вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в сфере разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов, а также их взаимодействия. [16,С.65]

Современные экономические реалии России требуют интенсивного создания инфраструктур, обеспечивающих поступательное и динамичное развитие рынка. Стабильность и предсказуемость - первейшие условия нормального гражданского оборота, те условия, которые могут быть обеспечены лишь в результате создания всех институтов рыночного хозяйствования.

В настоящее время в России наблюдается период оживления экономической жизни. Возрастает предпринимательская активность, коммерческий оборот ускоряется и расширяет свою сферу. Естественно, что чем интенсивнее развиваются связи между предпринимателями, тем больше вероятность возникновения правовых коллизий между ними. В то же время любой конфликт в экономических отношениях замедляет развитие предпринимательской активности. В этих условиях очень важно, чтобы в обществе были сформированы юридические механизмы, которые бы обеспечивали скорое, справедливое и законное разрешение возникающих споров и защиту нарушенных прав.

Наиболее распространенным и надежным способом защиты нарушенных гражданских прав является судебная защита, которая осуществляется государственными судами (судами общей юрисдикции и арбитражными судами). Вместе с тем общество, которое основывает свою жизнь на принципах рыночной экономики, пришло к выводу о необходимости формирования параллельных негосударственных юрисдикционных систем разрешения споров. Такие системы получили наименование альтернативных способов разрешения правовых споров.

Одним из наиболее популярных и эффективных альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров и является третейский суд. Суть третейского суда заключается в том, что спорящие лица самостоятельно избирают третейских судей, которым доверяют рассмотрение и разрешение возникшего между ними спора. Однако третейский суд вправе разрешать только гражданско-правовые споры, т.е. споры между частными лицами. Это означает, что если возник спор административно-правового характера (уплата налогов, таможенных платежей и т.п.), то такой спор не может быть передан на рассмотрение третейского суда (за некоторыми исключениями, прямо предусмотренными в законе).

В современных условиях значительна роль третейских судов в осуществлении судебной реформы. Дело в том, что государственная судебная система не может расширяться до бесконечности, ее содержание затратно, требует подготовки высококвалифицированных кадров, решения вопросов управления и т.д. Развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему.

Основные черты третейского суда и третейского разбирательства состоят в следующем. В России могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора ad hoc. 1

Стороны спора имеют возможность выбора третейских судей, которые будут разрешать спор. К осуществлению третейского разбирательства привлекаются не только юристы, но и специалисты со знанием отдельных сфер деятельности, например финансовой, банковской деятельности, фондового рынка. Само разбирательство характеризуется упрощенностью процедуры и конфиденциальностью. Деятельность третейского суда осуществляется на началах самоокупаемости, поскольку все расходы по разбирательству в конечном счете покрываются самими сторонами. В случаях, предусмотренных законом, при третейском разбирательстве стороны могут получить поддержку со стороны государственных судов по отдельным вопросам (обеспечение иска, выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда).

Таким образом, третейский суд представляет собой (1) способ разрешения гражданско-правовых споров, (2) негосударственный по существу, (3) избранный сторонами для разрешения спора в особой согласованной между ними процессуальной форме, (4) осуществляемый физическими лицами (лицом), избранными в качестве третейских судей, (5) в отношении которого государственные суды осуществляют в пределах, указанных в законе, функции содействия и контроля.

Целью данной работы является рассмотрение и исследование третейских судов в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

- рассмотреть историю третейских судов в России;

- раскрыть понятие третейского суда и третейского разбирательства;

- охарактеризовать общие положения о процедурах третейского разбирательства;

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Деятельность третейских судов

План курсовой работы

  • 1.1. Понятие третейского суда.
  • 1.2. Преимущества рассмотрения споров в третейском суде.
  • 2.1. Компетенция третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров.
  • 2.2. Процедура рассмотрения спора в третейском суде.

Введение

По мере возрастания правосознания и правовой культуры населения возникает возможность вне государственного судебного урегулирования споров. Однако эта возможность должна иметь определенные правовые очертания. Именно такими являются действующие в мировом правовом пространстве различные третейские суды. Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Законодатель подтвердил его важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Актуальность проблемы проявляется в том, что использование данного способа защиты прав, выступающего альтернативой обращения в государственные суды, обуславливает возникновение многих вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в сфере разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов, а также их взаимодействия.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе деятельности третейских судов по разрешению споров.

Предметом исследования является нормы гражданского-процессуального законодательства, регулирующие рассмотрение дел в третейском суде.

  • - рассмотреть понятие третейского суда;
  • - раскрыть преимущества рассмотрения споров в третейском суде;
  • - изучить компетенцию третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров;
  • - исследовать процедуру рассмотрения спора в третейском суде.

Методологическую основу исследования составил диалектический подход к исследованию правовых процессов и явлений. В процессе исследования использовались следующие методы: исторический, сравнительный, статистический, формально-юридический.

Теоретическую основу курсовой работы составили научные достижения в области гражданского права, гражданско-процессуального права и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Виноградовой Е. А, Завидова Б.Д., Власов А.А, Рожкова М.А, Суханова Е.А. и других ученых. Законодательную базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты, к тому же были использованы материалы судебной практики.

Структура работа состоит из введения, двух глав основной части, разбитых на параграфы, и заключения, в котором подводятся итоги исследования. Оканчивается работа библиографическим списком.

Целью данной работы является рассмотрение и исследование третейских судов в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- рассмотреть историю третейских судов в России;
- раскрыть понятие третейского суда и третейского разбирательства;
- охарактеризовать общие положения о процедурах третейского разбирательства;
- проанализировать проблему преюдиции решений третейских судов;
- описать особенности третейского разбирательства.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Третейские суды: краткая история развития………………………………7
2. Правовое регулирование третейского судопроизводства. . . . . . . . . . . . 11
3. Сущность третейского судопроизводства
3.1. Понятие третейского суда……………………………………………….13
3.2. Состав третейского суда ……………….………………………………..16
3.3. Преимущества третейского суда………………………………………..17
4. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров
4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров………………………………………………………………………….19
4.2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров………………………………………………………………………….20
4.3. Исполнение и оспаривание решений третейских судов……………….23
5.Судебная практика………………………………………………………… 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Файлы: 1 файл

КОНЕЧНАЯ КУРСОВАЯ ТРЕТЕЙСКИЙ.doc

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 14.06.2011 N 1884/11, публичный порядок Российской Федерации предполагает добросовестность сторон, вступающих в частные отношения, нарушением чего является создание видимости частноправового спора, в том числе с отнесением его на рассмотрение третейским судом для получения формальных оснований отчуждения недвижимого имущества с целью вывода активов общества одним из его участников.

Таким образом, вывод активов общества "АМИСТАР" одним из его участников под видом понуждения третейским судом сторон к заключению договора об отчуждении всего принадлежащего данному юридическому лицу имущества с нарушением положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит основополагающим принципам российского права.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя о противоречии друг другу содержащихся в обжалуемом определении выводов суда первой инстанции об автономности третейской оговорки и о признании недействительным предварительного договора от 28.06.2011.

В силу указания ч. 4 ст. 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, разрешая вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, устанавливает действительность третейского соглашения. В данном случае суд первой инстанции, оценив третейское соглашение, содержащееся в п. 5.1 предварительного договора от 28.06.2011, сделав вывод о его действительности и наличии у третейского суда компетенции в отношении рассмотренного спора, выполнил требование процессуального законодательства о необходимости установления обстоятельств, которые имеют существенное значение для данной категории дел.

Принимая во внимание установленную судами недействительность (ничтожность) предварительного договора от 28.06.2011, суд сделал вывод об отсутствии оснований для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского судьи исходя из того, что данное решение нарушает основополагающие принципы российского права. Противоречий между выводами суда первой инстанции не имеется.

Таким образом, при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую оценку. Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о нарушении норм права материального и процессуального, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определение Арбитражного суда Пермского края от 03.10.2012 по делу N А50-4363/2012 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лисунова Владислава Алексеевича - без удовлетворения.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в России третейские суды только начинают свою деятельность, ведь многие годы у них не было возможности нормально развиваться и доказать свою жизнеспособность, а главное – полезность и, может быть, даже необходимость.

Следует отметить, что третейские суды для разрешения споров между гражданами, в отличие от третейских судов для разрешения экономических споров, практически, не получили применения в России. Это отчасти объясняется недостаточной информированностью населения о возможностях третейского разбирательства споров. Видимо, прежнее законодательство о третейских судах имело такие дефекты, которые препятствовали их широкому распространению.

Безусловно, радует, что теперь третейские соглашения и договоры сторон с судом получили единую регламентацию со вступлением в силу Закона РФ «О третейских судах в РФ». Поскольку в соответствии со ст. 11 ГК обращение в третейский суд является одной из форм защиты гражданских прав, а его решение имеет те же последствия, что и решение суда государственного, то становится понятной важность принятия данного закона.

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 30.12.2008)//СПС Консультант-плюс 2013.

2.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. (с изменениями и дополнениями на 22.04.2013 г № 61-ФЗ)//СПС Консультант-плюс.2013.

4.Закон РФ от 24 июля 2002 г. № 102 – ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» В редакции федеральных законов от 21.11.2011 г. № 397-ФЗ // СПС Консультант –плюс.2013.

5.Виноградова Е. А. Третейский суд в России: законодательство, практика, комментарии. – Москва: 1993.С.70

6.Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. Г. П. Ивлиев. Москва: Юрайт - Издат, 2003.С.508

7.Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). / Отв. ред. Г. А. Жилина. Москва.: ТК Велби, 2003.С.755,759,762,770.

8.Ренкель А. Ф. Третейский патентный суд. М.: ИНИЦ, 1998. С.3-4

9.Власов А. А. Гражданское процессуальное право: Учебник. Москва: ТК Велби, 2003.С.405,406,407,408,412.

10.Гражданский процесс: Учебник для юрид. вузов / Под ред. д. ю. н. проф. М. К. Треушникова. Москва: Юриспруденция, 2001.С.377-379.

11.Виноградова Е. А. К вопросу о так называемом «статусе» постоянно действующего третейского суда. // Хозяйство и право.1994. № 3.С.94

12.Вицын А. И. Третейский суд по русскому праву. // Третейский суд. 2000. № 1.С.25

13.Волков А. Ф. Торговые третейские суды // Третейский суд. 2000. № 1 .С.132

14.Комаров А. С. Международный коммерческий арбитраж и государственный суд. // Закон. 2003. № 2.С.42

15.Комаров А. С. Основополагающие принципы третейского суда. // Вестник ВАС РФ. 2001. № 4.С.22

16.Муранов А. И. Действительное третейское соглашение и проблема прекращения производства по делу в Российском государственном суде. // Законодательство. 2002 № 10.С.65

17.Нешатаева Т. Н., Страженецкий В. В. Третейские и государственные суды. Проблема прав на правосудие. // Вестник ВАС РФ. 2000. № 10.С.23-25

18.Яковлев В. Ф., Капинус Н. И. Новая ветвь на древе третьей власти. // Закон. 2003. № 3.С. 111-112

19. Алексий П.В.Гражданское процессуальное право России/ Под ред. П.В. Алексия, Н.Д. Амаглобели, – М. Юнити. 2005г. – 498с.

20. Афанасьев С.Ф., Зайцев А.И. Гражданский процесс: учебник / под.ред С.Ф. Афанасьева, А.И Зайцева, - Москва. Норма, 2004г.- 571с.

22. Виговский Е.В. Доверенность как документ, оформляющий полномочия представительства/ Е.В. Виговский // Коллегия. 2005. № 5. С.34-40.

23.Третейский суд в России. Общероссийский информационный ресурс. Судебная практика//arbitrage. ru - Дата обращения:15.05.2013.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: