Как подать в суд на теплосети

Обновлено: 23.04.2024

УО на протяжении многих лет содержала в МКД транзитные тепловые сети. Они были в аварийном состоянии, ремонт обходился дорого, а очередной прорыв угрожал здоровью и имуществу жителей дома. Транзиты проходили по подвалам и не относились к общему имуществу, РСО использовала их для подачи теплоносителя в соседние дома. Рассказываем, как УО через суд обязала хозяина трубы её содержать.

Переписка УО с ресурсоснабжающей и сетевой организациями: кто крайний

Всё началось с писем. УО направила в РСО требование о содержании транзитных теплосетей, но получила на него отказ. Ресурсоснабжающая организация сослалась на договор о передаче теплоносителя по трубам сетевой организации. По договору сетевая компания обязана была содержать свои сети: от сетей РСО до внешней стены МКД или до начала бесхозных сетей.

УО обратилась в сетевую компанию и снова получила отказ. Сетевики ответили, что спорные трубы не стоят у них на балансе, а находятся «в зоне действия» единой теплоснабжающей организации города – РСО.

УО вновь обратилась в РСО и снова безрезультатно. Ресурсоснабжающая организация указала, что бремя содержания транзитных теплосетей лежит на собственнике (ст. 210 ГК РФ), которым она не является.

Искать ответственного за ремонт транзитной тепловой сети пришлось суду.

Способ № 1. Обязать содержать транзитные сети РСО как поставщика коммунальных ресурсов в МКД

УО подала в арбитражный суд иск об обязании РСО исполнять требования законодательства по содержанию транзитов (дело № А53-13571/2020). В качестве доказательств она представила переписку с ресурсоснабжающей организацией и акты осмотра транзитных тепловых сетей. Акты показывали, что сети находятся в неудовлетворительном состоянии: на них видны следы коррозии, латок и вставок, нет изоляции, кронштейнов и опор.

  • Транзиты не относятся к общему имуществу МКД, т.к. обслуживают и соседние дома. Значит, за их содержание УО не отвечает (постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 № 14801/08).
  • РСО – поставщик тепловой энергии и горячей воды, поэтому обязана содержать сети, которые используются для подачи ресурса. В тариф включены затраты на передачу тепловой энергии и теплоносителя до потребителей (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
  • Даже если сети бесхозяйные, по закону содержать их должна РСО, которая вправе учесть данные расходы в составе тарифов (ч. 4 ст. 8 № 190-ФЗ).

В качестве третьих лиц к делу были привлечены администрация города и сетевая организация. Правоту УО подтверждала многочисленная судебная практика из других регионов. Например, в Уральском округе это дела № А50-21984/2013, № А50-20118/2013, № А50-9610/2014, № А50-21772/2014, № А50-17572/2015, № А50-24177/2014. Суды принимали решения в пользу УО и обязывали РСО содержать транзиты в соответствии с требованиями закона.

Но в Ростовской области судебная практика пошла по другому пути: № А53-11301/2020, № А53-20011/2020. Вот и в рассматриваемом в статье деле суд первой инстанции отказал УО в требованиях к РСО содержать транзиты в связи с недоказанностью аварийности транзитных тепловых сетей и несоблюдением административных процедур.

Способ № 2. Обязать муниципалитет передать бесхозные сети на обслуживание РСО

Апелляция подтвердила выводы суда первой инстанции. В Ростовской области сложилась практика рассмотрения подобных споров: для начала в административном порядке администрация признавала сети бесхозными, а следом УО или ТСЖ подавали иск на муниципалитет о бездействии.

  • Муниципалитет пытался безуспешно обязать РСО заключить договор аренды: дела № А53-8946/2020, № А53-9026/2020, № А53-9025/2020, № А53-35947/2020 и другие.
  • Также у муниципалитета не получалось взыскать неосновательное обогащение: дела № А53-904/2020, № А53-979/2020, № А53-980/2020, № А53-981/2020 и другие.

В рассматриваемом деле администрации было отказано в обоих исках к РСО: собственник обязан содержать свои тепловые сети, а для получения денег нужен статус сетевой организации.

Способ № 3. Найти собственника сетей

Дело дошло до кассационного суда: он услышал доводы УО и вернул дело на новое рассмотрение. Суд указал на ошибки в решениях предыдущих инстанций: ответственный за содержание спорных тепловых сетей так и не определён, аварийность подтверждается актами и не исследовано, за что РСО платит сетевой организации.

В рассматриваемом судебном деле управляющая организация пошла по новому пути: нашла собственника транзитов.

На сайте сетевой организации размещена история её создания со времен СССР до настоящего времени. Сначала организация была государственным предприятием, потом МУПом, а затем реорганизовалась в акционерное общество. Спорные транзитные тепловые сети были введены в эксплуатацию с 1979 по 1986 годы.

Теплосети, как и городской жилищный фонд, находились в государственной собственности в СССР (ст. 95 Гражданского кодекса РСФСР). Потом при разграничении госсобственности в России были переданы муниципалитету, который в свою очередь создал МУП. Муниципальное унитарное предприятие в ходе приватизации стало акционерным обществом, и городские сети – собственностью сетевой организации. Это подтверждали муниципальные правовые акты, размещённые в интернете.

Определением суда от 27.09.2021 по делу № А53-13571/2020 сетевую компанию привлекли в соответчики, но иск она так и не признала. В качестве доказательств своей позиции акционерное общество представило инвентаризационные карточки, по которым транзиты не стоят у него на балансе. Других аргументов предоставлено не было.

Зато в деле были акты разграничения балансовой принадлежности, по которым основные магистрали отмечены как принадлежащие РСО, квартальные сети до стены дома и после него – АО, а внутри МКД – по ошибке как принадлежащие УО. Так как сети – это единый объект инфраструктуры, такое деление противоречит закону о теплоснабжении.

Суд вынес решение в пользу управляющей организации и определил собственником спорных сетей акционерное общество. АО подало апелляционную жалобу. Заседание суда состоялось 3 марта 2022 года, решение осталось без изменений.

Если все жильцы МКД перешли на "прямые" договоры с ресурсоснабжающей организацией (РСО), а отдельного договора между управляющей компанией и РСО нет, то и в этом случае РСО отвечает за качество ресурсов лишь до границ общего имущества многоквартирного дома. И если температура горячей воды в этой точке составляет +65°C, то обязанности РСО как исполнителя коммунальной услуги выполнены, а требования СанПиН 2.1.4.2496-09 и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354) – исполнены.

Ранее жилинспекция провела проверку по жалобам жильцов многоквартирного дома на холодную "горячую" воду. Действительно, на момент проверки температура горячей воды в точках водозабора составила +41,8°C и +57,2°C, при том что санитарные нормы требуют, чтобы она была не ниже 60°С. В такой ситуации следует выдать "горячее" предписание, но вот кому?

Какова допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в течение одного месяца? Ответ – в "Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Все жильцы в доме перешли на "прямые" договоры, оплачивают горячую воду непосредственно РСО, а между РСО и управляющей МКД организацией договорных отношений нет. Выходит, исполнителем услуги по горячему водоснабжению однозначно является ресурсоснабжающая организация, и ей же, по мнению ГЖИ, следует выдать предписание: обеспечить предоставление коммунальной услуги надлежащего качества и обеспечить подачу нормативной температуры горячей воды в точку водоразбора (по адресу проверенной квартиры) не ниже +60°С.

Попытка оспорить предписание, поначалу, была неудачной: арбитражный суд счел, что – поскольку РСО является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению для собственников названного МКД, – то пусть и обеспечит такую температуру поставляемого ресурса на границе ввода в дом, чтобы в конечном итоге потребитель получил горячую воду температурой не ниже +60°С. То есть РСО нужно подогревать ресурс еще сильнее – чтобы с учетом остывания и внутридомовых потерь жители все равно получили бы действительно горячую воду.

Однако апелляционная и кассационная инстанции отменили и решение первой инстанции, и само спорное предписание:

  • РСО – согласно ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса и п. 21 Правил № 354 – отвечает за поставки своих ресурсов надлежащего качества лишь до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией;
  • иного в спорном случае не установлено – ни в договорах с потребителями, ни договором между РСО и УК (его просто нет);
  • поставка горячей воды исполнителем коммунальной услуги на границу эксплуатационной принадлежности должна обеспечивать ее дальнейшую доставку непосредственному потребителю, причем с установленной нормативной температурой;
  • однако, это можно обеспечить лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества МКД – инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя. Но ни в компетенцию, ни в функции РСО при этом не входит содержание в надлежащем состоянии общего имущества МКД, и РСО не может нести бремя негативных последствий за содержание общего имущества МКД в состоянии, не обеспечивающем доставку горячей воды до потребителя;
  • зато лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в МКД (то есть управляющая компания), в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в МКД на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (п. 16 ст. 161 Жилищного кодекса РФ);
  • РСО обеспечило поставку горячей воды на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой + 65,0°С. Следовательно, исполнителем коммунальной услуги в данном случае соблюдены нормы п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 21 Правил № 354, обязанность по поставке коммунального ресурса с установленной нормативной температурой выполнена надлежащим образом;
  • притом не доказано, что для доставки горячей воды с установленной нормативной температурой непосредственно потребителю необходимо уже на границу эксплуатационной принадлежности поставлять воду горячее +65,0°С;
  • а значит, предписание неисполнимо и подлежит отмене.

ВС РФ согласился с тем, что предписание недействительно, так как инженерные системы и оборудование, расположенные внутри МКД и внутри квартиры, не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, и отказал в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

 Жалоба в Тепловые Сети — официальный документ, устанавливающий требования обратившегося гражданина и описывающий причину возникновения таких требований.

Согласно статье 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Реагирование на письменную жалобу является обязательным.

Кроме того, рассмотрение жалобы должно проходить в полном соответствии с процедурами и сроками, установленными вышеназванным федеральным законом, и завершаться направлением письменного мотивированного ответа обратившемуся с жалобой гражданину или устранением причины жалобы.

  1. телефон организации: информация отсутствует]
  2. адрес: Пермский край Чернушка Коммунистическая ул., 5, Россия
  3. факс: информация отсутствует
  4. email: информация отсутствует
  5. официальный сайт: информация отсутствует
  6. график работы: информация отсутствует
  7. координаты на карте: 56.518726 56.088291

Предлагаем наш образец жалобы, в котором мы постарались учесть все типовые ситуации. Вы можете исправлять и дополнять указанный образец — жалоба не имеет обязательной установленной формы.

Перед написанием и подачей жалобы в рекомендуем Вам:

  • получить бесплатную юридическую консультацию по вашим правам, что позволит сэкономить свое время;
  • ознакомиться со следующими материалами нашего ресурса: как правильно написать жалобу и как правильно подать жалобу.

И главное, помните, написать жалобу – это не потратить время в пустую, а воспользоваться правом и отстоять свои права или права своих близких на качественную жизнь, гарантированную Вам Конституцией.

  1. в комментариях;
  2. в окне онлайн консультанта внизу страницы ↘️
  3. в форме внизу страницы.

Пермский край Чернушка Коммунистическая ул., 5, Россия

от Фамилия Имя Отчество (при наличии)
(адрес)

Тепловые Сети

Я, Иванов Иван Иванович (укажите Ваши фамилию, имя и отчество — последнее при наличии, если событие произошло с вами, или фамилию, имя и отчество, того, с кем это случилось, в чьих интересах вы подаете жалобу), 25 марта 2020 года (укажите точную дату события) столкнулся со следующей проблемой, а именно (укажите конкретные факты) и обратился в Тепловые Сети, далее указываем причину нашего обращения (это может быть получение услуги, какого-либо документа, справки, разрешения и т.п.), так как именно данный орган (учреждение, должностное лицо), по моему мнению, может мне помочь в сложившейся ситуации.

Вместе с тем, в указанном органе (учреждении) со стороны сотрудников (персонала, начальника и т.д.) были предприняты следующие неправомерные действия (бездействие) в отношении меня (моего ребенка, иного близкого мне человека), а именно (выберите нужное, кроме того добавьте в свою жалобу подробное описание ситуации и приложите любые доступные вам доказательства в виде документов, фотографий, аудио-, видеозаписей):

  • мне было отказано в оказании услуги (выдаче какого-либо документа, справки, разрешения и т.п.) по следующей причине (опишите ситуацию и причину отказа, например, «после выяснения того обстоятельства, что я обратился по месту временного пребывания, мне было отказано», или «в связи с тем, что сотрудник работает только в определенные часы» и т.п.);
  • мне была оказана некачественная услуга;
  • сотрудник протянул нарушил сроки и я не успел оформить документы в необходимый срок;
  • от меня требуют дополнительные документы (не предусмотренные законом или регламентом оказания услуги);
    сотрудник отказал мне в приеме документов;
  • сотрудник допустил халатность;
  • мне была неправильно представлена льгота (допущена ошибка в расчете пособия, выплаты, указаны неправильные реквизиты и т.д.);
  • после консультации в учреждении мой вопрос так и не решился (меня неправильно сориентировали в проблеме и указали на некомпетентный для обращения орган, или ввели в заблуждение относительно решения проблемы по месту обращения и т.д.);
  • пришлось понести чрезмерные финансовые затраты;
  • сотрудник грубо относился ко мне в процессе предоставления услуги, выяснения обстоятельств ситуации, в связи с которой я обратился.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

На основании вышеизложенного прошу (выберите нужное):

Дата, личная подпись лица, подающего жалобу.

Здесь (при необходимости и наличии) перечислите все прилагаемые к жалобе доказательства в виде документов, фотографий, аудио-, видеозаписей

Весной коммунальщики обычно не спешат отключать отопление: в квартирах уже вянут цветы, можно спать без одеяла, а батареи все еще жарят, как в топке паровоза.

Мы подготовили инструкцию, что делать и куда жаловаться, если с приходом тепла не отключают отопление, и как взыскать с управляющей компании деньги за ненужное тепло.

🌡 Проверить температуру воздуха

Температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже 18 °C и не выше 22 °C . В угловых комнатах — от 20 до 24 °C .

В сумме температура воздуха в квартире должна быть не ниже 18 °C и не выше 24 °C

📋️ Вызвать сотрудников УК и составить акт

Сделайте заявку в аварийную службу УК. Сотрудники обязаны замерить температуру в комнатах и составить акт. Вам нужно будет расписаться в этом акте, а один экземпляр оставить себе. Также укажите в акте, что не меняли радиаторы, не ставили теплые полы и не используете другие отопительные приборы.

Сотрудники УК могут настаивать на фразе «претензий не имею», но не соглашайтесь на это

📝 Подать жалобу в Роспотребнадзор

К жалобе приложите акт от УК. Санитарные врачи по документам проверят, соответствует ли температура нормам, и если нет — наложат на УК штраф. Кроме того, ее обяжут обеспечить положенную температуру в квартире

☝️ Пожаловаться в Госжилинспекцию

К этой жалобе не обязательно прикладывать документы. Достаточно описать ситуацию своими словами. Скорее всего, Госжилинспекция направит сотрудника, чтобы он провел свои замеры в квартире.

Если информация о перетопе подтвердится, инспекция выдаст УК предписание разобраться с проблемой

⚖️️ Если ничего не помогает, можно подать в суд

К иску следует приложить акт УК, ответы из всех контролирующих ведомств, счета за отопление и квитанции об их оплате.

Кроме компенсации счетов можно потребовать возместить моральный вред. Но его нужно обосновать: например, написать, что дети страдали от жары, а вы не могли из-за нее нормально работать на удаленке

🕒️ Ждать решения суда

Из суда придет смс-оповещение о дате рассмотрения дела. Обязательно сходите лично и все расскажите: так судье будет проще принять решение, а вы покажете, что не сутяжничаете, а отстаиваете свои права.

Если суд не удовлетворил иск, его решение можно обжаловать

🎯 Как еще добиваться своего от государства

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку. Присылаем лучшие статьи о том, как научиться жить в России и управлять личными финансами

Что еще почитать, если жарко в квартире:

Загрузка

Антон, во многих домах вентилей, чтобы перекрыть радиатор, просто нет. Летом можно вызвать сантехников и врезать эти вентили, но опять же не везде это возможно. Во-первых, схема разводки может не предполагать локального перекрытия. Во-вторых, старые чугунные батереи не любят, когда их шевелят.

Андрей, вентиль перекроете, а платить за отопление вы будете по полной, самое дорогое отопление у нас, и отопление должно соответствовать погоде, уменьшить температуру в батареях УК обязаны, мне так раз в УК сказали прямо, что топливным компаниям выгодно топить подольше, они так больше денег заработают. Статья хорошая, надо сразу звонить в аварийную при перетопе, и тд.

Дмитрий Кузьмин

Классно.
А что делать, если УК не хочет приходить составлять акт о перетопе? Например, просто говорят - "ну ок", и не приходят?

Дмитрий, во-первых пригласите их через сайт ГИС ЖКХ, во-вторых отказ обжалуйте в ГЖИ

Ivan, А ГИС ЖКХ вам в ответ - срок рассмотрения 30 дней, а ГЖИ в ответ на ваше обжалование - проверки не связанные с угрозой жизни приостановлены до 01.01.2022, мы им запрос отправили, а они ответ/не ответят как пойдет

Алена, надо требовать возбуждения дела об адм. правонарушении, статья 7.23 КоАП РФ.
Отказ ГЖИ возбуждать адм. дело можно обжаловать или в суде, или в вышестоящий орган ГЖИ.

Дмитрий, с юрлицами необходимо вести все разговоры в письменной форме.

Алексей Дубовицкий

Уверен, на каком нибудь другом сайте или форуме, а может даже и на Т-Ж есть альтернативный пост аля "Проклятые коммунальщики отключают отопление раньше времени, в середине апреля холод вернулся, а отопление - нет". Тут ситуация как с открытием форточки в маршрутке. Всегда кому то жарко, а кому то дует

Алексей, ну фактически согреться проще, чем остыть)

Анна Пучкина

Александр, спорный вопрос. Самый простой способ остыть сейчас - открыть окно настежь, благо на улице ещё свежо. А чтобы согреться надо обогреватель покупать и денег на электричество тратить.

Анна, открытое окно + жаркое отопление ведёт к другой проблеме: пересушенному воздуху. Приходится покупать в каждую комнату по увлажнителю и держать его всё время включённым. Ну и платить за отопление улицы.

Антон, перекрыть-то перекрыли, просто платить не хочется за то, чем не пользуешься

У нас другая проблема, батареи вот уже месяц холодные. УК не топит, но официально отопление ещё не отключили. Поэтому мы вынуждены платить по полной. Так каждый год, примерно 2 месяца лишнего отопления, а это около 9к рублей. 26 градусов, холодные батареи, и "работающее" отопление))

Wegeograph, ну так потребуйте перерасчёт.

Очень жарко, температура +27все окна открыты

У нас жара бывает даже с выключенными батареями. Когда совсем невмоготу, прошу службу убавить. Они сопротивляются, потому что первый этаж якобы мёрзнет, а первый этаж любит спать с открытой форточкой.
Мало кто знает, что с выключенными батареями платим как за включенные, потому что расчет идёт по температуре входящей воды, многие не хотят бороться. При этом разница по оплате очень существенная. Такой жары до введения счётчиков вообще не было, понятно, что она выгодна теплодателям. Мечтаю о квартире с автономным отоплением.

Инструкция так себе. Пока до результата дойдёшь, не только весна закончится, но и пару лет пройдёт .

Диана Кумыкская

Карелия. Третий день на улице температура за 20'. А батареи такие горячие, будто за окном - 30'. Даже зимой такими горячими не были. Невозможно дома находиться.
Получаем горячую воду и отопление от цбк. Топят мазутом. Осваивают деньги 🤦🏻‍♀️

Мишка

Ага, а потом в мае начинают жаловаться, чтоб включили снова. Вспомните май 2017 в Москве.

Это смотря где весна, у нас например сейчас +4 на улице, так что всё правильно, пусть топят. А то постоянно выключают отопление как раз перед заморозками, прям как будто специально, а потом после многих жалоб включают его снова, но не всегда и потому приходится мёрзнуть. В этом году тоже ждали такого прикола, но почему то обошлось без него, чему все несказанно рады.

У нас ук не имеет отношения к отоплению. За отоплению платим на прямую поставщику.

А у нас в квартире газ.
Также есть форточки.
На улице сейчас дождь со снегом.
Батареи топят норм, в квартире +22

Выключите это чертово о то отопление. В квартире +35, можно сдохнуть. Сегодня на улице +26. Какого хрена отопление еще жарит?!

Елена, когда на улице +27 и при этом продолжают топить, и такое было в прошлом году в СПб, то поверьте, у вас будет тепло в квартире, даже если совсем выключат батареи. Речь идет о том, что продолжают сильно топить, когда на улице +20+25+27, при такой уличной температуре вам будет жарко в квартире. Только у нас могут топить на полную катушку при такой уличной температуре, и в СПб такое регулярно бывает весной, о чем люди тут и пишут.

Нет, не жарко, у нас в зависимости от температуры на улице изменяется температура батарей в доме.

Марк Короткий

В чем проблема прикрутить терморегуляторы или вентили на радиаторах? Если нет счётчика все равно по норме начитают до конца отопительного периода.

Марк, например проблема в том, что в некоторых многоквартирных домах, убавив свою батарею, Вы убавите все батареи соседей на этом же стояке. )

Алексей Вакурин

А в Вашем доме знают про постановление 1708 от 28.12.2018?

"Температура воздуха в жилом помещении должна быть. "

При открытых форточках? :)

Пирог

Открыл статью ради котика из email рассылки, а котика-то нет(

Северную сторону, произошла опечатка

Александр, пожалуйтесь в жилинспекцию.

Ivan, два года назад была аналогичная ситуация. Наивный я пожаловался в жилинспекцию. Через месяц пришел ответ, что комиссия из 5 человек такого-то числа обследовала . жалоба не подтвердилась. Правда отопление уже две недели как отключили. Вот Вам и жилинспекция. ЖКХ, Жилинспекция и прочие бюджетники по одну сторону баррикад, а мы, жители, по другую.

Neytrino Apriory

Снимаю даже трусы.

Александр Смагин

за окном +6, в квартире +26 и влажность 30%

11 мая наконец отключили отопление, сегодня 12 мая опять зачем то включили, на дворе 26 градусов. И после этого говорят воздерживайтесь от прогулок и посещения общественных мест в целях недопускания распространения вируса, как тут не ходить по улице

Людмила Ивановна Волкова

Жуткий беспредел в Стране! Бесхозяйственность ! За окном 26°, а батареи топят, будто бы зима . Это умышленно нанесение вреда здоровью! Председатель ТСЖ, ссылается , что ей нет указания теплосетей! А Гужа, ссылается на председателя ТСЖ.Неужели надо пройти такой путь: вызывать аварийную, составлять акт, потом Роспотребнадзор и в результате инфаркт! Это же издевательство! Мы находимся по адресу Белы-Куна дом 27 СПБ.
Неужели людям самим не понятно, что нужно отключить батареи , что наступила жара! Неужели деградация так одолела людские головы, что надо ждать указания о том, что лето в разгаре,что зима ушла!? Нашм страна превращается в какое-то быдлячье стадо ! Пожалуйста, помогите! Замените начальника теплосетей в Питере! Примите закон отключать тепло 01.05, как и раньше, всегда было.

Зимой в моей квартире была жара до 29 °C. Даже в начале весны коммунальщики топили батареи, не жалея сил, а я оплачивал их усердия согласно выставленному счету.

Кто-то может сказать, что мне повезло, потому что в квартире было тепло. На деле жара дома — это плохо: растения засыхают, люди задыхаются, нужно постоянно проветривать помещение, покупать увлажнители.

Слишком жарко — это вредно. Надо, чтобы было не слишком.

Как должно быть

Правила предоставления коммунальных услуг определяют требования к качеству отопления. По ним температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже 18 °C и не выше 22 °C. В угловых комнатах — от 20 до 24 °C.

Правила предоставления коммунальных услуг определяют требования к качеству отопления. По ним температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже 18 °C и не выше 22 °C. В угловых комнатах — от 20 до 24 °C.

По санитарным нормам долго сидеть в помещении при температуре выше 24 °C опасно для здоровья.

В сумме температура воздуха в вашей квартире должна быть не ниже 18 °C и не выше 24 °C , в идеале — не выше 22 °C.

Я решил отстоять свои права. Сразу скажу, что процесс оказался дольше и сложнее, чем я надеялся вначале. Но после победы я осознал, что победил систему и заставил коммунальщиков работать так, как должны. Это стоило затраченных сил и времени. Расскажу, как мне это удалось.

Мирное решение (провалилось)

Борьбу я начал в феврале 2016 года. Сначала отправил описание проблемы на интернет-портал, где активные граждане рассказывают местным властям о том, что их беспокоит.

На сайте рассказал, что отапливаю улицу и вынужден за это платить. Со мной связались представители городской теплосети и пригласили осмотреть индивидуальный тепловой пункт в подвале.

Индивидуальный тепловой пункт в моем доме. Коммунальщики пригласили его осмотреть, но я тут, конечно, ничего не понял. «Ну вот, раз не понимаете, чего вы нас по пустякам тревожите?» — сказали мне коммунальщики. Я не отступил

После экскурсии по подвалу работники тепловой сети предложили подписать акт. Я честно написал, что для проверки работы индивидуального теплового пункта не имею квалификации, а температура в квартире не соответствует нормам.

Потом на портале появился ответ местных властей, к которому был приложен подписанный мной акт. В ответе говорилось, что параметры тепловой энергии соответствуют температурному графику и проблем не выявлено. Мою претензию по поводу высокой температуры в квартире власти проигнорировали.

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Тогда я обратился в управляющую компанию, которая обслуживает мой дом, с просьбой снизить температуру. В ответ получил рекомендации соблюдать режим проветривания, установить за свой счет терморегуляторы и регулировать подачу тепла самостоятельно либо провести собрание собственников и изменить температурный график. Такой подход я нашел несправедливым. Мне было непонятно, почему я должен исправлять недостатки чужой работы за свой счет.

В акте об осмотре теплового пункта работники тепловой сети заранее написали за меня: «Претензий к работе ИТП — нет». Я своей рукой добавил то, что счел нужным

Ответ местных властей на интернет-портале. По мнению коммунальщиков, во всем виновата погода, а они молодцы

Подготовка к суду

Когда договориться с коммунальщиками не удалось, я включил внутреннего юриста и стал готовиться к суду.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ , если домом управляет УК , она несет ответственность за качество всех коммунальных услуг. Я решил добиться, чтобы представители УК замерили температуру в моей квартире и документально заверили, что нормы превышены. Конкретная процедура для этого случая описана в разделе X правил предоставления коммунальных услуг. Я стал действовать согласно ему.

Снова сообщил в аварийную службу, что с отоплением что-то не то. Зафиксировал ФИО сотрудника и время, когда мое обращение было принято. Сотрудник согласовал со мной время проверки.

В назначенное время ко мне пришли два сотрудника управляющей компании с инфракрасным термометром и замерили температуру. По результатам составили акт, в котором указали дату проверки и выявленные нарушения.

Такие акты мы составили трижды, с интервалом в неделю.

Почему важен пункт о теплых полах

В правилах предоставления коммунальных услуг написано, что исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что нарушение произошло из-за обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.

Если вы поменяли радиаторы или установили теплые полы, управляющая компания может доказать, что перетоп — ваша вина.

Если вы ничего такого не делали, зафиксируйте это в акте, как сделал я.

Даже если вы поменяли батареи, управляющая компания должна доказать, что именно это повлияло на качество отопления. Оценить, есть ли связь между ремонтом и жарой, сможет экспертиза.

Собственный акт

По п. 109 правил предоставления коммунальных услуг в акте должно быть указано точное время проведения проверки, использованные методы и инструменты проверки. В актах, составленных управляющей компанией, этого не было.

Я опасался, что в суде это обернется против меня. Решил подстраховаться и составил свой акт: одолжил на работе тепловизор, пригласил двух соседей и председателя ТСЖ в качестве свидетелей. Сделал все в точности так, как требует закон.

Проверка жилинспекции

На всякий случай я решил привлечь влиятельных союзников и попросил жилищную инспекцию проверить качество отопления в моей квартире. В декабре 2016 года, когда мой иск уже рассматривал суд, сотрудник жилищной инспекции пришел на замеры.

С ним мы тоже составили акт, где зафиксировали превышение температуры. Жилинспекция выдала управляющей компании предписание о прекращении нарушения качества коммунальной услуги.

В апреле 2016 я отправил жалобу в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор возбудил против УК административное дело и наложил штраф. Эти документы усилили мои позиции в суде.

Для суда я составил иск, к которому приложил документы:

Для суда я составил иск, к которому приложил документы:

  1. Акты о превышении температуры.
  2. Письмо Роспотребнадзора о возбуждении административного дела.
  3. Письмо местных властей о том, что на границе дома тепловая энергия в норме.
  4. Квитанции об оплате отопления.

В иске я потребовал возмещение в сумме 82 000 Р — это стоимость отопления за весь отопительный сезон, компенсацию морального вреда, неустойку и штраф по закону о защите прав потребителей.

сумма возмещения, которую я потребовал в суде

Нравственные страдания обосновал пояснениями о том, как тяжело жить родителю с открытыми окнами и чихающими детьми. Причиненный моральный вред я оценил в 25 000 Р . Суд рассмотрел мои пояснения и снизил компенсацию за моральный вред до 2000 Р .

Поскольку составлением актов я занялся только в марте, суд уменьшил и сумму компенсации за отопление. Вместо всего отопительного сезона я смог компенсировать только два последних месяца.

До суда я предложил управляющей компании добровольно возместить стоимость оплаченного отопления. УК мое требование проигнорировала. За это суд взыскал в мою пользу неустойку и штраф за отказ в размере 50% от суммы возмещения.

Итоговая сумма, которую мне удалось взыскать, составила 16 800 Р .

в итоге мне удалось взыскать. Суд тянулся больше года

От подачи искового заявления до получения денег с управляющей компании прошло больше года: правосудие затянулось из-за судебных ошибок и волокиты.

21 августа 2017 года суд принял решение в мою пользу, и в ноябре деньги поступили мне на счет:

Весь процесс

Февраль 2016. Отправил жалобу в интернете.

Март 2016. Обсудил проблему с управляющей компанией. Составил акты о превышении температуры.

Апрель 2016. Написал жалобу в Роспотребнадзор и Государственную жилищную инспекцию.

Июль 2016. Подал иск в суд. Иск вернули, пришлось обжаловать

Октябрь 2016. Вышестоящий суд удовлетворил жалобу и обязал суд первой инстанции рассмотреть иск.

Январь 2017. Суд вынес решение в пользу коммунальщиков, пришлось обжаловать.

Апрель 2017. Получил решение суда и стал готовить апелляционную жалобу.

Май 2017. Отправил апелляционную жалобу.

Август 2017. Суд второй инстанции удовлетворил апелляционную жалобу, отменил решение в пользу коммунальщиков и вынес решение в мою пользу.

Октябрь 2017. Суд изготовил исполнительный лист и прислал мне его. Начался новый отопительный сезон — температура в квартире в пределах нормы.

Ноябрь 2017. Предъявил исполнительный лист в банк и получил деньги.

Чему я научился

  1. Единственный показатель качества отопления — температура воздуха в квартире.
  2. Норма температуры в квартире зимой — от 18 до 22 °C, для угловых комнат — от 20 до 24 °C.
  3. Управляющая компания несет ответственность за качество всех коммунальных услуг.
  4. В суде главное — доказать факт превышения температуры, поэтому акты лишними не бывают.
  5. Удовлетворение от победы над коммунальщиками важнее денег.
  6. Победить систему простому человеку — можно.

Редакция

Загрузка

Владимир Петухов

Иван, дело не в 16 000. А в нашем менталитете. Знаем, что обуваем, знаем, что обирают, знаем, что тарифы завышены - и дома на кухнях громко ругаемся и костерим Правительство и иже сними. А человек, просто показал УК, что с ним (или с ними домом) такое не пройдет.
Да и суета-то пиши, да читай, не перетрудился человек.
И потом, температуру то выставили, затраты меньше будут и в следующих годах.
Потому как с этим домом точно не будут связываться.
Я в восхищении. Только так можно навести порядок и заставит УК работать как положено.

Еще бы весь архив в сеть - образцы заявлений, аппеляций, актов, и др. чтобы и другие так же поступали.
Если к юристу идти - то конечно дорого будет

Павел Горяинов

Кстати, а что у героя статьи было с температурой в квартирах соседей? Они тоже жили с открытыми окнами? Или отключали батареи?

Владимир Петухов

Алексей, а краны не освобождают от оплты по тарифам.
Почему кто-то топит как не в себе, а кто-то должен за это платить.

Александра Щинникова

я да! Я вызывала на замеры температуры горячей воды, которая по СанПину не должна быть ниже 60 град. Пригласила представителя управляющей компании, они замерили. составили акт. Затем я написала заявление на перерасчёт, прилагая свои расчёты. Хотя мастер мне пытался доказать, что темп. не должна быть ниже 50 град. Я сильно не спорила, все равно доказала своё!

Алексей Кудинов

Иван, вряд ли просто так повышена температура. Так бывает у тех кто у разбора, а кто на дальнем конце обычно мёрзнут. Так что если вам жарко, то закройте батарею

Olga Malygina

Непонятно, нормализовалась ли в итоге температура в квартире?

Никита Кызлаков

Olga, Он же написал: "Октябрь 2017. Суд изготовил исполнительный лист и прислал мне его. Начался новый отопительный сезон — температура в квартире в пределах нормы."

Евгений Белоцкий

Olga, да, у меня тот же вопрос

Алексей Кудинов

Роза, не совсем понимаю при чем здесь это. Наверное вы имеете ввиду открытую и закрытую системы. В статье речь идёт о квартире в мкд. В таких квартирах не бывает датчиков температуры закрывающих подачу перед прибором учёта. Мкд бывают с общедомовым прибором учёта и с общедомовым и индивидуальными приборами учёта вместе (если дом новый). В случае если в доме есть только общий прибор, ваша экономия при перекрытии батарей в квартире минимальна, т. к. раскидывается на всех. Если у вас к общедомовому прибору в доме на квартиру установлен ещё и индивидуальный, то это гораздо лучше, но в этом случае все батареи в квартире уже оборудованы как минимум кранами, можно перекрывать и экономить. В статье неясно почему избран метод борьбы с перетопом в отдельно взятой квартире не установкой кранов, а путем заставления управляющей компании уменьшить температуру теплоносителя. Если бы было написано, что у всех соседей перетоп и я вот такой Д'артаньян решил за всех вступиться, тогда ладно.

Рустем Гумеров

Владимир, сколько часов вы потратили на суд, подготовку документов, организацию и проведение встреч с представителями разных инстанций? Теперь поделите 16 800 на это кол-во часов. Вот столько стоит час вашей работы по этому проекту. Думаю, не справедливо было со стороны судьи снижать размер компенсаций, при условии, что это время вы могли потратить не разборки и поиск справедливости, а на нормально оплаченную работу - все же в семье вы кормилец и добытчик.

Не понимаю. жила на многих съемных квартирах. При 27 градусах дома холодно. Спрашивала соседей в разных домах. Минимальная комфортная температура называлась 26. Как можно не замерзнуть при 22?!

У нас в доме , наоборот, недостаточное отопление. низкая температура в системе, чем положено.. Теплоснабжающая организация выставляет 100 % оплату в квитанциях.. Писал письма в УК, в теплоснабжающую организацию, жилинспекцию, бесполезно - одни отписки, даже не считали нужным проверить.. Ну и я не стал заморачиваться - оплачиваю только 50 %, а при частых перебоях и даже 25 %.. Разумеется, коммунальщики стали выставлять долги.. За все 10 последних лет приходило 2 судебных приказа (в 2011 и 2014 гг) от мировых судей, которые я отменил простым возражением, ссылаясь на пропуск срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ) и Пост. Правительства № 354. И всё, больше "писем счастья" не приходило. Итог - коммунальщики в убытке, всем соседям посоветовал делать также. Подавляющее большинство уже не платит, а они по всем родственникам, соседям в своих домах.. Суды, приставы просто не справляются с такой нагрузкой, т.к помимо ЖКХ у них дела с долгами по кредитам, налогами, алиментами.. Вот так просто можно победить эту систему и не мучиться. Нужно массово всем прекратить платить и тогда получится полностью сломать эту систему с поборами., она рухнет в одночасье, если все это начнут так делать.

Поспорю.
1) Низкая температура в квартире, низкая температура в системе, одни отписки. Всё это только слова. Факты - это:
а) Измерение температуры цифровыми приборами (для примерных измерений хватит и китайского ИК-термометра). Кстати, не верю, что УК и Жилинспекция не приезжали и не составляли акты по жалобам.
б) Анализ теплопотерь. Лучше тепловизором, но можно и просто здравым смыслом воспользоваться.
в) Проверка и профилактика батарей отопления.
2) Своими неоплатами вы просто откладываете решение проблемы. Закончится это тем, что УК всё же стрясёт с вас деньги, бесконечно это продолжаться не может.
3) У всех людей понятия тепло\холодно разные. Мы с женой в одной комнате сидим, я в майке, она в флисовый плед кутается от холода.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: