Третейский суд рк это

Обновлено: 29.04.2024

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о третейских судах
Статья 4. Принципы третейского разбирательства
Статья 5. Виды третейских судов
Статья 6. Применимое право в деятельности третейского суда
Статья 7. Передача спора на разрешение третейского суда
Статья 7-1. Третейское соглашение и предъявление иска по существу спора в компетентном суде
Статья 8. Недопустимость вмешательства в деятельность третейского суда
Статья 9. Язык третейского разбирательства
Статья 10. Форма и содержание третейского соглашения

Глава 2. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 11. Требования, предъявляемые к судьям третейских судов
Статья 12. Число третейских судей при рассмотрении спора
Статья 13. Состав третейского суда
Статья 13-1. Условия деятельности постоянно действующего третейского суда
Статья 14. Отвод третейского судьи
Статья 15. Прекращение полномочий третейского судьи
Статья 16. Замена третейского судьи

Глава 3. РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРА В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ

Статья 17. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде
Статья 18. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде

Глава 4. ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Статья 19. Решение вопроса правомочности третейского суда
Статья 20. Определение правил третейского разбирательства
Статья 21. Место третейского разбирательства
Статья 22. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление
Статья 23. Возбуждение третейского разбирательства
Статья 24. Возвращение искового заявления
Статья 25. Предъявление встречного иска и зачет встречных требований
Статья 26. Представление и исследование доказательств
Статья 27. Участие сторон в заседании третейского суда
Статья 28. Права сторон
Статья 29. Последствия непредставления сторонами документов и иных материалов или неявки сторон
Статья 30. Назначение и проведение экспертизы
Статья 31. Протокол заседания третейского суда
Статья 32. Содействие компетентного суда в предоставлении обеспечительных мер

Глава 5. РЕШЕНИЕ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 33. Обязательность решения третейского суда
Статья 34. Принятие решения третейским судом
Статья 35. Форма и содержание решения третейского суда
Статья 36. Законность и обоснованность решения
Статья 37. Дополнительное решение
Статья 38. Рассмотрение спора в третейском суде по вновь открывшимся обстоятельствам
Статья 39. Разъяснение решения
Статья 40. Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок
Статья 41. Определение третейского суда
Статья 42. Прекращение третейского разбирательства
Статья 43. Хранение решений и дел
Статья 44. Обжалование решения третейского суда

Глава 6. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА

Статья 45. Исполнение решения третейского суда
Статья 46. Принудительное исполнение решения третейского суда
Статья 47. Взыскание расходов, связанных с принудительным исполнением решения третейского суда
Статья 48. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа

Настоящий Закон регулирует порядок образования, деятельности, а также исполнения решений третейских судов Республики Казахстан.

Глава 1. Общие положения

Статья 1 изложена в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 125-V ( см. стар. ред. )

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон применяется в отношении споров между физическими и (или) юридическими лицами, возникших из гражданско-правовых отношений, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 125-V ( см. стар. ред. )

1) третейское соглашение - письменное соглашение сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть из гражданско-правовых отношений спора на рассмотрение в третейский суд;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.09 г. № 156-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. )

2) третейский суд - постоянно действующий третейский суд , биржевой арбитраж или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

3) третейское разбирательство - процесс рассмотрения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

Статья дополнена подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V

3-1) стороны третейского разбирательства - истец и ответчик, между которыми заключено третейское соглашение;

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 04.05.09 г. № 156-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. )

4) регламент третейского суда - порядок организации деятельности постоянно действующего третейского суда , биржевого арбитража ;

5) третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке в соответствии с нормами настоящего Закона для разрешения спора в третейском суде;

Статья дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 125-V

5-1) публичный порядок Республики Казахстан - основы государственного и общественного устройства, закрепленные в законодательных актах Республики Казахстан;

Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 03.07.13 г. № 125-V ( см. стар. ред. )

6) компетентный суд - суд судебной системы Республики Казахстан, который в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан уполномочен рассматривать дела о спорах, возникающих из гражданско-правовых отношений между сторонами по первой инстанции ;

7) обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в области гражданско-правовых договоров правила поведения независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.

Наши реквизиты:
Ассоциация юридических лиц
"Международный форум
содействия правовым реформам"
"Регистрационный сбор"
"Арбитражная пошлина"
"Арбитражные расходы"
БИН 140340016232
ИИК KZ958560000006434815
в АО "БанкЦентрКредит"
БИК KCJBKZKX
КБе 18 КНП 854


Законодательство Республики Казахстан определяет процедуру и порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и арбитражей буквально несколькими статьями. Стороне, которая обращается за принудительным исполнением решения иностранного суда или арбитража, необходимо пройти две стадии:

̶ обратиться в компетентный суд с заявлением о принудительном исполнении решения и выдаче исполнительного листа;

̶ после получения исполнительного листа обратиться к судебному исполнителю, который будет непосредственно заниматься исполнением решения.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, на практике нередко возникают вопросы и сложности, связанные с пробелами и противоречиями в национальном законодательстве либо с неправильным его применением судами.

Правовое регулирование признания и исполнения иностранных арбитражных решений

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений производится в соответствии с:

̶ международными договорами, участником которых является Казахстан;

̶ Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (ГПК РК) от 31 октября 2015 года;

̶ законом «Об арбитраже» от 8 апреля 2016 года;

̶ законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 2 апреля 2010 года.

Основным международным договором, регулирующим вопросы признания и исполнения решений иностранных арбитражей, является Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года (Нью-Йоркская конвенция).

Использование арбитражного института в спорах, связанных с Казахстаном, особенно практично в связи с тем, что у этой страны часто отсутствует соглашение о признании решений судов общей юрисдикции с той или иной страной мира.

Признание и исполнение решений иностранных арбитражей

1. Порядок рассмотрения заявлений о принудительном исполнении арбитражных решений.

Для исполнения арбитражного решения сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, вправе обратиться с заявлением о его принудительном исполнении в компетентный суд РК, если должник не исполнил решение добровольно. Срок рассмотрения заявления составляет 15 дней с даты его поступления. Стороны извещаются о месте и времени рассмотрения заявления. Их неявка на судебное заседание не является препятствием к рассмотрению, за исключением случаев, когда от должника поступило ходатайство об отложении с указанием уважительных причин невозможности явиться на заседание.

Результат рассмотрения заявления:

̶ определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в его выдаче;

̶ исполнительный лист.

Далее исполнением арбитражного решения занимаются органы исполнительного производства.

2. Компетенция судов РК по рассмотрению заявлений о принудительном исполнении арбитражных решений.

В соответствии с ГПК РК споры, стороной которых являются юридические лица либо физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), подсудны специализированным межрайонным экономическим судам. Споры, в которых хотя бы одна из сторон является физическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, рассматриваются районными судами общей юрисдикции.

3. Документы, предоставляемые в суд:

̶ должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенная копия такового;

̶ подлинное арбитражное соглашение, или содержащаяся в договоре арбитражная оговорка, или должным образом заверенная копия такового.

Требования, предъявляемые к документам, предоставляемым в суд:

̶ заверение копий документов и их легализация.

Апостилированные копии требуются от юридических лиц стран – участниц Гаагской конвенции от 5 декабря 1961 года. Для стран, не являющихся участниками данной Конвенции, необходимо предоставить легализованные копии документов. Кроме того, согласно многосторонним и двусторонним международным договорам о правовой помощи, участником которых является Казахстан, не требуется какое-либо специальное удостоверение документов, выданных или засвидетельствованных компетентным учреждением или уполномоченным лицом и скрепленных гербовой печатью, для России, Беларуси, Киргизии, Азербайджана, Армении, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Украины, Грузии, Литвы. Также не требуется консульская легализация для документов, составленных или засвидетельствованных компетентными органами Пакистана, Турции, КНДР, если эти документы скреплены печатью компетентного учреждения;

̶ перевод документов на язык судопроизводства (заверенный перевод на язык судопроизводства, то есть государственный (казахский) или русский язык).

4. Срок для принудительного исполнения арбитражных решений.

Заявление о принудительном исполнении решения арбитража может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока его добровольного исполнения.

Если в регламенте арбитража отсутствуют положения о сроке добровольного исполнения решений или их немедленном исполнении, то представляется целесообразным, чтобы после получения полного текста решения сторона, в пользу которой оно вынесено, направила другой стороне письменное предложение исполнить решение в добровольном порядке, указав разумный срок для такого исполнения.

Суд вправе восстановить пропущенный срок подачи заявления о принудительном исполнении решения арбитража по ходатайству заинтересованной стороны, если найдет причины пропуска указанного срока уважительными.

5. Виды арбитражных решений, подлежащих признанию и исполнению.

Из статьи 5 Нью-Йоркской конвенции вытекает, что исполнению подлежат только арбитражные решения, вынесенные по существу спора по завершении арбитражного разбирательства.

При этом статья 501 ГПК РК закрепляет также возможность принудительного исполнения решений об утверждении мирового соглашения, которые являются промежуточными решениями.

Основания для отказа в принудительном исполнении

Все основания для отказа можно разделить на две группы:

К первой, о которой сказано в пункте 1 статьи 5 Нью-Йоркской конвенции, относятся основания, заявлять о которых должна сторона, против которой вынесено решение. Эта же сторона должна представлять суду доказательства того, что такие основания имеются. К таким основаниям относятся:

̶ признание одной из сторон арбитражного разбирательства недееспособной или ограниченно дееспособной;

̶ неуведомление стороны о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или наличие других причин, признанных судом уважительными, по которым сторона не могла представить свои объяснения;

̶ неподведомственность спора арбитражу, в том числе если решение арбитража вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;

̶ несоответствие состава арбитража или арбитражной процедуры соглашению сторон и регламенту арбитража.

Ко второй группе оснований для отказа в признании и исполнении арбитражных решений относятся обстоятельства, перечисленные в пункте 2 статьи 5 Нью-Йоркской конвенции, при наличии которых компетентный суд самостоятельно, без заявления сторон может отказать заявителю. С учетом норм вышеназванной конвенции статья 57 закона «Об арбитраже» устанавливает право суда отказать в признании и исполнении решения арбитража в случаях:

̶ если спор, по которому вынесено арбитражное решение, не может являться предметом арбитражного разбирательства по законодательству РК;

̶ если арбитражное соглашение недействительно по закону страны, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по законодательству РК;

̶ если арбитражное решение противоречит публичному порядку РК.

Кроме того, в силу норм ГПК РК суд вправе отказать в принудительном исполнении арбитражного решения в связи с истечением трехгодичного срока давности предъявления решения к принудительному исполнению.

Выводы и рекомендации

Не все суды правильно применяют нормы международных договоров, что приводит к необоснованным отказам, необходимости обжалования судебных актов в вышестоящие судебные инстанции. Поэтому мы рекомендуем заранее запросить в арбитраже документ, подтверждающий вступление решения в законную силу, если это не следует из арбитражного соглашения, самого решения или регламента арбитража. Если сторона, против которой вынесено решение, не принимала участия в процессе, то мы также рекомендуем заранее запросить документы, подтверждающие уведомление ответчика о разбирательстве.

Международный арбитраж в Казахстане

8 апреля 2011

Жибек, расскажите о правовом регулировании института третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража в Казахстане.

Сегодня в Казахстане сформирована правовая база, регулирующая институт третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража, признание и исполнение соответствующих решений. Казахстан присоединился и ратифицировал практически все соответствующие основные международные и региональные конвенции и соглашения, свидетельствующее о том, что наше государство обязалось признавать силу арбитражных договоров и оговорок, а также признавать и исполнять решения как казахстанских третейских, так и иностранных международных арбитражных судов. Так, в частности, приняты и внесены изменения во внутренние нормативные правовые акты: - Законы Республики Казахстан «О международном коммерческом арбитраже» (текст), «О Третейских Судах» 2004 года, Гражданский Процессуальный Кодекс Республики Казахстан, Закон «об Исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей??». Казахстан также присоединился к Нью-йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (текст), Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961 года (текст). Казахстан является стороной Соглашения «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» от 20 марта 1992 г.; Соглашения «О порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества» от 6 марта 1998 года.

Каковы наиболее значительные законодательные или практические барьеры на пути развития международного арбитража в Казахстане и с чем это связано?

Если говорить о существенных минусах, то, на мой взгляд - это невозможность передачи спора между резидентами Казахстана в международные арбитражные суды – в Лондон, Стокгольм, а возможность его передачи лишь в казахстанские третейские суды. Часто бывает так, что акционерами казахстанских компаний являются иностранные компании, иностранные физические лица, у которых нет полного доверия к казахстанским третейским судам, пусть и беспристрастным и независимым, однако не имеющим долгой истории успешного разрешения споров. Особенно такая необходимость возникает при составлении договоров в рамках проектного финансирования, когда кредиторы, всемирно известные банки, особое внимание уделяют вопросу разрешения споров. В связи с этим конечно хотелось бы, чтобы в будущем данный вопрос разрешился.


Обсуждается ли необходимость внесения дополнений в Закон Казахстана «О международном коммерческом арбитраже» в связи с изменениями в Типовом законе УНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже»?

На мой взгляд, сейчас такая необходимость практически отпала. 5 февраля 2010 года уже был принят Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам иммунитета государства и его собственности, совершенствования деятельности третейских судов и международного коммерческого арбитража", который приводит нормы Закона "О международном коммерческом арбитраже" в соответствие с "Типовым законом ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже". Изменения внесены по вопросам порядка вступления в силу, исполнения и приостановления арбитражных решений, их пересмотра и обжалования, взаимодействия компетентного суда и арбитража, формирования и прекращения полномочий арбитров. Конечно, нет предела совершенству, однако пока других законодательных инициатив не ожидается.

Существует ли судебная практика получения обеспечительных мер государственных судов Казахстана для обеспечения исковых требований по спорам, которые рассматриваются международным арбитражем за пределами Казахстана? Возможно ли получить обеспечительные меры, если арбитраж находится на территории Казахстана?

Да, конечно. Согласно ГПК РК по заявлению лиц, участвующих в деле сторон третейского или арбитражного разбирательства, суд может принять меры к обеспечению иска. Однако не допускается принятие мер к обеспечению иска в отношении финансовой организации, а также к некоторым другим организациям, установленным в законе. На нашей практике мы не видели случаев отказа казахстанских судов в принятии мер обеспечения по спорам, которые рассматриваются арбитражем.

Какова судебная практика в отношении признания и приведении в исполнение решений иностранных арбитражей в Казахстане? Каков на Ваш взгляд процент успеха исполнить решение международного арбитража на территории Казахстана? Существует ли официальная статистика по данному вопросу - количество заявлений о признании решений, количество признанных решений?

К сожалению, официальной статистики не ведется и что-то сказать о процентном соотношении достаточно тяжело. Как известно, только около 15% решений международных арбитражей исполняются добровольно. По всем остальным случаям исполнять решения приходится в принудительном порядке, когда суд рассматривает вопрос о выдаче исполнительного листа, выдает исполнительный лист, после чего должно быть осуществлено возбуждение исполнительного производства судебным исполнителем. Законодательно, практически нет особых проблем при исполнении решений. Необходимо учитывать, что существует перечень оснований для отказа в признании или приведении в исполнение решения международного арбитража, предусмотренный в статье 33 Закона РК «О МКА», который практически соответствует перечню, установленному в Нью-йоркской конвенции, а также очень важно знать, что ГПК РК определяет споры, на которых распространяется исключительная юрисдикция судов Казахстана. Понимание, что ваш спор не может быть передан в международный арбитраж, конечно же, позволит сохранить время и избежать недоразумений при исполнении арбитражного решения.

Однако на практике можно выделить некоторые проблемы, связанные в первую очередь с пониманием природы международного арбитражного разбирательства государственными судьями. Существуют прецеденты, когда публичный порядок приравнивался к необходимости решения международного арбитража быть в соответствии с законами Казахстана, в связи с чем были случаи, когда некоторые казахстанские суды отказывали в выдаче исполнительного листа. Также можно отметить случаи, хотя они единичны, когда не понимается правовая природа арбитража как такового – судьи могут путать и запрашивать отдельно арбитражный договор, когда арбитражная оговорка уже присутствует в тексте самого договора. Данный вопрос уже не раз освещался в Казахстане, что и говорит о необходимости повышении информированности некоторых государственных судей по вопросам международного арбитража.

Существует ли в Казахстане программа подготовки арбитров и медиаторов?

28 января 2011 года Главой государства подписаны Законы «О медиации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации», которые будут введены в действие после 5 августа 2011 года. Согласно этому закону осуществлять деятельность медиатора на профессио­нальной основе могут лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие сертификат, подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и состо­ящие в реестре профессиональных медиаторов. Таким образом, до 5 июня 2011 года Правительство Республики Казахстан должно разработать постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил прохождения обучения по программе подготовки медиаторов», откуда мы и узнаем про детали программы.

Если говорить об арбитрах, то третейские суды включают их в свой список, основываясь на квалификационных требованиях, установленных законом, а также исходя из рекомендаций коллег, клиентов, опыта работы арбитра и общественного мнения о каждом из арбитров. Как таковых официальных программ в Казахстане, сертифицирующих арбитров, нет.

Предусмотрены ли в программах юридических ВУЗов предметы по вопросам разрешения международных коммерческих споров?

Практически каждый из казахстанских университетов включает предмет «Третейское разрешение споров» или «Международный арбитраж» в качестве обязательного предмета, обычно проходимый студентами на 4-м курсе. Также очень много образовательной и просветительской работы ведется ТПП РК, которые в целях популяризации арбитража организовывают бесплатные семинары по городам Казахстана, разъясняющие принципы института международного арбитража и третейского суда.

Привлекаются ли арбитражными судами в Казахстане иностранные специалисты для разрешения споров в качестве арбитров?

Да, все ведь зависит от правил каждого из арбитражных судов. Но практически во всех более менее крупных арбитражных судах Казахстана для иностранного специалиста есть возможность быть избранным и включенным в список арбитров того или иного суда. Ограничений в законодательстве по гражданству арбитров нет.


Назовите специалистов, которые, на Ваш взгляд, являются ведущими и наиболее востребованными экспертами в области третейского (арбитражного) разрешения споров в Казахстане (арбитры, консультанты, правовые эксперты)?

На мой взгляд, одними из самых известных экспертов и специалистов в области арбитража являются Сулейменов Майдан Кунтуарович - Председатель Казахстанского Международного Арбитража, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан; Грешников Петр Яковлевич – Председатель Казахстанского Арбитражного Института, профессор; Каудыров Толеш Ерденович - Директор института гражданско-правовых исследований Казахского гуманитарно-юридического университета; Жакенов Валерий Алимханович – Председатель Третейского Суда при ТПП РК. Эти и многие другие эксперты внесли огромный вклад в изучение вопросов арбитража и его развитие в Казахстане.

Каковы предпочтения казахстанских компаний в выборе международных арбитражных центров?

Если говорить об арбитражных судах, находящихся на территории Республики Казахстан, то, на мой взгляд, лидерами по количеству заявлений являются Казахстанский Международный Арбитраж, Международный третейский суд «IUS» (Казахстанский Арбитражный Институт), и Международный Арбитражный и Третейский Суды при ТПП РК. Всего в Казахстане действует около 15-ти арбитражных судов, насколько мне известно. Если же говорить о международном арбитраже в целом, то, конечно же, мировыми лидерами являются такие общепризнанные мировые институты арбитража как Лондонский Суд Международного Арбитража и Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма.

Каковы предпочтения компаний в выборе консультантов для представления в международных спорах? (Существует ли конкуренция между казахстанскими юридическими компаниями и международными в данной области или на лицо доминирование иностранных юридических компаний).

Конечно, конкуренция как среди юридических фирм, как и в любом бизнесе, существует. Если мы говорим о международных арбитражных спорах, где применимым правом по делу является иностранное право, не казахстанское, то казахстанские юридические фирмы привлекаются, в основном, лишь как эксперты в области казахстанского права в тех моментах, где есть необходимость обратить внимание на определенные положения казахстанского права. Компании не раз обращались в GRATA за разъяснениями по определенным моментам казахстанского права в международных спорах.

В спорах, где применимым правом является казахстанское, основная роль в ведении дела предоставляется казахстанским юридическим фирмам. Надо отметить, что у многих международных фирм имеются офисы в Казахстане, которые они задействуют при большом арбитражном деле, однако размеры офисов таких филиалов достаточно небольшие - по 10-15 человек, из которых обычно лишь половину или даже треть юристов занимаются арбитражем вплотную. В связи с этим, на мой взгляд, у крупных казахстанских юридических фирм с отдельными департаментами по разрешению арбитражных споров, есть значительные преимущества.

Расскажите о практике разрешения споров в международном арбитраже вашей компании.

Спасибо за вопрос. Будучи крупнейшей фирмой в Центральной Азии и Прикаспийском регионе, GRATA имеет отдельную команду, департамент по разрешению споров, включая разрешение международных арбитражных споров, куда вхожу и я. Мы занимаемся правовой экспертизой документов, досудебным урегулированием споров, помощь непосредственно при составлении арбитражного искового заявления, подаче в соответствующие арбитражные суды, координация работы с необходимыми дополнительными экспертами по спору, выступление и непосредственно представление интересов клиента в арбитражных судах, а также помощь при признании и исполнении международных арбитражных решений в национальных судах.

Посоветуйте нашим читателям, студентам и начинающим юристам, интересующимся вопросам международного арбитража, какие качества и знания необходимы для того, чтобы стать судебным юристом, возможно даже попасть в Вашу практику разрешения споров? Какими критериями руководствуетесь при найме?

На мой взгляд, специалист в любой сфере должен быть, прежде всего, профессионалом, или по крайней мере стремиться стать профессионалом. Никого не хочу обидеть, однако считаю, что юрист может полностью состояться, если хотя бы раз вел дело в судах. Ведь не всегда юридическая работа состоит из консультаций по телефону, предоставлений комментариев на бумаге, или даже встреч и переговоров с клиентом, сопровождению проекта. Очень полезно знать и другую точку зрения на тот же вопрос. А это возможно в основном лишь в судах, ну или в арбитражах. Если говорить непосредственно о профессии юриста, занимающегося судебными и арбитражными спорами, то, прежде всего, необходимо постоянно совершенствоваться, быть в курсе всех законодательных нововведений, и никогда не терять практики. И, конечно же, талант и способность каждого из юристов, способного вовремя находить необходимые доказательства по делу, и их умение представлять в суде – это большой плюс.

У юридической фирмы GRATA есть офисы по всей Центральной Азии, а также в Грузии и Азербайджане. Мы всегда рады новым коллегам, как уже опытным профессионалам, так и начинающим юристам, подающим надежды, с четко очерченными карьерными планами, хорошими человеческими качествами, которые готовы влиться в быстро развивающуюся и динамичную команду нашей компании.


И в завершении беседы, каковы перспективы развития данной юридической ниши в Казахстане.

Казахстан, как и многие страны СНГ, молодое государство. Однако, несмотря на молодость, Казахстан имеет уже достаточно развитую законодательную базу по вопросам арбитража. Вопрос стоит в популяризации арбитража как такового в бизнес среде. Конечно, в последние годы количество и сумма исков по различным арбитражным делам значительно выросла, однако все же есть необходимость и существует задача донести до компаний, что передача спора в арбитраж – является наиболее эффективной формой разрешения спора для многих инвесторов, заключающих договоры в Казахстане, в которых вопрос стоит о судьбе больших сумм и затрат. Ведь государственные суды ввиду занятости, ограниченности во времени, наличия большого количества рассматриваемых дел одновременно, либо иногда даже некомпетентности не всегда могут полностью понять суть самого спора, а следовательно вынести справедливое и объективное решение. Поэтому, на мой взгляд, перспективы развития арбитража в Казахстане есть, и будущее – за арбитражем.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: