Третейский суд как форма защиты прав предпринимателей

Обновлено: 25.04.2024

Субъекты предпринимательской деятельности могут использовать различные варианты защиты собственных интересов, в том числе обращение в судебные структуры. Помимо стандартного варианта с подачей документов в арбитражный суд, сторонам доступно рассмотрение спора через специализированный судебный орган – третейский суд.

Что это такое

Общие правила судопроизводства в РФ предусматривают возможность рассмотреть любой спор через систему арбитражных судов, функционирующих в каждом регионе. В этом случае согласие участников спора на передачу дела в суд не требуется, инициатором иска может выступать любой субъект, чьи права подлежат восстановлению.

Консультация юриста по арбитражным делам бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Видео о компании

Помимо арбитражных судов, любой экономический спор может быть рассмотрен третейским судом. Функционирование указанного органа осуществляется с учетом следующих принципов:

  1. рассмотрение спора через третейский суд осуществляется по взаимному согласию участников;
  2. рассмотрение спора может происходить в постоянно действующем третейском суде, либо созданном специально для конкретного дела;
  3. решение третейского суда является обязательным для исполнения наравне с актом арбитражного суда.

Решение о рассмотрении дела в третейском суде может приниматься не только при фактическом возникновении конфликта между контрагентами. Еще на стадии согласования условий договора данный пункт можно включить в содержание документа. Если обе стороны согласились с таким способом рассмотрения спора, они не вправе в одностороннем порядке уклоняться от установленной в договоре обязанности (исключения могут предусматриваться только условиями договора или нормами закона).

Передача дела на рассмотрение третейского суда имеет ряд несомненных преимуществ:

  1. процедура третейского судопроизводства отличается существенным снижением сроков процесса, что позволяет быстро решать любой спор;
  2. размер пошлины за рассмотрение дела в третейских судах существенно ниже, чем при стандартном обращении в арбитражные суды;
  3. создание третейского суда для рассмотрения конкретного спора крайне эффективно при разбирательстве специфических нюансов в отдельных сферах деятельности (например, в сфере газоснабжения и газораспределения функционирует постоянно действующий специализированный третейский суд).

При внесении в договор условия о рассмотрении дела в третейском суде стороны могут заблаговременно определить место судебного процесса, для этого может быть указан конкретный город, не связанный с местом расположения юридических лиц.

По итогам рассмотрения спора третейским судом выносится решение, которое подлежит безусловному исполнению обоими участниками правоотношений. Кроме того, при неисполнении акта третейского суда в добровольном порядке, исполнительные документы для принудительного взыскания будут выдаваться в арбитражном суде по месту рассмотрения спора.

При оформлении соглашения или договора о рассмотрении спора в третейском суде обе стороны декларируют обязанность исполнить вынесенное решение. По этой причине достигается эффективность третейского судопроизводства, позволяющая избежать затягивания процесса на длительный срок.

Нужно учитывать, что в третейских судах можно рассмотреть конфликт, связанный с экономической деятельностью сторон. Различные споры с участием государственных или иных аналогичных ведомств могут рассматриваться только по общим правилам в арбитражных судах (например, дело по оспариванию решения налогового органа).

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Третейский суд (арбитраж) является важной частью механизма защиты прав предпринимателей. Обращение в третейский суд в условиях, когда рассмотрение исков государственными судами фактически приостановлено, дает возможность оперативно и профессионально разрешить спор, зафиксировать взаимные права и обязанности в решении, в том числе об утверждении мирового соглашения, и сохранить партнерские отношения.


Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) уделяет большое внимание развитию арбитража, поскольку уверен, что споры между бизнесменами могут разрешаться институтами, функционирующими внутри делового сообщества. При РСПП с 2016 года работает Арбитражный центр (АЦ при РСПП), правопреемник Третейского суда при РСПП, образованного в 2006 г.


Согласно Федеральному закону «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» с 01.11.2017 осуществление деятельности в этой сфере возможно лишь на основании специального права, предоставляемого органом государственной власти. Из нескольких тысяч ранее действовавших арбитражных центров лишь 3 некоммерческие организации смогли обеспечить выполнение новых законодательных требований.

  • стороны самостоятельно избирают арбитров, являющихся профессионалами в соответствующей сфере, что гарантирует беспристрастное, независимое и компетентное рассмотрение спора;
  • нейтральность – негосударственный статус позволяет арбитрам действовать свободно и независимо;
  • конфиденциальность – дела рассматриваются в закрытых заседаниях, информация о сторонах, существе спора и содержании вынесенного решения не раскрывается;
  • простота и неформальный характер процедуры – арбитры не связаны формальными нормами, что способствует справедливому и быстрому разрешению спора;
  • направленность на достижение компромисса и примирение сторон – значительное количество дел завершается погашением задолженности на стадии разбирательства или заключением мирового соглашения;
  • оперативность рассмотрения споров – окончательное решение выносится в одной инстанции в течение нескольких месяцев;
  • скрупулезность в изучении позиций сторон – в сложных спорах требуется не формальный подход, а тщательное изучение спорного вопроса, понимание сути договоренности сторон, отраслевой и иной специфики отношений;
  • обстоятельность решения, в котором приводятся мотивы принятия или отклонения каждого из аргументов сторон;
  • обязательность арбитражного решения, выносимого в одной инстанции, которое является окончательным и в случае его неисполнения в добровольном порядке может быть приведено в исполнение по упрощенной процедуре через компетентный суд как в России, так и за рубежом;
  • немедленное вступление в силу арбитражного решения;
  • финансово не затратная процедура – эффективность арбитража оправдывает его стоимость. Дешевизна государственного судопроизводства с точки зрения временных потерь и затраченных ресурсов может оказаться гораздо дороже, если оценивать ущерб от длящегося неразрешенного конфликта.


РСПП развивает арбитраж при содействии и поддержке крупнейших деловых и профессиональных объединений России, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве, в том числе: Ассоциация банков России, Ассоциация юристов России, Национальная ассоциация участников фондового рынка, Ассоциации «Национальное объединение строителей». Для разрешения споров, требующих особого профессионализма и специализации, в АЦ при РСПП созданы коллегии арбитров: финансовая, по корпоративным спорам, по спорам в сфере строительства, банковской деятельности, цифровой экономики, по международным и инвестиционным спорам.


Для удобства региональных компаний в каждом из федеральных округов России открыты отделения АЦ при РСПП с офисами в 18 городах.

Согласно ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд. Третейское судопроизводство, несмотря на свое название, относится к числу несудебных форм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Третейское разбирательство регламентируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – Закон), Законом РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже». Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов регулируется гл.30 АПК РФ. Правовое регулирование деятельности третейского суда осуществляется также локальными актами. Так, постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда (уставами, положениями, регламентами, содержащими правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд), если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 19 Закона правила третейского разбирательства, согласованные сторонами, не могут противоречить обязательным положениям данного закона, не предоставляющим сторонам права договариваться по отдельным вопросам. В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и Законом, правила третейского разбирательства определяются третейским судом.

По своей правовой природе третейский суд представляет собой (1) способ разрешения гражданско-правовых споров, (2) негосударственный по существу, (3) избранный сторонами для разрешения спора в особой согласованной между ними процессуальной форме, (4) осуществляемый физическими лицами (лицом), избранными в качестве третейских судей, (5) в отношении которого государственные суды осуществляют в пределах, указанных в законе, функции содействия и контроля.

В РФ одновременно с третейскими судами действуют международные коммерческие арбитражи. Их деятельность регулируется специальным законом, согласно которому в Международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

- споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

- споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Однако правовая природа третейских судов и международных коммерческих арбитражей как негосударственных способов разрешения споров между участниками гражданского оборота является единой.

В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах. Так, например, при ТПП РФ действует Третейский суд для разрешения экономических споров. Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить императивным нормам Закона.

В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (ст.1 Закона). Передача спора на рассмотрение третейского суда возможна в любой момент до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст.4 АПК РФ).

Закон регулирует вопросы состава третейского суда (гл.III). Так, стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи (ст.9 Закона).

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда (ст.8 Закона).

Процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом называется третейским разбирательством (ст.2 Закона). Оно регламентируется гл.V Закона. Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Разбирательство дела происходит в максимально упрощенной процессуальной форме, способствующей установлению действительных прав и обязанностей сторон на основе представленных ими доказательств. Если стороны не договорились об ином, то состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании. При рассмотрении дела ведется протокол, который обеспечивает фиксацию всех совершенных третейским судом и сторонами процессуальных действий. Однако стороны могут договориться о том, что протокол вестись не будет.

Неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания третейского суда, не являются препятствием для третейского разбирательства и принятия решения третейским судом, если причина непредставления документов и иных материалов или неявки сторон на заседание третейского суда признана им неуважительной.

Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

Копии всех заявлений, документов, других доказательств, предоставляемых одной стороной третейскому суду, должны быть переданы другой стороне. Третейский суд должен передать сторонам заключения экспертов и другие документы (их копии), истребованные третейским судом в процессе рассмотрения спора, на которых третейский суд основывает свое решение.

Важная новелла Закона - возможность принятия обеспечительных мер: если стороны не договорились об ином, то третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Наличие третейского соглашения не является препятствием для обращения в компетентный суд с заявлением о принятии мер по обеспечению иска (ст.25Закона).

Если стороны не договорились об ином, то третейский суд может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов (ст.29 Закона).

После исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение (гл.VI Закона). Решение принимается в соответствии с действующим российским законодательством в широком смысле этого слова. Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо (ст.31 Закона).

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда (ст.40 Закона).

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд стороной, в пользу которой было вынесено решение (ст.44, 45 Закона).

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы.

В защите прав субъектов предпринимательской деятельности важную роль играет и нотариат. Его задачами являются удостоверение бесспорных прав и фактов.

Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства должника, нотариусы обеспечивают нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав граждан и юридических лиц.

При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации:

§ предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;

§ не используются принципы публичности, состязательности;

§ нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;

§ юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств;

Третейские суды рассматривают экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений; экономический спор, возникший из административных и иных правоотношений, не может быть передан на рассмотрение третейского суда, то есть подведомственность споров третейским судам ограничена, значительно уже подведомственности арбитражных судов.

Третейские суды являются одним из специфических институтов рыночной экономики и в целях обеспечения эффективности их деятельности в диссертации предлагаются меры по созданию обоснованной комплексной правовой основы третейского разбирательства экономических споров.

По порядку формирования третейского суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

§ включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;

§ заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения. Иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения). При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения. Итак, третейские суды являются особыми правовыми институтами. Сущность третейского разбирательства споров заключается в том, что спор решается третьими лицами с обоюдного согласия спорящих сторон. Цель третейского разрешения дел - максимально справедливое урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечения добровольного исполнения обязательств на основе обычаев делового оборота.

. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка. Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.

Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров.

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения. Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

В последнее время в российском законодательстве наметились положительные тенденции последовательного сближения российского судопроизводства с европейскими стандартами, в частности путём предоставления сторонам возможностей урегулирования конфликтов между собой с использованием посреднических, примирительных процедур. АПК РФ предусматривает возможность обращения сторон к посреднику, но не содержит подробного правового механизма направленного на осуществление этой деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях, права предпринимателей могут быть защищены и в административном порядке, в частности, посредством обращения к вышестоящему органу по отношению к органу и должностному лицу, принявшим решение или совершившим иное действие, ущемляющие права и законные интересы предпринимателя. Решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Альтернативой административному порядку, как правило, является возможность обратиться за разрешением спора непосредственно в суд. Право выбора между административным и судебным порядком принадлежит лицу, права которого нарушены и лишь в некоторых, прямо предусмотренных законом случаях, предварительный административный порядок разрешения споров является обязательным и предприниматель не имеет возможности оспорить распорядительный акт непосредственно в судебном порядке, вынужден пройти административные процедуры, прежде чем обратиться в суд. В этих случаях имеет место смешанный административно-судебный порядок защиты нарушенных прав.

Итак, внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: