Транспортная компания потеряла груз судебная практика

Обновлено: 27.04.2024

Перевозчик несет полную материальную ответственность перед заказчиком за вверенный груз. К возмещению ущерба в порядке регресса можно привлечь водителя.

Как известно, перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия к перевозке до выдачи грузополучателю . И хотя де-юре перевозчик — юридическое лицо или ИП, де-факто перевозку осуществляет физическое лицо (водитель).

Несет ли наемный работник ответственность за груз и отвечает ли он по обязательствам перевозчика? Можно ли переложить ответственность перед заказчиком с перевозчика на водителя, если тот совершил противоправные действия?

Пример из судебной практики

Для организации перевозки груза ОАО «Грузоотправитель» обратилось к экспедитору, который, в свою очередь, привлек ООО «Перевозчик». Водители ООО «Перевозчик» получили груз согласно сопроводительным документам для транспортировки и выдали неустановленным лицам в неустановленном месте без составления надлежащих документов. В связи с этим ОАО «Грузоотправитель» признало груз потерянным (утраченным) и обратилось в суд с иском к ООО «Перевозчик» о возмещении ущерба. ООО «Перевозчик» иск не признало, ссылаясь на возбуждение уголовного дела в отношении водителей и экспедитора.

Оценив представленные доказательства и материалы уголовного дела, суд, руководствуясь положениями ст. 9, 12, 17, 20, 23 КДПГ, ст. 14, 290, 364, 739, 747 ГК, возложил ответственность за утрату груза на ответчика. В данном случае именно перевозчик нес ответственность за сохранность груза с момента принятия к перевозке до выдачи грузополучателю. ООО «Перевозчик» не доказало, что утрата произошла вследствие обстоятельств, которые оно не могло предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ходатайство ОАО «Перевозчик» приостановить производство по делу, т.к. в отношении водителей и экспедитора возбудили уголовное дело, суд не принял во внимание. ООО «Перевозчик» несло ответственность за действия водителей, привлеченных к перевозке груза. Оснований для приостановления производства по делу в силу абз. 2 ст. 145 ХПК не было. Сам по себе факт возбуждения уголовного дела таким основанием служить не может.

Суд обязал ООО «Перевозчик» возместить ущерб, вызванный утратой груза, и удовлетворил требования ОАО «Грузоотправитель» (Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда от 08.01.2020 по делу N 81-13/2019/411А/1470К).

Из приведенного примера мы видим, что перевозчику не избежать гражданско-правовой ответственности перед заказчиком, даже если водитель совершил противоправные действия в отношении груза. Пункт 1 ст. 937 ГК четко закрепляет, что юридическое лицо либо гражданин возмещают вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также гражданско-правового договора, если они действовали или должны были действовать по заданию юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасностью работ.

Однако возмещение ущерба заказчику не лишает перевозчика права взыскать с водителя уплаченные суммы в порядке регресса. Условия и порядок привлечения работников к материальной ответственности определяет ТК, Декрет N 29, постановление Пленума Верховного Суда N 2 и другие нормативные акты.

Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении служебных, должностных или иных трудовых обязанностей; лицом, управляющим транспортным средством и т.д.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не определен законодательством, или в порядке, им устанавливаемом . Эту же норму содержит и п. 11 постановления Пленума Верховного Суда N 2.

Работник несет материальную ответственность в полном размере за ущерб, причиненный нанимателю (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда N 2), если в этом есть вина работника либо если причиной ущерба стало преступление .

Следует помнить, что привлечь работника к ответственности можно при одновременном наличии :

— ущерба, причиненного нанимателю;

— противоправности поведения (действий или бездействия) работника;

— прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом;

— вины работника в причинении ущерба.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда N 2 по общему правилу доказать наличие указанных выше условий материальной ответственности должен наниматель . В отдельных случаях невиновность в причинении ущерба должен доказать сам работник. Это касается и случая возложения полной материальной ответственности по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 4, 6 ст. 404 ТК. Но и в этом случае доказывает наличие других условий материальной ответственности наниматель.

Отметим, что при определении размера ущерба учитывается только реальный ущерб. Упущенная выгода во внимание не принимается. Исключение составляет причинение ущерба не при исполнении трудовых обязанностей . Под реальным ущербом понимается утрата, ухудшение или снижение ценности имущества, влекущие для нанимателя необходимость затрат на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо излишних денежных выплат (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя) .

Ущерб возмещается независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), причинившие ущерб нанимателю .

Суд может с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению.

Таким образом, перевозчику следует помнить: именно он несет ответственность перед заказчиком за действия водителей, привлеченных к перевозке груза. В дальнейшем с них можно взыскать сумму ущерба в порядке регресса.

Елена Мехоношина

🚛 Предприниматель, который возит грузы за деньги, — профессионал своего дела. Это логика законов о грузоперевозках. Перевозчик отвечает за груз в пути, подбирает грузовик и оформляет накладные. Кто именно заказал перевозку — конечный клиент или экспедиторская компания, обычно не играет роли.

Мы разобрали самые частые проблемы перевозчиков с заказчиками и постарались дать базовые советы.

Содержание

🎓 Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

1. Потеря груза

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26.

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ.

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях.

Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя.

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон. При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика. Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф. Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст. 35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику.

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 25.05.2022

Продолжайте читать


Санитарные правила общепита: 8 популярных нарушений кофейни, бургерной и ларька с шаурмой


Собственно, ситуация обозначена в названии.
Тем, кто что-то заказывает или отправляет — мой совет, основанный на опыте: ВСЕГДА указывайте реальную ценность груза (объявленную ценность). Пусть будет чуть дороже, но случись чего — очень сильно упростите себе жизнь.


В поисках подрулевого блока набрёл на объявление Михаила ( CaSBeat ) о продаже.
Обсудили, договорились и осуществили сделку.
19 сентября 2017 г. Михаил отправил мне блок. Отправил транспортной "Кит", т.к. почта что-то доверия не внушала, решили так будет надежнее (ага, как же). Он еще спрашивал, указывать ли объявленную ценность — я по простоте своей душевной сказал без разницы, вроде норм возят. А Михаил как чувствовал — указал полную стоимость, за что ему отдельное ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

В день, когда посыль должна была прибыть на терминал, трекинг выглядел так:


Собственно, он до сих пор так выглядит.

С ТК разговаривать бесполезно — на все вопросы колл-центр отвечает "ничего не знаем, служба безопасности ищет груз". Этот ответ, также как и трекинг, не поменялся до самого конца истории. Кстати, то же самое операторы твердили и о состоянии рассмотрения претензии — "ничего не знаем, претензионный отдел рассматривает". Наверное у них на любой нетипичный вопрос ответ такой — мы хз, ХХХХый отдел разбирается ))


Теперь о главном — что делать, если полимеры , ну то есть груз — про___али.
Во-первых, нужно ознакомиться с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30.06.2003г.
Во-вторых, с договором (зачастую он же — накладная). Бывает, что в накладной ссылка на полный текст договора на сайте — тогда читаем с сайта. Оцениваем критически, т.к. очень часто в договоре некоторые пункты противоречат закону — их игнорируем.

Убедившись (я надеюсь) в своей правоте, пишем претензию.


В претензию вписываем все копии прилагаемых документов — копия накладной, копия договора, квитанция перевода средств и т.п. И, собственно, прилагаем эти копии.

Печатаем всё в 2-х экземплярах и несем в офис ТК. На вашем экземпляре они обязаны поставить отметку о принятии. Отметка должна содержать сведения о лице принявшем претензию: должность (например, менеджер), его подпись, фамилию с инициалами, дату получения (число, месяц, год), а также оттиск печати или штампа организации. У ИП может не быть печати, но спросить об этом не помешает.

Если уклоняются от получения претензии — направляем заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения на юридический адрес компании. В описи нужно указать: претензия с требованием ____________ (указать конкретное требование — из текста претензии).

Собственно, всё. Часики тикают, на ответ у организации есть 30 дней.


Если не торопятся (как в моем случае) — стоит в конце срока сходить и напомнить о претензии, добавив, что намерены дать делу ход.

Если отказали или не ответили в срок — тогда суд. До этого у меня не дошло, т.к. после визита и недвусмысленного уверения, что спустить на тормозах не выйдет — они таки быстренько рассмотрели претензию и выплатили компенсацию в полном объёме.

Итого по времени у меня вышло:
7 дней после планируемой даты доставки;
30 дней ожидания, чтобы посыль имела статус "утрачена";
30 дней ожидания реакции на претензию;
на 31-й день выплатили деньги.
Долго, но без споров, брёха и нервов.

По суду мало чего могу сказать, ибо не сталкивался.


Но вот пара моментов которые успел выяснить:
1. Подавать можно в мировой суд по месту собственной прописки.
2. Если в договоре с ТК есть пункт о подсудности, указывающий, что иски по спорам нужно подавать по месту регистрации ТК (у чёрта на куличках), то в иске первым делом нужно просить суд признать данный пункт недействительным на основании ст.17 закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Если этого не заявить, суд может счесть, что вы согласны с соответствующим пунктом договора и на этом основании отказать в иске.
3. В случае выигрыша дела суд оштрафует ТК в вашу пользу на 50% суммы иска, так что можно еще и в плюсе остаться. Но не стоит забывать, что наше правосудие — это зачастую рулетка, как по времени, так и в плане получаемого результата.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: