Трактовка государства как результата договора между людьми встречается у

Обновлено: 30.04.2024

Различные естественноправовые представления о договорном происхождении государства и закона встречаются уже в древности.

Так, договорную концепцию возникновения государства развивал уже древнекитайский мыслитель Мо-цзы (V в. до н.э.). В древности, писал он, между людьми царила вражда, не было управления и наказаний, “у каждого было свое понимание справедливости”[335]. “Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба. Только сын неба может создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок”[336].

Как результат договора людей между собой об их общей пользе и безопасности трактовал государство и право древнегреческий мыслитель Эпикур (IV—III вв. до н.э.). “Справедливость, происходящая от природы, — писал Эпикур, — есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда”[337].

Идеи договорного происхождения государства и права получили широкое распространение в Новое время.

Эти идеи развивались такими представителями раннебуржуазной политико-правовой мысли, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, А.Н. Радищев и др.

Г. Гроций (1583—1645), различая право естественное (веления здравого разума) и право волеустановленное (позитивное право), также и государство трактовал как явление волеустановленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления). “Право внутригосударственное, — писал он, — есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”[338]. К взаимному общению и заключению такого договора, согласно Гроцию, побуждает людей их разумная природа — “мать естественного права”[339]. Естественноправовой характер носит и требование соблюдения договора о создании государства (гражданского сообщества).

Догосударственное (естественное) состояние Т. Гоббс (1588—1679) изображает как “состояние войны всех против всех”[340]. В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности, выполнения договоров и соблюдения правила: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. “Таково, — писал Гоббс, — рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, данным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к миру внутри и к взаимной помощи против внешнего врага. И в этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая может быть определена как единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты”[341].

Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер. С подобных этатистских позиций он трактовал и закон государства (позитивное право) как обязательство, налагаемое на граждан. “Правовая сила закона, — подчеркивал он, — состоит в том, что он является приказанием суверена”[342]. Это приказное правопонимание легло в основу всего последующего позитивистского учения о праве.

Во многом сходную концепцию договорного установления государства обосновывал и Б. Спиноза (1632—1677). В своих общих интересах люди, заключая такой договор, переносят свою мощь (т.е. свое естественное право) на учреждаемую верховную власть, которая приобретает “высшее естественное право на все, т.е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания”[343]. Правда, Спиноза (в отличие от Гоббса) отвергает абсолютистское государство и признает за гражданами некоторые неотчуждаемые права, которые ограничивают государственную власть[344].

Либеральную концепцию договорного происхождения и назначения государства развивал Дж. Локк (1632—1704). Естественный закон, утверждал он, и в естественном, и в государственном состоянии одинаково “требует мира и безопасности для всего человечества”[345]. Но в естественном состоянии, где свобода и равенство людей обеспечиваются лишь посредством самозащиты, нет достаточных средств для реализации требований естественного закона и гарантий соблюдения естественных прав и свобод каждого. Разумное преодоление этих недостатков естественного состояния ведет к общественному договору об учреждении государства, причем “великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства”[346] является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, т.е. его жизнь, свободу и имущество.

Договорные отношения людей (всех вместе и каждого в отдельности) с государством —- это, по Локку, постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его.

С революционно-демократических позиций идею общественного договора трактовал Ж. Ж. Руссо (1712—1778). В своей работе “Об общественном договоре” он характеризует естественное состояние как строй всеобщей свободы и равенства. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из такого состояния был найден с помощью соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут подчиняться все. Но потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

Бичуя такое ложное, порочное и пагубное для человечества направление развития общества, государства и всей человеческой цивилизации, Руссо с позиций защиты народного суверенитета выдвигает свой проект общественно-договорного “исправления” истории — создание Политического организма как подлинного договора между народами и правителями. Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании “такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде”[347].

Благодаря общественному договору каждый, передав в общее достояние и поставив под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора, по Руссо, таковы: “Немедленно вместо отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю. Это «лицо юридическое»[348], образующееся, следовательно, в результате объединения всех других, некогда именовалось Гражданской общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим организмом.: его члены называют этот Политический организм Государством, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою — при сопоставлении его с ему подобным. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства”[349].

Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом пределы государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами, согласно Руссо, ставятся тем, что “суверен, со своей стороны, не может налагать на подданных узы, бесполезные для общины; он не может даже желать этого, ибо как в силу закона разума, так и в силу закона естественного ничто не совершается без причины”[350].

Однако все эти уверения об идиллических отношениях между народом-сувереном и подданными начисто разрушаются утверждением самого Руссо о том, что суверен не связан собственными законами. К тому же Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.

Под заметным влиянием учения Руссо идеи договорного происхождения государства отстаивал А.Н. Радищев (1749— 1802). С позиций защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель договорно формируемого государства — это “блаженство граждан”.

На идеи общественного договора опирались американские мыслители (Т. Джефферсон, Т. Пейн и др.) XVIII в. при обосновании суверенного права народа США на независимость от Великобритании и на формирование своего самостоятельного государства. Эти идеи нашли свое выражение и первое в истории официальное закрепление в Декларации независимости США (1776), автором которой был Т. Джефферсон (1743—1826). В этой Декларации от имена народа США, в частности, утверждается: “Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью”[351].

Своеобразную философскую концепцию договорного возникновения государства обосновывал И. Кант (1724—1804). “Государство, — писал он, — это объединение множества людей, подчиненных законам права”[352]. Но так называемый общественный договор о переходе от естественного состояния к гражданскому, учреждении государства и т.д. — это, по Канту, “не факт (более того, как таковой он вообще невозможен)”, а “всего лишь идея разума, которая, однако, имеет несомненную (практическую) реальность”[353]. В этом смысле идея (требование) разума о реализации всеобщего блага и переходе от естественного состояния к гражданскому (государственному) состоянию, основанному на началах права, играет ту же роль, что и общественный договор.

Регулятивная сила идеи разума, согласно Канту, в некотором отношении эквивалентна силе договора, поскольку, разделяя некоторую идею и действуя в направлении реализации ее требований, люди действуют практически так же, как если бы они специально договорились о том же самом (в форме общественного договора). Существенная разница здесь, правда, в том, что требования идеи разума безусловны (отсюда и безусловный характер кантовского категорического императива — веления разума), тогда как договор по своему существу, предмету, содержанию и т.д. условен, может быть изменен, расторгнут и т.д.

Подобная интерпретация Кантом общественного договора как идеи разума свидетельствует о философской рационализации им представлений об общественном договоре и одновременно о его определенном расхождении с предшествующими концепциями договорного возникновения государства и права.

С последовательной критикой договорной теории происхождения государства выступил Гегель (1770—1831). Договор, отмечал он, исходит из произвола договаривающихся лиц, и в договоре представлена лишь воля этих лиц, тогда как государство — это “в себе и для себя всеобщая воля”[354]. Кроме того, “предметом договора является единичная внешняя вещь”[355], поскольку только такая вещь может быть отчуждена по произволу договаривающихся лиц. Поэтому, замечает Гегель, ошибочно подводить под понятие договора брак, как это делает Кант. “Также, — продолжает Гегель, — не состоит в договорном отношении природа государства независимо от того, рассматривается ли государство как договор всех со всеми или как их договор с государем или правительством. Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности”[356].

В целом следует отметить, что договорные концепции государства и права сыграли заметную прогрессивную роль в развитии либерально-правовых и демократических представлений о сущности и назначении государства, о правовой организации государственной жизни, неотчуждаемых правах и свободах человека и т.д.

Идеи общественного договора (в той или иной модификации) не потеряли свое значение и в наши дни. Их влияние особенно отчетливо проявляется в переломные периоды политической жизни той или иной страны, когда в процессе смены общественного и государственного строя актуализируется проблема социальной легитимации новых государственно-правовых институтов, общественного согласия с новыми политическими порядками и т.д. В наше время такая учредительно-легитима- торская роль общественного договора, как правило, падает на новую Конституцию, особенно если она в ходе референдума получает одобрение и поддержку явного большинства народа.

Потенциал идеи общественного договора в современных условиях может быть использован, как об этом свидетельствует политический опыт постсоветской России, и в иной форме, например в виде “Договора об общественном согласии” (апрель 1994 г.), подписанного руководителями органов государственной власти, политических и общественных объединений России и сыгравшего определенную позитивную роль в деле преодоления угрозы гражданской войны, упрочения нового конституционного строя и в целом стабилизации социально-политической ситуации в стране.

"Дао де цзин" - это
"Даосизм" возник в
"Дурными", как бы "выродившимися" формами правления Аристотель считал: 1) тиранию; 2) крайнюю демократию; 3) олигархию
"Железный закон олигархии" сформулировал
"Идти в народ", "поднимать народ на революцию" - основные направления деятельности народников 70 - х гг. Однако единства по тактическим вопросам в народническом движении не было. Разногласия возникли по следующим темам:
"Неправильной" (с точки зрения Аристотеля) формой государства является
"Общественный договор" - это
"Палийский канон" - это:
"Полицейский социализм" в России внедряли
"Свободный подход к праву", который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место "свобода судейского усмотрения", характерен для
"Теорию насилия" выдвинул
Автором "Города солнца" является
Автором "Декларации независимости США" является
Автором "Утопии", после опубликования которой это слово стало употребляться ко всем проектам идеального общества, является
Автором книги "Об общественном договоре" является
Автором работ "Воля к власти", "Так говорил Заратустра" является
Акция отмены долгов в Древней Греции называлась
Аристотель был учеником
Аристотель развивал идеи государственно - политического устройства общества в своем труде:
Аристотель считал наиболее полезным такой класс общества, как
Борьбу за существование главным фактором социальной жизни считали
Брахманизм - это:
В 1830 - е гг. немецкий историк И. Г. Дройзен ввел понятие "эллинизм" для обозначения:
В 335 г. до н. э. Аристотель, вернувшись в Афины, основал школу. Она получила название
В анализе реальности Фома Аквинский пользуется наследием
В буддизме и индуизме существует такое понятие, как "карма". Оно означает:
В качестве основных в производственных отношениях Маркс и Энгельс выделили отношения
В основе догматизма лежат
В своем труде "О духе законов" конституционно - монархическую форму правления отстаивал
Варварские племена, разрушившие Рим с такой жестокостью, что их имя стало нарицательным, -
Веды - это
Высказывание: "Человек рождается свободным" принадлежит:
Главную защиту государства Цицерон видит в защите
Главные политические цели, которые были поставлены в программе П. И. Пестеля "Русская правда", не могли быть достигнуты без решения главного вопроса - земельного. Земельный фонд страны должен был быть разделен на 2 части:
Государство как "идею разума, свободы и права" трактовал
Греческие города - государства (полисы) возникли в период
Группа философов- мыслителей, сложившаяся в V-IV вв. в Древней Греции, ставших позднее платными учителями
Д. Локк придавал первостепенное значение ___________ ветви власти
Два наиболее крупных направления в исламе - это
Движущими силами исторического развития: прогресс науки, морали и религии считали представители
Для истории политических и правовых учений опорной базой являются: 1) сумма историко - юридических знаний; 2) основные положения теории государства и права; 3) представления о структуре государственно - правовых институтов и механизме взаимодействия ее отдельных звеньев.
Документ, в котором была изложена программа Северного общества декабристов, назывался
Древнегреческий полис - это
Древнеримский философ, автор труда "О граде Божьем", в котором он выдвинул идею универсальности истории развития человечества в соответствии с волей Божьей, - это
Заложил основы науки о государстве и праве и первым выдвинул идею "общественного договора"
Знаменитый римский оратор -
Зороастризм возник в
Идею "категорического императива" выдвинул
Идея разделения властей в государстве впервые была выдвинута
Из всех форм государства Фома Аквинский больше симпатизировал
Из мировых религий наиболее поздней по своему происхождению является:
К исполнительной ветви власти относится
К концу 1830 - х гг. застой общественной жизни сменяется некоторым ее оживлением. В этот период были сформированы такие течения общественной жизни, как
К памятникам древнеегипетской литературы относится
К представительной ветви власти относится
Как "отец международного права" в историю политических учений вошел
Как идеолог и основатель либерализма в историю вошел
Как несториане воспринимали и толковали образ Христа?
Каким общим названием именовались все существовашие ереси
Кальвинизм зародился в
Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но с наибольшей силой он проявился в
Книга, в которой изложены основы ислама, называется
Конфуцианство возникло и распространилось в
Конфуций (551 - 479 гг. до н. э. ) создал свой идеал совершенного человека (цзюнь цзы), который должен отличаться двумя основными достоинствами:
Лидером федералистов был
Личную свободу человека и неприкосновенность частной собственности во главу угла ставили представители
Маркс и Энгельс назвали "казарменным коммунизмом" модель коммунистического общества
Механизмы удержания политической власти, поставив политику вне морали, впервые проанализировал
Мировой религией является
Мировой религией является
Мировой религией является
Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: признание общности пути развития России и Европы, полезность прогресса, цивилизации, свободы личности, резкое неприятие официальной теории "православия, самодержавия, народности"
Назовите течение русской общественной мысли, для которого характерны следующие идеи: своеобразие исторического пути России, движущая сила развития в особых формах его организации (например, община); особые формы собственности и владения землей, взаимоотношения народа и власти; развитие страны возможно при восстановлении мира и понимания между "землей" (народом) и государством (царем)
Наиболее радикальная из программ декабристов - это
Натуральное хозяйство - это:
Общественный договор - это
Общность имущества провозгласил (-а, -о)
Один из источников политико-правовой мысли Древнего Египта
Один из мыслителей Древней Греции, не излагавший своих взглядов в письменной форме
Один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших дней, - это
Один из основных источников буддизма -
Одна из основных идей, положенных в основу утопического социализма, - это идея
Одной из отличительных черт восточных обществ была:
Определение: "Государство, в котором верховная государственная власть принадлежит главе церкви" относится к следующей форме правления
Определение: "Государство, в котором власть принадлежит представителям родовой знати" относится к форме правления
Определение: "Государство, в котором власть принадлежит узкой группе лиц" относится к форме правления
Определение: "Государство, в котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть" относится к форме правления
Определение: "Государство, при котором народ или его большинство служит источником и носителем государственной власти" относится к следующей форме правления
Определение: "Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства", марксизм определяет как
Определение: "Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности" относится к понятию
Определение: "Направление, рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан - институций", относится к
Определение: "Преобразование, изменение, переустройство какой - либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры", относится к понятию
Основателем буддизма был:
Основателем юридического позитивизма является
Основной движущей силой преобразований Бакунин считал народ. Как он оценивал готовность народа к революции?
Основной чертой политической системы Советской Республики, сложившейся в ходе гражданской войны, является
Основные произведения Гегеля:
Основными формами правления являются
Основоположником "теории элит" является
Основу политического учения Конфуция составляет принцип
Отказ от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, освободиться от которых можно, лишь избрав "восьмеричный путь спасения", является основным принципом
Парижская коммуна относится к
Первые древнегреческие мыслители, давшие начало древнегреческой философии:
Первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства
Первым разработал концепцию суверенитета государства
Платон считал идеальным типом государственного устройства
По "Конституции" Н. М. Муравьева самодержавие должно быть ликвидировано, император оставался главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим. Верховная законодательная власть принадлежала
По мнению Августина Блаженного светская и церковная власть
По мнению Маркса и Энгельса, диктатура пролетариата необходима для периода
Под "гражданским обществом" Гегель понимал
Под социализмом марксизм понимает
Под термином "разночинцы" подразумевается
Политико-правовой трактат «Слово о Законе и Благодати» был создан
Политическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с
Понятие "дао" означает
Понятие общественно - экономической формации ввел
Понятие, включающие в себя весь круг обязанностей и ответственности человека
После победы пролетарской революции на первое место В.И. Ленин ставил функцию
Поэма о Гильгамеше - литературный памятник
Право народа на сопротивление угнетению любыми средствами (в том числе насильственными) допускал
Предметом истории политических учений являются: 1) направления политической мысли; 2) отдельные теории и доктрины, в которых рассматриваются проблемы, связанные с происхождением государства, его сущностью, формами организации и т. д.; 3) комплекс идей, посредством которых происходит легитимизация власти и средств ее реализации в обществе. Выбирите правильный ответ.
Представителем либерального направления русской мысли второй половины 19 в. был
Представителями "исторической школы права" являлись
Программа декабристов, по которой гарантировалось всеобщее избирательное право, это
Пророк, основатель ислама
Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким - либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами, называется
Ранняя форма религии, связанная с поклонением какому - либо животному или растению и с верой в происхождение от них, называется
Республиканскую форму правления и идею народного суверенитета в своих работах отстаивал
С получением личной свободы по Реформе 1861 г. крестьяне получили права
Сборник законов Хаммурапи был составлен в
Сборник изречений и бесед Конфуция, основателя религиозно-этического учения конфуцианства называется
Свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора пытались представители
Слова: "Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, то обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять и унести твою рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" принадлежат
Советы - это органы
Современная политическая история выделяет 3 основных этапа русского революционного движения: дворянский, разночинский, пролетарский. В основание этой периодизации был положен критерий
Современное религиозно - политическое течение, призывающее возродить основы ислама, называется
Согласно "Конституции" Никиты Муравьева, после захвата власти в России должна была установиться
Согласно Сократу зло твориться :
Соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении, создав "дуалистическую теорию государства", пытался
Социальные классы - это
Старую буржуазную государственную машину, по мнению B. И. Ленина, пролетариат должен
Сторонники активной политической борьбы и террора создали в рамках "Земли и Воли" специальную организацию. Она называлась
Судебная реформа, предусматривавшая бессословность суда и открытость, гласность судебного процесса, состязательность судебного процесса и мировой (выборный) суд, участие присяжных заседателей и несменяемость судей, была проведена в России в
Сущность римского права заключается в
Теория происхождения государства, выдвинутая Г. Гроцием и широко распространившаяся в эпоху буржуазных революций, называется теорией
Термин "социология" впервые был введен в научный оборот
Термином "эллинизм" обозначают определенный греко - восточный синкретизм, явившийся результатом:
Течения в Христианской церкви, не совпадающие с официальным вероучением
Трактовка государства как результата договора между людьми встречается у
Трактуют историю человечества как единую целостную универсальную схему: 1) христианство; 2) ислам; 3) буддизм
Труд "Чистая теория права" принадлежит
Труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею "общественного договора", называется
Труды: "Государство и революция", "Что делать? ", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" - принадлежат
Учитель философии и теологии- крупнейший представитель схоластики
Феноменальное развитие античных государств, искусства, науки стало возможным благодаря
Философ, который считается основателем даосизма, -
Форма правления, при которой существует бюрократическая монархия со строго централизованным и многочисленным чиновничьим аппаратом, экономической основой которого является государственная собственность на землю, налоги и военную добычу - это
Формы управления, которые Аристотель считал "хорошими": 1) монархия; 2) аристократия; 3)полития
Французский юрист начала 20 в. Л. Дюги является основоположником
Халкедонский собор состоялся в
Христианская мораль изложена в
Этот мыслитель считал, что до возникновения государства царила "война всех против всех"

"Дао де цзин" - это
"Даосизм" возник в
"Палийский канон" - это
«24 томистских тезиса» были изданы в
«Верховная власть может принадлежать только потомкам Али» - так считали
«Даймоний» Сократа - это его
«Дурными», как бы «выродившимися» формами правления Аристотель считал
«Ересь», в переводе с греческого языка, означает
«Животным политическим» человека называл
«Народ должен сражаться за закон, как за свои стены» - это высказывание принадлежит
«Неправильной» (с точки зрения Аристотеля) формой государства является
«Око за око - зуб за зуб» - это принцип
«Самой порочной из форм государственного устройства» Цицерон считает
Августин Блаженный родился в
Автором «Махабхараты» является
Акция отмены долгов в Древней Греции называлась
Аристотель был учеником
Аристотель развивал идеи государственно-политического устройства общества в своем труде
Аристотель родился в городе
Аристотель считается основателем
Аристотель считал наиболее полезным такой класс общества, как
Брахманизм - это
В 335 г. до н. э. Аристотель, вернувшись в Афины, основал школу. Она получила название
В XIV - XV вв. в еретических движениях выявляются течения
В буддизме и индуизме существует такое понятие, как "карма". Оно означает
В диалоге «Политик» Платон различает следующие формы правления
В идеальном государстве, по мнению Платона, правит сословие
В том случае, когда речь заходит о формах реализации властных полномочий или о вершении правосудия, Киевский митрополит Илларион использует термин
Веды - это
Владимир Мономах занял великокняжеский престол в ______ году
Возникновение рабовладельческого государства - Древнего Египта относится к ____ тысячелетию до н.э.
Выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи - это
Высказывание «Правители должны быть людьми не только знающими, но и гуманными» принадлежит
Главную задачу государства Цицерон видит в
Главой таборитов в Чехии был
Города Двуречья в одно государство обединил царь
Греческие города - государства (полисы) возникли в период
Группа философов-мыслителей, сложившаяся в V-IV вв. в Древней Греции, ставших позднее платными учителями, - это
Демократия для Гераклита - это
Дифференциальные отношения Ариев с покорёнными народностями - это
Для истории политических и правовых учений опорной базой являются
Для римской аристократии в I в. до н.э. были характерны
Древнегреческий полис - это
Древнегреческий философ, автор знаменитого изречения "Человек - мера всех вещей", - это
Древнегреческийфилософ, представитель атомистического материализма - это
Древнейшим из сохранивщихся священных текстов буддизма является
Древнеримский философ, автор труда "О граде Божьем", в котором он выдвинул идею универсальности истории развития человечества в соответствии с волей Божьей, - это
Зороастризм возник в
Идеалом даосизма является
История (борьба, развитие) выраженных в теоретической форме представителей идеологов различных классов о государстве, праве, политике - это ______ истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений относится к дисциплинам ___________ цикла
Источниками мусульманского права являются
Источники политической мысли Древней Индии - это
К выводу, что между легизмом и конфуцианством нет серьёзных противоречий, что они прекрасно дополняют друг друга, пришел
К памятникам древнеегипетской литературы относится
К софистам относятся следующие мыслители
К элементам племенной демократии в древнейших городах Шумера относятся
Как известно, древние индийцы обожествляли животных, но особенно почиталась
Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но с наибольшей силой он проявился в
Касты со строгой жэндогамностью и четко определённым родом занятий - это
Конфуцианство возникло и распространилось в
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) создал свой идеал совершенного человека (цзынь цзы), который должен отличаться двумя основными достоинствами
Крупнейшим историческим памятником древней культуры является
Крупнейшим мусульманским государствоведом XI в. является
Легенды связывают возникновение буддизма с деятельностью
Ликург (7 в. до н.э.) запретил золотые и серебряные деньги, а вместо них ввёл
Лучшей формой правления Цицерон считает
Люди периода античности называли своих северных соседей "варварами" за
Метафизического механического материализма придерживался
Мировой религией является
Мировой религией является
Мысли Шан Яна изложены в трактате под названием
Наиболее крупные направления в исламе - это
Наихудшим злом Пифагорейцы считали
Натуральное хозяйство - это
Один из источников политико-правовой мысли Древнего Египта -это
Один из мыслителей Древней Греции, не излагавший своих взглядов в письменной форме, - это
Один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших дней, - это
Один из основных элементов буддизма - это
Одной из отличительных черт восточных обществ была
Определение "Государство, в котором верховная государственная власть принадлежит главе церкви" относится к
Определение "Государство, в котором власть принадлежит представителям родовой знати" относится к
Определение "Государство, в котором власть принадлежит узкой группе лиц" относится к
Определение "Государство, при котором народ или его большинство служит источником и носителем государственной власти" относится к
Ортодоксальное направление в Исламе - это
Основателем буддизма был
Основателем легизма обычно считают
Основной идеей пифагорейцев было
Основными формами правления являются
Основоположником зароостризма является
Основоположником стоицизма был
Основу политического учения Конфуция составляет
Отказ от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, освободиться от которых можно, лишь избрав "восьмеричный путь спасения", является основным принципом
Первая последовательно монотеистическая религия - это
Первые древнегреческие мыслители, давшие начало древнегреческой философии, - это
Первым в истории политико-правовой мысли выдвинул идею идеального утопического государства
Первым русским политико-правовым трактатом, созданным Киевским митрополитом Илларионом в середине XI столетия, является
Перед Нестором, как писателем «Повести временных лет», были поставлены две задачи
Платон различает в аристократии следующие подвиды
Платон родился в _________ н.э.
Платон стал учеником Сократа примерно в _______ н.э.
Платон считал идеальным типом государственного устройства _____________ государство
Плебейские еретические движения XIV - XV вв. представлены выступлениями
По Аристотелю
По возвращению в Спарту Ликург (7 в. до н.э.) привёз в Спарту
По мнению Фомы Аквинского, существуют три вида законов
Пол Агригентский восхвалял
Политическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с
Понятие "дао" означает
Понятие, включающие в себя весь круг обязанностей и ответственности человека, - это
Поэма о Гильгамеше - литературный памятник
Превращение государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в нечто независимое от общества, чуждое обществу и господствующее над ним, - это
Предметом истории политических учений являются
Причиной возникновения государства Цицерон считает
Произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» написал
Произведение Платона «Государство» обычно называют
Произведениями Платона являются
Пророк, основатель ислама - это
Работами Аристотеля являются
Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами, называется
Ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них, называется
Римские юристы делили частное право на
С целью избежать своеволия царей, недовольство им сограждан, Ликург (7 в. до н.э.)_____
Самое крупное государство, из основанных германцами в раннем Средневековье, - это
Сборник законов Хаммурапи был составлен в
Сборник изречений и бесед Конфуция, основателя религиозно-этического учения конфуцианства, называется
Свою политическую программу Владимир Мономах изложил в сочинениях
Символом религиозного освящения существующего порядка является
Современная историография выделяет в тексте «Слова о Законе и Благодати» произведения
Согласно философско-гносеологической позиции Гераклита
Создателем философской системы объективного идеализма был
Сократ излагал свои взгляды в
Сократовская беседа была направлена на
Сословия правителей воинов, сосредоточивших в своих руках светскую власть, - это
Социальные классы - это
Сунниты, в переводе, означает
Существенным признаком закона по Цицерону является то, что закон
Т.Гоббс выделяет следующие формы государства
Термином "эллинизм" обозначают определенный греко-восточный синкретизм, явившийся результатом
Течения в Христианской церкви, не совпадающие с официальным вероучением, - это
Типичным представителем бюргерской ереси в Англии XIV в. был
Трактовка государства как результата договора между людьми встречается у
Трактуют историю человечества как единую целостную универсальную схему
Триединство у Иллариона образуют
Трудом Марсиллия Падуанского является
Учитель философии и теологии, крупнейший представитель схоластики - это
Феноменальное развитие античных государств, искусства, науки стало возможным благодаря
Философ, который считается основателем даосизма, - это
Фома Аквинский являлся представителем
Форма правления, при которой существует бюрократическая монархия со строго централизованным и многочисленным чиновничьим аппаратом, экономической основой которого является государственная собственность на землю, налоги и военную добычу, - это
Формами управления, которые Аристотель считал "хорошими", являются

"Дао де цзин" - это
"Даосизм" возник в
"Дурными", как бы "выродившимися" формами правления Аристотель считал:
"Железный закон олигархии" сформулировал
"Неправильной" (с точки зрения Аристотеля) формой государства является
"Общественный договор" - это
"Палийский канон" - это:
"Полицейский социализм" в России внедряли:
"Свободный подход к праву", который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место "свобода судейского усмотрения", характерен для
"Теорию насилия" выдвинул
А.Д.Михайлов, A.И.Желябов, Н.A.Морозов, C.Л.Перовская, B.Н.Фигнер, C.Н.Кравчинский принадлежали к организации
Автором "Города солнца" является
Автором "Декларации независимости США" является
Автором "Утопии", после опубликования которой это слово стало употребляться ко всем проектам идеального общества, является
Автором книги "Об общественном договоре" является
Акция отмены долгов в Древней Греции называлась
Аристотель был учеником
Аристотель развивал идеи государственно-политического устройства общества в своем труде
Аристотель считал наиболее полезным такой класс общества, как
Борьбу за существование главным фактором социальной жизни считали
Брахманизм - это
В 1830-е гг. немецкий историк И.Г. Дройзен ввел понятие "эллинизм" для обозначения:
В 335 г. до н. э. Аристотель, вернувшись в Афины, основал школу. Она получила название
В буддизме и индуизме существует такое понятие, как "карма". Оно означает:
В качестве основных в производственных отношениях Маркс и Энгельс выделили отношения
В основе догматизма лежат
В своем труде "О духе законов" конституционно-монархическую форму правления отстаивал
В феврале 1549 г. был созван первый Земский собор, что знаменовало переход российской монархии в новое качество, а именно монархии
В эмиграции A.И. Герцен издавал газету
Важнейшими по охране растительного мира являются такие международные соглашения, как:
Важнейшими функциями МАГАТЭ являются:
Варварские племена, разрушившие Рим с такой жестокостью, что их имя стало нарицательным, - это
Веды - это
Главные политические цели, которые были поставлены в программе П.И. Пестеля "Русская правда", не могли быть достигнуты без решения главного вопроса - земельного. Земельный фонд страны должен был быть разделен на 2 части:
Греческие города - государства (полисы) возникли в период
Группа философов-мыслителей, сложившаяся в V-IV вв. в Древней Греции, ставших позднее платными учителями, - это
Движущими силами исторического развития: прогресс науки, морали и религии считали представители
Договор об Антарктиде был принят в
Документ, в котором была изложена программа Северного общества декабристов, назывался
Древнегреческий полис - это
Древнегреческий философ, автор знаменитого изречения: "Человек - мера всех вещей", - это
Древнеримский философ, автор труда "О граде Божьем", в котором он выдвинул идею универсальности истории развития человечества в соответствии с волей Божьей, - это
Единые международные стандарты по предотвращению загрязнения моря всеми видами вредных веществ при эксплуатации судов установила Конвенция
Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан
Заложил основы науки о государстве и праве и первым выдвинул идею "общественного договора"
Запрещение использования средств воздействия на природную среду, имеющих долгосрочные и серьезные последствия для любого государства, предусматривает специальный принцип МЭП
Знаменитый римский оратор - это
Зороастризм возник в
Идея «общественного договора» была выдвинута
Из мировых религий наиболее поздней по своему происхождению является
Из перечисленных целей к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) относятся:
Исследовать общество с помощью "геометрического метода" пытался
Источники МЭП по своему содержанию подразделяются на договоры
К исполнительной ветви власти относится
К концу 1830-х гг. застой общественной жизни сменяется некоторым ее оживлением. В этот период были сформированы такие течения общественной жизни, как
К памятникам древнеегипетской литературы относится
К представительной ветви власти относится
К соглашениям, предусматривающим охрану редких, находящихся под угрозой исчезновения видов, относятся:
Как идеолог и основатель либерализма в историю вошел
Кальвинизм зародился в
Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но с наибольшей силой он проявился в
Квоты вылова, ограничение интенсивности рыболовства и контроль за ведением промысла установлены Конвенцией
Книга, в которой изложены основы ислама, называется
Конвенция о биологическом разнообразии была принята на
Конфуцианство возникло и распространилось в
Конфуций (551 - 479 гг. до н. э. ) создал свой идеал совершенного человека (цзынь цзы), который должен отличаться двумя основными достоинствами:
Концепцию управления современным обществом выдвинули американские социологи Дж.Бернхем, Д.Белл, Б.Беквит. Она называлась
Лидером федералистов был
Личную свободу человека и неприкосновенность частной собственности во главу угла ставили представители
Люди периода античности называли своих северных соседей "варварами" за
Маркс и Энгельс назвали "казарменным коммунизмом" модель коммунистического общества
Международной организацией, рассматривающей вопросы уменьшения экологически неблагоприятных последствий эксплуатации АЭС, является
Международные договоры в области охраны окружающей среды в зависимости от числа участников международного соглашения подразделяются на
Международный центр по праву окружающей среды функционирует в
Механизмы удержания политической власти, поставив политику вне морали, впервые проанализировал
Мировой религией является
Мировой религией является
Мировой религией является
Наиболее крупные направления в исламе - это
Натуральное хозяйство – это:
О запрещении военных операций, не направленных против военных объектов, впервые говорилось в
О правах прибрежного государства на применение принудительных мер по ликвидации аварий говорится в Конвенции:
Общественный договор - это
Общность имущества провозгласил (-а, -о)
Объектами МЭП как отрасли международного права являются
Один из источников политико-правовой мысли Древнего Египта -это
Один из мыслителей Древней Греции, не излагавший своих взглядов в письменной форме - это
Один из наиболее древних сводов законов, дошедших до наших дней, - это
Один из основных источников буддизма - это
Одна из основных идей, положенных в основу утопического социализма, - это идея
Одной из отличительных черт восточных обществ была
Определение: "Государство, в котором верховная государственная власть принадлежит главе церкви" относится к
Определение: "Государство, в котором власть принадлежит представителям родовой знати" относится к
Определение: "Государство, в котором власть принадлежит узкой группе лиц" относится к
Определение: "Государство, в котором монарху принадлежит неограниченная верховная власть" относится к
Определение: "Государство, при котором народ или его большинство служит источником и носителем государственной власти" относится к
Определение: "Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности" относится к понятию
Определение: "Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры", относится к понятию
Организация "Земля и Воля" распалась на
Основателем буддизма был:
Основателем юридического позитивизма является
Основной чертой политической системы Советской Республики, сложившейся в ходе гражданской войны, является
Основные произведения Гегеля:
Основными источниками МЭП являются:
Основными формами правления являются
Основоположником "теории элит" является
Основу политического учения Конфуция составляет принцип
Отказ от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, освободиться от которых можно, лишь избрав "восьмеричный путь спасения", является основным принципом
Парижская коммуна относится к
Первая российская Конституция была принята в
Первое захоронение радиоактивных отходов в океане произвела(-л, -ли)
Первые декабристские организации назывались:
Первые древнегреческие мыслители, давшие начало древнегреческой философии, - это
Первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства
Первым разработал концепцию суверенитета государства
Перечень веществ, сброс которых полностью запрещен в моря и океаны, приведен в Конвенции
Платон считал идеальным типом государственного устройства
По "Конституции" Н.М. Муравьева самодержавие должно быть ликвидировано, император оставался главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим. Верховная законодательная власть принадлежала
Под "гражданским обществом" Гегель понимал
Под многосторонними договорами МЭП понимаются документы, касающиеся вопросов охраны окружающей среды и подписанные
Под термином "разночинцы" подразумевается
Политическая мысль Древнего Востока неразрывно связана с
Понятие "дао" означает
Понятие общественно-экономической формации ввел
Понятие, включающие в себя весь круг обязанностей и ответственности человека, - это
После победы пролетарской революции на первое место В.И. Ленин ставил функцию
Поэма о Гильгамеше – литературный памятник
Право народа на сопротивление угнетению любыми средствами (в том числе насильственными) допускал
Правовой режим объектов окружающей среды, находящихся вне национальной юрисдикции государств, определяется
Представителем либерального направления русской мысли второй половины XIX в. был
Представителями "исторической школы права" являлись:
Принципы международно-правовой охраны окружающей природной среды впервые были сформулированы на
Программа декабристов, по которой гарантировалось всеобщее избирательное право, это
Пророк, основатель ислама - это
Ранняя форма религии, связанная с поклонением каким-либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами, называется
Ранняя форма религии, связанная с поклонением какому-либо животному или растению и с верой в происхождение от них, называется
Республиканскую форму правления и идею народного суверенитета в своих работах отстаивал
Самое крупное государство, из основанных германцами в раннем Средневековье, - это
Сборник законов Хаммурапи был составлен в
Сборник изречений и бесед Конфуция, основателя религиозно-этического учения конфуцианства называется
Слово "демократия" у древних греков означало
Советы – это органы
Современное религиозно-политическое течение, призывающее возродить основы ислама, называется
Согласно "Конституции" Никиты Муравьева, после захвата власти в России должна была установиться
Соглашение государств СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды было подписано в Москве в феврале
Социальные классы - это
Старую буржуазную государственную машину, по мнению B.И. Ленина, пролетариат должен
Сторонники активной политической борьбы и террора создали в рамках "Земли и Воли" специальную организацию. Она называлась
Судебная реформа, предусматривавшая бессословность суда и открытость, гласность судебного процесса, состязательность судебного процесса и мировой (выборный) суд, участие присяжных заседателей и несменяемость судей, была проведена в России в
Сущность римского права заключается в
Теория происхождения государства, выдвинутая Г. Гроцием и широко распространившаяся в эпоху буржуазных революций, называется теорией
Термин "социология" впервые был введен в научный оборот
Термином "эллинизм" обозначают определенный греко-восточный синкретизм, явившийся результатом
Течения в Христианской церкви, не совпадающие с официальным вероучением, - это
Трактовка государства как результата договора между людьми встречается у
Трактуют историю человечества как единую целостную универсальную схему
Труд "Чистая теория права" принадлежит
Труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею "общественного договора", называется
Труды: "Государство и революция", "Что делать? ", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" – принадлежат
Учитель философии и теологии, крупнейший представитель схоластики - это
Феноменальное развитие античных государств, искусства, науки стало возможным благодаря
Философ, который считается основателем даосизма, - это
Форма правления, при которой существует бюрократическая монархия со строго централизованным и многочисленным чиновничьим аппаратом, экономической основой которого является государственная собственность на землю, налоги и военную добычу, - это
Формами управления, которые Аристотель считал "хорошими" являются:
Французский юрист начала XX в. Л.Дюги является основоположником
Халкидонский собор состоялся в
Цели, области, формы и методы сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды определены в

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: