Свидетельство о государственной аккредитации срок хранения и статья

Обновлено: 07.05.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 января 2022 года N 3

Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельное положение акта Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 января 2022 года N 3

Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность), а также индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - индивидуальные предприниматели), по реализации основных образовательных программ (за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения) (далее соответственно - государственная аккредитация, образовательные программы).

2. Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями.

3. Образовательная деятельность на территории инновационного центра "Сколково" осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими государственной аккредитации в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

Образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими государственной аккредитации, если это предусмотрено правилами проекта в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Государственная аккредитация образовательной деятельности, осуществляемой на федеральной территории "Сириус", осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус".

4. Государственную аккредитацию проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования (далее - аккредитационный орган), в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 8 части 1 статьи 6 и пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

6. Государственная аккредитация проводится на основании представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем в аккредитационный орган заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов, предусмотренных перечнем, утверждаемым в соответствии с частью 9 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в заявлении о государственной аккредитации указывают уровень образования, либо профессию, специальность, направление подготовки, либо укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки, либо область образования, либо область или вид профессиональной деятельности, к которым относится заявленная для государственной аккредитации образовательная программа. Индивидуальные предприниматели в заявлении о государственной аккредитации указывают уровень образования, заявленный для государственной аккредитации общеобразовательных программ.

Для проведения государственной аккредитации по основным профессиональным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования, либо каждой профессии, специальности и каждого направления подготовки, либо укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, либо области или виду профессиональной деятельности организация, осуществляющая образовательную деятельность, заявляет для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ей и относятся к соответствующему уровню профессионального образования, либо профессии, специальности, направлению подготовки, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, либо области или виду профессиональной деятельности.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности или одновременно с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности по таким программам (заявлением о внесении изменений в реестр лицензий).

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по соответствующим образовательным программам не менее чем за один год обучения по этим образовательным программам.

9. При реализации образовательной программы в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в ее филиале заявление о государственной аккредитации в отношении образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а также ее филиалом, подается одновременно.

10. Форма заявления о государственной аккредитации и перечень прилагаемых к нему документов, требования к их заполнению и оформлению и порядку подачи в аккредитационный орган, порядок их приема аккредитационным органом, а также случаи и основания, при наличии которых аккредитационный орган принимает решение о возврате заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов, утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

II. Порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей

11. Аккредитационные показатели могут разрабатываться по основным образовательным программам, относящимся к одному уровню образования, одному направлению подготовки, одной специальности, профессии, одной области образования, области и виду профессиональной деятельности, укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

Аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования разрабатывает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Аккредитационные показатели по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования разрабатывает Министерство просвещения Российской Федерации.

12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направляет на согласование проект нормативного правового акта об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Согласование Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта нормативного правового акта об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования.

13. После согласования с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в месячный срок аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования утверждаются нормативным правовым актом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

14. Министерство просвещения Российской Федерации направляет на согласование проекты нормативных правовых актов об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Согласование Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня поступления проектов нормативных правовых актов об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования.

15. После согласования с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в месячный срок аккредитационные показатели по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования утверждаются нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации.

III. Порядок проведения аккредитационной экспертизы

16. Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, у индивидуального предпринимателя по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам установленным аккредитационным показателям (далее - аккредитационная экспертиза).

17. Аккредитационная экспертиза проводится в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале, а также индивидуальным предпринимателем.

18. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты и (или) экспертные организации, соответствующие установленным квалификационным требованиям (далее соответственно - эксперты, экспертные организации).

19. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

20. Порядок аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций, в том числе квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

21. Привлечение экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы проводится на основании распорядительного акта аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы и заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Эксперты и экспертные организации, в том числе эксперты таких организаций, не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты, в том числе эксперты экспертных организаций, также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем при участии в аккредитационной экспертизе в отношении таких организации, индивидуального предпринимателя.

22. В распорядительном акте аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы указываются:

а) полное наименование аккредитационного органа;

б) полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, или филиала, в котором проводится аккредитационная экспертиза;

в) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) даты начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы;

д) срок проведения аккредитационной экспертизы;

е) фамилии, имена, отчества (при наличии) экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы (далее - члены экспертной группы), с указанием лица из числа членов экспертной группы, назначенного ее руководителем;

ж) сведения о закреплении за членами экспертной группы заявленных для государственной аккредитации образовательных программ;

з) фамилия, имя, отчество (при наличии) работника аккредитационного органа, осуществляющего контроль за соблюдением порядка работы экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы и ответственного за рассмотрение заключения экспертной группы, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

23. Распорядительный акт, указанный в пункте 22 настоящего Положения, издается в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов и размещается на официальном сайте аккредитационного органа в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его издания.

24. Аккредитационная экспертиза проводится с выездом экспертной группы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю, за исключением случаев, указанных в пункте 25 настоящего Положения.

Срок проведения аккредитационной экспертизы составляет не более 10 рабочих дней со дня начала проведения аккредитационной экспертизы, указанного в распорядительном акте аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы.

25. Аккредитационная экспертиза проводится без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю, если образовательная деятельность по реализации образовательных программ, заявленная для государственной аккредитации:

а) реализуется исключительно с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

б) осуществляется дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, представительством Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации;

в) осуществляется российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, расположенными за пределами территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

г) осуществляется иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации.

26. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, к аккредитационной экспертизе в отношении образовательных программ, реализуемых в расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации филиале организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитованные аккредитационным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соответствующий филиал.

27. Для проведения аккредитационной экспертизы аккредитационный орган направляет руководителю экспертной группы заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы, а также документы, полученные по запросу аккредитационного органа с использованием системы межведомственного взаимодействия.

28. При проведении аккредитационной экспертизы член экспертной группы обязан:

а) проводить аккредитационную экспертизу образовательных программ, закрепленных за членом экспертной группы распорядительным актом аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;

б) изучить и проанализировать заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы, документы, информацию и материалы, размещенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом, индивидуальным предпринимателем на их официальных сайтах в сети "Интернет", а также документы, полученные по запросу аккредитационного органа с использованием системы межведомственного взаимодействия;

в) изучить и проанализировать сведения о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации, общественной аккредитации (при наличии), за исключением федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также сведения из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании, в том числе с использованием открытых данных в сети "Интернет", и установить соответствие либо несоответствие указанных сведений аккредитационным показателям;

г) провести мероприятия по оценке качества подготовки обучающихся, в том числе с применением дистанционных технологий, проанализировать полученные результаты по заявленным для государственной аккредитации основным образовательным программам, в том числе образовательным программам, реализуемым в сетевой форме, и установить соответствие либо несоответствие указанных полученных результатов аккредитационным показателям;

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения.

2. Целью государственной аккредитации является подтверждение аккредитационным органом соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, установленным аккредитационным показателям.

3. Аккредитационные показатели представляют собой совокупность обязательных требований, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом к качеству образования.

4. Аккредитационные показатели могут устанавливаться по основным образовательным программам, относящимся к одному уровню образования, одному направлению подготовки, специальности, профессии, одной области образования, области и по виду профессиональной деятельности, укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки. Аккредитационные показатели по основным общеобразовательным программам начального, основного и среднего общего образования и образовательным программам среднего профессионального образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Аккредитационные показатели по образовательным программам высшего образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

5. Государственная аккредитация проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

7. При проведении государственной аккредитации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

8. При проведении государственной аккредитации по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования, либо каждому направлению подготовки, специальности, профессии, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования или виду профессиональной деятельности, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, в соответствии с заявлением организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Формы заявления о государственной аккредитации и перечень прилагаемых к нему документов, требования к их заполнению и оформлению и порядку подачи в аккредитационный орган, порядок их приема аккредитационным органом, случаи и основания, при наличии которых аккредитационный орган принимает решение о возврате заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

10. Образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности или одновременно с заявлением о получении лицензии на осуществление образовательной деятельности по данным программам (внесении изменений в реестр лицензий).

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по соответствующим образовательным программам не менее чем за один год обучения по этим образовательным программам.

Программы, имеющие аккредитацию на 01.03.2022, относящиеся к соответствующему уровню образования либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений, считаются имеющими аккредитацию бессрочно, за исключением, указанным ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

12. При принятии решения о государственной аккредитации аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации. Свидетельство о государственной аккредитации действует бессрочно, за исключением случая, указанного в настоящей части. Срок свидетельства о государственной аккредитации, выданного иностранным образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, расположенным за пределами территории Российской Федерации, составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

13. За выдачу свидетельства о государственной аккредитации, переоформление свидетельства о государственной аккредитации и выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

14. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию, без проведения аккредитационной экспертизы, указанной в части 17 настоящей статьи. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год.

15. Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, которым установлены контрольные цифры приема на обучение по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам по профессиям, специальностям и направлениям подготовки либо укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации сроком на один год по данным профессиям, специальностям и направлениям подготовки либо укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки без проведения аккредитационной экспертизы, указанной в части 17 настоящей статьи.

16. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности.

В 2022 г. уполномоченным органом может быть принято решение о проведении аккредитационных экспертиз с использованием дистанционных технологий без выезда в образовательные организации (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).

17. Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

18. Предметом аккредитационной экспертизы является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам установленным аккредитационным показателям.

19. Аккредитационный орган привлекает к аккредитационной экспертизе экспертов и (или) экспертные организации. Эксперты, экспертные организации, в том числе эксперты таких организаций, не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты, в том числе эксперты экспертных организаций, также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при участии в аккредитационной экспертизе в отношении такой организации. Порядок аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций, в том числе квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с участием в аккредитационной экспертизе расходов производятся в порядке и размерах, которые установлены Правительством Российской Федерации.

20. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

21. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

22. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации по заявленным к государственной аккредитации основным образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования, либо каждому направлению подготовки, специальности, профессии, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, области или виду профессиональной деятельности, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, в соответствии с заявлением организации, осуществляющей образовательную деятельность, при несоответствии таких основных образовательных программ аккредитационным показателям.

23. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

24. Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности в том числе устанавливаются:

1) порядок разработки, согласования и утверждения аккредитационных показателей;

2) порядок проведения аккредитационной экспертизы;

3) порядок принятия решения о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации или о лишении государственной аккредитации, в том числе с участием коллегиального органа аккредитационного органа;

4) порядок предоставления аккредитационным органом дубликата свидетельства о государственной аккредитации;

5) основания и порядок переоформления свидетельства о государственной аккредитации;

6) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации:

а) образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности;

б) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

в) образовательной деятельности, организуемой в форме практической подготовки обучающихся;

г) образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

д) образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников таких образовательных организаций;

е) образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;

7) порядок учета сведений о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании, применяемый при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.

Новые правила аккредитации образовательной деятельности вступили в силу


1 марта 2022 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые вводят в действие новую модель аккредитации образовательной деятельности. Об принципах новой модели и новом механизме проведения аккредитационной экспертизы рассказал на пресс-конференции руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

«Мы шли к этим изменениям несколько лет, обсуждали их с ректорами, различными ассоциациями вузов. По нашему мнению, новая модель значительно снизит бюрократическую и коррупционную составляющую, избавит вузы от необходимости отвлекаться от основной деятельности по обучению студентов, чтобы подготовить большое количество бумаг для прохождения процедуры госаккредитации», — прокомментировал изменения глава Рособрнадзора.

С 1 марта 2022 года государственная аккредитация становится бессрочной, организациям больше не придется каждые шесть лет ее подтверждать и готовиться к новой процедуре. Получение аккредитации теперь возможно не только по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, но и отдельно по направлениям подготовки/укрупненным группам специальностей и направлений подготовки/области образования или виду профессиональной деятельности.

Изменения произошли и в аккредитационной экспертизе: вместо соответствия программы требованиям ФГОС теперь образовательные организации будут оцениваться по аккредитационным показателям, которые утверждены Минобрнауки и Минпросвещения. Аккредитационные показатели выработаны таким образом, что информация для их анализа будет браться из документов, которые уже размещены на официальном сайте организации, а также из мониторингов и статистической отчетности, куда организации регулярно вносят информацию. Кроме того, с 1 марта 2022 года для получения или переоформления аккредитации одним из аккредитационных показателей является диагностическая работа, оценивающая качество подготовки обучающихся.

Ранее, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), правительством РФ был продлен до 1 марта 2022 года срок действия всех свидетельств о государственной аккредитации образовательной деятельности, истекавших в 2020-2022 годах. Государственная аккредитация становится бессрочной для всех организаций, имеющих ее на 1 марта 2022 года, а также для организаций, которые успешно пройдут процедуру аккредитации после этого срока.

В связи с введением в действие новой модели аккредитации образовательной деятельности изменится также контроль и надзор за работой образовательных организаций. С 1 марта 2022 года лишение государственной аккредитации возможно только в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила нарушения требований аккредитационных показателей, выявленные по результатам проведенных в отношении нее контрольных (надзорных) мероприятий.

Организации, имеющие государственную аккредитацию, автоматически попадают в аккредитацинный мониторинг, показатели для которого содержатся в приказах соответствующих ведомств. Аккредитационный мониторинг является удаленным наблюдением за образовательной организацией, проводится один раз в три года с целью анализа качества образования и направления соответствующих рекомендаций. Данная процедура будет проходить удаленно, без взаимодействия с образовательной организацией.

Первый аккредитационный мониторинг в отношении вузов будет проведен весной 2023 года. Анзор Музаев пояснил, что перед его проведением Рособрнадзор в течение 2022 года проведет пробную оценку вузов на основе аккредитационных показателей. По ее итогам эти показатели еще могут быть скорректированы. «Мы проведем оценку и посмотрим, как эти показатели работают. Если окажется, что требования, которые мы предъявляем, слишком мягкие, их можно будет поднять, если слишком жесткие – наоборот, планку требований опустить. Если увидим, что оценка объективна, то показатели не будем менять», — заявил руководитель Рособрнадзора. Он добавил, что в дальнейшем аккредитационные показатели могут претерпеть изменения: какие-то из них могут стать неактуальными, а какие-то новые добавиться.

Ректор НИУ «Высшая школа экономики» Никита Анисимов отметил, что изменения в процедуре аккредитации разгрузят вузы для основной работы и освободят процедуру от влияния человеческого фактора. «Университеты получили больше свободы развития, возможность развивать свои образовательные программы, свои научные подходы», — сказал он.

«Ядро критериев, предложенных для аккредитационной экспертизы, вполне понятно и вполне выполнимо. Но новая модель – не повод расслабляться. Аккредитационный мониторинг будет давать четкий срез Рособрнадзору и учредителям того, в каком направлении вуз развивается», — прокомментировал новую модель ректор Рязанского государственного медицинского университета им. ак. И.П. Павлова Роман Калинин.

Анзор Музаев поблагодарил представителей вузов, Минобрнауки, Минпросвещения и всех экспертов, принимавших участие в разработке новой модели. «Рабочая группа под руководством Елены Владимировны Шмелевой проделала большую работу, экспертная оценка всех показателей для нас тоже была важна», — отметил он.

В соответствии с пунктом 22 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

2. Административному управлению обеспечить наличие оборудованного помещения для хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.Ю. Бисерова.

Руководитель С. Кравцов

Порядок хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

1. Настоящий Порядок определяет правила хранения аккредитационных дел организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственная аккредитация образовательной деятельности которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее соответственно - аккредитационное дело, Рособрнадзор).

2. Аккредитационное дело заводится после принятия заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности (далее - заявление) и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу.

3. Аккредитационное дело составляется федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора (далее - служащие Рособрнадзора), ответственными за рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов по существу.

4. Аккредитационное дело формируется на бумажном носителе в папке (скоросшивателе), на лицевой стороне обложки и торце которой проставляются реквизиты аккредитационного дела (регистрационный номер, дата заведения и полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность). В бумажном виде аккредитационное дело регистрируется в журнале регистрации аккредитационных дел.

5. В случае если взаимодействие Рособрнадзора и организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществлялось с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", аккредитационное дело формируется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" 1 .

Аккредитационное дело, сформированное в форме электронного документа, имеет реквизиты, указанные в пункте 4 настоящего Порядка. Аккредитационное дело, сформированное в форме электронного документа, регистрируется в журнале регистрации аккредитационных дел. В журнале регистрации аккредитационных дел указывается, что аккредитационное дело ведется в форме электронного документа.

6. Аккредитационное дело передается на хранение служащему Рособрнадзора, ответственному за хранение аккредитационных дел, в течение 20 дней со дня принятия Рособрнадзором решения о государственной аккредитации образовательной деятельности либо об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности.

В случае отзыва организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления аккредитационное дело передается на хранение служащему Рособрнадзора, ответственному за хранение аккредитационных дел, в течение 20 дней со дня принятия Рособрнадзором заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отзыве заявления.

В случае прекращения рассмотрения Рособрнадзором заявления и прилагаемых к нему документов в связи с вступлением во время процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности или об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности аккредитационное дело передается на хранение служащему Рособрнадзора, ответственному за хранение аккредитационных дел, в течение 20 дней со дня направления письма Рособрнадзора о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7. Аккредитационное дело, передаваемое на хранение, включает в себя:

а) заявление и прилагаемые к нему документы;

б) распорядительный акт Рособрнадзора о проведении аккредитационной экспертизы;

в) заключение по результатам аккредитационной экспертизы, отчеты об аккредитационной экспертизе;

г) распорядительный акт Рособрнадзора о государственной аккредитации образовательной деятельности или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности;

д) копию (копии) свидетельства (свидетельств) о государственной аккредитации и приложения (приложений) к нему (ним) (далее - свидетельство о государственной аккредитации);

е) опись документов, включенных в состав аккредитационного дела.

В случае прекращения рассмотрения Рособрнадзором заявления и прилагаемых к нему документов в связи с вступлением во время процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности или об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности заявление и прилагаемые к нему документы изымаются из аккредитационного дела и возвращаются организации, осуществляющей образовательную деятельность. На место изъятого заявления и прилагаемых к нему документов в аккредитационное дело вкладываются копия письма Рособрнадзора о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов организации, осуществляющей образовательную деятельность, уведомление о вручении (в случае если заявление и прилагаемые к нему документы были направлены организации, осуществляющей образовательную деятельность, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении).

В случае отзыва заявления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявление и прилагаемые к нему документы изымаются из аккредитационного дела и возвращаются организации, осуществляющей образовательную деятельность. На место изъятого заявления и прилагаемых к нему документов в аккредитационное дело вкладываются заявление организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отзыве заявления, копия письма Рособрнадзора о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов организации, осуществляющей образовательную деятельность, уведомление о вручении (в случае если заявление и прилагаемые к нему документы были направлены организации, осуществляющей образовательную деятельность, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении).

8. При поступлении в Рособрнадзор от организации, осуществляющей образовательную деятельность, заявления о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, заявления о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, заявления о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации), а также при рассмотрении Рособрнадзором вопросов, связанных с приостановлением, возобновлением, прекращением и лишением государственной аккредитации, аккредитационное дело дополняется следующими документами:

а) распорядительным актом Рособрнадзора о проведении аккредитационной экспертизы, заключением по результатам аккредитационной экспертизы, отчетами об аккредитационной экспертизе (при переоформлении свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с подпунктом "б" пункта 78 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 2 );

б) распорядительным актом Рособрнадзора о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, о предоставлении дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации), о приостановлении, возобновлении, прекращении или лишении государственной аккредитации;

в) копией переоформленного свидетельства о государственной аккредитации (переоформленного приложения к свидетельству о государственной аккредитации), временного свидетельства о государственной аккредитации, дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации) с приложениями.

9. Дополнение аккредитационного дела документами осуществляется уполномоченными служащими структурного подразделения Рособрнадзора, ответственного за предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности. При дополнении аккредитационного дела документами, указанными в пункте 8 настоящего Порядка, данные служащие вносят соответствующие сведения в опись документов, включенных в состав аккредитационного дела.

10. Аккредитационные дела хранятся в структурном подразделении Рособрнадзора, ответственном за предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, в специально оборудованном помещении, позволяющем обеспечить сохранность аккредитационных дел.

11. Служащими Рособрнадзора, ответственными за хранение аккредитационных дел, ведется журнал регистрации аккредитационных дел, перечень аккредитационных дел, находящихся на хранении на бумажном носителе и в форме электронного документа, в который вносится регистрационный номер и дата регистрации аккредитационного дела, и журнал движения аккредитационных дел.

12. В журнале регистрации аккредитационных дел указываются:

порядковый номер аккредитационного дела;

наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность;

регистрационный номер аккредитационного дела;

дата заведения и окончания аккредитационного дела;

фамилия, имя, отчество, должность и подпись служащего Рособрнадзора, ответственного за регистрацию аккредитационного дела.

13. В перечне аккредитационных дел, находящихся на хранении, указываются:

порядковый номер аккредитационного дела;

наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность;

регистрационный номер аккредитационного дела;

даты заведения и окончания аккредитационного дела;

дата передачи аккредитационного дела на хранение;

фамилия, имя, отчество, должность и подпись служащего Рособрнадзора, передавшего аккредитационное дело на хранение;

срок хранения аккредитационного дела;

фамилия, имя, отчество, должность и подпись служащего Рособрнадзора, ответственного за хранение аккредитационных дел.

14. В журнале движения аккредитационных дел указываются:

порядковый номер аккредитационного дела;

наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность;

регистрационный номер аккредитационного дела;

действие, совершаемое с аккредитационным делом (передача на хранение, выдача, возврат на хранение, изъятие документов из аккредитационного дела), и дата его совершения;

фамилия, имя, отчество, должность и подпись лица, передающего аккредитационное дело на хранение, получающего, возвращающего аккредитационное дело или изымающего документы из аккредитационного дела;

фамилия, имя, отчество, должность и подпись служащего Рособрнадзора, ответственного за хранение аккредитационных дел.

15. Аккредитационное дело выдается:

1) руководству Рособрнадзора;

2) уполномоченным служащим структурного подразделения Рособрнадзора, ответственного за предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности;

3) уполномоченным служащим структурного подразделения Рособрнадзора, на которое возложено выполнение функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования;

4) уполномоченным служащим структурного подразделения Рособрнадзора, на которое возложено выполнение функции по правовому обеспечению деятельности Рособрнадзора.

16. Аккредитационное дело выдается во временное пользование лицам, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, на срок не более двух месяцев.

17. При изъятии документов из аккредитационного дела правоохранительными органами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на место изъятого документа в аккредитационное дело вкладываются документ, являющийся основанием для такого изъятия, и расписка получателя документов из аккредитационного дела (при личной передаче).

18. В случае принятия решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационное дело хранится в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации и в течение 5 лет со дня окончания срока его действия.

19. В случае принятия решения об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационное дело хранится в течение 5 лет со дня издания соответствующего распорядительного акта Рособрнадзора.

20. В случае отзыва организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления аккредитационное дело хранится в течение 5 лет со дня отзыва заявления.

В случае прекращения рассмотрения Рособрнадзором заявления и прилагаемых к нему документов в связи с вступлением во время процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности или об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности аккредитационное дело хранится в течение 5 лет со дня прекращения его рассмотрения.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463; ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1098.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6118.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: