Суверенитет государства это государство любого типа или правовое государство

Обновлено: 27.04.2024

Суверените́т — свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Содержание

Государственный суверенитет

Понятие

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. [1]

История

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права [2] . Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи) [3] , таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение [4] . Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития [5] .
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования [6] .

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа [7] .
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти [8] или как источник государственного суверенитета [9] . Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства [10] .
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами [11] и в иных формах.

Суверенитет и современная политика

В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость» [источник не указан 863 дня] . При этом распространено мнение, что в федеративном государстве субъекты федерации могут иметь ограниченный суверенитет, который в совокупности с суверенитетом федеральной власти (он также ограничен) образует полный суверенитет. Ограничение суверенитета федеральной власти и власти субъекта федерации происходит благодаря разграничению сфер, в которых соответствующие органы власти обладают исключительными полномочиями на принятие решений. [12] Так, в конституциях субъектов федерации, например Татарстана, указывается, что государственное образование имеет суверенитет, который заключается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов полномочий центральной власти федерации. [13]

Синонимом независимости является именно полный, а не ограниченный суверенитет государства.

Суверенитет в современном мире

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии» [14] . Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение [15] .

Право на международное вмешательство

В 2000 под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своем докладе [16] комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу [17] . Позиция комиссии нашла отражение в новой норме международного права, получившей название «Обязанность Защищать» [18] .


Задания Д13 № 3875

Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами

Б) независимость судов от исполнительной власти

B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права

Г) взаимная ответственность государства и гражданина

Д) верховенство права (закона) в обществе

1) только правовое государство

2) государство любого типа

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством. Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную.

2. Наличие Конституционного Суда — гаранта стабильности конституционного строя.

3. Верховенство закона и права.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.

5. Взаимная ответственность государства и личности.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов.

8. Правовая культура граждан.

A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами — государство любого типа.

Б) независимость судов от исполнительной власти — только правовое государство.

B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права — государство любого типа.

Г) взаимная ответственность государства и гражданина — только правовое государство.

Что такое суверенитет простыми словами? В чем разница между суверенитетом и независимостью? Что даст признание суверенитета ЛНР и ДНР?

В свете последних событий вокруг Донецкой и Луганской республик, стало актуальным некоторое просвещение народонаселения в терминологии. В частности, люди стали гуглить, что такое суверенитет. А действительно что это за состояние государства и чем оно отличается от независимости?

Чтобы разобраться в тонкостях политических терминов, пришлось полистать виртуальную публицистику, энциклопедии, рефераты и сайт Совета Федерации.

По определению энциклопедического словаря, суверенитет это независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Что такое суверенитет простыми словами?

Суверенитет (нем. Souveranitat - от франц. souverainete - верховнаявласть),

-это абсолютная независимость одного государства от других государств как во внешей политике, так и во внутренней.

Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений.

Какие виды суверенитета существуют?

Под термином суверенитет принято понимать три вида независимости:

  • государственный,
  • народный,
  • национальный.

Например, государственный суверенитет в современной правовой науке Российской Федерации рассматривается как свойство и способность государственной власти быть верховной и независимой во внутри-и внешнеполитической деятельности.

Национальный суверенитет означает полновластие нации, ее политическую свободу и обладание реальной возможностью определить характер своей национальной жизни, в том числе способность политически самоопределяться.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, например, является ее многонациональный народ. (Ну, это на бумаге так - прим. Печкина).

В чем выражается суверенитет государств?

Суверенитет государства выражает такие понятия как:

  • верховенство власти,
  • единство власти,
  • независимость государства,
  • неделимость государства.

В чем разница между суверенитетом и независимостью?

Суверенитет предполагает самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость от власти любого государства. Не следует забывать, что верховенство государственной власти невозможно без ее независимости, выступающей как необходимое условие верховенства.

В свое время К. Маркс писал: «Только в способе производства, как непосредственном отношении собственников средств производства к производителям, можно увидеть самую глубокую тайну, скрытую основу всего общественного строя, а следовательно, и политической формы отношений суверенитета и зависимости, короче, всякой данной специфической формы государства».

Многие исследователи считают термин "независимость" одним из самых туманных понятий в науке, поэтому он легко используется для манипуляции сознанием общества.

Например, это проявилось в ходе принятия Декларации о независимости КазССР, включившей последнюю фазу развала СССР.

Что такое суверенитет простыми словами? В чем разница между суверенитетом и независимостью? Что даст признание суверенитета ЛНР и ДНР?

Обычно слову «независимость» придают положительную эмоциональную окраску, которой это понятие в принципе не соответствует. В большинстве случаев обретение независимости означает отделение от крупной системы с утратой всех системных эффектов.

Это требует восстановления связного общественного сознания, выработки представлений о социальных и национальных интересах, а затем и обретения политической воли. Процесс возрождения страны из совокупности пространств уже потребует тяжелой борьбы со всеми негативными проявлениями. Так, Казахстан, как и другие союзные республики, не обладал в составе СССР реальным суверенитетом, что выражалось в зависимости от Москвы в вопросах финансирования, культурных и исторических традиций казахского народа, языка, обычаев, возможности развития сети национальных школ и высших учебных заведений. Умалчивалась роль обычного, адатного, права коренных казахов и суда биев в разрешении конфликтов и споров. Они не могли применяться в советских судах. (И на эту тему нам известны художественные фильмы "Кавказская пленница" и "Не бойся я с тобой", хоть они ине про Казахстан, но суть та же - прим. Печкина).

Можно ли ограничить государственный суверенитет?

Однако в реальной жизни государственный суверенитет может быть ограничен различными способами, что обусловлено, как правило, факторами объективного или субъективного свойства (нормами международного права, силовыми действиями других государств и др.).

Суверенитет в современных реалиях

Что такое суверенитет простыми словами? В чем разница между суверенитетом и независимостью? Что даст признание суверенитета ЛНР и ДНР?

Клишас Андрей Александрович, Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству опубликовал следующую статью, которую я частично приведу нже.

У юристов принято считать, что суверенитет представлен как в публично-правовом, так и в частноправовом измерениях.

С точки зрения частного права суверенитет – это, по сути, реализация принципа свободы договора, основанного на автономии воли сторон правоотношения. Именно посредством реализации суверенных воль экономически свободных субъектов выстраивается гражданский оборот, обеспечивается конкуренция.

Вместе с тем, с момента принятия Декларации СНД РСФСР «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» прошло почти 30 лет. Декларация определила, что суверенитет является естественным и необходимым условием существования государственности.

С суверенитетом как качеством государства, публичной политической власти принято связывать своего рода «состоятельность» государства, способность его институтов осуществлять всю полноту политики без произвольного – помимо его воли де-факто или де-юре – вмешательства каких‑либо иных субъектов, действующих за пределами национальной государственности.

Суверенитет является тем фундаментальным качеством государства, которое предопределяет появление всех остальных, о которых принято говорить в современной демократической парадигме государственно-правового развития. Разумно заключить, что суверенитет, в каком бы проявлении он не выступал – частноправовом или публично-правовом, обеспечивает достижение целей права, к которым можно отнести обеспечение безопасности и справедливости, экономического благосостояния и т. д.

Так, к примеру, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года направлена на реализацию суверенитета и национальных интересов Российской Федерации в Арктике и способствует решению основных задач государственной политики Российской Федерации в Арктике (пункт 2 «арктической» Стратегии).

Власти многих стран, заигравшись с международными механизмами в различных сферах, фактически утратили самостоятельность во внутренней политике, что привело к утрате государствами качеств суверенитета и конституционной идентичности. Такой подход национальных властей стал катализатором чрезмерной активности наднациональных органов, результатом чего стало повышение давления на национальную государственность со стороны международных субсидиарных структур. К примеру, стала возможной ситуация, при которой со стороны органов в системе Совета Европы звучат призывы к изменению национальных конституций, к пересмотру базовых конституционных положений, составляющих основы конституционного строя.

Разумно заключить, что только лишь с соблюдением принципа субсидиарности при определении границ национальной и наднациональной юрисдикций возможно построение регуляторной системы, которая бы отвечала интересам всех ее участников. Здесь нужно признать, что попытка выстроить абстрактную среду правовой универсальности априори обречена на провал. В общем‑то, сегодняшний кризис наднационального регулирования и разрешения споров – самое яркое тому подтверждение.

Что даст суверенитет ЛНР и ДНР?

Что такое суверенитет простыми словами? В чем разница между суверенитетом и независимостью? Что даст признание суверенитета ЛНР и ДНР?

Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика были признаны лишь одним государством-членом ООН — Россией.

С 24 мая 2014 года по 18 мая 2015 года они являлись соучредителями и членами конфедеративного Союза народных республик (Новороссии). Первым государством, признавшим независимость обеих республик, является Южная Осетия, которая сама не является членом ООН и имеет ограниченное признание.

Российская Федерация признала независимость обеих республик 21 февраля 2022 года.

При этом Украина не признаёт ДНР и ЛНР государствами, а рассматривает их как террористические и сепаратистские организации, марионеточные государства, организованные и вооружённые Российской Федерацией, которые при поддержке российских войск незаконно захватили и удерживают украинскую территорию.

Ещё в 2017 году пресс-секретарь Президента РФ Д. С. Песков утверждал, что Россия официально не признаёт паспортов ДНР и ЛНР, но из гуманных соображений отдельные российские муниципальные и частные организации могут принимать жителей этих территорий, лишённых возможности получить действительные паспорта граждан Украины или другие признанные документы, удостоверяющие личность. Но 18 февраля 2017 года ситуация изменилась в пользу самопровозглашённых республик.

В декабре 2018 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вновь подтвердил отказ от признания ДНР и ЛНР[. Но 21 февраля 2022 года Президент Российской Федерации подписал указ о признании независимости Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи..

Что ждать, какие последствия для всех нас будут - покажет время. (прим. Печкина).

Богиня правосудия

Суверенитет – это характеристика государства, определяющая его самостоятельность во внешних делах, а также верховенство его власти во внутренних. Второй части этого определения обычно придается меньшее значение, и слово»суверенитет» в современной политике часто используется как синоним слова «независимость».

Данный термин образован от французского слова souveraineté, которое переводится как «верховная власть» или «господство». Его начали применять в 16 веке для обозначения верховной власти монарха.

Основополагающие принципы государственного суверенитета:

  • неотчуждаемость (суверенитет не нуждается в чьём-либо признании и не может быть отменён);
  • невмешательство других государств во внутренние дела;
  • способность обеспечить единство и неделимость государственной территории.

Если другое государство или иная внешняя сила пытается влиять на решения государства или совершает какие-либо другие действия, противоречащие перечисленным выше принципам, это называется нарушением суверенитета.

Наличие суверенитета – основной признак государства. Перефразировав это утверждение, можно сказать, что наличие государственного суверенитета является главным признаком, позволяющим отличить страну от прочих территориальных образований, обладающих схожими с ней свойствами.

Составляющие суверенитета

Обязательными являются такие элементы государственного суверенитета как:

  • Верховенство государственной власти. Государству принадлежит вся полнота власти, и оно регулирует все правовые отношения в обществе на своей территории. При этом нет другой власти, которая стояла бы выше государственной. Но в демократических государствах источником власти является народ, который может оказывать на неё влияние посредством специальных процедур (выборы, референдумы, петиции).
  • Единство государственной власти. Данный принцип подразумевает, что существует единая система, которая четко разграничивает полномочия и сферы ответственности отдельных органов власти. При этом общая компетенция органов, входящих в эту систему, полностью покрывает все полномочия, которые необходимы для управления государством. Также в такой системе обычно присутствует главный орган, которому подчиняются остальные.
  • Независимость государственной власти. Государство монопольно владеет правом на принятие любых решений, и никакая внешняя сила не должна навязывать ему свою волю.

Признаки суверенитета

У государственного суверенитета есть два измерения: внутреннее и внешнее. Следовательно, основные признаки также можно разделить на две соответствующие категории.

Внутренние признаки:

  • Государственная власть действует на всей территории страны и распространяется на всех граждан, а также на все организации, действующие на этой территории.
  • На своей территории государственная власть полностью самостоятельна и не зависит от каких-либо внешних сил.
  • Государственная власть выше любых общественных организаций и может отменять их решения, если они нарушают закон.
  • Государство обладает монополией на насилие и принуждение, а также на контроль над армией, правоохранительными органами и пенитенциарной системой.
  • Государство устанавливает законы и регулирует отношения во всех сферах жизни общества на собственной территории.

Внешние признаки:

  • Признание остальными странами как равного партнёра.
  • Самостоятельность в международных делах.

Виды суверенитета

С точки зрения современной политологии, существует 3 вида суверенитета: государственный, народный и национальный. Они тесно связаны между собой, и всё же их следует различать. Чтобы лучше понять различия между ними, рассмотрим каждый из них подробнее:

  • Государственный. Данную форму суверенитета впервые подробно описали Жан Боден и Томас Гоббс, изучавшие процессы усиления европейских монархий в 15-16 веках. В их понимании суверенитет – это абсолютная власть, находящаяся выше законов.
  • Народный.Данное понятие ввели философы Нового времени Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Оно отражает в себе назревшие в тот период недовольство общества политической ситуацией. Локк и Руссо определяли народный суверенитет как принадлежность власти народу страны. Под этим подразумевается, что народ обладает средствами и возможностью для реального влияния на деятельность государства. Осознавая это, государство также проводит политику, которая отражает интересы народа.
  • Национальный.На рубеже 19-го и 20-го веков во всём мире активизировались движения, направленные на деколонизацию национальных территорий и создание из них полноценных государств. Национальный суверенитет подразумевает, что нация обладает правом на самоопределение с целью сохранения своей культуры, языка, традиций и прочих ценностей.

В современном мире суверенитет любого государства в той или иной мере основывается на народном и национальном суверенитетах. Соответственно, деятельность государств направлена на то, чтобы защищать интересы своих народов и отдельных наций, составляющих эти народы.

Суверенитет в понимании философов

Считается, что впервые подробное описание концепции суверенитета дал французский философ Жан Боден в главном труде своей жизни «Шесть книг о государстве», который он опубликовал в 1576-м году. Его взгляд на государственную власть был весьма необычным для того времени. В частности, он предложил рассматривать понятие суверенитета отдельно от личности правителя.

В понимании Бодена суверенитет – это функция, которую может выполнять любой человек или организация. При этом он описывал суверенитет как абсолютную власть, являющуюся источником закона и стоящую превыше этого закона. Он считал, что суверенная власть подчиняется только божественным и природным законам.

Следующим мыслителем, развившим и расширившим понятие суверенитета, стал английский философ Томас Гоббс. Будучи сторонником договорной теории возникновения государства, он решил освободить это понятие от религии. Доработав концепцию Бодена, Гоббс предложил новую трактовку суверенитета.

Он определял суверенитет как абсолютную высшую власть, которая контролирует все остальные инстанции, сама же не подчиняется никому. Эта власть устанавливается волей граждан, но не может быть произвольно снята ими в любой момент. Приняв эту власть, они обязались подчиняться ей, и теперь должны соблюдать это обязательство. Суверен со своей стороны обязан уважать взаимный договор с гражданами и заботиться о безопасности государства и народа.

Английский философ Джон Локк первым поставил закон выше правителя. То есть, по его мнению, суверенитет подразумевает, что все граждане, включая монарха или иного правителя подчиняются одним и тем же законом. Верховная власть при этом принадлежит народу, а власть суверена имеет определённые ограничения. Кроме того, Локк показал важность разделения государственной власти на ветви и наличия конституционного контроля над этими ветвями.

Франко-швейцарский философ Жан-Жак Руссо считал, что государство является продуктом общественного договора, дающего ему власть над участниками этого договора. Фундаментом для данной власти является народная воля, поэтому её нельзя отобрать. Точка зрения Руссо интересна тем, что философ допускал возможность существования внутреннего суверенитета без внешнего. То есть, государство вполне может обладать всей полнотой власти на своей территории, но не быть достаточно самостоятельным в международных делах или оставаться не признанным другими странами.

Суверенитет в России

На протяжении практически всего времени существования Советского Союза Россия не обладала суверенитетом. Как и другие республики, она подчинялась верховной власти СССР. Днём обретения суверенитета считается 12 июня 1990 года (чуть больше чем за год до распада СССР), когда была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это не подразумевало выхода из состава Союза, однако означало, что РСФСР больше не подчиняется его руководству.

Этим документом Россия отказалась от обязанности выполнять распоряжения советского руководства. Также в нём закреплялись и некоторые другие нововведения, такие как расширение прав регионов и разделение властей. Сегодня все знают, что 12 июня – это День России. Однако не все в курсе, что данный праздник учреждён в честь подписания декларации о суверенитете.

Отличия суверенитета от независимости

С политической точки зрения понятия «суверенитет» и «независимость» близки по смыслу, однако некоторые отличия всё же нужно иметь в виду. Независимость – это самостоятельность, отсутствие подчинения кому-либо. То есть, данное понятие определяет тот факт, что государство полностью самостоятельно принимает все решения и не подчиняется никакой внешней силе. По сути, независимость является одним из трёх ключевых принципов суверенитета.

Суверенитет – это политическое свойство государства, подразумевающее не только самостоятельность в делах, но и верховенство государственной власти. Кроме того, фактическая независимость не подразумевает обязательного международного признания. Таким образом, независимость и суверенитет – это тесно связанные политические понятия, и ни одно из них нельзя отделить от другого так, чтобы оно не поменяло своего смысла.

Глобус

Государство – это форма организации общества с централизованной и общепризнанной властью. Это определение наиболее простое и универсальное, однако, на данный момент ни в литературе, ни в международном праве не существует однозначного и общепринятого определения данного понятия. При этом термин «государство» может употребляться в трёх близких по смыслу, но разных по содержанию значениях:

  • форма организации общества (как противоположность анархии);
  • территория, на которой закреплена государственная власть (как синоним слова «страна»);
  • организация, обладающая властью, которой подчиняется всё население страны.

Основным является третье значение. То есть, подразумевается политическая организация с определённой внутренней иерархией, в руках которой сосредоточена вся власть в стране. Авторитет государства признаётся всеми гражданами. Оно устанавливает законы и следит за их исполнением на своей территории.

Слово «государство» образовано от слова «государь», которое в свою очередь произошло от слова «господарь» (титул правителей на Руси и в других славянских государствах до 17-го века).

Государственная власть распространяется на всех людей, пребывающих в стране, и на все организации, действующие на её территории (по этой причине во всём мире принято правило, согласно которому территория посольства принадлежит направляющему государству).

Основная задача государства заключается в том, чтобы управлять обществом, обеспечивая порядок, стабильность и социально-экономическое развитие, а также независимость и защиту страны от внешних угроз.

Для любого государства важен суверенитет – его независимость во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних. Уважение суверенитета других государств – основной принцип международного права.

Признаки государства

Несмотря на отсутствие общепринятого определения того, что такое государство, существует ряд признаков, позволяющих приблизиться к данному определению. Признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Основные признаки

В качестве основных можно назвать такие признаки государства как:

  • Территория. У государства должна быть территория, на которой действует его суверенитет. Помимо суши к этой территории относятся воздушное пространство, недра, воды и континентальный шельф.
  • Население. Это люди, проживающие на территории государства. К населению относятся не только граждане, но и другие жители.
  • Суверенитет. Это независимость государства во внешних делах и верховенство его власти во внутренних. Ни в международных делах, ни во внутренних не существует более высокой власти, чем государство. При этом в своей внешней политике оно обязано уважать чужой суверенитет.
  • Аппарат управления. Это совокупность органов власти, наделённых полномочиями и возможностью осуществлять свои функции (в частности, за счёт силового принуждения). Аппарат управления олицетворяет власть и имеет отчётливую иерархическую структуру.
  • Правовая система. На территории государства действует система законов, соблюдать которые обязаны все жители и все организации. Контроль за их соблюдением осуществляют правоохранительные органы, система правосудия, служба государственной безопасности и другие структуры.
  • Налоговая система. Государство должно обеспечивать безопасность страны, а также функционирование бюджетных сфер, таких как здравоохранение, образование и прочее. В современном мире для финансирования этих потребностей используется налогообложение.
  • Армия. Традиционно практически у любого государства имеются вооружённые силы, призванные защищать страну, её суверенитет и территориальную целостность. Но в современном мире этот атрибут становится необязательным, и некоторые государства обходятся без армии. Собственных вооруженных сил нет у Панамы, Андорры, Ватикана и ещё порядка 20 государств.

В литературе часто упоминается такой признак государства как монополия на насилие, а само государство определяется как «аппарат насилия и принуждения». Однако важно понимать, что насилие и принуждение можно рассматривать исключительно как инструмент поддержания правопорядка, но не как способ удержания власти.

Дополнительные признаки

Существует также ряд признаков, которые характерны для большинства государств, однако не являются обязательными. Это такие признаки как:

  • Единый язык. В большинстве стран мира существует единый язык, считающийся государственным. Это не обязывает граждан общаться на этом языке, но он должен использоваться во всех официальных документах. В то же время во многих странах утверждено 2 государственных языка или даже больше (например, в Бельгии таковых 3: французский, немецкий и нидерландский).
  • Единство транспортной, информационной и энергетической инфраструктур. Данный признак подразумевает, что все уголки страны связаны дорогами, железнодорожными путями, каналами связи, линиями электропередач, трубопроводами и прочими системами.
  • Единая внешняя политика. Государство вырабатывает внешнюю политику, которую поддерживают все регионы и организации, участвующие в международном сотрудничестве.
  • Государственная символика. Исторически так сложилось, что у государств есть государственный флаг, герб и гимн.
  • Собственная денежная единица. Большинство государств имеет собственную денежную единицу и полностью контролирует систему обращения денег в стране. Но страны Евросоюза, к примеру, используют общую для всех денежную единицу – евро.

Функции государства

Все функции можно поделить на две большие группы: внешние и внутренние. Рассмотрим каждую группу подробнее.

Внутренние функции:

  • правовая (обеспечение правопорядка, регулирование общественных отношений);
  • политическая (выбор вектора развития, управление страной);
  • культурная (выработка культурной политики, обогащение духовной сферы жизни общества, обеспечение свободного и всеобщего доступа к информации);
  • организационная (координация деятельности органов власти);
  • социальная (развитие системы образования и здравоохранения, поддержка граждан с ограниченными возможностями, обеспечение социальной справедливости);
  • экономическая (управление экономическими процессами в стране, обеспечение стабильности и развития внутренней экономики);
  • экологическая (контроль за экологичностью производств, строгое регулирование добычи полезных ископаемых);
  • образовательная (гарантия доступности образования для населения).

Внешние функции:

  • защита от внешних угроз;
  • международное взаимодействие, торговля и поддержание связей во всех сферах жизни общества;
  • сотрудничество с другими государствами для решения общемировых проблем.

Форма государства

Формой государства называется модель его устройства, определяющая его территориальную организацию, способы управления и систему организации власти. Выделяют три элемента формы государства:

  • форма правления;
  • государственно-территориальное устройство;
  • политический режим;

Рассмотрим подробно каждый из элементов. .

1. Форма правления

Формой правления называется модель, определяющая систему организации власти, порядок формирования органов власти, их полномочия и сроки действия. Существует две основных модели: монархия и республика, а также ряд производных от них.

1.1. Монархия

Монархия – это форма правления, подразумевающая, что власть находится в руках наследного правителя. Выделяют четыре основных типа монархии:

  • Абсолютная. Вся власть принадлежит монарху (Российская империя до 1917 года, современная Саудовская Аравия).
  • Ограниченная. Монархия играет символическую и церемониальную роль, реальная же власть принадлежит выборному парламенту и правительству (Великобритания, Нидерланды).
  • Дуалистическая. Монархия, в которой власть разделена между выборными органами и наследным правителем (например, в Марокко король обладает полномочиями по смене правительства).
  • Теократическая. Верховный правитель является также и главой Церкви, а действующее право считается проявлением божественной воли (Ватикан).

Ограниченная и дуалистическая формы относятся к конституционным монархиям, в которых власть наследного правителя сильно ограничена конституцией и другими нормативно-правовыми актами.

1.2. Республика

Республика – это форма правления, подразумевающая, что население страны так или иначе участвует в избрании органов власти. Выделяют три вида республик:

  • Президентская. Характерной особенностью данной формы является то, что как внешнюю, так и внутреннюю политику страну определяет президент (РФ, США).
  • Парламентская. Функции главы государства выполняет премьер-министр, которым становится лидер партии, получившей парламентское большинство (Федеральный канцлер Германии).
  • Смешанная.Данная форма подразумевает широкие властные полномочия как для парламента, так и для президента (Франция).

2. Государственно-территориальное устройство

Данный элемент определяет, как взаимосвязаны между собой территориальные образования. По этому признаку выделяют три основных формы государства:

  • Унитарное.Отдельные регионы подчинены центральной власти (Нидерланды, Испания, Италия).
  • Федерация.Данная форма наделяет отдельные территориальные образования некоторой самостоятельностью (США, РФ).
  • Конфедерация. Это союз нескольких государств, сохраняющих независимость. Обычно такой союз позиционируется как временный (Южные штаты во время Гражданской войны в США).

Интересно, что официальное название Швейцарии в настоящее время – Швейцарская Конфедерация. Однако по всем признакам она является федерацией.

3. Политический режим

Под политическим режимом подразумевается способ управления страной. Выделяют три основных вида режимов:

  • Демократический. Представительская демократия – наиболее распространённый политический режим. Он подразумевает, что источником власти является народ, но страной управляют выборные органы (Франция, Швеция).
  • Авторитарный. При авторитаризме власть фактически сосредоточена в руках одного человека или группы людей, а возможности народа по смене власти ограничены (Китай).
  • Тоталитарный.Характерная черта тоталитаризма состоит в том, что государство стремится полностью контролировать граждан, регулируя все аспекты их жизни (нацистская Германия, КНДР, СССР в период правления Сталина).

Теории происхождения государства

Сегодня не существует однозначного мнения о том, как именно сформировалась концепция государственной власти и как возникали первые государства. Рассмотрим несколько наиболее значимых теорий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: