Виды ответственности государственных служащих учебное пособие

Обновлено: 26.04.2024

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных законодательством и служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учётом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), т.к. соблюдение служебной дисциплины и её укрепление относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей на него могут налагаться органом или руководителем установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших дисциплинарные проступки, дисциплинарных взысканий властью руководителей. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на гражданских служащих следующие:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п.2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а» - «г» п. 3 (прогул – отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка(ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его досрочно по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя при условии, если служащий не совершил нового проступка и добросовестному отношению к служебным обязанностей.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются.

В случае несогласия служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю или в суд.

Административная ответственностьгосударственных служащих наступает в случае, если они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицомв КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Уголовная ответственностьпредусмотрена в отношении должностных лиц, за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285 – 293 УК РФ). Суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

Материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причинённого им имущественного ущерба или вреда. Эта ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Законодательство о государственной службе не содержит правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. В данном случае этот вопрос регулируется Трудовым кодексом РФ, специальными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.


В статье рассмотрены особенности юридической ответственности, применяемой к государственным служащим, взаимообусловленности применения мер юридической ответственности государственных служащих за результаты их служебной деятельности. Характеризуются виды юридической ответственности. Указываются пути решения проблемы законодательного регулирования ответственности государственных служащих.

Ключевые слова: государственная служба, юридическая ответственность, эффективность служебной деятельности.

The article deals with the problems of legal responsibility applied to civil servants, the interdependence of the application of measures of legal responsibility of civil servants for the results of their official activities on the basis of scientifically developed methods of assessing the effectiveness of management personnel. The qualitative and quantitative indicators of work of civil servants fixed in the normative legal acts stated in scientific publications are analyzed.

Key words: public service, legal responsibility, performance efficiency.

Государственный служащий должен выполнять своё предназначение — обеспечивать реализацию функций государственных органов. Для успешной реализации этой задачи государственный служащий обязан знать свои полномочия, которые регламентированы в нормативных правовых актах, соблюдать правила, инструкции по выполнению своей деятельности, выполнять свои функции только в интересах общества и государства и ни в коем случае не в целях удовлетворения своих интересов. От профессионализма и степени ответственности государственных служащих как представителей власти зависит эффективность всей проводимой государством политики, социальное самочувствие общества и авторитет власти.

На сегодняшний день в юридической науке большое внимание уделяется проблемам реализации принципа легитимности в государственном управлении, а также реализации взаимосвязанного с ним и очень значимого принципа ответственности государственных служащих и государства за совершенные ими деяния. Решение таких проблем в дальнейшем должно привести к повышению работоспособности государственного аппарата, а также привлечь общественность для осуществления контроля за деятельностью государства и государственных служащих.

Решить проблемы эффективного государственного управления помогает институт юридической ответственности государственных служащих, который представляет собой регламентированные нормами права общественные отношения между государством, в лице его специальных органов, и государственным служащим — правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

Реализация юридической ответственности состоит в применении к государственному служащему в установленном порядке предусмотренных законом санкций, в том числе мер наказания. Применение данной ответственности обусловлено тем, что как институт государственного управления государственная служба направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Если же государственные служащие не исполняют или не надлежаще исполняют свои служебные обязанности, то они должны нести юридическую ответственность перед государством, обществом и гражданами.

Социальная обусловленность введения юридической ответственности для государственных служащих состоит в том, что обеспечение деятельности правового государства, основы которого провозглашены в ст. 1 Конституцией Российской Федерации [1] (далее — Конституция РФ), немыслимо без организации деятельности отдельных его элементов, а именно должного поведения государственных служащих, обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие между государством, с одной стороны, и гражданским обществом и населением — с другой.

Наиболее обобщенные нормы об ответственности государственных служащих сосредоточены в законодательстве о государственной гражданской службе. Так, положения статьи 68 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] (далее — Закон № 79-ФЗ) указывают на то, что привлечение государственных гражданских служащих к ответственности осуществляется как в соответствии с данным законом, так и другими федеральными законами. Как видим, эта норма является отсылочной, так как она не предусматривает конкретные виды и размеры юридической ответственности, а только отсылает к другим нормативным правовым актам. В то же время, обратившись к положениям п. 3 ст. 15 Закона № 79-ФЗ можно установить, что в отношении государственных гражданских служащих устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в случае их неправомерного поведения.

Несмотря на вариативность существующих санкций в отношении гражданских служащих конечная цель применяемой юридической ответственности состоит в обеспечении позитивного способа управления со стороны государства без применения каких-либо мер воздействия.

Для реализации юридической ответственности государственных служащих в каждом конкретном случае должно быть установлено основание такой ответственности. Основанием ответственности является правонарушение как виновное противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, причиняющее им вред либо создающее угрозу такого причинения [4, с. 84].

Правонарушением государственного служащего является его виновное действие или бездействие, противоречащее требованиям нормативных правовых актов. В случае же, когда действия государственного служащего соответствуют требованиям закона, его действия не могут быть квалифицированы как правонарушение.

Правонарушения, совершаемые государственными служащими, можно разделить на две основные группы:

  1. Правонарушения, совершаемые во внеслужебное время. За их совершение государственные служащие несут ответственность на общих основаниях и могут быть привлечены в полном объеме ко всем видам юридической ответственности.
  2. Правонарушения, связанные со служебной. К ним относятся противоправные деяния, выраженные в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих должностных обязанностей. За совершение этих правонарушений государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Механизм установления и реализации юридической ответственности государственных служащих, на наш взгляд, подлежит оптимизации в связи с необходимостью решения проблем его нормативного регулирования.

Как уже было указано выше, правовая основа юридической ответственности государственных служащих не образует единой системы, а представлена федеральными законами о соответствующем виде государственной службы, в которых, как правило, содержатся отсылочные нормы. Подобная ситуация не способствует успешному урегулированию профессиональных управленческих отношений, связанных с выполнением государственными служащими своих должностных обязанностей.

С целью совершенствования деятельности в сфере применения юридической ответственности к государственным служащим в дальнейшем необходимо сформировать единую, логически согласованную правовую базу, регламентирующую меры данной ответственности, основой для которой мог бы послужить Федеральный закон «Об ответственности государственных служащих в Российской Федерации». В указанном нормативном правовом акте необходимо обосновать и юридически закрепить основания и порядок привлечения к ответственности государственных служащих, совершивших правонарушения, связанные со служебной деятельностью, а также полномочия органов и должностных лиц, ответственных за применение мер юридической ответственности к государственным служащим.

Указанные изменения позволят на более высоком уровне обобщения разработать теоретическую модель юридической ответственности государственных служащих, снять противоречия во взглядах на ее сущность, основания применения и реализацию.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

4. Мукасеева Н. Н., Огрина Г. В. Актуальные проблемы административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих // Юридическая наука. 2019. № 5. С. 83–85.

Основные термины (генерируются автоматически): юридическая ответственность, служащий, государственная служба, Российская Федерация, ответственность, правонарушение, служебная деятельность, государственная гражданская служба, государственное управление, правовая основа.


В статье рассматриваются особенности понятия, видов ответственности государственных служащих РФ. Подчеркивается, что служебная дисциплина на государственной службе выступает в качестве обязательного для государственного служащего аспекта надлежащего поведения. Для целей поддержания правильного служебного поведения и дисциплины, наравне с поощрениями, на государственной службе и устанавливаются меры ответственности за неправомерное поведение такого государственного служащего. Сделан вывод, что государственные служащие, являясь должностными лицами и представляя интересы своей страны и общества, несут ответственность в особом порядке.

Ключевые слова : государственная служба, правонарушение, ответственность, проступок, преступление, дисциплина, государственный служащий.

The article discusses the features of the concept, types of responsibility of civil servants of the Russian Federation. It is emphasized that official discipline in the civil service acts as a mandatory aspect of proper conduct for a civil servant. For the purpose of maintaining correct official conduct and discipline, along with incentives, measures of responsibility for the misconduct of such a civil servant are established in the civil service. It is concluded that civil servants, being officials and representing the interests of their country and society, are responsible in a special manner.

Keywords : civil service, offense, responsibility, misconduct, crime, discipline, civil servant.

При реализации своих полномочий служащие различных органов и организаций вступают в специфические отношения, содержание которых зависит от вида службы и от организации (органа), в которой она осуществляется. Для целей поддержания служебной дисциплины среди государственных служащих, законодатель разработал меры юридической ответственности, которые реализуются в зависимости от тяжести содеянного правонарушения со стороны государственного служащего. За последние несколько лет проблемы, связанные с институтом государственной и муниципальной службы, решаются с помощью проведения поэтапной административной реформы, в частности по вопросам приведения российского законодательства о государственной службе в порядок. Особенное внимание уделяется тому, чтобы четко регламентировать вопросы, непосредственно связанные с правовым статусом государственных служащих. Но при этом правовые нормы касаемо такой сферы, как ответственность государственных служащих, до сих пор остаются в виде, носящем неизменный характер, несмотря на то, что за последние несколько лет проводились большие модернизации и трансформации института государственной службы [8, c. 59].

Специфика службы, как вида деятельности обусловливается установлением в каждом конкретном случае особого статуса служащего. В отношении государственных служащей, для целей установления границ их полномочий и реализации ими таких полномочий, в отношении государственных служащих применяются все виды юридической ответственности — дисциплинарная, гражданская, административная и уголовная.

При этом, под юридической ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать различные лишения. Такие лишения могут носить разнообразный легитимный характер. Так, например, он может быть имущественный, личный неимущественный и другие за то, что физическое или юридическое лицо совершило какое-либо противоправное деяние [8, c. 60].

Виды ответственности госслужащих отражены в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно в ч. 3 ст. 15 [5].

Гражданско-правовая ответственность, как вид юридической ответственности назначается при причинении государственным служащим вреда имуществу государственного органа или третьего лица, что наступило вследствие действий/бездействия со стороны государственного служащего при исполнении им своих полномочий, определенных в законодательстве. При этом, если этими действиями/бездействием государственного служащего наступил факт причинения вреда, государственный орган выступает ответчиком по причиненному вреду, обязан вмешаться в деятельность такого государственного служащего и в последующем, взять на себя всю ответственность.

Наличие материального ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности. Однако, как и в любых других видах, ответственность должна быть доказана. Именно поэтому гражданско-правовая ответственность имеет место быть при наличии противоправности действия (бездействия) государственного служащего и установления причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившим вредом. Несмотря на то, что государственные гражданские служащие не несут материальную ответственность перед гражданами и юридическими лицами, это не означает, что они не являются материально обязанными перед государственным органом. В соответствии с ч. 3.1 ст. 1081 ГК РФ [1], Российская Федерация или субъект Федерации имеют право регресса (обратного требования) к лицу, в связи с незаконными действиями или бездействием которого произведено указанное возмещение. Но государственный орган не имеет право ставить государственного служащего в затруднительное положение и лишать его самого и семью необходимых средств к существованию. Именно поэтому государственные служащие несут ограниченную материальную ответственность, которая предполагает заранее установленные пределы выплат ущерба, то есть гражданский служащий будет выплачивать лишь определенную часть своего месячного содержания.

Гражданско-правовая ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия имущественного вреда и может возлагаться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. Моральный вред подлежит денежному оцениванию, что происходит на основании суждений судебного органа о совершенных действиях и степени причинения вреда совершенными государственным служащим действиями/бездействием. Вместе с тем, привлечение к гражданской ответственности, не лишает государственный орган права привлечения государственного служащего и к иным видам юридической ответственности [6, c. 23].

Дисциплинарная ответственность возникает в результате дисциплинарного нарушения, явившегося следствием любого нарушения должностных обязанностей. Иными словами, под дисциплинарной ответственностью в административном праве понимается юридическая ответственность, которая наступает в случае нарушения законов, регулирующих особенности работы на государственной должности. Это выражается в наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания (увольнение и т. п.) за совершение дисциплинарного проступка.

В статье 192 ТК РФ [3] содержатся виды дисциплинарных взысканий, как: замечание; выговор; увольнение. Дополнительный перечень дисциплинарных взысканий, применяемых только в отношении государственного служащего, конкретизируется ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Так, в ст. 57 данного законодательного акта добавлен отдельный вид наказания как предупреждение о неполном должностном соответствии, представляющее собой взыскание, носящее воспитательный характер.

Следовательно, государственные служащие могут выступать субъектами и общей, и специальной дисциплинарной ответственности. Поскольку в Законе от 27.07.2004 N 79-ФЗ прослеживается упорядоченность системы наказаний по степени тяжести от менее серьёзных к более серьёзным, законодателем прямо подчёркивается необходимость применения гуманного подхода в назначении государственному служащему дисциплинарного взыскания. Так, наиболее лёгкой формой дисциплинарного взыскания является замечание. Как правило, оно носит устный характер, выносится в публичном присутствии других гражданских служащих. Дисциплинарное взыскание в виде выговора встречается наиболее часто и представляет собой официальное выражение оценки проступка гражданского служащего к его обязанностям. В отличие от замечания, выговор выносится в письменной форме и может заноситься в личное дело. Предупреждение о неполном должностном соответствии выражается форме государственно-властного принуждения, которая указывает на низкий уровень организации работы государственного служащего, на некачественное выполнение им своих обязанностей, которые закреплены в административном регламенте. Что касается процессуальной стороны данного взыскания, то оно выносится в публичной форме и заносится в личное дело государственного гражданского служащего. Увольнение, которое имеет более тяжкие последствия, поскольку государственному гражданскому служащему приходится оставлять свою службу и разрывать все имеющиеся правоотношения с нанимателем.

Руководитель, применяя наказание к служащему, должен опираться прежде всего на принцип справедливости, равенства и законности государственного принуждения.

При этом, порядок мер, применяемых при дисциплинарных нарушениях, имеет обязательный и строго императивный характер, поскольку самоличное вольное изменение обозначенных санкций за совершенный проступок не является возможным.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих отличается от любой другой, так как особенности служебных функций, осуществляемых государственными служащими, предполагает у них властных полномочий, исполнение которых ведет к принятию решений, которые затрагивают практически все основные стороны жизни населения. Изложенное позволяет отметить, что в силу особого характера и значения государственной службы, дисциплинарная ответственность государственных служащих обладает значительной спецификой, отличающей ее от аналогичного вида ответственности в трудовом праве.

Из анализа нормативно-правовой базы, регулирующих вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих можно заметить, что на сегодняшний день в нормативно-правовых актах не определено какой именно вид дисциплинарной ответственности подлежит применению при неисполнении возложенной на государственного служащего обязанности, что дает возможность работодателю оценивать проступок индивидуально. Следует согласится с мнением Н. Н. Мукасеевой и Г. В. Огриной, которые отмечают, что такой подход не способен обеспечить справедливое и эффективное воздействие на нарушителя и не всегда соответствует признакам объективности и допускает некую избирательность [7, c. 4]. Можно согласится с мнением А. В. Четверниной, которая отмечает, что меры дисциплинарного воздействия, основанные на моральном осуждении виновного лица, во многом утратили свою действенность и уже не воспринимаются большинством государственных служащих в качестве угрозы для сохранения своей позиции [9, c. 5].

Таким образом следует отметить, что выбор дисциплинарного взыскания по усмотрению работодателя может привести к определенной снисходительности к одному государственному служащему и при этом может быть достаточно строгим и несправедливым к другому, при этом, назначении дисциплинарных взысканий необходимо полностью исключить заинтересованность отдельных лиц в этих действиях

Согласно КоАП РФ государственный служащий несет административную ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей в качестве должностного лица (ст. 2.4) [2]. Государственных служащих подвергают мерам административной ответственности за административные деликты, вытекающие из неисполнения закрепленных за ними обязанностей, несоблюдение требований законодательства, контроль за которым включен в административный регламент таковых в области охраны администрирования, государственного и социального устройства, природных заповедников, жизни людей и прочих норм. Обязательным основанием применения мер административной ответственности государственного служащего считается осуществление таковым административного деликта ввиду бездействия либо бездействия при осуществлении таковым профессиональных обязанностей по службе.

Наиболее тяжелым видом ответственности для госслужащих является уголовная, так как в большинстве случаев она предусматривает лишение свободы, очень большие штрафы, влечет за собой судимость в случае неисполнения ответственности, в некоторых, определяемых законом случаях, ограничивает возможности лица пользоваться отдельными правами и свободами человека и гражданина. Регулируется Уголовным кодексом РФ [4].

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими преступлений. Государственный служащий (должностное лицо), виновный в совершении преступления, приобретает статус субъекта преступления, либо, при совершении им преступления посредством использования своих служебных или должностных полномочий — специального субъекта. Это, объясняется, в первую очередь тем, что, анализируемые преступления совершаются государственными служащими-должностными лицами, совершение ими таких преступлений становится возможным, благодаря занимаемому ими должностному положению вопреки интересам службы. Иными словами, такое преступление может совершить только специальное должностное лицо, являющееся государственным служащим, то есть специальным субъектом. В УК РФ преступления со специальным субъектом занимают значительное место. Анализ диспозиций этих статей указывает на то, что, совершаемые ими преступления причиняют существенный вред самым различным общественным отношениям, обеспечивающим нормальное функционирование органов государственной власти. Должностные лица, совершающие общественно-опасные деяния, благодаря занимаемому положению в государственных органах или местного самоуправления, и вопреки его интересам, причиняют вред функционированию указанных органов и гражданам РФ, особенно, когда их преступная деятельность связана с организованной преступностью и проявлениями коррупции.

Таким образом, государственная служба как важный правовой институт, который обеспечивает осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. Соответственно ответственность играет роль определенного инструмента, обеспечивающего должное поведение управляющих субъектов в условиях отношений между государственными служащими и гражданским обществом.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. N 5. ст. 410.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) // Российская газета. N 256. 31.12.2001.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954.
  5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. N 162. 31.07.2004.
  6. Маркунин Р. С. Система юридической ответственности государственных гражданских служащих // Государственная служба. 2019. Том 21. № 6. С. 22–26.
  7. Мукасеева Н. Н., Огрина Г. В. Актуальные проблемы административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих / Н. Н. Мукасеева, Г. В. Огрина. Юридическая наука. 2019. № 5. С. 3–8.
  8. Тимонин Р. В. Ответственность государственного и муниципального служащего за принятое решение с позиций его социальной значимости // Ученые записки. 2021. № 1 (37). С. 58–65.
  9. Четвернина А. В. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: теоретическое и правовое исследование // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. 2019. № 8 с. 4–6.

Основные термины (генерируются автоматически): служащий, государственная служба, дисциплинарная ответственность, юридическая ответственность, государственный орган, гражданско-правовая ответственность, дисциплинарное взыскание, административная ответственность, обязанность, специальный субъект.


В статье рассмотрена особенность административной ответственности государственных служащих, а также взаимосвязь административной и дисциплинарной ответственности. Рассматривается административное правонарушение совершенное государственным служащим, которое влечёт за собой не только административную ответственность, но и ответственность дисциплинарную. Раскрывается понятие административной ответственность государственных служащих.

Ключевые слова: административная ответственность, дисциплинарная ответственность, государственный служащий, административные правонарушения.

Важно понимать, что государственная служба не имеет право на существование без четко регламентированных мер ответственности государственных служащих.

Законы о видах государственно службы — это нормативно правовые акты, устанавливающие административно-правовой статус государственного служащего, который на прямую связан с прохождением им государственной службой Российской Федерации [1]. Можно сказать, что административно-правовой статус государственного служащего формируется из нескольких составляющих таких как: обязанностей, прав, ограничений и запретов, относящихся на прямую к государственной службе, а так же гарантий реализации административно-правового статуса и юридической ответственности.

Юридическую ответственность, применяемую к государственным служащим, можно разделить на следующие виды: дисциплинарную, материальную, уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.

Из перечисленных выше видов юридической ответственности каждый исполняется в применении к государственному служащему соответствующих правовых санкций, предусмотренных нормами права, указывающими вид юридической ответственности.

Исходя из выше сказанного, под административной ответственностью государственных служащих мы понимаем реализацию административно-правовых санкций, применение к ним административных наказаний.

Административная ответственность наступает только за те деяния, которые содержат в себе все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушения.

Следует понимать и различать специальную административную ответственность, применяемую в отношении государственных служащих (как должностных лиц) и общую ответственность (как граждан).

Совершение административного правонарушения государственным служащим может повлечь за собой помимо административной ответственности еще ответственность и дисциплинарную. В этом случае основанием привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности будет не совершение административного правонарушения, а нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении, например, требований к служебному поведению сотрудника, нанесении ущерба его репутации либо авторитету учреждения.

Е. В. Панарина разделяет виды правонарушений на три основных вида, совершаемые должностными лицами: прямое нарушение правил; дачу незаконных указаний подчиненным, отсутствие контроля над действиями работников [3].

В отношении государственных служащих за совершение данных правонарушений могут устанавливаться такие виды административной ответственности как: предупреждение, административный штраф, дисквалификация.

Предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимая в письменной форме.

Штраф — это денежное взыскание, которое назначается нарушителю административно-правовых норм. Как правило, такое денежное взыскание идет в пользу государства.

Дисквалификация — это лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы и другие.

Можно сказать, что на практике государственные служащие совершают административные правонарушения, не связанные с занимаемой должностью, и привлекаются к ответственности на общих основаниях, применяемых к физическим лицам.

Таким образом, наряду с административной ответственностью за должностные правонарушения законодатель выделяет административную ответственность государственных служащих за общие административные правонарушения, такие как: мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) или за появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ).

В этих случаях, совершение государственным служащим административного правонарушения может повлечь за собой помимо административной ответственности, ответственность и дисциплинарную. В данном случае основанием привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности будет не само совершение административного правонарушения, а нарушение служебной дисциплины (нанесение ущерба репутации сотрудника и организации). Дисциплинарная ответственность представлена через институт дисциплинарных взысканий в соответствии со ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Отличительной чертой разграничения административной ответственности и дисциплинарной является то, что в основу последней должен быть положен дисциплинарный проступок.

Исходя из этого, можно сказать, что дисциплинарная ответственность «подразумевает меры дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного поступка или за иные противозаконные действия» [2].

Думается, что применение двух видов наказания вряд ли можно считать оправданным, разве что за совершение общественных опасных правонарушений.

На основании изложенного можно сделать вывод, что для того чтобы привлечь государственного служащего к ответственности в первую очередь нужно придерживаться двух составляющих: совершение административного правонарушения при осуществлении служебной деятельности и наличие статуса должностного лица согласно должностному регламенту.

Совершение административного правонарушения государственным служащим может повлечь за собой и дисциплинарную ответственность, основанием для которой является совершение государственным служащим дисциплинарного проступка, а основанием для административной ответственности — факт административного правонарушения.

В самом КоАП РК не установлены нормы права, которые устанавливают административную ответственность государственных служащих за совершение ими не связанных с исполнение служебных обязанностей административных правонарушений, но для них существуют дополнительные меры ответственности.

Важно понимать, что любые лица, совершившие административное правонарушение, равны перед законом или судом, в том числе и государственные служащие. Об этом говорится в статье 19 Конституции Российской Федерации.

  1. Киселев С. Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. — М: ГУУ, 2007. — 284 с
  2. Мартиросян Д. А. Правовое регулирование административной ответственности государственных служащих // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и иновации: Сб. ст. 22 Международная научная конференция. Пенза, 2019. С. 136.
  3. Панарина Е. В. Административная ответственность государственных гражданских служащих // Эпомен. 2019. № 23. С. 276

Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, административное правонарушение, служащий, дисциплинарная ответственность, Российская Федерация, юридическая ответственность, административно-правовой статус, государственная служба, правонарушение, совершение.

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

ГАРАНТ:

О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы см. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810

3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

4. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

5. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: