Сущность конституционных реформ 1989 1991 гг состояла замена обычных судов

Обновлено: 14.05.2024

В 1988 г., в период перестройки, в Конституцию СССР были внесены существенные изменения. Была демократизирована избирательная система, выборы в советы народных депутатов стали альтернативными. Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов СССР, был учрежден Комитет конституционного надзора СССР. Первая альтернативная избирательная кампания по выборам депутатов I Съезда народных депутатов СССР прошла весной 1989 г. 750 народных депутатов выбирались по территориальным округам, 750 – по национально-территориальным округам, 750 – от общественных организаций (что явно противоречило конституционным принципам избирательного права, впоследствии эта система больше не применялась). Были приняты законы СССР о референдуме СССР, Комитете конституционного надзора СССР, порядке обжалования в суд неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц. В 1990 г. был учрежден пост Президента СССР, что было обусловлено фактической ликвидацией монополии КПСС на политическую власть в стране, III Съезд народных депутатов СССР избрал Президентом СССР генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания. В российских условиях реформа имеет задачей становление и развитие основ, норм и практики конституционализма, новой системы Конституции и отрасли конституционного права.

Был введен политический и экономический плюрализм. Фактически было признано право гражданина на свободное предпринимательство. Главой государства был объявлен Президент СССР, при нем действовали Вицепрезидент СССР, Президентский совет, Совет Федерации, была предусмотрена возможность введения прямого президентского правления на части территории СССР.

После августа 1991 г. в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.

Однако сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 г. В частности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение о продаже или ином отчуждении земельных участков, т. е. признается частная собственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации.

Вместе с тем в Конституцию вносятся новые статьи. Так, появляются ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т. д.

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов, и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.

Пересмотр Конституции РФ и внесение в нее поправок.

При подготовке вопроса следует проанализировать главу 9 Конституции РФ, в которой закреплен порядок внесения поправок и пересмотра Конституции,. Прежде всего, необходимо соотнести понятия «поправка» и «пересмотр».

Затем нужно определить круг субъектов, обладающий правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции, который является исчерпывающим (статья 134): Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Суть первой процедуры (ст. 135) в том, что Федеральное Собрание вправе лишь рассматривать предложения о пересмотре глав 1,2 и 9, но не может пересматривать их положения. Если предложение будет поддержано тремя пятыми голосов каждой палаты, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (закон не принят), которое подтверждает неизменность Конституции или разрабатывает проект новой. Проект принимается Собранием двумя третями голосов его членов или выносится на всеобщее голосование, при проведении которого Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие при голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Вторая процедура закреплена встатье 136, при толковании которой Конституционный Суд пришел к выводу, что в России существует специальный вид актов – Закон о поправках к Конституции. Положения постановления нашли отражение в Федеральном законе от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

При изучении закона необходимо обратить внимание на следующие элементы такой процедуры: 1) закон проходит процедуру одобрения в палатах парламента, при этом в каждой палате он должен получить большинство голосов, предусмотренное для принятия федерального конституционного закона; 2) затем закон направляется в законодательные органы субъектов РФ для рассмотрения и одобрения, на что отводится один год. При этом поправки должны быть одобрены не менее чем 2/3 субъектов РФ; 3) по истечении срока Совет Федерации устанавливает результаты рассмотрения и при наличии необходимых данных направляет закон Президенту РФ для подписания и официального опубликования в срок 14 дней; 4) со дня вступления в силу закона о поправке Президент в течение 1 мес официально ее публикует с внесённой поправкой и с указанием даты вступления поправки в силу.

Третья процедура (ч. 1 ст. 137) определяет внесение изменений в статью 65, определяющую состав РФ, на основании федерального конституционного закона о принятии и образовании в ее составе нового субъекта РФ, изменении конституционного статуса субъекта РФ. 28 июля 2001 принят ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образовании в её составе нового субъекта», с учетом которого следует обратить внимание на вопросы: 1) Конституция предполагает наличие общего закона о порядке решения соответствующих вопросов, а также на его базе – конкретных федеральных конституционных законов, которым оформляется отдельный случай принятия, образования, изменения правового статуса субъекта РФ; 2) принятие нового субъекта в состав РФ – это результат включения территории, которая была до этого иностранным государством или его частью; 3) образование нового субъекта – результат внутренних преобразований в РФ (объединение нескольких субъектов в новый субъект); 4) изменение статуса субъекта РФ – можно предположить, что речь идет о преобразовании субъекта РФ из одного вида в другой (из области в республику и др.); 5) официальное опубликование Президентом Конституции в новой ред. в течение 1 мес со дня вступления в силу конституционных законов.

Суть четвертой процедуры (ч. 2. ст. 137) сводится к изменению наименования субъекта РФ и внесению в ст. 65 Конституции. Этот вариант установлен Конституционным Судом в Постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании этой статьи. Новое наименование принимается субъектом и вносится в Конституцию в упрощённом порядке – Указом Президента РФ. Студентам должны привести примеры изменений наименований субъектов РФ.

Изучение вопроса следует завершить выводом о том, что специальные требования к процедуре пересмотра и поправкам к Конституции вызваны необходимостью обеспечения ее стабильности, поскольку нормы этих глав являются базой для других конституционных норм.

Предпосылками конституционной реформы в России стали события, произошедшие в жизни страны в 70-х – 80-х годах ХХ века. В результате множественных просчетов, как концептуальных (например, построение зрелого социализма как термин не отвечало действительности), экономических (ориентация экономики на развитие тяжелой промышленности, помощь странам социалистического лагеря, и политических (встал вопрос о развитии демократии, внешнеполитические просчеты – Афганистан)

В 1985 году к власти пришли реформаторы во главе с М.С.Горбачевым, которые шли к власти под лозунгом построения «демократического социализма». Но вместе с тем руководители фактически не имели осмысленной программы действий, потеряли нити управления. Примерно к 1989 году в обществе сложилось мнение о том, что требуются кардинальные реформы, смена всей социально-экономической системы.

Первая конституционная реформа в СССР приходится на 1.12.1988, когда был принят закон о выборах нардепов СССР, приняты изменения и дополнения к Конституции. Высшим органом власти стал съезд народных депутатов СССР, избирался по округам (территориальным и национальным) и через общественные организации. Верховный Совет был двухпалатным – Совет Союза и Совет национальностей, который стал регулярно работать.

Были предприняты шаги по реформы избирательной системы, которая стала альтернативной. Стал несовместимым депутатский мандат и должность в других органах власти. Был учрежден комитет конституционного надзора СССР. Не все республики приняли эту систему.

Первая конституционная реформа СССР состоялась в 1989 году, когда были дополнены Конституция РСФСР и закон о выборах народных депутатов РСФСР ), установилась система, подобная СССР.

В декабре 1989 прошли реформы, которые установили соотношение позиций Съезда и Совета, был принят закон о конституционном надзоре в СССР.

14 марта 1990 года было исключено положение о руководящей и направляющей роли КПСС. Новую редакцию получило право на объединение. Из Конституции было исключено положение о том, что экономическую систему составляет социалистическая собственность в форме государственной и колхозной собственности. Учреждается пост Президента СССР через всеобщие выборы.

3 апреля 1990 года принимается закон, который регламентирует сецессию – право выхода из Союза – через референдум. 10 апреля – закон об основах экономических отношений. 26 апреля – закон о разграничении и полномочий между Союзом и субъектами. Союзные республики наделялись суверенитетом.

12 июня 1990 года Съезд нардепов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. В ней признавалось вхождение РСФСР в СССР, однако объявлялась полнота власти РСФСР по всем вопросам, кроме тех, которые передавались в союзное ведение. Устанавливалось верховенство республиканских законов над союзными. РСФСР признавалась суверенным государством, которое могло вступать в дипломатические отношения, имело республиканское гражданство, гарантировало основные ПСЧГ, разделение властей, интегрирование в национальную правовую систему международное право.

15 декабря того же года принимается закон об изменениях и дополнениях в Конституцию РСФСР, которые заключались в кардинальном повороте от социализма, характеризовали РСФСР как правовое демократическое государство, исключались положения о социалистическом государстве и доминировании социалистической собственности, устанавливалось разделение властей, политический плюрализм, многопартийность, свобода вероисповедания.

17 марта 1991 года состоялись референдумы СССР и РСФСР. На первом граждане высказались за сохранение Союза, на втором был введен пост Президента РСФСР. Также в СССР появляется идея местного самоуправления, 24 мая 1991 года районные и городские советы в ходе реформы стали уже не органами государственной власти, а органами местного самоуправления населения. Вместе с тем, сохранялась коллизия внутри Конституции, согласно ст. 85 которой Советы оставались ОГВ. Исполнительные органы получили название администраций, они перестали быть органами Совета, хотя ему и подчинялись.

12 июня 1991 года избирается Ельцин Б.Н. на пост Президента России. Параллельно идет работа над Союзным договором, по которому СССР становился уже конфедеративным государством.

19 августа 1991 года образовался ГКЧП, который попытался предотвратить распад Союза. Путч был подавлен руководством РСФСР. 23 августа 1991 года была приостановлена деятельность КП РСФСР.

22 ноября 1991 года была принята «Декларация прав и свобод человека и гражданина»

В декабре 1991 начался второй этап реформ, который был связан с денонсацией Союзного договора 1922 года. РФ получила свое название. Началась подготовка новой Конституции РФ. Одновременно вносятся изменения в старую (1978 г.), которые констатируют факт приобретения РФ независимости, удаляется факт состояния РФ в СССР.

Таким образом, путем конституционных реформ был оформлен совершенно новый общественный строй – капитализм. Были кардинально изменены социально-экономическая и общественная система, закреплены новые основы статуса личности. РФ стала субъектом международного права. Утверждена новая система государственных органов, вводятся органы местного самоуправления. Появляется Конституционный Суд.

В 1993 году принимается новая Конституция РСФСР, разработанная Конституционной комиссией РСФСР, созданной в 1990 году из депутатов РСФСР. Однако практическая работа была возложена на ученых-юристов. Альтернативные проекты были представлены рабочей группой Шахрая, Российским движением демократических реформ, Компартией Российской Федерации, Российской коммунистической рабочей партией.

В 1992 году началось противостояние между Верховным Советом и Президентом, обусловленные распределением полномочий между этими органами государственной власти. В декабре 1992 Съезд народных депутатов признал деятельность Правительства по экономической реформе неудовлетворительной. Предпринимаются попытки примирить эти органы власти с помощью КС РФ.

20 марта 1993 Президент объявляет о введение особого порядка управления страной, что было реакцией на ослабление полномочий Президента Съездом, 25 апреля 1993 года прошло голосование по доверию Президенту, его социально-экономической политике, о досрочных выборах Президента и о досрочных выборах нардепов (да-да-нет-нет)

В мае 1993 был предложен президентский вариант Конституции, который после доработки Конституционным совещанием летом 1993 года был принят на референдуме 12 декабря 1993 года

До этого 21 сентября 1993 года принимается указ «О поэтапной конституционной реформе» №1400, согласно которому до начала работы ФС РФ следует руководствоваться указами Президента и актами Правительства. После подавления Октябрьского восстания 1993 года Ельцин концентрирует в своих руках всю государственную власть. На 12 декабря 1993 года были назначены выборы в ГД и СФ ФС РФ на 4 года (450/150 депутатов). Были установлены действующие ныне основы взаимодействия ОГВ.

Фактически был установлен режим президентской республики в РФ – прекращена деятельность Советов, власть концентрировалась в руках исполнительных органов.

Дальнейшие конституционные реформы, прошедшие уже в 00-х годах XXI века, были направлены на дальнейшее укрепление авторитарной президентской власти. Были отменены всенародные выборы глав субъектов РФ, введено преимущественно пропорциональное голосование на выборах, увеличен срок полномочий президента до шести лет, парламента до пяти лет. Взамен парламент получил лишь полномочие по заслушиванию отчета Правительства РФ (реформа 2008 года)

Ирина Вьюнова

Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ:
Выберите один ответ:

Ирина Вьюнова

Какая форма правления не характерна в Российской Федерации:
Выберите один ответ:

Ирина Вьюнова

Президент РФ избирается на срок…
Выберите один ответ:

Ирина Вьюнова

Председатель Правительства Российской Федерации назначается…
Выберите один ответ:

a. Правительством РФ с согласия Государственной Думы

b. Президентом РФ с согласия Государственной Думы

Ирина Вьюнова

Первое заседание Государственной Думы открывает…
Выберите один ответ:

a. премьер-министр РФ

c. старейший по возрасту депутат

Ирина Вьюнова

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ (например, в чрезвычайных ситуациях война, стихийные бедствия):
Выберите один ответ:

a. допускается, с разрешения Государственной Думы РФ и Президента РФ

c. не допускается

Ирина Вьюнова

a. только распоряжения

b. распоряжения и инструкции

c. постановления и распоряжения

d. только постановления

Ирина Вьюнова

b. Министр обороны РФ

Ирина Вьюнова

a. Государственная дума РФ

b. Конституционный суд РФ

Ирина Вьюнова

a. Верховным Советом 12 июня 1990г.

b. Президентом 6 мая 1991г.

c. Съездом народных депутатов 19 декабря 1990г

Ирина Вьюнова

Уполномоченный по правам человека назначается:
Выберите один ответ:

a. Советом Федерации РФ

b. Президентом РФ

c. Государственной Думой РФ

Ирина Вьюнова

b. право законодательной инициативы

c. свободные выборы

Ирина Вьюнова

Политические партии создаются в целях участия граждан:
Выберите один ответ:

b. представления интересов граждан в органах государственной власти

c. в референдумах

Ирина Вьюнова

Юридические свойства Конституции РФ:
Выберите один ответ:

c. основной закон РФ

Ирина Вьюнова

Доверенными лицами кандидатов в депутаты могут быть:
Выберите один ответ.

a. главы местных администраций

b. граждане РФ достигший 18 лет

c. лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе

Ирина Вьюнова

Сущность конституционных реформ 1989-1991гг. состояла:
Выберите один ответ.

a. утверждение состязательного характера выборов в органы государственной власти


После смерти Л. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешённость многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за её очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, появились надежды на перемены к лучшему.

Ю. В. Андропов

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.


При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачёв. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёва.

Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления в экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачёву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.

«Кадровая революция»

Новое руководство пришло к власти без чёткой концепции и программы перемен. Горбачёв позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.

В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия — поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.


В 1985—1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окружённых, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьёзная политическая реформа.

Конституционная реформа 1988—1991 гг.

В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Её решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма.

В частности, был провозглашён курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачёв предложил сформировать новый высший орган власти — Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Почему предложение о проведении альтернативных выборов было воспринято как решительный шаг к демократии?

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Документ
ИЗ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЁВА НА XIX ВСЕСОЮЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным всё большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Чем объяснял М. Горбачёв причины негативных явлений в жизни советского общества в середине 1960-х — начале 1980-х гг.? На кого он возлагал основную ответственность за них?

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май—июнь 1989 г.) Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Документ
ИЗ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПЛАТФОРМЫ А. Д. САХАРОВА. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств.

2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений.

3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД — МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях.

Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. Что, по вашему мнению, вызывало наибольшее раздражение консерваторов?

На втором этапе конституционной реформы (1990— 1991) был введён пост Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачёв. Однако в Конституции СССР по-прежнему сохранялось положение о «полновластии Советов», являвшихся «основой политической системы» страны.

Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.

Формирование многопартийности

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил.

В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.

При всём многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.


Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

Документ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. К. ПОЛОЗКОВА, ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КП РСФСР. 1991 г.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждёт в будущем. Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счёте одно политическое лицо — антикоммунизм.

Выделите основные идеи данного документа.

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчётливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек.

В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения

Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, как казалось, давно решённого национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Ещё в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодёжь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (ИКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении её в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в ИКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку — городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.


Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к ещё большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистане. 11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.

Всё это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введённые в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия


К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачёва в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввёл в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жёсткий контроль над средствами массовой информации; ввёл войска в Москву.


Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.


Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачёв ушёл в отставку. СССР прекратил своё существование.


Ключевые слова: судебная реформа, концепция судебной реформы, судебная система.

В конце 1980-х годов судебная система России требовала существенного обновления и принципиально нового устройства, в связи, с чем в государстве предпринимались попытки реформирования существовавшей судебной системы. В указанный период времени Верховный Совет СССР одобрил Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик. Закон РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» от 08.07.1981 и другие правовые акты содержали ряд прогрессивных норм, но процесс реформирования существующей судебной системы не был обеспечен надлежащим образом. В итоге эти законодательные акты в некоторой степени послужили основой для формирования задач судебной реформы в России.

15.12.1990 Съезд народных депутатов РСФСР принял решение об образовании Конституционного Суда РСФСР, а 24.05.1991 — арбитражных судов. 28.12.1991 принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР», в соответствии с которым эти органы, бывшие до тех пор судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию России.

Беспрецедентным явлением для России стало создание Конституционного Суда. Ранее советские суды никогда не имели полномочий по проверке законодательных актов на соответствие их Конституции, в результате чего конституционные права граждан оставались лишь «на бумаге» и не были обеспечены в полной мере.

В дальнейшем судебные реформы в России проводились в обстановке обретения ею суверенитета. Реформы продолжаются и в наше время. Их содержание наметила Концепция судебной реформы 1991 г., а Конституция Российской Федерации 1993 г. определила основные принципы реформирования судебной власти. [1]

В начале 1990-х годов была разработана российским парламентом Концепция судебной реформы, целью которой провозглашалось становление судебной власти в России, развитие организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судов и судей. Ставились задачи совершенствования судопроизводства, приведения российского законодательства в соответствие с современными нормами и принципами международного права. Важным обстоятельством явилось создание службы материального обеспечения судов — Департамента судебного управления. Сначала он был в системе Минюста, а потом стал самостоятельным ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу.

Началом становления судебной системы в современной России считается 24 октября 1991 года — день принятия Концепции судебной реформы в Российской Федерации Верховным Советом РСФСР. В октябре 1991 года российский парламент одобрил представленную президентом Борисом Ельциным Концепцию судебной реформы в РСФСР. Начался период утверждения в России судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти. [5]

Главной задачей судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти.

Дальнейшее развитие в государстве, связанное, в основном, с экономическими проблемами повлекло осуществление судебных реформ по более умеренному варианту, так как для реализации Концепции в полном объеме требовало многократного увеличения финансирования судебной системы (дополнительные штаты судей и аппарата судов, строительства сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение прилежным заседателям и многое другое), но бюджет страны пока не мог его обеспечить.

В самой Концепции было записано, что она задумывается не для подгонки жизни под умозрительные схемы, а для блага человека.

В конце 1991 — начале 1992 г. изданы также весьма важные для регулирования организации и деятельности судов акты, которые связаны с распадом Союза ССР (о переподчинении военных трибуналов, дислоцированных на территории Российской Федерации, об образовании в составе Верховного Суда РФ Военной коллегии, уточнении его полномочий и др.).

Судебно-правовая реформа на этом не завершилась. Работы над совершенствованием системы судов и содержания их деятельности были активно продолжены.

Продолжением судебной реформы принято считать появление первого Закона союзного значения «О статусе судей» (26 июня 1992 г.), где впервые предприняты меры, направленные на обеспечение независимости судей.

Данный закон являлся основополагающим документом в практической реализации судебной реформы. Впервые был создан новый орган судейского сообщества — квалификационная коллегия судей, на которую были возложены важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и продвижением судей по службе, их ответственностью и охраной судейской независимости. Наличие независимого от правительства и администрации органа служит непременным условием нормального функционирования судебной власти.

Главной задачей судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Концепция отображала: власть должна обладать высоким статусом, быть организационно оформленной, хорошо подготовленной профессионально и действующей в процессуальном порядке, отвечающем всем требованиям справедливости. Данные идеи нашли официальное оформление сначала в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (1992г), а затем в Конституции РФ 1993 г., на базе которой начало формироваться новое законодательство и был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

В соответствии с законом «О судебной системе РФ» судьи верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению председателя Верховного Суда, который, в свою очередь, основывается на заключении квалификационных судей этих судов, согласованному с законодательными органами субъектов Федерации. Кроме того, закон упоминает о мировых судьях, процедура назначения которых устанавливается законодательством субъекта. [4]

Согласно закону «О судебной системе Российской Федерации» в нашей стране действуют федеральные суды (Конституционный Суд, федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды) и суды субъектов Федерации (конституционные или уставные суды и мировые судьи). Создание других судов, в том числе чрезвычайных, не допускается.

Конституционный Суд РФ существует самостоятельно, без связи с конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных органов, т. е. самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть, проверяет законность нормативных актов и соответствие их Конституции. Кроме того, законность некоторых нормативных актов проверяют конституционные (уставные) суды и суды общей юрисдикции. [3]

Система федеральных судов общей юрисдикции включает три группы судов. Первая группа — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им. Вторая группа — военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях. Третья группа — специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел. Для их создания предстоит разработать концепцию организации, деятельности, места в системе судов общей юрисдикции (подведомственность, система обжалования решений и т. д.) В свою очередь, это потребует внесения дополнений и изменений в соответствующее законодательство и изыскания источников финансирования.

Система арбитражных судов делится на три уровня: первый — Высший Арбитражный Суд, второй — федеральные арбитражные суды округов, третий — арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Арбитражные суды, как и Конституционный Суд, слишком отдалены от населения. Порой единственный на область, край или республику арбитражный суд менее доступен, чем суды общей юрисдикции. С учетом российских расстояний, дороговизны проезда мало кто поедет в столицу для защиты своих прав в Конституционном Суде или в областной центр — в арбитражный суд для разрешения экономических споров. В результате право остается нарушенным или находятся незаконные пути. [2]

Закон «О судебной системе РФ» не удовлетворил ни реформаторов судебной системы, ни многих руководителей субъектов Федерации. Первые справедливо отмечали, что он проигнорировал многие положения «Концепции судебной реформы», в частности о необходимости введения судебных округов, не совпадающих с административно-территориальным делением. Это положение важно, поскольку таким образом удалось бы вывести суды из-под влияния местных властей. Для руководителей регионов закон означал, что судебная система по-прежнему остается федеральной, за исключением не существовавших тогда мировых судей. Их главный аргумент сводился к тому, что Конституция предусматривает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную не только для Федерации, но и для ее субъектов. Сохраняя лишь федеральную судебную систему, закон противоречит Конституции. В результате, вопреки закону, судьи некоторых региональных судов назначены на должность главами регионов, а не Президентом РФ, и их легитимность сомнительна.

Одной из целей судебной реформы было расширение полномочий судебной власти за счет наделения судов функциями, которые в России традиционно принадлежали прокуратуре. Речь идет о праве граждан обжаловать действия и решения государственных органов и чиновников. Союзный закон «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления, должностных лиц, ущемляющих права граждан», принятый в конце 1989 г., был обставлен таким количеством ограничений, отражавших интересы государственной и партийной бюрократии, что не удовлетворял ни юристов, ни граждан. Практически применять его было крайне трудно.

В развитие «Концепции судебной реформы» 5 декабря 1991 г. были внесены поправки в Уголовный кодекс РСФСР, приняты законы «О введении судебного контроля за законностью и обоснованностью заключения лиц под стражу и продления сроков содержания под стражей» от 23 мая 1992 г. и «О статусе судей в Российской Федерации». Внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, они ввели судебный контроль над арестами и были приняты после преодоления ожесточенного сопротивления прокуратуры и поддерживавших ее депутатов. В первоначальном виде законопроект развивал конституционные положения об установлении судебного порядка решения вопроса о заключении под стражу в качестве меры пресечения.

Решающие шаги в практическом осуществлении судебной реформы были предприняты Верховным Советом РФ незадолго до принятия Конституции РФ 1993 г. В этот период в компетенцию судов общей юрисдикции перешли новые категории дел: налоговые, земельные, пенсионные, о праве на занятие предпринимательской деятельностью, на свободу слова, получение и распространение информации, разрешение конфликтов в сферах административного регулирования, споров о праве заниматься политической и общественной деятельностью и др. Расширился круг полномочий в сфере уголовного судопроизводства, области контроля за соблюдением законодательства о выборах, трудового законодательства. [6]

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила основные принципы осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, тем самым создав прочную правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.

Таким образом, принят ряд основополагающих законов, закрепивших принципы организации и функционирования судебной системы. Налажено финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Удалось отстоять концептуальные идеи судебной реформы от попыток пересмотра, сохранить ряд принципиальных позиций, обеспечивающих единство судебной системы.

К итогам реформирования судов и других правоохранительных органов необходимо также относить отмеченную практику высших судебных инстанций, которая принципиальным образом корректирует место и роль судов во всем правоприменительном механизме. Судам отводится все более прочное место на вершине «пирамиды» правоохранительных органов. Положительно на авторитете судов, на содержании деятельности иных правоохранительных органов сказывается ширящееся международное сотрудничество Российской Федерации в сфере правоприменения.

В России действуют различные виды судов, но на практике нет создания единой судебной системы, поскольку отсутствует высший судебный орган, который обеспечивал бы единство судебной власти и правоприменения. В результате возникают многочисленные сложности с разграничением подведомственности дел, которые нередко отталкивают граждан от обращения в суд.

Несомненные достижения реформы — создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который принял на себя функции обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, а также реализацию мер по совершенствованию механизма финансирования судебной системы и т. д.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. (ред. от 03.12.2008) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1993. № 32. Ст. 1240.

3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

5. Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т.5 — Советское государство. — М.: МЫСЛЬ, 2003. — ISBN 5–244–01024–7.

6. Лебедев В. М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов. -Государство и право. 1996. № 4.

7. Минков Е. П. Судебная реформа в Российской Федерации: анализ теоретических и практических проблем // Вестн. Рос. правовой акад. — 2010. — № 2. — С. 44–46.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная реформа, судебная власть, судебная система, Российская Федерация, суд, общая юрисдикция, Россия, Конституционный Суд, автономная область, федеральное значение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: