Суды республики таджикистан список

Обновлено: 05.05.2024

База данных "Законодательство Таджикистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Таджикистана

Республика Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство. Таджикистан — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ( Конституция Республики Таджикистан ).

В Таджикистане народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, которую осуществляет непосредственно, а также через своих представителей.

Территория Таджикистана неделима и неприкосновенна. Таджикистан состоит из Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов, поселков и сел. Государство обеспечивает суверенитет, независимость и территориальную целостность республики. Государственная власть основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент Республики Таджикистан является главой государства и исполнительной власти (Правительства).

Президент является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Таджикистана.

Президент избирается гражданами Таджикистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет. Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 35 лет, владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории Таджикистана не менее 10 последних лет, может быть выдвинут кандидатом на пост Президента.

Президент не вправе занимать другую должность, быть депутатом представительных органов, заниматься предпринимательской деятельностью. В статье 69 Конституции Республики Таджикистан определен круг полномочий Президента.

Правительство республики состоит из Премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, министров, председателей государственных комитетов. Правительство обеспечивает эффективное руководство функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, решений Маджлиси Оли, совместных постановлений Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон, постановлений Маджлиси милли, постановлений Маджлиси намояндагон указов и распоряжений Президента Таджикистана. Члены Правительства не вправе занимать другую должность, быть депутатами представительных органов, заниматься предпринимательской деятельностью за исключением научной, творческой и педагогической деятельности. Конституционный Закон Республики Таджикистан «О Правительстве Республики Таджикистан» определяет полномочия Правительства Таджикистана.

Маджлиси Оли — парламент Республики Таджикистан — является высшим представительным и законодательным органом Республики Таджикистан. Маджлиси Оли состоит из двух Маджлисов — Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон. Срок полномочий Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон 5 лет. Маджлиси намояндагон избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 25 лет и имеющий высшее образование может быть избран депутатом Маджлиси намояндагон.

Три четвертых части членов Маджлиси милли избирается косвенным путем тайным голосованием на совместных собраниях народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области и ее городов и районов, областей и их городов и районов, города Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения (совместно). В Маджлиси Милли Горно-Бадахшанская автономная область, области, город Душанбе, города и районы республиканского подчинения имеют равное количество представителей.

Одну четвертую часть членов Маджлиси милли назначает Президент Республики Таджикистан. Маджлиси милли действует на созывной основе.

Каждый гражданин Республики Таджикистан не моложе 35 лет и имеющий высшее образование может быть избран или назначен членом Маджлиси милли. Каждый бывший Президент Республики Таджикистан является членом Маджлиси милли пожизненно, если он не откажется от использования этого права.

Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон заседают раздельно. Заседания Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон правомочны при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа их членов и депутатов.

Полномочия палат Парламента.

Полномочия Маджлиси милли и Маджлиси намаяндагон изложены в статьях 56 и 57 Конституции Таджикистана.

Судебная власть, будучи независимой, осуществляется от имени государства судьями. Судебная власть защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд, Верховный Суд, Высший экономический суд, Военный суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, города Душанбе, городские и районные суды, экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе. Организацию и порядок деятельности судов определяет Конституционный Закон «О судах Республики Таджикистан» . Срок полномочия судей 10 лет. Создание чрезвычайных судов запрещается.

Конституционный суд Республики Таджикистан является органом судебной власти по защите Конституции Республики Таджикистан. Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан определяются конституционным Законом Республики Таджикистан "О Конституционном суде Республики Таджикистан" .

Верховный суд Республики Таджикистан является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за деятельностью военных судов гарнизонов, суда Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городских и районных судов по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным этим судам.

Высший экономический суд Республики Таджикистан является высшимсудебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых экономическими судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Военные суды Республики Таджикистан входят в судебную систему Республики Таджикистан и осуществляют правосудие во всех частях, учреждениях, предприятиях, организациях Вооруженных Сил Республики Таджикистан, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, пограничных войсках Комитета по охране государственной границы при Правительстве Республики Таджикистан, Министерства безопасности Республики Таджикистан, Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороны Республики Таджикистан, органах военного управления и других воинских формирований. Деятельность военных судов направлена на охрану прав и свобод военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы и других граждан, прав и законных интересов воинских частей, предприятий, учреждений и организаций, на укрепление законности и правопорядка.

Суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные суды, суд города Душанбе состоят из председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей суда и народных заседателей и действуют в составе:

  • президиума суда;
  • судебной коллегии по гражданским делам;
  • судебной коллегии по уголовным делам.

Городские и районные суды (кроме городов районного подчинения) образуются в городах, районах. Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан образует городской и районный суд.

Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные экономические суды, экономический суд города Душанбе состоят из председателя и судей. В экономических судах, состоящих из пяти и более судей, устанавливается должность заместителя председателя.

Горно-Бадахшанская автономная область является составной и неделимой частью Республики Таджикистан.

Изменять границы территории Горно-Бадахшанской автономной области без согласия Маджлиса народных депутатов запрещается.

Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области обладает правом законодательной инициативы.

Полномочия Горно-Бадахшанской автономной области в социальной, экономической, культурной сферах жизни и другие полномочия области определяются конституционным законом.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Объявления

31.03.2022: ҶАМЪБАСТИ НАТИҶАИ ОЗМУНИ ДОВТАЛАБОН БА МАНСАБҲОИ ХОЛИИ МАЪМУРИИ ХИЗМАТИ ДАВЛАТИИ МАРКАЗИ ТАЪЛИМИИ.

24.12.2021: ЭЪЛОНИ ОЗМУН БАРОИ ИШҒОЛИ МАНСАБҲОИ ХОЛИИ МАЪМУРИИ ХИЗМАТИ ДАВЛАТӢ

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Сдача в эксплуатацию нового здания Суда в Дарвазском районе

Открытие здания Суда Дангаринского района

Сдача в эксплуатацию здания суда Кухистони Мастчохского района

ЗАСЕДАНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА


НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАДЖИКИСТАНА 2030


График судебныx заседаний


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


Бюллетень
Верховного Суда


ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Сегодня, 14 июля 2022 года в Верховном Суде состоялась пресс-конференция по итогам деятельности судебных органов за первое полугодие 2022 года.

КОНСТИТУЦИЯ И ОСНОВНЫЕ РЕАЛИИ ГАРАНТИЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

XV СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ВЕРХОВНЫХ СУДОВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ШОС

Восточно-Европейский и Центрально-Азиатский региональный форум судей

ВСТРЕЧА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ НАБЛЮДАТЕЛЯМИ

НЕЗАВИСИМОСТЬ ТАДЖИКИСТАНА И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ

Указ Президента Республики Таджикистан о назначении и освобождении судей

Муомилоти ғайриқонунӣ бо асъори хориҷӣ

Зӯроварӣ дар оила амали номатлуби ҷомеа

КОРНОМАИ ТАЪРИХӢ Ё ПАЁМИ СУЛҲИ ЭМОМАЛӢ РАҲМОН

Бигзор Парчами ваҳдати миллии Тоҷикистон то ҷовидон парафшонӣ намояд!

Ҳукми суди шаҳри Душанбе

Баргузории машғулият

Риояи Қонуни Ҷумҳурии Тоҷикистон «Дар бораи масъулияти падару модар дар таълиму тарбияи фарзанд»

Қарори коллегияи судӣ оид ба парвандаҳои граждании суди шаҳри Душанбе

Дар суди ноҳияи Синои шаҳри Душанбе корҳои ободонӣ, шанбегӣ баргузор гардид

ҚОНУН. Пушти ҳар ҳарф таъмини волоияти он ниҳон аст

Ваҳдати миллӣ асоси оромиву осудагии халқ

ТАҲКИМИ ПОЯҲОИ ДАВЛАТДОРӢ, ВАҲДАТИ МИЛЛӢ, СУЛҲУ СУБОТ ВА РУШДИ МИНБАЪДАИ ИҚТИСОДИВУ ИҶТИМОИИ ВАТАНИ АЗИЗАМОН АЗ ВАҲДАТ АСТ

ШИНОСНОМАИ ҲАСТИИ ДАВЛАТ

Зодрӯз бо ҳамсинфон ва “туҳфа”-и падар…

Ҷинояткор ҳабс шуду ислоҳ не

Нишасти матбуотӣ

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА


Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан

Таджикистан



ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ









Верховный Суд

Суды по регионам

КОНТАКТЫ

Республика Таджикисан, г. Душанбе ул. Немата Каробоева 1

E-mail: info@sud.tj
Tел: 233 48 21
Факс: 233 01 22
Управление по делопроизводству : 233 75 48

Система государственных органов, в том числе правоохранительных органов, определена в Конституции Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г.

Судебную власть осуществляют Конституционный Суд Республики Таджикистан, Верховный Суд Республики Таджикистан. Высший экономический Суд Республики Таджикистан, Военный суд Республики Таджикистан, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, г. Душанбе, городские и районные суды (ст. 84 гл. 8).

Анализ приведенного конституционного положения позволяет выделить суды общей юрисдикции и суды специальной юрисдикции. Суды общей юрисдикции в соответствии с административно- территориальным устройством Таджикистана составляют три звена. Высшее звено — Верховный Суд Республики Таджикистан. Низовое звено — районные (городские) суды. Промежуточное положение занимают областные и приравненные к ним суды (суд Горно-Бадахшанской области, суд г. Душанбе).

Судьи областных и приравненных к ним судов, районных (городских) судов назначаются и освобождаются от должности Президентом Таджикистана по представлению министра юстиции Таджикистана.

Организация и деятельность судов Таджикистана урегулированы в Конституционном законе РТ «О судах Республики Таджикистан» от 6 августа 2001 г.

Судом специальной юрисдикции является Конституционный Суд Республики Таджикистан , который состоит из семи судей, один из них является представителем Горно-Бадахшанской автономной республики. Судьи Конституционного Суда Таджикистана избираются «из числа юристов» в возрасте от 30 до 60 лет, имеющих профессиональный стаж работы не менее 10 лет (ст. 89).

Конституционный Суд Таджикистана имеет следующие полномочия: определяет соответствие Конституции Республики Таджикистан законов, правовых актов Маджлиси Оли Таджикистана. Президента Таджикистана. Правительства Таджикистана Верховного Суда Таджикистана Высшего экономического Суда Таджикистана и других государственных и общественных организаций, а также не вступивших в законную юридическую силу договоров Таджикистана; разрешает споры между государственными органами относительно их компетенции; исполняет другие полномочия. Решения Конституционного Суда Таджикистана являются окончательными.

Организация и деятельность Конституционного Суда Таджикистана урегулированы в Конституционном законе РТ «О Конституционном Суде Республики Таджикистан» от 3 ноября 1995 г.

Телефон доверия Министра внутренних дел Республики Таджикистан (+992 37) 221-21-21…Служба Помощи телефона 19-19 Министерства внутренних дел Республики Таджикистан

Судебная власть

978

За годы независимости проведена серьезная реформа и в судебной системе. Судебная власть признана как самостоятельная и отдельная ветвь государственной власти. Деятельность судебных органов упорядочена на основе современных требований и норм международных актов, самостоятельность судов закреплена конституционными нормами. Для осуществления судебной справедливости в Вооруженных Силах в 1993 году постановлением Президиума Верховного Совета образованы Военная коллегия Верховного суда Республики Таджикистан, и в июне 1994 года – военные суды гарнизонов. Военная коллегия Верховного суда является непосредственной верховной судебной инстанцией для военных судов гарнизонов.
14 апреля 1997 года подписан Указ Президента Республики Таджикистан за № 692 «О некоторых мерах по обеспечению самостоятельности судебной власти Республики Таджикистан», где определены вопросы улучшения социального положения судей и сотрудников аппаратов суда.
По непосредственной инициативе Президента Таджикистана Эмомали Рахмона во имя укрепления судебной власти и обеспечения самостоятельности судов в осуществлении судебной справедливости образован Совет юстиции Республики Таджикистан. Внедрение этих конституционных норм и реальное обеспечение гарантий самостоятельности судов путем вывода из подчинения органа исполнительной власти, т.е. Министерства юстиции решение вопросов подготовки предложений, связанных с проведением судебной реформы, усовершенствования судебно-правовой системы, подбор и представление достойных кандидатур на должности судей, освобождение их от должности, одновременно с этим, повышение роли и статуса судебной власти и т.д. требовало образования отдельной структуры. Создание Совета юстиции было требованием времени и практической реализацией государственной политики о судебной власти.
С учетом того, что судебные органы были признаны самостоятельной структурой государственной власти, начался первый этап судебно-правовой реформы – в Конституции Республики Таджикистан конкретно закреплены задачи судебной власти в области защиты прав и свобод человека и гражданина, и интересов государства, организаций и учреждений, законности и справедливости.
В связи с вышеуказанным, необходимо отметить, что Президент и Правительство Республики Таджикистан, учитывая значение, роль и статус судебной власти по укреплению законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, уделяют ей особое внимание. В том числе, за годы государственной независимости принят ряд нормативных документов, основанных на конституционной реформе и направленных на укрепление деятельности судебных органов.
В процессе судебно-правовой реформы в судебной системе страны, были образованы Конституционный, экономические и военные суды, приняты отраслевые законы, гражданский, уголовный, семейный, трудовой кодексы, увеличен срок полномочий судей с пяти до десяти лет, было увеличено количество должностей судей и сотрудников судебных аппаратов.
Президент Республики Таджикистан в очередном Послании Маджлиси Оли 24 апреля 2010 года, еще раз коснувшись проблем судебных органов, подчеркнул, что Программа судебно-правовой реформы сыграла заметную роль в развитии, усовершенствовании и упрочении судебной власти.
В связи с чем, дал поручение по дальнейшему продолжению судебно-правовой реформы и подготовки новой, усовершенствованной Программы.
В данном ракурсе Указом Президента страны от 3 января 2011 года утверждена Программа судебно-правовой реформы на 2011-2013 годы, в которой предусмотрены решение вопросов подготовки Процессуального кодекса административных правонарушений, анализа законодательства страны для внесения дополнений и изменений по улучшению деятельности системы судебной справедливости, и в этом направлении предусмотреть в государственном бюджете ежегодное увеличение финансирования судебных органов, все эти меры имеют важное значение для обеспечения независимости судей и реализации конституционных гарантий судебной защиты.
С получением Таджикистаном независимости и принятием новой Конституции, судебная власть как важный и необходимый институт структуры государственной власти вступила в новый этап, она окрепла в организационном отношении, по количеству и качеству структур, реализующих судебную справедливость. В том числе, впервые в судебной системе страны образованы независимые судебные институты - Конституционный, экономические и военные суды.
Судебная власть в Таджикистане является независимой, судебная справедливость осуществляется Конституционным судом, Верховным судом, Высшим экономическим судом, Военным судом, Судом ГБАО, судами областей, города Душанбе, городов и районов, Экономическим судом ГБАО, экономическими судами областей и города Душанбе.
Одной из важных ценностей Конституции нашего независимого государства является верховенство и конкретные действия ее норм. Следовательно, Конституционный суд, как независимый орган судебной власти, образован с целью защиты, обеспечения верховенства и непосредственного действия Конституции, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный суд Республики Таджикистан, как новое явление правового демократического государства и специальный орган конституционного надзора, за короткий период не раз подтвердил свою необходимость и важность в построении новой государственности Таджикистана, показал, что роль и статус этого института справедливости воспринят как необходимое явление современного общества в мировой практике.
В связи со статусом Конституционного суда Президент Республики Таджикистан отметил в своем выступлении, посвященном 15-ой годовщине принятия Конституции, «в судебной системе страны Конституционный суд занимает особое место и первоочередной его задачей является обеспечение верховенства Конституции в структуре нормативно-правовых актов.
Другим высшим органом судебной власти в стране является Верховный суд Республики Таджикистан, деятельность которого построена на основе Конституции и Конституционного закона Республики Таджикистан «О судах Республики Таджикистан», осуществляет судебный надзор за деятельностью военных судов гарнизонов, суда ГБАО, судами областей, города Душанбе, городов и районов в части гражданских, уголовных, административных и других дел, находящихся на их рассмотрении.
В настоящее время в Верховом суде действуют судебные коллегии по гражданским, уголовным, семейным, административным и военным делам. Судебные коллегии, в пределах своих полномочий и компетенций, в соответствии с законодательными нормами рассматривают дела в кассационном, надзорном порядке, а также в качестве суда первой инстанции, по вновь выявленным обстоятельствам, назначение кассационных и надзорных сроков, на основе которых изменены судебные решения первой инстанции или приняты новые судебные решения, а также обобщают судебную практику и статистику наряду с другими, определенными законодательством, вопросами.
Высший экономический суд также является высшим судебным органом по отношению решения экономических споров и других дел, рассматриваемых экономическими судами, осуществляет надзор за их деятельностью в предусмотренных законом процессуальных формах и дает руководящие разъяснения по вопросам судебной практики.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой, являются важнейшими в современном обществе. С целью повышения в обществе роли и статуса государственных служащих, их дисциплины, уровня знаний, опыта, профессионального мастерства и трудовых навыков, подбора способных, верных интересам государства и общества кадров и во имя упорядочения структур ведомств страны, Указом Президента Республики Таджикистан от 25 января 2001 года образовано Управление Государственной службы при Президенте Республики Таджикистан.
Другой Указ Президента Республики Таджикистан «Об образовании Института повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан» от 9 октября 2002 года создал необходимую базу и возможности для переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Настоящий конституционный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности судов, порядок избрания, назначения, отзыва и освобождения судей и регулирует другие отношения, касающиеся организационно-правовой деятельности судебных органов и судей.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство Республики Таджикистан о судах Республики Таджикистан

Законодательство Республики Таджикистан о судах Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего конституционного Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Таджикистаном.

Статья 2. Судебная власть

1. Судебная власть является независимой и осуществляется от имени государства судьями.

2. Судебная власть в Республике Таджикистан осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законодательством Республики Таджикистан порядке к осуществлению правосудия народных заседателей. Никакие другие органы и лица не имеют право на осуществление правосудия.

3. Судебная власть осуществляет свою деятельность посредством конституционного, гражданского, семейного, экономического, уголовного и административного судопроизводства.

4. Порядок рассмотрения дел судами определяется процессуальным законодательством Республики Таджикистан.

Статья 3. Система судебной власти Республики Таджикистан

1. Систему судебной власти Республики Таджикистан составляют Конституционный суд, Верховный Суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, городов и районов, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе.

2. Порядок организации и деятельность Конституционного суда Республики Таджикистан определяется конституционным Законом Республики Таджикистан "О Конституционном суде Республики Таджикистан".

3. Организация чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим конституционным Законом, запрещается.

Статья 4. Задачи суда

1. Судебная власть в Республике Таджикистан защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость, провозглашенные Конституцией Республики Таджикистан и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, а также международными правовыми актами, признанными Таджикистаном.

2. Задачей суда в Республике Таджикистан является всемерное укрепление законности и обеспечение социальной справедливости.

Статья 5. Принципы судебной деятельности

1. В Республике Таджикистан правосудие осуществляется только судами.

2. Каждому гарантируется судебная защита. Каждый вправе требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом.

3. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует права и свободы каждого, независимо от его национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических позиций, социального положения, образования и имущества.

4. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

5. Судебный процесс осуществляется на основе принципа состязательности и равенства сторон.

Статья 6. Ответственность за неуважение к суду

Неуважение к суду, а равно совершение действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Статья 7. Недопустимость вмешательства в деятельность суда

1. Вмешательство в деятельность суда запрещается. Вмешательство в деятельность суда в любой форме в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

2. Средства массовой информации и журналисты не вправе в своей информации выносить на обсуждение предварительный исход судебного процесса по конкретному делу, постановление по которому не вступило в законную силу.

Статья 8. Независимость судей

1. Судьи в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции Республики Таджикистан и закону.

2. Независимость судьи обеспечивается:

- специальным порядком его избрания, назначения, освобождения и отзыва;

- осуществлением правосудия в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан;

- запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия;

- ответственностью за неуважение к суду, судье;

- правом судьи на отставку, перевод на другую работу, освобождение от должности по собственному желанию, выход на пенсию или отзыв судьи;

- созданием организационных и материально-технических условий для деятельности судов;

- предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу.

3. Гарантии независимости судей, включая меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения, установленные Конституцией Республики Таджикистан, настоящим конституционным Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан, распространяются на всех судей Республики Таджикистан.

Статья 9. Обеспечение безопасности судей

1. Судьи, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства.

2. Охрана зданий и имущества судов, а при необходимости, по заявлению судьи или членов его семьи, охрана судьи и членов его семьи, их жилья и имущества, возлагается на органы внутренних дел и осуществляется безвозмездно.

3. Судья имеет право на ношение, хранение и применение служебного оружия, порядок которого определяется законодательством Республики Таджикистан.

Статья 10. Неприкосновенность судьи

1. Судья обладает правом неприкосновенности.

2. Неприкосновенность судьи распространяется на его жизнь, честь и достоинство, жилище и служебное помещение, используемые им средства транспорта и связи, а также на его корреспонденцию, принадлежащие ему вещи и документы.

3. Уголовные дела и дела об административных правонарушениях в отношении судьи возбуждаются только Генеральным прокурором Республики Таджикистан. Производство предварительного расследования по уголовному делу и производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. Уголовные дела и дела об административных правонарушениях в отношении судьи рассматриваются Верховным Судом Республики Таджикистан.

4. Привлечение к уголовной или административной ответственности, заключение под стражу или домашний арест судьи Верховного Суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан без согласия Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан запрещается.

5. Привлечение к уголовной ответственности, заключение под стражу или домашний арест судьи Суда Горно-Бадахшанской автономной области, судов областей, суда города Душанбе, военных судов гарнизонов, судов городов и районов, Экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судов областей, города Душанбе без согласия Президента Республики Таджикистан запрещается.

6. Меры по процессуальному принуждению в виде заключения судьи под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности, осмотр, обыск его жилья и служебного кабинета, арест имущества, прослушивание и запись телефонных и иных переговоров, арест корреспонденции, осмотр и их выемка, обыск, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках, арест денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и кредитных организациях, производятся по запросу прокурора или следователя с согласия Генерального прокурора Республики Таджикистан и санкции Верховного Суда Республики Таджикистан.

7. Задержание, принудительный привод, личный обыск судьи, осмотр имущества, транспортных средств и средств связи, используемых им, разрешается только при задержании его при совершении преступления, а в других случаях, производятся только по возбужденному уголовному делу в отношении судьи в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

Статья 11. Обязательность исполнения судебных актов

1. Приказ, решение, приговор, определение и постановление, принятые судами, судьями и вступившие в законную силу, обязательны для всех государственных органов, органов самоуправления поселков и сёл, общественных организаций, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Таджикистан.

2. Суд, принявший судебный акт, контролирует его исполнение.

3. Порядок исполнения судебных актов определяется законодательством Республики Таджикистан.

4. Неисполнение или воспрепятствование исполнению судебных актов, вступивших в законную силу, влечёт за собой ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.

Глава 2. Избрание, назначение, отзыв и освобождение судьи

Статья 12. Требования к кандидатам на должность судьи

1. На должность судьи Верховного Суда, Высшего экономического суда, Суда Горно-Бадахшанской автономной области, судов областей и города Душанбе избирается или назначается лицо, не моложе 30 лет, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, высшее юридическое образование, владеющее государственным языком, и имеющее стаж работы в качестве судьи не менее 5 лет.

2. На должность судьи судов городов и районов, военных судов гарнизонов, Экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судов областей и города Душанбе назначается лицо, имеющее только гражданство Республики Таджикистан не моложе 25 лет, высшее юридическое образование, владеющее государственным языком, прошедшее обязательную срочную военную службу (за исключением женщин, а также мужчин, имеющих военные билеты, кроме лиц, проходивших военную службу в составе мобилизационного призывного резерва) и имеющее профессиональный стаж работы не менее 3 лет.

3. Предельный возраст пребывания в должности судьи для женщин - 58, а для мужчин - 63 лет.

4. Кандидат на должность судьи военного суда должен также отвечать требованиям Закона Республики Таджикистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе".

(В статью внесены изменения в соответствии с Конституционным законом Республики Таджикистан от 29.01.2021 №1751)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 13. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные компетенцией на осуществление правосудия, в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, настоящим конституционным Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

2. Председатели, первые заместители и заместители председателей судов являются судьями и осуществляют свои полномочия в порядке, установленном настоящим конституционным Законом, процессуальными кодексами и другими нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

3. Все судьи в Республике Таджикистан обладают единым статусом и различаются друг от друга только своими полномочиями и компетенцией.

4. Законные требования судей при осуществлении ими полномочий, обязательны для всех государственных органов, органов самоуправления поселков и сел, общественных организаций, должностных лиц, физических и юридических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судьи безвозмездно.

5. Неисполнение законных требований судьи влечет ответственность в соответствии с положениями законодательства Республики Таджикистан.

Статья 14. Требования, предъявляемые к судье

1. Судья должен соблюдать Конституцию Республики Таджикистан и другие нормативные правовые акты Республики Таджикистан, использовать свои знания и опыт для выполнения задач, возложенных на него, исполнять свои полномочия на профессиональном уровне и быть достойным звания судьи.

2. Судья, при осуществлении правосудия, а также во внеслужебных отношениях, должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи или вызвать сомнение в его беспристрастности, справедливости и объективности.

3. Судья обязан соблюдать ограничения, предусмотренные Законом Республики Таджикистан "О противодействии коррупции". Судья при назначении (избрании) и нахождении на должности обязан ежегодно представлять декларации о своих доходах и имущественном положении в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. Представленные сведения не разглашаются, за исключением обстоятельств, установленных нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.

4. Судья не может занимать другую должность, быть депутатом представительных органов, членом политических партий и организаций или материально их поддерживать, заниматься предпринимательской деятельностью, помимо занятия научной, творческой и преподавательской деятельностью.

5. Судья не вправе:

- делать публичные заявления и комментарии по существу дел до вступления в законную силу принятых по ним судебных актов;

- получать подарки, связанные с исполнением им служебных обязанностей. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, в служебных командировках и других официальных мероприятиях, передаются им по акту в суд, в котором он осуществляет деятельность;

- разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей. Конфиденциальная информация, ставшая известной судье в силу исполнения обязанностей, не может быть использована им или разглашена другому лицу в целях, не связанных с исполнением обязанностей судьи.

6. Судья раз в два года охватывается повышением квалификации и по его окончании ему выдается сертификат установленной формы.

(В статью внесены изменения в соответствии с Конституционным законом Республики Таджикистан от 20.04.2021 №1772)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Срок полномочий судей

1. Судьи избираются или назначаются сроком на 10 лет.

2. При избрании либо назначении судьи в период его полномочий из одного суда в другой, десятилетний срок его полномочий исчисляется со дня нового избрания или назначения.

Статья 16. Избрание и назначение судьи

1. Судьи Верховного Суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан избираются Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан по представлению Президента Республики Таджикистан.

2. Судьи Суда Горно-Бадахшанской автономной области, судов областей, города Душанбе, военных судов гарнизонов, судов городов и районов по представлению Председателя Верховного Суда Республики Таджикистан, судьи Экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судов областей и города Душанбе назначаются Президентом Республики Таджикистан по представлению Председателя Высшего экономического Суда Республики Таджикистан.

(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Конституционными Законами Республики Таджикистан от 23.07.2016 г. №1328, 21.02.2018 г. №1509)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 17. Присяга судьи

1. Лицо, впервые назначенное на должность судьи, в торжественной обстановке, на собрании судей приносит следующую присягу: "Торжественно клянусь исполнять свои обязанности с честью, беспристрастно, добросовестно и объективно, осуществлять правосудие, подчиняясь только Конституции Республики Таджикистан и закону. За нарушение присяги считаю себя ответственным перед обществом и государством.".

2. Во время церемонии принятия присяги судьёй выставляются Государственный флаг Республики Таджикистан и Государственный герб Республики Таджикистан.

3. Судья приносит присягу стоя, положив правую руку на Конституцию Республики Таджикистан. После принятия присяги судья утверждает своей личной подписью текст присяги и записывает день его принятия. Текст присяги будет храниться в личном деле судьи.

(Статья изложена в новой редакции в соответствии с Конституционным законом Республики Таджикистан от 20.04.2021 №1772)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 17(1). Приостановление полномочий судьи

1. Полномочия судьи временно приостанавливаются в случаях, если:

- он избран или назначен с нарушением установленного порядка;

- он временно отстранен от должности в соответствии с законодательством Республики Таджикистан;

- дано согласие на привлечение его к уголовной ответственности в установленном порядке.

2. Полномочия судьи Верховного Суда Республики Таджикистан, суда Горно-Бадахшанской автономной области, судов областей, города Душанбе, военных судов гарнизонов, судов городов и районов временно приостанавливаются Квалификационной коллегией судей Республики Таджикистан по представлению председателя Верховного Суда Республики Таджикистан, судей Высшего экономического суда Республики Таджикистан, Экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судов областей и города Душанбе по представлению председателя Высшего экономического суда Республики Таджикистан до устранения оснований, указанных в части 1 настоящей статьи.

(Статья введена в соответствии с Конституционным законом Республики Таджикистан от 23.12.2021 №1807)

Статья 18. Отзыв и освобождение судьи

1. Отзыв и освобождение судьи осуществляются в случаях:

- удовлетворения письменного заявления судьи об отставке;

- по собственному желанию судьи;

- достижения предельного возраста пребывания в должности судьи;

- в связи с переводом на другую работу;

- в связи с выездом за пределы Республики Таджикистан;

- осуществления деятельности, несовместимой с его должностью;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда, вынесенного в отношении судьи;

- вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным;

- нарушения установленного законодательством Республики Таджикистан порядка по упорядочению традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан;

- невозможности исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам на протяжении длительного срока (не менее четырех месяцев подряд);

- прекращения гражданства Республики Таджикистан, либо приобретения гражданства другого государства;

- если он является пенсионером Республики Таджикистан или иностранного государства;

- предоставления заведомо ложной информации о своих доходах и имущественном положении;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: