Судну выполнившему требования мкуб выдается свидетельство об управлении безопасностью сроком на
Обновлено: 02.05.2024
В 1987 году Комитету по безопасности на море было поручено разработать руководящий документ, содержащий требования к обеспечению безопасной эксплуатации морских судов, как со стороны плавсостава, так и со стороны береговых служб и операторов. В результате этих усилий в 1993 году ИМО приняла Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), объединивший комплекс таких требований, а в 1994 году МКУБ, будучи официально введенным в COJIAC-74 в качестве новой главы IX этой конвенции, стал обязательным руководством.
Основные задачи Кодекса:
- обеспечение безопасной практики эксплуатации судов и безопасных рабочих условий;
- разработка мероприятий по предотвращению возможного риска;
- непрерывное совершенствование деятельности персонала, участвующего в эксплуатации флота, в отношении обеспечения безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям.
Кодекс требует, чтобы каждая судовладельческая компания обеспечивала выполнение обязательных конвенционных требований путем разработки системы управления безопасностью, отражающей техническую и экономическую политику компании в этом направлении. При этом каждая компания в составе своих менеджеров должна иметь назначенных лиц, которые должны непосредственно заниматься вопросами безопасности и обеспечивать контакты в этом отношении вплоть до самых верхов компании.
Определяя ответственность компании, Кодекс подчеркивает, что эта ответственность обусловливается правительственными обязательствами.
МКУБ обеспечивает выполнение международных стандартов в области управления безопасностью и эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. МКУБ требует, чтобы судоходные компании установили цели безопасности, разработали, внедрили и поддерживали систему управления безопасностью (СУБ), включающую функциональные требования, перечисленные в разделах МКУБ.
Применение МКУБ предназначено способствовать развитию в судоходстве культуры безопасности. Факторы успеха в развитии культуры безопасности состоят, среди прочего, из приверженности к ней, ценностей безопасности и веры в нее.
Для обеспечения установленных стандартов безопасности требуется соответствующая организация управления, как на берегу, так и на судне. Поэтому от лиц, ответственных за управление судами, требуется системный подход к управлению. Цели обязательного применения МКУБ должны обеспечивать соответствие обязательным законам и правилам, относящимся к безопасной эксплуатации судов и защите окружающей среды, а также эффективное их внедрение и контроль за их выполнением Администрациями.
Этот контроль должен включать проверку того, что система управления безопасностью (СУБ) отвечает требованиям, предписанным МКУБ, а также соответствует обязательным законам и правилам.
Применение МКУБ должно способствовать тому, чтобы кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные ИМО, национальными администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии реально выполнялись.
Национальная администрация ответственна за проверку выполнения требований МКУБ и выдачу компаниям Документов о соответствии, а судам — Свидетельств об управлении безопасностью.
Для выполнения требований МКУБ компании должны разработать, внедрить и поддерживать СУБ, чтобы обеспечить выполнение политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды. При этом политика компании должна включать цели, определенные МКУБ.
Администрации должны проверять выполнение требований МКУБ путем определения соответствия системы управления безопасностью компании требованиям МКУБ и того, что СУБ обеспечивает выполнение целей, определенных в МКУБ.
Определение соответствия или несоответствия элементов СУБ требованиям МКУБ требует выработки критериев оценки. Критерии оценки в форме предписанных требований могут вылиться в то, что управление безопасностью в судоходстве сведется к использованию одними компаниями решений, выработанных другими компаниями. Рекомендуется, чтобы оценки основывались на определении эффективности СУБ по выполнению специфичных целей, а не на соответствии подобным требованиям, дополнительным к содержащимся в МКУБ.
МКУБ устанавливает общие цели управления безопасностью:
- обеспечить безопасную практику эксплуатации судов и безопасную для работы окружающую среду;
- поставить заслоны всем выявленным рискам;
- постоянно улучшать навыки управления безопасностью персонала на берегу и судне, включая готовность действовать в аварийных ситуациях, связанных как с безопасностью, так и с защитой окружающей среды.
Систематические проверки призваны способствовать компаниям в достижении этих целей.
1. Порядок выдачи рыболовному судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства (далее - Порядок) разработан в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 42, ст. 5714) и устанавливает правила выдачи рыболовному судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства.
II. Выдача рыболовному судну свидетельства об управлении безопасностью
2. Свидетельство об управлении безопасностью*(1) (далее - свидетельство) выдается на рыболовное судно на 5 лет федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству по рыболовству, перечень которых определен пунктом 2 Порядка освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 166 (далее, соответственно, - уполномоченная организация и Порядок освидетельствования).
3. Свидетельство выдается непосредственно судовладельцу рыболовного судна (далее - судовладелец) или уполномоченному лицу под роспись либо направляется по почте в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента завершения освидетельствования, в случаях:
а) если система управления безопасностью*(2) (далее - СУБ) применяется на рыболовном судне в соответствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения*(3) (далее - Кодекс), за исключением выявленных замечаний*(4) и несоответствий*(5), а капитан рыболовного судна проинформирован о выявленных замечаниях и несоответствиях и порядке их устранения;
б) если СУБ применяется на рыболовном судне в соответствии с требованиями Кодекса, и замечания, несоответствия или существенные несоответствия*(6) не обнаружены.
4. Свидетельство выдается на рыболовное судно только при наличии у судовладельца действующего документа о соответствии судовладельца рыболовного судна требованиям Кодекса (далее - документ о соответствии*(7)).
5. В свидетельство на русском и английском языках вносится следующая информация:
а) наименование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (Федеральное агентство по рыболовству);
б) наименование организации, уполномоченной на освидетельствование рыболовных судов, проводившей освидетельствование рыболовного судна;
в) надпись: "Свидетельство об управлении безопасностью";
г) название рыболовного судна;
д) позывной сигнал;
е) порт регистрации рыболовного судна;
ж) тип рыболовного судна;
з) идентификационный номер Международной морской организации рыболовного судна (при наличии);
и) название судовладельца, которому выдан документ о соответствии;
к) адрес места нахождения судовладельца, которому выдан документ о соответствии;
л) запись: "Настоящим удостоверяется, что система управления безопасностью рыболовного судна освидетельствована и что СУБ рыболовного судна отвечает требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, и что судовладелец рыболовного судна имеет документ о соответствии, применимый к данному рыболовному судну".
м) дата окончания действия свидетельства;
н) место выдачи свидетельства;
о) дата выдачи свидетельства;
п) учетный номер свидетельства;
р) подпись должностного лица, выдавшего свидетельство, заверенная печатью уполномоченной организации.
6. Кроме указанной в пункте 5 настоящих Правил информации в свидетельство вносится следующая четырехкратно повторенная (для промежуточного и дополнительного освидетельствования рыболовного судна) информация:
а) надпись: "Подтверждение промежуточного освидетельствования и дополнительного освидетельствования (при необходимости)";
б) надпись: "Настоящим удостоверяется, что при промежуточном освидетельствовании (дополнительном освидетельствовании) система управления безопасностью рыболовного судна отвечает требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения";
в) место проведения промежуточного освидетельствования рыболовного судна (вносится после проведения указанного освидетельствования);
г) дата промежуточного освидетельствования рыболовного судна (вносится после проведения указанного освидетельствования);
д) место проведения дополнительного освидетельствования рыболовного судна (вносится после проведения указанного освидетельствования);
е) дата дополнительного освидетельствования рыболовного судна (вносится после проведения указанного освидетельствования);
ж) подпись должностного лица, выдавшего свидетельство, заверенная печатью уполномоченной организации (вносится после проведения указанного освидетельствования).
7. Если возобновляющее освидетельствование завершено в течение трех месяцев до даты истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство должно быть действительно с даты завершения освидетельствования для его возобновления на период, не превышающий 5 лет с даты истечения срока действия существующего свидетельства.
8. Если возобновляющее освидетельствование проведено более чем за три месяца до даты истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство должно быть действительно с даты завершения освидетельствования для его возобновления на период, не превышающий 5 лет с даты завершения освидетельствования для его возобновления.
9. Если возобновляющее освидетельствование проведено после истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство действительно с даты завершения возобновляющего освидетельствования до даты, не превышающей 5 лет с даты истечения срока действия существующего свидетельства.
10. Если возобновляющее освидетельствование было проведено, а новое свидетельство не может быть выдано или передано на рыболовное судно до даты истечения срока действия существующего свидетельства, уполномоченная организация может подтвердить существующее свидетельство, и такое свидетельство должно признаваться действительным на дальнейший срок, не превышающий 5 месяцев с даты истечения указанного в нем срока действия.
11. Если в момент истечения срока действия свидетельства рыболовное судно не находится в порту, в котором оно должно пройти освидетельствование, срок действия свидетельства может быть продлен уполномоченной организацией. При этом такое продление предоставляется исключительно для обеспечения возможности следования рыболовного судна в морской порт, в котором оно должно пройти освидетельствование.
Свидетельство не должно продлеваться на срок, превышающий три месяца.
Не допускается выход рыболовного судна, которому предоставляется такое продление, из морского порта, в котором оно должно пройти освидетельствование в силу этого продления, без нового свидетельства. При этом новое свидетельство выдается на срок, не превышающий 5 лет с даты истечения срока действия существующего свидетельства до предоставления продления.
III. Выдача рыболовному судну временного свидетельства об управлении безопасностью
12. Временное свидетельство об управлении безопасностью выдается:
а) новым рыболовным судам;
б) в случае, когда судовладелец принимает на себя ответственность за эксплуатацию рыболовного судна, которое является для него новым;
в) в случае замены флага рыболовного судна.
Временное свидетельство об управлении безопасностью должно выдаваться уполномоченной организацией на период, не превышающий 6 месяцев.
В особых случаях уполномоченная организация может продлить срок действия Временного свидетельства по управлению безопасностью*(8) не более чем на 6 месяцев с даты истечения срока его действия.
13. Временное свидетельство об управлении безопасностью выдается после проверки того, что:
а) документ о соответствии или временный документ о соответствии имеет отношение к конкретному рыболовному судну;
б) СУБ, предусмотренная судовладельцем для конкретного рыболовного судна, включает основные элементы Кодекса и была оценена во время освидетельствования для выдачи документа о соответствии или была продемонстрирована для выдачи временного документа о соответствии*(9);
в) судовладелец запланировал освидетельствование рыболовного судна в течение следующих трех месяцев;
г) капитан и лица командного состава ознакомлены с СУБ и мерами по ее применению;
д) инструкции выданы экипажу до выхода рыболовного судна в рейс;
е) соответствующие сведения о СУБ представлены на рабочем языке, понятном для экипажа рыболовного судна.
IV. Изъятие свидетельства об управлении безопасностью
14. Свидетельство изымается уполномоченной организацией в следующих случаях:
а) уполномоченная организация, проводившая освидетельствование рыболовного судна, не получила в 3-месячный срок с момента выдачи Акта освидетельствования информацию об устранении несоответствий, выявленных в результате освидетельствования рыболовного судна;
б) уполномоченная организация не получила заявку на проведение промежуточного, возобновляющего, дополнительного освидетельствования и/или нарушены сроки проведения освидетельствования рыболовного судна в соответствии с Порядком освидетельствования;
в) изъятия документа о соответствии у судовладельца;
г) имеется доказательство существенного несоответствия Кодексу;
д) при передаче рыболовного судна другому судовладельцу;
е) в случае аварии рыболовного судна.
15. Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней по истечении сроков, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 14 настоящего Порядка, принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.
Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней с момента изъятия документа о соответствии у судовладельца принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.
Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней с момента получения сведений о наличии у рыболовного судна существенного несоответствия Кодексу принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.
Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней с момента подписания акта приема-передачи рыболовного судна другому судовладельцу принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.
Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней с момента получения информации о случае, указанном в подпункте "е" пункта 14 настоящего Порядка, принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.
С момента принятия решения об изъятии свидетельство считается аннулированным.
16. Если свидетельство было изъято в соответствии с подпунктом "е" пункта 14 настоящего Порядка, новое свидетельство выдается на рыболовное судно после проведения предварительного освидетельствования рыболовного судна с выдачей временного свидетельства в соответствии с Порядком освидетельствования, при наличии у судовладельца документа о соответствии или временного документа о соответствии.
17. Информация об изъятии свидетельства размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального агентства по рыболовству.
*(1) Подпункт 1.1.6 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
*(2) Подпункт 1.1.4 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
*(3) Резолюция Ассамблеи Международной морской организации А.741 (18) от 4 ноября 1993 г. (часть 4 приложения N 1 к Бюллетеню международных договоров, 2011 год).
*(4) Подпункт 1.1.8 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
*(5) Подпункт 1.1.9 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
*(6) Подпункт 1.1.10 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
*(7) Подпункт 1.1.5 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
*(8) Пункт 14.3 главы 14 части Б Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
*(9) Подпункт 2 пункта 14.4 главы 14 части Б Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
Статья 34.1. Система управления безопасностью судов
(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:
1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;
6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;
7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:
обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;
издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;
проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;
8) документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;
9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;
10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;
11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;
13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;
14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.
2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
3. Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Судовладелец должен обеспечить:
1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;
2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;
3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.
5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Документ о соответствии выдается на срок пять лет.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается на срок пять лет и подтверждается после проведения между вторым и третьим годами его действия проверки применения на судне системы управления безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 450-ФЗ)
(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Для судов, эксплуатируемых без экипажа, требования подпунктов 3 - 10 пункта 1, пункта 6 настоящей статьи не применяются. В отношении несамоходных судов, эксплуатируемых с экипажами, требования подпунктов 1 - 3, 7 - 11, 13 пункта 1 и пункта 4 настоящей статьи не применяются.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 34.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Статья 34.1. Система управления безопасностью судов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 34.1 КВВТ РФ
1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:
1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;
6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;
7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:
обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;
издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;
проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;
9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;
10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;
11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;
13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;
14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.
2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ в пункт 3 статьи 34.1 настоящего Кодекса внесены изменения
3. Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.
4. Судовладелец должен обеспечить:
1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;
2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;
3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 9 января 2018 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 450-ФЗ
5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Документ о соответствии выдается на срок пять лет.
Информация об изменениях:
Пункт 6 изменен с 9 января 2018 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 450-ФЗ
6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается на срок пять лет и подтверждается после проведения между вторым и третьим годами его действия проверки применения на судне системы управления безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ в пункт 7 статьи 34.1 настоящего Кодекса внесены изменения
7. Для судов, эксплуатируемых без экипажа, требования подпунктов 3 - 10 пункта 1, пункта 6 настоящей статьи не применяются. В отношении несамоходных судов, эксплуатируемых с экипажами, требования подпунктов 1 - 3, 7 - 11, 13 пункта 1 и пункта 4 настоящей статьи не применяются.
8. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.
Свидетельство об управлении безопасностью действительно в течение пяти лет. Действительность Свидетельства об управлении безопасностью подлежит, по меньшей мере, одной промежуточной проверке, подтверждающей эффективное функционирование СУБ и то, что возможные изменения, внесенные в нее со времени предыдущей проверки отвечают требованиям МКУБ. В определенных случаях, особенно в начальный период работы СУБ, Администрация может посчитать необходимым увеличить число промежуточных проверок. Характер несоответствий может также послужить основанием увеличения числа таких проверок.
Только Администрация, выдавшая Свидетельство об управлении безопасностью, может изъять его, если промежуточная проверка не была запрошена компанией или имеется доказательство существенного несоответствия требованиям МКУБ. Освидетельствование для возобновления Свидетельства об управлении безопасностью включает оценку всех элементов СУБ, относящихся к данному судну и эффективность СУБ в выполнении целей МКУБ.
В случаях смены флага судна или компании следует выполнить специальные меры переходного характера. Временный Документ о соответствии может быть выдан для облегчения первоначального внедрения МКУБ и внедрения его недавно организованной компанией или в случае, если в существующий Документ о соответствии вносятся новые типы судов.
Администрация может выдать Временный Документ о соответствии, действительный на дрок не более двенадцати месяцев, компании после демонстрации ею, что она имеет СУБ, отвечающую целям раздела МКУБ. Администрация должна потребовать от компании представить планы по внедрению СУБ, отвечающие всем требованиям МКУБ, в течение срока действия Временного Документа о соответствии.
Временное Свидетельство об управлении безопасностью, действительное на срок не более шести месяцев, может быть выдано вновь поступившим судам или в тех случаях, когда компания принимает на себя ответственность за управление судном, которое является новым для компании. Администрация может также продлить срок действия Временного Свидетельства об управлении безопасностью еще на шесть месяцев.
До выдачи Временного Свидетельства об управлении безопасностью Администрация должна проверить следующее:
- Документ о соответствии, включая Временный Документ о соответствии, относится к данному судну;
- СУБ, предусмотренная компанией для судна, включает ключевые элементы МКУБ и СУБ и была оценена в ходе аудиторской проверки для выдачи Документа о соответствии или Временного Документа о соответствий;
- капитан и старший командный состав знают СУБ и плановые меры по ее внедрению;
- отданы инструкции, определенные как наиболее важные для доведения до сведения до выхода в рейс;
- планы аудиторской проверки судна компанией в течение трех месяцев имеются;
- соответствующая информация о СУБ имеется на рабочем языке или языках, понятных судовому персоналу.
Кодекс вступил в силу по процедуре «молчаливого согласия» 1 июля 1998 года. Его положения распространяются на пассажирские суда, нефтетанкеры, химовозы, навалочники, газовозы и высокоскоростные грузовые суда валовой вместимостью 500 т и более. Для других грузовых судов и мобильных морских буровых установок (также вместимостью 500 и выше) Кодекс вступил в силу с 1 июля 2002 года.
Автор статьи
Читайте также: