Судну выполнившему требования мкуб выдается свидетельство об управлении безопасностью сроком на

Обновлено: 02.05.2024

В 1987 году Комитету по безопасности на море было поручено разработать руководящий документ, содержащий требования к обеспечению безопасной эксплуатации морских судов, как со сто­роны плавсостава, так и со стороны береговых служб и операторов. В результате этих усилий в 1993 году ИМО приняла Международ­ный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), объединивший комплекс таких требований, а в 1994 году МКУБ, будучи официально введенным в COJIAC-74 в качестве новой главы IX этой конвенции, стал обязательным руководством.

Основные задачи Кодекса:

  • обеспечение безопасной практики эксплуатации судов и бе­зопасных рабочих условий;
  • разработка мероприятий по предотвращению возможного риска;
  • непрерывное совершенствование деятельности персонала, участвующего в эксплуатации флота, в отношении обеспечения безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям.

Кодекс требует, чтобы каждая судовладельческая компания обеспечивала выполнение обязательных конвенционных требова­ний путем разработки системы управления безопасностью, отража­ющей техническую и экономическую политику компании в этом направлении. При этом каждая компания в составе своих менедже­ров должна иметь назначенных лиц, которые должны непосредст­венно заниматься вопросами безопасности и обеспечивать контакты в этом отношении вплоть до самых верхов компании.

Определяя ответственность компании, Кодекс подчеркивает, что эта ответственность обусловливается правительственными обя­зательствами.

МКУБ обеспечивает выполнение международных стандартов в области управления безопасностью и эксплуатацией судов и пред­отвращением загрязнения. МКУБ требует, чтобы судоходные компании установили цели безопасности, разработали, внедрили и поддерживали систему управления безопасностью (СУБ), включа­ющую функциональные требования, перечисленные в разделах МКУБ.

Применение МКУБ предназначено способствовать развитию в судоходстве культуры безопасности. Факторы успеха в развитии культуры безопасности состоят, среди прочего, из приверженности к ней, ценностей безопасности и веры в нее.

Для обеспечения установленных стандартов безопасности тре­буется соответствующая организация управления, как на берегу, так и на судне. Поэтому от лиц, ответственных за управление судами, требуется системный подход к управлению. Цели обязательного применения МКУБ должны обеспечивать соответствие обязатель­ным законам и правилам, относящимся к безопасной эксплуатации судов и защите окружающей среды, а также эффективное их вне­дрение и контроль за их выполнением Администрациями.

Этот контроль должен включать проверку того, что система управления безопасностью (СУБ) отвечает требованиям, предпи­санным МКУБ, а также соответствует обязательным законам и пра­вилам.

Применение МКУБ должно способствовать тому, чтобы ко­дексы, руководства и стандарты, рекомендованные ИМО, нацио­нальными администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии реально выполнялись.

Национальная администрация ответственна за проверку выпол­нения требований МКУБ и выдачу компаниям Документов о соот­ветствии, а судам — Свидетельств об управлении безопасностью.

Для выполнения требований МКУБ компании должны разрабо­тать, внедрить и поддерживать СУБ, чтобы обеспечить выполнение политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды. При этом политика компании должна включать цели, опре­деленные МКУБ.

Администрации должны проверять выполнение требований МКУБ путем определения соответствия системы управления безо­пасностью компании требованиям МКУБ и того, что СУБ обеспечивает выполнение целей, определенных в МКУБ.

Определение соответствия или несоответствия элементов СУБ требованиям МКУБ требует выработки критериев оценки. Крите­рии оценки в форме предписанных требований могут вылиться в то, что управление безопасностью в судоходстве сведется к использо­ванию одними компаниями решений, выработанных другими ком­паниями. Рекомендуется, чтобы оценки основывались на определе­нии эффективности СУБ по выполнению специфичных целей, а не на соответствии подобным требованиям, дополнительным к содер­жащимся в МКУБ.

МКУБ устанавливает общие цели управления безопасностью:

  • обеспечить безопасную практику эксплуатации судов и безопасную для работы окружающую среду;
  • поставить заслоны всем выявленным рискам;
  • постоянно улучшать навыки управления безопасностью персонала на берегу и судне, включая готовность действовать в аварийных ситуациях, связанных как с безопасностью, так и с защитой окружающей среды.

Систематические проверки призваны способствовать компани­ям в достижении этих целей.

1. Порядок выдачи рыболовному судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства (далее - Порядок) разработан в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 42, ст. 5714) и устанавливает правила выдачи рыболовному судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства.

II. Выдача рыболовному судну свидетельства об управлении безопасностью

2. Свидетельство об управлении безопасностью*(1) (далее - свидетельство) выдается на рыболовное судно на 5 лет федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству по рыболовству, перечень которых определен пунктом 2 Порядка освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 166 (далее, соответственно, - уполномоченная организация и Порядок освидетельствования).

3. Свидетельство выдается непосредственно судовладельцу рыболовного судна (далее - судовладелец) или уполномоченному лицу под роспись либо направляется по почте в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента завершения освидетельствования, в случаях:

а) если система управления безопасностью*(2) (далее - СУБ) применяется на рыболовном судне в соответствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения*(3) (далее - Кодекс), за исключением выявленных замечаний*(4) и несоответствий*(5), а капитан рыболовного судна проинформирован о выявленных замечаниях и несоответствиях и порядке их устранения;

б) если СУБ применяется на рыболовном судне в соответствии с требованиями Кодекса, и замечания, несоответствия или существенные несоответствия*(6) не обнаружены.

4. Свидетельство выдается на рыболовное судно только при наличии у судовладельца действующего документа о соответствии судовладельца рыболовного судна требованиям Кодекса (далее - документ о соответствии*(7)).

5. В свидетельство на русском и английском языках вносится следующая информация:

а) наименование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (Федеральное агентство по рыболовству);

б) наименование организации, уполномоченной на освидетельствование рыболовных судов, проводившей освидетельствование рыболовного судна;

в) надпись: "Свидетельство об управлении безопасностью";

г) название рыболовного судна;

д) позывной сигнал;

е) порт регистрации рыболовного судна;

ж) тип рыболовного судна;

з) идентификационный номер Международной морской организации рыболовного судна (при наличии);

и) название судовладельца, которому выдан документ о соответствии;

к) адрес места нахождения судовладельца, которому выдан документ о соответствии;

л) запись: "Настоящим удостоверяется, что система управления безопасностью рыболовного судна освидетельствована и что СУБ рыболовного судна отвечает требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, и что судовладелец рыболовного судна имеет документ о соответствии, применимый к данному рыболовному судну".

м) дата окончания действия свидетельства;

н) место выдачи свидетельства;

о) дата выдачи свидетельства;

п) учетный номер свидетельства;

р) подпись должностного лица, выдавшего свидетельство, заверенная печатью уполномоченной организации.

6. Кроме указанной в пункте 5 настоящих Правил информации в свидетельство вносится следующая четырехкратно повторенная (для промежуточного и дополнительного освидетельствования рыболовного судна) информация:

а) надпись: "Подтверждение промежуточного освидетельствования и дополнительного освидетельствования (при необходимости)";

б) надпись: "Настоящим удостоверяется, что при промежуточном освидетельствовании (дополнительном освидетельствовании) система управления безопасностью рыболовного судна отвечает требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения";

в) место проведения промежуточного освидетельствования рыболовного судна (вносится после проведения указанного освидетельствования);

г) дата промежуточного освидетельствования рыболовного судна (вносится после проведения указанного освидетельствования);

д) место проведения дополнительного освидетельствования рыболовного судна (вносится после проведения указанного освидетельствования);

е) дата дополнительного освидетельствования рыболовного судна (вносится после проведения указанного освидетельствования);

ж) подпись должностного лица, выдавшего свидетельство, заверенная печатью уполномоченной организации (вносится после проведения указанного освидетельствования).

7. Если возобновляющее освидетельствование завершено в течение трех месяцев до даты истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство должно быть действительно с даты завершения освидетельствования для его возобновления на период, не превышающий 5 лет с даты истечения срока действия существующего свидетельства.

8. Если возобновляющее освидетельствование проведено более чем за три месяца до даты истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство должно быть действительно с даты завершения освидетельствования для его возобновления на период, не превышающий 5 лет с даты завершения освидетельствования для его возобновления.

9. Если возобновляющее освидетельствование проведено после истечения срока действия существующего свидетельства, новое свидетельство действительно с даты завершения возобновляющего освидетельствования до даты, не превышающей 5 лет с даты истечения срока действия существующего свидетельства.

10. Если возобновляющее освидетельствование было проведено, а новое свидетельство не может быть выдано или передано на рыболовное судно до даты истечения срока действия существующего свидетельства, уполномоченная организация может подтвердить существующее свидетельство, и такое свидетельство должно признаваться действительным на дальнейший срок, не превышающий 5 месяцев с даты истечения указанного в нем срока действия.

11. Если в момент истечения срока действия свидетельства рыболовное судно не находится в порту, в котором оно должно пройти освидетельствование, срок действия свидетельства может быть продлен уполномоченной организацией. При этом такое продление предоставляется исключительно для обеспечения возможности следования рыболовного судна в морской порт, в котором оно должно пройти освидетельствование.

Свидетельство не должно продлеваться на срок, превышающий три месяца.

Не допускается выход рыболовного судна, которому предоставляется такое продление, из морского порта, в котором оно должно пройти освидетельствование в силу этого продления, без нового свидетельства. При этом новое свидетельство выдается на срок, не превышающий 5 лет с даты истечения срока действия существующего свидетельства до предоставления продления.

III. Выдача рыболовному судну временного свидетельства об управлении безопасностью

12. Временное свидетельство об управлении безопасностью выдается:

а) новым рыболовным судам;

б) в случае, когда судовладелец принимает на себя ответственность за эксплуатацию рыболовного судна, которое является для него новым;

в) в случае замены флага рыболовного судна.

Временное свидетельство об управлении безопасностью должно выдаваться уполномоченной организацией на период, не превышающий 6 месяцев.

В особых случаях уполномоченная организация может продлить срок действия Временного свидетельства по управлению безопасностью*(8) не более чем на 6 месяцев с даты истечения срока его действия.

13. Временное свидетельство об управлении безопасностью выдается после проверки того, что:

а) документ о соответствии или временный документ о соответствии имеет отношение к конкретному рыболовному судну;

б) СУБ, предусмотренная судовладельцем для конкретного рыболовного судна, включает основные элементы Кодекса и была оценена во время освидетельствования для выдачи документа о соответствии или была продемонстрирована для выдачи временного документа о соответствии*(9);

в) судовладелец запланировал освидетельствование рыболовного судна в течение следующих трех месяцев;

г) капитан и лица командного состава ознакомлены с СУБ и мерами по ее применению;

д) инструкции выданы экипажу до выхода рыболовного судна в рейс;

е) соответствующие сведения о СУБ представлены на рабочем языке, понятном для экипажа рыболовного судна.

IV. Изъятие свидетельства об управлении безопасностью

14. Свидетельство изымается уполномоченной организацией в следующих случаях:

а) уполномоченная организация, проводившая освидетельствование рыболовного судна, не получила в 3-месячный срок с момента выдачи Акта освидетельствования информацию об устранении несоответствий, выявленных в результате освидетельствования рыболовного судна;

б) уполномоченная организация не получила заявку на проведение промежуточного, возобновляющего, дополнительного освидетельствования и/или нарушены сроки проведения освидетельствования рыболовного судна в соответствии с Порядком освидетельствования;

в) изъятия документа о соответствии у судовладельца;

г) имеется доказательство существенного несоответствия Кодексу;

д) при передаче рыболовного судна другому судовладельцу;

е) в случае аварии рыболовного судна.

15. Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней по истечении сроков, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 14 настоящего Порядка, принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.

Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней с момента изъятия документа о соответствии у судовладельца принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.

Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней с момента получения сведений о наличии у рыболовного судна существенного несоответствия Кодексу принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.

Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней с момента подписания акта приема-передачи рыболовного судна другому судовладельцу принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.

Уполномоченная организация в течение трех рабочих дней с момента получения информации о случае, указанном в подпункте "е" пункта 14 настоящего Порядка, принимает решение об изъятии свидетельства и уведомляет об этом Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), капитана морского порта регистрации данного рыболовного судна/судов, судовладельца и капитана рыболовного судна.

С момента принятия решения об изъятии свидетельство считается аннулированным.

16. Если свидетельство было изъято в соответствии с подпунктом "е" пункта 14 настоящего Порядка, новое свидетельство выдается на рыболовное судно после проведения предварительного освидетельствования рыболовного судна с выдачей временного свидетельства в соответствии с Порядком освидетельствования, при наличии у судовладельца документа о соответствии или временного документа о соответствии.

17. Информация об изъятии свидетельства размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального агентства по рыболовству.

*(1) Подпункт 1.1.6 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

*(2) Подпункт 1.1.4 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

*(3) Резолюция Ассамблеи Международной морской организации А.741 (18) от 4 ноября 1993 г. (часть 4 приложения N 1 к Бюллетеню международных договоров, 2011 год).

*(4) Подпункт 1.1.8 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

*(5) Подпункт 1.1.9 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

*(6) Подпункт 1.1.10 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

*(7) Подпункт 1.1.5 пункта 1.1 главы 1 части А Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

*(8) Пункт 14.3 главы 14 части Б Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

*(9) Подпункт 2 пункта 14.4 главы 14 части Б Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

Статья 34.1. Система управления безопасностью судов

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:

1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;

6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;

7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:

обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;

издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;

проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;

8) документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;

9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;

10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;

11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;

13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;

14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.

2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

3. Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Судовладелец должен обеспечить:

1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;

2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;

3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.

5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Документ о соответствии выдается на срок пять лет.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается на срок пять лет и подтверждается после проведения между вторым и третьим годами его действия проверки применения на судне системы управления безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 450-ФЗ)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для судов, эксплуатируемых без экипажа, требования подпунктов 3 - 10 пункта 1, пункта 6 настоящей статьи не применяются. В отношении несамоходных судов, эксплуатируемых с экипажами, требования подпунктов 1 - 3, 7 - 11, 13 пункта 1 и пункта 4 настоящей статьи не применяются.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 34.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Статья 34.1. Система управления безопасностью судов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 34.1 КВВТ РФ

1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:

1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;

6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;

7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:

обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;

издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;

проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;

9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;

10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;

11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;

13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;

14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.

2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ в пункт 3 статьи 34.1 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.

4. Судовладелец должен обеспечить:

1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;

2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;

3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 9 января 2018 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 450-ФЗ

5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Документ о соответствии выдается на срок пять лет.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 9 января 2018 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 450-ФЗ

6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается на срок пять лет и подтверждается после проведения между вторым и третьим годами его действия проверки применения на судне системы управления безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ в пункт 7 статьи 34.1 настоящего Кодекса внесены изменения

7. Для судов, эксплуатируемых без экипажа, требования подпунктов 3 - 10 пункта 1, пункта 6 настоящей статьи не применяются. В отношении несамоходных судов, эксплуатируемых с экипажами, требования подпунктов 1 - 3, 7 - 11, 13 пункта 1 и пункта 4 настоящей статьи не применяются.

8. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.

Свидетельство об управлении безопасностью действительно в течение пяти лет. Действительность Свидетельства об управлении безопасностью подлежит, по меньшей мере, одной промежуточной проверке, подтверждающей эффективное функционирование СУБ и то, что возможные изменения, внесенные в нее со времени предыду­щей проверки отвечают требованиям МКУБ. В определенных слу­чаях, особенно в начальный период работы СУБ, Администрация может посчитать необходимым увеличить число промежуточных проверок. Характер несоответствий может также послужить основанием увеличения числа таких проверок.

Только Администрация, выдавшая Свидетельство об управле­нии безопасностью, может изъять его, если промежуточная про­верка не была запрошена компанией или имеется доказательство существенного несоответствия требованиям МКУБ. Освидетель­ствование для возобновления Свидетельства об управлении безо­пасностью включает оценку всех элементов СУБ, относящихся к данному судну и эффективность СУБ в выполнении целей МКУБ.

В случаях смены флага судна или компании следует выполнить специальные меры переходного характера. Временный Документ о соответствии может быть выдан для облегчения первоначального внедрения МКУБ и внедрения его недавно организованной компа­нией или в случае, если в существующий Документ о соответствии вносятся новые типы судов.

Администрация может выдать Временный Документ о соот­ветствии, действительный на дрок не более двенадцати месяцев, компании после демонстрации ею, что она имеет СУБ, отвечающую целям раздела МКУБ. Администрация должна потребовать от ком­пании представить планы по внедрению СУБ, отвечающие всем требованиям МКУБ, в течение срока действия Временного Доку­мента о соответствии.

Временное Свидетельство об управлении безопасностью, дей­ствительное на срок не более шести месяцев, может быть выдано вновь поступившим судам или в тех случаях, когда компания при­нимает на себя ответственность за управление судном, которое яв­ляется новым для компании. Администрация может также продлить срок действия Временного Свидетельства об управлении безопасностью еще на шесть месяцев.

До выдачи Временного Свидетельства об управлении безопас­ностью Администрация должна проверить следующее:

  • Документ о соответствии, включая Временный Документ о соответствии, относится к данному судну;
  • СУБ, предусмотренная компанией для судна, включает ключевые элементы МКУБ и СУБ и была оценена в ходе аудиторской проверки для выдачи Документа о соответствии или Временного Документа о соответствий;
  • капитан и старший командный состав знают СУБ и плановые меры по ее внедрению;
  • отданы инструкции, определенные как наиболее важные для доведения до сведения до выхода в рейс;
  • планы аудиторской проверки судна компанией в течение трех месяцев имеются;
  • соответствующая информация о СУБ имеется на рабочем языке или языках, понятных судовому персоналу.

Кодекс вступил в силу по процедуре «молчаливого согласия» 1 июля 1998 года. Его положения распространяются на пассажирские суда, нефтетанкеры, химовозы, навалочники, газовозы и высокоскоростные грузовые суда валовой вместимостью 500 т и более. Для других грузовых судов и мобильных морских буровых установок (также вместимостью 500 и выше) Кодекс вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: