Судьи федерального конституционного суда фрг срок полномочий

Обновлено: 27.04.2024

В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который в отличие от Франции осуществляет как предварительный, так и последующий контроль (во Франции последний возможен только в случае нарушения конституционных прав граждан и сопряжен с дополнительными условиями). Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвенных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе пропорционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен получить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. (этот закон неоднократно изменялся и принимался в новой редакции) обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся: 1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отно­шений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли); 2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совместимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.); 3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по сущест­ву, округа, единицы административно-территориального деления) по поводу нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправ­ление; 4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами — законами, актами административ­ных органов, судебными решениями; 5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвине­нием, возбужденным против него парламентом; 6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб. Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В отличие от французского Конституционного совета в Федеральном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах земель применяется устный состязательный процесс.

Конституционная история Польши. Конституция Польши 1997г.

1997 г.Здесь важно обратить внимание на особенности социально-экономического развития государств Восточной Европы в 90-х годах 20 века, начале 21 века, а также образование новых государств: Чехия, Словакия, Словения, Босния и Герцеговина, Хорватия и др.В Польше действует Конституция, принятая в 1997 году на референдуме. Действующая конституция провозгласила демократический и правовой характер государства, республиканскую форму правления. Законодательную власть в Польше осуществляет парламент (Национальное собрание), состоящий из Сейма и Сената. Парламент избирается на 4 года по смешанной системе. Польша - смешанная парламентарно-президентская республика, во главе которой стоит президент республики. Президент избирается всенародным голосованием на основании мажоритарной системы абсолютного большинства. Президентом может избран любой польский гражданин, достигший 35 лет и обладающий избирательным правом. Правительство (Совет министров) формируется совместными действиями Президента и парламента страны. Совет министров состоит из председателя, вице-председателей и министров.

Судебная система Польши состоит из Верховного суда, специальных судов, апелляционных, воеводских и районных судов. Отдельную систему судов составляют административные суды и Высший административный суд. Судей на должность бессрочно (до достижения пенсионного возраста - 65 лет) назначает Президент страны по предложению Всепольского судебного совета. Судьей может быть: польский гражданин: • достигший возраста 26 лет,

• не имеющий судимости,

• имеющий высшее юридическое образование,

• имеющий определенный стаж работы и сдавший специальный экзамен.

В Польше существует Конституционный трибунал - судебный орган по защите конституционности. В его состав входит 15 судей, избираемых индивидуально Сеймом только на один 9-летний срок. Трибунал большинством голосов принимает решения. Польша состоит из общин (гмин) - первичных и самых мелких единиц самоуправления. Совет общины - представительный орган общины, состоящий обычно из 15-45 человек. Совет избирает из своего состава председателя совета. Более высокий уровень - воеводство (области, их 49). Воеводства также имеют свою систему управления. Представительный орган воеводства - сеймик, состоящий из членов, избираемых советами гминов.

В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который осуществляет как предварительный, так и последующий контроль .

Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвен­ных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе про­порционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен полу­чить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие усло­вия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся:

1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отно­шений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли);

2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимо­отношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совмес­тимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.);

3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по сущест­ву, округа, единицы административно-территориального деления) по по­воду нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправ­ление;

4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституци­онных прав юридическими актами — законами, актами административ­ных органов, судебными решениями;

5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвине­нием, возбужденным против него парламентом;

6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб.

Конституционный суд начинает действовать только после обращения к нему. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства.

Кроме того, Основной закон наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах. Каждый германский суд обязан обращаться в конституционный суд, если он считает, что закон противоречит конституции.

Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В Федераль­ном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах зе­мель применяется устный состязательный процесс.

Решения Федерального конституционного суда обязательны для всех органов федерации, земель, всех ведомств и судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения имеют силу закона.

Согласно Основному закону ФРГ судебная власть в Германии осуществляется Федеральным конституционным судом, иными федеральными судами и судами земель (ст. 92). Система судебных органов в Германии имеет сложный характер, что предопределено федеративным устройством страны и многоплановой судебной юрисдикцией.

Существуют шесть ветвей юстиции:

  • конституционная,
  • общая,
  • административная,
  • финансовая,
  • трудовая и
  • социальная.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Федеральная судебная палата. Иные ветви судебной власти возглавляются соответственно Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым спорам и Федеральным судом по социальным вопросам (абз. 1 ст. 95 Основного закона).

Основной закон также устанавливает, что Федерация может учредить федеральный суд по делам о правовой защите промышленной собственности; она же может образовать федеральные суды для вооруженных сил – военно-уголовные суды; последние могут осуществлять свою юрисдикцию лишь в случае введения состояния обороны, а также в отношении лиц из состава вооруженных сил, направленных за границу или находящихся в море на военных кораблях. Верховным органом для этих судов является Федеральная судебная палата (ст. 96). Чрезвычайные суды не допускаются.

Правосудие в ФРГ осуществляется на началах равенства всех перед судом и законом, независимости судей и подчинения их только закону, гласности судебного процесса, состязательности и иных, закрепленных в Основном законе и других правовых актах.

Федеральный конституционный суд.Данный институт получил конституционное закрепление еще в Веймарской конституции. Его важность предопределяется особой ролью в защите конституционного порядка. Федеральный конституционный суд является самостоятельным и независимым от всех других конституционных органов судом Федерации.

Председатель и заместитель председателя Федерального конституционного суда избираются соответственно Бундестагом и Бундесратом из состава обоих сенатов. Каждый раз при выборах этих должностных лиц происходит чередование между палатами парламента относительно избрания председателя суда. Сложился своего рода обычай, согласно которому партия (или коалиция), имеющая большинство мест в палате, предлагает кандидатуру председателя суда, а вторая по величине партия – его заместителя.

ПолномочияФедерального конституционного суда весьма широки. Он рассматривает:

1) дела о толковании Основного закона по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или других участников, которые Основным законом или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;

2) дела о соответствии Основному закону других актов федеральных органов государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела рассматриваются по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или трети депутатов Бундестага);

3) споры о компетенции между Федерацией и ее субъектами, в частности при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;

4) споры публично-правового характера между Федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной судебный порядок;

5) конституционные жалобы, поданные в связи с нарушением органами государственной власти или должностными лицами конституционных прав и свобод;

6) конституционные жалобы общин или объединений общин в связи с нарушением права на самоуправление;

7) иные дела, отнесенные к ведению Федерального конституционного суда Основным законом (ст. 93).

Система судов общей юрисдикции включает в себя действующие в землях

  • участковые суды,
  • земельные суды,
  • высшие земельные суды и
  • действующую на уровне федерации Федеральную судебную палату,

т.е. четыре инстанции. Данные суды рассматривают уголовные и гражданские дела. Всего действует 706 участковых судов, 116 земельных и 24 высших земельных суда.

Система специальных судов имеет три уровня (кроме финансовых судов, имеющих двухуровневую систему) –

  • окружные,
  • земельные суды и
  • федеральный суд.

К судам по трудовым спорам относятся: Федеральный суд по трудовым спорам (располагается в г. Кассель), 19 высших судов земли по трудовым спорам, 124 суда по трудовым спорам. К компетенции этих судов относятся споры между профсоюзами и союзами работодателей, между отдельными предпринимателями, с одной стороны, и работниками наемного труда (рабочие, служащие) – с другой.

В ведении административных судовнаходятся все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых, прежде всего иски граждан к различным государственным органам, споры о правах государственных служащих, а также споры между некоторыми административными единицами (например, между городом и общинами); эти же суды разрешают конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций, охраной окружающей среды, предоставлением политического убежища и т.д. Система административных судов включает

  • Федеральный административный суд,
  • 16 высших административных судов и
  • 52 административных суда.

Суды по социальным вопросам относят к особому виду административной юстиции. Эти суды рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам о социальном страховании, о выплате пособий на детей и проч. Система судов этого вида включает:

  • Федеральный суд по социальным вопросам (г. Кассель);
  • 16 высших (земельных) судов и
  • 69 низовых судов по социальным вопросам

Суды, входящие в систему каждого из упомянутых видов судебной юрисдикции, самостоятельны и независимы в отношении друг друга. В случае возникновения между ними разногласий по существенным правовым вопросам в соответствии с Основным законом (ст. 95) созывается совместный Сенат высших судебных инстанций, который выносит решения, обеспечивающие единство судебной практики. В Основном законе закреплены положения о несменяемости судей. Судьи назначаются без указания срока полномочий, но состоят в должности до достижения возрастного предела, установленного законом о судьях. Предельный возраст для судей судов общей и специальной юрисдикции составляет 65 лет.

Прокуратура в Германии не образует самостоятельной системы, а организационно связана с судами различных инстанций. Все федеральные прокуроры находятся под общим руководством министра юстиции ФРГ. Общее руководство прокурорами в землях осуществляет соответствующий земельный министр юстиции. Прокуратура проводит расследование по уголовным делам, отличающимся большой сложностью. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры участвуют и в разбирательстве гражданских дел.

Построение судебных органов в Федеративной Республике Германия определяется Основным законом данного государства и обусловлено федеральным устройством. Особое место судов ФРГ в механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии - 51, Италии - 101, Швеции – 100). Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети. Еще более важны не количественные, а качественные характеристики западногерманской юстиции. Желающие извлечь из ее истории уроки, полезные для развития демократических институтов, в том числе институтов правосудия, должны отдавать себе отчет в том, что именно суды являлись здесь важнейшим средством сдерживания демократических процессов и движений. Судебная власть – это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции Федерального конституционного суда и конституционных судов земель, действуют еще 5 ветвей правосудия: общая (возглавляет Федеральная судебная палата), административная (Федеральный административный суд), трудовая (Федеральный суд по трудовым делам), финансовая (Федеральный финансовый суд) и социальная юстиция (Федеральный суд по социальным делам).[10]

Федеральный конституционный суд Германии предусмотрен Конституцией ФРГ 1949 г. и сформирован в 1951 г., он стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. Все основные полномочия Федерального конституционного суда определены в ст. 93 Основного закона. Правовую основу суда составляет Федеральный закон «О Федеральном конституционном суде».

Федеральный конституционный суд разделен на две палаты, именуемые сенатами. Сенаты работают отдельно, весь объем дел разделен между ними примерно поровну. Важные дела сенаты рассматривают совместно. Руководят президент и вице-президенты, избираемые по очереди Бундестагом и Бундесратом.

Федеральный конституционный суд рассматривает вопросы конституционности законов; соответствие нормативно-правовых актов земель федеральному праву; споры межу федерацией и землями и между землями; жалобы граждан на нарушение прав и свобод; иные вопросы. Федеральный конституционный суд может проверять федеральные законы об одобрении международно-правовых договоров. Следует отметить, что в отличие от обычной доминирующей практики в большинстве государств исключительно последующего конституционного контроля Федеральный конституционный суд вправе осуществлять предварительный контроль после решения Бундестага, но перед выработкой закона об одобрении Федеральным президентом. Проверка актов конституционного права, например, законов на основании международного права, не предусмотрена. Это является основной причиной того, что в решениях Федеральный конституционный суд почти никогда не делает ссылки на такие международно-правовые источники, как Европейская конвенция по правам человека 1950 г. или международные пакты по правам человека. Федеральный конституционный суд не приводит их даже в качестве поддерживающих (дополнительных) аргументов. Федеральный конституционный суд не составляет единой иерархии с конституционными судами земель и не возглавляет ее – эти суды действуют самостоятельно в сферах своих компетенций. Решения Федерального конституционного суда носят обязывающий характер для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти земель, судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения обладают силой закона.

Верховный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного суда входят 11 сенатов по гражданским делам, 9 сенатов по уголовным делам и 7 сенатов по рассмотрению специальных вопросов, т. е. по делам картелей, адвокатов, нотариусов. В компетенцию Верховного суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земель. Федеральный суд может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. В компетенцию Федерального суда по гражданским делам входит рассмотрение кассационных жалоб на решения, вынесенные высшими судами земель (сумма иска до 30 тыс. евро). Из всех общих судов только Верховный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие суды являются судами земель.

Высшие суды земель выступают в качестве кассационных и апелляционных инстанций и в качестве судов первой инстанции. Они образованы во всех землях и рассматривают апелляционные жалобы на решения и определения нижестоящих судов.

Суды земель выступают как суды первой или второй инстанции, рассматривая жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. В составе каждого суда земли образовывается палата по гражданским (в том числе торговым) и уголовным делам. Заседают в составе трех профессиональных судей и председателя. Если дела не очень сложные, они могут рассматриваться единолично. Торговые дела могут рассматриваться в составе председательствующего и равноправных с ним двух непрофессиональных судей (например, могут быть из коммерсантов). Некоторые категории споров разрешаются председателем единолично.

Суды по трудовым делам: Федеральный суд по трудовым делам, который состоит из пяти сенатов. В судах земель по трудовым делам образовываются коллегии в составе одного профессионального и двух или четырех «почетных» судей.

Суды по социальным вопросам. Созданы для рассмотрения вопросов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным, вернувшимся на Родину гражданам, оказанием льготной помощи.

Суды по трудовым спорам. Им подведомственны дела, касающиеся трудовых правоотношений: споры и конфликты по тарифным соглашениям и по уставам предприятий, по вопросам внутреннего трудового распорядка и, в частности, участия представителей наемных работников в организации и управлении предприятием. К этим судам относятся: Земельный трудовой суд и Федеральный трудовой суд.

Суды по социальным вопросам так же, как и суды по трудовым спорам, двухуровневые: земельные суды по социальным вопросам и Федеральный суд по социальным вопросам. В их компетенцию входят споры по вопросам социальных пособий, пенсий, страхования по безработице, прав инвалидов и жертв войны, права на оплату медицинской помощи через больничные кассы.

Финансовые суды созданы главным образом для рассмотрения дел по вопросам уплаты налогов и таможенных сборов. Эта система включает Федеральный финансовый суд и еще 15 финансовых судов (по одному в каждой земле). Суды по финансовым вопросам разделяются на два уровня: суды нижней инстанции и Федеральный финансовый суд в качестве высшей инстанции. Они рассматривают споры по налоговым декларациям, налогам и сборам.

Система административной юстиции. Существует для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на акты органов государственного управления. Все системы судов независимы по отношению друг к другу. В случае возникновения противоречия между системами судов может быть созван общий сенат федеральных судов, чье решение обязательно для всех. На административные суды возложены полномочия по обеспечению законности в публичной деятельности.

Административные суды рассматривают споры публично-правового характера, т.е. споры граждан с официальными инстанциями. Их задачей является обеспечение защиты граждан при взаимоотношениях с органами публичной власти и ведомствами. Организация административных судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовая, первичная, инстанция по рассмотрению данных споров — административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется Административной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.

Федеральный административный суд выступает в качестве кассационной инстанции и редко — в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение). Большая часть дел рассматривается судами второй инстанции, т.е.земельными судами административной юстиции. При этом надо иметь в виду наличие в стране специализированных судов административной юстиции, решения которых обязательны для соответствующих ведомств. Например, споры авторов технических решений разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный административный суд.

Следует обратить внимание на особый порядок рассмотрения исков в судах административной юстиции, когда судебному разбирательству предшествует рассмотрение протестов на оспариваемые акты органов исполнительной власти (как предварительная стадия в административном процессе) в органах, издавших эти акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты. Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать орган, издавший акт, проверить его с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. Принесение протеста по общему правилу приостанавливает действие акта в его опротестованной части.

Прокуратура в Германии действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции. Таким образом, в рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации. [11]

Согласно ст. 93 Основного закона ФРГ«судебная власть вверяется судьям»[12]. Законодательство Германии приравнивает судей к «чиновникам особого статуса». Судьи федеральных судов назначаются на должность судьи президентом Германии, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд – министра юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам – министра труда и т.д.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий министр Германии (руководители соответствующих ведомств земель), а также 11 членов комиссии, избранных Бундестагом. Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других – министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на судейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией – выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов.

В большинстве земель назначение на судейскую должность требует также согласования со всеми министрами – членами кабинета. Все судьи назначаются на свои должности пожизненно, согласно ст. 97 Основного закона ФРГ.[13] Непосредственно федеральным парламентом Германии на срок 12 лет избираются только судьи Федерального конституционного суда. Судьи могут быть отстранены от должности либо по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров, либо дисциплинарного суда земли. Дисциплинарное преследование возбуждается министром юстиции Германии или министром юстиции соответствующей земли. Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда – 68 лет). Прокуратура в Германии действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции.

Таким образом, в рамках системы судопроизводства ФРГ судебная власть подразделяется на конституционное судопроизводство и пять самостоятельных отраслей судопроизводства, которые возглавляют соответственно высшие суды Федерации.

Охрану конституции осуществляет Федеральный конституционный суд (ФКС). ФКС проверяет законы на предмет их формального и материального соответствия конституции. Предварительная проверка конституционности законопроектов недопустима. Правовой основой организации и деятельности ФКС являются нормы Основного закона (ст. 92, 93, 94) и Федерального закона о конституционном суде 1951 г. (с последующими поправками и дополнениями).

Согласно конституции ФКС является одной из составных частей судебной власти (ст. 92). Как судебный орган ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оценкой действительности правовых норм. Конституционное судопроизводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защищать свои права в устном состязательном процессе.

В его компетенцию входит разрешение следующих категорий дел:

1. О толковании Основного закона в связи со спорами о компетенции;

2. О формальной и содержательной конституционности федерального права или права земель, либо о совместимости права земель с федеральным правом;

3. О конституционности федеральных законов в сфере конкурирующего законодательства;

4. О компетенции федерации и земель, особенно при исполнении землями федерального права и осуществлении федерального надзора;

5. О прочих публично-правовых спорах между федерацией и землями, между различными землями или внутри земли;

6. О необходимости сохранять федеральное регулирование по конкретному вопросу в сфере конкурирующего законодательства;

7. О конституционных жалобах частных лиц на нарушение публичной властью какого-либо из основных прав или какого-либо их права, которое содержится в Основном законе в ч. 4 ст. 20 (право на сопротивление попыткам свержения строя), ст. 33 (равенство прав во всех землях, равный доступ к публичным должностям), ст. 38 (избирательные права по выборам в бундестаг), ст. 101 (подсудность законному судье), ст. 103 (право быть выслушанным судом, запрещение обратной силы наказуемости деяния и повторной ответственности), ст. 104 (права в случае ограничения свободы и задержания);

8. О конституционных жалобах общин и общинных союзов на нарушение законом права на самоуправление, предусмотренного ст. 28 Основного закона, однако закон земли может быть оспорен только в случае, если с жалобой нельзя обратиться в конституционный суд земли;

9. О прочих делах, предусмотренных Основным законом (о злоупотреблении основными правами, о неконституционности политических партий и др.)

10. Компетенция ФКС может быть расширена федеральным законом. Закон земли может предусмотреть передачу в ФКС внутриземельных конституционных споров.

Если какой-либо суд сочтет закон, имеющий значение для вынесения решения по делу, неконституционным, то он должен

1. Приостановить «производство по этому делу и обратиться с соответствующим запросом в ФКС или в суд земли, компетентный в вопросах конституционности

2. Приостановить производство, если речь идет о нарушении Основного закона правом земли или о несоответствии закона земли федеральному закону

3. Приостановить производство, если в юридическом споре возникают сомнения в том, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли непосредственно для индивида права и обязанности.

Федеральный Конституционный Суд:

ФКС состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Трое из восьми судей в каждом сенате должны быть избраны из числа судей пяти высших федеральных судов. Пять других членов в каждом из сенатов избираются из числа лиц не моложе 40 лет, обладающих пассивным избирательным правом для выборов в Бундестаг и имеющих профессиональное образование, дающее возможность осуществлять функции судьи. Должность судьи ФКС несовместима с депутатским мандатом в Бундестаге или членством в Бундесрате, с занятием должности в Правительстве, равно как и в соответствующих органах земель.

Судьи избираются в равной пропорции Бундестагом и Бундесратом, однако если выборы в Бундесрате являются прямыми, то в Бундестаге – косвенными: судьи избираются специальной коллегией выборщиков, избранной Бундестагом на основе пропорционального представительства (сообразно численности партийных фракций) и состоящей из 12 членов. В обоих органах для избрания судьи необходимо большинство в 2/3 голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются поочередно то Бундестагом, то Бундесратом.

Избранные на должность судьи назначаются Федеральным президентом.

Срок полномочий судей ФКС – 12 лет, предельный срок пребывания в должности – 68 лет.

Судья ФКС:

1. Должен быть не моложе 40 и не старше 68 лет

2. Должен иметь право на занятие судейской должности, т. е. иметь законченное университетское юридическое образование, включающее профессиональную стажировку

3. Без каких-либо дополнительных требований судьей может стать штатный профессор права университета

4. С учетом возрастных ограничений конституционные судьи избираются на 12 лет без возможности переизбрания. Полномочия члена ФКС, истекшие во время состояния обороны, прекращаются через шесть месяцев после его окончания.

Следует подчеркнуть, что ФКС не возглавляет системы конституционных судов. Он не вправе как-либо контролировать результаты конституционного судопроизводства в землях.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: