Судебные ораторы древнего рима кто

Обновлено: 26.04.2024

Характеристика биографии Цицерона. Анализ взглядов Цицерона на ораторское искусство, а также определение понятия риторики. Анализ основных положений труда "Риторические наставления" Квинтилиана. Определение критериев красноречия и назначения риторики.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.09.2017
Размер файла 24,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Российской Федерации

мОСКОВСКОГО ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Знаменитые ораторы Древнего Рима

Выполнил: Михайлов А.В.

Проверила: Климова

1. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве

2. Квинтилиан - автор «риторических наставлений»

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Если для греков главное в риторике - искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. В средневековье риторика становится искусством украшения речи. С этого времени она обращена не только к устным, но и к письменным текстам. Средневековые риторики писались на латыни. Риторики на национальных языках появляются в Европе в XVI - XIX вв.

Таким образом, римские риторы определили каноны развития риторики на протяжении более полутора тысячи лет.

1. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н. э.) - крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Его имя стало даже нарицательным. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги: «Об ораторе», в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа; «Брут, или О знаменитых ораторах» - история красноречия; «Оратор» - произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма, имевшие огромное влияние на всю европейскую культуру.

Окончив начальную школу, Цицерон слушал академика Филона, который не только восхищал римлян красноречием, но и снискал их любовь своим характером; а сойдясь в то же время с Муцием и его друзьями, людьми, сведущими в управлении государственными делами и первенствовавшими в сенате, он с помощью их ознакомился на опыте и с законами; некоторое время участвовал он также в походах под начальством Суллы. Затем сблизился с учеными греками и стал заниматься науками вплоть до того времени, когда Сулла одержал верх и государство, как казалось, получило некоторую устойчивость. В эти же годы Хрисогон, вольноотпущенник Суллы, объявившего о продаже имущества одного лица, как убитого во время проскрипций, сам купил это имущество за 2000 драхм. А когда Росций, сын и наследник убитого, возмущенный этим, стал доказывать, что имущество стоит 250 талантов, Сулла же, став в положение ответчика, разгневался и возбудил против Росция придуманный Хрисогоном процесс по обвинению его в отцеубийстве, - не только никто Росцию не помог, но все от него отвернулись, устрашенные суровостью Суллы. Покинутый, таким образом, всеми, юноша прибег к Цицерону, а друзья последнего стали в один голос подстрекать его, говоря, что другого более блестящего и лучшего начала на пути его к славе быть не может. И Цицерон, приняв на себя защиту Росция, имел успех, вызвавший восхищение, но из страха перед Суллой уехал в Грецию, распространив слух, что телесные его недуги требуют врачевания. Да и на самом деле был он телом худ и тощ, а по причине болезни желудка ел до скудости мало и лишь в поздние часы. Голос же его, сильный и хороший, был резок и необработан; доходя в разгар речи, пылкой и патетической, всегда до высоких тонов, он заставлял опасаться за здоровье оратора (2, с. 12).

Цицерон занялся совершенствованием своего красноречия. Для этого он предпринял путешествие в Азию и на Родос. Рассказывают, что Аполлоний (оратор на Родосе), не понимавший латинской речи, попросил Цицерона говорить во время их занятий по-гречески. Тот охотно последовал приглашению, полагая, что так лучше будут исправлены его ошибки. Когда он произнес свою речь, все были поражены и стали состязаться друг с другом в похвалах. Аполлоний же и слушал его с видом далеко не веселым, и по окончании речи долго сидел в задумчивости; видя же огорчение Цицерона, сказал ему: «Тебя, Цицерон, я хвалю и удивляюсь тебе, но жалею о судьбе Эллады, воочию убеждаясь, что единственное из прекрасного, оставшееся еще у нас,-- образованность и красноречие,-- и то, благодаря тебе, сделалось достоянием римлян».

Когда Цицерон посвятил себя делу судебной защиты, он выдвинулся на первое место, и притом не мало-помалу, а сразу же стал блистать славой и оставил далеко позади себя всех состязавшихся на форуме ораторов. Говорят, что он не менее Демосфена страдал недостатками в декламации, а потому усердно поучался как у комического актера Росция, так и у трагического - Эзопа. Декламация же Цицерона немало содействовала убедительности его речей. Высмеивая ораторов, прибегавших к громкому крику, он говорил, что те по немощи своей выезжают на громогласии, подобно тому как хромые садятся на лошадей. Тонкое остроумие, вкладываемое в такие шутки и насмешки, казалось уместным для адвоката и изящным приемом, но, пользуясь им слишком часто, Цицерон обижал многих и заслужил репутацию человека злого.

Имея состояние небольшое, хотя и достаточное для покрытия своих расходов, он вызывал удивление тем, что не принимал ни денежных вознаграждений, ни подарков за судебные защиты.

Поистине, человек этот лучше всех сумел показать римлянам, сколько привлекательности может придать правому делу красноречие: он показал, что правда непреоборима, если ее высказывают умело, и что хорошему государственному деятелю надлежит на деле всегда предпочитать правое угодному толпе, а речью скрашивать горечь полезного.

Каковы же взгляды Цицерона на ораторское искусство? Автор сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, подлинное красноречие -- нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. «В самом деле, - пишет он, - ведь здесь необходимо усвоить самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и в нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса. » Это, собственно, программа подготовки оратора (2, с. 13).

Цицерон считает, что основа ораторского искусства прежде всего - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня.

Так что же такое риторика по мнению Цицерона? Риторика - это наука об ораторском искусстве. Во всех трех трактатах Цицерона постоянно звучит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности философии. И всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. Один вопрос разделял философов и риторов: является ли риторика наукой? Философы (вспомним Сократа и Платона) утверждали, что риторика не есть наука. Риторы утверждали обратное. Цицерон предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, т. е. умозрительная, наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского, опыта. Обязанности оратора заключаются в следующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему словесную форму; 4) утвердить все это в памяти; 5) произнести. Цицерон придерживается установившейся в античном мире классической схемы, согласно которой предлагалось пятичастное деление риторического процесса. Риторический процесс - весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Кроме того, в задачу оратора входит расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключение придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника. цицерон квинтилиан риторика красноречие

В чем видел Цицерон красоту речи? В ее свежести, благородстве, страстности, логичности, причем, по его мнению, «цветы слов и мыслей» должны распределяться в речи «с разбором». Словесные нагромождения, расцвеченная чрезмерно яркими красками речь не доставляют длительного удовольствия, пресыщают и раздражают слушателей.

Цицерон продемонстрировал глубокое проникновение в сущность ораторского искусства, создав ораторскую теорию на основе своего богатого опыта. Блестящий теоретик, он обобщил" и осмыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.

2. Квинтилиан - автор «риторических наставлений»

Знаменитый римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35 - ок. 100 н. э.) - автор обширного сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления». Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это вершина исследования ораторского искусства: ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический и практический анализ красноречия. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей (1).

«Следует ли жестко придерживаться риторических правил?» - спрашивает Квинтилиан. Он считает, что правила не должны лишать оратора возможности проявлять самостоятельность. А этому следует учиться. И Квинтилиан задает вопрос: природное дарование или учение способствует красноречию? Он отвечает: оратором сделаться нельзя без того и другого. «Словом, природа есть вещество, а наука художник. Художество без вещества ничего не значит, вещество и без художества имеет свою цену; но превосходная отделка есть лучше самого драгоценного вещества».

Вершина ораторского мастерства, по мнению Квинтилиана, - способность говорить, не готовясь, а для этого необходимы огромные знания и разнообразные навыки.

В Риме ораторское искусство достигло своей вершины. Античность не знала до этого времени такого расцвета красноречия.

Несмотря на то, что римская риторика была подчинена сугубо утилитарным целям, как то защита интересов клиента в суде, панегирики в честь императора и богатых людей, все таки даже греки признавали недосягаемую высоту римского искусства красноречия.

Цицерон и Квинтиллиан являлись общепризнанными мастерами риторского искусства, многие современные учебники напрямую цитируют речи этих риторов.

Список литературы

1. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М.: Просвещение, 1990.

2. Кохтев Н.Н. Риторика.- М.: Просвещение, 1994.

3. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. - М.: Просвещение, 1996.

Ораторы Древней Греции и Рима
План.
Введение
Древнегреческая риторика
1.Софисты - учителя риторики
2.Демосфен, Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
3.Аристотель и его риторика
Риторика Древнего Рима
1. Марк Антоний и Цицерон - об ораторском искусстве.
Заключение
Литература

Введение
Мы современные люди не задумываемся над искусством «звучащего» слова. Мы упрощаем разговорную речь до символов и знаков и, к сожалению, чтобы высказать свою мысль нам нужно подобрать слова. Косноязычная речь, путанность мысли приводит к тому, что люди не понимают друг друга.
Со школьной скамьи, изучая историю в школе, вспоминаем интересные уроки истории Древней Греции и Рима. В Древней Греции - Афины, как центр культуры, образования, музыки, ораторского искусства. Греция древняя и современная поражает красотой, теплом своей природы, уютом маленьких и больших городов. Наверное, поэтому здесь рождались темпераментные люди, умеющие красиво выражать мысли. Красиво выразить свою мысль – это искусство, которому учились. В Греции и Риме люди владеющие словом, собирали стадионы. Обращали людей в героев и борцов за мир и справедливость, умели победить своих соперников убеждением слова. Слово, как говорят, у нас в стране может убить, а может воскресить. Сила слова, его величие, значимость поднимали бойцов в бой. Оратор должен помнить о содержательности своей речи и привлекательности для слушателей.
Греция и Рим – это колыбель европейской цивилизации. В Греции была создана школа софистов - «странствующие учителя мудрости», которая учила красноречию. Выдающиеся ораторы древности: Демосфен, Платон, Аристотель, Перикл, Цицерон, Софокл…
Искусство говорить развивалось в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. Греки с трепетным изумлением вслушивались в слова «сладкоречивого» царя Нестора и восторгались Одиссеем: «Речи, как снежная вьюга, из уст у него устремлялись».
Древнегреческая риторика
1.Софисты - учителя риторики
Мы видим, что искусство слова в древности было устным. Софисты развивали не только устное ораторское искусство, но и писали теорию – издавали учебники в 5 веке до н.э. Один из самых известных софистов – Горгий из Леонтины (485-380 г.г. до н. э).
Он на первое место ставил стиль речи. При публичном выступлении необходимо психологически завладеть аудиторией, заставить себя слушать. Речь не должна быть монотонной и однообразной. Приемы могут быть различными, например, применяется быстрое и мгновенное противопоставление понятий, утверждений называется этот приём антитезой.
Другой приём основан на применение противоположного по смыслу слова, термина, понятия. Самый удивительный приём, когда оратор может разделить свою речь на главные части и усиливать или понижать ритм речи с помощью рифмы в конце предложения, произношение с разной силой только согласные буквенные звуки (аллитерация). Кстати, применение данного приёма может быть использовано не только в ораторском искусстве, но и в медицине при выводе больного из состояния шока или комы.
Мы, слушая, наслаждаемся сочетанием звуков в речи. Речь плавная, красиво переходящая от слова к слову. Такой приём называется благозвучием или по научному - ассонансами.
Софисты Фразимах, Платагор – продолжили теорию развития речи, добавили свои элементы в красноречие, давая возможность ораторскому искусству войти в ряд наук, которые были показаны к изучению в Греции и Риме всем, кто назывался гражданином. Граждане – это те, кто родился и жил на территории Греции или Рима. Рабы, переселенцы, приезжие торговцы таковыми не являлись.
Можно сделать вывод, какой части населения страны было доступно ораторское искусство. Ограничения были законные, гражданин овладевший искусством слова мог достигнуть больших высот в ранге влиятельных и уважаемых граждан государства. При социальном неравенстве допустить влияние низших, как правило, бесправных людей к влиянию на умы и души граждан государства недопустимо.
Софистам выразим свою благодарность за науку называемую риторикой. В современных школьных гимназиях была попытка ввести риторику, как школьный предмет, но не подготовленных учителей, ни умеющих специалистов не нашлось. Свелось это начинание к увеличению письменной нагрузки на ученика. Отвечать ученику первого или второго класса письменно в тетрадях по риторике не хотелось, да и непонятно было ему, зачем это надо. Нагрузка пала на родителей, а у них и других дел много, не до риторики; тем более родители уже получили образование и профессию.
Перейдем от знакомства с софистами, к политическим деятелям Рима и Греции, к прекрасным философам, ораторам и политическим деятелям, которые словом сделали больше, чем военные оружием в установлении демократии в Афинах или империи в Риме.
2.Демосфен, Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия»
Знакомство с жизнью политического деятеля, предводителя «группировкой» боровшейся с македонскими захватчиками полисов, то есть городов – государств, в Греции, с авторитетным и уважаемым гражданином, к слову и мнению которого прислушивается большинство – Демосфеном.
Каково же было моё удивление, когда узнала, что он был мальчиком, страдавшим физиологическими недостатками: хрупкий, неслышный голос, нервное подергивание лица, плохо, если не сказать, не говорившего связанной и понятной речью. Родился в Афинах, семья была материально обеспечена, но после внезапной смерти отца вынуждена была распродать своё имущество. Установленное опекунство не приносило средств к существованию, нужно было выживать, надеяться можно было только на самого себя. Мальчику было семь лет!
Прошло несколько лет, в течение которых он учился, работал со своими недостатками. Настало время, когда он начал зарабатывать деньги путем составления текстов речи для заседателей в суде.
Демосфен за свою жизнь написал пятьдесят статей различных речей, большая часть принадлежит судебным речам. Он хорошо владел информацией жизни людей, обращавшихся к нему за помощью, мог безошибочно доказать или опровергнуть вину человека.
Соглашусь с тем, что людям, чья профессия связана с правовыми органами, например, адвокату или судье, познакомится в составлением речей защиты или обвинения, очень полезно.
Судебно – политические речи « О преступном посольстве» 343 год или « За Ктесифона о венке» 330 год, но они для нас не интересны, мы плохо или совсем не знаем о чем спор, кто те, о ком идет речь в статьях. Узкие специалисты пользуются этими статьями в своей научной работе.
Специалисты доказывают, что самые интересные и наполненные речи – это политические. Демосфен любил их писать. Они рассказывают о событиях и жизни людей неабстрактных, не вообще о происшедшем, а о конкретных живых событиях.
Речь должна быть заинтересованной, живой, свободной. В процессе своей речи, он мог отойти от приготовленного плана, говорить без бумажки. Эмоциональное, зажигающее выступление никого не оставляло равнодушным. Как часто бывало, слушатели его речи были завоёваны – делай с ними теперь, что хочешь. Он избегал тратить свои силы на долгую прелюдию в речи. Четкие, неопровержимые доказательства, приводили к победе над своими оппонентами.
Демосфен как хороший учитель постоянно в процессе своей речи возвращал слушателей к её важным, основным моментам, как бы закрепляя услышаное. Многократное повторение приводило слушателя к мысли, что это его мнение и его собственная точка зрения. Большое искусство убедить человека в этом.
Сегодня мы наблюдаем за речью учителя в школе, преподавателя в институте, телеведущего, актера в театре. Мы отмечаем правильность, доступность для понимания речь, стройность её форм, красоту оборотов речи. На фоне современного «слогана» правильная речь возвращает к традициям, наполняет душевным содержанием, широким восприятием слова, особенно нашего русского. Прикоснуться к живому источнику, что напиться холодной ключевой воды из родника. Нас всех спасает родник русского языка, наша классическая литература. Как жаль, что к чистому роднику наше молодое поколение всё меньше обращается. Сохранение родной речи, родного слова – это сохранение идентичности народа, его культуры, его традиций, а значит и жизни. Мы сохранимся, как страна, как государство.
Интересно, чтобы сказал сегодня Демосфен о речи, которой мы пользуемся, о языке на котором мы говорим. Наверное, не смог бы перевести наш современный язык на свой родной, греческий. Больно много мусора, «иностранщины» внесено за последние двадцать лет в наш язык.
Обратим свое внимание на непревзойденного древнегреческого философа, писателя, человека, подарившего идеалистическое учение миру, которое нашло последователей в Европе. Великие французские философы подхватили эту теорию, развили в учение и распространили по миру. Гуманисты, энциклопедисты привели к Великой французской революции, а учение К. Маркса и Ф. Энгельса к революции в России, но сейчас не об этом.
Платон, так же, как и Демосфен родился и вырос в Афинах. Аристократическая семья дала прекрасное образование. В юности он был знаком с Сократом. Охотно ходил на его лекции, учился пониманию сказанного. Принимал активное участие в политической жизни, был участником Коринфской войны.
Прекрасно понимая значения образования, как необходимого в развитии души и тела, открыл свою гимназию в Афинах, которая пользовалась популярностью среди граждан.
Платон был разносторонним человеком, кроме работы над философскими трудами он активно занимался спортом и участвовал в олимпийских играх. Был неоднократно победителем. « В здоровом теле, здоровый дух»!
Хотя сам Платон разделяет в своих трудах понятия «душа» и «тело», считая их противоположными субстанциями. Он придерживается теории – бессмертия души.
Платон в своих трудах пишет о «сущности вещей», которые помогают выработать людям правильное мнение о них. Овладев такими знаниями можно легко внушить свое мнение гражданам государства.
Кому, как не нам, знать это воздействия на себе, современных людей новых технологий, основанных на древних философских источниках.
Нельзя обойти вниманием одного из самых успешных политиков и государственных деятелей, человека, который много времени уделял развитию афинской демократии, укреплению афинского права, развитию городов, укрепил морское могущество Греции.
Сегодня мы любуемся, в качестве туристов, афинским Акрополем, постройками Парфенона.
Кроме таланта военного он обладал талантом оратора, вдохновляющие речи перед боем, вели его воинов к победе, как это было в Пелопонесской войне.
Как жалко терять талантливых, работоспособных людей пораженных неизлечимыми болезнями, как чума, от которой умер Перикл.


3.Аристотель и его риторика
Наконец добрались до имени самого известного ученого, философа, последователя и ученика Платона, Аристотеля. Много трудов, посвященных изучению души и тела есть в наследии Аристотеля. Привлекает, следуя теме, книги, посвященные риторике, красноречию, умению говорить.
В книге «Риторика», он обобщил опыт ораторов Греции и написал правила, которым надо придерживаться при написании убедительной речи.
Обобщенный опыт и труды Аристотеля дали возможность дальнейшего развития искусства говорить, красиво и правильно.
Развитие ораторского искусства в Греции во втором тысячелетии до нашей эры привело к необходимости его изучения в Римской империи. В Риме были открыты специальные школы риторического искусства. Талант и способности Цицерона, Марка Антония, Цезаря привели к дальнейшему развитию науки «говорящего слова».
Риторика Древнего Рима

Марк Антоний и Цицерон - об ораторском искусстве.

Марк Антоний – древнеримский политик, военачальник, человек чести и достоинства, трижды консул. Ученик Цицерона, друг и соратник Юлия Цезаря. Своим словом, организаторскими способностями выводил свои конные войска из самых безвыходных ситуаций. Обладал умением выстроить речь так, что казалось, он выступает без подготовки. Большое значение он придавал не только речи, но и сопровождающему жесту. Его жестикуляция была яркой, неповторяемой, как будто все его тело участвует в речи. Цицерон писал о нем, как об одном из двух выдающихся ораторов, рядом ставил только Лициния Красса. Равных ему не было, но обстоятельства и фортуна могут отвернуться и тогда поражение неизбежно.
Поражение его армии в битве при Акции, вынудили его покончить жизнь самоубийством.
Учитель Марка Антония в ораторском искусстве Марк Туллий Цицерон, родился в городе Арпине, получил хорошее образование, в Риме вошел в число представителей граждан в Сенат. Ораторский талант, сдержанность, речевой такт позволили ему завоевать доверие не только у членов Сената, но и простых граждан, которым он помогал безвозмездно. Был убит недоброжелателями.
Заключение
Риторика, наука, которая показывает, как сделать стиль речи правильным и доступным для понимания, определяет содержание мыслей и стиль поведения. Она вырабатывает философию жизни человека. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.
В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.
Если для греков главное в риторике - искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время». Остается основной для тех, кто занимается политикой, правом, государственным служащим, педагогам.
Ораторское искусство – это искусство «говорящего слова», убеждающего людей в правоте сказанного.
Первым было Слово, и Слово было у Бога, а люди лишь последователи этого Слова.


Римская империя, добившись власти и могущества во всем Средиземноморье, переделывала основы греческой культуры на свой лад. И, конечно, это прежде всего касалось философии и ораторского искусства. Римские ораторы достигли высокого уровня в своей деятельности. Риторика стала не только средством влияния на общество, но и жанром в литературе.

Ораторская трибуна в Древнем Риме

В древнеримских городах на центральной площади собирались народные вече и сенатские заседания, где выступали с речами знаменитые ораторы и деятели политики. Для них устанавливалась специальная трибуна, которую называли рострой. Ее декорировали носами трофейных кораблей, захваченных в сражениях, и покрывали орнаментами. Ростр имел огромное значение для команды корабля, он являлся своеобразным талисманом, который защищает судно от штормового ветра, мели и прочих бед.

юридические лица в древнем риме
Ораторское искусство Древнего Рима

В Древнем Риме умелое владение словом высоко ценилось и считалось главным средством влияния в политических сражениях. Ораторское ремесло было одним из основополагающих предметов в системе древнеримского образования. Оно было тесно переплетено с политикой, юриспруденцией и литературной деятельностью. Риторика получила большое развитие в ту эпоху, поскольку общественная жизнь в стране была довольно интенсивна. В древнеримском обществе приветствовались публичные высказывания, и граждане с удовольствием участвовали в таких мероприятиях.


юридические лица в древнем риме фото
Знаменитые ораторы Древнего Рима

Величайшим мастером слова у древних римлян был Марк Цицерон (106 г. до н.э. — 43 г. до н.э.). Он добился высочайшего положения в обществе деятельностью адвоката и блестящего оратора, кроме того, у него было хорошее образование. Учителем Цицерона был известный юрист Сцевола.
Еще одним знаменитым педагогом Цицерона был Марк Антоний Оратор (143 г. до н.э. — 87 г. до н.э.). Он занимался политикой и ораторским делом, занимал должность консула в 99 году до н.э.
Марк Фабий Квинтилиан — известный древнеримский оратор и правовед. Он написал сочинение «Образование оратора», в котором призывал воспитывать в мастерах красноречия всестороннее развитие и высоконравственность, а не только учить их обычным ораторским приемам и шаблонам.

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов. Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести. Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

2.2. Квинтилиан – автор риторических наставлений

Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком. Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства — азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска. богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности — ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.

И коротко о других фигурах:

Марк Порций Катон (лат. Marcus Porcius Cato; 234 — 149 до н. э.), обыкновенно называемый в отличие от его правнука Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) — представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.

Марк Анто́ний (лат. Marcus Antonius; 14 января 83 до н. э., Рим — 1 августа 30 до н. э., Александрия Египетская) — древнеримский политик-цезарианец и военачальник, триумвир 43-33 гг. до н. э., трижды консул 44 до н. э., 34 до н. э. и 31 до н. э., квестор 51-50 гг. до н. э.

Марк Лициний Красс (лат. Marcus Licinius Crassus; 115 — 53 гг. до н. э.) — древнеримский полководец и политический деятель, триумвир, один из богатейших людей своего времени.

Гай Ю́лий Це́зарь (лат. Gaius Iulius Caesar [ˈgaːjʊs ˈjuːljʊs ˈkae̯sar]; 13 июля, или, по другим данным, 12 июля 100 или 102 до н. э.[1] — 15 марта 44 до н. э.) — древнеримский государственный и политический деятель, диктатор[2], полководец, писатель.

Своим завоеванием Галлии Цезарь расширил римскую державу до берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев.

Марк Калидий (лат. Marcus Calidius) — римский оратор.

Современник Цицерона и сторонник Цезаря, был претором в 57 до н. э. и умер наместником Галлии по ту сторону Альп в 47 до н. э. Он был главным представителем так называемого аттического направления в римском ораторском искусстве.

На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия. В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».

В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с нею. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства. Когда в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторические школы, в них устремилась молодежь. Один из римских историков писал: «Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским?» [25]
Противостояние рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев наложило яркий отпечаток на римское ораторское искусство. Форум, где мог выступить каждый свободный гражданин Рима, постоянно слышал процессы по обвинению в вымогательстве, насилии, пристрастии и изменах. Крупным римским оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон Старший (234-149 до н.э.). Историк и агроном, полководец и государственный деятель, он был родоначальником латинского красноречия, и главное в его речах - их большой внутренний смысл. Когда Катон выступал обвинителем в суде, он всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал мысли, давал объективные оценки явлениям. Любой его противник оказывался побежденным. Говорил Катон с особым подъемом, целеустремленно, с жестикуляцией, что считалось главным достоинством оратора. Основные качества его речей - это точность, краткость и стилистическое изящество. Цветы красноречия использовались для того, чтобы глубже проникнуть в существо вопроса, например, повторы употреблялись для усиления мысли, которая должна проникнуть в сознание слушателей.
Цицерон высоко ценил Катона как оратора: «Все можно сказать и благозвучнее, и с большим изяществом, но с большей силой и живостью не может быть сказано ничто». Плутарх также отмечал, что Катон умел говорить метко и остроумно.
Славу выдающегося судебного оратора приобрел Гальба, который обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать в речи доказательства. Ораторское мастерство Гальбы в полной мере соответствовало требованиям Цицерона к оратору, который должен уметь убеждать точными доводами, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, воодушевлять судью. Нередко Гальба произносил защитительные речи столь яркие, что заканчивались они под шум рукоплесканий.
В середине II в. до н.э. значение судебного красноречия в Древнем Риме возрастает; теория судебной речи разрабатывается на базе греческого наследия. Судебная речь делилась обыкновенно на пять частей: 1) вступление; 2) изложение обстоятельств дела; 3) приведение доводов в пользу своей точки зрения; 4) опровержение доводов противника; 5) заключение. Начало речи должно было привлечь внимание судей и настроить их благосклонно, поэтому его необходимо было тщательно отделать, однако оно должно быть скромным по форме. Для аргументации существовал целый ряд правил. Все самые действенные приемы оратор оставлял на заключительную часть. Для каждой композиционной части существовали соответствующие украшения речи. Обращение во вступлении речи можно было употреблять только в исключительных случаях.
Римские риторические школы старались привить ученикам навыки судебного ораторского искусства, учили подбирать аргументы, применять так называемые общие места, учили пользоваться украшениями. Риторы прекрасно владели правилами публичной речи, знали и учитывали законы логики, умели внушать свои мысли огромной аудитории.
Знаменитым судебным оратором этого периода был Гай Папирий Карбон (ум. 82 до н.э.), который блестяще показал себя во многих процессах по уголовным и гражданским делам. Цицерон называл его в числе великих и самых красноречивых ораторов.
В те же годы был еще один знаменитый адвокат - Гай Скрибоний Куриондед. Цицерон назвал его оратором поистине блистательным, а речь Куриона в защиту Сервия Фульвия о кровосмешении - образцом красноречия.
Судебные речи Марка Антония (143-87 до н.э.) имели политический оттенок. Главным оружием в его защите был пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку и, обладая даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.
Решительно недостижимым, по характеристике Цицерона, судебным оратором был Красе. Речи его отличались тщательной подготовленностью. Это касалось прежде всего юридической обоснованности, а также стилистического изящества. Цицерон называл его «лучшим правоведом среди ораторов».
Последним ярким представителем доцицероновского периода римского судебного красноречия был Квинт Гортензий Гортал. Речь Гортензия, всегда отработанная, изящная и доступная, покоряла слушателей благородством мыслей, точным и уместным выбором слов и конструкций. Ясность речей достигалась тем, что оратор умело выделял главные пункты, анализировал и оспаривал доводы противной стороны и в конце представлял новые, бесспорные аргументы. Гортензий ввел два приема, каких не было ни у кого другого: разделение, где перечислял, о чем будет говорить, и заключение, в котором напоминал все доводы противника и свои.
Голос Гортензия отличался приятностью и ровностью, манеры - достоинством, жесты - одушевлением. Каждое его появление в суде вызывало восторг слушателей.
Все лучшее, чего достигло древнее римское ораторское искусство, сконцентрировано в ораторском мастерстве Марка Туллия Цицерона (106-44 до н.э.). Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут возвести человека на самую высокую ступень почета: одно -это искусство хорошего полководца, другое - искусство хорошего оратора». Одаренный от природы, он получил прекрасное образование: изучал римское право у знаменитого юриста Сцеволы, учился диалектике - искусству спора и аргументации, знакомился с греческой философией, изучал ораторское искусство греческих мастеров слова, учился ему у Красса и Антония.
Но на первый план Цицерон выдвигал труд. Он много работал над голосом, чтобы устранить его природную слабость и придать ему приятное звучание и силу. Всегда тщательно готовился к произнесению речей, постоянно совершенствовал свое ораторское мастерство. Наиболее полезным для оратора Цицерон считал этику и логику, философию, историю и литературу, так как знание логики помогает логически правильно построить речь, знание этики - выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Философия, история и литература делают интересным то, что уже известно.
Наиболее важными условиями успеха Цицерон считал убежденность самого оратора и стремление убедить суд, а решающим фактором в выступлении оратора - знание. Если говорящий плохо знает дело, то никогда не сможет убедить слушателей, каким бы искусством ни обладал; знание же «дает содержание красноречию, материал для выражения». Оратор, по его убеждению, должен подобрать материал и доказательства, уметь расположить их.
Расположению материала (expositio) Цицерон придавал большое значение. Он разработал композицию судебной речи, которая обеспечивала максимально легкое усвоение материала. Речь состояла из шести частей: 1-я часть - вступление, которое должно вызвать симпатии к оратору, сосредоточить внимание слушателей, подготовить их к тому решению, которое предложит оратор; 2-я часть (Partitio) - план выступления, в котором он ясно указывал основные положения защиты и выдвигал тезис; 3-я часть (Narratio) - рассказ о том, как произошло преступление. Самой главной частью речи Цицерон считал 4-ю - доказательства (Probatio). Для доказательства оратор привлекал факты двоякого рода: одни из них должны действовать на ум слушателей (argumentum); другие - воздействовать на чувства, что особенно важно в конце речи. Затем шла 5-я часть (Repetitio) - повторение решающих доводов, чтобы они лучше запечатлелись в сознании суда. И заканчивалась речь подведением итогов (Peroratio).
Главная сила речей Цицерона - в их содержательности, умении подбирать веские доказательства, в логичном расположении материала. Он постепенно и целенаправленно разбивал все нападки противников, старался не столько победить, сколько убедить.
Глубокому содержанию речей Цицерона соответствовала яркая форма. Все изобразительные средства были использованы и «разбросаны по речи с умом», особенно сильны были его патетические заключения с риторическими вопросами. Цицерон писал: «Чтобы зажигать сердца, речь должна пылать». И все его судебные речи, сильные по аргументации, удивительные по форме, очаровывали и подчиняли себе слушателей: он умел возбудить в них чувство сострадания к подсудимому, умел остроумным замечанием ввести противника в замешательство, заставить судью улыбнуться. Квинтилиан так оценил ораторское мастерство Цицерона: «Небо послало на землю Цицерона, по-видимому, для того, чтобы дать нам пример, до каких границ может идти могущество слова… С полной справедливостью современники провозгласили его царем адвокатуры».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: